Лев петражицкий является основателем теории. Петражицкий, лев иосифович. Другие биографические материалы

Лев Иосифович Петражицкий – российский ученый-юрист, социолог, философ. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые труды – две монографии, принесшие ему известность в юридических кругах и использованные при составлении германского Гражданского уложения.

Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию «Деление дотальных плодов по римскому праву» (1896 г.), а затем докторскую диссертацию на тему «Права добросовестного владельца на доходы» (1897 г.). В 1896 году Петражицкий недолго преподает в Киевском университете, а с 1897 года становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета .

По воспоминаниям студентов, Петражицкий «не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек фило­софски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно» .

Лев Иосифович принимал активное участие в общественно-политической жизни. В 1905 году был избран в Государственную Думу от партии кадетов, был одним из главных идеологов конституционно-демократического движения. После разгона 1-й Государственной Думы 10 июля в Выборге Петражицкий подписал – наряду с виднейшими юристами С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем – знаменитое «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям (неуплата налогов, уклонение от воинских обязанностей и т.д.). За это Петражицкий был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав .

В период с 1905 по 1917 год он практически целиком переключается на преподавательскую деятельность.

Благодаря своим связям (одним из его учеников был А. Керенский) Петражицкий в 1917 году назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий «не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно» .

В 1921 г. Л.И. Петражицкий принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работал до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке. Однако, по выражению Керенского, «Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили» . На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, «москалем» да к тому же еще и с «претензией», чего не могли простить ему его коллеги.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой .

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны…

Основные произведения

1. Деление дотальных плодов по римскому праву. СПб, 1896.
2. Введение в политику права // Киевские университетские известия. 1896. № 8; 1897. № 9, 10.
3. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права // С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1897.
4. Акционерная компания. СПб, 1898.
5. Очерки философии права // С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900.
6. О мотивации человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб, 1904.
7. Университет и наука: В 2 т. СПб, 1907.
8. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология // С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1905.
9. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. // Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907.
10. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. СПб, 1911.

Основные идеи

Лев Иосифович Петражицкий является основателем психологической школы права, рассматривающей право в качестве явления психической жизни. Предпосылкой к созданию психологической теории права стало становление научной психологии как самостоятельной обширной науки, появлению у нее экспериментальных методов, развитие крупных научных школ.

Во время своего обучения в Германии Петражицкий познакомился с трудами основателя научной психологии В. Вундта, которые впоследствии стали базой для его концепции. Суть теории Петражицкого состоит в том, что правовые явления следует интерпретировать с позиций психологии человека. Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства.

Источником же права, по убеждению ученого, выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Воля, чувства и интеллект – это продукты эмоций, которые, однако, сами тоже изменяются с развитием данных психологических феноменов. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы».

Петражицкому принадлежит идея о разделении права на «интуитивное» и «официальное». «Официальное» право санкционировано государством и обеспечивается силой государственного принуждения, но оно отстает по своему развитию от изменения важнейших сфер общественной жизнедеятельности – экономической, социальной, духовной. «Интуитивное» же право свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

По теории Петражицкого, распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право . С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права –«нравственное совершенство человечества» .

Петражицкий отрицал объективный характер существования общественных отношений и их развития. Содержание любого социального явления, по Петражицкому, «существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту» .

Для успешного развития и использования права Петражицкий предлагал создание науки политики права для целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание.

Психологическая теория происхождения государства

Петражицкий внес большой вклад в развитие психологической теории происхождения государства. Государственная власть, по его мнению, «есть не воля и не сила, вообще не нечто реальное, а эмоциональная проекция, эмо­циональная фантазма, а именно: она означает особый вид приписываемых известным лицам прав». Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний.

По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими.

Наталья Красовицкая. Социологическая школа права в России (http://ecsocman.hse.ru/text/18779010.html).
Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996. С. 69.
См.: Куркин Б.А. Портреты Российских ученых-юристов. Л.И. Петражицкий // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 17-24.
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt02.htm
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt03.htm
Куркин Б.А. Указ. соч.
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. СПб., 1909-1910. Т. 2. C. 482.
Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1905. С. 3.
Там же.

Лев Иосифович Петражицкий

Преамбула

Леон Петражицкий был одновременно польским и русским философом и правоведом. Его этническое происхождение в конце жизни все же определило выбор философа - где жить и умереть. Встретил смерть он в Варшаве - столице восстановленного после длительной паузы государства поляков. Однако философом и правоведом Лев Иосифович стал в России и как русский мыслитель, так как с самого рождения вращался в среде русского образованного общества и имел опыт правовых отношений Российской империи. Да и Витебск, где Петражицкий появился на свет, самый восточный из крупных городов современной Белоруссии, во второй половине девятнадцатого и в начале двадцатого столетия оставался в полной мере русским городом. Напомним, что Витебск - один из городов Древней Руси, состоявшей из нескольких практически независимых княжеств. Рядом - Полоцк, бывший одним из самых первых экономических и культурных центров Руси - еще в десятом столетии. Таким образом, формирование Петражицкого как мыслителя происходило преимущественно в русской среде. Выбор местом жительства - после мировой войны и двух революций - Варшавы диктовался, вероятно, соображениями безопасности и необходимостью выживания. В России, где власть захватили большевики, большую часть образованной интеллигенции, именно таких вот мыслителей мирового уровня, попросту выслали, посадив на пароход и пригрозив: кто не захочет уехать из страны, тот будет расстрелян. Петражицкий свой выбор сделал чуть раньше, чем такая жёсткая альтернатива была предложена тем, кто остался в России.

В новой Польше Петражицкий, казалось, сначала вполне нашел себя, занялся преподаванием правовых дисциплин в польских учебных заведениях. Но, видимо, такая будущность не совсем сообветствовала представлениям бывшего депутата Государственной думы Российской империи и бывшего сенатора Первого департамента Сената при Временном правительстве. Всё-таки специалист права призван работать в учреждении или организации, занимающейся на практике правовыми вопросами. Для сравнения взгляните на работу Правовой компании НОВАЦИО в Москве. Это ежедневные контакты с живыми людьми, постоянная правовая практика. Настоящая работа людей, окончивших юридические факультеты вузов. Может быть, именно отсутствие такой живой реальной работы довело Петражицкого до отчаянного положения. В конце концов он покончил жизнь самоубийством. Но всё-таки Петражицкий оставил после себя заметный след. Написанные им труды оказали влияние на правовую и социологическую мысль России, Польши, Западной Европы и США.

+ + +

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931), депутат I Государственной Думы от Санкт-Петербургской губернии.

Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931) учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перешел на юридический факультет, по окончании которого продолжил обучение в Германии. С 1896 преподавал в Киевском, с 1897 - в Петербургском университете, где заведовал кафедрой энциклопедии права. Один из основателей кадетской партии, член ее ЦК. Депутат I Государственной Думы от Санкт-Петербурга. В Думе был главным экспертом кадетов по земельным вопросам и докладчиком по закону о земельной реформе. Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п. 51 и 3 Уголовного Уложения. Создатель так называемой психологической теории права, оказавшей большое влияние на научную и общественную мысль своего времени. В 1917 Временным правительством назначен сенатором Первого департамента Сената. В 1921 принял польское гражданство. Преподавал в польских учебных заведениях. Покончил жизнь самоубийством в Варшаве.

Подписал "Выборгское воззвание" 10 июля 1906 года в г.Выборге и осужден по ст.129, ч.1, п.п.51 и 3 Уголовного Уложения.

Использованы материалы сайта http://www.kodeks.ru/

Другие биографические материалы:

Выборгское воззвание от 10 июля 1906 года (документ).

Сочинения:

Очерки философии права, вып. 1. СПб., 1900;

Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905;

Теория права и государства в связи с теорией нравственности, т. 1–2. СПб., 1909–10.

Литература:

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978;

Социологическая мысль в России. Очерки истории немарксистской социологии последней трети 19 – нач. 20 в. Л., 1978;

Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980;

Dabord G. L’oevre juridique et philosophie de Leon Petradzychi. P., 1962;

Baum К. Leon Petrazychi und seine Schüler. В., 1967;

Sociology and Jurisprudence of Leon Petražycki. Illinois, 1975.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - одна из наиболее известных на Западе и неоднозначных фигур среди представителей русской социологии права.

Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял как следствие правовых переживаний, составляющих реакцию организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.

Основные работы Петражицкого, особенно «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности » в 2-х томах (1909-1910) сразу же привлекли внимание как знаменитых ученых, например, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., так и широкой общественности.

Такой живой отклик был вызван не только авторитетом Петражицкого, выдающегося юриста, но и остротой самого вопроса о роли права в российском государстве и обществе. На страницах журнала «Юридический вестник» развернулась широкая полемика по вопросу о происхождении права, соотношении естественного и позитивного права.

Основное противоречие заключалось в том, что под естественным правом, за возрождение которого выступали многие прогрессивные юристы, в том числе Пет-ражицкий, понимался объективный, независимый от исторической эволюции и субъективных взглядов людей абсолютный идеал, к которому должно стремиться человечество. Этот идеал недостижим, однако позитивное право, существующее в конкретном обществе, должно ему максимально соответствовать. Такое представление коренным образом противоречило юридической практике пореформенной России и распространенному в общественном сознании убеждению, что право - лишь инструмент насилия государственной власти над гражданами. Оно противоречило также и юридическому позитивизму, согласно которому право меняется в зависимости от исторического периода и деятельности законодателей.

Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое значение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право понималось как тождественное нравственности.

Утверждение Петражицкого, что право является эмоцией и существует исключительно в психике индивида, не вписывалось ни в рамки представления об объективном существовании права, ни в традиционное его понимание только как позитивного, то есть свода законов, действующих в государстве. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступать в той или иной ситуации.

Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии. Традиционное деление психики на познание, чувства и волю Петражицкий считал недостаточным, почему и ввел понятие «эмоции» как основного влияющего на поведение психического акта, имеющего двойственную, активно-пассивную природу. «Внутренний голос», совесть запрещает или разрешает нам определенное поведение. Мы ощущаем настоятельную необходимость поступить так, а не иначе. С этой точки зрения «наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц»1. В отличие от нравственных обязанностей, правовые обязательства связывают волю человека. Поэтому с социальной точки зрения право гораздо важнее нравственности.

Так как право целиком содержится в психике, то в повседневной жизни обычно не требуется знания официальных законов, и вообще существование права не предполагает какого-либо организованного союза, например, государства, «признания нормы или правоотношения со стороны окружающих нас лиц, существования судов, законодателя и тому подобных явлений, представления о которых обыкновенно соединяются с мыслью о праве»2.

То, что государство осуществляет руководство социальными отношениями, объясняется нашей потребностью приписывать известным лицам «общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе».

Право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным или интуитивным. В процессе развития человечества одни нормы права отмирают, другие же закрепляются в сознании как наиболее пригодные для нормального существования общества. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного права, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Отсюда возникновение религии и официального права, власти, судов, которые также предназначались лишь для ограничения «диссонанса правоотношений»2. Благодаря этим учреждениям достигается согласие по спорным вопросам.

Интуитивное право гораздо шире позитивного и официального и развивается «закономерно-постепенно, оно не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего бы то ни было произвола»3. Распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Действие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, «в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (педагогическое действие права)»4.

С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права - «нравственное совершенство человечества»1, однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.

Неразвитое правосознание, считает Петражицкий, является причиной многих недостатков русского характера. «Эмоционально здоровое сознание своего права ставит человека наравне или даже выше тех лиц, которые в других областях кажутся ему вышестоящими»2. Для успешного использования права, по мнению Пет-ражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, «в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации»3, во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми.

Для эффективности законодательства прежде всего необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Таким образом, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.

Своеобразное понимание права Петражицким вызвало волну критики со стороны известных юристов того времени. Хотя разногласия среди сторонников движения за возрождение естественного права были достаточно велики, отношение к теории Петражицкого было враждебным, поскольку он скептически оценивал попытки абсолютизации теории естественного права.

Петражицкий разделял со сторонниками естественного права его общие положения:

а) право первично по отношению к государству и может существовать в любом человеческом союзе;

б) естественное право не тождественно позитивному;

в) жизнь человека, его права и свободы - абсолютная ценность;

г) демократия необходима как фундамент свободы личности;

д) старые учения о праве не соответствуют реальной жизни, право не инструмент насилия со стороны власти, а главный регулятор взаимоотношений в обществе.

Несмотря на это, его оппоненты считали, что психологический подход к праву сомнителен с точки зрения науки, так как явления психики не имеют точного характера. Многие ученые, например П.И. Новгородцев, видели в трактовке Петражицкого разновидность юридического позитивизма. К тому же право не ограничивается исключительно личным поведением: существует еще и объективный закон, который признают все. Право должно сообразовываться не только с изменяющимися потребностями, но и «с вечными началами, присущими человеческому духу»1. Субъективное понимание индивидом своего права будет единственным для него, а права другого не будут признаваться. По теории Петражицкого, явлением права может быть и заключение договора с дьяволом, и фантазия сумасшедшего человека.

Такая широкая трактовка по существу приводит к размыванию самого понятия права. Новгородцев указывает, что желание Петражицкого воплотить с помощью права в жизни «совершенное господство действенной любви в человечестве»2 есть не что иное, как существующее со времен Христа стремление построить земной рай, способное привести к насильственному насаждению добра. По словам другого критика, Е.В. Спекторского, физическое и психическое в человеке - лишь «необходимые эмпирические условия» морали, которую изучает философия права, а не психология3 .

Заслуги Петражицкого, особенно в области критики юридических теорий, признавались всеми его оппонентами. Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральной интеллигенции призыв Петражицкого различать интуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими моральными убеждениями.

Из юридической школы Петражицкого вышли такие известные ученые, как П. Сорокин, Г. Гинс, К. Соколов, А. Круглевский, Н. Тимашев и др. Все они пытались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей более объективный характер.

«Теория права и государства в связи с теорией нравственности» и «Введение в изучение права и нравственности» были опубликованы в США только в 1955 году, благодаря Н. Тимашеву и П. Сорокину. И сразу же идеи Петражицкого получили развитие в рамках таких направлений юриспруденции и социологии права, как американский и скандинавский правовой реализм, движение свободного права и др. Основные принципы этих теорий - умаление роли официального права, правовой плюрализм, отрицание объективного характера права, призыв изучать психологию людей как основной источник правового поведения.

Психологизм как одна из ведущих тенденций современной западной юриспруденции заслуживает особого внимания и изучения. Особенно важно происхождение этого направления не только потому,что его источником являются взгляды выдающегося российского правоведа, но и потому, что последующие интерпретации теории Петражицкого бледны по сравнению с оригиналом. Нельзя также забывать, что его творчество - яркий пример безграничного служения науке - нуждается в самом пристальном изучении и широком распространении на его Родине.

Если вы не поняли человека,
вы не имеете права осуждать его, а если поняли,
то, вполне возможно, не пожелаете этого делать.

Гилберт Кит Честертон

Запас сведений большинства юристов России и стран бывшего СССР, воспитанных на учебниках советского периода по теории государства и права, истории политических учений, о профессоре Льве Иосифовиче Петражицком по объему не превышали информации о нем, помещенной в Большой советской энциклопедии . В ней сказано: "Петражицкий Лев Иосифович (1867-1931) юрист и социолог, представитель психологической школы права в царской России, кадет. До 1918 года был профессором на кафедре энциклопедии права и философии Петербургского университета. Был членом Государственной думы. После победы Великой Октябрьской социалистической революции эмигрировал, был профессором университета в Варшаве, где и умер (покончил с собой). В основание своей антинаучной теории положил психологическую эмоцию. Главные работы..."

Но подобная скудная и односторонняя информация, сочетающаяся с произвольным выбором научных трудов, без включения "програм-мных" научных работ, с допущением ошибки в названии одной из них , далека от истины. В процессе беспристрастного и более глубокого изучения научного наследия и биографии Л.И. Петражицкого перед исследователем предстает неординарная личность большого ученого-право-веда, прожившего непростую жизнь и испытавшего большую человеческую трагедию, блестящего исследователя римского права, специалиста в области гражданского права, теории государства и права, талантливого преподавателя.

Лев Иосифович Петражицкий родился 13 апреля 1867 г. в семье польских дворян в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии .

Высшее образование Лев Иосифович получил, обучаясь на юридическом факультете Императорского университета Святого Владимира в г. Киеве. В то время это было одно из лучших учебных заведений в России.

Лев Иосифович Петражицкий, как в свое время и профессор гражданского права Владимир Иванович Синайский, начинал свою учебу на медицинском факультете и позднее перешел на юридический. Этот факт оказал большое влияние на дальнейшее творчество Л.И. Петражицкого. В работе, посвященной этому ученому, С.А. Пяткина указывает: "Приобщение к медицинской науке обусловило методологические предпочтения Л.И. Петражицкого в дальнейшем в сфере юридических исследований. Во всяком случае, одаренность его не только в сфере гуманитарных наук, но и естественных, сказалась в том, как проницательно он в начале XX века определил роль проблемы эмоций, предложил свой вариант интерпретации этой проблемы и ввел ее в сферу правоведения" . Обладая незаурядными знаниями в сфере естественных наук, Л.И. Петражицкий с большим успехом применял их при исследовании юридических проблем. Не случайным представляется и то, что краеугольным камнем его научной теории стала психика человека. Л.И. Петражицкого называют главным представителем, а иногда и основателем психологической теории (или, что еще более важно - психологической школы) права в России, утверждавшим в своих работах, что право является психическим фактором общественной жизни .

Удивительно, но незамеченным остался тот факт, что и идея о необходимости политики права, и психологическая теория права родились в процессе развития взглядов Л.И. Петражицкого как ученого-цивилис-та, и отправной точкой для этого явилось изучение римского права.

Еще будучи студентом юридического факультета Киевского университета, Л.И. Петражицкий достиг больших успехов в изучении римского права. Его знания в этой области поражали окружающих. Учась в университете, он перевел с немецкого "Систему римского гражданского права" профессора Ю. Барона . Именно в переводе Л.И. Петражицкого эта работа в течение многих лет рекомендовалась студентам в качестве пособия для изучения курса римского обязательственного права и курса гражданского права . Работа над переводом сыграла важную, если не решающую, роль в судьбе цивилиста Льва Иосифовича Петражицкого. Именно с этой работы началось его увлечение римским правом, что позднее нашло свое отражение в защите докторской диссертации по римскому праву. Перевод "Pandektes" Ю. Барона повлиял и на методологию изложения Львом Иосифовичем отдельных тем при преподавании.

Позже он вспоминал: "Я, помню, в университете бессмысленно зубрил куски общей части догмы римского права к репетициям, которые устраивались по этому предмету по правилам устава 1884 г. И уже у меня, помню, накипела вражда к римскому праву. Только потом мне по случайным причинам, а отчасти из желания разгадать, наконец, смысл разных частей так называемой общей части системы и смысл изучения общих положений, самих по себе нередко кажущихся бессмысленными и ненужными труизмами (например, положений о рождении, о двух полах, разных родах вещей, о плодах и т.д.), пришлось прочесть непрерывно целый учебник по римскому праву, в том числе и непройденные еще части, а потом и перевести этот учебник на русский язык, и только тогда, после обзора специальных частей, я понял смысл и значение общей части и разные ее положения, а перевод весьма элегантно с логической точки зрения написанного учебника возбудил интерес и симпатию к самой этой, прежде мне представлявшейся крайне странной и несимпатичной науке. Это мое, бессмысленное вследствие раздробления, зубрение кусков общей части и мучения при этом так врезались мне в память, что я и теперь в лекциях своих всевозможные (в лекциях, невозможные без множества повторений в учебнике) меры принимаю к тому, чтобы создавать и сохранять общую перспективу и понимание связи частей, может быть пересаливая и жертвуя этому слишком много лекционного времени, во всяком случае по отношению к наиболее развитым и образованным студентам... между прочим, жертвую немало лекционного времени и на разъяснение с точки зрения общих характерных свойств правовых норм, в особенности их гипотез, - смысла и роли тех абстрактных, prima facie кажущихся непонятными с точки зрения их ценности и значения, положений, которые находятся в так называемых общих частях специальных юридических дисциплин, особенно гражданского права" .

После окончания в 1890 г. юридического факультета университета Святого Владимира в Киеве Л.И. Петражицкий был командирован для подготовки к кафедре римского права в русскую семинарию в Берлине, где стажировался в течение двух лет . Во время обучения в русской семинарии Л.И. Петражицкий опубликовал на немецком языке две работы - "Die Fruchtverteilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten. Vom Standpunkt des positiven Rechtes und der Gesetzgebung" и "Die Lehre vom Einkommen" (Учение о доходах).

Сам Лев Иосифович отмечал позднее: "Основная цель моих немецких монографий - не в решении специальных проблем, а в доказательстве возможности и необходимости создания науки политики права и в выработке основных посылок и научного метода для решения вопросов законодательной политики" .

Первая работа Л.И. Петражицкого "Die Fruchtverteilung beim Wech-sel der Nutzungsberechtigten" обратила на себя внимание немецких юристов оригинальным разрешением некоторых частных вопросов догмы римского права, относящихся к учению о плодах. Часть этой работы была переведена на русский язык под заглавием "Распределение дотальных плодов" и составила магистерскую диссертацию Льва Иосифовича.

Вторая работа - "Die Lehre vom Einkommen", сохранившая свою актуальность, в основе своей была посвящена критике и обсуждению Германского гражданского уложения. В одном из приложений к этой работе уже было заложено рациональное зерно, из которого в дальнейшем выросла знаменитая система Л.И. Петражицкого. Переработанная версия этого приложения была опубликована в России в 1896-1897 гг. как "Введение в науку политики права" .

Реакция научных кругов Германии на публикацию этих двух ранних работ Л.И. Петражицкого была неоднозначна . В то время в Германии шла работа по созданию нового Гражданского уложения (далее - ГГУ), и Л.И. Петражицкий сделал попытку критической оценки некоторых положений проекта уложения. Его оценка германского правопорядка в целом и германского права, в частности, была далеко не лестной. В работе "Die Lehre vom Einkommen" Лев Иосифович серьезно критиковал проект Германского уложения, указывая на целый ряд ошибок, а в конце своей критики даже назвал проект "плохим кодексом" . Подобная оценка была вдвойне обидной, так как была дана иностранцем. Поэтому неудивительна и реакция патриотически настроенных кругов немецких ученых на работы Л.И. Петражицкого.

После опубликования работ Л.И. Петражицкого в немецкой литературе появился целый ряд статей, в которых некоторые положения его теории объявлялись передовыми, а другие совершенно непригодными для практического применения. Среди основных критиков взглядов Л.И. Петражицкого, с одной стороны, были такие известные немецкие ученые, как Oertmann, Pernice, а среди приверженцев, с другой стороны, - Dernburg, Iering .

Общий тон критических высказываний был таков: идеи, основанные на позициях романизма, не могут быть взяты за основу для создания на их базе норм нового Германского гражданского уложения. Дошло до того, что мысли и идеи, которые были выражены в "Die Lehre vom Einkommen", были сочтены оскорблением немецкой науки и проявлением вражды к немецкому праву и немецкой юриспруденции. Л.И. Петражицкому стали приписывать злой политический умысел, направленный против великого дела кодификации гражданского права Германии. Вспоминая эти обвинения, Л.И. Петражицкий впоследствии писал, что, в Германии "было сочтено нужным подвергнуть книгу литературному бойкотированию и, во всяком случае, предотвратить доступ изложенных в ней взглядов в более широкие круги публики, по крайней мере, до окончания обсуждения проекта в Рейхстаге" .

Аргументированные ответы на критические выпады, прозвучавшие в немецкой юридической науке, были даны Л.И. Петражицким в 1897 г. в первом русскоязычном издании книги "Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права", а затем дополнены во втором издании 1902 г.

Причины наличествующих в проекте ГГУ изъянов Л.И. Петражицкий видел в неудачном балансе между римскими началами и правом земель Германии. Среди разработчиков ГГУ преобладали взгляды сторонников "патриотических настроений", так называемых германистов. Л.И. Петражицкий довольно хлестко характеризует отношение большинства разработчиков к праву земель Германии, говоря, что это "предмет патриотического восторга и умиления ожесточенных врагов романизма и римского права - германистов, и признаваемое ими за истинное и драгоценное проявление национального духа, за сокровищницу правовых благ, которые должны вытеснить и затмить римское право и сделаться истинным основанием для дальнейшего развития гражданского права - это так называемое германское право на самом деле представляет довольно странное и объяснимое только исторически соединение крайне противоположных и несоединимых начал и при том довольно космополитического характера" .

Л.И. Петражицкий считал не случайным тот факт, "что капельмейстером всего цивильно-политического концерта явился специалист по истории германского права - Gierke" . Он полагал, что это явилось следствием отсутствия науки цивильной политики и цивильно-полити-ческой исследованности римского и германского права и покорности романистов, поспешивших отречься от романизма и принципов римского права. Главные корифеи романизма - Дернбург и Иеринг почти не принимали участия в обсуждении законодательных вопросов, порожденных появлением проекта ГГУ.

Несмотря на негативную реакцию германских юристов, Л.И. Петражицкий искренне надеялся, что его идеи будут восприняты немецкими законодателями и найдут отражение в новом Германском гражданском уложении. Но этому не суждено было сбыться. Юридические конструкции, предложенные Л.И. Петражицким по частным вопросам (таким, как доходы от наследства, доходы по процентам), не были использованы во вступившем в силу с 1 января 1900 г. Германском гражданском уложении. По некоторым из затронутых вопросов немецкие законодатели далеко ушли от тех принципов, которых придерживался Л.И. Петражицкий. Молодой ученый переживал это достаточно серьезно и даже попытался дать этому научное объяснение в более поздних работах.

Исследования Л.И. Петражицкого стали явлением правовой мысли конца XIX в., огромным вкладом в развитие цивилистической науки того времени. Он создал свою систему превращения догм римского права в "живые" нормы гражданского законодательства эпохи промышленного капитализма. Идеи и принципы, выдвинутые Л.И. Петражицким, были восприняты многими специалистами в области римского права. В их числе был и учитель Льва Иосифовича - Генрих Дернбург, использовавший работы своего ученика при подготовке 4-го и 5-го изданий своих пандектов в 1894 г.

Своими трудами в области гражданского права, в том числе с критикой Германского гражданского уложения, Лев Иосифович приобрел широкую известность. "Богатство мыслей, солидная эрудиция и тонкая критика, обратившие на П. [Л.И. Петражицкого. - авт.] внимание немецкого ученого мира, уже при первых его выступлениях, сочетаются в сочинениях его с большой страстностью в защите своих взглядов и непоколебимым убеждением в их справедливости" .

Л.И. Петражицкий был сыном своей эпохи, его больше всего интересовала современность. Ему удавались критическое переосмысление и анализ явлений, которые зарождались и развивались на глазах его современников. "ХХ век... Россия встречала не на обочине истории. Крестьянская реформа... открыла возможности для более быстрого развития капитализма, в силу чего Россия вступила в его новый этап вместе с наиболее передовыми странами" .

В 80-х гг. XIX в. в нефтяной, металлургической промышленности и транспортном машиностроении появились первые монополии, характерные для этого этапа развития. Активно развивались акционерные правоотношения. Эти явления не могли пройти мимо такого энергичного ученого, как Л.И. Петражицкий. Они стали объектом его исследований, в которых нашли яркое проявление живость его ума, способность к творческому осмыслению сложнейших процессов и энциклопедические знания. В этот период Л.И. Петражицкий работает над предисловием к статье "Предстоящая реформа акционерного законодательства в России" . По собственным словам ученого, во время печатания статьи произошел кризис в его воззрениях на природу акционерного дела, вследствие чего получилось несоответствие между началом статьи и ее продолжением.

Двумя годами позже выходит книга Л.И. Петражицкого "Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права" , отразившая его новые познания и интерес к теме, к которой он еще вернется. В 1911 г. выходит его работа "Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов" , сохранившая свою актуальность до наших дней. В ней содержатся сведения о психологических и юридических аспектах формирования акционерного капитала, управления им, о рисках акционеров, связанных с этим .

Коренное изменение правовых подходов, продиктованное новыми капиталистическими отношениями, придает особую остроту идее Л.И. Петражицкого о необходимости введения науки политики права, цивильной политики - политики гражданского права.

"Цивильная политика" ("Civilpolitik"), как ее понимал Л.И. Петражицкий, существенно отличается от гражданского права с точки зрения целей, им преследуемых, и от "гражданско-правовой политики" - прикладной части науки гражданского правоведения, как ее понимал С.А. Муромцев. Критикуя теорию Л.И. Петражицкого, В. Нечаев писал о том, что выставляя неопределенное начало "любви" как общего руководящего принципа права, Петражицкий не формулирует точнее свое отношение к существующим направлениям в области изучения права и экономики и строит свою политику лишь на почве обыденной житейской этики и психологии, теоретическая система которых, по его мнению, может дать законодателю средства воздействовать на поведение граждан путем норм, затрагивающих те или иные психические струны.

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого. При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его методов и усиления гуманитарной составляющей в создаваемом научном знании.

Вопросы и задания

  • 1. Почему в российской социологии появилось неокантианство?
  • 2. Что вы можете рассказать о влиянии на него идей Г. Риккерта и В. Виндельбанда?
  • 3. Каковы особенности неокантианства в российской социологии?
  • 4. Как трактовал предметное поле социологии В.М. Хвостов?
  • 5. Раскроите учение Хвостова о метолах социологии.
  • 6. В чем состоят заслуги П.И. Новгородцева перед социологической наукой?
  • 7. Как характеризовал проблемы развития нравственной сферы общественной жизни Новгородцев?
  • 8. Почему Б.А. Кистяковский рассматривал общество и социальное познание находящимися в состоянии кризиса?
  • 9. В чем Кистяковский видел главную задачу социологической науки?
  • 10. Охарактеризуйте суть социологической теории Л.И. Петражицкого.
  • 11. Почему центральным понятием социологии Петражицкий считал социальное поведение?
  • 12. В чем состояло значение неокантианского направления в российской социологии?

Литература

  • 1. История социологии. Минск, 1993.
  • 2. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 2.
  • 3. Кистяковский Б. А. Проблема и задача социально-научного познания. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем. Необходимое и должное в культурном творчестве // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 4. Кукушкина ЕЛ. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993.
  • 5. Култыгин ВЛ. Классическая социология. М., 2000.
  • 6. Медушевский АЛ. История русской социологии. М., 1993.
  • 7. Миненков Г Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
  • 8. Новгородцев ПЛ. Об общественном идеале. М., 1991.
  • 9. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
  • 10. Петражицкий Л.И. Основные положения эмоциональной теории эстетических и этических явлений. Два вида обязанностей и норм // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 11. Хвостов В.М. Предмет и значение социологии. Метод социологии. Науки об общем и науки об индивидуальном // Там же.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: