Конспект интегрированного занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Правила пожарной безопасности запоминай и всегда их выполняй! «Мы — юные пожарные». Конспект НОД по пожарной безопасности в подготовительной группе

Мартиросян Ирина Алексеевна

Воспитатель, МБОУ "Никольская ООШ" дошкольные группы, с. Никольское Ленинградская область

Мартиросян И.А. Конспект открытого занятия-путешествия в старшей группе "Школа юных пожарных" // Совушка. 2016. №3(5)..02.2019).

Конспект открытого подгруппового занятия-путешествия в старшей группе.

Тема : «Школа юных пожарных»

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о пожарной безопасности

Задачи :

Образовательные:

  • Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • Знакомить детей со свойствами огня;

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развитие связной речи;

Воспитательные:

Продолжать формировать умение работать в коллективе

Оборудование:

Автомобиль из стульчиков, телефон, деревянная спичка, рисунки детей о «пользе и вреде огня», магнитная доска, картинки по правилам поведения по пожарной безопасности для афиш, карточки для игр «Огнеопасные предметы» и «Что пригодиться на пожаре». Для игры «Потуши пожар»: макет горящего дома; картинки с изображением - песка, воды, земли, снега, огнетушителя, сухих листьев, пластиковых бутылок, бумаги (в 2-х экземплярах). Медальки для награждения «Отважный пожарный». Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, землей, песком, стеклянная колба. Аудио запись «Песенка пожарных».

Ход занятия :

Организационный момент : Воспитатель с детьми заходят в группу и в это время звонит телефон.

В-ль: Здравствуйте, кто это?

А.П.: Здравствуйте, это Аркадий Паровозов. Я дозвонился в Никольский детский сад, в группу «Умняши»?

В- ль: Правильно. А что вы хотели?

А.П.: Ребята, я хочу вам предложить стать юными пожарными. Для этого вам необходимо пройти небольшие испытания. А потом сдать экзамен и по итогам этого экзамена вам будет присвоено звание «юный пожарный». Вы согласны?

Ответы детей: (ДА, согласны.)

А.П.: Тогда до встречи, жду вас.

Познавательная деятельность

Задачи:

  • Повторить правила поведения при пожаре
  • Изучить свойства огня
  • Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

В-ль: Ребята, как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным.

Ответы детей (Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку).

В-ль: Я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь. Я вас приглашаю в машину, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.

Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (ответы детей- чтобы ее было видно издалека другим машинам и уступали место на проезжей части).

Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01)

В-ль: Молодцы. Вот мы и приехали. Ребята, а что это мы видим на первой остановке?

Ответы детей (Спички.)

В-ль: Я хочу вам рассказать «Сказку о непослушной спичке»

«Сказка о непослушной спичке».

В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девочкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцую, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу - за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросили его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть - это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

Воспитатель задает вопросы детям по сказке:

Понравилась вам сказка?(ответы детей)

Что вы узнали из прочитанного?(ответы детей)

От огня есть польза для человека. Какая? (ответы детей). Но есть и вред.Какой? (ответы детей)

Посмотрите на доску, она поделена две части польза « +» и вред « -»огня. Сейчас вы возьмете свои рисунки и по очереди прикрепите их в нужную часть доски.

Расскажите что вы изобразили на своих рисунках? (Дети рассказывают о своих рисунках.)

В: - Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в машине.

Появляется слайд с изображением ППБ

В-ль: - Обратите внимание направо - вы видите картинки, на которых изображены правила пожарной безопасности. Сейчас мы с вами их рассмотрим. Какое правило спряталось на первой картинке.

Дети рассматривают каждое изображение, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:

- Правило первое кается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь, в спичках огонь!

- Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

- Правило третье : Не оставляйте горящим газ, за газом нужен глаз да глаз.

- Правило четвертое : Новый год все люди ждут, елку наряжают. Только свечками, мой друг, ее не украшают.

Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды. Вы очень хорошо поработали, а теперь пора немного отдохнуть.

Динамическая пауза

А теперь насос включаем

Воду из реки качаем

Влево-раз, вправо-два

Потекла ручьем вода

1,2,3,4 Хорошо мы потушили.

В-ль: на этой остановке вас ждет новое задание: вам предлагают отправиться в учебный класс пожарных и поиграть в игру «Огнеопасные предметы»

На столе находятся коробочки с карточками. В одной коробочке карточки с изображением: предметов (ножницы, иголка, спички, зажигалка, фен, плита, утюг и т.д.) Вам нужно из всех опасных предметов выбрать только огнеопасные.

В-ль: -Молодцы вы справились и с этим заданием. Продолжаем наше путешествие.

Поисково-исследовательская деятельность

В-ль : - Наше путешествие продолжается, садимся в машину, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория ». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем.

Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.

В-ль: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей. Но стоило оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались во зло. И часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем. Но сначала я вам расскажу о правилах безопасного поведения в лаборатории.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (ответы детей- Огонек)

Какой он? (ответы детей- Он яркий, красивый, привлекает к себе внимание). -- --Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (ответы детей- нет).

Объясните, почему? (ответы детей - Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).

Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

В-ль: Если огонь становиться опасным, как человек может с ним справиться? (ответы детей- его нужно потушить).

Чего же боится огонь? (ответы детей- воды, песка, земли).

А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (ответы детей - да)

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды.

(Ребенок выполняет указания воспитателя).

Что происходит и почему? (ответы детей- Огонь погас, потому что он боится воды)

Эксперимент третий, четвертый, пятый (аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.)

Эксперимент шестой:

В-ль: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой.

Что происходит с огнем? (ответы детей -он гаснет.)

Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

В-ль: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.

Нас ждет последняя остановка, садимся в машину. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет Аркадий Паровозов

А.П: - Здравствуйте ребята! Я Аркадий Паровозов!. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен .

Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (ответы детей - 01)

Вопрос второй: Я слышал можно огонь тушить бумагой?(ответы детей-нет)

А чем еще можно тушить огонь?(ответы детей-вода, земля, снег)

А.П: -Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города загорелся дом, его необходимо потушить. Вам нужно самостоятельно выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар»

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «горящему дому», тушат пожар: первый ребенок тушит картинкой с изображением песка, второй с изображением земли, третий - снега, четвертый - воды, пятый - огнетушителя.

А.П: Пожарная бригада вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

А какие материалы остались не использованы? (ответы детей-картинки с изображением бумаги, сухих листьев, пластиковых бутылок).

Почему? (ответы детей-если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее).

А.П: Вы все справились с экзаменом и вам присваивается звание «Юный пожарный».Поздравляю вас. А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните, о том,

Что нельзя шутить с огнем!

А.П прощается с детьми и уходит.

Подведение итогов:

В-ль: Ребята понравилось вам такое необычное путешествие? Я хочу сказать, что вы большие молодцы. Спасибо за вашу активную работу.

Возрастная группа: подготовительная.

Образовательная область: социально-коммуникативная.

Цель. Расширять знания о профессии пожарного. Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности.

Задачи:

  • уточнить знания о работе пожарных, пожарной службы;
  • закрепить знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
  • продолжать знакомить со средствами пожаротушения;
  • продолжать учить набирать телефонный номер пожарной службы;
  • формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации;
  • развивать познавательную активность, любознательность, воображение, коммуникативные навыки;
  • воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
  • воспитывать чувство дружбы, сплочённости.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная активность ребенка.

Форма организации: подгрупповая.

Предварительная работа:

  • чтение произведений художественной литературы и разучивание стихов;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы о причинах пожара;
  • экскурсия в пожарную часть;
  • просмотр мультфильмов.

Оборудование: ёмкости с водой, песком, землёй, спички, свечи, карточки для дидактической игры, интерактивная доска, цифры на карточках, костюм пожарного, «огоньки» .

Логика образовательной деятельности

I Организационно-мотивационный момент

Воспитатель (обращает внимание на слайд) . 30 апреля в России отмечается профессиональный праздник. Вы можете сказать какой?

Дети. День пожарной охраны.

Воспитатель. Правильно. Это праздник работников пожарной службы. Кто такие пожарные?

Дети. Это люди, которые борются с огнём.

Воспитатель. Всё правильно. А вы знаете, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.

Воспитатель. Какими чертами характера должен обладать этот человек?

Дети. Силой, храбростью, бесстрашием, ловкостью, сообразительностью, решительностью, чуткостью, отзывчивостью, дисциплинированностью, сопереживанием.

Воспитатель. Опасна ли профессия пожарного? Почему?

Дети. Могут обжечься, здание обрушиться и т.д.

Воспитатель. Посмотрите и скажите, во что одет пожарный?

Дети. Он в каске, в специальном костюме.

Воспитатель. Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. Скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети. Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадёт.

Воспитатель. Правильно. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила безопасности.

Воспитатель. А вы хотели бы стать юными пожарными?

Дети. Хотим.

Воспитатель. Для того, чтобы стать пожарным необходимо много знать и уметь. Поэтому я вам предлагаю пройти учения в Школе пожарных наук. Девиз школы: «Чтоб не ссориться с огнём, нужно много знать о нём» . Повторите девиз.

У вас будет маршрутная карта. По ней вы должны пройти по всем точкам маршрута. После успешного прохождения нашего маршрута пёс Пожарик поднимется на самую верхнюю ступеньку.

Воспитатель. Какой должна быть команда, чтобы справиться со всеми трудностями? (дружной) . Давайте произнесём клятву дружбы.

Аутотренинг.

Дети встают в круг, кладут руки друг другу на плечи и произносят слова:

Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро,
А ещё в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.

Дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и говорят: «Один за всех и все за одного» .

II Основная часть (Школа пожарных наук)

I ступень «Лаборатория пожарной безопасности»

Воспитатель. Мы с вами пришли в лабораторию пожарной безопасности, а о чём здесь будем говорить, вы узнаете из загадки.

У меня характер яркий,
Аппетит у меня жаркий.
Я могу съесть целый дом,
Улицу, микрорайон.
Мне достаточно искры,
Чтоб взметнулись вверх костры.
Ты рукой меня не тронь.
Обожжёшься! Я - … (огонь)

Воспитатель. Да, это Огонь. Хотите увидеть огонь?

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

Воспитатель. Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Дети. Огонек.

Воспитатель. Огонёк. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться.

Дети. Нет. Можно обжечься.

Воспитатель. Правильно. Огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Воспитатель. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Дети. Его нужно потушить.

Воспитатель. Чего же боится огонь?

Дети. Воды, снега, песка, земли.

Воспитатель. А давайте проверим правильность ваших утверждений.

Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? Вывод: огонь погас, потому что он боится воды.

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей.

Каким ещё способом можно справиться с огнём? Посмотрите на эту плотную ткань. (Показать, дать пощупать) . Как вы думаете можно ей потушить огонь? Проверим? Что произошло? Вывод: огонь можно потушить плотной тканью. Почему? Я вам подскажу при помощи другого опыта.

Горящую свечу, мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет) . Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель. Сегодня мы с вами зажигали свечу. Можно ли детям зажигать свечу? Чем она опасна?

Дети отвечают.

Воспитатель. Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий и им можно обжечься. Свеча может упасть и тогда произойдет пожар. Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы. Часто возникают пожары по вине детей.

Воспитатель. Первую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку.

II ступень «Информационная»

Воспитатель. Как вы думаете, из-за чего может случиться пожар? Можно ли избежать пожара?

Дети. Спички, угольки, электрические приборы др.

Воспитатель. Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём, с электроприборами. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы»

Карточки делятся между игроками. Задание: карточки нужно разделить на две группы: огнеопасные предметы и предметы, не представляющие угрозы для возникновения пожара.

Воспитатель. Если вдруг случится пожар, ваши действия.

  1. Если огонь не большой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылить кастрюлю с водой.
  2. Если огонь не погас, надо выбежать из дома в безопасное место и обязательно закрыть плотно двери, т.к. от воздуха огонь разгорится сильнее.
  3. Надо сразу же сообщить о пожаре, позвонить по телефону «01» .
  4. При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, т.к. дым поднимается к верху. Не надо прятаться от дыма в шкафу, под кроватью, - так от дыма не спастись, а пожарные долго не могут найти детей из-за этого.

Практические занятия

Выходят по одному ребенку и показывают практические знания по тушению пожара.

1) Что делать, если загорелся телевизор?

Прежде всего, загоревшийся электроприбор, по возможности, необходимо

  • отключить от сети, т.е. вынуть вилку из розетки
  • бежать за водой
  • сообщить в пожарную часть.

2) Из костра в лесу выпал на траву уголек. Что делать?

Разгорающийся огонь можно залить водой, засыпать песком, землей или окопать.

3) В квартире (доме) горит занавеска на окне. Что делать?

  • сорвать занавеску с гардины
  • затем накрыть его плотным одеялом
  • бежать за водой
  • сообщить в пожарную часть.

Физминутка

Подвижная игра «Огонь и вода»

Одному-двум детям на руку надеваются голубые повязки, и они становятся «водой» . Остальным дают красные ленточки, они - «огонь» . Повязки прикрепляют к одежде сзади. Дети - «огонь» водят хоровод и произносят слова:

Разгорайся, огонь,
Пламя выше, пламя круче,
Достаёт до самой тучи.
Но появится вода, и огню тогда беда!
Раз, два, три! Вода, огонь туши!

После последних слов, дети с голубыми повязками должны собрать все красные ленты с убегающих детей, т.е. «потушить огонь» .

Воспитатель. Вторую ступень обучения вы прошли успешно. На карту я вам наклеиваю наклейку.

III ступень Диспетчерская пожарной службы

Воспитатель. Мы с вами в диспетчерской пожарной службы. Как вы думаете кто здесь работает?

Диспетчер – очень важный человек в пожарной охране. Он сидит за пультом пожарной охраны. От их действий многое зависит. Поступает звонок, диспетчер выясняет, что горит, где горит, есть ли на месте пожара люди. Объявляет тревогу. Определяет по карте, где находится ближайший к месту пожара гидрант, вычисляет кратчайший путь следования. И на всё это должно уйти не больше минуты.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете по какому номеру звонить, если вдруг случился пожар?

Воспитатель. Сообщить о пожаре, можно позвонив по домашнему телефону 01, а если с мобильного помощь зовем, то уже номер другой наберем. Кто знает какой?

Практическое задание «Составь памятку»

Чтобы всегда помнить номера службы спасения разных операторов сотовой связи, у меня была памятка. Но ветер подул и номера перепутались. Помогите мне расставить правильно возле логотипов сотовых компаний номера: «Билайн» (001) , «Мегафон» (010) , «МТС» (010) .

Дети расставляют номера.

Воспитатель. А теперь проверим, как вы умеете вызывать пожарных.

Игра «Вызов пожарных»

Дети по очереди подходят к телефону, набирают номер и называют свой домашний адрес.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Правильно набрали номер, точно назвали свой адрес. Но надо помнить, что нельзя баловаться и звонить пожарным по пустякам!

Воспитатель. На этой ступени вы узнали очень много полезного. Третья ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку.

IV ступень «Помощники пожарных»

Слайды 7, 8, 9,10

Воспитатель. Ребята, а знаете ли вы помощников пожарных? Посмотрите на слайд, какие помощники здесь изображены?

Дети. Пожарная машина.

Воспитатель. Вы слышали сирену пожарной машины. Для чего она нужна?

Дети. Чтобы на дорогах пропускали пожарную машину.

Воспитатель. Посмотрите на следующие слайды. Какие здесь изображены помощники?

Дети. Пожарный вертолет, самолёт, поезд.

Воспитатель. Где помогают эти помощники?

Дети. Тушат высотные здания, лесные пожары

Воспитатель. Почему пожарные машины и вертолеты красного цвета?

Дети. Красный цвет-цвет огня.

V ступень «Проверка знаний»

Слайды 10, 11, 12, 13

Воспитатель. Вы много сегодня вспомнили, что-то узнали нового. Пришла пора проверить знания. Вы готовы? Вперёд.

Воспитатель. Вы должны прослушать задание, посовещаться командой и выбрать правильный ответ на слайде и показать ответ при помощи карточки с цифрой.

Воспитатель. И четвёртая ступень пройдена успешно. На маршрутную карту я вам наклею наклейку.

III Рефлексия

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли весь маршрут по подготовке. Маршрутная карта заполнена. Наш помощник на самой высокой ступени. Не передумали быть пожарными? Я думаю, что вас можно зачислить в дружину юных пожарных.

Дети строятся в шеренгу. Воспитатель вешает медальки «Юный пожарный»

Воспитатель. Предлагаю исполнить песню «Отважный пожарный»

Исполнение песни «Я с рожденья хочу быть пожарным»

  • Приложение № 2 Программы обучения в области пожарной безопасности
  • Тематический план
  • Прием экзаменов. Проверка знаний пожарно-технического минимума.
  • Тема 1. Требования пожарной безопасности к помещениям проведения ки­носеансов и киноаппаратного комплекса при демонстрации кинофильмов в учеб­ных, лечебных и других учреждениях.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ.
  • Тема 2. Виды и порядок проведения пожароопасных работ. Причины возник­новения пожаров, меры их предупреждения.
  • Тема 3. Требования пожарной безопасности. Основные требования ппб 01-031.
  • Тема 4. Общие сведения о противопожарной защите в организации.
  • Тема 5. Действия при пожарах.
  • Тема 6. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности на вновь строящихся и реконструируемых объектах.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности на вновь строящихся и реконструиру­емых объектах.
  • Тема 4. Первичные средства пожаротушения. Действия работников при пожарах.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности.
  • Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопас­ности в театрально-зрелищных и культурно-просветительских учреждениях.
  • Тема 3. Меры пожарной безопасности в театрально-зрелищных и культур­но-просветительских учреждениях
  • Тема 4. Первичные пожаротушения, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны.
  • Тема 5. Практические занятия.
  • Протокол №_____
  • Приложение № 2-7
  • Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем
  • Приложение № 4
  • Наряд-допуск на выполнение работ повышенной опасности2
  • 1.4 План противопожарных мероприятий
  • 1.4.1 Разработка плана противопожарных мероприятий
  • Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должен содержать:
  • Для выполнения требований пожарной безопасности его руководитель обязан обеспечить:
  • 1. Наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в образовательном учреждении.
  • 3. Наличие приказа руководителя об утверждении состава добровольной пожарной дружины
  • 11. Наличие журнала регистрации противопожарного инструктажа.
  • 12. Наличие журнала учета первичных средствпожаротушения.
  • 15. Наличие акта обработки деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом.
  • 17. Наличие сертификата на химический состав, примененный для огнезащитной обработки.
  • 31. Наличие знаков пожарной безопасности и указателей направлений путей эвакуации.
  • 33. Отсутствие глухих решеток на окнах.
  • 35. Наличие графиков проверки противопожарного состояния гаражей и электрохозяйства. Исправное состояние электрохозяйства:
  • 3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок.
  • 4. Наличие графика технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта электрооборудования.
  • 6. Состояние электрощитовых комнат.
  • 7. Состояние электрических щитов.
  • 8. Состояние электросети.
  • II Порядок организации деятельности специалистов в области пожарной безопасности
  • 2.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности
  • 2.1.1 Основные задачи и функции специалиста по пожарной безопасности История профессии
  • Места работы
  • Обязанности инженера по пожарной безопасности
  • Требования к инженеру по пожарной безопасности
  • Образование
  • Должностная инструкция специалиста по пожарной безопасности
  • I. Общие положения
  • II. Должностные обязанности
  • III. Права
  • IV. Ответственность
  • 2.2 Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности
  • III Проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности
  • 3.1 Противопожарные инструктажи. Пожарно-технический минимум
  • 3.1.1 Противопожарные инструктажи
  • 3.1.2 Пожарно-технический минимум
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности
  • IV Нормативное и правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности
  • 4.1 Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность пожарной безопасности
  • 4.1.1 Документы, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности
  • 4.2 Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.2.1 Порядок ведения акта проведения технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов
  • Образец акта проверки пожарных кранов
  • 4.2.2 Порядок ведения акта проверки гидранта на водоотдачу
  • Образец акТа
  • 4.3. Порядок ведения документов в области пожарной безопасности
  • 4.3.1 Разработка планов тушения пожаров
  • Образец Плана тушения пожара
  • Табель пожарного расчета
  • Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации, города, населенного пункта (района), зато
  • Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны
  • Оперативно-тактическая характеристика здания n
  • Наличие и характеристика установок пожаротушения
  • Пожарная опасность веществ и материалов, обращающихся в производстве, и меры защиты личного состава
  • Наличие ахов, радиоактивных веществ в помещениях, технологических установках (аппаратах)
  • Сводная таблица расчета сил и средств для тушения пожара
  • Учет использования планов тушения пожаров и карточек тушения пожаров
  • 4.3.2 Разработка карточки тушения пожара
  • Образец Карточки тушения пожара
  • V Разработка и осуществление мер по пожарной безопасности
  • 5.2.2 Оценка пожарного риска
  • 5.2.3 Порядок разработки Декларации пожарной безопасности
  • Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты
  • Раздел II: Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара
  • Раздел III: Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты
  • 5.3 Организация проведения противопожарных тренировок
  • 6.1.2 Порядок составления и выдачи наряд-допуска
  • Форма наряда-допуска на производство работ повышенной опасности _______________________________________________________________________
  • Наряд-допуск
  • 6.2 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.1 Обязанности руководителя организации в области пожарной безопасности
  • 6.2.2 Ответственность руководителя за нарушение требований пожарной безопасности
  • VII Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
  • 7.1 Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений, веществам и материалам
  • Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, инженерному оборудованию зданий и сооружений
  • Требования пожарной безопасности к веществам и материалам
  • 7.2 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.1 Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
  • 7.2.2 Особенности подтверждения соответствия веществ, материалов и средств огнезащиты требованиям пожарной безопасности
  • 7.3 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • 7.3.1 Требования к организациям, выполняющим огнезащиту и огнезащитным средствам
  • Формы документов
  • VIII Порядок организации и проведения проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора)
  • 8.1 Руководство по организации проведения проверок требованиям пожарной безопасности
  • 8.1.1 Порядок организации проверки соблюдения правил пожарной безопасности
  • 8.1.2 Полномочия лиц, осуществляющих пожарный надзор в Российской Федерации
  • IX Противопожарный и особый противопожарный режимы
  • 9.1 Противопожарный режим на территории объекта
  • 9.1.1 Нормативно-правовой акт, регламентирующий правилапротивопожарного режима в рф. Термины и определения
  • 9.1.2 Общие обязанности руководителей организации в период противопожарного режима
  • X Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • 10.1.1 Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны
  • Литература
  • 3.2 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    3.2.1 Составление плана-конспекта проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТИПОВОЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ

    ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ МЕРАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    «Утверждаю»

    Директор ____________

    Л.Л. Иванов

    План-конспект

    проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности:

      Ознакомление с требованиями законодательных документов в области пожарной безопасности.

      Возникновение и развитие пожара.

      Оперативная обстановка по пожарам, основные причины и места возникновения.

      Общие требования Правил пожарной безопасности к содержанию территорий, зданий и сооружений (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к электроустановкам (ППБ 01-03).

      Требования Правил пожарной безопасности к системам отопления, вентиляции и инженерного оборудования (ППБ 01-03).

      Требования к содержанию средств обнаружения и тушения пожаров, противопожарного водоснабжения.

      Размещение и обслуживание пожарной техники. Первичные средства пожаротушения с иллюстрациями и техническими характеристиками.

      Эвакуация при пожаре. Требования к путям эвакуации.

      Пожароопасные работы.

      Пожарно-технические комиссии. Обучение работников мерам пожарной безопасности. Ведение документации по пожарной безопасности на объекте.

      Действия при пожаре. Распределение обязанностей в случае возникновения пожара.

    Ответственный

    за проведение занятий С.А. Петров

    Примеры план-конспектов проведения занятий по обучению мерам пожарной безопасности

    ТЕМА № ____ Возможные причины пожаров и условия для их возникновения.

    ЦЕЛЬ: Ознакомить с основными причинами пожаров.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: статистика, примеры пожаров, видеофильм, фототаблицы, наглядная агитация.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства

    В основном пожары сопровождаются открытым горением. Основными опасными факторами пожара являются:

      открытый огонь, (пламя, искры),

      тепловой поток,

      повышенная температура,

      токсичность продуктов горения,

      пониженная концентрация кислорода,

      задымление, снижение видимости в дыму.

    К сопутствующим факторам пожара относятся:

      осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, транспортных средств, оборудования, агрегатов и иного имущества.

      радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок,

      опасные факторы взрыва, происшедшего вследствии пожара,

      воздействие огнетушащих веществ.

    Основными причинами возникновения пожаров являются:

      неосторожное обращение с огнем (НОСО);

      электротехнические;

      нарушение правил устройства и эксплуатации печей;

    НОСО является самой распространенной причиной пожара. А нередко неосторожность переходит в небрежность: НОСО при курении, пользование приборами освещения с открытым пламенем (керосиновыми лампами, фонарями, свечами и т.п.), что особенно опасно для чердачных и подвальных помещений, кладовых и различных хозпостроек.

    Пожар может возникнуть и от костра, разведенного вблизи строения, причем, чаще всего от искр, которые разносит ветер. Если в этом случае пожар причиняет значительный ущерб, гибель людей, то небрежность может квалифицироваться как преступление. Тогда, в соответствии со ст.168 Уголовным Кодексом РФ, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

    Еще одной из распространенных причин пожаров является поджог, который в соответствии со ст.167 УК РФ также влечет уголовное наказание.

    В зимнее время, с наступлением холодов нередко замерзают водопроводные и канализационные трубы. Пренебрегая мерами пожарной безопасности их отогревают пламенем факела или паяльных ламп. А это приводит к пожарам. Следует помнить, что металлические трубы, нагретые в одном помещении, за счет теплопередачи способны воспламенить соприкасающиеся к ним горючие материалы, расположенные в соседнем помещении.

    Особую тревогу вызывают пожары по причине детской шалости с огнем, а также от неумелого, неосторожного обращения с ним. Примерно каждый 6-8 пожар в нашей стране происходит по этой причине. Статистика свидетельствует, что чаще всего виновниками, а порой и жертвами пожаров, оказываются дошкольники и учащиеся начальных классов. Самый надежный способ предотвратить шалость малыша с огнем – не оставлять его без присмотра.

    Не менее распространенной причиной пожаров является электротехнические причины. Анализ пожаров, происходящих по этим причинам, показывает, что они происходят в основном по 2-м причинам: из-за нарушения правил при пользования электробытовыми приборами и скрытой неисправности в этих приборах или электрической сети.

    Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин. после выкипания воды вызывают загорания почти любой сгораемой опорной поверхности. А при испытании электрочайников с нагревательным элементом мощностью в 600 Вт воспламенение основания этого чайника произойдет через 3 минуты после выкипания воды. Соприкосновение занавесей (портьер) с электронагревательными приборами также приводит к их воспламенению.

    Пожары могут возникнуть от неисправной электропроводки или неправильной эксплуатации электросети. Это объясняется тем, что при прохождении тока по проводнику всегда выделяется тепло. Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, является короткое замыкание. Короткое замыкание наступает тогда, когда 2 проводника без изоляции накоротко соединяются друг с другом. Провода мгновенно нагреваются до такой температуры, что металлические жилы плавятся, наблюдается интенсивное выделение искр и большое выделение количества тепла. Если в месте короткого замыкания окажутся горючие материалы и конструкции они моментально воспламеняются. Вот почему необходимо следить за изоляцией проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию, не прокладывать по горючей поверхности. Плохой контакт и сильный разогрев в местах соединения проводов (в скрутку) происходит из-за слабого крепления и сильно окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов. Неплотный контакт может также вызвать искрение. В таких местах обычно образуются электрические дуги, а это приводит к сильному разогреву контактирующих поверхностей и воспламенении изоляции и кабелей. Из-за неплотного контакта вилок в гнездах штепсельной розетки происходит сильный разогрев розетки, а это может вызвать самовоспламенение деревянных подрозетников, горючих перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка.

    Довольно часто встречаются пожары, связанные с явлением самовоспламенения или самовозгорания. Известны случаи, когда только из-за того, что в помещении столовой, находящейся в подвале, кондитер положил на батарею отопления халат, нечаянно облитый растительным маслом, произошло самовоспламенение. Та температура, при которой вещество загорается без соприкосновения с открытым с огнем, называетсясамовоспламенением. Чтобы предотвратить пожары, нужно знать температуру самовоспламенения веществ. Вот некоторые из них:

    Сероуглерод (жидкость)

    Целлулоид

    Гтанитоль и детматин

    Торф кусковой

    Древесина

    Бензин автомобильный

    Древесно-волокнистая плита

    Уголь древесный

    Такие температуры часто встречаются в быту. Так, например, температура на колбе электрической лампочки, мощностью 150 Вт, составляет до 300 градусов. Вот почему ее нельзя обертывать бумагой, накрывать тканью, допускать попадания на нее древесной и другой опасной пыли.

    Нередко самовоспламенение происходит вследствие трения. Температура при трении возникает очень большая. Если трущиеся детали машин соприкасаются с горючим материалом, может возникнуть пожар.

    Вещество может загораться без внешнего источника тепла, вследствиесамовозгорания (за счет химических, биологических, физических процессов). Нередко самовозгораются текстильные материалы (тряпки, ветошь), смоченные растительными маслами. Надо помнить, что обтирочные материалы, спецодежда, на которые попали капли масла, например, олифы, пожароопасны.

    На заводе в ремонтном цехе рабочий, уходивший в отпуск, скатал валиком свою спецодежду, на которой были масляные пятна, и положил в верхний ящик своего шкафчика. Через несколько дней спецодежда самовозгорелась и возник пожар.

    Пожары от бытовых газовых приборов нередко происходят из-за нарушения ППБ. Основные причины этих пожаров – утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит. Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропано-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. Именно поэтому при ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать, выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой. Все это может вызвать взрыв. Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещении и только после этого можно зажигать огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользования ими, необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства. В газифицированных квартирах рекомендуется каждое утро проветривать помещения, в которых установлены газовые плиты. Категорически запрещается пользоваться огнем для обнаружения утечки газа из газопроводов, баллонов и газовых приборов, можно применять только мыльный раствор.

    Значительное количество пожаров возникают в результате неправильного устройства и неисправности печей и дымоходов, а также несоблюдения правил пожарной безопасности при их эксплуатации. В холодное время года пожары от печного отопления достигают 80% всех происходящих в это время пожаров.

    Причины возникновения пожаров от печного отопления следующие:

      от непосредственного воздействия пламени, топочных газов и искр на сгораемые конструкции зданий через трещины и неплотности в кладке печей и дымоходов и деревянные конструкции, заделанные с нарушением требований ППБ.

      от соприкосновения сгораемых строительных конструкций с поверхностями элементов печи, имеющих высокую температуру, из-за недостаточной толщены стенок печей и дымоходов, из-за отсутствия или занижения размеров противопожарных разделок и отсутствия отступок, а также в результате перекала печей.

      от соприкосновения горючих материалов (мебели, белья, одежды, дров, торфа и.т.п.) с неисправными частями печей.

      от выпадания горящего топлива и раскаленных искр на сгораемые элементы зданий и предметы.

    ТЕМА № ___ Первичные средства пожаротушения. Действия обслуживающего персонала на случай пожара

    ЦЕЛЬ: Изучить первичные средства тушения пожаров и научить правильно ими пользоваться

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: для полного усвоения этой темы необходимо проводить практические занятия с первичными средствами по тушению условного пожара.

    Общие сведения о процессах горения.

    Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Горение – физико-химический процесс, который характеризуется выделением теплоты, излучением света и химическими превращениями.

    Из курса химии известно, что углерод может образовывать угарный газ CO - ОЧЕНЬ ЯДОВИТОЕ ВЕЩЕСТВО. Это происходит в тех случаях, когда сгорание углерода или его соединений идет при недостатке кислорода. Например, на воздухе при температуре 70 градусов CO загорается. При этом выделяется большое количество теплоты.

    Значит, при увеличении содержании кислорода в окружающей среде, процесс окисления всех веществ протекает интенсивнее.

    Другими окислителями являются: оксид азота, хлор, сера и вещества, содержащие кислород. Например, азотная кислота.

    Источником воспламенения является пламя, искры и накаленные предметы, световое излечение (например, лазерное).

    Эта группа источников называется о т к р ы т а я.

    С к р ы т а я группа источника тепла – это теплота химической реакции, трения, удар. При горении спички, тлении папиросы температура пламени находится в пределах от 700 до 900 градусов. Более высокую температуру (200-1300) имеет пламя бензиновой зажигалки.

    Существует выражение треугольник огня. Что же это такое? Оно означает единство трех основных оставляющих огня:

      Горючего вещества;

      Окислителя;

      Источника воспламенения.

    При отсутствии хотя бы одного из углов треугольника горение не возникнет.

    Условия и способы прекращения горения.

    Рассматривая понятие «пожар», мы говорим о том, что горение можно прекратить, снизив температуру продуктов сгорания в зоне реакции горения.

    Существуют четыре способа понижения температуры горения и, следовательно, его прекращения:

      Воздействие на поверхность горящих материалов охлаждающими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и горючими материалами или воздухом изолирующего слоя из огнетушащих средств;

      Торможение скорости реакции горения воздействием на нее химическими огнетушащими средствами;

      Создание между зоной горения и другими объектами или вокруг нее газовой или паровой среды.

    Поэтому для каждого способа прекращения горения необходим определенный набор огнетушащих средств.

    К охлаждающим средствам можно отнести воду, водные растворы различных солей и углекислоту в снегообразном виде.

    К разбавляющим средствам относятся углекислый газ, азот, водяной пар.

    К изолирующим средствам – различные пены, огнетушащие порошки, песок.

    Огнетушащими средствами химического торможения горения являются бромистый этилен и др. средства.

    Несмотря на то, что все огнетушащие средства обладают комбинированным воздействием на процесс горения, их классифицируют по основной способности вещества.

    Вода, попадая на горящий объект, в первую очередь снижает температуру в области горения.

    Основное свойство пены – изоляция очага загорания.

    При выборе средств тушения следует исходить из свойств горящих веществ и материалов, возможности получения наилучшего огнетушащего эффекта при минимальном их расходе.

    Для предупреждения взрывов при аварийном выделении метана и тушения факела в закрытых объемах используют диоксид углерода CO2 или азот N2 .

    Загорание ароматического вещества тушат тонкораспыленной водой и различными пенами.

    Натуральные олифы легче воды и нерастворимы в ней, поэтому при тушении олифы, нитролаков нужно применять пену или тонкораспыленную воду.

    Огнетушащие свойства воды.

    Вода является универсальным огнетушащим веществом, кроме того, она весьма допустима и имеется на любом участке производства в неограниченном количестве. Так, для тушения небольших очагов загораний можно воспользоваться ближайшим водопроводным краном. Для подачи большого количества воды на предприятиях создают систему внутреннего пожарного водопровода.

    Применение воды особенно эффективно при тушении твердых горючих материалов – дерева, бумаги, резины, тканей, являющимися наиболее часто горящими материалами при пожаре. Также водой хорошо тушить растворяющиеся в ней горючие жидкости – спирты ацетон, органические кислоты.

    Огнетушащие свойства воды резко увеличиваются, если она попадает в зону горения в виде распыленных струй, что уменьшает ее расход.

    Воду успешно используют для локализации очага загорания, когда пожар быстро ликвидировать не удается. В этом случае водой обливают все горючие вещества, материалы, конструкции и установки, расположенные в непосредственной близости к очагу загорания.

    Именно так поступают в помещениях и на площадках, где установлены баллоны с различными сжатыми газами. Этот прием успешно используют до тех пор, пока баллоны или другие объекты не эвакуируются в безопасное место.

    Вода при тушении пожаров весьма эффективна, однако использование ее в условиях предприятий радиоэлектроники реже ограничено . В первую очередь это связано с тем, что электропроводимость воды достаточно высока, следовательно, ею тушить горящее электрооборудование, находящееся под напряжением нельзя.

    Также воду нельзя применять, если в зоне пожара находятся щелочные металлы – натрий, калий.

    Особенно опасно попадание воды в горящие масляные баки и другие емкости с горящими жидкостями или плавящиеся при нагревании твердыми веществами, так как в зависимости от количества воды температуры жидкости происходит либо ее бурное вскипание, либо разбрызгивание и выброс горящей жидкости в объем помещения. В результате увеличивается интенсивность горения и расширяется площадь пожара. В то же время использование распыленных водяных струй позволяет успешно тушить многие горючие жидкости, в том числе различные масла, керосин.

    Первичные средства тушения пожаров

    К первичным средствам пожаротушения относятся:

      Ящики с песком;

      Кошма 1*1 кв.м., асбестовое полотно;

      Огнетушители;

      Водопроводная вода

    Асбестовое полотно и одеяло из кошмы применяют для тушения веществ и материалов, горение которых прекращается без доступа воздуха. Этими средствами полностью покрывают очаг пожара. Эти средства эффективны при пожаре, возникающем на гладкой поверхности (по полу помещения) и площади загорания меньше размера полотна или одеяла.

    Песком тушат или собирают небольшие количества пролившихся ЛВЖ, ГЖ или твердых веществ, которые нельзя тушить водой.

    Огнетушители

    В настоящее время промышленность выпускает различные ручные, передвижные и стационарные огнетушители.

    Для того чтобы успешно бороться с пожаром, необходимо четко знать возможности и области применения каждого огнетушителя.

    Углекислотные огнетушители ОУ – 2; ОУ - 3; ОУ – 5; ОУ – 8:

    Ручные огнетушители, представляют собой стальные баллоны с раструбом.

    Для приведения огнетушителя в действие нужно снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб огнетушителя в горизонтальное положение, направив на очаг пожара, нажать на рычаг.

    Выходящая из баллона через раструб струя сжиженного диоксида углерода сильно охлаждается и переходит в газообразное состояние (снег).

    Огнетушащий эффект обусловлен снижением концентрации кислорода в зоне горения и охлаждением горящего. Все три устройства предназначены для тушения начальных возгораний различных веществ и материалов, а также электрооборудование под напряжением до 1000в.

    Это связанно с тем, что диоксид углерода не содержит воды.

    ОУ - нельзя тушить:

      горящую одежду на человеке (может вызвать обморожение)

      пользоваться для прекращения горения щелочных металлов, а также веществ, продолжающих горение без доступа кислорода из окружающей среды (например: состав на основе селитры, нитроцеллюлозы, пироксилина).

    Поскольку углекислота может улетучиваться из баллона, ее заряд следует контролировать по массе и периодически заправлять.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 4(г); ОП-5(г); ОП-8(г); (газогенераторного типа):

    Порошковые огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, электроустановок находящихся под напряжением до 1000в.

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого находится заряд (порошок) и баллон с рабочим газом или газогенератор. Принцип действия: при срабатывании запорно – пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (углекислый газ, азот). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создаёт избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество изолирует его от кислорода и воздуха.

    Порошковые ручные огнетушители: ОП – 2(з); ОП-3(з); ОП-4(з); ОП – 8(з) (закачного типа):

    Ручные огнетушители состоят из стального корпуса внутри которого под давлением находится заряд (порошок). Принцип действия: рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно – пускового устройства, порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг к стволу –насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Попадая на горящее вещество, он изолирует его от кислорода и воздуха.

    Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу пожара, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить шланг с насадкой на огонь, нажать на рычаг.

    Нужно учесть, что поскольку порошки в основном обладают способностью замедлять скорость реакции горения и в какой-то степени изолировать очаг горения от кислорода воздуха, их охлаждающее действие невелико. Это может привести к тому, что при недостаточной толщине слоя порошка вследствие малых размеров зарядов огнетушителей возможны повторные вспышки от предметов, раскаленных при горении.

    Воздушно – пенные огнетушители: ОВП – 5; ОВП – 10:

    Предназначены для тушения мелких очагов пожара твердых и жидких горючих веществ и тлеющих материалов при температуре окружающей среды не ниже +5°С. Состоит из стального корпуса, внутри которого находится заряд – раствор пенообразователя и баллон с рабочим газом. Принцип действия основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь давлением газа вытесняется через сифонную трубку в насадку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасывающим воздухом, в результате чего образуется пена. Для приведения в действие: снять огнетушитель с кронштейна, поднести к очагу возгорания, сорвать пломбу, выдернуть чеку, направить пеногенератор на очаг загорания, ударить по пусковой кнопке или нажать на рычаг. Нельзя тушить электропроводку и электроприборы под напряжением.

    Воздушно – эмульсионные огнетушители с фторсодержащим зарядом ОВЭ - 5(6) - АВ – 03; ОВЭ-2(з); ОВЭ-4(з); ОВЭ-8(з) (тонкодисперсной струёй) Новейший, высокоэффективный, экологически чистый и безопасный огнетушитель воздушно-эмульсионный закачной (с газовым баллоном высокого давления) предназначен для тушения пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и электрооборудования, находящегося под напряжением. В воздушно-эмульсионных огнетушителях в качестве заряда используют водный раствор фторсодержащего пленкообразующего пенообразователя, а в качестве насадка – любой водный распылитель. Эмульсия образуется при ударе капель распыленного заряда огнетушителя о горящую поверхность, на которой создается тонкая защитная пленка, а получающийся вспененный слой воздушной эмульсии предохраняет эту пленку от воздействия пламени. Огнетушителями ОВЭ тушить электропроводку и электроприборы под напряжением можно только тонкодисперсной струёй.

    Аэрозольные генераторы (аэрозольные огнетушители) - СОТ – 1 ;СОТ – 5м; СОТ – 5М:

    Предназначены для ликвидации пожаров в замкнутых объемах при горении ЛВЖ и ГЖ (нефтепродуктов, растворителей, спиртов), твердых горючих материалов электрооборудования (в том числе находящихся под напряжением).

    В системе объемного аэрозольного пожаротушения огнетушащим веществом является аэрозоль солей и окислов щелочных и щелочноземельных металлов. И спокойной атмосфере аэрозольное облако сохраняется до 50 минут. Аэрозоли образующиеся при срабатывании генераторов СОТ-1; СОТ – 5м; СОТ – 5М является не токсичным, не вызывает порчу имущества. Осевшие частицы легко удаляются пылесосом или смываются водой.

    На всех объектах, в том числе и в общеобразовательных учреждениях необходимо вести журнал учета первичных средств пожаротушения (приложение № 11).

    Контроль за состоянием огнетушителей проводится согласноСП 9.13139.2009. «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации».

    Порядок действий в случае возникновения пожара

    В случае возникновения пожара, действия работников общеобразовательных учреждений в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.

    Каждый работник, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах или тление различных материалов, повышение температуры и.т.п.), обязан:

      Немедленно сообщить об этом по телефону 01 (при этом четко сказать адрес учреждения, место возникновения пожара, а также сообщить свою должность и фамилию).

      Задействовать систему оповещения людей о пожаре.

      Приступить к эвакуации детей из здания в безопасное место, согласно плана эвакуации.

      Известить о пожаре руководителя учреждения или заменяющего его работника.

      Организовать встречу пожарных подразделений, принять меры по тушению пожара имеющимися в учреждении средства пожаротушения.

      Организовать проверку детей и работников, эвакуированных из здания по имеющимся спискам.

      При необходимости вызвать к месту пожара медицинскую и другую службы.

      Информировать начальника прибывшего пожарного подразделения о наличии людей в здании.

      При проведении эвакуации и тушения пожара необходимо:

      эвакуацию детей следует начинать из помещения, в котором возник пожар, и смежных с ним помещений, которым угрожает опасность распространения огня и его признаков горения;

      детей младшего возраста следует эвакуировать в первую очередь;

      хорошо проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания в опасной зоне детей, спрятавшихся под партами, в шкафах и других местах;

      воздержаться от открывания окон, дверей, а также от разбивания стекол во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения;

      покидая помещения или здания, следует закрывать за собой окна и двери.

    Конспект организованной деятельности по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста "ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ"

    Цель:
    формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
    Задачи:
    формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;
    закрепить знания о причинах возникновения пожара;
    формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
    воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии;
    активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;
    развитие вестибулярного аппарата, координации движений.

    Место организованной деятельности: спортивный зал.
    Тип Интеллектуально -развлекательная.

    Используемое оборудование:
    Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальное сопровождение, памятные призы, раздаточный материал: 2 комплекта карточек, плакаты,
    2 телефонных аппарата, сундучок, 2 фланелеграфа, магниты, изображение дома и гаража, ведра, обручи, модули, конусы.

    Предварительная работа:
    1. Чтение произведений:
    В. Гальченко «Огонь – невидимка».
    Е. Пермяк «От костра до котла».
    С. Маршак «Пожар».
    2. Знакомство с пожарным щитом ДОУ и размещенными на нем средствами пожаротушения.
    3. Познавательная беседа у стенда 01.
    4. Виртуальная экскурсия в пожарную часть.
    5. Деление детей на команды способом жеребьевки, выбор капитанов команд.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент.
    Воспитатель: Дети, какой сегодня чудесный день! Я рада вас приветствовать вас в нашем зале.
    Глубоко вдохните, выдохните. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам всем хорошего настроения. Пусть этот день принесёт нам много нового и интересного.

    Воспитатель: Вам известно, что давным-давно человек добыл огонь. Огонь является помощником. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
    Но, огонь может оказаться и врагом. Опасны шалости с огнем. Неправильное пользование электроприборов, газового оборудования и даже бенгальских огней может привести к большой беде.
    Сегодня мы с вами ещё раз вспомним правила соблюдения пожарной безопасности, приглашаю вас принять участие в игре-соревновании.
    Я хочу представить вам нашего гостя. Знакомьтесь- Герасимов Александр Анатольевич
    Старший инспектор отделения надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району 13 отделения надзорной деятельности по Кунгурскому району городскому округу, Кунгурскому, Березовскому и Кишертскому районам главного управления МЧС России по Пермскому краю.

    Пожарный: Здравствуйте ребята! Сегодня я проверю ваши знания в вопросах пожарной безопасности и помогу вам разобраться в некоторых сложных ситуациях.

    Воспитатель: А так же, Александр Анатольевич определит победителей нашей сегодняшней игры.
    А самых активных, любознательных ждет экскурсия в пожарную часть города Кунгура. Ну что, готовы?
    Капитаны представьте свои команды.

    II. Работа по теме:
    Приветствие команд:
    1. Команда «Искорки».
    Девиз:
    «Если спички в руки взял,
    сразу ты опасным стал-
    ведь огонь, что в нем живет,
    много бед всем принесет».
    2. Команда «Огоньки».
    Девиз:
    «Сам костер не разжигай,
    И другим не позволяй:
    Даже крошка огонек
    От пожара недалек».

    Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Перед каждой игрой игроки разминаются. Вот и мы проведём разминку.
    Я буду загадывать загадки командам по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, то у соперников есть шанс получить дополнительное очко.
    Разминка:

    Загадки:
    1. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь)
    2. На крыше – столбом, в избе – скатертью. (Дым)
    3. Это – тесный-тесный дом:
    Сто сестричек жмутся в нем.
    И любая из сестер
    Может вспыхнуть как костер! (Коробок со спичками)
    4. Шипит и злится, воды боится

    С языком, а не лает
    Без зубов, а кусает. (Огонь)
    5. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок со спичками)
    6. Все ест – не наедается, а пьет - умирает. (Огонь)
    7. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)
    8. Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные)
    9. От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)
    10. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)

    Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь настала пора переходить к основным заданиям.

    Конкурс № 1: «Вопрос – ответ».
    Воспитатель: На каждый вопрос дается 1 минута. Игроки команды совещаются, после чего капитан команды оглашает ответ. если команда не дает правильный ответ, право ответа переходит другой команде.

    Вопросы 1 команде «Искорка»:
    1. Номер пожарной охраны? («01», «112»)
    2. Как потушить горящую одежду на человеке? (можно накрыть плотной тканью или одеялом, оставив голову открытой).
    3. Почему пожарная машина красного цвета? (красный цвет – яркий и напоминает огонь; чтобы она была заметна на дороге; чтобы ей уступали дорогу).
    4. Почему нельзя при пожаре открывать окна и двери? (много воздуха – больше огня).
    Вопросы 2 команде «Огоньки»:
    1. От чего гибнут люди во время пожара? (от едкого и угарного дыма).
    2. Чем можно потушить пожар? (вода, земля, брезент, огнетушитель, песок).
    3. Если комната наполнена густым дымом, что вы будете делать? (закрыть нос и рот влажным платком или салфеткой и полком продвигаться к выходу).
    4. Если вы увидели, что горит старая трава? (сообщить взрослым).

    Воспитатель: Пока жюри подводит итоги разминки и 1 конкурса, я приглашаю вас в центр круга. Внимательно слушаем и повторяем движения за мной.

    Огонь должны предотвратить
    При этом надо смелым быть!
    (Обычная ходьба)
    Вдоль дороги трава, 1-2, 1-2
    Выше ноги поднимаем,
    на траву не наступаем. (Ходьба с высоким подниманием колена)
    Вот и камни на пути,
    вмиг их перепрыгнем мы. (Прыжки с продвижением вперёд)
    Перекрёсток впереди
    Будь внимательным в пути! (Ходьба по прямой с поворотом)
    Перед лыжной базой овраг,
    Перепрыгнуть каждый рад. (Прыжок с разбега в длину через обруч, лежащий на полу)
    1, 2 – все вдыхаем, 3, 4 – выдыхаем
    Носом вдох, а выдох ртом,
    Шаг на месте мы начнем! (Дыхательные упражнения)
    (Обычная ходьба)
    Вон, поляна впереди
    Пробежимся быстро мы! (Бег)
    Свежий воздух мы вдыхаем
    И, конечно, отдыхаем. (Дыхательное упражнение)

    Слово предоставляется Александру Анатольевичу. Молодцы! Переходим ко второму конкурсу.

    Конкурс № 2 "Конкурс капитанов"
    Воспитатель: Этот конкурс для нас приготовил наш гость, Александр Анатольевич
    Пожарный: Ребята, давайте разберем следующую ситуацию. Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора.
    Вам необходимо сообщить об этом пожарным.
    Прежде чем вам представится такая возможность, давайте вспомним на какие вопросы вам нужно будет ответить во время звонка.
    1. Адрес.
    2. Объект (квартира, склад, школа).
    3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
    4. Номер дома.
    5. Номер подъезда.
    6. Номер квартиры.
    7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.
    8. Есть ли опасность для людей.
    9. Фамилия.
    10. Телефон.

    Воспитатель: А теперь выслушаем ответы капитанов. (Капитан подходит к телефонному аппарату, набирает номер телефона пожарных и сообщает нужную информацию).
    Александр Анатольевич оценивает конкурс. (Пожарный по итогам конкурса вручает капитанам медаль "юный пожарный").

    Конкурс № 3: «Волшебный сундучок».
    Обеим командам дается задание выбрать из сундучка карточки на которых изображен огонь, который служит человеку добрую службу. За каждый правильно выбранный рисунок – 1 балл. Время – 3 минут. Участвует вся команда. (Примеры: печь, плита, паяльная лампа и другие.)
    Уважаемое жюри подводит итоги.

    Конкурс № 4: «Источник опасности».
    Воспитатель: Ребята, для проведения следующих конкурсов я снова попрошу Владимира Сергеевича помочь мне.
    Пожарный: На ваших столах лежат одинаковые конверты с одинаковыми картинками на тему "Опасность на кухне". Вы должны выбрать картинку с причиной возможного возникновения пожара и возможных травм детей на кухне. Каждый игрок команды берет одну картинку, к фланелеграфу и прикрепляет ее. (Примерные опасности, которые изображены на картинках:)

    1. Спички находятся в доступном месте.
    2. На столе лежат различные лекарства.
    3. Из крана льётся горячая вода.
    4. Кипит чайник на газовой плите.
    5. Сушится бельё над горящей газовой плитой.
    6. Бутылка с уксусом.
    7. На гладильной доске стоит включенный утюг.
    8. Электроразетка, которая расположена на уровне ребёнка.
    9. Включен газ.
    10. Варится пища на быстром огне и заливается бульоном газ.
    (Пожарный подводит итоги и награждает победителей и предлагает следующий конкурс).

    Конкурс № 5: «Кто быстрее доберётся до пожара?»
    Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели ненадолго стать пожарными? Я предлагаю вам такую возможность.
    Пожарный: Нам нужна сила, ловкость и сноровка,
    Хорошая физическая подготовка
    Для нас очень нужна,
    А для пожарного очень важна!

    Посмотрите: в углах спортивного зала – находятся гаражи, а в противоположных углах – дома, которые горят, а между ними – извилистая дорога, по которой каждый участник команды бежит, преодолевая препятствия.
    Победит та команда, которая быстрее потушила пожар. (У каждого участника в руках ведерко с предполагаемой водой. Приглашаются команды для прохождения конкурса). Пожарный и ведущий хвалят детей.

    III. Заключительная часть.
    Ребенок 1:
    В детском садике веселом
    Мы играем много лет
    И пожарным скажем прямо:
    Для пожаров здесь запрет.
    Не включают дети плиток.
    В руки спичек не берут,
    Потому что все мы знаем,
    Как тяжел пожарный труд.

    Ребенок 2:
    Если б вдруг пожар случился,
    Будь то ночью или днем,
    Мы бы сразу отличились,
    Мы бы справились с огнем.
    Каланчу обходят тучи.
    Мы скучаем много лет.
    А быть может, даже лучше,
    Что пожаров нет как нет?

    Ребенок 3:
    Знают все: человек без огня
    Не живет ни единого дня.
    При огне, как при солнце, светло,
    При огне и зимою тепло.

    Ребенок 4:
    Посмотрите друзья, вокруг:
    Нам огонь -повседневный друг,
    Но когда мы небрежны с огнем
    Он становится нашим врагом.

    Воспитатель: Ребята, жюри подвело итоги. Слово для оглашения результатов предоставляется Герасимову Александру Анатольевичу
    Пожарный: Ребята, вы сегодня показали свои знания и умения принимать решения в чрезвычайных ситуациях, а победила дружба.
    Уже сейчас вы достойны, быть настоящими Пожарными. И я, хочу вас ещё раз поблагодарить за помощь, и каждому вручить медаль «Юный пожарный», и приглашаю вас на настоящую экскурсию ко мне в пожарную часть.
    Пожарный и воспитатель благодарят детей, происходит вручение медалей, памятных подарков, сладких призов.
    Пожарный прощается с ребятами.

    Дорогие ребята! Сегодня мы поговорим с вами о тех веществах, которые могут легко загораться. Сначала побеседуем о легковоспламеняющихся жидкостях.

    Как вы думаете, вода — легковоспламеняющаяся жидкость? Верно! Вода не горит! Напротив, водой гасят пламя. Вы помните мультфильм про синицу, которая хотела море поджечь? Что у нее из этого получилось?

    Но есть и другие жидкости, которые очень легко загораются. Вы знаете, какие это жидкости? Верно! Бензин, керосин, нефть. Их следует держать подальше от огня, ведь они могут вспыхнуть от малейшей искорки. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно. Эти жидкости легче воды, они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды. Обычно их тушат песком или специальной смесью.

    Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить на кухне. Почему? Правильно! На кухне горит газ, здесь часто зажигают спички, чтобы включить газовую плиту. Крошечный кусочек горящей спичечной головки может попасть в легковоспламеняющуюся жидкость, и та вспыхнет и вызовет пожар.

    Нельзя хранить горючие жидкости и на балконе. Как вы думаете почему? Верно! На балкон может залететь непотушенный окурок с другого балкона, кусок неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта или клочок горящей бумаги. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар и даже взрыв.

    Так где же лучше всего хранить нужные в хозяйстве, но легковоспламеняющиеся вещества? Верно!

    В специальных бутылках или банках в металлическом шкафчике и подальше от огня.

    Какие еще вещества легко загораются? Правильно! Сухая опавшая листва, высохшие трава, сено, промасленные тряпки, вата.

    Вопросы и задания

    1. Какие вы знаете горючие жидкости?

    2. Вода — это легковоспламеняющаяся жидкость?

    3. Что тушат водой?

    4. Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?

    5. Почему горючие жидкости нельзя хранить на кухне?

    6. Почему горючие вещества нельзя хранить на балконе?

    7. Где нужно хранить легковоспламеняющиеся вещества?

    8. Какие вы знаете твердые вещества, которые легко загораются?

    9. На предлагаемых рисунках найдите опасный предмет при возникновении возгорания.

    Утюг, мяч, чашка, часы.

    Стул, книга, пылесос , кастрюля.

    10. Почему рядом с легковоспламеняющимися веществами нельзя чиркать спичками, зажигалкой?

    11. Игра «Четвертый лишний». Выделите лишнее слово и объясните свой выбор.

    Вода, чай, кофе, бензин.

    Бензин, керосин, нефть, вода.

    Лак, вода, краска, спирт.

    Песок , вата, сено, промасленная тряпка.

    Лед, нефть, краска, лак.

    12. Какой жидкостью можно погасить огонь?

    Водой, бензином, спиртом, ацетоном.

    13. С помощью чего можно потушить огонь?

    Воды, специального порошка, керосина, пены из огнетушителя, спирта.

    14. Попробуйте отгадать загадки.

    Если дом горит, тогда

    Пригодится нам... (вода).

    Он горючий, он летучий,

    Для машин необходим,

    Но опасным он бывает

    И пожары вызывает, Называется... (бензин).

    Невелик коробок,

    А пожар приволок. (Коробок спичек.)

    15. Объясните, почему так говорится: «Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять».



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: