Гражданское общество и государство сложный план

План урока: Гражданское общество, его основные черты. Становление гражданского общества в РФ. Правовое государство, понятие и признаки. Соотношение правового государства и гражданского общества

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования.

В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность.

В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д.

В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида.

Гражданское общество включает в себя 3 уровня общественных отношений :

1. воспроизводство человека, воспитание детей, семья, быт, образование, культура;

2. сфера экономики с многообразием действующих субъектов;

3. политическая жизнь общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества, т.к. действуют одни и те же субъекты. В структуру политической системы не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства – управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.


Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство – такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

В правовом государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства.

Индивид существует в условиях правовой свободы, которая основана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом».

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущество формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепив права и обязанности граждан.

Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона.

Функции правового государства:

а) Внутренние:

Охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан

Защита интересов общества на основе законности

Выбор научно обоснованного пути развития общества

Создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований

Постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан

Защита разнообразных форм собственности

Обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм

Улучшение условий и охрана труда граждан

Реализация политического и идеологического плюрализма

Обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть

Охрана и приумножение духовных ценностей общества

б) Внешние:

Борьба за мир и мирное сосуществование

Оборона страны от нападения извне

Экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества

Охрана окружающей среды в мировом масштабе

Соблюдение международных нормативно-правовых актов. соглашения и договоров

Верховенство закона означает:

Главенство закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не использует право как «кнут и пряник», а само подчиняется закону)

Закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно для всех, вне зависимости от тех целей, которые ставят перед собой люди

Закон не делает различий между людьми - перед законом все равны

Закон не карает за намерения, он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие) противоречат его «духу» и главным образом «букве».

В современной науке выделяют так называемые основы правового государства – предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности.

Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс.

Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет.

Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство должно обладать следующими основными признаками:

  1. верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
  2. взаимная ответственность государства и личности;
  3. реальные гарантии прав и свобод граждан;
  4. разделение властей;
  5. идеологический и политический плюрализм (возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды).

Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и скорым. Гражданское общество в России только формируется. Государство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс собственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подзаконных актах. Для создания правового государства в России необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

Контрольные вопросы:

1. Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы входят в состав гражданского общества?

2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства

3. Назовите признаки правового государства

4. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

Тема 20. Гражданское общество и правовое государство.

Примерный план.

Тема 19. Философские проблемы прав и свобод человека.

Примерный план.

Тема 18. Право в системе социально-культурной регуляции.

1. Религия и право.

2. Мораль и право.

3. Право как способ солидаризации общества.

Алексеев С.С. Философия права. М., 1998. С. 53-64.

Берман Г.Д. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явление социальной эволюции. Красноярск, 1995.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М., 1999.

Лукашева Е.А., Лекторский В.А. Право, законность, нравственность. // Вопросы философии. – 2003. - № 11. – С. 19.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 76 – 84.

Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М., 1995.

Сытин С.В. Политика и мораль в русской философии права. // Вестник МУ Сер. 12. Политические науки. – 1999. - № 4.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. С. 401-419, 271-298.

Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 47- 59.

Шалютин Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор // Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С. 36-45.

1. Философское понимание свободы.

2. Свобода как неотъемлемая часть человеческого бытия.

3. Свобода как социальное явление.

Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единой формулы свободы не существует» // Полис. – 1996. - № 1. – С. 128-137.

Варламова Н.В. Юридический позитивизм и права человека // ОНС. – 2008. - № 1. – С. 156-166.

Голубенко В.П. Необходимость и свобода. М., 1974.

Дорн Дж. Нормы права и свободы в новых демократических государствах: концепция Джеймса Мэдисона // Вопросы экономики. – 2003. - № 6. – С. 22-38.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 375-410.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 127-182.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., 2003. – С. 22-28; 92-112.

Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

1. Гражданское общество: генезис, основные черты.

2. Развитие идеи правового государства.

3. Компоненты правового государства.



Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы, тенденции, перспективы. М.: Норма, 1998.

Бирюков Н., Сергеев В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре. // ОНС, -1995.- № 6.

Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные пути формирования. // Вопросы философии. – 1991. - № 7.

Ильин М. Приключения демократии в старом и новом свете. // ОНС. – 1995. - № 3. – С. 71.

Замбровский Б. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства. // Социально-политические науки. – 1991. - № 6.

Золкин А.Л., Ковалев С.Н., Саввин А.М. Политология: Учебное пособие для курсантов и студентов высших учебных заведений. – М. – Тула, 2006. – С. 33-44.

Ку А.С. Парадокс – гражданское общество без гражданства. // Социс. – 2003. - № 12.- С. 11.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 92-112.Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии. – 1989. - № 2.

Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия: цивилизм как национальная идея // ОНС. – 2008. – № 5.

Нерсесянц. В.С. Продолжение истории: от социализма к цивилизму. // Вопросы Философии. – 1993. - № 4.

Серебряков С.Л. Гражданское общество, свобода, ответственность. // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 3. – С. 122.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. С. 322-340.






Гражданское общество В широком смысле Совокупность всех людей, являющихся подданными государства, но не входящими во властную элиту Существует в любом государстве В узком смысле Совокупность общественных объединений, не входящих в политическую систему По наличию или отсутствию таких объединений можно судить о наличии гражданского общества


Гражданское общество в узком смысле Общественные объединения, не входящие в политическую систему Объединения, в которых граждане вовлечены в социальные или политические взаимодействия, свободные от контроля или регулирования со стороны государства Коммуны Добровольные ассоциации Религиозные объединения


Концепция гражданского общества Джон Локк Английский философ Джон Локк – один из основоположников концепции гражданского общества.


Джон Локк Пытался дать определение государству, выходящее за пределы общепринятых – либо анархия, либо диктатура Выступал за ограничение вмешательства политики в межчеловеческие отношения и поддерживал идею ограниченного правительства Эта концепция получила название «государство ночного сторожа»




Джон Локк ввёл понятие «естественного состояния человека» «Состояние полной свободы в отношении их (людей) действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью, а также состояние равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными, - никто не имеет больше другого».


Понятие гражданского общества возникает на определённом этапе политического развития как основа демократического и правового государства В Древней Греции гражданского общества не было, так как общие интересы граждан сливались с частными В Новое время утверждается идея первенства прав и свобод личности по отношению к государству, поэтому стали различать гражданское общество и государство С Нового времени государство начинают понимать как инструмент общества








Гражданское общество – противовес государству Государство обеспечивает свободу гражданскому обществу, но стремится удерживать его в подчинённом положении, поэтому всегда будет пытаться ослабить гражданское общество Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство


Основные признаки наличия гражданского общества Главный субъект – свободная суверенная личность Экономическая основа – многообразные формы собственности Развитая структура общественных организаций – религиозных, спортивных, творческих, клубных, благотворительных, производственных, не входящих в политическую систему



МКОУ СОШ с.Верхазовка Яхина Л.Б.

План – конспект

урока обществознания в 11 классе

по теме «Правовое государство и гражданское общество»

Цель урока: Продолжить работу по формированию правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском обществе.

    Сформировать целостное понятие о правовом государстве, как основном институте современной политической системы;

    Подвести учащихся к пониманию того, что для формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская позиция, политическая активность граждан);

    Развитие коммуникативных навыков, информационной культуры;

    Создание атмосферы диалога и сотрудничества.

Тип урока: урок-анализ, с применением IT -технологий и ресурсов Единой коллекции ЦОР.

Вид урока: комбинированный с элементами практической деятельности

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

План занятия:

1 Организационный момент: приветствие, доклад дежурного

2. Мотивационное начало урока, определение цели.

3. Вспомнить основы теоретического материала: мозговой штурм, актуализация знаний.

4. Изучение нового материала: работа в группах

5. Защита мини-проектов

6.Закрепление. Анализ и решение проблемных ситуаций

7. Рефлексия

Ход занятия:

    Организация класса.

2. Постановка цели урока.

Урок начинается с повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:

1. Определите, чем не является государство?

    политическим институтом;

    особой организацией публичной власти;

    элементом гражданского общества ;

    управляющим центром политической системы.

2. Одно из направлений внешней политики:

    оборонное ;

    демографическое;

    молодежное;

    аграрное.

3. Председатель Правительства РФ:

    назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы ;

    назначается Государственной Думой РФ по представлению президента;

    назначается Президентом РФ с согласия Совета Федераций;

    назначается Советом федерации по представлению Государственной Думы.

4. «Коррупция» в переводе с латинского означает:

  • соглашение;

    подкуп;

    богатство.

5. Задачей современной госслужбы является:

    принятие важных внешнеполитических решений;

    осуществление полномочий государственных органов ;

    обеспечение стабильности цен на товары и услуги;

    организация партийных съездов.

6.Основу политики составляют:

    материальные ценности;

    духовные потребности;

    властные отношения ;

    социальные связи.

7. Для современного демократического государства не характерно:

    выборность основных государственных органов;

    равноправие граждан;

    приоритет прав государства;

    политический и идеологический плюрализм.

8. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

    абсолютную монархию;

    сословно- представительную монархию;

    дуалистическую монархию;

    парламентскую (конституционную) монархию .

9. К признакам любого государства относится:

    разделение властей;

    федеративное устройство;

    верховенство закона;

    отделение публичной власти от общества .

10. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок:

    консенсус ;

    компромисс;

    конформизм;

    адаптация.

    Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате «мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов правового государства.

Ядром правового государства является человек,

его права и свободы .

Основные признаки:

    Верховенство права и закона;

    Широкий спектр прав и свобод, хорошо налаженный механизм их защиты;

    Четкое деление власти на три ветви;

    Политический и экономический плюрализм;

    Незыблемость прав и свобод человека

    Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и гражданина.

Задачами мозгового штурма являются:

    вовлечение в работу всех учащихся;

    определение уровня знаний учащихся;

    активизация творческого потенциала.

Правовое государство – это государство, во всей своей деятельности подчиняющееся праву, функционирующее в определенных законом границах, обеспечивающее правовую защищенность своих граждан.

4 . Для систематизации и углубления знаний о правовом государстве и гражданском обществе организуется работа трех проблемных групп.

Название группы

Источники информации, раздаточный материал

«Историки»

Охарактеризовать, какой вклад внесли в развитие теории правового государства Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Кант.

Текст §18 учебника, стр. 190-191; раздаточный дидактический материал;

Таблица «Ученые о правовом государстве»

(Приложение 1)

ЦОР (N 117653) (иллюстрация)

«Юристы»

Раскрыть значение международных и государственных правовых документов в формировании правового государства

ЦОР (N 117660) Схема «Международные документы о правах человека. Классификация прав человека»

ЦОР (N 117682) текст Всеобщей декларации прав человека

ЦОР (N 170315) Конституция РФ

«Граждане»

Рассмотрев пути формирования правового государства и факторы, влияющие на образование гражданского общества, определить, насколько сформировано правовое государство и гражданское общество в РФ.

Приложение 2. Основные черты гражданского общества

Приложение 3. таблица: Пути формирования правового государства;

Приложение 4 схема «Государство и гражданское общество»

текст§18 учебника, стр. 196-198

5 .Группы работают в течение 10-15 минут. Их задача: подготовить мини – проект, убедительно презентовать его. При защите проекта члены других групп могут задавать вопросы, выступать с дополнениями. Презентация предполагает использование не только вербальных, но и визуальных средств, демонстрацию ресурсов Единой коллекции ЦОР, слайдов, схем.

При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть, что гражданское общество в нашей стране начало развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Институты гражданского общества все активнее начинают включаться в процессы обновления и развития государства. Муниципалитеты, органы местного самоуправления осознают свои права и свою ответственность. Однако их опыт в решении проблем и защите прав граждан недостаточен. Целесообразно привести примеры и из деятельности Общественной палаты, его рабочих групп, использовать на уроке материалы официального сайта Общественной палаты.

6. Работа с ресурсами Единой коллекции ЦОР. Демонстрируется ресурс N 117643 «Как поставить государство на службу обществу? (текст с иллюстрацией) Вопрос классу: Какую точку зрения выбираете вы? Аргументируйте свой ответ.

Демонстрируется схема «Политическая культура личности» (ресурс N 117673). Вопрос: Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между уровнем развития политической культуры и уровнем сформированности гражданского общества?

7 . В целях закрепления изученного материала и формирования гражданской ответственности, правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы получают карточки с описанием ситуации и должны, обсудив ее в течение 3 минут, дать аргументированный ответ на вопрос, предложить правильное решение проблемы - в зависимости от задания. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои варианты ответов.

Карточка №1

Флоренс Найтингейл отвергла предложения богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской войны, а в 1860 году она открыла школу медсестер. Так началось современное обучение медсестер.

Жан Анри Дюнан в 1862 году предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный Крест.

Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению гражданского общества?

Карточка №2

В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был приведен в исполнение.

Вопрос: Соответствуют ли действия жителей селения нормам правового государства?

Карточка №3

На месте преступления с похищенным имуществом был задержан гражданин К. Ему было предъявлено обвинение в хищении и он был заключен под стражу.

В совершении хищения К. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К. совершил хищение и что находится под стражей в ожидании суда.

Вопрос: Что в этой публикации нарушает права К.?

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

    • Я критикую идеи, а не людей;

      Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

      Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов;

      Я уважаю мнение каждого, даже если я с ним не согласен.

Хочу отметить, что элемент дискуссии приемлем во всех этапах урока. Ведь искусство спорить, иметь убеждения и отстаивать их, не унижая человеческое достоинство оппонента, формируется именно в ходе дискуссий.

8 . Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117638)»

Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117675)»

9 . Задание на дом. §18 , написать эссе на одну из выбранных тем:

« Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны»

Дж. Кеннеди

« Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свое пластическое гибкое целое» С.Л. Франк

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

« Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

Н.А.Некрасов

« Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона»

10. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке с трех позиций

по 10- бальной системе:

« Я» - мой труд на уроке

« Мы» - результативность деятельности группы

«Дело» - результат работы целого класса (Приложение 7)

11 . Итоги урока.

Тема занятия:

«Гражданское общество и правовое государство»

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Гражданское общество и правовое государство».

Задачи:

Актуализировать знания обучающихся о характерных чертах, условиях существования и взаимосвязи гражданского общества и правового государства;

Формировать умения осуществлять поиск необходимой информации, добывать знания непосредственно из окружающей действительности и применять их в жизни;

Расширить опыт обучающихся по решению заданий ЕГЭ;

Способствовать становлению демократической политической культуры, формированию критического мышления и воспитанию активной гражданской позиции выпускников школ.

ПЛАН

    Примеры институтов гражданского общества в РФ.

    Правовое государство, его признаки.

    Защита прав человека. Международные документы о правах человека.

    Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Ход занятия .

Приветствие. Сообщение темы занятия и целей её изучения.

Актуальность и значимость данной темы.

В настоящее время в нашей стране происходит становление гражданского общества и правового государства. Вам, юным гражданам, необходимо знать особенности этих процессов, чтобы активно использовать свои знания при участии в различных политических и общественных событиях.

    Гражданское общество, его сущность.

- Определение понятия (слайды 4-5)

В современной политической науке существует несколько определений понятия «гражданское общество»:

Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений, реализуемых посредством добровольно сформировавшихся организаций граждан, законодательно огражденных от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Эти организации могут осуществлять связь между человеком и государством, не позволяя последнему притеснять личность.

Гражданское общество формируется и развивается в демократических государствах, в которых обеспечивается социально-правовая самоорганизация граждан.

Гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.

Основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор.

Из истории становления:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: