Правила заполнения извещения о дтп по европротоколу. В чем могут быть проблемы. Где взять бланк европротокола

При возникновении аварии на дороге законодательство предусматривает возможность провести оформление ДТП без ГИБДД. Данный способ фиксации ДТП возможен, если стороны происшествия нашли компромиссное решение по данному вопросу. Но важно еще и знать как правильно оформить европротокол.

Как оформить ДТП без участия ГИБДД

Законодательство в некоторых случаях, при соблюдении определенных условий допускает возможность произвести оформление ДТП без ГИБДД.

Условия, которые позволяют это сделать:

  • участники происшествия должны были заключить договор страхования ОСАГО.
  • в результате аварии допускается только вред, причиненный имуществу (в случае вреда здоровью или жизни, данный метод фиксации ДТП не допустим);
  • все стороны ДТП должны прийти к согласию, относительно обстоятельств совершения аварии и зафиксировать этот факт в извещении о ДТП.
  • Пострадавший не возражает против того, что выплаты по страховке ОСАГО, которые будут выплачены в качестве компенсации по данному ДТП, будут составлять не больше 50 000 рублей.
  • Стороны аварии должны на протяжении 5 дней обратиться каждый к своему страховщику.

Что делать после произошедшей аварии?

  1. Первое что нужно сделать после произошедшего ДТП – включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной установки.
  2. Найти очевидцев происшествия, которые смогут выступить свидетелями и записать их данные.
  3. Созвониться со страховой компанией, которая оформляла страховку, и уведомить о происшедшем.
  4. При оформлении договора страховой компанией всем водителям выдается извещение о ДТП. Его необходимо заполнить прямо на месте, где совершена авария. Проверьте, чтобы бланк извещения был нового образца (он должен состоять из 23 пунктов). Вторая сторона (участник) аварии должна обязательно расписаться во всех указанных местах. За этим нужно проследить отдельно и не забыть, поддавшись волнению.
  5. Не торопитесь на месте аварии отдавать никакие деньги. Все выплаты сделает страховая, после того, как вы предоставите ей необходимые документы и заявление.
  6. Обменяйтесь со второй стороной аварии сведениями о ваших страховщиках и номерами полисов ОСАГО.

В срок не более 15 дней вам необходимо будет обратиться к своему страховщику и предоставить такой пакет документов:

  • заявление;
  • заполненное извещение о ДТП;
  • удостоверение водителя;
  • документы на автомобиль.

Автомобиль необходимо будет предоставить для оценки и расчета ущерба. Оценку страховщик произведет в течение 5 рабочих дней после того, как примет у вас заявление.

Если результаты проведенной оценки устроят обе стороны ДТП, необходимо оговорить сумму выплат. После согласования сторонами всех нюансов, потерпевший предоставляет свои реквизиты для оплаты и ожидает перечисления денег.

Если участники аварии не договорились о размере ущерба и сумме выплат на основании проведенной оценки, будет назначена независимая экспертиза.

Оформление ДТП по европротоколу

Европротокол представляет собой специальный документ, содержащий форму извещения о ДТП, который является подтверждением права потерпевшего в аварии, на получение выплаты по ОСАГО. Заполняют его участники происшествия.

Европротокол при ДТП еще и другое предназначение. Он является способом, которым оформляется авария без участия органов полиции.

Данный документ начал свое существование в 2009 году. В 2013 году в него были внесены изменения, которые касались выплат. На настоящий момент, потерпевший в аварии, в случае оформления ДТП таким способом, может рассчитывать на получении 50 000 рублей.

Как правильно заполнить европротокол при ДТП, образец



Пример заполнения европротокола (лицевая сторона, кликабельно) Пример заполнения европротокола (оборотная сторона, кликабельно)

Оформление ДТП по европротоколу имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание:

  1. Участниками аварии должны быть не больше 2 автомобилей. Данное требование касается не водителей, а именно ТС. То есть, если к ДТП причастны, например, автомобиль и прицеп, который зарегистрирован под отдельным номером и второй автомобиль, то транспортных средства считается уже три и без участия ГИБДД, здесь уже не обойтись.
  2. Нельзя будет применить европротокол и в том случае, если столкновение между автомобилями не произошло. Например, если один из участников ДТП, пытаясь избежать аварии, свернул в сторону и попал в кювет или врезался в столб или дорожное ограждение. В этом случае также необходимо участие ГИБДД.
  3. Данные рекомендации можно применить, если речь идет о страховых выплатах по ОСАГО. В случае, если сторона дорожного происшествия рассчитывает на выплаты по КАСКО, то оформлять ДТП с помощью европротокола нельзя. Страховые компании для произведения выплат по КАСКО требуют документ о ДТП – справку, выдать которую может только ГИБДД. Поэтому для того, чтобы страховщик осуществил выплату по КАСКО, придется вызывать полицию.
  4. Внимательно изучите полис второй стороны ДТП, если он просрочен, а вы – потерпевшая сторона в ДТП, то выплат по страховке вы получить не сможете.
  5. Основным документом, для выплаты является извещение о ДТП. Данный документ не должен содержать ошибок и помарок. Важным моментом является то, чтобы вторая сторона прямо признала свою вину. Формулировка «вину признаю частично» также не позволит рассчитывать на выплаты.
  6. Страховщики настороженно относятся к выплатам по европротоколу, в связи с большим количеством мошенничества. Поэтому нужно быть готовым к тому, что страховая захочет осмотреть не только ваше авто, но и ТС второй стороны аварии. Если второй участник ДТП проживает в другом регионе, это может вызвать дополнительные трудности.
  7. Обязательно убедитесь, в первую очередь, что автомобилю нанесены повреждения, во вторую очередь – что здоровью не нанесен вред.

Важно!

Еще один момент! Европротокол можно оспорить в суде, если вы подписали его в состоянии сильного волнения, а в последующем выяснили, что вашему здоровью все-таки причинен вред.

Оформление ДТП по КАСКО без присутствия ГИБДД

Если вы заключили договор страхования по КАСКО, внимательно прочтите его условия. В некоторых случаях страховщики допускают оформление европротокола. Чаще всего если повреждения авто являются незначительными: повреждено покрытие авто или приборов освещения, зеркал. Иногда страховщики ограничивают размер ущерба определенной суммой.

В этом случае следует приблизительно, навскидку оценить размеры ущерба, и приблизительно просчитать, уложится ли ремонт в сумму оговоренную договором страхования.

Если вы не можете самостоятельно принять решение, чтобы минимизировать риск потерять выплату, обратитесь за консультацией в страховую компанию.

Никто не может знать, когда попадет в дорожно-транспортное происшествие. Поэтому стоит перестраховаться на такие случаи и разобраться, как составляется европротокол. Выясним, что это за документ, когда оформляется и какие правила его заполнения действительны в 2018 году.

Водителям стоит изучить новые правила, которые внесены Постановлением правительства Российской Федерации , .

Участниками дорожно-транспортного происшествия составляется европротокол, после чего они могут покидать место происшествия, не дождавшись приезда работника регионального ГИБДД.

В каких случаях это возможно и каких правил стоит придерживаться при оформлении документа?

Что это такое

Под европротоколом понимают форму самостоятельного . Необходим бланк для получения выплаты по страховке, не привлекая дорожные службы. Такой способ возник недавно и в России.

Преимуществом протокола является:

  • возможность избежать создания пробок и затруднения проезда для другого транспорта;
  • отсутствие надобности ожидания представителя ГИБДД.

Какие новые правила утверждены? Место происшествия покидается его участником без юридического последствия. Водители могут разобраться самостоятельно, если это не будет противоречить утвержденным законодательным нормам – ст. 11 Закона от 25 апреля 2002 , ПДД ()>.

Основные условия, которые стоит выполнить для использования бланка европротокола:

  • в ДТП должно быть два участника (2 транспортных средства);
  • владельцы транспорта должны иметь страховку ОСАГО;
  • страховой полис должен быть при водителе на момент аварии;
  • ущерб нанесен незначительный – на сумму, что не превышает 50 тыс. рублей;
  • у участников нет споров по поводу обстоятельства ДТП;
  • в аварии не пострадали ни сам водитель транспорта, ни его пассажиры, ни пешеходы.

В тех случаях, когда один автомобиль не зарегистрирован в России, самим оформлять ДТП допускается. Но тогда иностранный гражданин должен иметь страховку «Зеленая карта».

Где взять бланк

Бланк можно посмотреть на одном из сайтов интернет-порталов. А выдается такой документ при оформлении страхового полиса ОСАГО. Если возникает необходимость в получении нового экземпляра, собственник машины может обратиться в организацию за получением дубликата.

Сам бланк выглядит так:

Правила и порядок оформления европротокола при ДТП

Рассмотрим правила составления европротокола при ДТП и условия в 2018 году, которые стоит выполнить.

При самостоятельном оформлении стоит знать такие нюансы:

  1. После фотографирования столкновения, транспортное средство отгоняется на обочину. Сотрудники страховой фирмы дают такие рекомендации: фотографировать стоит таким образом, чтобы было видно номера авто, повреждение. Фиксируйте все следы аварии: тормозные пути, обломки, если таковые имеются. Убрать машины с проезжей части стоит только в том случае, если они мешают движению другого транспорта.
  2. Возьмите контактные данные у прохожих, которые стали свидетелями происшествия.
  3. Далее оформляется европротокол.
  4. Если водители не имеют разногласий, то виновным лицом может быть оплачено сумму ущерба на месте ДТП.
  5. Автовладельцы должны обращаться в ГАИ, чтобы зарегистрировать авто – позвонив дежурному инспектору или на номер 02, и работники полиции проконсультируют о дальнейших действиях.
  6. Уведомить о ДТП страховую компанию в течение 5-дневного срока. Автомобиль на этот момент должен быть в том же состоянии, что и после ДТП.

Если виновник происшествия – второй водитель, а вы желаете получить страховую выплату, стоит прилагать к извещению соответствующее требование.

Пункт, в соответствии с которым запрещается ремонтировать транспортное средство, вызывает ряд вопросов, особенно в случаях, когда течет радиатор или разбито фары на мелкие части.

Если же поломка не является критичной, то водитель может продолжать эксплуатировать авто, но при нем должна быть заверенная страховой компанией ксерокопия извещения.

Это нужно на случаи, если вас остановит работник ГАИ и поинтересуется повреждениями. А предъявив действующий в 2018 году европротокол при ДТП, штрафа можно будет избежать.

Но допускается и такой вариант: вы берете у страховой организации письменное разрешение .

Образец бланка и заполнения

Остановимся подробнее на оформлении европротокола. Ведь если вы заполните бланк с ошибками, страховая компания откажет в выплате возмещения.

При заполнении можно опираться на образец, который лежит в документации, выданной со страховкой ОСАГО.

Бланк должен быть у каждого, но заполнять нужно только один (все равно чей – ваш или второго участника).

Перечислим основные правила:

  1. Не пишите сведения об аварии сразу в бланк. Подготовьте сначала черновик, с которого затем перепишите информацию. Так вы не допустите ошибок и исправлений, которые автоматически делают документ недействительным.
  2. Пользуйтесь шариковыми ручками.
  3. Все буквы выводите четко и разборчиво, не используя жаргонную речь. Употребляйте слова – вмятина, царапина, трещина.
  4. Извещение заполняется каждым участником в соответствующих колонках. На обратной стороне документа также есть колонки, предназначены для каждого автомобилиста.
  5. Распишите, при каких обстоятельствах произошла авария, схему происшествия, сведения каждого из участников – о транспортных средствах и водителях.
  6. Все данные, что отражаются на лицевой стороне, необходимо согласовывать со второй стороной (с кем произошло столкновение).
  7. Обратите внимание на пункт 13 и 14 – сведения о месте удара, что приходится на кузов, о повреждениях, что получены машиной при ДТП.

При заполнении не спешите, ведь страховой компанией будет производиться оплата в соответствии с теми сведениям, что отражаются в европротоколе.

Если о чем-то вы забыли написать или своевременно не заметили какое-то повреждение, то ремонт таких элементов придется делать за свои средства.

Оборотная сторона заполняется даже без согласия второго участника аварии. Если не все сведения вмещаются, пусть запись так и остается без сокращения.

В бланке нужно написать «с приложением», и остальную информацию расписать на дополнительном листе. Но обязательно отразите, кем составлено приложение, подпишитесь.

Любые исправления должны заверяться подписями. Написанное сверяйте с другим водителем – вся информация должна совпадать.

Подписи обеих участников должны стоять на всех листах европротокола.

Обратите внимание при оформлении схемы документа на такие моменты:

  • каким образом автомобили при столкновении расположены относительно друг друга;
  • какое направление движения каждого автомобилиста;
  • конфигурацию дороги: столкновение произошло на перекрестке, при повороте, на прямых участках;
  • тип разметки;
  • улицу и номер дома, возле которого произошла авария;
  • какой сигнал был на светофоре, какие дорожные знаки были;
  • наличие дефектов в покрытии дороги.

После оформления бланка сообщите о происшествии ГИБДД, а затем страховую фирму.

Приведем пример заполнения.

Максимальная выплата

Ранее максимальная сумма ущерба составляла 25 тыс. Сейчас такой лимит увеличен до 50 тыс. В тех случаях, когда такой показатель превышает, страховая организация не будет выплачивать компенсацию.

С начала октября максимальная сумма выплаты по ущербу ОСАГО составит 400 тыс. Но такой показатель является экспериментальным. Будет применяться в Москве и области, Петербурге и Ленинградской области.

Если собственник авто желает получить 400 тыс., обязательно наличие спутникового оснащения автомобиля, чтобы обеспечить возможность устанавливать место аварии.

В том случае, если такой эксперимент окажется успешным, подобная практика будет распространена по всей стране.

Согласно законодательным нормам, страховщики обязаны произвести страховые выплаты в течение 20 дней с момента обращения автомобилиста.

В каких случаях не составляют

Не получится оформить европротокол, если:

  • в ДТП пострадала только одна машина, к примеру, въехав в ограду или дерево;
  • транспортное средство задевает другую машину в автомобильных пробках;
  • если автомобилисты не могут прийти к общему решению;
  • если ущерб оценивается в большем размере, чем установлено законодательством.
  • хотя бы одно авто-участник был с прицепом, так как такой объект считается полноправным транспортным средством;
  • один из владельцев машины употреблял алкоголь;
  • есть пострадавшие.

Разобравшись, как составлять европротокол при ДТП и куда обращаться в 2018 году, вы сможете избежать лишних трудностей.

Действительно, есть много пробелов в данном вопросе, которые еще предстоит устранить правительству при усовершенствовании регистрации аварий.

Видео: Европротокол при ДТП

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.

Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Виновник всегда рискует

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу». При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт. Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Как избежать проблем?

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Еще один вариант

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Неблагоприятный исход

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.

Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.

Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.

В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).

Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.

Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.

Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).

Обязательные условия для оформления ДТП по европротоколу

Ограничение суммы по повреждениям:

  • 25 тыс. руб. - если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
  • 50 тыс. руб. - если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
  • 400 тыс. руб. - с 01.10.2014 года для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, если ДТП было зафиксировано с помощью видеорегистратора. Видеорегистраторы должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и его место с применением глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС или иных систем до 1 января 2017 года, после этой даты - ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами).
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.
Оформив ДТП по европротоколу, можно обратиться в страховую компанию и по полису каско. В этом случае ограничение по сумме выплаты будет такое же, как в ОСАГО.

Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:

  • не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
  • в ДТП участвовало два транспортных средства (важно: если один из автомобилей с прицепом, оформлять по еропротоколу нельзя!);
  • оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис), для иностранных автомобилей необходимо наличие «Зеленой карты» (когда ответственность владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности);
  • все обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии (если есть хоть малейшие споры, то придется оформлять ДТП либо на посту ДПС, либо с участием сотрудников ГИБДД на месте. Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей - участников ДТП в извещении о ДТП.

Особенности оформления ДТП по европротоколу

Фото- и видеофиксация

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.

Что должно быть зафиксировано:

  1. Государственные регистрационные знаки транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационные номера (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
  2. Повреждения транспортного средства;
  3. Расположение транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам (дома, магазины и пр., чтобы было видно название улицы и номер дома).

Заполнение бланка европротокола (извещения о ДТП)

Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется - по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.

Лицевая сторона извещения о ДТП

На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.

В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).

В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.

Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.

Оборотная сторона извещения о ДТП

Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.

Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

Потерпевший

В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:

1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;

2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);

3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.

Виновник

Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: