Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чс. Прогнозирование и оценка обстановки. Что же такое «Опережающее отражение»

Мониторинг и прогнозирование ЧС

Прогнозирование ЧС - опережающее отражение вероятности возникновения и развития ЧС на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.


Главными целями мониторинга и прогнозирования ЧС являются контроль состояния природных и техногенных источников ЧС, а также заблаговременное предсказание параметров ЧС и их последствий.


Мониторинг и прогнозирование ЧС включает следующие мероприятия: сбор, обработка и анализ информации о состоянии природных и техногенных источников ЧС; лабораторный контроль состояния окружающей среды, прогнозирование места, времени и параметров источников ЧС; прогнозирование места, времени, параметров и сценариев развития ЧС; прогнозирование видов и параметров последствий ЧС, расчет сил и средств, необходимых для предотвращения, локализации и ликвидации последствий ЧС.


Таким образом, на основе данных о состоянии окружающей природной среды и потенциально опасных объектов осуществляется прогнозирование ЧС. Кроме того, при составлении прогнозов используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами.


Прогнозированию могут подвергаться следующие аспекты ЧС: предвестники ЧС; параметры источников ЧС; последствия ЧС; действия органов управления, сил и средств по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий ЧС.


Прогнозы ЧС подразделяются на четыре класса заблаговременности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и прогноз стратегического планирования.


Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС «Антистихия» осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

  1. долгосрочный прогноз стратегического планирования (на год);
  2. долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осенне-зимний период;
  3. долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;
  4. долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;
  5. среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;
  6. краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;
  7. оперативный ежедневный прогноз;
  8. экстренное предупреждение.

В таблице приведены данные об оправдываемости прогнозов различной степени заблаговременности.

Показатели оправдываемости прогнозов ЧС (%)

На основе прогнозирования разрабатываются мероприятия, необходимые для предотвращения ущерба от ЧС. Они подразделяются на фоновые и защитные. Фоновые (постоянно проводимые) мероприятия основаны на долгосрочном прогнозе. Сюда относятся создание надежной системы оповещения населения об опасностях; устройство защитных сооружений; обеспечение населения средствами индивидуальной защиты; организация радиационного, химического и бактериологического наблюдения, разведки и лабораторного контроля; обучение населения правилам поведения и действиям в ЧС; отказ от строительства АЭС, химических и других опасных объектов - источников опасности в экономически уязвимых районах.


Защитные мероприятия осуществляются после предсказания момента ЧС: развертывание систем наблюдения и разведки для уточнения прогноза, ввод в действие специальных правил функционирования экономики и общественной жизни, нейтрализация источников (объектов) повышенной опасности, готовность спасательных служб, частичная эвакуация населения.

1.1 Прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций возможно только на основе решения задач мониторинга. Мониторинг окружающей среды - это система наблюдений и контроля, проводимых регулярно, по определенной программе для оценки состояния окружающей среды, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер. В зависимости от масштаба чрезвычайных ситуаций различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый.

Основными задачами системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

Оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках ЧС природного и технического характера;

Прогнозирование возможного возникновения ЧС и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и иных служб наблюдения за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

Разработка и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению ЧС;

Разработка сценариев развития ЧС;

Информационное обеспечение управления и контроля в области предупреждения и ликвидации ЧС;

Создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам ЧС и других информационных данных.

Под оценкой обстановки (инженерной, пожарной, биологической, радиационной, химической и др.) понимают изучение и анализ факторов и условий, влияющих на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Включает изучение и анализ данных о характере чрезвычайной ситуации, спасательных силах и средствах, районе действий, метеорологических и климатических условий, времени и др. Оценка обстановки при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях представляет собой изучение и анализ факторов и условий, влияющих на проведение работ по ликвидации последствий аварии (катастрофы) и стихийного бедствия. Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

характер и масштаб аварии (катастрофы) или стихийного бедствия, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (взрывов, пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, наводнения, затопления и др.) и прогноз распространения;

виды, объемы и условия проведения неотложных работ;

потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;

количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода на объекты (в зону) для развертывания и проведения работ.

В процессе анализа данных обстановки специалисты определяют потребности в силах и средствах для проведения работ и сопоставляют с фактическим их наличием и возможностями, производя необходимые расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают оптимальный (реальный). Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций руководителю объекта, органа местного самоуправления или органа исполнительной власти субъекта РФ (руководителю работ по ликвидации последствий аварии). Предложения специалистов обобщаются и используются в ходе принятия решения.

Оценка возможной обстановки может проводиться для следующих чрезвычайных ситуаций:

при возникновении аварий и катастроф на самом объекте;

при возникновении аварий и катастроф на других предприятиях и при перевозке опасных веществ, последствия которых могут создать опасность для функционирования объекта;

при возникновении стихийных бедствий.

16.АХОВ, понятие «Первичное облако АХОВ»

Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) - это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах)

Основные особенности АХОВ:

способность по направлению ветра переноситься на большие расстояния, где и вызывает поражение людей;

объемность действия, то есть способность зараженного воздуха проникать в негерметизированные помещения;

большое разнообразие АХОВ, что создает трудности в создании фильтрующих противогазов;

способность многих АХОВ оказывать не только непосредственное действие, но и заражать людей посредством воды, продуктов, окружающих предметов.

1 класс, чрезвычайно опасные: фтористый водород, хлорокись фосфора, этиленимин, ртуть.

2 класс, высокоопасные: акролеин, мышьяковистый водород, синильная кислота, диметиламин, сероуглерод, фтор, хлор и т. д.

3 класс, умеренноопасные: хлористый водород, бромистый водород, сероводород, триметиламин и др.

4 класс, малоопасные: аммиак, метилакрилат, ацетон.

1.Вещества с преимущественно удушающими свойствами.

С выpаженным пpижигающим действием (хлор,трихлористый фосфор);

Со слабым пpижигающим действием (фосген, хлорпикрин, хлорид серы).

2.Вещества преимущественно общеядовитого действия: оксид углерода, синильная кислота, динитрофенол, этиленхлорид и дp.

3.Вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием.

С выpаженным пpижигающим действием (акрилонитрил);

Со слабым пpижигающим действием (сероводород, оксиды азота, сернистый ангидрид).

4.Нейротропные яды (вещества, действующие на проведение и передачу нервного импульса, нарушающие действия центральной и периферической нервных систем): фосфорорганические соединения, сероуглерод.

5.Вещества, обладающие удушающим и нейротропным действием (аммиак).

6.Метаболические яды.

С алкилирующей активностью (бромистый метил, этиленоксид, метилхлорид, диметилсульфат);

Изменяющие обмен веществ (диоксин).

Первичное облако образуется в результате мгновенного (1-3 мин) перехода в атмосферу части АХОВ из емкости при ее разрушении, вторичное облако – при испарении разлившегося вещества с подстилающей поверхности. Только первичное облако возникает, если АХОВ представляет собой сжатый газ, только вторичное – когда АХОВ – жидкость с температурой кипения выше, чем температура окружающей среды, первичное и вторичное облака формируются, если АХОВ – сжиженный газ. 2) облако зараженного воздуха, образующееся при разрушении (повреждении) емкости в результате мгновенного перехода в атмосферу всего количества или части содержимого в ней АХОВ.


Похожая информация.


ЗАЩИТА В ОПАСНЫХ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА. АЛГОРИТМЫ БЕЗОПАС-

НОГО ПОВЕДЕНИЯ

Положение госстандартов по мониторингу и прогнозированию ЧС. Мониторинг опасных природных процессов и явлений – система регулярных наблюдений и контроля за развитием опасных природных процессов и явлений в окружающей природной среде, факторами, обуславливающими их формирование и развитие, проводимых по определенной программе, выполняемых с целью своевременной разработки и проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными процессами и явлениями, или снижению наносимого их воздействием ущерба.

Прогнозирование ЧС – опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.

Основные положения по составу системы мониторинга и прогнозирования ЧС. Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из числа следующих основных элементов: организационной структуры; общей модели системы, включая объекты мониторинга; комплекса технических средств; моделей ситуации (моделей развития ситуаций); методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования; информационные системы.

Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:

- природных, источником которых является природные

процессы и явления, установлены в ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06.;

Организационная структура в общем случае включает в себя:

- орган управления системы мониторинга соответствующего уровня;

- службу наблюдения и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);

- службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду человека;

- службу технического обеспечения деятельности системы.

Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:

- обеспечить осуществление измерения требуемых параметров;

- обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативно-

стью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).

Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:

- общее описание ситуаций в зависимости от процесса проявления;

- комплекс характеристик входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;

- критерии принятия решений.

- Методы наблюдения и контроля должны содержать:

- Описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;

- Значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;

- Режим наблюдений (непрерывный или периодический);

- Точность измерений наблюдаемых параметров;

- Правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений

и формулу их представления. Методы прогнозирования ЧС включает:

- Описание прогнозируемых процессов, явлений;

- Перечень исходных данных для прогнозирования;

- Правила оценки репрезентативности исходных данных;

- Алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;

- Перечень выходных данных.

Прогнозирование возникновения ЧС природного характера. Оперативное реагирование и принятие надлежащих управленческих решений, которые обеспечивают заблаговременное предупреждение, локализацию и ликвидацию последствий ЧС, является важнейшей составной частью стратегии государства по противодействию угрозам природного и стихийного характера. С этойце6лью Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС (центр «Антистихия») осуществляет подготовку и представление следующих прогнозов:

1. Долгосрочный прогноз стратегического планирования (прогноз на год);

2. Долгосрочный прогноз циклических ЧС природного характера на осеннее – зимний период;

3. Долгосрочный прогноз циклических ЧС, которые обусловлены весенним снеготаянием;

4. Долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

5. Среднесрочный (на месяц) прогноз ЧС;

6. Краткосрочный декадный (на 10 дней) прогноз ЧС;

7. Оперативный ежедневный прогноз;

8. Экстренное предупреждение.

При этом составлении прогноз используются данные, представляемые различными министерствами и ведомствами: Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Росгидрометом, Авиалессоохраны и другими. Содружество специалистов различного профиля позволяет давать прогнозы с довольно высокой оправдываемостью в перспективе.

Информационное взаимодействие между подразделениями различных министерств и ведомств, занимающихся вопросами мониторинга и прогнозирования источников ЧС, приоб-

ретает особую актуальность при возникновении ЧС федерального уровня. Примером таковой является чрезвычайная ситуация, сложившиеся на территории Республики Саха (Якутия) в мае 2001 г. в период прохождения весеннего половодья.

Комплексный анализ информации, полученной от Росгидромета, МПР России, региональных центров МЧС РФ и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, позволил Центру «Антистихия» сделать в марте – апреле 2001 г. долгосрочные прогнозы по высокой вероятности развития чрезвычайных ситуаций федерального уровня, обусловленных прохождением половодья в Республики Саха. Основой такого прогноза явились благоприятные условия для формирования редких по повторяемости и масштабам ледяных заторов на реках. Повторяемость складывающееся ситуации оценивалась специалистами на уровне один раз в 50-70 лет.

В наиболее угрожаемый период (с 15 по 26 мая 2001 г.) Центр «Антистихия» обеспечивал круглосуточный мониторинг и давал оперативный прогноз развития паводковой и заторной обстановки. Основой указанных прогнозов явились данные оперативных групп МЧС России, территориального центра мониторинга и прогнозирования МЧС Республики Саха (Якутия), анализ космических снимков, которые оперативно направлялись в адрес Центра «Антистихия» региональным центром мониторинга и прогнозирования Сибирского регионального центра. В результате была достигнута высокая плотность информационно – аналитического и прогностического обеспечения зоны ЧС: всего было выдано 80 соответствующих бюллетеней с интервалом 4 часа.

К сожалению, имеются и иные примеры. Именно крайне неудовлетворительным состоянием наблюдательной сети от-

сутствием поста слежения за ледником Колка, что исключило возможность определения времени его схода, многие специалисты объясняют причины катастрофы в Кармадонском ущелье 20 сентября 2002 года. Ничтожная экономия на мониторинге этого пульсирующего ледника, который уже один раз, сто лет назад, устроил катастрофу, обернулось многочисленными жертвами и огромным экономическим ущербом.


Источники некоторых ЧС, их поражающие факторов и параметры представлены в таблице:

Виды источников ЧС

Поражающие факторы

Параметры

Химическая авария

Токсические нагрузки

Токсодозы

Авария на РОО, ядерный взрыв

Радиационное загрязнение (заражение)

Дозы облучения

Ураганы, взрыв

Воздушная ударная волна

Избыточное давление во фронте ударной волны приводящее к различным степеням разрушения

Пожар

Тепловое излучение

Плотность теплового потока, скорость распространения огня

Разрушение плотины

Волна прорыва

Высота волны, максимальные ее скорости, площадь и длительность затопления

Исходя из выше сказанного можно определить, что:

Целью прогнозирования возникновения ЧС является заблаговременное определение параметров поражающих факторов СБАК , способных вызывать ЧС, а также возможные масштабы ущерба и потерь в случае её возникновения.

То есть, если в результате прогнозирования параметры поражающих факторов возможных СБАК превышают допустимые, то высок риск возможности возникновения ЧС на этой территории или организации.

На пример: если концентрация АХОВ в воздухе при аварии на ХОО может превысить пороговую токсодозу. то может возникнуть ЧС (а в военное время концентрация ОВ в воздухе превышает поражающую токсодозу).

По этим параметрам (пороговым токсодозамданного АХОВ) выявляются граница района ЧС, а в военное время границы зоны поражения от ОВ - по поражающей токсодозе соответственного ОВ .

ГОСТ Р22.1.02-95 дает определение прогнозированию ЧС:

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций – это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Определение параметров поражающих факторов при прогнозировании проводится аналитическим (расчетным), графоаналитическим, графическим методами, с использованием таблиц, графиков, расчетных линеек и т.д.(в соответствии с используемой методикой). В настоящее время существуют методики прогнозирования и в электронном виде.

При прогнозировании ЧС рассматриваются:

Данные мониторинга природных и техногенных источников ЧС;

Возможные варианты возникновения и развития ЧС (сценариев ЧС);

Модели развития ЧС, отражающие развитие исследуемых процессов (с использованием статистических данных об источниках ЧС);

Результаты экстраполяции выявленных тенденций;

Экспертные оценки.

Мониторинг и прогнозирование ЧС осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (далее – центр «Антистихия»). Центр входит в РСЧС и ведёт мониторинг и прогнозирование ЧС по всему спектру заблаговременности. Результатом этой работы в соответствии с приказом МЧС России от 31.12.2002 № 632, является ежедневный прогноз, декадный прогноз, ежемесячный прогноз, прогноз ЧС на сезон, прогноз ЧС на год, а также экстренное предупреждение - вид прогноза, который основывается на «штормовых» предупреждениях. Данный вид оперативной информации требует незамедлительного реагирования (оповещение органов власти, населения, предприятий и т.д.). Эти вопросы мониторинга и прогнозирования ЧС в Ростовской области решает сектор мониторинга и прогнозирования ЧС ДПЧС и ТСМП. В органах местного самоуправления ОУ ГОЧС и МСМП. Их главной задачей является сбор, обработка и анализ полученной информаций, полученной в результате мониторинга и передачи её в вышестоящий ОУ ГОЧС, а также сбор, обработка и анализ полученной информаций от МЧС РФ (через центр «Антистихия»), ЮРЦ и других источников.

Цели прогнозирования возможности возникновения ЧС и оценки обстановки, в случае её возникновении:

Заблаговременное получение качественной и количественной информации о возможной ЧС;

Планирование применения необходимых сил и средств для проведения защитных мероприятий и ликвидации ЧС;

Оценка возможных социально-экономических последствий ЧС.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно

широкий круг задач, состав которых обусловлен целями и проблемами управленческого характера.

Наиболее значимыми задачами прогнозирования являются:

Вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных

ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате этих СБАК, размеров их зон;

Возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных

ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их

определенных совокупностей;

Готовность сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных

ситуаций.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и повышения устойчивости функционирования организаций.

Для прогнозирования используются различные методики, в которых учитывается вероятностный подход, т.е. наиболее возможное развитие ситуации, а также возможные материальные и людские потери. МЧС РФ разработаны методики прогнозирования и оценки остановки при СБАК (см. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС. Книги 1-4). – М.: МЧС, 1994,

Прогнозирование подразделяется на: заблаговременное, при отсутствии ЧС по оценочным параметрам с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий и различных допустимых величин. Оно проводится с целью планирования мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости работы организации в различных ситуациях мирного и военного времени.

А также оперативное, при возможности возникновения или возникновении ЧС мирного и военного времени.

Оно ведется с учетом конкретной метеорологической обстановкой, времени года и суток, состоянием производственной деятельности, территориальных особенностей и других данных, с целью принятия решения на проведение АСДНР.

По итогам прогнозирования проводится выявление обстановки.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон чрезвычайных ситуаций и нанесение их на карту (план).
На основе спрогнозированной или (и) выявленной обстановке производится оценка обстановки с целью определения возможного влияния источника ЧС на деятельность организации, определения оптимальных действий по защите людей, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости функционирования, охране окружающей среды.
Под оценкой обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу объектов экономики, жизнедеятельности населения и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Заключительной фазой оценки обстановки являются сделанные на её основе выводы.

Выводы из оценки обстановки включают решение основных задач по выбору оптимальных действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, необходимых мероприятий по защите персонала, материальных ценностей и устойчивой работы объектов экономики.

Эти выводы из оценки обстановки являются основой для принятия решения руководителями (иначе – замысел действий ).
Прогнозирование, выявление и оценка обстановки проводятся в 3 этапа :

I этап – прогнозирование возможности возникновения ЧС и её последствий (заблаговременное прогнозирование), выявление и оценка возможной обстановки, которая может сложиться в случае возникновения ЧС.

Данный этап осуществляется до возникновения ЧС, в отсутствие угрозы её возникновения. Результаты этого этапа являются основой для принятия решения по определения мероприятий «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС» и планирования по ПУФ

II этап –прогнозирование обстановки в зоне возможной или с получением информации о возникшей ЧС (оперативное прогнозирование, выявление и оценка сложившейся обстановки при ЧС до получения данных от разведки). II этап характеризуется невысокой степенью достоверности прогнозирования, но достаточно высокой оперативностью. Это необходимо для организации и проведения экстренных мероприятий защиты персонала организаций (населения), материальных и культурных ценностей.

III этап – Уточнение ранее проведенного прогнозирования и оценки обстановки при возникновении ЧС. (оно проводится выявлением и оценкой обстановки в зоне ЧС по данным разведки, т. е. выявление и оценка фактической обстановки после возникновения ЧС). Разведка предоставляет органам управления ГО-РСЧС наиболее достоверную информацию, но требует значительного времени для её организации и проведения. На основе полученных уточненных данных организуются и проводятся АСДНР,

При оценке радиационной обстановки необходимо определить:


1. Размеры зон радиоактивного загрязнения и их расположение на местности.

2. Мощность дозы гамма-излучения на любой момент времени после аварии.

3. Дозу внешнего и внутреннего облучения в зоне радиоактивного загрязнения.

4. Время начала радиоактивного загрязнения местности или объектов.

исходные данные:

1. Место расположение радиационно опасного объекта.

2. Тип реактора и его рабочая мощность.

3. Направление и скорость среднего ветра в районе размещения РОО.

4. Мощности доз и время их измерения.

5. Значение коэффициентов ослабления.

6.Допустимые дозы облучения.

При оценке химической обстановки необходимо определить:

1. Границу очага загрязнения АХОВ.

2. Глубину загрязнения по пороговой токсодозе АХОВ.

3. Продолжительность химического загрязнения в зонах воздействия АХОВ.

4. Ожидаемое время подхода облака АХОВ к любому намеченному рубежу.

Для определения этих параметров нужны следующие исходные данные: 1. Район и время выброса (разлива) АХОВ.

2. Тип АХОВ, условия хранения, общее количество при хранении (транспортировке).

3. Метеоусловия, кол-во АХОВ, выброшенного в атмосферу и характер разлива.

4. Степень защищенности людей.

5. Высота поддона или обваловки складских помещений.

При оценке инженерной обстановки необходимо определить:

1. Масштаб и степень разрушений.

2. Объем инженерных работ при проведении АСДНР.

3. Влияние разрушений на устойчивость работы отдельных элементов и организации в целом и жизнедеятельность персонала и населения.

Для определения этих параметров нужны следующие исходные данные:

2. Характеристики первичных и вторичных поражающих факторов ЧС.

3. Характеристика инженерно-технического комплекса организации и ее элементов и защитных сооружений.

При оценке пожарной обстановки необходимо определить:

1. Масштаб и характер (вид) пожара (площадь, протяженность).

2. Скорость и направление пожара.

3. Влияние пожара на устойчивость работы отдельных элементов и организации в целом и жизнедеятельность населения

Для определения этих параметров нужны следующие исходные данные :

1. Сведения о наиболее вероятных стихийных бедствиях, авариях, катастрофах.

2. Данные о пожаро- взрывоопасных объектах.

3. Метеорологические условия.

4. Данные об окружающей среде (леса, населенные пункты, рельеф местности, наличие различных преград и водоисточников).

Характеристика деятельности по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые в ведомственных и иных интересах по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.

Необходимо подчеркнуть, что качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000г. № 86–рп, и Приказа МЧС от 12.11 2001 №483 «Об утверждении Положения о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС ПТХ» определившие необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”)

Мониторингом и сбором данных об обстановке в отсутствии ЧС и военных действий в регионах занимаются Территориальные системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (ТСМП). Она является составной частью территориальной подсистемы РСЧС. (Положение о ТСМП РО см. приложение№1). А в ГО - силы системы наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК ГО см. приложение №2). При ЧС и в военное время в организациях также разворачиваются посты радиационного и химического наблюдения, звенья и группы общей и специальной разведки (организацию разведки рассмотрим ниже).

Постановлением Правительства РО от 27. 02. 2012г. №123 «Об утверждении Положения о территориальной (областной) системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Ростовской области» в области создана территориальная (областная) система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основными её задачами являются:

- сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

- организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

- создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

- организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

В городских округах и сельских районах созданы местные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд в определенной мере самостоятельных (автономных) и одновременно взаимосвязанных организационно и функционально межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.):

- Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

- Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;

- Единую государственную систему экологического мониторинга;

специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

- органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности. При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации , ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

При подготовке прогноза необходимо обработать довольно большой

объем информации, получаемой от взаимодействующих организаций.

В целях сокращения времени на подготовку ежедневного оперативного прогноза, Центром «Антистихия», совместно с ОАО «Соютехнопроект», разработаны Автоматизированные системы краткосрочного (оперативного) прогноза природно-техногенных чрезвычайных ситуаций. Эти системы функционируют во всех региональных Центрах МЧС России.

Системы позволяют рассчитывать спектр вероятностей для различных

видов ЧС, с детализацией до уровня территорий субъектов Российской

Федерации.

В настоящее время ведется разработка автоматизированной системы

прогноза с уровнем детализации до населенного пункта и объекта экономики.

Методологической основой автоматизированных систем, например

«Автоматизированной системы мониторинга параметров объектов

теплоснабжения», «Автоматизированной системы мониторинга и контроля

состояния износа объектов ЖКХ», является формализованный расчет спектра вероятностей различных уровней природно-техногенных чрезвычайных ситуаций. Следует отметить, что в такой постановке задача по прогнозу чрезвычайных ситуаций решена впервые в мировой практике.

Методологический подход, положенный в основу создания указанных

Автоматизированных систем прогнозирования, позволяет приступить к

разработке технологии сценарного моделирования комплексных рисков

чрезвычайных ситуаций. В основу технологии сценарного моделирования

положено единое информационно-расчетное пространство, основанное на интегрированном функционировании систем контроля состояния чрезвычайной обстановки, прогноза ее развития, прогноза развития возникших чрезвычайных ситуаций по всем видам заблаговременности, реагирования и контроля выполнения оперативных и плановых мероприятия по предупреждению и смягчению последствий ЧС.

С этой целью планируется создать банк (библиотека) прогностических и

инженерно-технических расчетов для конкретных видов процессов,

приводящих к чрезвычайным ситуациям. Модели расчетов должны включать положительные и отрицательные оценки мероприятий, выполненных при предупреждении и ликвидации ранее возникших аналогичных видов ЧС в России и за рубежом. В результате, будет сформирована основа для создания унифицированной технологии инженерных, экспертно-аналитических и прогностических модельных расчетов угроз возникновения и рисков последствий для практически любых теоретически допустимых синергетических комбинаций, формирующих чрезвычайные ситуации.
В качестве выводов:

Заблаговременная информация о характере и масштабах ЧС дает возможность принять необходимые предупредительные меры. Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций играет важную в этом роль. Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Инструментом и организационной структурой по решению задач вобласти мониторинга и прогноза ЧС является Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) и её структурное подразделение - система мониторинга и прогнозирования ЧС (далее

– СМП ЧС). Создание целостной системы мониторинга и прогнозирования ЧС

является элементом национальной стратегии снижения рисков и последствий аварий, опасных природных явлений и процессов играет определяющую роль в защите населения, материальных и культурных ценностей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: