Новые законы по жкх. Новые законопроекты в сфере ЖКХ. Размещение информации в ГИС ЖКХ

Весной 2018 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен ряд законопроектов, направленных на улучшения в социальной сфере в рамках послания Президента Российской Федерации 2018 г. Ряд законопроектов содержит предложения по внесению поправок в жилищное законодательство РФ. В настоящей публикации рассмотрим эти предложения.

Возложение обязанности по установке и поверке приборов учета на РСО

Законопроектом № 463879-7 предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На настоящий момент указанной статьей предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию) индивидуальные и общедомовые приборы учета потребления коммунальных ресурсов за счет собственных средств. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 30, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений обязаны нести расходы на содержание, поверку и замену приборов учета

Суть поправок заключается в возложении на организации, осуществляющие снабжение многоквартирных домов электрической энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязанностей устанавливать и проводить поверку приборов учета электрической энергии за счет средств ресурсоснабжающей организации.

Установление данной обязанности для РСО, по мнению инициаторов поправок, позволит снизить нагрузку на семейные бюджеты. В качестве обоснований поправок указывается постоянный рост тарифов на коммунальные услуги, отсутствие у части населения возможности нести дополнительные расходы на приборы учета, в особенности в условиях явного недофинансирования социальной сферы и низких доходов населения для целого ряда категорий граждан (неработающих пожилых лиц, работников бюджетной сферы и т.д.). Введение новой нормы представляется вполне логичным, в том числе, в связи с установлением возможности перехода на «прямые договоры » предоставления коммунальных услуг между собственниками и РСО.

Исключение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ при непосредственном управлении МКД

Законопроектом № 433579-7 предлагается внести изменения в часть 2.1. статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации в части возложения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управляемом собственниками помещений непосредственно, заключенных с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, с которыми собственники их заключили, освободив граждан от этой обязанности. На настоящий момент такая обязанность возложена непосредственно на собственников помещений.

Инициаторы законопроекта предполагают, что РСО обладают необходимыми средствами и профессиональными навыками для исполнения обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ в отличие от пенсионеров и граждан с невысоким уровнем доходов. Кроме того, они в первую очередь заинтересованы в заключении указанных договоров. Инициаторы отмечают, что непосредственное управление реализуется в многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет не более чем 16, которые как правило, располагаются в малонаселенных пунктах, а собственники в большинстве представлены пенсионерами и гражданами с невысоким уровнем доходов. Такие граждане не имеют необходимых материально-технических средств (ксерокс, сканер, компьютер) для исполнения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ соответствующих договоров и несправедливо могут быть подвергнуты административному наказанию. Введение такой нормы представляется обоснованным и справедливым.

Установление максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ

Законопроектом № 432772-7 пункт 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормой следующего содержания: «Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать 15 %».

По мнению инициаторов введение такой нормы обусловлено тем, что размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Существует довольно ощутимая разница установления максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения в различных субъектах, в ряде субъектов, согласно пояснительной записке к законопроекту она составляет порядка 22 %, когда в других — 10 %.

Установление предельной величины позволит хотя бы частично соотнести доходы граждан и оплату коммунальных услуг. Отметим, что норма предполагает установление максимальной границы, с учетом особенностей субъекта не запрещается устанавливать величину расходов менее 15 %. В субъектах с низкими доходами населения установление максимальной величины поможет реализовать более справедливые и равные условия на территории России по оплате коммунальных услуг гражданами, в том числе с учетом принципов адресности и нуждаемости.

Омена повышающих коэффициентов для льготников

Законопроектом № 472710-7 предусмотрено изменение в ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части отмены применения в отношении отдельных категорий граждан повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. На настоящий момент в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), при этом в случае наличия обязанности по установлении в помещении приборов учета применяются повышающие коэффициенты.

Согласно позиции инициаторов законопроекта, применение к льготным категориям граждан повышающих коэффициентов приводит к снижению уровня их социальной защиты; также недопустимо применение повышающих коэффициентов в случае отсутствия технической возможности установки приборов учета. Введение такой нормы позволит учесть низкий уровень платежеспособности льготной категории граждан, а также в случае отсутствия технической возможности установить прибор учета будет отвечать принципу справедливости, поскольку вины собственников за не установление прибора учета в таком доме нет.

Право плательщика определять назначение платежа

Законопроектом 482489-7 предлагается внести изменения в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее ч. 2.4, которая устанавливает, что в случае если в платежном документе указаны все или некоторые виды коммунальных услуг, услуг и работ по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, взнос на капитальный ремонт, собственники и наниматели вправе указать в этом платежном документе соответствующий вид коммунальной услуги или услуги, работы, которые они намерены оплатить. При этом управляющая организация, ТСЖ или ЖСК обязаны осуществить зачет поступивших средств в счет указанных такими собственниками и нанимателями жилых помещений услуги или работы.

По мнению инициатора законопроекта, плательщик, который должен оплатить несколько платежей, вправе сам определять назначение своего платежа и обязательство, которое он погашает этим платежом. Причинами для частичной оплаты могут быть: недостаточное количество средств у собственника (нанимателя), отсутствие предоставления или ненадлежащее качество той или иной услуги и другое.

Изменение кворума, необходимого для признания правомочности общего собрания собственников

Законопроектом № 334883-7 предлагается внести в ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следующие изменения:

  1. изменение в части снижения требуемого количества голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (с двух третей до простого большинства);
  2. изменение в части увеличения с простого большинства голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений в многоквартирном доме, до двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Снижение требуемого количества голосов по мнению инициаторов законопроекта будет способствовать упрощению и ускорению принятия решений о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случаях, когда необходимость текущего ремонта требует оперативности принятия такого решения. Одновременное установление необходимости получения квалифицированного большинства голосов собственников помещений для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к их общему имуществу, соответствует порядку принятия решений по аналогичным вопросам, связанным с пользованием и распоряжением общим имуществом в многоквартирном доме (пункты 1, 11-1, 12, 2, 3, 31 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Изменения в Жилищном кодексе (о переходе к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями):

"В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами."

Долги в сфере ЖКХ – основная проблема в сфере предоставления коммунальных услуг. Наиболее проблемными регионами являются Москва, Камчатский край и некоторые другие. Причем основной причиной появления долгов является отнюдь не сам потребитель, а управляющие компании. Посредники в лице УК по различным причинам задерживают отчисления. Новый законопроект о прямых расчетах между потребителем и поставщиком коммунальных услуг позволит решить эту проблему.

Какие задачи решает новый закон?

Многие управляющие компании не справляются с возложенными на них задачами. Существует множество причин возникновения задержек связанных с оплатой коммунальных услуг. И основная таковая – именно коррупционная составляющая. Ранее управляющая компания (УК) являлась посредником между потребителем и ресурсоснабжающей организацией (РСО). Новый законодательный документ позволит напрямую заключать договор о поставке услуг с РСО.

23 марта 2018 года в третьем, окончательном чтении был принят законопроект, на основании которого возможно исключить из цепочки оплаты поставляемых услуг УК. Согласно новому закону собственники многоквартирного дома на собрании могут принять решение самостоятельно о заключении договора или об отказе от такового. Заключать можно соглашение с РСО поставляющими следующие коммунальные услуги:

По комментариям авторов проекта по данной схеме в РФ уже много лет работают РСО поставляющие электроэнергию и газ в жилые дома. Ещё одна причина принятия данного закона – высокий показатель собираемости долгов при наличии прямого договора.
Согласно новому законопроекту РСО имеют право с момента принятия его расторгать в одностороннем порядке соглашения с УК. Основным условием этого является в размере двух среднемесячных начислений или более того. Многие собственники недвижимости в многоквартирных домах опасаются получения двойных квитанций. Во избежание подобного уведомляется о принятии закона орган Госжилнадзора.

Сам закон вступает в силу с 01 апреля 2018 года. Но некоторые обозначенные в нем нормы будут вводиться в действие постепенно. Основные задачи, решаемые принятым законопроектом:

  • увеличение показателя собираемости денежных средств – исключение УК из цепочки оплаты позволит уменьшить задержки по оплате;
    снижение коррупционной составляющей – многие УК создаются с целью хищения денежных средств граждан;
  • упрощение схемы расчетов между потребителем и ресурсоснабжающей организацией;
  • наведение порядка в сфере управления жилым имуществом.

Ещё до официальной публикации стало известно о серьезных штрафных санкциях в отношении УК, не выполняющих требования к расчетам. При наличии ошибок будет назначаться штраф в размере 50% от суммы неправильно обозначенной суммы. Данный законопроект предложен лично Владимиром Путиным.

Основные достоинства нового закона, минусы

Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы. За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.

Многие УК искусственно завышали цены на поставляемые услуги ЖКХ. Особенно часто это касалось поставки горячей воды. Многие же жилые дома вовсе были снабжены собственными котельными в подвале и оплата не требовалась. Новый закон позволит усилить контроль со стороны жильцов над УК. Предоставляет новый рычаг давления. Управляющие компании станут более ответственно относиться к выполнению своих непосредственных обязанностей.

Некоторые проблемы могут возникнуть с процессом перерасчета за низкое качество поставляемых услуг. В то же время не составит труда разрешить этот вопрос законным путем. Ответственным за поставку услуг являются именно РСО – с которыми напрямую заключается договор.


У простых граждан, решивших воспользоваться новым правом, вызывает опасение вероятность появления двойных квитанций. Когда УК, несмотря на принятое солидарно решение об отказе от её услуг как от посредника, все равно выставляет счета. Если договор с РСО был заключен в рамках законодательства, все обязательные процедуры выполнены – то приходящие после даты заключения соглашения квитанции от УК уплачивать нет необходимости.

Если собственник жилого помещения обнаружил две квитанции в своем почтовом ящике, то необходимо:

Госжилнадзор – специальная организация, занимающаяся инспекцией в сфере ЖКХ. При обнаружении нарушений необходимо обращаться в письменной или электронной форме. Сегодня все подразделения инспекции имеют собственные сайты. Обратиться можно по телефону, электронной почте. Новый закон вступает в силу в день его официальной публикации.

В Минстрое выразили мнение, что с рынка после принятия закона могут уйти от 30 до 40% управляющих компаний. Причем это положительно скажется в целом на отрасли. Так как её покинут в первую очередь компании, недобросовестно исполняющие свои обязательства перед РСО и потребителями коммунальных услуг. Режим заключения договора напрямую с РСО определяется законом.

Основные изменения во втором квартале 2018 года

Поставщики коммунальных ресурсов и региональные операторы по обращению с ТКО могут напрямую заключать договоры с собственниками и нанимателями жилья в многоквартирных домах. Способ управления домом значения не имеет. В этом случае оплачивать коммунальные услуги потребители будут непосредственно поставщику или региональному оператору.

Перейти на прямые договоры можно по инициативе собственников. Они вправе решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы также могут инициировать переход, отказавшись в одностороннем порядке от исполнения договора с лицом, осуществляющим управление МКД. Подобное допустимо, если долг за коммунальные ресурсы или услуги по вывозу ТКО составляет два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Быстрее всего граждане заметят традиционное повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Так, с 1 июля в Москве вырастет тариф на холодную воду на 7,2%, до 35,40 руб./куб. м. Сегодня он составляет 33,03 руб. за кубометр. Стоимость горячей воды возрастет на 10,6% и составит 180,55 руб./куб. м. Также возрастут розничные цены на газ на 3,9% (6,40 руб./куб. м.). Кроме того, вырастет минимальный размер взноса на капитальный ремонт в Москве до 17 руб. за квадратный метр площади помещения вместо 15 руб., взимаемых на данный момент. Помимо этого, в силу вступает целый ряд нововведений, которые изменят привычные механизмы работы в сфере ЖКХ. Уже в конце 2016 года был подготовлен ряд законопроектов, которые также могут существенно повлиять на отрасль.

«Грядущие изменения в сфере ЖКХ в 2017 году носят весьма противоречивый характер. С одной стороны, часть законодательных инициатив связана непосредственно с обеспечением прав и законных интересов собственников помещений, улучшением их социальных гарантий. С другой стороны, факт непременного повышения цен на жилищно-коммунальные услуги создает существенные финансовые трудности для многих категорий жильцов и в конечном итоге становится тяжким бременем для малообеспеченных граждан», — считает Илья Шахмейстер, юрист HEADS Consulting.

Александр Козлов, руководитель проекта «Школа грамотного потребителя», также признал, что работа идет в двух направлениях: с одной стороны, потребителям идут навстречу, с другой — прописывается ответственность как для потребителей, так и для поставщиков услуг.

«Главное не то, что вводятся штрафы, а то, что будет неотвратимость наказания, ничего не должно спускаться на тормозах»,

— отметил эксперт.

Новые строки в платежках

Если говорить об изменениях, которые должны защитить потребителей от произвола, то можно выделить следующие новации. С 1 января плата за содержание и ремонт дома переходит в состав платы за содержание жилого помещения и расходов на оплату коммунальных услуг, используемых для содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД). Напомним, что ранее это планировали сделать еще в апреле 2016-го, но перенесли на этот год.

Как пояснил Александр Козлов, перенос строки в платежках позволит начать регулировать начисление платы за общедомовые нужды (ОДН). Сюда входит плата за коммунальные услуги (за холодную и горячую воду, электро- и теплоэнергию, газоснабжение и водоотведение), которые идут на содержание мест общего пользования в доме (освещение в подъезде и т.п.).

«Если раньше плата начислялась практически бесконтрольно — известны случаи, когда управляющие организации выставляли счета за содержание дома, превосходящие счета за индивидуальное потребление в квартирах, — то сейчас все это будет регулироваться внутри коммунальной сферы и тарифы будут сдерживаться», — отмечает эксперт.

Еще одна строка перейдет из жилищной услуги в коммунальную — вывоз мусора.

Стоит отметить, что власти уже давно пытаются навести порядок и расчистить завалы в этой сфере. Согласно Федеральному закону №458-ФЗ твердые бытовые отходы уже переквалифицированы в твердые коммунальные, и с ними, соответственно, прописали новые методы работы. Предполагается, что тариф будет оплачиваться как по нормативам с каждого проживающего, так и по объему мусора. Таким образом планируется стимулировать раздельный сбор мусора: чем больше мусора можно будет вторично переработать, тем ниже будет плата. Помимо этого, предполагается, что регионы будут создавать собственных операторов, которые будут регулировать сферу переработки мусора.

«Пока это не носит обязательного характера, регионы, которые уже готовы, получат в этом году возможность начать работать по-новому, создавать новые схемы работы, назначат операторов. Известно, что эта сфера крайне непрозрачна, много несанкционированных свалок и т.п., давно требовалась тотальная ревизия», — отмечает Козлов.

На этот год также запланирован полноценный запуск системы «ГИС ЖКХ». Это единый информационный ресурс, который позволит жильцам совершать платежи онлайн, следить за информацией о деятельности своих управляющих, стоимости услуг, кредиторской задолженности, тарифах и т.п. Впрочем, стоит отметить, что сроки уже неоднократно переносились. Как отметил Козлов, после запуска «ГИС ЖКХ» в системе коммунального хозяйства «наступит переворот» и все процессы станет гораздо проще контролировать.

Капремонт льготам не помеха

Помимо этого, был выдвинут ряд обнадеживающих законопроектов.

«Так, правительство разместило законопроект, в котором предлагается сделать лицензируемой энергосбытовую деятельность, а также создать специальный реестр энергосбытовых компаний, с которым потребитель сможет ознакомиться на официальном сайте ведомства. По мнению правительства, указанные изменения поспособствуют улучшению качества работы энергосбытовых организаций», — говорит Илья Шахмейстер.

Как рассказал юрист, другая законодательная инициатива поступила от одного из депутатов Государственной думы, который

предлагает начиная с января 2017 года не учитывать в составе платы за жилое помещение взносы на капитальный ремонт.

«Данный законопроект вовсе не предусматривает отмену обязательных взносов на капитальный ремонт дома. По мнению парламентария, основной целью законопроекта является пресечение практики, при которой собственники, имеющие задолженность по оплате капремонта, не могут получить льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», — поясняет юрист.

Наступающий 2018 год начнётся с реформационных преобразований системы ЖКХ на всех уровнях. Большинство изменений коснётся работы Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и лицензионных требований к управляющим организациям. Кроме того, Минстрой России ставит перед собой задачу перейти на авансовую систему оплаты коммунальных услуг и наладить полноценную автоматизацию жилищно-коммунального хозяйства.

Нужно создать более действенную систему учёта услуг ЖКХ, внедрить автоматизацию за расчёты по потреблению энергоресурсов. Сейчас даже при наличии приборов учёта невозможно своевременно собрать данные, начислить платежи и выявить незаконные подключения в онлайн-режиме.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

ГИС ЖКХ заработает в полную силу

Причин всего две: несовершенство традиционных средств измерения, которые, несмотря на заверение С июля текущего года все жилищно-коммунальные предприятия обязаны размещать информацию о своей деятельности в ГИС ЖКХ. В том числе, в систему необходимо вносить исчерпывающие сведения о действующих тарифах, деятельности управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

Система ГИС ЖКХ заработает в полную силу в 2018 году

Уже сейчас собственники жилых и коммерческих помещений могут через ГИС ЖКХ подать обращение в контролирующие органы с заявлением о проведении комплексной проверки деятельности поставщиков коммунальных услуг. А с 01 января 2018 года управляющие и ресурсоснабжающие организации России будут штрафовать за неразмещение требуемой информации или искажение данных.

Юридические новшества в системе ЖКХ в 2018 году

В соответствии со статьёй 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, с 01 января 2018 года размещение информации о деятельности управляющей организации в ГИС ЖКХ станет лицензионным требованием. Однако до 31 декабря 2017 года актуальным остаётся действующий стандарт раскрытия информации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

ЖКХ по предоплате

В 2018 году будет введена предоплата при расчёте за потребляемые коммунальные услуги. Программа начнет работать в тестовом режиме, и участие в ней будет добровольным. При этом, у потребителей появится возможность самостоятельно выбрать удобную форму внесения авансовых платежей.

В качестве стимула для перехода на предоплату Минстрой обещает снижение тарифов тем потребителям, которые присоединятся к системе.

Предоставить потребителю возможность получить скидку, если он платит за услуги вперед, – это правильная сделка. Мы обсуждаем и отрабатываем подобные вещи.

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ

В Минстрое рассчитывают, что введение предоплаты поможет снизить коммерческие потери ресурсоснабжающих организаций, будет способствовать формированию более ответственного энергопотребления, выработке платёжной дисциплины среди потребителей. По мнению экспертов Министерства, скидки особенно актуальны в периоды экономического спада. Они стимулируют потребителей к экономии. Вместо задержки платежей, часть из них постараются заплатить авансом, чтобы в итоге потратить меньше.

Эта система блестяще работает по всему миру. Она позволяет значительно снизить задолженности.

Михаил Андронов, Президент компании «РУСЭНЕРГОСБЫТ»

Размеры скидок, бонусов и льготных тарифов будут обсуждаться позднее. Для их внедрения потребуется внесение ряда корректив в действующее законодательство о тарифном регулировании, а также в порядок оплаты коммунальных услуг. Сейчас потребители оплачивают услуги ЖКХ, исходя из объёма фактического, а не прогнозного, потребления.

Предлагаемый механизм авансовых платежей будет напоминать предоплату услуг мобильной связи и Интернета. Потребитель переводит на счёт управляющей или ресурсоснабжающей организации определенную сумму денег, а затем пользуется коммунальными услугами, пока не обнулится баланс.

Если такая схема эффективно работает у сотовых операторов, будет работать и в ЖКХ. Остается решить всего два вопроса:

  • Как внедрить достоверный учёт энергоресурсов в режиме реального времени?
  • Как наладить дистанционное отключение от сети абонента, у которого на счёте нет денег?

Если поставщики коммунальных услуг решат эти задачи, им больше не придётся «воевать» с неплательщиками, бороться за платёжную дисциплину, лазить по подвалам и колодцам для снятия показаний или отключения должников. Абоненты будут получать ресурсы только после того, как внесут предоплату, и смогут пользоваться ими, пока на лицевом счёте есть деньги.

Автоматизация ЖКХ в 2018 году

Разговоры об этом идут уже давно, но осенью 2017 года, автоматизацию жилищно-коммунального хозяйства поддержали на самом верху.

Мы хотим сделать так, чтобы приборы учета были максимально комфортными и автоматическими, чтобы происходило дистанционное считывание данных, чтобы людям не приходилось лазить в стояки, чтобы не приходилось приглашать сантехников. Наша задача – сделать цифровое ЖКХ, внедрить автоматизацию, безусловно, без дополнительной нагрузки на потребителей.

Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ РФ

Чтобы реализовать это намерение, необходимо оборудовать жилые дома системами автоматизированного сбора и передачи показаний приборов учёта. Это так называемые «АСКУЭ / АИИС КУЭ» (для электроэнергии) и «АСКУВ» (для холодной и горячей воды).


Автоматизированный учёт эффективно снижает расходы на снятие показаний и отключение неплательщиков в «ручном режиме», а также решает ряд сопутствующих проблем:

  • Обеспечение полного контроля над ресурсопотреблением.
  • Точное измерение объёма выданного и потреблённого ресурса через заданный интервал интегрирования.
  • Оперативный сбор и передача информации о текущих параметрах приборов учёта.
  • Обеспечение сохранности данных при авариях и сбоях.
  • Надёжная защита приборов учёта от несанкционированного доступа и вмешательства.
  • Долгосрочное хранение первичных данных о ресурсопотреблении.
  • Лёгкое формирование отчётов для размещения в ГИС ЖКХ или передачи в контролирующие организации.
Мы помогаем внедрять диспетчеризацию ресурсов ЖКХ на базе беспроводной LPWAN-технологии без концентраторов и ретрансляторов.

Современный беспроводной учет энергоресурсов на базе LPWAN-технологии

В продолжение статьи.

Под ЖКУ следует понимать такие услуги, которые обеспечивают уютные условия для проживания в жилом помещении.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательная база, которая регулирует правила и порядок, по которым предоставляются ЖКУ, а также их оплаты (коммунальные платежи) крайне обширна.

В нее входит:

  1. Конституция.
  2. Жилищный кодекс.
  3. Кодекс об административных правонарушениях.
  4. Гражданский кодекс.
  5. Федеральные законы.
  6. Постановления Правительства.
  7. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
  8. Законы и другие нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Таким образом, законодательство о коммунальных платежах представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, которые регулируют данный вид правоотношений.

Законодательство о коммунальных платежах устанавливает:

  • базовые принципы, по которым ведется деятельность по предоставлению ЖКУ;
  • перечень прав и обязанностей сторон правоотношений;
  • порядок оплаты;
  • размеры оплаты за ЖКУ и ее структуру;
  • виды ответственности, которая должна наступить за нарушения правил.

Обязанность

Естественно, что оказываемые ЖКУ, следует обязательно оплачивать, то есть осуществлять коммунальные платежи.

Согласно законодательству, все граждане и организации должны оплачивать жилищно-коммунальные услуги вовремя и в полном объеме ().

Подобное обязательство возникает у следующих субъектов:

  • владельца жилья, с момента возникновения у него соответствующих прав;
  • у лиц, которые заключили договор аренды или найма, если соответствующее условие имеется в договоре.

Если такое условие отсутствует, коммунальные платежи вносит арендодатель.

Оплата услуг ЖКХ

Подробная и четкая структура осуществления коммунальных платежей содержится в Жилищном кодексе РФ.

В данном нормативно-правовом акте содержатся:

  1. Подробная информация о сроках, в течение которых должны быть осуществлены коммунальные платежи ().
  2. Сведения о том, когда и куда следует .
  3. Общая информация о порядке расчета стоимости коммунальных платежей и их структуре ().
  4. Общие сведения о порядке и правилах, на основании которых предоставляются и компенсации расходов на коммунальные платежи, перечне лиц, которые имеют на это право.

Закон о коммунальных платежах

Новый закон о коммунальных платежах 2018 представляет собой все принятые Государственной Думой Российской Федерации в 2018 году законы «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Имеется в виду, что в законодательную базу, которая регламентирует правила, и порядок осуществления коммунальных платежей были внесены некоторые существенные изменения.

Начисление

  • размер коммунальных платежей рассчитывается, основываясь на показаниях индивидуальных приборов учета или общедомовых;
  • если таковые отсутствуют, тогда расчет стоимости происходит на основе общих нормативов потребления, которые устанавливаются органами местного самоуправления.

На сегодняшний день, каждый собственник жилого помещения обязан установить на холодную и горячую воду, а также газ.

С 2018 года установка ИПУ является прямой обязанностью, предусмотренной законодательством.

Всем, кто проживает в жилых помещениях по договору социального найма, муниципалитет обязан установить приборы учета за собственные средства.

Что же касается общедомовых приборов учета, то расходы на их установку ложатся на плечи собственников квартир.

Прямой ответственности за неустановку ИПУ, законодательство не предусматривает.

Однако, согласно принятым в 2018 году изменениям, собственники жилья, которые не установили ИПУ, будут «наказаны рублем»:

  • с 1 июля 2018 года для них коммунальные платежи выросли на 10%;
  • с 1 января 2018 года для них коммунальные платежи вырастут на 60%.

Преимущества установки ИПУ очевидны:

  1. Не потребуется носить никаких справок и документов для перерасчета, в случае временного отсутствия.
  2. Ежемесячный размер оплаты коммунальных платежей напрямую зависит от потребления определенного коммунального ресурса.

Размер оплаты коммунальных услуг, которые предоставляются для общедомовых потребностей, зависит от общей площади жилого помещения.

Следует напомнить, что с 1 июля 2018 года коммунальные платежи возросли в среднем на 8,3%, однако для каждого региона рост стоимости услуг ЖКХ различный. Например, в Москве – это 10%, а на Чукотке –лишь 2%.

Изменения в законодательство, внесенные в 2018 году также предусматривает ответственность управляющих компаний за нарушение порядка и правил начисления стоимости услуг ЖКХ, если это повлекло увеличение размера коммунальных платежей.

В подобных случаях потребителю должен быть заплачен штраф, в размере, предусмотренном законом.

Перерасчет

В 2018 году перерасчету, могут подлежать коммунальные платежи за холодную и горячую воду, водоотведение и газ.

Граждане, покидающие свое жилище на срок более пяти дней, могут воспользоваться , вследствие их временного отсутствия.

Стоит отметить, что перерасчет может быть произведен только тем, у кого нет ИПУ. Воспользоваться правом на перерасчет можно несколькими способами.

Вариант 1:

  1. На протяжении тридцати дней, после того, как потребитель отсутствовал, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  2. Вместе с заявлением предоставить документацию, которая будет служить доказательством отсутствия потребителя в течение определенного периода времени.
  3. Работники ГУ ИС или МФЦ, в срок, не превышающий пяти рабочих дней, должны произвести перерасчет. В срок перерасчета не засчитывается день отбытия и возвращения.

Вариант 2:

  1. Заранее, до того времени, которое потребитель собирается отсутствовать, ему необходимо обратиться в отдел обслуживания абонентов ГУ ИС или МФЦ по месту нахождения жилья.
  2. Написать соответствующее заявление.
  3. Работники ГУ ИС или МФЦ, сформируют квитанцию, в которой не будет учитываться газ, водоотведение и вода. Перерасчет осуществляется на основании срока, который указан в заявлении потребителя. Однако такой срок не может превышать полгода.
  4. По возвращению, в течение 30 дней, потребитель должен будет предоставить документацию, которая будет служить доказательством его отсутствия. В противном случае произойдет обратный перерасчет «не в его пользу».

Доказательствами для перерасчета могут быть:

  • командировочное удостоверение;
  • справка о том, что в указанный период потребитель пребывал на лечении в «стационаре» или санатории;
  • проездные билеты, в которых указано имя потребителя;
  • счета из гостиницы или другого места пребывания;
  • многие другие, которые потребитель считает доказательством своего временного отсутствия.

Неуплата

В 2018 году закон о коммунальных платежах предусматривает , которая возрастает с 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ в день (8,25% годовых) до 1/170 в день (17,7% годовых).

Начисление процентов начинается с 91-го дня неуплаты.

Стоит отметить, что ключевая ставка ЦБ постоянно изменяется, следовательно, штрафные санкции к неплательщикам со временем могут быть уменьшены или наоборот увеличены.

С 1 марта 2018 долги по коммунальным платежам заносятся в личную кредитную историю гражданина. Данные в течение 14 дней должна заносить управляющая компания.

Капитальный ремонт

Существенное изменение в законодательство о коммунальных платежах в 2018 году - обязанность владельцев жилых помещений самостоятельно платить за капитальный ремонт дома.

В квитанциях на оплату появится новая графа «Капитальный ремонт».

Тариф определяется местными органами местного самоуправления, на основе методических рекомендаций, разработанных федеральными органами исполнительной власти. Местные власти устанавливают минимально допустимую величину данного платежа. Следовательно, в каждом регионе РФ тарифы будут разные.

Для того чтобы увеличить стоимость по данному коммунальному платежу, потребуется зафиксированное согласие владельцев жилых помещений.

Например, в Москве минимальный тариф по данному коммунальному платежу составляет 15 рублей за 1 квадратный метр.

Закон о коммунальных платежах предусматривает несколько способов оплаты капремонта:

  1. Ежемесячная оплата по указанным тарифам. В подобном случае все деньги направляются в региональный фонд, после чего должны быть целенаправленно использованы согласно утвержденной программе. Подобная система крайне не выгодна владельцем жилья в новостройках, из-за того, что они фактически платят за ремонт старых домов.
  2. Перевод необходимой суммы на банковский счет, который открыла управляющая компания (или товарищество собственников жилья). В подобном случае происходит аккумулирование средств для будущего капитального ремонта дома.

Необходимо заметить, что это новшество существенно увеличивает размер квартплаты.

Срок давности оплаты

Сроком давности в данном случае является промежуток времени, в течение которого можно обратиться с иском в суд за защитой нарушенного права.

Общий , который распространяется на большинство требований о защите нарушенного права, составляет 3 года.

Так как по требованиям о взыскании долгов по коммунальным платежам никаких специальных сроков давности законодательство не предусматривает, то применяется общий срок давности.

Согласно Гражданскому кодексу РФ требование о защите права, которое было нарушено, в любом случае должно быть принято к рассмотрению судом (независимо от того, истек ли срок давности).

Применение исковой давности судом возможно только в случае заявления одной из сторон в ходе судебного разбирательства. Подобное заявление должно быть сделано до того момента, как суд вынесет решение.

Заявление одной из сторон об истечении срока давности может служить основанием для отказа в иске.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о применении данных правовых норм на практике:

  1. В случае требования УК или ТСЖ о взыскании долга с неплательщика за срок, который превышает три года (например, шесть лет), то неплательщик в ходе судебного разбирательства должен сделать заявление о том, что УК или ТСЖ пропустило срок исковой давности, то суд откажет им в удовлетворении иска.
  2. Ничто не помешает УК или ТСЖ взыскать с неплательщика долг за последние три года. Например, они еще раз обратятся с подобным требованием, но уже касательно долга за три года. Либо суд, в рамках одного разбирательства по делу о требовании взыскания долга за шесть лет, удовлетворит иск частично, и неплательщику придется вернуть трехлетнюю задолженность.
  3. Согласно Гражданскому кодексу РФ, юридические лица не обладают возможностью восстановления срока давности.

Однако очень важно помнить, что в гражданском законодательстве есть такое понятие как «прерывание срока исковой давности». Имеется в виду, что давностный срок обнуляется и начинается с начала. Иными словами «перезагрузка».

Происходит это только в том случае, если неплательщик каким-либо образом в течение (например, шести лет) определенного времени совершал какие-либо действия, которые могут служить доказательством признания или частичного признания им долговых обязательств.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: