Разница между правовым и неправовым государством. Правовое государство: понятие, признаки и элементы

правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как носителями основных прав и свобод; политическая организация общества, ограничивающая произвол и насилие аппарата власти, обеспечивающая реализацию прав и свобод человека и гражданина.

Сущность П.Г. состоит в конституционно-правовой защите основных прав и свобод, чести и достоинства от любых форм насилия и произвола.

Фундаментальные принципы П.Г.: 1) верховенство права над законом; 2) решение любого спора о праве в суде, между кем бы он ни происходил; 3) правовое равенство всех субъектов права – граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, любых государственных органов и их должностных лиц; 4) разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов; 5) подчиненность П.Г. гражданскому обществу; 6) приоритет норм международного права над нормами национального законодательства.

Отличное определение

Неполное определение

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан (см. Право).

В основе прав граждан лежат представления о естественном нраве, об отсутствии природного подчинения людей во внеобщественном состоянии, о моральном равенстве. Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности - сфера деятельности государства.

Гражданские права - неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни самими индивидами, ни государством. Они трактуются как защита индивида от государства. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948. Это документ, ориентирующий все государства мира на выполнение основных прав человека. Права мыслятся в этом документе в соответствии с западной либеральной моделью, где универсальным субъектом права выступает индивид. Даже в тех статьях, где речь идет о состоянии общества и приемлемом социальном порядке (напр., ст. 28,29), подход не меняется - порядок оценивается по отношению к правам индивида в обществе.

Сегодня юридическая практика западных стран, особенно США, совершила радикальный сдвиг к признанию групповых прав.Права групп начали трактоваться как неотъемлемая часть гражданских прав. Этот поворот объясняет чувствительность к тем нарушениям прав индивида, которые вытекают из его положения и статуса в группе. Вместе с тем идея прав группы лишена той универсальности, которая характерна для прав индивида. Она является предметом дискуссий, в итоге которых признается необходимость прав группы, но приоритет по-прежнему остается за правами индивида. Так, групповые права афроамериканцев в США обеспечиваются аффирмативными (поддерживающими) акциями, включающими льготы и квоты, напр. при поступлении в университеты. Только в Калифорнии на референдуме такая политика и новая юридическая практика были отвергнуты. Это не значит, что здесь нет способа пресечь расовую дискриминацию. Каждый афроамериканец может обжаловать в суде факт расовой дискриминации при поступлении в университет или на работу-и будет защищен судом при подтверждении этого факта. Неясность границ группы, чьи права защищаются, попытка использовать понятие групповых прав для оправдания трайболистских традиций, крайностей феминизма и пр. делает дискуссию незавершенной и требование защиты прав индивида основополагающим.

Институты государства начали поддерживать права групп, решая проблему соотношения свобод и блага. Понятие прав человека связано с идеей свободы - фундаментальной ценностью для западных обществ. До Д. Макиавелли большинство социальных и политических концепций строилось на приоритете блага над свободой. Ключевыми в них были представления о всеобщем характере блага и равенства людей. Начиная с Макиавелли, центральным становится понятие свободы. Возможны разные представления о благе, и каждый может достичь того, что он считает благом, обладая свободами и правами. Однако сегодня встает вопрос о правовом характере экономического уровня жизни граждан и его юридической защите. В западных странах выработалась традиция относить экономические запросы граждан к благам, а не к правам. В концепции прав группы как раз учитывается дефицит экономических благ для отдельных групп населения, которые не в состоянии использовать предоставленные им свободу и права себе во благо. Социальная помощь, жилищные и медицинские программы, аффирмативные акции государства в той или иной мере обеспечивают необходимый минимум социальных и природных благ наиболее ущемленным группам населения. Сегодня, после опыта посткоммунистической трансформации ряда стран Европы, где большинство населения не просто оказалось не способным воспользоваться новыми для себя условиями свободы, но и не получило экономических свобод из-за монопольного контроля ряда групп, включая криминальные, над рынком, не имело денег для начала самостоятельного хозяйствования, не получало зарплат за проделанную на бюджетных предприятиях работу, проблема блага и свободы встает по-новому Проблема правовых гарантий и защиты минимума материальных благ оказывается решающей для правового государства. Именно она обсуждается представителями либерализма. Дж. Роулз, в частности, использует понятие первичных благ. Отрицая возможность достижения справедливости, понимаемой как равенство благ, и выбирая в качестве фундаментального принципа свободу личности и права индивида, Роулз делает уступку концепции блага, называя в качестве первичных социальных благ классы вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана. К их числу относятся как основные права и свободы, так и доход, благосостояние, возможность реализовать себя, социальные предпосылки самоуважения людей. Все эти блага распределяются социальными институтами. Р. Дворкин дополняет данный список набором первичных природных благ - здоровье, умственные способности, энергия, способность воображения и др. Социальные институты не распределяют эти блага, хотя их наличие может зависеть от общества. От социальных институтов, в частности института страхования, зависят компенсации, выравнивающие исходное несправедливое неравенство. Социальные условия посткоммунистических обществ и поиски либерализмом справедливости ставят вопрос о неотъемлемости экономических прав индивида. Это обусловлено отсутствием гражданского общества, невыполнением государством своих обязательств по предоставлению гражданам свобод и прав и обеспечению их безопасности. Построение правового государства - важнейшая цель реформ в тех странах, которые выбрали путь модернизации, в т. ч. и модернизации политической.

Лит.: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948.- В кн.: Международная зашита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990; Современный либерализм. М., 1998; Федотова В. Г. Хорошее общество (права человека в свете современного и постсовременного научного дискурса).- «Философские науки», 1998, № 4; Held D. Models f Democracy. Stanford, 1987; Kymlicka W. Right of Group. Oxf„ 1996; Pelcy/HskiZ. A. The State and Civil Society. N. Y, 1984.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Если правовых государств ("условно правовых") на планете не так уж много, то следует, видимо, предположить, что все остальные государства являются неправовыми. Какие же черты характерны для неправовых государств? Почему они называются неправовыми"? Очень часто по отношению к неправовым государствам используется термин "полицейское" государство. Однако не всякое неправовое государство является полицейским. Скорее всего, полицейское государство можно считать одной из разновидностей неправового.

Следует исходить из того, что "неправовое государство" - это противоположность "правового государства". Если в правовом государстве обеспечивается приоритет права и личности, то в неправовом государство истает НАД личностью и правом (приоритет государства). В этом смысле все абсолютные монархии, все государства с авторитарными и тоталитарными режимами но определению являются неправовыми.

В полицейских государствах при этом создавались мощные полицейские службы, разветвленная сеть спецслужб, карательных, правоохранительных органов, которые поддерживали изощренный, регламентированный до мелочей порядок, лишавший смысла само понятие индивидуальной свободы. Первые полицейские государства появились в феодальный период на территории Франции, Германии. Государства насилием над обществом воссоздавали свою целостность, преодолевали феодальную раздробленность.

Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицейского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необходимость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом. В качестве идеологии полицейского государства использовались, например, идеи немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754). Он подчеркивал: народного счастья и благоденствия можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку индивид может сам не понимать, что для него, и следовательно для государства, хорошо, а что - плохо. Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712-1786): "Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить".

В Российской Империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, все присягавшие российскому императору клялись "...верным, добрым, послушным рабом быть". Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений Российской Империи, в компетенцию полиции входило преследовать "в самом начале всякую новизну, законам противную".

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют "вотчинным" - общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы. В этих условиях государство часто использует полицейские методы временно - для того, чтобы "вытащить" страну из трудностей; общество соглашается пожертвовать институтами демократии ради ясной и достойной общественной цели. Но, пожалуй, чаще бывает и так: государство в условиях нестабильности преследует свои корпоративные цели, не помышляя о движении в сторону правового государства.

Попробуем синтезировать некоторые наиболее важные признаки неправового государства. К ним, в частности, относятся:

  • o излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества. В неправовом государстве осуществляется мелочная, назойливая опека над гражданами; административный аппарат является громоздким и нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта прав превращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение человека от власти;
  • o сильное имущественное расслоение общества. В неправовом государстве существует значительный имущественный разрыв между "верхами" и "низами", отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего класса. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;
  • o ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. В ряде стран (например, в арабских государствах) официально ограничены права женщин. Бывает, что государство закрепляет права человека в законе, но законы являются ширмой. Преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология (в том числе религиозная), подкрепленная силой и авторитетом государства. Практикуются репрессии и доносы. Маленький человек находится в страхе, растерянности, синдроме тревожного ожидания. Извращается избирательное право, оно ставится на службу элите (как, например, в США, где президент, в результате манипулирования двухступенчатой системой выборов, может быть избран меньшинством тех, кто участвовал в голосовании);
  • o применение насилия, принуждения ради "великих" целей и задач. Использование методов принуждения может осуществляться как на временной основе, так и постоянно. Использование насилия оправдывается необходимостью решить те или иные проблемы, задачи. Зачастую власть обещает построить "новую жизнь", "общество процветания", но человек не включен в процесс принятия решений. Личность становится средством достижения великих целей и задач, приносится в жертву (по принципу "цель оправдывает средства"). Массы играют роль стройматериала для достижения возможного будущего благополучия. Примером могут служить отдельные периоды истории СССР, Чили и других государств;
  • o право заменяется понятиями "пользы", "целесообразности". В неправовом государстве может иметься развитая правовая система, поддерживаться внешний порядок и законность, но это забота об охране "своего права", "своей законности", которые в действительности оторваны от естественных прав человека. Это явление можно было бы назвать "диффузией тоталитарных идей в позитивное право". При необходимости, если полезно или целесообразно, государство легко отходит от установлений права. В таких условиях "верхи", элита обычно живут по своим правилам и законам, являются недосягаемыми для правосудия; в обществе царят двойные стандарты;
  • o отсутствие или декоративный характер разделения властей. В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, которая подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды - выносить "правильные" приговоры и решения;
  • o неприязнь к частной собственности. Исправовое государство боится частного собственника, так как частная собственность несет экономическую самостоятельность индивидуума, его независимость от государства. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой контроль другими средствами, пытается перераспределить собственность, усреднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь "элементы рынка";
  • o изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится "чрезмерной зависимости" (экономической, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуществляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику "опоры на собственные силы". Примером может служить КНДР: официально провозглашенная идеология "чучхе" содержит принцип "опоры па собственные силы";
  • o гегемонизм. Когда государство стремится навязывать свою волю всему миру, "продавливает" свои взгляды и решения силой, ставит свои национальные интересы выше интересов своих партнеров, не считаясь с ними, - это проявления гегемонизма в международных отношениях. Такое государство нельзя считать правовым, какими бы аргументами оно себя ни оправдывало.

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым или является не вполне правовым. В то же время в государстве могут быть некоторые перечисленные признаки, но государство декларирует себя как правовое и па практике стремится к правовому государству. Таких государств в мире достаточно много.

Одна из проблем состоит в том, что государства западного цивилизационного типа присвоили себе право самостоятельно решать, какое государство считать правовым, а какое - нет. Такая монополия на присвоение статуса правового государства используется ими для выторговывания односторонних преимуществ, для решения собственных идеологических и практических задач.

В условиях глобализации, которая началась в XX в. и будет разворачиваться в XXI в., большинство государств будет подтягиваться к общемировым стандартам. Общая логика развития человечества, единое экономическое пространство требуют движения в сторону правовых государств.

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )

Правовое государство - многомерное развивающе-еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2)

Существует множество трактовок определения «правое государство»:

Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3)

Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом (Гегель); 4)

Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо-вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений !!! Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);


Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

- Верховенство и прямое действие конституции;

Единство прав и обязанностей граждан;

Наличие развитого гражданского общества;

Внешний и внутренний суверенитет государства;

Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1)

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2)Такой государственно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти - законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей - это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная -организовывать их исполнение, а судебная - решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1)

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву - конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая - ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции - формирование определенных органов исполнительной и судебной власти . Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть - специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона , «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2)

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон - единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3)

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека - это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права - невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти - воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1)

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1)

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» - я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства - все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе....

«Неправовое государство» - это противо­положность «правового государства». Если в правовом государстве обеспе­чивается приоритет права и личности, то в неправовом - государство встает над личностью и правом (приоритет государства).

Первые полицейские государства появились в феодальный период на территории Франции, Германии. Государства насилием над обществом вос­создавали свою целостность, преодолевали феодальную раздробленность. Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицей­ского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необхо­димость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом.

Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712-1786): «Народу, как больно­му ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».

В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, люди присягавшие российскому императору клялись «верным, добрым, по­слушным рабом быть».

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют «вотчинным» - общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы.

Важные признаки неправового государства:

· излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и об­щества. В неправовом государстве осуществляется опека над гражданами; административный аппарат является громоздким нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования
могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта превпревращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение чело­века от власти;

· сильное имущественное расслоение общества. Значительный имущественный разрыв между «верхами» и «низами», отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего клас­са. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;

· ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина.

· применение насилия, принуждения ради «великих» целей и задач. Ис­пользование методов принуждения может осуществляться как на времен­ной основе, так и постоянно. Зачастую власть обещает построить «новую жизнь», «общество процветания», но человек не включен в процесс принятия решений.


· отсутствие или декоративный характер разделения властей. В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды - вносить «правильные» приговоры и решения;

· неприязнь к частной собственности. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой конт­роль другими средствами, пытается перераспределить собственность, ус­реднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, каче­ство товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нетрынка, мо­гут быть лишь «элементы рынка»;

изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится «чрезмерной зависимости» (экономи­ческой, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуще­ствляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику «опоры на собственные силы».

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ведение

Правовое государство - это государство, самоограничивающее себя правом; государство, имеющее экономическую, политическую и социальную основы. Государство, обладающее четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

Термин правового государства введен в оборот И. Кантом. В современной теории государства и права правовое государство понимается как организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания (с помощью права) государственной власти с целью избежать злоупотреблений ею. !»

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства у одних мыслителей, политических и общественных деятелей зачастую расходились со смыслом и содержанием его у других мыслителей и государственных деятелей. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определённых классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие. !»

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. !»

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации, - отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы. !»

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”. В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: ”Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности. ”!»

Целью курсовой работы является изучение истории возникновения термина “Правовое государство”, а также признаков правового государства. Поэтому необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю возникновения правового государства;

Раскрыть понятие “Правовое государство”;

Выделить признаки правового государства.

правовое государство

Глава 1 . История возникновения правового государства

Современное правовое государство - как особая теоретическая концепция и соответствующая практика - имеет долгую и поучительную историю. Идеи правового государства зарождались еще в 17-19 веках.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Значительный в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII--XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей. !»

Но всю историю формирования и развития идей правового государства в России разделили на три периода или этапа: первый - со второй половины 19 века и вплоть до Октябрьской революции 1917 года; второй - с 1917 по 1985 год; и третий этап - с 1985 года и вплоть до настоящего времени. Каждый этап соотносится с определённым периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.

Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие.

Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей. Эти идеи заключались, например, в том, что правовое государство - это государство в котором нет свободных граждан, а есть только «несвободные рабы». Или все граждане должны подчиняться одному общему правилу, если правило утратит силу, то сразу заменять его другим, чтобы исключить произвол.

Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве (явном или скрытом) с идеями просвещенного абсолютизма. В сознании многих, в том числе и весьма просвещенных для того времени людей, по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через ее укрепление и совершенствование. Многие ученые считали что монарх может все, но он не может ограничить свою власть законом и считали что это приведет к «гибели» России. Идеи «просвещенного абсолютизма», в столкновении и противоборстве с которыми в России в рассматриваемый период зарождались и развивались идеи правового государства, доминировали не только в сознании значительной части российских подданных, но и материализовались в основной массе законодательных актов. Однако вместе с тем и в российском законодательстве, и в научной юридической литературе рассматриваемого периода все большую популярность и значимость стали приобретать либерально-демократические правовые мотивы.

И, в-третьих, формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже 19-20 веков осуществлялось на фоне и в контексте бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой, изначальной стадии их возникновения и развития. Но на этом этапе сложилось два противоположных мнения по вопросу о том, что является первичным, а что - вторичным, государство или право. Сторонники точки зрения, где государство исторически и генетически предшествует праву, рассуждают следующим образом. Норма права всегда есть не что иное, как требование государства. Государство, являясь источником права, очевидно, само не может быть обусловлено правом.

Противоположного мнения придерживаются сторонники теории изначального первенства права над государством. Государственная власть по своей природе носит правовой характер. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права.

Данные точки зрения и в настоящее время носят спорный характер в науке. В зависимости от того, какая в юридической науке и общественном сознании доминирует точка зрения, могут последовать и соответствующие, далеко идущие практические выводы. Одно только по мнению ученых, состоит вне спора, что «право есть исключительно социальная функция и поэтому всегда предполагает человеческое общение». А существование любого человеческого общества с неизбежностью предполагает как наличие определенной организации, так и существование определенного государственного образования.

Признаки перехода все большего числа российских юристов на рубеже 19-20 веков на позиции теории «первенства права» перед государством и государственной властью наблюдались и в других отношениях. Например, в отношении оценки характера так называемого чрезвычайно-указного права.

Если на более ранних этапах развития общества, с момента введения института чрезвычайно-указного права, по сути означавшего отказ в случае «чрезвычайной необходимости» от принципа верховенства закона, данный институт пользовался довольно широкой поддержкой не только российских правящих, но и не причастных к власти интеллектуальных кругов, то со временем отношение к нему довольно резко изменилось в пользу верховенства закона.

Отход от идеи незыблемости чрезвычайно-указного права и переход на позиции верховенства закона означают в тот период не что иное, как начало становления и развития в России идей правового государства. Последнее подтверждалось также тем огромным интересом, который проявился у отечественных ученых-юристов в рассматриваемый период к таким атрибутам правового государства, как принцип разделения властей, народный суверенитет, права человека и гражданина.

Наряду со сказанным, важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно бытовавшему в отечественной юридической литературе в начале XX в. мнению, конституционное государство представляло собой не что иное, как «практическое осуществление идеи правового государства». !»

Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое «в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву». Иными словами, это есть такое государство, «члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами». Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось, да и сейчас вполне резонно считается не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Особое внимание при этом обращалось, и не без оснований, на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации всей государственной власти со стороны исполнительной власти.

Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Ф. Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, «право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии», ставящее в зависимость от законодательной власти те «материальные и личные силы государства», которыми распоряжается исполнительная власть.

Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действий и передавать их суду за преступления по должности. Это же во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления по должности.

И, в - третьих, право судебной власти проверять «законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом».

Определенное внимание в плане развития идей правового государства в рассматриваемый период отечественными авторами уделялось вопросам законности и качества права.

Государственная власть имеет право, а нередко и обязана применять силу для воздействия на нарушителей правопорядка. Это применение права может принимать «самые резкие формы». Но все такие меры только тогда могут произвести на население «благоприятный психологический эффект», когда власть не будет забывать прекрасной поговорки: «право должно быть сильным, но для того, чтобы быть сильным, оно должно быть правом».

Иными словами, предпринимаемые государством меры не должны выходить из границ строгой законности, должны быть «обставлены всеми надлежащими гарантиями» и, наконец, должны применяться для охраны юридических норм.

Кроме названных вопросов, касающихся концепции правового государства, в центре внимания российских ученых-юристов на рубеже XIX-XX вв. стояли и другие аналогичные им вопросы. Рассматриваемый период, вне всякого сомнения, был одним из самых плодотворных для отечественных исследователей в плане разработки идей правового государства.

Следующий условно выделяемый этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее даже наоборот. В плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственно-правовой истории был, несомненно, шагом назад.

Анализ научных источников и официальных документов этого времени со всей очевидностью свидетельствует о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям правового государства.

Это идеи и разделения функций партийных и государственных органов, и идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа «Все во имя человека. Все для блага человека», и развитие идей общенародного государства, и многое другое.

Более того, в 60-80-е годы в нашей стране проводились дискуссии о соотношении права и закона, где подвергался сомнению издавна сложившийся тезис о том, что право и закон есть идентичные явления и понятия, что закон как ведущий нормативно-правовой акт, исходящий от государства, всегда имеет правовой характер. В тот же советский период развивались идеи «государства законности» и конституционности, уделялось значительное внимание повышению жизненного уровня трудящихся масс, гарантиям их социально-экономических прав и свобод.

Однако многие теоретические разработки, созвучные идеям правового или «околоправового» государства в рассматриваемый период, так и остались не чем иным, как лишь теоретическими разработками. На практике, особенно в 30-40-е годы сталинских репрессий и беззакония, торжествовали совсем иные идеи и принципы.

Значительный шаг в развитии идей правового государства был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Разумеется, такое представление о российском государственном пространстве, где пышным цветом расцветают криминал и мздоимство, сочетающиеся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 года «правовое государство», не имеющее под собой реальной основы, - это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее «государство диктатуры пролетариата» - для Конституции СССР 1936 года или «общенародное государство»-для Конституции РСФСР 1978 года.

К тому же следует учитывать тот осознанный еще в дореволюционной (1917 г.) России факт, что любое государство, включая Российское, никогда, в силу объективных и субъективных причин, не сможет стать правовым «до конца».

Дело в том, что «правовой запрос», т. е. необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, иногда сталкивается, по мнению автора, с исключительно важными для выживания государства обстоятельствами, когда первое подвергается сомнению и испытанию со стороны второго. Это, конечно, не значит, поясняет ученый, что в таких обстоятельствах право становится «чем-то второстепенным для государства, чуть ли не предметом роскоши для его сочленов». Это лишь означает, что «в известные исключительные моменты государственной жизни потребность дать возможно полное осуществление господству права встречает преграду в еще более сильной потребности, неустранимой, как объективный мир».

Вопрос о том, может ли государство последовательно соблюдать издаваемые им же самим правовые акты и должно ли оно это делать при любых, даже самых чрезвычайных для его выживания обстоятельствах, иными словами, может ли оно «стать правовым до конца», является весьма спорным в научной литературе. Вполне справедливо и обоснованно, как представляется, доминирует точка зрения, согласно которой государство не может себе позволить в одних случаях соблюдать действующее законодательство, а в других - не соблюдать. Оно должно в любых обстоятельствах строго следовать правовым предписаниям.

Тем не менее, такая проблема существует, споры вокруг нее ведутся, и это нельзя не учитывать при решении вопроса о том, что такое правовое государство и может ли становящееся на путь демократических преобразований «обычное» государство до конца стать правовым.

Глава 2 . Правовое государство : понятие и признаки

Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Выделяют экономическую, социальную и политическую основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т. д.

Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека составляют прочную социальную основу правового государства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п. !»

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

Верховенство закона - главенство конституции, законов в деятельности исполнительной государственной власти над ею же издаваемыми подзаконными нормативными актами.

Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством, прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.

Наивысшую юридическую силу имеет конституция - основной закон государства. А потому в содержании законности как важнейший компонент выделяется конституционная законность. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности, равенство всех перед законом. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.

Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.

Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.

Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права - деятельность компетентных государственных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов, последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. !»

Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. !»

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

“Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”, - закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

Правовое государство немыслимо без определенных прав и свобод человека. В Конституции России правам и свободам человека посвящена глава 2, которая так и называется “Права и свободы человека и гражданина”. В этой главе утверждается, что права человека принадлежат ему от рождения и не могут быть никем нарушены. В Российской Федерации “все равны перед законом и судом” независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Каждый гражданин РФ имеет право на жизнь. “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления”. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Жилище считается неприкосновенным, каждый имеет право свободного передвижения. Каждому гарантируется свобода совести, свобода мысли и слова. Также гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Законом охраняются право частной собственности и право наследования. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства”. Каждый имеет право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование. Каждому гражданину России гарантируется государственная защита его прав и свобод.

Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций. Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации. Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры, принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка. !»

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка является все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересы всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка. !»

Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой гарантий, который органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

Заключение

Правовое государство - организация публичной политической власти на определенной территории, способствующая наиболее полному осуществлению прав и свобод человека и гражданина и ограничивающая власть с целью минимизации злоупотреблений ею. !»

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.

Правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободного развития.

3. Взаимную ответственность государства и личности

4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка.

Идеологи правового государства, как стало ясно, выделяют определенные признаки правового государства. Но сегодня правовое государство с названными признаками предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, социальный идеал, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.

В настоящее время выделенные признаки правового государства функционируют не полноценно. В реальной жизни, например, повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод. Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы расовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия.

Список литературы

Лазарев В. В. Общая теория государства и права. - М., 2002.

Марченко М. Н. Теория государства и права. - М., 2006.

Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права. - М., 2007.

Нерсесянц В. С. Проблемы общей теории государства и права. - М., 2002.

Павлов С. В. Теория государства и права: проблемный аспект. - Тверь, 2010.

Рассолов М. М., Лучина В. О., Эбзеева Б. С. Теория государства и права. - М., 2006.

Сырых М. В. Теория государства и права. - М., 2007.

Черданцев А. Ф. Теория государства и права. - М., 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общетеоретическая характеристика правового государства, его значение, основные принципы и признаки. История формирования и развития идеи правового государства, анализ причин ее возникновения. Правовое государство в трактовке мыслителей и философов.

    реферат , добавлен 09.05.2016

    Права государства и личности. Взгляды теоретиков на правовое государство. Создание совершенной законодательной базы. Сущность и признаки правового государства. Проблемы и перспективы формирования правового государства в России. Идея автономной личности.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2013

    Зарождение и развитие идей правового государства. Идеи правового государства в Древнем мире. Развитие идей правового государства в XVIII – XX в. Отличительные черты и особенности правового государства.

    реферат , добавлен 14.12.2004

    Понятие, принципы, признаки и пути формирования правового государства. Этапы становления и развития теории правового государства, ее зарождение в виде идей гуманизма. Концепция правления права в Новое время - XVIII–XIX вв. и на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2009

    Возникновение и развитие идеи правового государства. Понятие и признаки правового государства. Основные характеристики института прав и свобод человека и гражданина в правовом государстве. Пути и процесс формирования правового государства в России.

    дипломная работа , добавлен 28.01.2017

    Предпосылки возникновения термина "правовое государство". Сущность и основные черты. Конституция государства. Права человека и их гарантии. Судебная власть. Демократия и гражданское общество. Перспективы России в построении правового государства.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2008

    Этапы развития концепций социального государства. Понятие, признаки, сущность и модели социального государства. Нормативно-правовое закрепление института основных свобод и обязанностей человека и гражданина, системы гарантий в социальном государстве.

    реферат , добавлен 27.06.2014

    Предмет конституционного регулирования: провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина и организация государственной власти. Юридические свойства конституции. Понятие конституционности государства. Особенности белорусской Конституции.

    реферат , добавлен 27.07.2009

    Понятие и черты конституции как правовой категории. Конституция Республики Казахстан – основной закон государства. Этапы становления и развития конституционализма. Специфика развития казахской Конституции как свода законов правового государства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Учение о правовом государстве И. Канта. Концепция правового государства отечественных юристов. Социалистическое правовое государство. Признаки правового государства, его формирование в России. Превращение уважения к закону в правовую культуру общества.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: