Функции и принципы права. Свойства, функции и принципы права

Функции права - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением прав в жизни общества и выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Функции права рассматриваются в двух основных аспектах, в зависимости от того, рассматриваются они в специально-юридических или общесоциальных рамках.

1) Общесоциальные функции:

а) экономическая функция - право закрепляет формы собственности;

б) политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц;

г) коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления;

д) экологическая и т.д.

2) Специально-юридические функции.

Важнейшая задача системы права – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Она обуславливает две группы функций права: регулятивную и охранительную.

А). Регулятивная функция - это направление правового воздействия на нормальные, естественные и полезные для человека и общества отношения. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.

Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения, во-первых, путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем отношениям, которые составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, прав, свободы и обязанности граждан.

Во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны.

а) Регулятивная статистическая функция – закрепляет в Конституции и других нормативных актах экономический, политический и государственный строй, права и обязанности граждан и делает тем самым незыблемыми, законными общественные отношения, субъектам в этом случае предписывается воздерживаться от посягательства на эти отношения, вести себя пассивно. Функция выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах.

б) Регулятивная динамическая функция – стимулирует законодательными средствами развитие необходимых и полезных личности и обществу отношений, субъектам права предписывается совершать определённые активные действия, которые выражаются и закрепляются в юридических обязанностях. Выражается в воздействии права на общественные отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений.

Б). Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое заключается в охране тех отношений, которые являются объектом регулятивной функции и направлено на вытеснение негативных явлений из личной и общественной жизни, на их предупреждение и пресечение, восстановление нарушенных прав. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в определении запретов на совершение противоправных деяний; в установлении юридических санкций за совершение указанных деяний; в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим правонарушения.

В). Оценочная функция - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

По субъектам государственной власти можно выделить законодательную, исполнительную и судебною функции.

Принципы права - основные идеи права, исходные положения, ведущие начала, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они выработаны в общественном сознании и составляют основу процесса формирования, реализации и обеспечения норм права, всей системы правового регулирования в обществе.

Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общественной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разрешения их конфликтов. Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются.

1. Общеправовые принципы - это основные начала, которые определяют наиболее существенные черты права в целом, его содержание и особенности как регулятора всей совокупности общественных отношений. Они распространяются на все правовые нормы и с одинаковой силой действуют во всех отраслях права в независимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отношений.

а) Принцип социальной свободы - обеспечивает социальную защищенность личности, гарантии для свободной и обеспеченной жизни.

б) Принцип социальной справедливости - обеспечивает соответствие между ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, их правами и обязанностями.

в) Принцип демократизма – находит выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

г) Принцип гуманизма. Право закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека.

д) Принцип равноправия. Равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств.

е) Единство прав и обязанностей. Суть данного принципа выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений.

ж) Принцип взаимной ответственности государства и личности. Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы.

з) Принцип законности. Его содержание выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Обеспечивая реализацию норм права, указанный принцип одновременно содействует воплощению в практике правового регулирования других общих правовых принципов: справедливости, социальной свободы, гуманизма.

Все эти принципы в той или иной форме отражены в конституции Российской Федерации.

2. Межотраслевые правовые принципы. Выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуальных и гражданско-процессуальных). К ним относятся коллегиальность в рассмотрении дел, гласность судебного разбирательства и т.д.

3. Отраслевые правовые принципы. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, принципами ГП являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и др.).

Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.

В настоящее время большинство ученых-юристов пришли к мнению, что понятие права должно отражать такие сущностные признаки, как государственно-волевой и нормативный характер права, наличие специфической формы выражения (наиболее распространена - закон) системность и формальная определенность, общеобязательность и общедоступность, всеобщий характер и равная мера по отношению ко всем индивидам, регулятивный характер

Государственно-волевой (властный, императивный) характер означает, что право выражает волю граждан конкретной страны. Право является выражением не всякой воли, а только той, которая воплощена в официальных актах государства.

Нормативный характер права, т.е право – совокупность норм и правил поведения, выражающих госволю, которая в свою очередь, воплощает волю класса, правящей группы, народа, общества,

Системность и упорядоченность , т.е. согласованность, непротиворечивость, связь структурных элементов.

Всесторонняя обеспеченность и гарантированность . Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушения применяется государственное принуждение.

Термин «право» многозначен, употребляется в различных значениях. В объективном смысле право – система действующих в государстве общеобязательных правил, содержащихся в законах и подзаконных актах, норм, вытекающих из общепризнанных правил и принципов международных актов и договоров. Это право действует независимо от волеизъявления и желания конкретных людей, поэтому объективно по отношению к их воле и сознанию.

Право в субъективном смысле – принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве; это вид и мера возможного поведения, действия, притязания лица. Связь состоит в том, что объективное право фактически реализуется через субъективное., т.е. они существуют в неразрывном диалектическом единстве.

Говоря о праве как о системе норм, выражающих госволю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством, имеется в виду позитивное (письменно оформленное, действующее) право. Права, принадлежащие человеку от рождения и существующие объективно, независимо от закрепления (незакрепления) в писаном праве – естественное право. Эти права не нуждаются в госпризнании, хотя их подтверждение и защита – первейшая обязанность государства.

Под сущностью права понимают те внутренние и необходимые, общие и основные, главные и устойчивые черты, признаки и свойства правовых явлений, единство и взаимообусловленность которых определяют качественную специфику и закономерности развития права как самостоятельной субстанции.

В содержании права различают социальные, государственно-волевые и собственно-юридические моменты. Социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое) характеризует сам процесс наполнения ими права, а государственно-волевое – это преобразование социального содержания через государственную волю. Собственно-юридическое содержание права – юридически значимые интересы, действия, поступки субъектов права, совершаемые в рамках как общих, так и конкретных правоотношений. Следовательно, сущностью права является выраженная в нем государственная воля; содержанием – закрепленные правом социальные интересы.

В общем смысле право имеет своим социальным назначением закрепление важных, необходимых отношений, искоренение определенных негативных явлений из жизни общества, обеспечение нормальных условий для развития определенных общественных отношений. Право является инструментом для регулирования политических и иных отношений.

Право рассматривается как воплощение справедливости.

Принципы права – основополагающие, исходные положения, определяющие воздействие права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов права. Подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы характеризуют право в целом. Это принцип справедливости – справедливое с т.зр. личности, общества, государства, правовое регулирование, справедливое наказание, справедливую возмездность, соразмерность;

Принцип гуманизма – право защищает прежде всего человека, личность, ее честь, добродетель…

Единство прав и обязанностей;

Демократизм – право д.б. фактическим результатом осуществления народовластия;

Законность – деятельность всех субъектов права в рамках и на основе закона (= верховенство закона, единство законности, целесообразность законности и реальность законности)

Равенство граждан перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии.

Межотраслевые принципы – присущие не всем, а нескольким отраслям права. Они определяют характер правового регулирования не по одному, а по нескольким направлениям, поскольку влияют на его содержание в 2-х и более отраслях права:

Принцип неотвратимости ответственности; принцип учета смягчающих обстоятельств.

Отраслевые принципы присущи конкретной отрасли права, определяют ее индивидуальные черты, отличающие ее от других отраслей, например, назначение наказания только судом (принцип УПП)

Говоря о функциях права, нужно постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот.

Социальное назначение права предопределяется потребностями общественного развития, в соответствии с которыми создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану.

Правовое воздействие – категория, характеризующая пути, формы и способы влияния права на общественные отношения. Это реализация правовых принципов, установлений, запретов, предписаний и норм в общественной жизни, деятельности государства, его органов, общественных объединений и граждан.

Направление воздействия – наиболее существенный компонент функции права; это своего рода ответ права на потребности общественного развития.

Правовое воздействие – нормативное, психологическое, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств упорядочение общественных отношений.

Функция права

Всеобщие : регулятивная, охранительная, экономическая, воспитательная и политическая..

Отраслевые : компенсационная в ГП, ФП, ТП; карательная в УП

Неосновные: ограничительная, компенсационная, восстановительная, экологическая, социальная, информационная.

Собственно-юридические :регулятивная статистическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах;регулятивная динамическая – воздействие права на общественные отношения путем оформления их движения (воплощена в институтах ГП, ТП, АП);

Охранительная – обусловленное социальным назначением направление воздействия права, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Право имеет определенные направления влияния и строится на конкретных правовых и демократических началах (принципах)

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его оп плыву на общественные отношения между людьмии.

Функции права разделяют на общих социальных и специальные юридические. Рассмотрим функции права, относящиеся к общесоциальных

Гуманистическая функция характеризуется тем, что право охраняет и защищает права и свободы человечества, народа, человека. Например,. Конституция Украины в. СТ 27 закрепляет право человека и гражданина на жизнь. Дер ржавая обеспечивает реализацию человеком названного права, создавая надлежащие условия для недопущения произвольного лишения жизни конкретного человека. В Украине с 5 апреля 2001 смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы, что свидетельствует о гуманизме украинская правправа.

организаторской-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем. Посредством права регулируются вопросы экономической и социальной жизни в Украине (см. главы 9,12,13 3,144).

Информационная (коммуникативная) - право информирует людей о свободе законодателя. Например,. Закон Украины"Об информации"от 2 октября 1992 г. устанавливает правовые основы по распространению и использованию информации ее в Украинні.

оценочно-ориентировочная - поведение людей оценивается учитывая законы государства, указывает на бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного поведения. Напр риклад,. Гражданский кодекс Украины предусматривает право человека и гражданина на получение наследства. Лица, получающие наследство по завещанию, следуют последней воле умершего и наследуют его имущество в тех пределах, в которых это определено. Заветеом.

Идеологически-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает у нее образцы правомерного поведения. Например, человек следует нормам уголовного права, не нарушает запретов и действует в пределах определен них обязанностей и тем самым реализует нормы права в рамках правомерного поведения. Достаточно того, что человек знает пределы своих возможностей, не нарушает требований права, самовиховуеться на правовых моделях позитив ной поведениеки.

Гносеологическая (познавательная) - право же выступает как источник знаний. Например, изучая нормы права, субъект права имеет возможность получить знания об объеме льгот, допустимые нормы вредных выбросов в ат тмосферу, о своих правах и обязанностях тощо.

К специальным юридическим функциям права относятся регулятивную (статическую и динамическую) и охранной

Регулятивная функция направлена??на урегулирование общественных относил способом закрепления желаемого поведения в тех или иных отраслях или институтах права. Регулятивно-статическая функция - оказывает влияние прав ва на общественные отношения, закрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - осуществляет такое воздействие права на общественные отношения, обеспечивает динамичное развитие гражданского общества. Правовой воздействие (статический и динамический) осуществляется таким образом, что, например,. Верховная. Рада Украины исключительно законами регулирует права коренного их народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права) или путем принятия. Государственного бюджета Украины создаются предпосылки для любых расходов государства на потр еби (регулятивная динамикака).

Охранительная функция направлена??на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшения или устранения их и с повседневной жизнью.

Издание должностным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных х размерах, - наказывается лишением свободы до четырех лет (в 211. УК Украины). Это один из примеров по реализации охранительной функции правва.

. Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, указанные в нем закономерности общественной жизни

В современной юридической литературе признают принципы демократии, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и личности и т.п.. Различают также обще-правовые межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.

Принципы права как руководящие юридические требования отражают особенности и специфику юридического права, имеющие нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют различные классификации принципов. Например, их делят на общечеловеческие, типологические, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов правва.

Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощают в себе лучшие, прогрессивные достижения правовой й истории человечества, признаны международными нормами прав.

Такими принципами являются:

а) закрепление в праве меры свободы человека и обеспечения его основных прав;

б) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях;

в) верховенство закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительного органа государства;

г) взаимосвязь юридических прав и обязанностей;

г) регулирования поведения людей и их объединений по обще-разрешенным типом правового регулирования:"разрешено все, что прямо не запрещено законом";

д) деятельность органов и должностных лиц по принципу:"разрешено только то, что прямо предусмотрено законом";

е) четкое закрепление правовыми нормами процедурно-процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей;

е) осуществление правосудия только судами как эффективная гарантия прав человека;

ж) юридическая ответственность человека за свое противоправное поведение;

с) обязательное действие принципа презумпции невиновности лица в обществе

Типологические принципы определяются как руководящие принципы, идеи, присущие всем правовым системам определенного исторического типа, отражают его социальную сущность

примеру, рабовладельческому типу права были присущи следующие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями, влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; яскр. Раво выраженный классовый характер действующего права, охрана частной собственности и тяжкие наказания за покушение на рабовладельческую собственность, отсутствие четкой формулировки состава преступления и широкое произвол су дд.

Феодальный тип права базировался на следующих принципах: право привилегий, мало сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, т.е. раздробленность права, наличие ка аноничного (церковного) права, мало юридическую силу; жестокость и широкая возможность судебной расправ.

Особенности современных переходных типов правовых систем заключаются в постепенном воплощении общечеловеческих ценностей, отраженных в общечеловеческих принципах права

Конкретно-исторические принципы права определяют как основные принципы, отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относят, например, такие: принцип демократизма, пр ринцип законности, принцип гуманизма, принцип равенства всех перед законом, принцип взаимной ответственности государства и лици.

Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуются тем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности"относят принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ной ответственности, принцип индивидуального наказания или взыскания тощо.

Принципы институтов права - это основные идеи, лежащие в основе построения определенного института права: скажем, принцип не-восприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности т.

Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить средством и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества а в целом. Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются его проявлениями:

а) право определяется как мера свободы и неприкосновенности человека, очерчивает границы свободы, направляется на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония;

б) право объединяет в себе общую волю участников общественных отношений, влияет на поведение и деятельность людей через согласование их специфических интересов;

в) ценность и назначение права состоит в том, что оно является выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ, утверждением равенства и правового статуса л человека в обществе

г) право представляет собой источник обновления общества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития;

г) как явление культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем межнационального и международного значения

Соответственно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регулирование важнейших потребностей и интересов между людьми как в пределах определенной страны, так и во взаимоотношениях всего мирового сп пивтовариств.

Обладают принципы права. Понятие и виды данного института представлены ярким многообразием. Подобный феномен существует из-за обилия мнений учёных-правоведов, которые с разных сторон объясняют свою точку зрения.

Определение, уточнение и объяснение

Принципами в любой отрасли, будь она правовой, технической либо иной, называют основополагающие идеи, руководящие положения, благодаря которым выстраивается единая деятельность. Как правило, данный институт не имеет чётких границ, но каждая норма законодательства так или иначе отражает главную мысль.

Закономерности и общие нормы выражают принципы права. Понятие, признаки, виды - всё отражается в той норме, которая закрепляет определённую идею. Часто можно встретить руководящие начала, которые не находят прямого отражения в законе, однако их смысл понятен исходя из других статей НПА. Созданы для упорядочения норм и принципы уголовного, финансового, налогового, и принципы гражданского права. Понятие, виды данного института зависят от той отрасли, к которой они принадлежат. Ядро любой идеи составляет сущность и направленность конкретной правовой системы.

О характеристиках

Как и многие институты в юриспруденции, особенными признаками характеризуются принципы и значение складываются в первую очередь исходя из основополагающих характеристик. Итак, судить о том, что перед вами представлены главенствующие положения, стоит по следующим признакам:

  1. Являют собой требования.
  2. Ярко выражают сущность отрасли. В НПА можно встретить те нормы, которые в других направлениях никогда не появятся. Например, уголовное и налоговое право отличают благодаря качественно отличным друг от друга принципам.
  3. Регулируют существующие в реальной жизни отношения.
  4. Стабильны и, как правило, неизменны.
  5. Составляют каркас правовой системы.
  6. Детализированы и раздроблены в законодательных нормах.

Способы изложения

Специфической формой обладают принципы права. Понятие, виды, содержание зависят от способа их изложения. Всего в юриспруденции существует 2 метода изложения:

  • Текстуальный, когда идея закреплена в правовом документе и каждый может с ней ознакомиться. Такие статьи в большинстве случаев объединяются в определённые главы, которые так и называются «Принципы».
  • Смысловой способ подразумевает уяснение определённой идеи путём анализа системы правовых актов и статей. Данный способ часто сталкивается с такой проблемой, как разрозненность толкования.

О видах

Основополагающей внутренней категорией является классификация, в соответствии с которой по определённым основаниям делятся все принципы права. Понятие и виды каждой нормы зависят от содержания статьи и конкретной отрасли.

Существует четыре масштабных разделения:

  • общеправовые - обобщённые положения, которые характерны для российской правовой системы в целом;
  • межотраслевые - могут встречаться в нескольких правовых системах, например в налоговой и финансовой отрасли;
  • отраслевые, несложно догадаться, что руководящие положения характерны исключительно для системы норм определённой направленности;
  • принципы правового института; каждая отрасль включает в свою структуру определённые институты, для которых существуют свои руководящие идеи.

Самые яркие идеи

Как известно, основой формирования всего российского законодательства является конституционное право. В Конституции отражаются путём смыслового и текстового способа изложения основные принципы права. Понятие, виды, значение, конечно, не раскрываются, однако именно благодаря их закреплению в Главном законе государства, правоведы сформировали прочную систему знаний.

Принцип законности обладает некоторым приоритетом перед иными основополагающими идеями, так как создаёт единую правовую систему государства. Любая правовая отрасль в первую очередь закрепляет принцип законности, а уж затем формирует отраслевые положения.

Принцип справедливости выражает социальную направленность каждой правовой нормы. Данная идея говорит о том, что право создано для того, чтобы удовлетворять интересы общества. Так, между каждым человеком и государством существует определённая взаимосвязь. С одной стороны, граждане обязаны соблюдать законы, а с другой, правовые нормы установлены в интересах всего общества.

Приоритет прав человека отражают все принципы права. Понятие и виды здесь играют меньшее значение, так как нормы ни в коем случае не должны нарушать как естественный, так и позитивный статус гражданина. Права человека непреложны. Это руководящее начало образует ядро правовой системы России.

Основные направления деятельности

Для поставленных целей создаются принципы и понятие и виды, его институты и подинституты. А их реализация зависит от основных направлений деятельности, от поставленных задач и механизма их выполнения. В совокупности всё вышеизложенное образует следующие :

  1. Регулятивная.
  2. Динамическая.
  3. Охранительная.
  4. Оценочная.

Чуть-чуть подробнее о функциях

В совокупности позволяют достичь поставленных перед принципами права задач. В целях эффективного их использования важно чётко знать, для чего необходима каждая из функций.

Регулятивная обеспечивает стабильность общественных отношений. Она позволяет создать единый механизм реализации прав и свобод граждан, утвердить значимые положения, предусмотреть ответственность за совершение правонарушения.

Динамическая функция выступает в качестве модулятора поведения. Для того чтобы соблюдать нормы права, человек должен вести себя определённым образом. Как правило, правовая динамика реализуется с помощью обязывающих норм. Яркими примерами являются императивные статьи о необходимости уплаты налогов, воинской обязанности либо выполнении договорных обязательств.

Охранительная функция направлена на обеспечение социальной регуляции правовой системы. Так, посредством данного направления деятельности граждане выполняют правовые нормы независимо от их внутреннего убеждения. Реализация функции возможна только при фактическом нарушении норм законодательства. Косвенным образом она воздействует на общество путём общей превенции.

Позитивная или негативная ответственность воплощаются в реальные общественные отношения благодаря оценочной функции, которая вытекает из соблюдения/нарушения норм.

Значение принципов права

Ни одна система в обществе не создаётся просто так. Все правовые принципы были придуманы в целях:

  • Обеспечения стабильного и устойчивого порядка отношений в обществе.
  • Обеспечения свободы человека и устранение страха перед властными органами во всех сферах деятельности.
  • Защищённости, чувства безопасности.
  • Формирования гражданского общества.

Последняя категория была отражена в Конституции России в далёком 1993 году. Одной из целей государства является формирование гражданского общества, а принципы права во многом содействуют данной цели, регулируя определённые группы общественных отношений.

— руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.

Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.

Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.

Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.

В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.

К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.

Социальное назначение и функции права

Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.

Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.

Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.

В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.

В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.

Сущность и социальное назначение права проявляются в его . Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.

Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

Регулятивно-cтатическая функция , или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.

Выполняя регулятивно-динамическую функцию , право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.

Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность.

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: