Логопедическая работа заикающихся дошкольников. Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, причины, клиническая характеристика и профилактика заикания. Анализ и особенности методик логопедической работы по коррекции симптомов заикания у детей дошкольного возраста. Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2010

    Рассмотрение близнецового и клинико-генеалогического методов исследования генетической обусловленности патологических нарушений речи. Характеристика алалии, ринолалии, заикания, дислалии и тахилалии как специфических проявлений задержки развития речи.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Общая характеристика основных внешних признаков (симптомов) заикания. Анализ статистических данных о количестве заикающихся, добившихся высшего образования и престижной работы. Рекомендации больным логоневрозом, а также людям, кому приходится общаться с н

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Проводящая система сердца. Этиология нарушений ритма и проводимости сердца. Анализ последствий аритмий. Механизмы усиления нормального автоматизма. Особенности диагностического поиска при нарушениях ритма сердца. Классификация антиаритмических препаратов.

    учебное пособие , добавлен 12.06.2016

    Этиология и патогенез нарушений произносительной стороны речи. Рассмотрение причин расстройства речи у взрослых: инсульт, динамические нарушения кровообращения, травма головы, опухоли и нервно-психические заболевания, характеризующиеся слабоумием.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Изменение частоты ритма сердечных сокращений. Появление несинусового ритма. Нарушения проводимости импульса. Клинико-электрокардиографическая классификация аритмий. Этиологические факторы развития аритмий. Механизмы развития нарушений сердечного ритма.

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Детские церебральные параличи – группа заболеваний центральной нервной системы: этиология и патогенез, формы и особенности моторных нарушений у детей с ДЦП. Коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с детьми, страдающими церебральным параличом.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2011

Занятия с заикающимися.

1 этап

Занятие № 1, 2, 3 . Расслабление мышц рук.

Цель: Обучать расслаблению рук, фиксируя внимание на приятном состоянии расслабленности.

  1. Сесть на стул, опереться о спинку. Руки на колени, расслабиться.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье….

И становится понятно:

Расслабление – приятно!

  1. Упражнение «Кулачки»

Сжать пальцы в кулачок покрепче. Чтобы косточки побелели.

Вот как напряглись ручки. Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Распрями ручки. Вот и расслабились ручки. Легко, приятно стало. (упражнение выполнить 3 раза).

Спокойный вдох – выдох, вдох – выдох.

Большой палец с силой прижимаем к остальным:

Пальчики сильней сжимаем- отпускаем, разжимаем.

Приподнять и уронить расслабленную кисть ребёнка.

Отдыхают пальчики.

  1. Упражнение «Олени».

Представим, что мы олени. (поднять скрещенные руки над головой, широко расставив пальцы) Вот такие рога у оленя! Напряги руки! Руки стали твёрдыми как рога у оленя. Трудно держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опусти руки, урони на колени. Расслабились руки. Отдыхают.

Вдох – выдох, вдох – выдох.

Посмотрите: мы олени, рвётся ветер нам на встречу!

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени, А теперь – немного лени…

Руки не напряжены, И расслаблены…

Взрослый лёгким движением пальцев проводит по руке ребёнка от плеча до кончиков пальцев.

Дыхательное упражнение «Задуй свечку»

Спокойно вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть через (через рот) на свечку, произнося шепотом Ф – Ф – Ф.

Упражнение повторять по 3 раза 4 раза в день.

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса

Логопед . Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя .) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий. )

Упражнение «Штанга» (рис. 7, 8). Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища , рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

Рис. 6.

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться .)

Крепко держим...

Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.

– И бросаем! (Упражнение повторяется три раза. )

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление – приятно.

Упражнение «Кораблик» (рис. 10, 11). Логопед . Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола .) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена .) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Дышим попеременно

И.п.: стоя (сидя на стуле). 1 - вдох и выдох через нос; 2 - вдох через нос, выдох через рот; 3 - вдох через рот, выдох через нос; 4 - вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); 5 вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно); 6 - вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце; 7 - вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; 8 - вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Рыбки

Оборудование: 2-3 яркие бумажные рыбки.

* * *

На уровне рта ребенка подвесить на ниточках разноцветные рыбки. Дети стоят напротив рыбок.

Логопед . Давайте сделаем так, чтобы наши рыбки начали весело играть. Смотрите, я дую на них, и они плывут. Попробуйте и вы.

Логопед показывает, как дуть на рыбок, дети повторяют.


Работа с заикающимися детьми на логопедических занятиях в школе

Учитель – логопед МБОУ «Новотаволжанская СОШ» Романенко Н.С.

Заикание и причины его возникновения

Заикание – сложное нарушение речи возникающее чаще всего у легко возбудимых, нервных детей, в результате воздействия на организм ребенка неблагоприятных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Такими обстоятельствами могут быть:

тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка;

психические травмы – испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки, перегрузка впечатлениями и др.;

неряшливая речь окружающих – быстрая, неразборчивая;

отсутствие в речи некоторых звуков – косноязычие;

подражание заикающемуся.

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, чтение книг, излишняя игра на компьютере, телефоне – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате – к дефекту речи.

Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким.

Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у более впечатлительных детей, болезненные переживания: боязнь говорить, чувство острого стыда перед окружающими, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, говорят тихо.

Подобные переживания отрицательно действуют на психику, изменяют характер ребенка. Чувствуя разницу между собой и своими сверстниками, он становится раздражительным, мнительным, нелюдимым. Взрослые должны помнить об этом и относиться к заикающимся детям особенно внимательно.

Типы заикания

Заикание характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений всего тела: дети неуклюжи и неловки, плохо прыгают, бегают.

Различают два типа заикания: клоническое и тоническое.

Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Клонический тип заикания более легкий. Но с течением времени зтот тип может перейти в более сложный – тонический, если ребенку вовремя не оказывать необходимую помощь.

Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и «нажим» на согласные или гласные звуки, например: м - - ама, п - - апа.

Кроме клонического и тонического, мы часто наблюдаем смешанные типы заикания.

При смешанном, клоно – тоническом заикании ребенок то повторяет по нескольку раз один слог, как при клоническом заикании, то вдруг останавливается на каком – либо звуке, «нажиманием» на него и долго не может произнести слово. Например: я-я-я чи-чи-читаю с - - тихи.

При токо - клоническом типе заикания преобладают остановки длительного характера и «нажим» на согласные, например: д - - ай

м - - не ка – ка – картинку.

В практике школьных логопедов приходится работать с обучающимися имеющими заикание. Хочу предложить некоторые упражнения для практической работы с ним.

Практический материал для работы с заикающимися детьми представлен в следующем порядке:

    Упражнения по снятию тонуса.

    Игровые упражнения для развития речевого дыхания.

    Подвижные игры для развития координации слова и движения.

    Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть.

    Упражнения в вопросо – ответной форме речи.

    Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа.

    Материал для игр – инсценировок, развивающих диалогическую речь.

    Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например:

1). Помахать руками, как птица крыльями.

2). Помахать руками, как бабочка крылышками.

3). Помахать руками над головой, как при прощании.

4). Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание

5). Уронить расслабленные руки из положения рук в стороны.

6). Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг

7). Наклонить голову вперед, назад, направо, налево.

8). Медленно вращать руки над головой.

9). Медленно покачивать расслабленными руками по бокам туловища.

10). Медленно, плавно раскачивать руки справа налево, имитируя

кошение травы.

    Дыхательные упражнения необходимы для постановки диафрагмального дыхания, выработки удлиненного выдоха у заикающегося. При этом необходимо учесть, чтобы ребёнок делал вдох мягким и коротким, а выдох длительным и плавным; чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе спускался, опадал; чтобы плечи во время дыхания были неподвижными, а грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе; чтобы после выдоха перед новым вдохом ребёнок обязательно сделал паузу на 2-3 секунды; чтобы во время дыхания не было никакого напряжения.

Игровые упражнения для развития речевого дыхания состоят из следующих игровых приемов: «потушить свечу», «подуть на одуванчик», «погрей ручки», и т. д.

1). «Задуть свечу» (вдох через нос, выдох через рот).

На выдохе произносим шепотом ф-ф-ф-ф…

2). Сдуть с руки вату или мелко нарезанную бумагу (кладем на ладонь кусочек ваты). Сдуваем на выдохе.

3). Понюхать ветку. Поднимаем ветку в руке и предлагаем ребенку её понюхать. Ребенок поднимается на носочки,

делает вдох, опускается, - выдох.

4). На выдохе подуть на пригоршни рук, имитируя дутье на

горячий чай, на озябшие руки, произнося при этом шепотом ф-

5). Подуть на «ушибленное место» руки. Вдохнув через нос, на

выдох дуть на «ушибленное» место руки – на палец, ладонь...

6). «Понюхать надушенный платочек». На вдох понюхать

надушенный платочек, на выдох произнести одно слово

Паровозный гудок -у-у-у-у;

Вой волка -у-у-у-у;

Ауканье в лесу -ау-ау-ау-ау;

Плач ребенка уа-уа-уа-уа;

Шипение гуся ш-ш-ш-ш;

Жужжание пчелы ж-ж-ж-ж;

Жужжание комара -з-з-з-з;

Лопающиеся пузыри с-с-с-с;

Вой ветра в-в-в-в;

Крик гуся га-га-га;

Крик кукушки ку-ку-ку-ку;

Крик вороны кар-кар-кар-кар;

Мычание коровы му-му-му-му.

4. Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что произношение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасыванием мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. Сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

Перед началом некоторых игр, обучающимся требуются считалки, для этого мы разучиваем понравившиеся после их чтения:

У Литейного моста

Я поймал в Неве кита,

Спрятал за окошко,

Съела его кошка.

Помогали два кота –

Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?

Выходи из круга.

На горе растут дубы,

Под горой растут грибы:

Белый стар – брать не стал,

Моховик и вял и мал…

Груздь на солнце греет бок.

В кузовок иди, грибок!

Игра «На лошадке ехали…»

Дети (или один обучающийся) садятся на стул и проговаривают текст:

На лошадке ехали,

До угла доехали…

Затем пересаживаются на другие стульчики, которые стоят рядом, и продолжают:

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке пароход.

Дети вновь пересаживаются и читают текст дальше:

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Дети встают, разводят руки в стороны:

Самолет летит,

В нем мотор гудит:

У – у – у!

Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

5. Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть помогают ребенку изжить торопливость, аритмичность речи. На первых порах нужно давать короткие стихи. Если ребенок произносит стихи с затруднением, помимо отраженного чтения, можно предложить ему читать стихи, сопровождая каждое слово хлопками или ударами руки по столу, бросая мяч.

При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок

мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

Падают листья

Падают, падают листья-

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают-

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Помогите!

Муравьишко в чаще

Дуб тяжелый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья!

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги.

Пер. с чешск. С. Маршак

6. Упражнения в вопросно – ответной форме речи проводятся в виде игры «лото» по темам: «Домашние животные», «Цветы», «Деревья» и т. д. (большая карта и маленькие картинки для накрывания).

Вопросы и задания для развития плавной речи

Дикие животные

    Каких диких животных ты знаешь?

    Каких из них ты видел в зоопарке?

3. Кто, по-твоему, из них самый сильный?

4. Какие дикие животные живут в жарких странах?

5. Какие дикие животные живут у нас в стране?

7. При сопряженном чтении логопед предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала он один четко, медленно произносит фразу, затем повторяет её вместе с ребенком. Сначала даются короткие фразы, на один выдох.

Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок повторяет её самостоятельно.

Что видно из окошка

Глядел Гагарин в окошко на Землю – красота необыкновенная. Теперь корабль летел вокруг Земли, и с высоты в триста километров были видны моря, острова на них, горы, поля и леса – и всё разных цветов и оттенков.

Глянул в другое окошко – чёрное небо и звёзды, яркие – яркие.

Много разных чудес увидел Гагарин. Обо всём он передавал по радио, записывал в бортовой журнал. Ведь учёным так много надо знать!

В. Борозлин

Что видел Гагарин из окошка?

    Для игр – инсценировок, развивающих диалогическую речь можно использовать кукольные персонажи, которые надеваются на пальчики, на руку, различные игрушки, что позволяет ребенку войти в образ играемого героя, поддерживает эмоциональное настроение.

Лис и мышонок

Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?

Землю копал.

А для чего землю копал?

Норку делал.

А для чего норку делал?

А чтобы от тебя, лис, прятаться.

В. Бианки

Лиса и ёж

Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!школа и т. п.) к заикающемуся ... . Особенности занятий с маленькими детьми Логопедическую работу с заикающимися детьми следует на ­чинать с...

  • Документ

    ... занятиям , что сближало их с детьми более младшего возраста. В школе ... характеристика особенностей заикающихся детей В процессе работы с заикающимися школьниками мы... заданий на логопедических занятиях и всплеск интереса к творческим письменным работам , ...

  • Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для д етей

    Документ

    Детей к обучению в школе . В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с... коррекционной программой. Часть 2. Логопедическая работа с заикающимися детьми в старшей группе Период Содержание работы Занятия по развитию речи...

  • Документ

    Е. С. Опыт логопедической работы с детьми , страдающими нарушениями голоса... работа с ним. Логопед в процессе первичного обследования, а также на логопедических занятиях ... школы ”. М, “Просвещение”, 1965 Ш о с т а к Б. И. Особенности моторики заикающихся ...

  • Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида №12 «Колокольчик»

    Сообщение

    « Методы и приемы логопедической работы с заи кающимися детьми в детском саду»

    Педсовет

    «Современные образовательные технологии в ДОУ как средство реализации ФГТ»

    Учитель – логопед РаткинаС.Г.

    Заикание – это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью, патологическими родами и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-логопедического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит. Поэтому в работе с заикающимися детьми необходим комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода: лечебно-оздоровительный и коррекционно-воспитательный.

    Я использую систему занятий, которая имеет многофункциональный характер:

    Обеспечивает коррекцию речи и личности;

    Развивает чувство темпа и ритма;

    Активизирует память и внимание;

    Растормаживает мышечный тонус;

    – развивает речедвигательную координацию;

    Развивает мелкую моторику;

    Формирует навыки грамотной связной речи.

    Остановлюсь на некоторых методах своей работы. Наблюдая за ребенком во время приступа заикания можно видеть как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания.Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводит к напряжению новых мышц групп (всего лица, корпуса, рук, ног.) Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемые. Для того, чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими,то есть говорить без запинок, необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение. Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание релаксации.

    Умение расслабляться помогает одним детям снять возбуждение и напряжение, другим – сконцентрировать внимание. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и ребенок становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, тоесть воздействовать на их волю и сознание только словом. Я провожу сеанс внушения как особую игру «Волшебный сон». Цель этой игры-упражнения – помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.

    Каждое свое занятие я начинаю с упражнения «Волшебный сон», внушение провожу под специальную музыку в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям и легко запоминаются.

    Момент релаксации, во время внушения, по заключению специалистов,является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий. В результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными, что является необходимым условием для исправления речи.

    Другое важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и не напряженная артикуляция. У заикающегося в момент эмоционального возбуждения речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании.

    Поэтому при устранении заикания возникает необходимость специально ставить и развивать речевое дыхание. Цель тренировки правильного речевого дыхания – выработка длительного плавного выдоха, а не умения вдохнуть побольше воздуха. Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучного голоса. Поэтому на каждом занятии я провожу игры – упражнения для постановки правильного речевого дыхания. Это « Перекличка животных», «Жуки», «Комарики», «Вороны», «Гуси», «Часы», «Дровосеки». Придумываю игры и сама,исходя из лексических тем занятий.

    Большое внимание в своей работе с заикающимися детьми я уделяю методу синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Иными словами – привлечение к акту речи «второго артикуляционного аппарата человека» – пальцев ведущей руки. Если исходить из гипотезы, что одной из главных причин возникновения речевых судорог при заикании является нарушение внутренней синхронизации речевого цикла, то можно предположить, что с помощью внешней синхронизации можно преодолеть этот дефект. При этом методе коррекции заикания пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги и слова, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла.

    Движения пальцев ведущей руки также диктуют речевому аппарату и ритмико-интонационный рисунок фразы. Они помогают справиться и с аритмией, и с отсутствием правильного слияния слов в синтагме, и с искажением интонации.

    Эта методика позволяет также решить проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Сначала дети произносят с помощью пальцев ведущей руки отдельные слоги, слова, затем фразы, стихи, рассказы, ведут диалоги. Во время синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки заикание не возникает.

    Одним из качеств хорошей речи является ее ритмическая выразительность. У заикающихся детей характеристики темпа и ритма, как правило, нарушены. Поэтому в свои занятия я включаю работу над этими элементами речи. Предусматривается замедление темпа речи с целью уменьшение числа и сокращение длительности речевых судорог. Большое значение здесь имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений – ходьба, хлопки, притоптывание. Дети отстукивают ритмы ногами, отхлопывают руками, дирижируют. Параллельно тренируется способность различать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения, что положительно сказывается на качестве речи.

    Вначале я провожу тренировку послогового ритма в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется. Дети произносят слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова(счет, дни недели), фразы(чистоговорки, считалки, пословицы). На каждый шаг произносится слог, слово.

    В этом учебном году наша группа приобрела специальный аппарат для комплексной реабилитации детей и взрослых, страдающих заиканием. Называется он «Монолог». И работа с ним стала еще одним методом моей коррекционной работы Этот аппарат объединяет в себе 4 различных аппарата: корректофон, построенный на эффекте заглушения собственной речи; аппарат «Эхо» осуществляет задержку речевого сигнала от 1 до 650 мсек; звукоусиливающий аппарат позволяющий воспроизводить собственную речь в усиленном режиме; метроном, осуществляющий ритмическую стимуляцию путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 30 до 120 ударов в минуту, чем способствует формированию темпа- ритмических навыков.

    Действие этих аппаратов на заикающихся выражается в снижении судорожных проявлений дефекта.

    Звукоусиление собственной речи, как прием в работе по преодолению заикания, известен еще со времен Демосфена. Демосфен очень хотел стать оратором, но его речь имела целый ряд недостатков, недопустимых для оратора: короткое речевое дыхание, слабый голос, нарушение темпо – ритмической организации речи. В целом его речь была смазанной, сбивчивой и неблагозвучной. Тогда, чтобы усилить голос и добиться продолжительного речевого выдоха, он стал упражняться в произнесении речей под шум морского прибоя или высоко в горах. Чтобы иметь возможность слушать самого себя и контролировать плавность, слитность и выразительность речи он спускался в пещеру. Так Демосфен сумел преодолеть свои речевые недостатки и вошел в историю как один из величайших ораторов всех времен. А в аппарате в качестве заглушающего фона используется «Белый шум» аккустически напоминающий шум прибоя. Механизм влияния «Белого шума» трактуется следующим образом:

    Повышение громкости речи наблюдается при всех видах заглушения;

    Возникает разрыв привычной слухоречевой связи;

    Зукозаглушение выполняет роль отвлечения от речевого акта.

    2. Звукоусиление, как метод устранения заикания был предложен В.А.Раздальским еще в 1965 году. Эффект наступает благодаря изменению привычной громкости собственной речи.

    3. Метроном, или метод ритмической стимуляции речи известен столь же давно как и метод заглушения. Суть его состоит в том, что заикающийся должен говорить нараспев, читать и пересказывать текст под ритмические удары метронома, чистота ритмических ударов может меняться от медленного темпа до более быстрого. У заикающегося появляется ритмическое дыхание и ритмическая речь. А как только речь переходит на скандирование, метрическое произнесение, заикание проходит, так как все слова выравниваются по слоговой динамике.

    4. «Эхо» или эффект отставной речи связывают с нарушением обратной слуховой связи. Суть эффекта отставной речи состоит в том, что сигнал подаваемый в микрофон, говорящий слышит с запаздыванием, как в лесу или в горах. «Эхо» дает задержку речевого сигнала в диапазоне от 10 до 200 мсек, что в свою очередь улучшает качество звучания, замедляет речь, способствует коррекции просодической стороны речи, наконец, что пожалуй, является самым важным – способствует формированию навыка речевого самоконтроля.

    Заложенные в аппарате «Монолог» функции звукоусиления, звукозаглушения, ритмической стимуляции, «Эхо» – будут не только способствовать снижению выраженности судорожного компонента заикания, но и помогут преодолеть некоторые нарушения звукопроизношения, недостатки темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации речи, как при органических так и функциональных речевых расстройствах. Людям речевых специальностей аппарат поможет овладеть навыками голосоведения, паузирования, а также навыками слитной, плавной, выразительной речи.

    Возможность варьировать в различных комбинациях и сочетаниях заложенные в аппарате функции, позволяют осуществлять индивидуальный подход и индивидуальный режим для каждого заикающегося, добиваясь тем самым высокой эффективности в преодолении различных речевых расстройств.

    Литература:

    В.И.Селиверстов «Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий». М.: «Владос», 1994

    Л.Г.Парамонова «О заикании: профилактика и прелдоление недуга».С – Петербург.: «Детство – Пресс», 2007

    А.В.Карпухин «Использование технических средств коррекции речи в работе с заикающимися». Сб. «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых».

    М.,МГПИ, 1981

    С.В.Леонова «Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников».

    М.: Издательский центр «Владос», 2004

    Л.З.Арутюнян – Андронова «Как лечить заикание». М.: «Эребус»

    И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре». М.: «Просвещение», 1984

    Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:

    1. Соблюдение режима молчания

    2. Правильное речевое дыхание.

    3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

    4. Нормализация просодической стороны речи.

    5. Психологический способ лечения заикания.

    6. Применение новых компьютерных программ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Основные направления коррекционной работы с заикающимися

    детьми

    Заикание является сложным речевым расстройством, для преодоления которого применяется комплекс различных коррекционных работ, состоящий из лечебно–педагогических мероприятий. При устранении заикания необходимо воздействие на весь организм заикающегося, следует провести работу, направленную на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося. При организации коррекционной работы следует опираться на результаты комплексного обследования заикающегося, которые позволяют учитывать конкретную форму нарушения ритма и плавности речи и соответственно определить основные направления лечения. Коррекционные методы предусматривают совместную работу врача невропатолога, учителя-логопеда, педагога - психолога.

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что и обследование и коррекция заикания должны быть основаны на комплексном подходе.

    Ведущим направлением логопедического воздействия на заикающихся детей является работа над речью, которая состоит из нескольких этапов и начинается, как правило, с соблюдения режима молчания (продолжительность этапа от 3 до 10 дней). Благодаря этому режиму затормаживаются прежние патологические условные рефлексы, поскольку ребенок больше уже не производит свою судорожную речь. Также в период молчания заикающийся успокаивается в психологическом плане, ему не приходится больше испытывать переживаний по поводу своего дефекта. После окончания режима молчания происходит переход к работе непосредственно над речью, которая будет протекать теперь в более благоприятных для снятия речевых судорог условиях.

    Так как игра является ведущей деятельность дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи.

    Коррекция речевого общения детей школьного возраста тесно связана с ведущей в данном возрасте учебной деятельностью. В ходе логопедической работы школьники получают достаточно умений и навыков, необходимых для активного использования полученных знаний в целях адекватного взаимодействия с другими людьми в процессе выполнения различных видов деятельности в разнообразных жизненных ситуациях.

    Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся:

    1. сопряженная речь (речь вместе с логопедом);
    2. отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи);
    3. ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове);
    4. шепотная речь.

    Переход к самостоятельной речи осуществляется постепенно, только на заключительных этапах логопедической работы ребенок переходит к эмоциональной речи.

    Исследователями и практиками были разработаны и другие, специфические приемы коррекции речи заикающихся детей. Н. А. Чевелевой была разработана методика по устранению заикания у школьников в процессе ручной деятельности. Воспитание речи по этой методике проходит в несколько этапов: сопровождающая речь с опорой на наглядные предметы и действия, завершающая речь о выполненном действии, предваряющая речь без опоры на прошедшее действие, закрепление активной речи или контекстная речь. Несколько на иных теоретических позициях построена методика А. В. Ятребовой. Она предложила систему коррекционного обучения, основанную на применении в работе с заикающимися детьми комплекса коммуникативных упражнений, направленную на формирование у них навыков свободного общения.

    Несмотря на то, что в логопедической практике применяется большое количество разнообразных приемов и методов, направленных на работу над речью детей с заиканием, многие специалисты, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного лечения этого нарушения.

    Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными.

    У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

    Для воспитания навыков речевого дыхания чаще всего применяется:

    1. дыхательная гимнастика;
    2. упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха;
    3. упражнения для воспитания правильного выдоха;
    4. дыхательные упражнения с движениями.

    В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

    Также известно, что при заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж.

    Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

    Большое влияние на нервную систему заикающегося ребенка оказывает артикуляционный массаж. Это отражается в изменениях общей нервной возбудимости, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом состояние центральной нервной системы. Также при воздействии массажа снимается напряжение в спастических мышцах, и, наоборот, повышается тонус слабых и вялых мышц артикуляционной мускулатуры, увеличивается оббьем и амплитуда артикуляционных движений, происходит активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность. Основными приемами массажа являются поглаживание, растирание, плотное нажатие, вибрация и поколачивание.

    Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи.

    Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи. Сюда входит:

    1. интонация;
    2. логическое ударение;
    3. логическая пауза.

    Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи:

    1. Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).
    2. Нормализация процесса речевого паузирования.
    3. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

    Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов. Основными элементами интонационных упражнений является отработка восходящей и нисходящей интонации, а также проводится работа над ритмико-интонационным членением речевого потока. Детям рекомендуется наблюдать за речью окружающих людей, что позволяет сравнить и проанализировать интонационно-окрашенное и монотонное звучание.

    При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения), а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики.

    Для преодоления заикания логопедическая ритмика дает следующее:

    1. развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев;
    2. нормализует темп и ритм речевых движений;
    3. развивает просодику речи;
    4. способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений;
    5. развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха;
    6. способствует снятию речевой судорожности;
    7. развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память.

    Средствами логопедической ритмики является система постепенно усложняющихся ритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей.

    Вопросу необходимости поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики в коррекции заикания посвящена отдельная работа Г. А. Волковой. Еще одна эффективная методика, основанная на ритмизации речи, была предложена Л. З. Арутюнян. Особенностью данной логопедической методики является синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, определяющими ритмико-интонационный рисунок фразы.

    Постоянные затруднения в речи травмируют психику больных детей, вызывая различные невротические расстройства. Поэтому большое значение при лечении заикания приобретает применение различных форм психотерапевтических воздействий: групповая психотерапия, аутогенные тренировки, самовнушения, гипноз, релаксационные упражнения. Все эти формы применяются для того, чтобы заикающийся ребенок мог научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения и усталости, чувствовать себя спокойно и раскрепощено.

    Впервые психологический способ лечения заикания был изложен в работе Г. Д. Неткачева. Современную методику, в которой наиболее полно учитываются различные стороны клинико-психологической картины заикания, предложил В. М. Шкловский.

    Однако не все специалисты признают эффективность психотерапии в комплексе лечения психологических отклонений заикающихся детей. Невропатологами чаще всего применяются медикаментозные средства (настойка пустырника, фенибут, транквилизаторы), чтобы нормализовать деятельность центральной и вегетативной нервной системы, устранить судороги, нормализовать психологическое состояние больного. Но, к сожалению, вопрос о том, какой метод более продуктивен, остается открытым.

    Тем не менее, большинство специалистов сходятся в том, что для лечения нервной системы недостаточно только приема соответствующих лекарств или выполнения специальных процедур. Начинать следует с обеспечения для заикающихся комфортных условий жизни, которые способствовали бы укреплению нервной системы и всего организма в целом. К этим условиям относят:

    1. правильный режим дня;
    2. полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (острая пища, шоколад, крепкий кофе);
    3. спокойный и достаточно продолжительный сон (для детей особенно важен дневной отдых);
    4. достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки);
    5. не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как на любое физическое и умственное перенапряжение ответной реакцией станет усиление заикания;
    6. полноценный летний отдых без перегревания на солнце;
    7. закаливание;
    8. занятия спокойными и наименее опасными видами спорта (типа плавания, велосипедной езды, катания на коньках и лыжах);
    9. исключение просмотра травмирующих психику и устрашающих телевизионных передач, после просмотра таких передач детей преследуют ночные кошмары;
    10. обеспечение спокойной обстановки в семье, избегание стрессовых ситуаций, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии нервного напряжения;
    11. спокойное и доброжелательное отношение родителей к заикающемуся ребенку.

    Для полной стабилизации психического здоровья заикающихся детей необходимым считается и проведение консультативно-методической работы с педагогами, которая направлена на обеспечение благоприятных условий для воздействия на ребенка, на создание правильного отношения к нему в детском саду, школе.

    В настоящее время для лечения заикания широко применяются новые компьютерные программы - "Breathmaker" и "Zaikanie.net" , с помощью которых удалось создать искусственную связь между слуховым центром и центром произношения речи. Суть этих программ заключается в том, что, когда ребенок говорит в микрофон, через наушники, к нему возвращается его же речь, но уже откорректированная компьютером. Она звучит гладко и без запинок. Компьютер задерживает слова на доли секунды и тем самым тормозит перевозбужденный центр воспроизведения речи. Поэтому ребенок не произнесет следующего слова, пока не услышит предыдущее. Переработанная речь, которая подается в наушники, еще и усилена. Мозг вынужден выбирать более мощный (правильный) сигнал. Таким образом, речь детей стабилизируется. К концу обучения у заикающегося исчезает готовность мышц речевого аппарата к спазму, вызывающему заикание. Ребенок не только перестает заикаться, но и приобретает способность красиво и выразительно говорить.




    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: