Раздел седьмой. механизм правового регулирования. Процедурный, информационный и социально-психологический механизмы действия права


Понятие «механизм» в области правовых явлений можно использовать и широко, применительно к правовому воздействию в целом.
С рассматриваемых позиций заслуживает внимания группа вопросов о социальном механизме действия права. В.П. Казимирчук (автор этой идеи) относит к такого рода вопросам следующие: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезнойцели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.
Первоначально, при обосновании идеи социального механизма действия права, стало складываться впечатление, что данный ракурс при освещении правовой действительности является ключевым, доминирующим, имеющим первенствующее значение по сравнению со всеми ранее разработанными подходами к правовому регулированию.В последующем, при более подробном анализе, выяснилось, что проблематика социального механизма действия права имеет важное, но строго определенное значение, которое нет оснований преувеличивать. Тем более нет оснований подменять данным подходом все многообразие органичных для юридической науки подходов и характеристик.
Суть дела в том, что указанная выше проблематика касается правового воздействия в целом, причем во многих случаях неспецифических для права сторон или сторон, относящихся к психологическому механизму. Как отметил Л.С. Явич, «концепция правового регулирования, разработанная в советской общей теории права, отличается от болеепоздней идеи социального действия права только тем, что предполагает изучение не любого влияния права, а изучение его специфически-юридического воздействия, связанного с наделением субъектов юридическими правами и обязанностями».В рамках идеи социального действия права концентрация внимания на доведении норм до всеобщего сведения, на постановке в правовых актах социально полезной цели и др. свидетельствует о том, что соответствующие вопросы затрагивают в основном область правосознания, социально-психологические аспекты функционирования права. К тому же если при характеристике всех этих вопросов и уместно употребление понятия «механизм», то, пожалуй, только в условном смысле, так как перед нами - не целостное системное образование, рассматриваемое в действии, а скорее лишь стороны функционирования права, подчас не связанные или отдаленно связанные между собой.
В то же время важно подчеркнуть существенное методологическое и теоретико-прикладное значение изучения социального механизма действия права. В той мере, в какой подобное изучение соответствует профилю, месту и роли конкретно-социологических исследований в правоведении (I.2.5.), оно способно обогатить целостное, единое содержание общей теории права, а также содействовать формированию (появлению) собственной проблематики, относящейся к социологии права. Важно, однако, с необходимой строгостью определить круг вопросов, который касается социального механизма действия права, отграничив его от вопросов психологического механизма (последние в отличие от собственной социологической проблематики затрагивают не взаимодействие людей, их коллективов, а мотивы поведения личности). Имеет существенное значение выделение в качестве наиболее широких сторон социального механизма действия права таких, как социальная среда функционирования права, с одной стороны, а с другой - социальные последствия действия юридических норм, а также более частных характеристик, в том числе правовая информация, правовая установка и ориентация субъектов.

Социальный механизм действия права -- это та цепочка взаимодействия социальных факторов, с помощью которой содержание конкретной правовой нормы воплощается в соответствующем этому содержанию правовой поведении людей. Когда говорят о социальном или ином (юридическом, психологическом) механизме действия права, важно иметь в виду, что мы имеем дело не с понятием, а с образным выражением. Право само не действует, действуют люди -- в соответствии с правом или нарушая очевидно, что прежде чем действовать в соответствии законом, человек должен его знать. Поэтому исходным фактом действия правовой нормы является доведение ее до всеобщего сведения путем официального опубликования, а отправным моментом для изучения механизма действия права является проблема познания и знания права. О значении этой проблемы говорит уже тот факт, что к числу основных правовых принципов относится презумпция знания права, которая звучит так: "Никто не вправе ссылаться на незнание закона" или "Незнание закона не освобождает от ответственности". В соответствии с презумпцией знания права правоохранительные органы в своей деятельности исходят из того, что после официального опубликования закона граждане его знают. Между тем очевидно, что это слишком сильное допущение. В настоящее время правовое регулирование осуществляется в условиях очевидного несоответствия между презумпцией знания права и тем объемом правовых знаний, который требуется человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в современном мире. Усложнение правового регулирования, детализация законодательства, увеличение числа нормативно-правовых актов, возрастающее количество норм процедурного характера, в которых слабо прослеживается связь с общими принципами права, и т.п. -- все это приводит к тому, что правовое чувство индивида (лежащее, как мы уже отмечали, в основе его правовой социализации) нередко оказывается не в состоянии компенсировать отсутствие конкретных правовых знаний. А просветительская работа в области распространения правовых знаний (даже при самом высоком уровне ее организации) не способна в современных условиях восполнить дефицит правовой информации у населения.

В этой связи иногда высказываются предложения о целесообразности как-то ограничить пределы действия презумпции знания действующего права. Однако очевидно, что даже незначительное ослабление данной презумпции привело бы к существенной утрате правом своих регулятивных возможностей. Нужно искать иное решение проблемы, связанное прежде всего с совершенствованием правотворческой деятельности. В поисках такого решения наука должна ориентировать правотворчество на максимальное использование познавательного потенциала тех чувственных и рациональных элементов массового сознания, которые задействуются им в процессе познания права.

Мы уже говорили о том, что особенностью познания права является высокая доля в процессе познания чувственной составляющей, в основе которой лежит чувство справедливости. И если законодателю удастся достаточно адекватно и доступно для населения выразить доминирующие в обществе представления о справедливости, о правомерном и неправомерном в человеческих отношениях, о вине и ответственности, о соотношении между правонарушением и наказанием и т.д., то субъекты права в своей массе смогут в принципе верно ориентироваться в правовом пространстве, руководствуясь своим правовым чувством и правовыми представлениями.

Речь по существу идет о том, чтобы, не нанося ущерба целям и задачам правовой регуляции, в максимально возможной и доступной форме сократить все более увеличивающийся разрыв между законодательством и массовым правосознанием членов общества, между их реальным знанием действующего права и презумпцией его знания. Здесь мы имеем дело с одним из важных аспектов социальной обусловленности права, его соответствия правопониманию населения.

Важную ориентирующую роль в процессе поиска выхода из противоречия между презумпцией знания права и невозможностью усвоить огромный правовой материал может сыграть и рациональная составляющая познания права. Эта проблема, в частности, обсуждалась на проходившем в 1984 г. советско-французском симпозиуме по проблеме знания права. Выступивший на нем Ж. Карбонье высказал мысль о том, что правовое сознание индивида может как бы восстановить логику законодателя и таким образом понять суть правовых требований в каждом конкретном случае. Здесь по существу очерчен механизм познания права, основанный на том, что сознание субъекта может уловить единство логики нормативного акта и логики своего поведения. С учетом такого подхода можно сказать, что возможность познания права во многом зависит от того, насколько точно в правовой норме отражена, смоделирована логика будущего поведения. Специфика социологического подхода к познанию права заключается в его конечной ориентированности на усиление взаимосвязи между знанием и поведением. Проблема знания права интересует социолога прежде всего в той мере, в какой информация об этом знании позволяет ему исследовать и прогнозировать юридически значимое (правомерное или противоправное) поведение носителей этого знания. Хорошо известно, что сам по себе уровень правовой информированности человека еще не является показателем его непременной ориентации на правомерное поведение (так, нередко преступники гораздо лучше знают Уголовный кодекс, чем законопослушные граждане). Воздействие права на поведение человека зависит от сложившегося у него отношения к праву, от сформировавшейся в процессе его социализации готовности к правомерному или противоправному поведению. В основе отношения человека к праву лежат его ценные ориентации. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе и тем эффективнее осуществляется правовое регулирование. В такой ситуации само право оценивается людьми в качестве одной из важнейших социальных ценностей и правомерное поведение становится внутренней потребностью большинства членов общества. Центральное место в структуре особенно значимых для правотворчества ценностно-нормативных ориентации общества занимает, как мы уже отмечали, та или иная идея справедливости. При этом законодателю, стремящемуся создавать законы в соответствии с господствующими и обществе представлениями о справедливости, нет нужды заниматься философскими рассуждениями о сущности справедливости, о добре и зле и т.д. Его задача заключается в том, чтобы в каждом конкретном случае правового регулирования найти и сформулировать надлежащую форму (норму) конкретизации принципа правового равенства, а следовательно, и общесправедливого для адресатов права способа согласования всех социальных интересов в сфере регуляции соответствующей правовое нормы.

Если такое согласование будет найдено, то механизм реализации закона в силу его социальной обусловленности и адекватности значительно упростится: опыт показывает что закон, основанный на справедливом учете и согласовании различных социальных интересов и тем самым способствующий равно справедливому для всех свободному развитию общественных отношений (т.е. правовой закон), обладает большой внутренней потенцией к самореализации. В отличие от этого неправовой закон (а с позиций социологии права -- это социально необоснованный, неоправданный, антисоциальный закон, закон, нацеленный на защиту одних интересов в ущерб другим) для своей реализации нуждается в жестких, репрессивных механизмах.

Разумеется, было бы неверным думать, что у правового закона, т.е. закона, основанного на правообразующем интересе, нет проблем с реализацией. Ведь реализация закона зависит не только от его социального содержании но и от тех характеристик закона, которые относятся к его правовой форме, а также от эффективности правоприменительной деятельности и т.д.

Кроме того, признание закона и готовность следовать его предписаниям на уровне больших социальных групп отнюдь не исключает возможности нарушений закона Я индивидуальном уровне, т.е. в действиях конкретных индивидов. Для понимания механизма реализации закона на индивидуальном уровне необходимо знать, как работает психологический механизм действия права.

Под психологическим механизмом действия и раин понимают механизм воздействия на мотивы поведении людей. К мотивам относится все, что побуждает деятельность человека -- "потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы". Юристы обычно выделяют два вида мотивов, воздействующих на значимое с точки зрения права поведение: 1) сдерживающие мотивы (формируются путем установления запретов) и 2) побудительные мотивы (формируются путем введения обязанностей и дозволений). Эти способы правового воздействия на мотивацию поведения, сочетаясь и дополняя друг друга, образуя режим правового регулирования в той или иной сфере общественных отношений. Соотношение способов правового воздействия на мотивацию зависит прежде всего от особенностей сферы регулируемых правом отношений. Так, в сфере отношений, регулируемых уголовным и административным правом, предают сдерживающие мотивы, а в области отношений, подпадающих под гражданско-правовую регуляцию, преимущественное значение имеют побудительные мотивы. При этом соотношение различных способов правовой мотивации исторически изменчиво, оно зависит от политической обстановки, состояния правовой культуры общества, от особенностей национальной традиции, правовой психологии и т.д. Для общества в целом это соотношение является важной характеристикой состояния и своеобразия правового режима на данный исторический отрезок времени. Согласно разработанной психологами теории деятельности, механизм мотивации поведения заключается в актуализации тех или иных потребностей на фоне сознательного или бессознательного подавления побудительного потенциала других потребностей. Актуализация какой-то потребности (выступающей в данном случае в качестве мотива) побуждает индивида к анализу и оценке тех факторов социальной и природной среды, которые должны быть учтены им в процессе выбора варианта поведения, прорванного этой потребностью. К числу таких факторов относятся и правовые нормы, регулирующие сферу отношений, в которые должен вступить индивид для реализации и своей потребности.

Эти правовые нормы могут содержать требования, препятствующие удовлетворению искомой потребности.

В таком случае содержащийся в норме правовой мотив вступает в конфликт с мотивом, связанным с удовлетворением потребности. В пользу какого из мотивов сделает человек свой поведенческий выбор -- во многом зависит от сформировавшихся у него ранее (в процессе его правовой социализации) установок на тот или иной тип юридически значимого (правомерного или противоправного) поведения. Ведь в большинстве случаев своего соприкосновения с правом, с правовыми дозволениями и запретами человек действует не под влиянием спонтанно возникшего правового мотива, а в соответствии со сложившимися у него установками на определенный вариант юридически значимого поведения.

Понятие установки является одной из ключевых категорий современной психологии. Функция установки в психологическом механизме поведения заключается в формировании поведенческих готовностей (т.е. готовностей к определенному варианту поведения), сложившихся на основе прошлого опыта. Применительно к рассматриваемой нами ситуации, связанной с выбором индивидом того или иного варианта юридически значимого поведения, представляет интерес особая разновидность установок -- так называемые социальные установки. Социальная установка означает ориентацию индивида как члена определенной го сообщества (социальной группы и общества в целом) на те или иные ценности, предписывающие ему принятые и соответствующей среде способы поведения.

Социальные установки личности могут быть дифференцированы на политические, правовые, идеологические нравственные, религиозные и т.д. Правовая установка личности -- это сформировавшаяся в результате правовой социализации человека его поведенческая готовность (предрасположенность) к значимому с точки зрения права -- правомерному или противоправному -- варианту поведения.

Правовую установку личности следует отличать от правовой установки законодателя (государства), выраженной в норме действующего права. Правовые установки государства, будучи усвоенными личностью, становятся ядром личностных правовых установок. Таким образом правовая идеология государства стыкуется с правовой психологией личности, правовые установки государства из области идеологических ориентиров переходят в плоскость правовой психологии индивида и реализуются в его поведении. Если же такой стыковки не происходит (т.е. правовые установки государства не становятся частью правовой психологии индивида), то человек в своем стремлении к удовлетворению тех или иных потребностей вступает на путь неправомерного поведения.

Наличие у человека устойчивых установок на правомерное поведение удерживает его от нарушения права е в тех случаях, когда соответствующее неправомерное поведение могло бы способствовать удовлетворению весьма актуальных для него потребностей. Однако следует иметь в виду, что установки на правомерное поведение своей природе и по степени свой социальной значимости неоднородны. В зависимости от основного мотива, определяющего правомерный характер поведения, в юридико-социологических исследованиях выделяются следующие виды правовых установок: 1) принципиальные (человек соблюдает требования права потому, что разделяет, понимает ценность права и правопорядка для общества); 2) прагматические (человек считает, что ему выгодно соблюдать правовые требования); 3) конформные (привычка следовать общепринятым требованиям) и 4) вынужденные (основанные на страхе наказания).

Очевидно, что наиболее устойчивый характер имеют принципиальные установки на правомерное поведение, и именно на формирование таких личностных установок должны быть нацелены усилия общества и государства по зданию и эффективному действию социального механизма реализации норм права.

Тема 5. Социальное действие и социальная эффективность права

Чтобы дать социологическую характеристику действия права необходимо исследовать воздействие социальных факторов на уже сформировавшееся право в ходе его реализации, а также выявить характер воздействия права на различные сферы общественной жизни.

Социальное действие – осознанное действие человека, обычно вызванное его потребностями, которое связано с действиями другого человека или других людей, сориентировано на их поведение, воздействует на них и, в свою очередь, испытывает влияние поведения других.

С социологической точки зрения вопрос о реализации права – это вопрос о путях обратного воздействия юридической формы на социальное содержание. Таким образом, социальные факторы воздействуют на право при его реализации и сами же являются объектом воздействия со стороны права. Поэтому социальное действие права – это результат взаимодействия права и социальных факторов.

Социальный механизм – совокупность приемов, технологий реализации социальных целей, достижение определенного результата. Социальный механизм действия права – это механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования (В.В. Лапаева).

К формам социального механизма действия права относятся: психологическое воздействие, связанное с формированием установок на реализацию норм права и созданием образа права; этическая форма действия права, являющаяся нравственной оценкой уровня справедливости норм права; информационная форма социального действия права, которая опирается на презумпцию знания права.

В механизме социального действия права выделяют две стадии: 1) формирование социальных предпосылок социального действия права; 2) собственно социальное действие права. Переход от одной стадии ко второй осуществляется при наличии трех условий: 1) юридического факта (юридическое, формальное основание); 2) соответствующих социальных условий (социальное основание); 3) соответствующей психологической ориентировки личности (субъективное основание).

Эффективность права является наиболее сложной проблемой юридической науки и включает весь комплекс вопросов, начиная от правотворчества, функций права и кончая реализацией права. Критерии и показатели эффективности права (нормы) выделяются различные: как показатель частоты применения нормы в целом и уголовно-правовых норм в частности; соотношение частоты проявления отклонений к правомерному поведению; отождествление с деятельностью правоприменительных органов; вклад закона в укрепление правовых начал и свободы в правовом государстве; и др.

Критерием социальной эффективности права должна служить юридическая эффективность и степень достижения социальной цели соответствующей правовой нормы, т.е. юридический и социальный феномены связаны между собой отношением «средство – цель» . Для права характерно наличие комплекса целей различного уровня. При этом следует различать цель, преследуемую государством и обществом при конструировании конкретной правовой нормы, и цель, которую стремится достичь субъект права. Обе эти цели совпадают лишь в идеальном случае. Исходными для правореализации служат два элемента: юридическая норма и социальная ситуация, между которыми существует цепь организационных и психологических событий (оценка ситуации, анализ нормы, сопоставление нормы с интересами и мотивами субъектов, прогнозирование последствий применения и неприменения нормы, принятие решения и действие (бездействие), соответствующее норме права или противоречащее ей).

Изменения в общественных отношениях в результате функционирования права (нормы права) имеют как количественную, так и качественную стороны. О качественной стороне говорит сам факт достижения цели. Для количественной стороны имеется несколько уровней измерения эффективности, с каждым из которых связывается определенных набор математических операций (социальное измерение по номинальной шкале, т.е. фиксация факта достижения или недостижения цели в конкретном процессе правоприменения: «цель достигнута – цель не достигнута»; по порядковой шкале, когда количественная мера не выражена явно, т.е. признаки нужно упорядочивать по определенному критерию: «больше – меньше» и т.д.).

Внутреннюю структуру процесса правового воздействия на общественные отношения можно анализировать в более широком смысле, поскольку это явление многогранное, содержательное и имеет различные проявления.

Кроме юридического механизма правового регулирования, существуют еще социальные и психологические механизмы.

Известно, что право действует в социальной среде. На его действие оказывают влияние различные социальные факторы, жизненные ситуации, а также события. В научной литературе действие права в каждодневной реальной жизниконкретных ситуациях) называется социальным механизмом действия права.

Под социальным механизмом правового регулирования или действия права понимается общая система социальных и других жизненных факторов, воздействующих на процесс внедрения (перевода) требований правовых принципов и норм в содержание деятельности и поведения субъектов права. В число основных стадий этого процесса входят: 1) доведение содержания принципов и норм права до сведения каждого субъекта; 2) формирование с помощью правовых установок социально полезного поведения людей в соответствии с правом за счет отражения в правовых актах социально полезной цели; 3) осуществление социально-правового контроля.

В характеристике социального механизма правового регулирова­ния определенное место занимают следующие его особенности:

а) степень и характер правовой информации. Эффективное действие права во многом зависит от знания субъектами права действующих юридических норм и от степени их осознания. Естественно, здесь важно, каким путем и в каких пределах доводятся до всех правовые правила. Исследования показывают, что со стороны населения степень знания правовых принципов и конкретных юридических норм неодинакова. К различным слоям населения правовая информация поступает различными путями и различными средствами. Доставка правовой информации в основном осу­ществляется через средства массовой информации - радио, телевидение и печать, поэтому их роль в этом процессе занимает важное место;

б) правовая установка и ее направленность у участников общественного отношения. Функционирование права в социальной жизни связано с правовым сознанием личности, направленностью его мыслей, поскольку действие права измеряется не столько информированностью субъектов права о нем, сколько степенью сформированности внутреннего личного убеждения в отношении соблюдения и исполнения требований правовой нормы. Другими словами, имеется в виду, насколько личность устремлена на исполнение целей, задач и идеалов права и насколько она желает овладеть этими идеалами;

в) социальные последствия действия права. Результатом соблюдения юридических норм является не только итоговый результат реализации правового требования. Этот результат представляет собой начальную точку отсчета последующих стадий действия права. Через механизм социального действия права, т.е. «обратной связи» (правовое сознание, юридическая и судебная практика, правотворчество соответствующего периода), оказывается воздействие на процесс правового регулирования, его направлен­ность и соответствующую его коррекцию;

г) социальная среда. Функционирование права, а равно функцио­нирование всей системы юридических средств происходит в определенной социальной среде.

При этом проявляется отношение общества, государства, политических партий и общественных объединений, а также граждан к праву, законности. В этой среде проявляются существующие конкретные условия, правовая культура, правовое сознание и правовой и социальный порядок. Важным аспектом социальной среды, где действует право, является общий режим законности и правопорядка, который называется «правовым климатом».

Следует особо подчеркнуть, что в анализируемом механизме различные социальные факторы оказывают существенное влияние на функционирование права.

Социальные факторы представляют собой явления социальной жизни, в той или иной форме определяющие потребности в правовом регулировании и воздействующие на поведение участников право­вого отношения, на содержание вопроса, в отношении которого применяется юридическая норма. Социальные факторы олицет­воряют объективные закономерности экономического, политичес­кого, правового, культурного развития. Социальные факторы можно подразделить на следующие виды: экономические, демографические, экологические, географические, политико-правовые, идеолого­психологические (духовные), социально-культурные, национальные, интернациональные, научные, организационно-технические и др.

Психологический механизм правового регулирования также обре­тает весьма важное значение. Воля личности, ее интеллектуальный потенциал, ее мотив, цель, сознание лежат в основе психологического механизма действия права. Регулируя социальные отношения, законотворческий орган учитывает особенности психологического поведения людей, ибо правовое регулирование представляет собой управление людьми, обладающими сознанием, волей, интересами, сложным мотивированным поведением. С помощью права форми­руются мотивы (внутреннее побуждение, стремление) человека. Установленными в юридической норме запретами, табу либо разрешениями, методами поощрения прежде всего оказывается воздействие на психику человека. Таким образом достигается изме­нение в поведении человека, которое представляет собой внешнее отражение его психики.

Главной целью правового регулирования является формирование импульсных мотивов, поощряющих активное поведение личности, являющихся причиной совершения позитивных действий. Формиро­вание импульсных мотивов осуществляется двумя путями: возложе­нием обязанности совершать активные действия; предоставлением права на совершение позитивных действий (разрешение).

В заключение отметим, что в любом обществе ставится задача обеспечить высокую эффективность механизма правового регулиро­вания, включая совершенствование законодательства, улучшение эффективности и качества применения права, усиление правовой активности граждан, различных общественных организаций, подъем общей правовой культуры, совершенствование правового воспи­тания.

Углубленное изучение этой темы должно способствовать уясне­нию того, как правовое регулирование связано с тем социальным эффектом, на которое оно направлено. Эффективное достижение избранной цели и действие права может быть обеспечено лишь в том случае, если комплексно будет учитываться вся совокупность юридических, социальных, психологических механизмов правового регулирования.

1. Механизм социального действия права.

2. Социальная эффективность права.

3. Прогресс и инновации в праве.

Вопрос 1: Механизм социального действия права

С точки зрения социологии права , механизм социального действия права можно вос-принимать как:

1)механизм правового регулирования в социальном контексте;

2)единство правовой структуры и ее функционирования;

3)механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.

В юриспруденции аналогом механизма социального действия чаще всего выступает механизм правового регулирования. Механизм включает в себя только правовые средства юридического воздействия: 1)правовые нормы;2)акты правоприменения;3)правоотношения;4)акты правореализации.

Юридический механизм правового регулирования рассматривается В.М. Сырых как сложная система, состоящая из: 1)правовых средств;2)субъектов, осуществляющих правовое регулирование и правовую деятельность;3)юридически значимой деятельности;4)результатов их деятельности.

При этом единый механизм правового регулирования сообразно стадиям этого регули-рования подразделяется на три компонента: 1)механизм правотворчества;2)механизм реализации норм права;

3)механизм государственного принуждения.

Социальный механизм правового регулиро-вания состоит из:

1)норм права; 2)иных правовых явлений; 3)воздействующих на них позитивно или негативно социальных факторов.

Функциональная структура социального механизма правового регулирования включает в себя:

1)механизм формирования права;

2)социальный механизм правотворчества;

3)механизм правового информирования;

4)социальный механизм реализации права;

5)социально-правовой контроль

Элементами механизма социального действия права в идеале являются:

1)управляющая система, например, механизм государственного и социального управ-ления, нормы права;

2)социальные факторы, сопутствующие действию права в обществе;

3)передающие системы (информационные, нормативно-ценностные, социально-пси-хологические);

4)регулируемые системы (личность, социальная группа, общество);

5)собственно правомерное активное поведение.

В механизме социального действия права выделяют две стадии:

1)формирование социальных предпосылок социального действия права;

2)собственно социальное действие права.

Действие права осуществляется в формах:

Правового регулирования общественных отношений;

В этической форме;

В информационной форме;

В форме психологического воздействии права; в оценочно-поведенческом воздейст-вии права.

Вопрос 2: Социальная эффективность права

Достижение высокого уровня эффективности права является самой сложной пробле-мой правовой науки. Она включает комплекс вопросов, начиная от правотворчества, социальных функций прав, до реализации права. В этом смысле верны слова К. Кульчара: «Эффективность права – это эффективность не какой-то отдельной нормы, а всей право-вой системы»

Эффективность права может рассматриваться:

1)как показатель частоты применения уголовных норм;

2)соотношение частоты проявления отклонений к правомерному поведению;

3)соотношение между целями, содержащимися в законе, и результатом их действий, т.е. достижение социальных целей, поставленных изданием нормативного акта;

4)вклад закона в укрепление правовых начал и свободы в правовом государстве;

5)способность правовой системы быстро решать назревающие конфликты в социаль-ных отношениях (оптимизировать уровень конфликтности) или степень соответ-ствия реального уровня конфликтности в урегулированных законом общественных отношениях оптимальному для них уровню конфликтности

Современные социологи и правоведы выделяют два основных подхода к классифи-кации факторов, влияющих на эффективность действия правовых норм .

Первый подход связан с выделением во внешней среде действия права основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которы-ми правовая норма воздействует на поведение индивида и социальной группы. Сюда относятся:

1)макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания);

2)условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

3)микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы);

4)личностные условия субъекта, реализующего право.

Второй подход связан с анализом элементов механизма действия права в контексте их влияния на эффективность действия правовой нормы. В рамках данного подхода условия эффективности действия норм права соотносятся с самой нормой, деятельностью право-применительных органов и их должностных лиц и, наконец, с особенностями право-сознания и правого поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы

Согласно второму подходу, основными факторами эффективности права выступают:

1)социально-правовое качество самой правовой нормы (законодательства);

2)эффективность правоприменительной деятельности;

3)уровень правосознания правоприменителей и населения.

Качество закона по социальному содержанию определяется:

1)соответствием потребностям развития общества;

3)способностью закона быть инструментом согласования различных интересов;

4)способностью закона оптимизировать уровень социальных конфликтов.

1)хорошее качество исходной нормы;

2)наличие материальных, кадровых, организационных ресурсов для ее применения;

3)оптимальный механизм применения нормы;

4)высокий уровень правовой информированности, знаний и правовой культуры исполнителей;

5)их заинтересованность в реализации нормы;

6)наличие и эффективность санкций за неисполнение нормы.

Основными дефектами правоприменительного процесса являются:

Недостаточность звеньев правоприменительной цепочки;

Избыток таких звеньев;

Несовершенство звеньев цепочки правоприменительных действий;

Недостаток правовых связей между звеньями;

Избыток таких связей;

Их несовершенство;

Деформирующее влияние внешних социальных факторов;

Общее несовершенство функционирования механизма правоприменения.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: