Профессиональная деструкция психолога. Опыт работы с медицинскими работниками по профилактике профессиональных деструкций

Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане , Э. Ф. Зеер отмечает: "Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности <...> вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа" сменяется депрофессионализацией <...> на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности".

А. К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкции.

Отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами.

Несформированность профессиональной деятельности (работник как бы "застревает" в своем развитии).

Дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты.

Низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация.

Рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному труду есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания).

Таблица 3

Психологические особенности кризисов профессионального становления

Факторы, обусловившие кризис

Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (с 14-15 до 16-17 лет)

Неудачные формирование профессиональных намерений и их реализация.

Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией (особенно неясность со смыслом, противоречия между совестью и стремлением "красиво пожить" и т.п.).

Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям).

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки.

Глубокая и систематическая помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

Кризис профессионального обучения (время обучения в профессиональном учебном заведении)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой.

Перестройка ведущей деятельности (испытание студента "свободой" по сравнению со школьными ограничениями). В современных условиях это время часто используется на зарабатывание денег, что фактически позволяет говорить о ведущей деятельности для многих студентов не как об учебно-профессиональной, а как о собственно профессиональной (точнее - о деятельности "подрабатывающей").

Смена мотивов учебной деятельности. Во-первых, это большая ориентация на предстоящую практику. Во-вторых, усвоение большого объема знаний в вузе намного легче тогда, когда у студента имеется какая-то идея, интересная для него проблема, цель. Вокруг таких идей и целей знания как бы "кристаллизуются", но без идеи знания быстро превращаются в "кучу" знаний, которая вряд ли способствует развитию учебно-профессиональной мотивации.

Коррекция выбора профессии, специальности, факультета. По этой причине все-таки лучше, если у студента в течение первых двух-трех лет обучения имеется возможность лучше сориентироваться и уже после выбрать специализацию или кафедру.

Изменение социально-экономических условий жизни. Заметим, что у студента денег "объективно" больше, чем у старшеклассника. Но "субъективно" их постоянно не хватает, так как резко возрастают потребности и более отчетливым (менее "маскируемым", как раньше) становится социально-имущественный разрыв между сокурсниками. Это еще больше заставляет многих не столько учиться, сколько "подрабатывать".

Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома и т.п. Нередко студент стремится быть поближе к знаменитым и модным преподавателям, забывая о том, что далеко не все из них имеют достаточно времени и сил, чтобы "возиться" с каждым своим дипломником. Иногда лучше бывает прикрепиться к менее известному специалисту, который для самоутверждения наверняка "повозится" со своими немногочисленными учениками.

Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы, т.е. кризис профессиональной адаптации)

Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами - новыми "приятелями"),

Освоение новой ведущей деятельности - профессиональной.

Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности.

Корректировка мотивов труда и "Я-концепции". Основой такой корректировки является поиск смысла труда и смысла работы в данной организации.

Увольнение, смена специальности и профессии рассматриваются Э. Ф. Зеером как нежелательный для данного этапа способ. Нередко работники кадровых служб тех организаций, куда потом устраивается уволившийся молодой специалист, воспринимают его как "слабака", не сумевшего справиться с первыми трудностями.

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Нередко это усугубляется сравнением своих "успехов" с реальными успехами своих недавних сокурсников. Как известно, зависть в наибольшей степени проявляется по отношению к близким, особенно по отношению к тем, с кем совсем недавно учился, гулял и развлекался. Быть может, именно по этой причине бывшие сокурсники долгое время не встречаются, хотя где-то через 10-15 лет чувство обиды за успехи своих приятелей проходит и даже сменяется на гордость за них.

Потребность в дальнейшем повышении квалификации.

Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.

Повышение квалификации, включая и самообразование и образование за свой счет (если организация "экономит" на дальнейшем образовании молодого специалиста). Как известно, и реально, и формально успех в карьере во многом зависит от такого дополнительного образования.

Ориентация на карьеру. Молодой специалист всем своим видом должен показывать, что стремится быть лучше, чем он есть на самом деле. Поначалу это вызывает усмешки окружающих, но потом к этому привыкают. И когда появляется привлекательная вакансия или должность, то могут вспомнить и о молодом специалисте. Нередко для карьеры важны не столько профессионализм и протекция, сколько способность противостоять насмешкам и общественному мнению.

Смена места работы, вида деятельности на данном этапе допустимы, так как молодой работник уже доказан себе и окружающим, что способен преодолевать первые трудности адаптации. Более того, в данном возрасте вообще.лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности.

Уход в хобби, семью, быт часто является своеобразной компенсацией неудач на основной работе. С точки зрения Э. Ф. Зеера, это не самый лучший способ преодоления кризиса в этом возрасте. Заметим, что особенно в сложном положении часто оказываются молодые женщины, вышедшие замуж за "хорошо зарабатывающих" мужей, которые считают, что жена должна сидеть дома и заниматься хозяйством.

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось).

Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом.

Ревизия "Я-конценции", связанная с переосмыслением себя и своего места в мире. В немалой степени это следствие переориентации с ценностей, характерных для молодежи, на новые ценности, предполагающие большую меру ответственности за себя и своих близких.

Новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников "вдруг" обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).

Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений, ведь даже в случае неудач ничего еще не потеряно. В случае же "осторожных" отказов на работнике вообще могут поставить "крест" как на неперспективном. Заметим, что и здесь в основе успеха

в карьер" лежат не только профессионализм и усердие, сколько готовность к риску и смелость изменить свою ситуацию.

Освоение новой специальности и повышение квалификации.

Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция и т.п., которые часто также являются своеобразной компенсацией неудач на работе и которые Э. Ф. Зеер также считает не самыми лучшими способами преодоления кризисов на данном этапе.

Особым способом является ориентация на эротические приключения. В большинстве случаев и они могут рассматриваться как вариант компенсации профессиональной несостоятельности. Опасность данного способа заключается не только в том, что подобные "приключения" достаточно однообразны и примитивны, но и в том, что часто являются своеобразным "успокоением" для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации. Психологу-консультанту следует рассматривать такие "способы" с особой деликатностью.

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации.

Коррекция "Я-концепции", также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы.

Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом.

Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Заметим, что к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему "экспериментировать" и "рисковать" без сильного ущерба для дела.

Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом.

Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным "кормильцем", может сопротивляться выходу такого "кормильца" на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремления своего "кормильца" к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. Мы считаем, что в данном возрасте - это серьезная причина многих разводов.

Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет, т.е. последние годы перед пенсией)

Ожидание ухода на пенсию и новой социальной роли.

Сужение социально-профессионального поля (работнику поручают меньше заданий, связанных с новыми технологиями).

Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья.

Постепенное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности. В этот период увлечение хобби, досуговыми занятиями или хозяйством вполне может быть желательным способом компенсации.

Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности, предполагающая участие в этом не только общественных организаций, но и специалистов.

Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет, т.е. первые годы после выхода на пенсию)

Новый способ жизнедеятельности, главная особенность которого - появление большого количества свободного времени. Особенно сложно это пережить после активной трудовой деятельности в предшествующие периоды. Усугубляется это тем, что пенсионера быстро загружают различными домашними работами (сидение с внуками, хождение по магазинам и т.п.). Получается так, что уважаемый в недавнем прошлом специалист превращается в няньку и домработницу.

Сужение финансовых возможностей. Заметим, что раньше, когда пенсионеры часто еще и работали после выхода на пенсию, их финансовая ситуация даже улучшалась (довольно приличная пенсия плюс заработок), что позволяло им чувствовать себя вполне достойными, уважаемыми членами своей семьи.

Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров.

Вовлечение в общественно полезную деятельность. Заметим, что многие пенсионеры готовы работать и за чисто символическую зарплату, и даже вообще бесплатно.

Социально-психологическая активность. Например, участие в политических акциях, борьба не только за свои ущемленные права, но и за саму идею справедливости. Еще Л. Н. Толстой говорил: "Если старики говорят "разрушай",

а молодые - "созидай", то лучше послушаться стариков. Ибо "созидание" молодых - это часто разрушение, а "разрушение" стариков - это созидание, ибо на стороне стариков - мудрость". Недаром на Кавказе говорят: "Там, где нет хороших стариков, там нет и хорошей молодежи".

Социально-психологическое старение, выражающееся в чрезмерном морализаторстве, брюзжании и Т.П.

Утрата профессиональной идентификации (в своих рассказах и воспоминаниях старик все больше фантазирует, приукрашивает то, что было).

Общая неудовлетворенность жизнью (отсутствие тепла и внимания со стороны тех, кому недавно верил и помогал).

Чувство собственной "ненужности", которое, по мнению многих геронтологов, является особенно тяжелым фактором старости. Ситуация усугубляется тем, что иногда дети и внуки (те, о ком пенсионер совсем недавно искренне заботился) ждут, когда он уйдет из жизни и освободит приватизированную на их имя квартиру. Криминальный аспект данной проблемы уже привлекает внимание исследователей, однако не менее страшным представляется морально-нравственный аспект, который пока еще не стал предметом серьезного изучения.

Резкое ухудшение здоровья (часто как следствие неудовлетворенности жизнью и чувства собственной "ненужности").

Освоение новых социально полезных видов деятельности (главное - чтобы старик, точнее пожилой человек, смог почувствовать свою "полезность"). Проблема в том, что в условиях безработицы и для более молодых людей не всегда находятся возможности приложения своих сил. Но и старики далеко не все немощны и больны. Кроме того, у стариков действительно немало опыта и нереализованных планов. Заметим, что главным богатством любого общества и любой страны являются не недра, не заводы, а людской потенциал.

И если такой потенциал не используется, то это равносильно преступлению. Пожилые люди и старики являются первыми жертвами такого преступления и наиболее остро переживают то, что их таланты и идеи мало кого волнуют.

Свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления.

Искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности.

Появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью).

Прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций.

Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).

Профессиональные деструкции в самом общем виде - это нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.

Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).

Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность: многие качества человека остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.

Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием. Неизбежны временные периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.

Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

Назовем психологические детерминанты профессиональных деструкций .

Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:

1) неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо не соответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);

2) пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" методы работы;

3) образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля труда, но с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;

4) разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение;

5) эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");

6) на стадии профессионализации (особенно для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

7) снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деятельности, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);

8) индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности труда; причиной образования предела может быть неудовлетворенность профессией;

9) акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);

10) старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое старение (ослабление интеллектуальных процессов, перестройка мотивации, рост потребности в одобрении); б) нравственно-этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодежи и всему новому, преувеличение заслуг своего поколения);

в) профессиональное старение (невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций).

Уровни профессиональных деструкций

Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность). Все это может проявляться в самых разных профессиях.

Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акценгуаций. Например: сверхответствениость, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. "Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом", - пишет Э. Ф. Зеер.

Примеры профессиональных деструкций педагога и психолога . Заметим, что в психологической литературе почти не встречаются примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики.

Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.

Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка "образа Я", эгоцентризм.

Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.

Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.

Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е. неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.

Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.

Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.

Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими "модами". Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что "больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса "История России", т.е. "адаптировали" курс к идеалам "демократии"".

Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

Э. Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации , позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций.

Повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности.

Диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления.

Прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах.

Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста.

Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

Повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответственности и новизны работы).

1

В статье представлен опыт работы с медицинскими работниками по профилактике профессиональных деструкций. Приведены результаты исследования по изучению степени сформированности профессиональных деструкций мед работников, представлена программа для работы с медицинским персоналом по созданию условий для снижения выраженности профессиональных деструкций.

профессиональные деструкции

медицинские работники

профилактика профессиональных деструкций. повышение квалификации

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб, 2007.

2. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики // Психодиагностика и психокоррекция / Руководство для врачей и психологов. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с. – Гл. 7. – С. 205–235.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития.[Текст]. – 2006. – С. 50–55.

4. Милова Ю.В. Практикум по регуляции печали и депрессии. [Текст]. – 2014.

Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность человека во многом задает вектор развития его личности. Научный и практический интерес к исследованию причин развития профессиональных деструкций субъекта труда обусловлен в первую очередь, кругом практических задач в области профессионального труда - повышении эффективности, результативности и качества труда, надежности деятельности и др. Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда. Возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессиональную позицию специалиста.

Интерес к проблеме профессиональных деструкций личности и деятельности возрос в последние годы (B.C. Агавелян, С.П. Безносов, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.И. Рогов и др.). Однако работы названных авторов отличаются значительным разнообразием подходов и концептуальных схем изучения. Термины «деструкция» и «деформация» зачастую используются как синонимы, что создает понятийную неоднозначность данных
феноменов.

К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональных деструкций, исследователи относят: возрастные изменения, профессиональную усталость, профессиональные заболевания и кризисы (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, напряженные условия труда, интенсивное общение с другими людьми (В.Д. Небылицин, С.П. Безносов, нововведения (А.В. Филиппов, многолетнее выполнение одной и той же деятельности (А.М. Новиков) и др.

В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, имеющих как общую, так и специфическую природу. Наиболее глубокие негативные поражения личности работника свойственны профессиям типа «человек - человек».

Труд работников медицинских учреждений ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку. Кроме того, специфика деятельности диктует необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Именно поэтому медицинские работники находятся в группе риска, как специалисты, наиболее подверженные различным негативным деформациям
личности.

В своем исследовании мы предположили, что по мере выполнения профессиональных обязанностей у медицинских работников появляются профессиональные деструкции; профилактика профессиональных деструкций у медицинских работников будет протекать успешно если будет составлена программа, направленная на психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций; ; ; обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения,
релаксации.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Профессиональные деструкции - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.

2. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы: объективные, связанные с социально-профессиональной средой; субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений; объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. Причины профессиональной деформации: естественное стремление человека к снятию напряжения и облегчению психологической нагрузки; постоянная эксплуатация профессионально важных, востребованных качеств, которые с течением времени начинают доминировать; наличие определенного образца, профессиональных рамок, определенных требований, которые предъявляет профессия и которым человек должен соответствовать, в каких-то моментах даже «ломая» себя.

3. Специфика труда медицинских работников является одним из факторов, провоцирующих развитие профессиональных деструкций. Основными факторами, непосредственно влияющими на возникновение профессионального выгорания медработников являются: высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с людьми, в большинстве случаев имеющими различные заболевания; большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности межличностных контактов; высокая ответственность за результат общения с пациентами и коллегами; определенная зависимость от коллег и пациентов; необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и экспектации; частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем, конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия.

Исследование по изучению особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников было проведено на базе одной из больниц г. Тулы, выборку составили 35 работников медицинского учреждения, занимаемающие должность среднего медицинского персонала и врачей. Возраст испытуемых от 25
до 47 лет.

Для изучения особенностей проявления профессиональных деструкций у медицинских работников нами была составлена диагностическая программа, представленная следующими методиками - Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки), Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, Индивидуально-психологический опросник Л.Н. Собчик (ИТО).

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1) по шкале «напряжение»у 20 % испытуемых в выборке фаза не сформировалась, 60 % испытуемых находятся в стадии формирования, у 20 % опрошенных уже сформировавшаяся фаза эмоционального выгорания. Для медицинских работников, находящихся в данной фазе, характерно нервное (тревожное) напряжение, которое служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

По шкале «резистенция»: в выборке отсутствуют испытуемые, у которых эта фаза сформировалась, у 70 % опрошенных эта фаза не сформировалась, а у 30 % медицинских работников, участвующих в исследовании фаза находится в стадии формирования. Работника данной категории перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями, для них характерно экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. по шкале «истощение» у 10 % испытуемых эта фаза не сформировалась, у 60 % эта фаза находится в стадии формирования, у 30 % людей эта фаза уже сформировалась. Испытуемые данной категории характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Возникает симптом «эмоционального дефицита».

По шкале «Рациональный канал» категорию с очень высоким уровнем проявления составили 40 % опрошенных. Для людей с высоким показателем характерна направленность внимания, восприятия и мышления на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. 20 % испытуемых - категория среднего и очень низкого показателя по данной шкале;

2) по шкале «Эмоциональный канал» у 60 % испытуемых имеют очень высокие показатели. Для них характерно умение входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать, эмоциональная отзывчивость. Испытуемые с очень низкими показателями по данной шкале в выборке отсутствуют; по шкале «Интуитивный канал» большая часть опрошенных - 60 % умеют предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Совершенно не проявляются данные свойства у 10 % медицинских работников; по шкале «Установки, способствующие или препятствующие эмпатии» очень высокий уровень выявлен у 70 % людей. Для медицинских работников данной категории характерно уместное проявление любопытства к другой личности, поддержание личных контактов, низкий показатель по данной шкале- отсутствует; по шкале «Проникающая способность к эмпатии» очень высокий уровень наблюдается у 70 % респондентов. Для них характерно умение создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности в общении, в выборке 50 % испытуемых проявляют очень высокий уровень по шкале «Идентификация в эмпатии»;

3) большинство медицинских работников имеют высокий уровень тревожности.

4) по шкале «Физическая агрессия» у 40 % опрошенных наблюдается высокий уровень проявления физической агрессии, по шкале «Косвенная агрессия» у 70 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления косвенной агрессии, у 10 % наблюдается низкий показатель, по шкале «Раздражение» у 60 % испытуемых наблюдается высокий уровень раздражения, у 10 % низкий показатель, по шкале «Негативизм» у 50 % испытуемых наблюдается высокий показатель проявления негативизма, у 10 % низкий показатель, по шкале «Обида» у 6 0 % опрошенных наблюдается высокий показатель, у 20 % низкий уровень, по шкале «Подозрительность» у 50 % высокий показатель подозрительности, у 20 % низкий показатель, по шкале «Вербальная агрессия» у 70 % испытуемых высокий показатель проявления вербальной агрессии, у 10 % низкий, по шкале «Чувство вины» у 50 % опрошенных наблюдается высокий показатель проявления чувства вины, у 30 % низкий.

5) по шкале «Экстраверсия» у 60 % испытуемых наблюдается высокий показатель экстраверсии. Для людей с высоким показателем экстраверсии характерна обращенность в мир реально существующих объектов и ценностей, открытость, стремление к расширению круга контактов, общительность.

По шкале «Спонтанность» у 30 % людей высокий показатель. Для людей с высоким показателем спонтанности характерна непродуманность в высказываниях и поступках.

По шкале «Агрессивность» у 60 % людей высокий показатель, а у 60 % низкий. Для людей с высоким показателем агрессивности характерна активная самореализация, упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов.

По шкале «Ригидность» у 60 % людей высокий показатель данной характеристики. Для людей с высоким показателем ригидности характерна инертность, тугоподвижность установок, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений.

4) По шкале «Интроверсия» у 30 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Сензитивность» у 20 % испытуемых высокий показатель. По шкале «Тревожность» у 60 % людей высокий показатель. По шкале «Лабильность» у 80 % испытуемых высокий показатель.

Основываясь на выводах, сделанных по итогам изучения психологической литературы, проведенного нами в первой главе данной работы, а также результатов констатирующего этапа исследования нами была разработана программа профилактики профессиональных деструкций у медицинских работников.

Цель программы: создание условий для снижения выраженности профессиональных деструкций у медицинских работников.

Задачи программы:

Психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций;

Снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности;

Развитие эмпатических способностей;

Обучением навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения, релаксации.

Форма работы: групповая. В качестве основы при разработке данной профилактической программы нами был использован групповой психологически тренинг. Групповой психологический тренинг является методом преднамеренного изменения человека, направленное на его личностное и профессиональное развитие и переоценку собственного эмоционального опыта в процессе группового взаимодействия.

Частота и длительность встреч:

В данной программе 16 занятий, по 1 занятию в неделю.

В таблице представлена программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников.

Программа по профилактике профессиональных деструкций у медицинских работников

Цель занятия

Организация группы, ознакомление с целями и задачами занятий, знакомство, создание положительной мотивации.

Вводное слово психолога

1. Упражнение «Знакомство»

2. Упражнение «Поддержка»

3. Установление правил и принципов общения в группе

4. Закрепление представлений о правилах работы на тренинге

5. Обсуждение результатов занятия

6. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Психологическое просвещение медицинских работников по проблеме профессиональных деструкций

1. Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»

2. Упражнение «Социометрия»

3. Лекция «Профессиональные деструкции личности»

4. Упражнение «Зеркало»

5. Упражнение «Мы похожи»

6. Ритуал прощания

1. Упражнение «Твое лучшее качество»

2. Упражнение «Салфетка»

3. Техника «Мое отражение»

4. Упражнение «Никто не знает что я…»

5. Релаксация «Дирижер»

6. Ритуал прощания.

Снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности

1. Упражнение «Приветствие без слов»

2. Упражнение «Представление с чужих слов»

3. Техника «Мои ресурсы»

4. Упражнение «Мой портрет глазами группы»

5. Релаксация «Лимон»

6. Ритуал прощания

Развитие эмпатических способностей

1. Упражнение «Молчаливое приветствие»

2. Упражнение «Волк в овечьей шкуре»

3. Упражнение «Поиск сходства»

4. Упражнение «Принятие критики»

5. Релаксация «Колба»

6. Ритуал прощания.

Снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности

1. Упражнение « Будем знакомы»

2. Упражнение «Без маски»

3. Упражнение «Круг доверия»

4. Упражнение «Поставь себя на место другого»

5. Упражнение «Ладошки»

6. Ритуал прощания.

Развитие рационального и позитивного реагирования на стрессовые ситуации.

1. Упражнение «Я знаю, я умею, я люблю»

2. Упражнение «Должен и хочу»

3. Упражнение «Если бы…, то я стал бы..»

4. Упражнение «Письмо любви»

5. Релаксация «Представь себе море»

6. Ритуал прощания.

Повышение компетенции в области конструктивного разрешения конфликтов, развитие рационального и позитивного реагирования на стрессовые ситуации.

1. Упражнение «Комплимент»

2. Упражнение «Я боюсь»

3. Упражнение «Вина»

4. Упражнение «Стыд»

5. Упражнение «Мне не стыдно»

6. Упражнение «Цепочка пожеланий на будущее»

Развитие эмпатических способностей

1. Упражнение «Я рад тебя видеть»

2. Упражнение «Глаза в глаза»

3. Упражнение «Я здесь инкогнито»

4. Упражнение «Секрет»

5. Релаксация «Напрягись чтобы расслабиться»

6. Ритуал прощания.

Снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности

1. Приветствие

2. Упражнение «Рассмотри предмет»

3. Упражнение «Убежище»

4. Упражнение «Я тебя понимаю»

5. Упражнение «Карусель»

6. Ритуал прощания.

Обучение навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения, релаксации.

1. Приветствие

2. Упражнение «Продумай заранее»

3. Упражнение «Домик»

4. Упражнение «Абажур»

5. Упражнение «Могло быть хуже»

6. Ритуал прощания.

Обучение навыкам совладеющего поведения, снятия напряжения, релаксации.

1. Приветствие

2. Упражнение «Настроение»

3. Упражнение «Плюсы и минусы»

4. Упражнение «Самомассаж»

5. Глинотерапия

6. Ритуал прощания

Развитие эмпатических способностей

1. Приветствие

2. Упр. «Уровни общения»

3. Упр. «Баран - скрипка»

4. Упр. «Нейтрализация»

5. Упр. «Взаимодействие»

6. Ритуал прощания

Снижение враждебности, агрессивности, личностной и ситуативной тревожности

1. Приветствие

2. Упражнение «Алфавит эмоций»

3. Упражнение «Кто как поведет»

4. Упражнение «Обретение равновесия»

5. Упражнение «Электрический ток»

6. Ритуал прощания

Развитие рационального и позитивного реагирования на стрессовые ситуации, повышение компетенции в области конструктивного разрешения конфликтов.

1. Приветствие

2. Упражнение «Круги ощущений»

3. Упражнение «Черное и белое»

4. Комплекс «Дыхательные упражнения»

5. Упражнение «Внутренний луч»

6. Ритуал прощания

Подведение итогов работы группы.

1. Приветствие

2. Упражнение «Список Робинзона»

3. Упражнение «Рукопожатие вслепую»

4. Упражнение «Мой ресурс»

5. Упражнение «Встреча на узком мосте»

6. Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ниже представлены возможные пути профессиональной реабилитации медицинских работников:

1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной, аутокомпетентности) - способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Важно развивать житейские знания и навыки, повышать творческую продуктивность, углублять и расширять способы самоактуализации, совершенствовать социально-психологическую компетентность в общении, усваивать новые, более эффективные приемы общения и поведения, технику владения собой.

Развитие гибкости приемов и способов поведения, формирование активной установки на общение;

Повышение социально- психологической компетентности в общении;

Снятие психологических барьеров, освобождение от стереотипов;

Умение говорить и слушать, проявлять гибкость в общении (общаться с другим человеком как с партнером);

Расширение личностного инструментария;

Умение ориентироваться в стрессовых и конфликтных ситуациях;

Овладение диагностикой и самодиагностикой способов восприятия себя и других;

Формирование способов принятия себя и других;

Выработку индивидуального стиля общения;

Расширение личностного экспрессивного репертуара;

Формирование навыков анализа и самоанализа в ситуациях межличностного общения;

Формулировку и переформулировку личностных проблем;

Повышение уверенности в себе;

Технику слушания;

Понимание механизмов и структуры социального взаимодействия;

Умение самостоятельно и продуктивно выстраивать ту часть социальной - реальности, что находится в вашем личном распоряжении («приватизация
жизни»);

2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкции.

3. Прохождение тренингов личностного и профессионального роста.

4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

5. Профилактика профессиональной дезадаптации начинающего медицинского работника.

6. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

7. Переход к инновационным формам и технологиям обучения.

8. Проведение среди медицинских работников конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.

Стратегия работы по профилактике профессиональных деструкций со стороны руководящего состава медицинского учреждения должна включать следующие моменты:

Использование командных принципов работы персонала;

Планирование мероприятий по профилактике СЭВ;

Регулярная учёба персонала;

Использование системы поощрений персонала;

Использование услуг супервизоров и тренеров;

Библиографическая ссылка

Шалагинова К.С. ОПЫТ РАБОТЫ С МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 8-3. – С. 445-450;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10055 (дата обращения: 12.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Причины профессиональных деструкций и деформаций личности. Виды профессиональных деформаций учителя

Любая профессиональная деятельность уже на стадии освое­ния, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Можно констатировать, что на стадии профессионализа­ции по многим видам профессий происходит развитие профессио­нальных деструкций. Особо уязвимы со­циономические профессии типа «человек-человек».

Ха­рактер, степень выраженности профессиональных дефор­маций зависят от со­держания деятельности, престижа про­фессии, стажа работы и индивидуально-психологи­ческих особенностей личности.

Влияние профессиональных деформаций на становление и развитие личности, в частности педагога, достаточно широко исследу­ется в работах С. П. Безносова, Р. М. Гранов­ской, Э. Ф. Зеера, Ю. С. Крижановской, А. К. Марковой, Э.Ф.Сыманюк и др.

Э.Ф. Зеер так характеризует профессиональные деструкции (от лат. destructio - разрушение, нарушение нор­мальной структуры чего-либо) – «это постепенно накопив­шиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказы­вающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого про­цесса, а также на развитии самой личности».

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенден­ции профессиональных деструкции :

· отставание, замедление профессионального развития сравни­тельно с возрас­тными и социальными нормами;

· дезинтеграцию профессионального развития, распад профес­сионального соз­нания и как следствие - нереалистические цели, лож­ные смыслы труда, профес­сиональные конфликты;

· низкую профессиональную мобильность, неумение приспосо­биться к новым условиям труда и дезадаптацию;

· искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих про­филь личности;

· появление деформаций личности (например, эмоционального
истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).

Главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций. Профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Возникновение профессиональных деструкций у учителя имеет свои проявления: отрицательное отношение к себе, педагогической деятельности, что, безусловно, отражается на качестве взаимодействия с учениками, результативности его функционирования в обществе.

Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк выделяют следующие деформации педагогов: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер.

Профессиональная деформация

Проявление деформации в профессиональной деятельности

Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.

Демонстративность

Чрезмерная эмоциональность, самопрезентация. Управленческая деятельность - средство самоутверждения на фоне профессионального коллектива. Демонстрация своего превосходства.

Педагогический догматизм

Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.

Доминантность

Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.

Педагогическая индифферентность

Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения

Педагогический консерватизм

Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям.

Профессиональная агрессия

Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.

Ролевой экспансионизм

Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения.

Социальное лицемерие

Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.

Поведенческий трансфер

Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения.

[Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профориентология личности: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2005.]

Проблема школьной неуспеваемости

История возникновения неуспеваемости у каждого отдельного школьника глубоко своеобразна, она связана с индивидуальными чертами его личности и особенностями ее взаимодействия с окружающей средой. Но в тоже время можно выделить определенные типы неуспе­вающих учащихся. Выявление типов неуспевающих школьников является очень важной задачей не только в теоретическом, но и в практическом отношении, по­скольку только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости.

П.П. Блонский в своей работе «Трудные школьники» (1927) разделял неуспевающих школьников на типы в зависимости от характера сочетания различных особен­ностей психического и физического развития. Это была тенденция к целостному рассмотрению вопроса. Однако при характеристике неуспевающих школьников Блонский на первый план выдвигает такое качество, как физиче­ская слабость. Что касается психологических особенностей, то в работе П.П. Блонского они не получили доста­точно полного освещения.

Ценный материал по типологии неуспевающих школь­ников содержится в книге Л. С. Славиной «Индивидуаль­ный подход к неуспевающим" и недисциплинированным школьникам» (1958), в которой выделены группы неуспе­вающих учащихся в зависимости от того, какая основная причина вызвала неуспеваемость. При разработке ука­занной типологии автор принимает во внимание сущест­венные стороны личности ученика.

Л. С. Славина выделяет пять групп неуспевающих школьников :

1) школьники, у которых неправильное отношение к учению;

2) усваивающие материал с трудом;

3) школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;

4) учащиеся, не умеющие трудиться;

5) школьники, у которых отсутствуют познаватель­ные и учебные интересы.

Однако при этом остается открытым вопрос о соотно­шении различных сторон личности у школьников различ­ных групп, учет которого необходим при разработке ти­пологии.

Изучение истории и условий возникновения неуспе­ваемости у отдельных учащихся дало возможность уста­новить сходство между изученными неуспевающи­ми школьниками.

Для неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация: неумение управлять собственными психическими процессами (вниманием, па­мятью), отсутствие сформированных рациональных способов учебной работы, нежелание думать при решении учебных задач, формальное усвоение знаний. Эти уча­щиеся, стремясь избежать умственной работы, ищут различные обходные пути, освобождающие их от необхо­димости активно мыслить. Следствием такой низкой самоорганизации является то, что можно назвать систе­матической интеллектуальной недогрузкой, которая неиз­бежно приводит к значительному снижению уровня умственного развития неуспевающих учащихся.

В другой классификации в основу деления неуспевающих школьников на типы было положено различное сочетание двух основных комплексов свойств личности: первый характеризуется особенностями мыслительной деятельности (связанными с обучаемостью), второй – направленностью личности, включающей отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника (Л.С. Славина, 1958; Л.И. Божович, 1968). Возможны соотношения между названными комплексами.

Таких соотношений три:

1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиции» школьника.

2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиции» школьника.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиции» школьника. Своеобразие сочетания (и соотношения) выделенных свойств и определяет тип неуспевающего школьника, а также пути преодоления неуспеваемости школьника.

[Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –

СПб, 2005 – 200с.]

Рассматривая профессиональные деструкции в общем плане , Э.Ф. Зеер отмечает: "…многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности… вторичная стадия профессионализации по многим видам профессий типа "человек - техника", "человек - природа", сменяется депрофессионализацией… на стадии профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций. Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности" (Зеер, 1997, С. 149).



Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Основные концептуальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций (Зеер, 1997. С. 152-153 ):

1. Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).

2. Профессиональные деструкции в самом общем виде - это: нарушение уже усвоенных способов деятельности; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.

3. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).

4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деятельности, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение человека - это и есть "профессиональные деформации": это - как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам человек незаметно смиряется с этой деструкцией.

5. Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность… многие качества человека остаются невостребованными… По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста.

6. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием… Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных специалистов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.

7. Сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.




  • auto;line-height:120%;mso-list:l0 level1 lfo2;tab-stops:list 36.0pt">
    Психологические детерминанты профессиональных деструкций (Зеер, 1997. С. 153-157 ):

    1. auto;line-height:120%;mso-list:l0 level2 lfo2;tab-stops:list 72.0pt">
      Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

    2. auto;line-height:120%;mso-list:l0 level2 lfo2;tab-stops:list 72.0pt">
      Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:



Уровни профессиональных деструкций (см. Зеер, 1997. С. 158-159 ):

1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например: для врачей - синдром "сострадательной усталости" (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром "вседозволенности" (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность. В медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить "угрожающие диагнозы; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм…); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность…). Все это может проявляться в самых разных профессиях.

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. "Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом", - пишет Э.Ф. Зеер (Там же. С. 159 ).



Примеры профессиональных деструкций педагога (Зеер, 1997. С. 159-169). Заметим, что в психологической литературе почти не встречаются примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики:

1. Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.

3. Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка "образа-я", эгоцентризм.

4. Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.

5. Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.

6. Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т.е неадекватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

7. Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.

8. Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.

9. Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, тотальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный труд, ригидность.

10. Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими "модами". Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что "больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса "История России", т.е. "адаптировали" курс к идеалам "демократии"…

11. Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

Профессиональные деструкции психолога

контрольная работа

Виды профессиональных деструкций и причины их возникновения

Существуют различные подходы к систематизации разных видов профессиональной деструкции. Например, Э.Ф. Зеер предлагает следующую классификацию.

1. Общие профессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии. Например, для врачей - синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных); для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель); для руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать подчиненными).

2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя -правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность. В 3 медицинских профессиях: у терапевтов - стремление ставить «угрожающие диагнозы»; у хирургов - цинизм; у медсестер - черствость и равнодушие.

3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате складываются профессионально и личностно - обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм);

Деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность).

Все это может проявляться в самых разных профессиях.

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др. «Данные деформации можно было бы назвать профессиональным кретинизмом», - пишет Э.Ф. Зеер .

Одни из самых частых причин профессиональных деструкций, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден общаться специалист-профессионал, и специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов, которая способствует формированию профессиональных привычек, стереотипов, определяет стиль мышления и общения . В связи с этим выделяют основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

1) объективные, связанные с социально-профессиональной средой (социально-экономическая ситуация, имидж и характер профессии, профессионально-пространственная среда);

2) субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

3) объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Вторая группа причин относится к психологическим. Нельзя забывать, что какими бы ни были сложными профессиональные или семейные ситуации, как бы ни «давили» на человека внешние факторы, тем не менее он всегда сам принимает решения и сам несет за них ответственность. Поэтому, не подвергая сомнению влияние указанных факторов, в то же время следует обратить особое внимание на личностные качества сотрудника и на его возможную определенную предрасположенность к возникновению и проявлениям профессиональных деструкций.

Таким образом, проведенный теоретический анализ подтверждает взаимозависимость между психологическим феноменом - профессиональной деструкцией - и особенностями характера личности. Действительно, с одной стороны, углубление различных профессиональных деструкций вносит существенные, зачастую негативные, изменения в характер индивида, а с другой - определенные акцентуации характера создают предрасположенность к формированию этих деструкций.

Конфликтность молодой семьи в период первичной адаптации

Анализ научной литературы свидетельствует, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой...

Конфликты в процессе делового общения

Более 80% конфликтов возникает помимо желания участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знают о них, либо не придает им значение...

Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования

конфликт педагогический ученик учитель Одной из причин является неблагоприятная экономическая и социально - политическая обстановка в стране и регионе...

Особенности профилактики школьной дезадаптации младших школьников

При делении дезадаптации на виды С.А. Беличева учитывает внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением и собой: а) патогенная: определяется как следствие нарушений нервной системы...

Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР

Задержка психического и речевого развития - это психическое расстройство, связанное с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Это расстройство является более легким, чем, например, олигофрения, и поддается лечению...

Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом

Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы...

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности...

Понятие профессиональной деформации личности

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией...

Причины возникновения и функции конфликтов

Конфликт - это "важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия", это форма отношения между потенциальными или актуальными субъектами социального действия...

Профессиональные деструкции психолога

Психологическая профилактика - содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных кризисов, личностных и межличностных конфликтов...

Психологические основы манипуляции личностью

К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее. Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям»...

Психология труда

Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий...

Формы и причины возникновения тревоги

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение ее уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины...

Характеристика конфликтов в воинских коллективах и пути их урегулирования

Конфликт, как считают психологи, - это столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в межличностных или межгрупповых отношениях. Конфликты в воинских коллективах, как правило...

Эгоцентризм и преодоление обиды

Эгоцентризм является одним из основных понятий в психологической характеристике личности человека и грамматически включает в себя два слова, обозначающие «Я» - от латинского ego и «центр, сосредоточение» - от centrum...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: