Налогообложение в экономике природопользования. Налоги в сфере природопользования. Налог на добычу полезных ископаемых: налоговая база

В природе ничто не пропадает, кроме самой природы.

Андрей Крыжановский

Ключевые проблемы налогообложения природных ресурсов

На всякую ключевую проблему найдется своя отмычка. _Лешек Кумор

В условиях реформируемой российской экономики проблема сочетания фискальных аспектов с регулирующими в налогообложении природопользования уже почти как два десятилетия сохраняет статус чрезвычайной актуальности. К тому же она является одной из наиболее дискуссионных проблем в нашей стране, чрезвычайно богатой всеми видами природных ресурсов, а потому зачастую используемыми нерационально. В современных условиях резко возросла необходимость бережного потребления природных ресурсов, сложилась тенденция сокращения минерально-сырьевой базы и ухудшения экологической обстановки в стране, но вместе с тем сохранился неэффективный механизм изъятия, использования и распределения природной ренты.

Налоговые и обязательные платежи за пользование природными ресурсами играют немаловажную роль в экономической, финансовой и налоговой системе нашей страны. Россия - одна из самых богатых стран мира по запасам полезных ископаемых и наличию других природных ресурсов. Эффективное использование природно-ресурсного потенциала дает реальную возможность обеспечения высоких темпов роста ВВП и восстановления необходимого для развития страны индустриального и технологического уровня. Важнейшим фактором экономического роста может стать использование благоприятной конъюнктуры мирового рынка природного сырья, реализация на практике эффективных финансовых механизмов изъятия в бюджетную систему рентных доходов и их использования для ускоренного развития перерабатывающих отраслей экономики и социальной сферы.

Вместе с тем, несмотря на значительную стабилизацию экономики, природный фактор используется пока недостаточно эффективно для целей реализации политики устойчивого экономического роста. Природоэксплуатирующий сектор занимает одно из центральных мест в экономике России (25-30% ВВП). В то же время его доля в доходах консолидированного бюджета страны составляет лишь 15% (без экспортных таможенных пошлин).

Задание научного руководителя

Используя данные Росстата, ФНС России и материалы § 2.5, обоснуйте вывод о динамике фискальной значимости природоэксплуатирующего сектора российской экономики

Учитывая колоссальнейшие природные богатства России, ее природноресурсный потенциал, этот показатель чрезвычайно мал. Значительная часть природной ренты остается в руках природопользователей для удовлетворения их личных нужд, а изымаемая государством часть рентных доходов направляется в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд и не работает на российскую экономику, оседая за рубежом в виде вкладов на счетах иностранных банков и в облигациях государственных займов других стран.

Оценивая структуру действующей структуры налоговых платежей за природные ресурсы, приходится констатировать, что уровень поступлений доходов от эксплуатации природных ресурсов, обеспечиваемый налоговой системой в целом и равный приблизительно 34%, в действительности более чем на 1/2 состоит из поступлений экспортных (вывозных) пошлин на нефть. Без учета экспортных пошлин удельный вес налогов и платежей за природные ресурсы в налоговых доходах составит всего лишь около 17%. Очевидно, что доля доходов от эксплуатации минерально-сырьевого сектора в доходной части бюджета должна быть увеличена, но для этого необходимо реформировать природно-ресурсные налоги.

Приходится констатировать, что современная российская налоговая система не настроена на изъятие природной ренты с природопользователей. Это стержневая проблема. Из чего следует, что приоритетным направлением повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала являются разработка и внедрение эффективного налогового механизма изъятия в бюджетную систему природной ренты.

Природная рента должна изыматься только через налоговую систему. Сторонники изъятия природной ренты в России считают, что рентные платежи - это налоги и поэтому их надо рассматривать в качестве основания для увеличения налоговой нагрузки на природоэксплуатирующий сектор .

Споры между сторонниками и противниками изъятия природной ренты через налоговую систему касаются лишь количественных оценок: сколько дополнительных денежных средств можно изъять в бюджет государства через налоговую систему.

Национальное богатство России оценивается специалистами на сегодняшний день следующим образом (минимально) :

  • основной капитал (фонды, средства) - 4 трлн долл.;
  • материальные активы - 0,6-0,7 трлн долл.;
  • домашнее имущество - около 2 трлн долл.;
  • лес - 63 трлн долл.;
  • минерально-сырьевая и топливно-энергетическая база - 270 трлн долл.;
  • интеллектуальный потенциал - 10 трлн долл.;

Присутствуют и иные оценки. Может быть, все они и недостаточно точны, но важно другое. В любом случае получается, что минерально-сырьевая и топливно- энергетическая базы по стоимости превосходят остальные компоненты национального богатства не в разы, а на порядки.

Сейчас рентная оценка государством природного фактора, на который приходится основная масса общего рентного дохода в экономике, чрезвычайно занижена. Между тем газовая, нефтяная, лесная промышленность, черная и цветная металлургия получают на сегодняшний день большую часть сверхприбыли от использования природной ренты.

Сложившееся положение должно быть изменено. Этого требуют жизненно важные интересы страны, подавляющего большинства ее граждан. Без справедливого распределения сверхдоходов от использования природных ресурсов, принадлежащих всему обществу, и направления их на цели развития, преодоления бедности и роста благосостояния Россия обречена на зависимость от мировых финансово-промышленных и политических центров, на деградацию населения, природы и экономики. Возможности перемен связаны с принятием соответствующих поправок в природно-ресурсное, налоговое и бюджетное законодательство. Необходимо сместить акцент в действующей налоговой системе на налогообложение рентных доходов. Налоги за природные ресурсы должны играть гораздо большую роль в экономике, составлять более значимую долю в общей структуре налогов.

Ренту обязан платить тот, у кого она возникает, а не граждане России, оплачивающие в конечном счете товары и услуги, в цену которых включены налоги за природопользование. Например, недропользователи включают их в цену добытой нефти, перекладывают на производителей бензина и других нефтепродуктов, а они, в свою очередь, перекладывают налоги через цены на потребителей нефтепродуктов.

Рента же должна взиматься с прибыли производителей первых товарных продуктов, полученных из природного сырья, не удорожая стоимости товаров на последующих стадиях его переработки, или следует создать условия, ограничивающие возможности переложения рентных налогов (платежей) природопользователем на потребителей его продукции через цены.

При переходе на данную модель налогообложения природных ресурсов необходимо придерживаться следующих принципов:

  • более высокий платеж (налог) за лучший ресурс (по качеству, местоположению, потребительским свойствам);
  • достаточная весомость размера платежей за природные ресурсы с позиций возможности реального стимулирования снижения ресурсоемкости производства;
  • установление прямой зависимости между налогами рентного характера и прибылью природопользователей;
  • потенциальная оценка неиспользуемых природных ресурсов.

Реализация этих принципов позволит создать условия, стимулирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования природных ресурсов. Государству же предстоит выстроить механизм налогообложения природопользования таким образом, чтобы предприятия могли работать достаточно эффективно, обеспечивая в то же время поступление средств в бюджет на цели социально-экономического развития территорий. Участие территорий в системе рентных отношений в недропользовании дает возможность реализовать цепочку «природный ресурс - налоги - бюджет - социально-экономическое развитие территорий - стабильная экономика».

Внедрение эффективных механизмов изъятия ренты от использования природных ресурсов может обеспечить ежегодные дополнительные поступления в бюджет. Это позволит направить дополнительные доходы на стимулирование инвестиционной деятельности, выполнить социальные обязательства государства перед гражданами, профинансировать многие социальные программы, повысить пенсии, зарплату работникам бюджетных отраслей и пособия незащищенным слоям населения страны.

  • Оценки природной ренты и ее роль в экономике России / Рук. автор, кол. член-кор. РАНС.Ю. Глазьев. М., 2003. С. 9.
  • По материалам сайтов: http://www.politrussia.ru/life/50705.html; http://www.kprf.ru

К налогам в системе природопользования относятся: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, сборы за пользованием объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, земельный налог.

НДПИ. Налогоплательщики – организации и ИП, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налогообложенияпризнаются 3 вида добытых полезных ископаемых:

1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование;

2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Добытое полезное ископаемое- это продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному, региональному или международному стандарту, а в случае их отсутствия - стандарту организации.

Видами добытого полезного ископаемого являются: горючие сланцы (уголь, антрацит и др.); торф; углеводородное сырье (нефть, газовый конденсат и др.), товарные руды, и т.п.

Налоговая база определяется в зависимости от вида полезного ископаемого:

1) как стоимость добытых полезных ископаемых (за исключением угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья).

2) как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении при добыче угля, нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа, газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья и газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговый период – календарный месяц. Ставки НДПИ – установлены в зависимости от вида полезного ископаемого. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

Водный налог. Налогоплательщики – организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Объекты налогообложения – следующие виды водопользования: 1) забор воды из водных объектов; 2) использование акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях); 3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; 4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база определяется в зависимости от вида водопользования.

Налоговый период – квартал. Налоговые ставки установлены в зависимости от видов водопользования по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Исчисление сумм налога производится налогоплательщиком самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Налог уплачивается в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В эти же сроки представляется налоговая декларация

20. Налог на имущество организаций: характеристика элементов налога.

Налог на имущество организаций является региональным налогом.

Налогоплательщиками признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (за исключением имущества, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость – это административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; и др..

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектами налогообложения признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Отчетный период – квартал, полугодие, 9 месяцев. Налоговый период – год.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода рассчитывается с учетом ранее уплаченных авансов.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

21. Транспортный налог: характеристика элементов налога.

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы.

Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения : весельные лодки; промысловые морские и речные суда; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; и др.

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

4) в отношении остальных водных и воздушных транспортных средств - как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

Базовые налоговые ставки установлены НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Организации исчисляют сумму налога и аванса самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Сумма налога , подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет организациями определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей уплаченных в течение налогового периода.

Организации исчисляют авансовый платеж по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Уплата налогаи авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

22. Налог на игорный бизнес: налогоплательщики и элементы налогообложения.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объектами налогообложения признаются: 1) игровой стол; 2) игровой автомат; 3) процессинговый центр тотализатора; 4) процессинговый центр букмекерской конторы; 5) пункт приема ставок тотализатора; 6) пункт приема ставок букмекерской конторы.

По каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

1) за один игровой стол - от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой автомат - от 1500 до 7500 рублей;

3) за один процессинговый центр тотализатора - от 25000 до 125000 рублей; и т.д.

В Краснодарском крае установлены максимальные ставки.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

При установке (открытии) нового объекта налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный (открытый) новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При установке (открытии) нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

23. Земельный налог: налогоплательщики и элементы налогообложения.

Налогоплательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ; земельные участки из состава земель лесного фонда; земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, и др.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет.

Налоговая база для физ.лиц уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов I и II групп инвалидности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; и др.

Налоговый период – календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. местные органы власти вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных НК РФ.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. По результатам года налог рассчитывается с учетом уплаченных авансовых платежей.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода уплачивают налог и представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу до 1 февраля года, следующего за истекшим.

25, 26 Специальные налоговые режимы: виды, характеристика.

Специальные режимы налогообложения введены в РФ с целью стимулирования развития малого бизнеса и сельского хозяйства. К специальным режимам налогообложения относятся: 1) единый сельскохозяйственный налог; 2) упрощенная система налогообложения; 3) система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности; 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; 5) патентная система налогообложения.

ЕСХН. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН. Переход на уплату ЕСХН осуществляется в добровольном порядке.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и ИП, производящие с/х - продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации произведенной с/х - продукции составляет не менее 70 %.

К с/х - продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов).

Не вправе переходить на уплату ЕСХН: 1) организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров; 2) организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Организации , перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого по иным ставкам, чем 20%), налога на имущество организаций.

ИП , перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от уплаты НДФЛ (за исключением налога, уплачиваемого по ставкам, отличным от 13%), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Помимо этого, организации и ИП не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением ввоза товаров на территорию РФ). Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

При этом учитываются следующие доходы : доходы от реализации и внереализационные доходы. Налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы :

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средстви нематериальных активов;

3) материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений;

6) расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности; и др.

Признание доходов и расходов налогоплательщика осуществляется по кассовому методу:

1) датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также погашения задолженности иным способом;

2) расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом - полугодие.

Налоговая ставка – 6%.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного периода рассчитывается сумма авансового платежа , исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Авансовый платеж подлежит уплате не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.

ЕСХН по итогам года уплачивается не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. В эти же сроки представляется налоговая декларация.

Упрощенная система налогообложения применяется организациями и ИП наряду с иными режимами налогообложения. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется в добровольном порядке.

Организация имеет право перейти на УСН , если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, доходы не превысили 45 млн. рублей . Данная сумма подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год. На 2015 год предельная сумма составляет 48,015 млн.руб.

Не вправе применять УСН: организации, имеющие филиалы или представительства; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых; организации и ИП, перешедшие на уплату ЕСХН; организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 %; организации и ИП, средняя численность работников которых превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств, превышает 100 млн. рублей ; и др.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 60 млн. рублей или допущено иное несоответствие требованиям, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено несоответствие. Установленный предельный размер годового дохода 60 млн. руб. подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор. На 2015 год предельная сумма составляет 64,020 млн.руб.

Применение УСН организациями предусматривает освобождение их от уплаты налога на прибыль организаций (за исключением налога на прибыль, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств) и, налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого от кадастровой стоимости) .

Применение УСН индивидуальными предпринимателями освобождает их от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности) и налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

Эти организации и ИП не признаются плательщиками НДС , за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Иные налоги организациями и ИП, применяющими УСН, уплачиваются в соответствии с действующим законодательством.

бъектом налогообложения признаются: 1) доходы; 2) доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта осуществляется самим налогоплательщиком и может изменяться ежегодно, за исключением участников договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (они применяют в качестве объекта доходы, уменьшенные на расходы). В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

При определении объекта налогообложения учитываются : доходы от реализации и внереализационные доходы.

Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы :

1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств и нематериальных активов;

2) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);

3) арендные (в том числе лизинговые) платежи;

4) материальные расходы;

5) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ; и др.

При УСН доходы и расходы признаются по кассовому методу :

Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также погашения задолженности иным способом;

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

1) если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя;

2) если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 % налоговой базы, которой являются доходы.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного за прошлые периоды, в которых применялась УСН и в качестве объекта налогообложения использовались доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки:

1) если объектом налогообложения являются доходы - 6 %;

2) если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов - 15 %. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками:

1) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ;

2) на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности;

3) на сумму платежей по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности

При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50 %.

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов , по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.

Уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта

Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Тема 1. Экономические и правовые основы платного природопользования.

Экономическая природа и роль природоресурсных платежей для экономики и геополитики государства. Законодательное регулирование сферы природопользования и платной основы пользования природными ресурсами.

Специфика, порядок и особенности лицензирования деятельности природопользования.

Виды и факторы воздействия на природную среду в процессе хозяйственной и иной деятельности.

1. Конституция РФ ;

7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.г. с изменениями и дополнениями;

9. Закон РФ «О плате за землю» от 01.01.2001 г. № 000-1 (в ред. ФЗ от 01.01.2001 г.);

11. Федеральный закон «Об охране окружающей среды » от 10 января 2002 года (в ред. от 01.01.2001 г.);

13. Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления» -ФЗ (в ред. отг.);

16. Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"

18. Письмо Минфина РФ от 17 декабря 2004 г. № /18 "О сборе за пользование объектами животного мира";

19. Методические указания по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых, направленные письмом МНС РФ от 22 марта 2002 г. № АС-6-21/337.

1. Эксмо , 2008

3. , 2007

4. Книжный мир , 2009

5. Гирусов и экономика природопользования. Учебник для вузов. – М: Юнити-Дана , 2007

6.

9. ,

Тема 2. Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду

Общая характеристика принципа платности сферы негативного воздействия на окружающую среду.

Нормативно-правовая база по взиманию экологических платежей. Виды негативного воздействия на окружающую среду. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Виды платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Налоговое регулирование, возможности и перспективы экологической безопасности в Российской Федерации.

Перспективы развития и совершенствования сферы взимания экологических платежей.

Нормативно-законодательная база

1. Конституция РФ;

2. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая ) с изменениями и дополнениями;

3. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями;

4. Земельный кодекс РФ от 01.01.2001 г. с изменениями и дополнениями;

5. Водный кодекс РФ от 01.01.2001 г. №74-ФЗ с изменениями и дополнениями;

6. Лесной кодекс РФ от 01.01.2001 г. с изменениями и дополнениями;

8. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 01.01.2001 г. (в ред. от 01.01.2001 г.);

9. Закон РФ «О плате за землю» от 01.01.2001 г. № 000-1 (в ред. от 01.01.2001г.);

10. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 01.01.2001 г. (в ред. от 01.01.2001 г.);

12. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 01.01.2001 г. (в ред. от 01.01.2001 г.);

13. Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления» -ФЗ (в ред. отг.);

14. Закон РФ «О недрах» от 01.01.2001 г. № 000-1 (в ред. от 01.01.2001 г.);

15. Федеральный закон «О животном мире» -ФЗ (в ред. от 01.01.2001 г.);

17. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира»;

18. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000)

19. Письмо Минфина РФ от 01.01.01 г. № /18 "О сборе за пользование объектами животного мира";

20. Методические указания по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых, направленные письмом МНС РФ от 01.01.01 г. № АС-6-21/337.

1. , Жидкова и налогообложение. – М.: Эксмо , 2008

2. , Солнышкова природопользования: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2008

3. , Ходжаев природопользования. Гриф МО РФ. – М.: Инфра-М , 2007

4. Борисов комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации. Части первой. Части второй. - М.: Книжный мир , 2009

5. Плата за землю. Комментарий к положению Земельного и Налогового кодексов Российской Федерации. - М.: Деловой Двор, 2009

6. Гуев комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Раздел VIII: Главы 25-26. - М.: Издательство Экзамен, 2005

7. Крассов к Лесному кодексу Российской Федерации. – М.: Норма, 2007

8. Сладкопевцев и природопользование: Учеб пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005

9. , Комментарий к последним изменениям в Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2008

10. Черник. Учебник, 3-е изд. - М.: ЮнитиДана, 2008

11. Ялбулганов регулирование природоресурсных платежей: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2007

Тема 3. Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Законодательство о платежах за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Лицензирование пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Порядок исчисления и сроки уплаты сборов.

Практическое занятие 1.

Налогообложение пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов: плательщики сборов, объекты обложения, ставки.

Порядок исчисления, сроки уплаты и зачисления сборов.

Нормативно-законодательная база

1. Конституция РФ;

2. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая) с изменениями и дополнениями;

3. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями;

4. Водный кодекс РФ от 01.01.2001 г. №74-ФЗ с изменениями и дополнениями;

5. Лесной кодекс РФ от 01.01.2001 г. с изменениями и дополнениями;

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.г. с изменениями и дополнениями;

7. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 01.01.2001 г. (в ред. от 01.01.2001 г.);

8. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 01.01.01 года (в ред. от 01.01.2001 г.);

9. Федеральный закон «О животном мире» -ФЗ (в ред. от 01.01.2001 г.);

10. Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 01.01.01 г. (в ред. от 01.01.2001 г.);

11. Постановление Правительства РФ от 01.01.2001 г. № 000 «О порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира»;

12. Письмо Минфина РФ от 01.01.01 г. № /18 "О сборе за пользование объектами животного мира".

1. , Жидкова и налогообложение. – М.: Эксмо , 2008

2. , Солнышкова природопользования: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2008

3. , Ходжаев природопользования. Гриф МО РФ. – М.: Инфра-М , 2007

4. Борисов комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации. Части первой. Части второй. - М.: Книжный мир , 2009

5. Гуев комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Раздел VIII: Главы 25-26. - М.: Издательство Экзамен, 2005

6. Сладкопевцев и природопользование: Учеб пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005

7. , Комментарий к последним изменениям в Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2008

8. Черник. Учебник, 3-е изд. - М.: ЮнитиДана, 2008

9. Ялбулганов регулирование природоресурсных платежей: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2007

Тема 4. Платежи за пользование водными объектами

Общая характеристика водного налога. Налогоплательщики водного налога. Объекты налогообложения водным налогом.

Налоговая база по водному налогу. Налоговый период по водному налогу. Порядок исчисления водного налога. Порядок, сроки и место уплаты водного налога.

Налоговая декларация. Особенности декларирования водного налога иностранцами.

Практическое занятие 2.

Налогоплательщики водного налога. Налоговая база по водному налогу.

Порядок исчисления, сроки и место уплаты водного налога.

Нормативно-законодательная база

1. Конституция РФ;

2. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая) с изменениями и дополнениями;

3. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями;

4. Водный кодекс РФ от 01.01.2001 г. №74-ФЗ с изменениями и дополнениями;

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.г. с изменениями и дополнениями;

6. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 01.01.2001 г. (в ред. от 01.01.2001 г.);

7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 01.01.01 года (в ред. от 01.01.2001 г.).

1. , Жидкова и налогообложение. – М.: Эксмо , 2008

2. , Солнышкова природопользования: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2008

3. , Ходжаев природопользования. Гриф МО РФ. – М.: Инфра-М , 2007

4. Борисов комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации. Части первой. Части второй. - М.: Книжный мир , 2009

5. Гуев комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Раздел VIII: Главы 25-26. - М.: Издательство Экзамен, 2005

6. Сладкопевцев и природопользование: Учеб пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005

7. , Комментарий к последним изменениям в Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2008

8. Черник. Учебник, 3-е изд. - М.: ЮнитиДана, 2008

9. Черник налог. Правовое регулирование и порядок взимания. - М.: Эксмо , 2006

10. Ялбулганов регулирование природоресурсных платежей: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2007

Тема 5. Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых. Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых: место, сроки, особенности. Объекты налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых.

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых. Стоимостные и количественные показатели в определении налоговой базы при добыче полезных ископаемых.

Налоговый период и налоговые ставки. Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Сроки уплаты налога на добычу полезных ископаемых. Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых: порядок и сроки представления.

Практическое занятие 3.

Налогоплательщики налога на добычу полезных ископаемых.

Налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых. Порядок определения количества и оценки стоимости добытого полезного ископаемого для целей налогообложения.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Нормативно-законодательная база

1. Конституция РФ

2. Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая) с изменениями и дополнениями;

3. Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями;

4. Земельный кодекс РФ от 01.01.2001 г. с изменениями и дополнениями;

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.г. с изменениями и дополнениями;

6. Федеральный закон РФ «Об экологической экспертизе» от 01.01.2001 г. (в ред. от 01.01.2001 г.);

7. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 01.01.01 года (в ред. от 01.01.2001 г.)

8. Закон РФ «О недрах» от 01.01.2001 г. № 000-1 (в ред. от 01.01.2001 г.)

9. Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 01.01.01 г. (в ред. от 01.01.2001 г.)

10. Методические указания по осуществлению налогового контроля за налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых, направленные письмом МНС РФ от 01.01.01 г. № АС-6-21/337

1. , Жидкова и налогообложение. – М.: Эксмо , 2008

2. , Солнышкова природопользования: Учебник для вузов. – М.: Экономистъ, 2008

3. , Ходжаев природопользования. Гриф МО РФ. – М.: Инфра-М , 2007

4. Борисов комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации. Части первой. Части второй. - М.: Книжный мир , 2009

5. Гуев комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Раздел VIII: Главы 25-26. - М.: Издательство Экзамен, 2005

6. Сладкопевцев и природопользование: Учеб пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005

Соломатина И.Е., эксперт в области экономики природопользования Министерства экологии и природопользования Московской области

Налоги и платежи за пользование природными ресурсами осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Законом РФ "О федеральном бюджете на 2003 год" и ряде законодательных и нормативных актов РФ. В настоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование природными ресурсами:

  • платежи за пользование лесным фондом;
  • платежи за пользование водными объектами;
  • платежи за право пользования объектами животного мира;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • земельный налог;
  • плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов.

Все вышеперечисленные виды налогов и платежей относятся к федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог.

Платежи за пользование лесным фондом

Платежи за пользование лесным фондом осуществляются на основании :

  • Лесного кодекса РФ от 29.01.97 №22-ФЗ;
  • Постановления Правительства РФ от 19.02.01 №124 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню";
  • Постановления Правительства от 24.03.98 №345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда";
  • Постановления Правительства РФ от 29.04.02 №278 "О размере, порядке взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда".

Плательщиками за пользование лесным фондом признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие пользование лесным фондом РФ. В соответствии с Лесным кодексом РФ платными являются виды лесопользования, которые требуют оформления соответствующих правоустанавливающих документов. Плата не взимается за общее природопользование в лесах: пребывание с целью отдыха, сбор дикорастущих плодов, ягод, передача участков в безвозмездное пользование и др., не требующих специального разрешения.

Виды платежей за пользование лесным фондом определены Лесным кодексом РФ - это лесные подати и арендная плата. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда на более длительные сроки.

Лесные подати и арендная плата взимаются за:

  • заготовку древесины, отпускаемой на корню;
  • заготовку живицы;
  • заготовку второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и других видов побочного лесного пользования по перечню, утверждаемому федеральным органом управления лесным хозяйством;
  • нужды охотничьего хозяйства;
  • культурно-оздоровительные, туристические или спортивные цели.

Не признается объектом платы пользование лесным фондом, проведение государственными органами управления лесным хозяйством лесохозяйственных мероприятий, лесообследования научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также осуществление вырубок под контрольно-следовые полосы, линии связи, иные инженерно-технические сооружения или объекты на приграничной территории.

Освобождаются от платы за пользованием лесным фондом участники ВОВ, инвалиды I и II групп, пенсионеры, лица пострадавшие от стихийных бедствий, переселенцы, фермерские хозяйства и др.

Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, и порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 №127. Эти ставки действуют и в настоящее время с учетом коэффициента 1.12, принятого ФЗ №194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".

По всем остальным видам лесопользования (кроме отпуска древесины на корню) ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Минимальные ставки устанавливаются в рублях за единицу используемого лесного ресурса или за единицу площади (гектар) находящихся в пользовании участков лесного фонда.

Платежи за пользование лесным фондом в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по кодам бюджетной классификации 1050401 - лесные подати и 1050402 - арендная плата.

В соответствии с ФЗ №176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства, поступающие сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, плата за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные зачисляются в размере 50% в доходы бюджетов субъектов РФ и поступают по коду бюджетной классификации 2010616.

В соответствии с Лесным кодексом РФ часть сумм, поступающих за пользование лесным фондом, рекомендуется направлять на финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов. В Московской области часть платежей за пользование лесным фондом, поступающих в бюджет области, используется на реализацию программы "Леса Подмосковья" на 2001-05 гг. для проведения лесовосстановительных работ.

Плата за пользование водными объектами

Плата за пользование водными объектами осуществляется на основании:

  • Водного кодекса РФ от 16.11.95 №167-ФЗ;
  • ФЗ от 06.05.98 №71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".

Плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию в порядке, установленном действующим законодательством.

Объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях: забора воды из водных объектов, удовлетворение потребностей гидроэнергетики в воде, использование акватории водных объектов, осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

В соответствии со ст. 2 п. 2 ФЗ от 06.05.98 №71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами определен перечень организаций, освобождаемых от платы за пользование водными объектами.

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

  • объем воды, забранной из водного объекта;
  • объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
  • площадь акватории используемых водных объектов;
  • объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

ФЗ "О плате за пользование водными объектами" и Постановлением Правительства РФ установлены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами.

Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными органами субъектов РФ.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользователя на основании лицензии.

Плата за пользование водными объектами в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в размере 100% поступает в бюджет субъекта РФ по коду бюджетной классификации 1050600. В соответствии с Водным кодексом РФ часть платы, поступающей в бюджет субъекта РФ, используется на финансирование мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Так, например, в Московской области создан целевой бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов, в который зачисляется 50% платы за пользование водными объектами, поступающей в бюджет Московской области. Эти средства используются на реализацию программы "Экология Подмосковья 2003-2004 годы".

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых осуществляется в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса РФ.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектом налога на добычу полезных ископаемых признаются:

  • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
  • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.

Полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту РФ. Кроме того, к добытому полезному ископаемому относится полезное ископаемое, полученное из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий.

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Налоговая ставка определяется отдельно для каждого вида полезного ископаемого в соответствии со ст. 342 Налогового кодекса РФ. Налог уплачивается раздельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по необщераспространенным добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья), поступает по коду бюджетной классификации 1050303 и распределяется следующим образом: 40% - в доход федерального бюджета, 60% - в доход бюджета субъекта РФ.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, поступает по коду бюджетной классификации 1050301 и распределяется следующим образом: 80% - в доход федерального бюджета, 20% - в доход бюджета субъекта РФ.

Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым общераспространенным полезным ископаемым, поступает по коду бюджетной классификации 1050303 и в размере 100% поступает в бюджет субъекта РФ.

Плата за право пользования объектами животного мира

Плата за право пользования объектами животного мира осуществляется в соответствии с:

  • ФЗ от 24.04.95 №52-ФЗ "О животном мире";
  • Постановлением Правительства РФ от 04.01.00 №1 "О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено".

Плательщиками за право пользования объектами животного мира признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие на территории РФ пользование объектами животного мира на основании разрешений (лицензий) в соответствии с законодательством РФ. Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Объектом платежей является право пользования объектами животного мира. Плата определяется отдельно в отношении каждого вида (группы видов) объектов животного мира.

Конкретный размер платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых осуществляется по именным разовым лицензиям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с указанными предельными размерами и с учетом затрат на мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира.

Именные разовые лицензии гражданам на использование объектов животного мира выдаются соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по их заявке в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных лимитов.

Льготы по платежам для отдельных категорий пользователей устанавливаются органами законодательной власти РФ и органами законодательной власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

От платы освобождаются организации и физические лица, осуществляющие изъятие объектов животного в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов, научные организации, общественные объединения охотников, рыболовов, осуществляющие на закрепленной за ними территориями охрану и воспроизводство объектов животного мира и водных биологических ресурсов за счет собственных средств, и др.

Платежи за право пользования объектами животного мира в размере 100% поступают в бюджет субъекта РФ по коду экономической классификации 1050800.

Средства, поступающие в бюджет, используются на реализацию программ по охране и воспроизводству объектов животного мира, ведение государственного мониторинга объектов животного мира и иные цели, связанные с охраной, воспроизводством объектов животного мира и среды их обитания.

Земельный налог

Взимание земельного налога производится в соответствии с:

  • Земельным кодексом РФ от 25.10.01 №173-ФЗ;
  • ФЗ от 11.10.91 №1738-1 "О плате за землю".

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Установлена плата за земли сельскохозяйственного назначения и за земли несельскохозяйственного назначения.

Плата за земли сельскохозяйственного назначения включает:

  • земельный налог за сельскохозяйственные угодья, который устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средний размер налога с 1 га устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ;
  • земельный налог за учаски в границах сельских населенных пунктов, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и других целей. Органам местного самоуправления предоставляется право повышать ставки земельного налога данной категории землепользователей.

Плата за земли несельскохозяйственного назначения включает:

  • налог за городские (поселковые земли), который устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов;
  • налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения в размере 20% от средних ставок, установленных на земли городов и поселков;
  • налог за земли водного фонда по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения;
  • налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения в размере 5% от платы за древесину, отпускаемую на корню.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О плате за землю" отдельные категории землепользователей полностью освобождены от земельного налога, в том числе на земли, предоставленные Министерству обороны, и военнослужащим.

Органы законодательной власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" земельный налог поступает по коду экономической классификации 1050700 и распределяется следующим образом:

  • за земли сельскохозяйственного назначения: 90% - в бюджеты муниципальных образований, 10% - в территориальный дорожный фонд;
  • за земли городов и поселков: 50% - в бюджеты муниципального образования, 50% - для формирования территориального дорожного фонда;
  • за другие земли несельскохозяйственного назначения: 100% - в бюджет муниципального образования (местный бюджет).

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов

Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов начисляются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 №632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, и предусматривает плату за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются в соответствии с установленными базовыми нормативами. Существуют два базовых норматива: в пределах допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов. Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы, природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, загрязнением окружающей среды.

В соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов поступает по коду бюджетной классификации 1050600 и распределяется следующим образом: 19% - в бюджет РФ и 81% - в бюджет субъекта РФ.

Часть средств, поступающих в бюджеты от платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов, направляется на финансирование целевых программ в области охраны окружающей среды. Так, например, в Московской области 33% средств, поступающих в бюджет Московской области от платы за загрязнение окружающей среды, направляется на формирование Московского областного экологического фонда, средства которого используются на реализацию программы "Экология Подмосковья".

Также необходимо отметить, что 10.01.02 вступил в силу ФЗ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В ст. 16 данного закона отмечено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы определяется федеральными законами. Поэтому в настоящее время в Государственной Думе РФ разрабатывается законопроект о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на . Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях).

Налогообложение природопользования, Барулин С.В., Солнышкова Ю.Н., 2008.

Рассматриваются как общетеоретические вопросы налогообложения природопользования, так и порядок взимания по элементам налогообложения конкретных налоговых платежей за природные ресурсы согласно действующему законодательству.
Анализируются существующие в настоящее время проблемы налогообложения природных ресурсов и основные направления совершенствования системы налоговых платежей за их пользование.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами налогообложения и экономики природопользования.

Основы экономической оценки и платности природных ресурсов.
Пользование природными ресурсами налагает на природопользователей ответственность перед обществом за их рациональное использование в силу ограниченности этих ресурсов, а также обязанность нести бремя расходов по их восстановлению. Государство также должно быть заинтересовано в проведении политики рационального природопользования и охраны окружающей среды. В условиях рынка это можно обеспечить только на основе реализации принципа платности природных ресурсов и прав на негативное воздействие на окружающую среду.

Экономическая оценка природных ресурсов одновременно выступает расчетной базой для определения ресурсных платежей и одним из инструментов обеспечения и стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Иными словами, экономическая оценка природных ресурсов играет двоякую роль в рамках политики управления природными ресурсами. На ее основе, во-первых, создается рынок природных ресурсов и экономический механизм рационального природопользования, имеющий целью сохранение среды обитания на уровне, обеспечивающем баланс интересов нынешнего и будущих поколений; во-вторых, определяется оптимальный уровень налоговых платежей за пользование природными ресурсами. Оцененные в денежном выражении природные ресурсы становятся активом в составе национального богатства страны и потенциалом налогообложения.

Оглавление
Предисловие 8
Глава 1. Теоретические основы и содержание системы налогообложения природопользования 11
1.1. Природные ресурсы и природопользование как объект налогообложения 11
1.2. Основы экономической оценки и платности природных ресурсов 18
1.3. Теория единого налога на землю 21
1.4. Налоги за природные ресурсы в системе налогообложения экономических (хозяйственных) ресурсов 25
1.5. Налоги за природные ресурсы как фискальная рентная оценка природного фактора производства 32
1.6. Состав и структура системы налоговых платежей за природные ресурсы 39
1.7. Штрафные санкции и ответственность природопользователей за нарушение налогового, таможенного и иного законодательства по платежам за природные ресурсы. 42
1.8. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны природы и природопользования 55
Контрольные вопросы 65
Литература 67
Глава 2. Действующий порядок взимания налоговых платежей за природные ресурсы 69
2.1. Налог на добычу полезных ископаемых 69
2.1.1. Исторический аспект развития платности системы налогов и недропользования 69
2.1.2. Налогоплательщики НДПИ 73
2.1.3. Объект налогообложения НДПИ 75
2.1.4. Налоговая база и налоговый период НДПИ 78
2.1.5. Налоговые ставки НДПИ 85
2.1.6. Порядок исчисления и сроки уплаты НДПИ 86
2.1.7. Особенности исчисления налога на добычу природного газа и нефти 88
Контрольные вопросы 91
Литература 91
2.2. Платежи за пользование недрами 92
2.2.1. Система платежей за пользование недрами и их предназначение. 92
2.2.2. Характеристика и порядок взимания платежей за пользование недрами 93
Разовые платежи за пользование недрами 93
Регулярные платежи за пользование недрами 94
Плата за геологическую информацию о недрах 97
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) 98
Сбор за выдачу лицензий 99
Контрольные вопросы 99
Литература 99
2.3. Экспортные таможенные пошлины на нефть и природный газ: порядок применения 100
Контрольные вопросы 104
Литература 104
2.4. Водный налог, его назначение и порядок взимания 105
2.4.1. Исторический аспект платности водных ресурсов в России 105
2.4.2. Механизм исчисления и уплаты водного налога 106
Контрольные вопросы 112
Литература 112
2.5. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов: характеристика и порядок уплаты 114
2.5.1. Сбор за пользование объектами животного мира 114
2.5.2. Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 117
Контрольные вопросы 121
Литература 121
2.6. Плата за лесопользование, порядок взимания и роль в регулировании рационального лесопользования 122
2.6.1. История развития платности лесных ресурсов в России 122
2.6.2. Порядок исчисления и уплаты лесных податей и арендной платы 124
Лесные подати 125
Арендная плата за пользование лесным фондом 135
Контрольные вопросы 138
Литература 138
2.7. Плата за загрязнение окружающей среды 139
Контрольные вопросы 145 Литература 145
2.8. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 146
2.8.1. Основные понятия и положения соглашений о разделе продукции и системы налогообложения при их выполнении 146
2.8.2. Особенности взимания налогов при выполнении соглашений о разделе продукции 158
Контрольные вопросы 169
Литература 169
2.9. Земельный налог и арендные платежи 170
2.9.1. Формы платности земельных ресурсов 170
2.9.2. Порядок исчисления и уплаты в бюджет земельного налога 172
Налогоплательщики и объект налогообложения 172
Налоговые база период и ставки 176 Налоговые льготы, порядок исчисления и сроки уплаты 177
2.9.3. Особенности и порядок взимания земельного налога и арендных платежей в Саратовской области 180
Контрольные вопросы 185
Литература 186
Глава 3. Налоговая политика рационального природопользования в России 188
3.1. Проблемы налогообложения природных ресурсов 188
3.2. Направления развития системы налоговых платежей за пользование природными ресурсами 190
3.3. Совершенствование налогообложения земельных ресурсов 195
3.4. Развитие платности (налогообложения) лесных ресурсов 197
3.5. Рынок прав на загрязнение окружающей среды и экологический налог как цена этого права 201
Контрольные вопросы 204
Литература 204
Глоссарий 206
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Источники и направления использования природных ресурсов 217
Приложение 2. Система налоговых платежей за природные ресурсы (в ред. ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ) по состоянию до 1 января 2004 г 219
Приложение 3. Штрафные санкции, применяемые за лесонарушения 220
Приложение 4. Ставки налога на добычу полезных ископаемых, предусмотренные ст. 342 Налогового кодекса РФ 224
Приложение 5. Минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами 227
Приложение 6. Ставки водного налога 228
Приложение 7. Ставки сбора за каждый объект животного мира 233
Приложение 8. Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов 234
Приложение 9. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню 239
Приложение 10. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ 266
Приложение 11. Размер годовых базовых ставок арендной платы по территориальным оценочным зонам города Саратова на 2006 год 287.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: