Цель финансового правового регулирования государством. Правовые основы финансовой деятельности государства и муниципального образования. Основные задачи Федеральной налоговой службы

Финансовая деятельность предприятий представляет собой выполнение ими в соответствии с предоставленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.

Финансовую деятельность осуществляют также органы дарственного управления отраслями экономики во взаимоотношениях с подведомственными им предприятиями. Она представляет собой выполнение названными органами в соответствии с представленными полномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов в с осуществлением задач по руководству отраслью экономики. Аналогичны функции исполнительных органов местного самоуправления, ведающих определенными отраслями местного хозяйства.

Функции государственных и муниципальных предприятий в области финансовой деятельности выражаются в следующих группах юридических прав и обязанностей государственных предприятий и муниципальных предприятий:

а) по планированию своих финансовых ресурсов (как собственных, так и выделенных из государственного или местного бюджета, полученного банковского кредита и др.) на основе утверждаемых компетентным органом показателей лимитов, плановых заданий, государственных или муниципальных заказов, а также показателей эффективности использования государственного и муниципального имущества федеральными унитарными предприятиями; 1. б) по распределению и использованию финансовых ресурсов на цели производства и реализации продукции, расширения производства, материальное поощрение работников, социально-культурные цели и по созданию соответствующих денежных фондов;

в) по выполнению финансовых обязательств перед государством, вышестоящими органами и банками и др. Государственное или муниципальное предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, определяемые Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

г) по распределению финансовых ресурсов между своими производственными единицами и структурными подразделениями;

д) по осуществлению финансового контроля на предприятии.

При осуществлении государственными и муниципальными предприятиями этих прав и обязанностей возникают правоотношения с соответствующими отраслевыми государственными и муниципальными органами, которые осуществляют свои полномочия в данной сфере. К ним относятся полномочия:

а) по формированию уставного фонда подведомственных им государственных и муниципальных предприятий. Названный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав, имеющих денежную оценку. Размер фонда государственного унитарного предприятия определяется в рублях и должен составлять не менее пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, а муниципального предприятия - не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом (в казенном предприятии уставный фонд не формируется);

б) по определению порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных унитарных предприятий;

в) по планированию финансовых ресурсов соответствующих отраслей экономики, утверждению для подведомственных предприятий основных показателей, необходимых для финансовых расчетов лимитов, экономических нормативов,

заказов, показателей эффективности деятельности унитарных предприятий;

г) по распределению и использованию находящихся в их распоряжении финансовых ресурсов на проведение централизованных мероприятий по развитию отрасли и содержание центрального аппарата;

д) по распределению и перераспределению денежных

и накоплений между подведомственными предприятиями;

е) по распределению бюджетных и кредитных ресурсов, выделенных в их распоряжение, между подведомственными предприятиями;

ж) по созданию и использованию централизованных денежных фондов на материальное поощрение, социально-культурные мероприятия, развитие производства, науки и техники в отрасли;

з) по осуществлению финансового контроля за подведомственными предприятиями, объединениями, организациями и в системе центрального аппарата;

и) по утверждению бухгалтерской отчетности и отчетов под-ведомственных унитарных предприятий.

За финансовой деятельностью унитарного государственного и муниципального предприятия, помимо собственника, в лице соответствующих органов исполнительной власти, осуществляют контроль и другие уполномоченные государственные органы - налоговые, финансовые и др. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником его имущества, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. По окончании отчетного периода предприятие представляет уполномоченным федеральным и региональным органам власти или местного самоуправления отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики уполномоченный орган ведет реестр показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий.

Еще по теме Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий § 1. Понятие и содержание финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий:

  1. ПРОБЕЛЬНОСТИ В ТЕМАТИКЕ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРАВОВЫМ НАУКАМ
  2. § 1. Нормативно-правовое обеспечение организации и деятельности холдингов
  3. 1.2. Правовое регулирование организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности за рубежом
  4. 2.1. Правовое регулирование организационных форм корпоративных отношений в предпринимательской деятельности в рамках одной организации

Экзаменационные вопросы по учебному курсу

«Финансовое право»

Правовое регулирование финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.1 В ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации2.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.


Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.3

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты – налоговый метод – метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому присущ принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов – покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном представлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, кредитование – как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны. Финансовое планирование должно опираться на рыночный механизм обмена товарами и услугами, признание затрат на их производство общественно необходимыми на основе закона спроса и предложения. Такая основа требует усиления прогнозирования мобилизации и использования финансовых ресурсов в определенных направлениях на длительный период, а также годовое финансовое планирование.

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, 76).

Правовое регулирование финансовой деятельности - ведущая форма государственного руководства экономикой. Система правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, составляет финансовое право.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения в сфере мобилизации, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для их непрерывного функционирования.

Большое количество финансово-правовых норм, из которых состоит финансовое право, образует сложную систему, внутри которой эти нормы группируются в различные подразделения в соответствии со сферами и звеньев финансовой системы государства. Итак, в финансовом праве нормы интегрируются в самостоятельные подгруппы - финансовые институты, регулирующие однородные финансовые отношения в области бюджета, государственного кредита, государственных внебюджетных целевых фондов и тому подобное. Правовые нормы финансового права включаются в акты различных правовых форм: законы, указы, инструкции, решения и др.

Главное значение в правовом регулировании финансовой деятельности государства имеет Конституция Украины, в которой содержатся основополагающие принципы (на них основывается отрасль финансового права); она определяет исходные положения нормативной регламентации финансовых отношений, является базой для финансового законодательства.

По статьям Основного Закона устанавливаются полномочия в сфере финансов Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Счетной палаты. В Конституции определено также полномочия в области финансов Автономной Республики Крым (ст. 138), органов местного самоуправления (ст. 141-143).

Существенную роль в правовой регламентации финансовой деятельности государства играют законы Украины по финансовым вопросам. Прежде всего к ним относятся те, которые по п. 1 ч. 2 ст. 92 Конституции Украины устанавливают:

Государственный бюджет Украины;

Бюджетную систему Украины;

Система налогообложения;

Налоги и сборы;

Принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков;

Статус национальной валюты, статус иностранных валют на территории Украины;

Порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга;

Порядок выпуска и хранения государственных ценных бумаг, их виды и типы.

В финансовое законодательство включается большое количество подзаконных актов, нормативные указы Президента по финансовым вопросам, постановления Правительства Украины, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления и местных государственных администраций.

Нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины в сфере финансов разрабатываются на основе законов.

В специальном финансовом законодательстве государства четко разграничивается финансовая деятельность, осуществляемая государством как орудием публичной власти, и финансовая деятельность, осуществляемая государством через посредство государственного управления предприятиями и организациями.

Развитие и детализацию правовое регулирование финансовой деятельности получает в специальном финансовом законодательстве, финансово-правовые нормы которого регулируют качественно однородные финансовые отношения в соответствии со сферами и звеньев финансовой системы государства.

Для выполнения задач и функций, определенных Конституцией Украины, государство должно иметь денежные фонды, которые она формирует путем перераспределения валового внутреннего продукта. Важнейшим средством, с помощью которого государство осуществляет распределение и перераспределение внутреннего продукта, является государственный бюджет. Через бюджет государства отражается вся многоаспектная ее деятельность и обеспечивается выполнение функций. Бюджетные связи согласно ст. 4 Бюджетного кодекса Украины регулируются Конституцией Украины, нормами статей Бюджетного кодекса, законов о Государственном бюджете Украины, законами Украины, устанавливают источники доходов Государственного и местных бюджетов, нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины, касающиеся формирования и выполнения Государственного и местных бюджетов, решениями органов Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

Среди указанных актов основным систематизированным является Бюджетный кодекс, введенный в действие 1 января 2002 В этом документе определены отношения, регулируемые кодексом, главные термины, принципы построения бюджетной системы, бюджетной классификации, состав доходов и расходов Государственного и местных бюджетов, раскрыто стадии бюджетного процесса из Государственного и местного бюджетов, выяснено сущность межбюджетных отношений, контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Государственные целевые фонды нужны с целью финансирования приоритетных направлений социально-экономических задач государства и органов местного самоуправления. Правовой статус государственных внебюджетных целевых фондов определяется нормами Конституции Украины (ст. 46, 49, 50), в которых установлены направления социальной политики государства. На основе Конституции разработаны документы, содержащие концептуальные основы по социальной защите населения которое работает, пенсионеров, инвалидов, интересов детей и матерей. К таким документам относятся: концепция пенсионной реформы, Закона Украины "О пенсионном обеспечении" (1992 г.. С изменениями и дополнениями), "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" (2003 p.), "Об общеобязательном социальном страховании на случай безработицы "(2000 г.)," О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования "(2001 г.)," Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением "(2001 p.).

Согласно этим законам создано четыре централизованных целевых фонды: Пенсионный фонд Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины по временной потере трудоспособности Украины, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы; Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В документах определен порядок формирования и использования фондов. Они формируются за счет обязательных взносов и отчислений юридических и физических лиц, способствуют социальной защите населения, повышению его жизненного уровня, сохранению и улучшению здоровья, социальной ориентации безработных.

Связи, возникающие в процессе управления государственным внутренним долгом регулируются Законом Украины "О государственном внутреннем долге Украины" (1992), в котором определена сущность внутреннего государственного долга, гарантии, права эмиссии государственных ценных бумаг, сферу размещения долговых обязательств. Условия, порядок выпуска государственных ценных бумаг регулируются Законом Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке". Внешний государственный долг возникает в связи с привлечением внешних займов, размещенных, как правило, в иностранной валюте на фондовых рынках за пределами государства. Предельное регулирование объема государственного долга осуществляется с помощью отдельных статей Конституции Украины, норм Бюджетного кодекса, специальных текущих законов Украины "О Государственном бюджете", "О Национальном банке Украины" и других специальных законов.

Финансы государственных и муниципальных предприятий и субъектов хо других форм собственности регулируются Конституцией Украины, Хозяйственным кодексом, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными правовыми актами.

Например, по Хозяйственным кодексом Украины (2003г.) Установлено в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности, определены отношения, регулируемые Кодексом, основные термины, средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, раскрыта сущность основ предпринимательства, регламентирована деятельность различных видов предприятий, правила их создание и ликвидации, обеспечен самостоятельность предприятий, их права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, благоустроены отношения с другими субъектами хозяйствования и государством.

Декреты Кабинета Министров Украины "Об акцизном сборе" (1992 г..), "О местных налогах и сборах" (1993 p.), Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" (1997 г..), "О плате за землю" (1996), "О налогообложении прибыли предприятий" (1997 с изменениями и дополнениями), Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (1999) и другие финансово-правовые акты регулируют порядок уплаты налогов и сборов субъектами хозяйствования.

Финансовая деятельность домохозяйств (населения) регулируется Конституцией Украины (ст. 42, 43, 67) и специальными законами. Например, в ст. 43 Основного Закона указано, что каждый человек имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который добровольно соглашается; в ст. 67 отмечается, что каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом, и ежегодно подавать в органы налоговой службы по месту жительства (регистрации) декларации о своем материальном положении и доходах за прошлый год в порядке, установленном законом. Финансы населения регулируются также Законом Украины "Об оплате труда" (1995 p.), "О налоге с доходов физических лиц" (2003 p.), Другими законами, которые определяют поступления доходов из внебюджетных фондов (пенсий, государственных помог, стипендий и т.п.).

Финансовые отношения в сфере международных финансов определены Конституцией Украины (ст. 9,18,116 п. 1), Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности" (1991 p.), Договорами между Украиной и финансовыми организациями и институтами.

В ст. 9 Основного Закона отмечается, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дает Верховная Рада Украины, являются частью национального законодательства Украины. Заключать международные договоры, противоречащие Конституции Украины, можно только после внесения в нее соответствующих изменений.

По ст. 18 регулируется внешнеэкономическая деятельность Украины, определяются ее основы.

Правовое регулирование финансового рынка Украины основывается на ст. 99 и 100 Конституции, специальных законодательных актах: законах Украины "О банках и банковской деятельности" (2001 г.), "О Национальном банке Украины" (1999 г..), "О системе валютного регулирования и валютного контроля" (1993 p.) , "О ценных бумагах и фондовом рынке" (2006 г..), "О фонде гарантирования вкладов физических лиц" (2001 p.), Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением правления Национального банка Украины (2001 г.) и др.

В ст. 99 определено денежную единицу Украины - гривну; ст. 100 - задача Национального банка по разработке денежно-кредитной политики.

Указанные законы обеспечивают правовое регулирование деятельности банковской системы Украины, банковского кредитования, функционирования фондового рынка, порядка выпуска и обращения ценных бумаг, управление денежным оборотом, содержание валютных ценностей, валютного контроля и тому подобное.

Функционирование органов управления финансами обеспечено ст. 85, 96, 97, 113, 116-119 Конституции Украины, ст. 109-115 Бюджетного кодекса Украины, Законами Украины "О государственной налоговой службе в Украине" (1998 с изменениями и дополнениями), "О контрольно-ревизионной службе в Украине" (1993), "Об аудиторской деятельности" (1993 г. .), "О местном самоуправлении" (1997 г.) и др..

Финансовое право закрепляет общие принципы и формы финансовой деятельности, методы мобилизации и распределение денежных средств через централизованные и децентрализованные фонды. Финансовая деятельность государства основывается на соответствующих принципах: общеправовых, отраслевых, межотраслевых и принципах отдельных институтов финансового права.

Общеправовые принципы являются определяющими для формирования отдельных отраслей права. К ним относятся: законность, верховенство права, суверенитет государства, равенство всех форм собственности, право собственности народа. В частности, сущность принципа законности в отношении финансовой деятельности заключается в том, что процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств достаточно подробно регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивает возможность применения к правонарушителю мер государственного принуждения.

Отраслевые принципы финансовой деятельности государства - основополагающие правила и требования, отражающие ее существенные особенности. Главное содержание этих принципов определены в Конституции Украины и нормах права, непосредственно регламентирующих финансовую деятельность. Принципы финансовой деятельности государства гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса (создание законов), обеспечивают взаимосвязь финансового права и финансовой политики государства.

Отраслевых принципов финансовой деятельности относятся: принцип публичности финансовой деятельности, принципы гласности, плановости, распределения функций представительной и исполнительной властей, приоритетности представительных органов власти перед исполнительными органами, а также принцип приоритетности публичных расходов относительно доходов бюджета и принцип учета и контроля.

Также с принципами финансовой деятельности государства относятся:

Принцип единства финансовой деятельности и денежной системы государства;

Принцип межотраслевого характера финансовой деятельности государства;

Принцип самостоятельности в установленных действующим законодательством пределах финансовой деятельности органов местного самоуправления;

Принцип социальной направленности финансовой деятельности государства;

Принцип финансовой безопасности государства и тому подобное.

Учитывая эти принципы, государство предоставляет финансовой деятельности соответствующих правовых форм и с помощью них наполняет ее правовым содержанием.

В сфере общегосударственных финансов государство в лице уполномоченных финансовых и кредитных учреждений мобилизует, распределяет и использует фонды денежных средств, финансируя народное хозяйство, социально-культурную сферу, оборону, управление, создание резервов и т. Что касается децентрализованных фондов денежных средств, то государство уполномочивает на их создание и использование предприятия и министерства. Такие фонды являются финансами отраслей народного хозяйства.

Перед любым государством в области финансовой деятельности стоит две главные задачи: собрать предусмотренные государственным бюджетом средства и распределить их в соответствии с общественными потребностями. С распределением средств связано еще одна задача - проконтролировать законность сбора, распределения и использования государственных средств.

Согласно этим задачами выделяют три группы и методы финансовой деятельности государства:

1) методы формирования денежных фондов;

2) методы распределения;

3) методы их использования.

Разнообразие методов обусловлено субъектами, с которыми у государства формируются отношения, а также конкретными условиями образования и распределения денежных средств.

Методы финансовой деятельности - это совокупность приемов и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств * 8.

* 8: {Финансовое право / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М.: "ТК Велби", 2003. - 538 с.}

Первую группу методов финансовой деятельности составляют методы формирования финансовых ресурсов, среди которых выделяют обязательные и добровольные методы мобилизации финансовых ресурсов.

Обязательный метод мобилизации е ведущим, его сущность заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их владельцев в пользу государства и реализует безусловные императивные обязанности по выполнению, а также гарантии этого выполнения. Самый распространенный из видов обязательных платежей - налог. Кроме налогов, к такому методу относятся различные государственные сборы. Вместе с обязательным методом применяется и добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод предусматривает отсутствие императива (повеления) со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и т.

Вторая группа - методы распределения денежных ресурсов. В процессе распределения государственных денежных средств используются два основных метода: метод финансирования (безвозвратный, бесплатный, целевой, плановый отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов) и метод кредитования (выделение средств на основе целевого назначения, платности, возвратности через определенный срок).

Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта и субъектов и тому подобное.

Так, если финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств, финансирование приобретает характер ведомственного; в условиях финансирования из целевых фондов иметь место финансирования из целевых фондов.

В зависимости от субъекта, получающего денежные ресурсы, и условий получения выделяют дотации, субсидии и субвенции.

Дотация - помощь, оказанная предприятиям, учреждениям и организациям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам. В финансовой деятельности государства применяются различные виды дотаций. Бюджетная дотация - это бесплатная, безвозвратная помощь из бюджета высшего уровня бюджету низшего, не имеет целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. В бюджетной деятельности используется дотация выравнивания, то есть межбюджетных трансфертов на выравнивание доходной возможности бюджета, который его получает.

Субвенции, согласно п. 37 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины, - межбюджетный трансферт для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принял решение о предоставлении субвенции. В юридической литературе есть такое толкование понятия "субвенция": бюджетная дотация, что носит целевой характер. Субвенции применяется как метод бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов низшего уровня и предоставляется с четко определенным назначением как частичная государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами вследствие независимых от них причинам экономического развития.

Субсидия - денежная помощь, предоставленная государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим лицам, местным государственным органам и другим. Это вид целевой помощи указанным лицам, предоставляется за счет средств бюджетов или целевых фондов. Субсидия применяется, чтобы сбалансировать региональные и местные бюджеты, укрепить их доходную базу, она всегда передается безвозвратно и безвозмездно из высших звеньев бюджетной системы ниже для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеет целевой характер.

Третью группу методов финансовой деятельности составляют методы использования финансовых ресурсов. К этой группе относятся метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств; метод определения порядка использования средств; метод установления компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств; метод планирования; метод финансового контроля и др.


Значение метода установления целевого назначения государственных фондов денежных средств заключается в том, что, формируя финансовую систему, государство одновременно определяет денежные фонды и направления их использования. Например, создав Пенсионный фонд Украины, государство определило его назначение, закрепив в нормативных актах задачи и функции этого фонда.

Метод установления порядка использования средств, полученных из соответствующего фонда, заключается в том, что полученные из государственного фонда средства всегда имеют назначение и могут расходоваться только на определенные цели.

С помощью метода установления порядка распределения прибыли государственных субъектов хозяйствования государство определяет характер использования этих доходов и соответственно предоставляет государственным средствам целевое назначение.

Применяя метод установления компетентными государственными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств, государство устанавливает минимальные и максимальные пределы, а также размеры выделения и расходования денежных средств по определенному направлению.

На всех стадиях финансовой деятельности осуществляется финансовый контроль. Назначение метода финансового контроля очень важен, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами.

Использование методов финансовой деятельности государства определяется содержанием и характером общественных отношений, регулируемых государством.

Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом тех общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩые оно должно регулировать, а также особенностями ϶ᴛᴏго регулирования. Отсюда следует, что финансовое право - ϶ᴛᴏ совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, кᴏᴛᴏᴩые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Финансовая деятельность государства - ϶ᴛᴏ осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

1. От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе ϶ᴛᴏй деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

2.
Стоит отметить, что осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. К примеру, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства - в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

3. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем уровне.

По ϲʙᴏему характеру данные формы могут быть правовыми, кᴏᴛᴏᴩые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах ϲʙᴏей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством кᴏᴛᴏᴩых в пределах ϲʙᴏих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Таким образом, финансово-правовые акты - ϶ᴛᴏ принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Стоит заметить, что они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим ϲʙᴏйствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся акты, кᴏᴛᴏᴩые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из кᴏᴛᴏᴩых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к кᴏᴛᴏᴩым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, а также законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Характерной особенностью финансово-правовых актов будет наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Стоит заметить, что они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. будут планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность.
Стоит отметить, что основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и функционирования Российской Федерации и нормами, ᴏᴛʜᴏϲᴙщимися к ее финансовой деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Среди таких принципов можно выделить следующие.

1. Принцип федерализма гласит, что финансовая деятельность должна быть направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство финансовой политики и денежной системы предполагает, что самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также совместно установленных общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики будет необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и ϲʙᴏбодного перемещения финансовых средств (ст. 8), а также требует единой денежной системы.

3. Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133) Эти органы руководствуются в ϲʙᴏей деятельности законодательством РФ и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта Федерации. Стоит заметить, что они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой деятельности в Российской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека (ст. 7)

6. Распределение функций в области финансовой деятельности происходит на базе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей. Исходя из ϶ᴛᴏго принципа Конституция РФ определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти.

7. Участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через ϲʙᴏих представителей.

8.
Стоит отметить, что основы принципа гласности также установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, ϲʙᴏбоды и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15)

9. Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на базе финансовых планов, разрабатываемых в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Тема 1. Правовые основы финансовой деятельности государства
1.Понятие финансов и финансовой системы РФ.
2.Финансовая деятельность государства: понятие, методы, формы.
3.Принципы финансовой деятельности.
4.Система органов государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.

1 вопрос
Финансы – это экономическая категория, которая выполняет 2 основные функции:
1.распределительную;
2.контрольную.
Распределительная функция обеспечивает организацию сбалансированного и эффективного развития общественного воспроизводства, развитие всех отраслей экономики в целях обеспечения и удовлетворения потребностей населения и выполнения социально-экономических задач государства.
Контрольная функция выражается через контрольные полномочия органов осуществляющих финансовую деятельность, которые заключаются в предупреждении, выявлении и пресечении финансовых преступлений и правонарушений.
Финансы – это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений.
В материальном выражении финансы представлены денежными средствами государства, которые сосредоточены в финансовых фондах государства.
Финансы состоят из нескольких звеньев, которые образуют финансовую систему РФ. Финансовая система состоит из 5 звеньев:
1. звено: бюджетная система состоит из трех уровней:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов федерации;
- местные бюджеты.
Основным источником образования этого звена являются налоговые и неналоговые платежи, сборы, пошлины, доходы от использования и продажи государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.
2 звено – это внебюджетные фонды государства - это Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и т.д.
Источниками образования этого звена являются: страховые взносы; бюджетные ассигнования; добровольные пожертвования и т.д.
3 звено – финансы предприятий. В материальном выражении финансы предприятий представлены следующими фондами:
-фонд основных средств;
-фонд оборотных средств;
-фонд потребления;
-фонд накопления;
-резервный фонд;
-валютный фонд и т.д.
Источниками образования этого звена являются: прибыль; бюджетные ассигнования; кредиты (государственный, банковский, коммерческий); финансовая помощь, оказываемая государством в виде субсидий и т.д.
4 звено - финансы страхования. Это звено также представлено фондами денежных средств, создающиеся за счет средств самих страхователей, и предназначенных для возмещения причиненного вреда жизни, здоровью, имуществу в результате несчастных случаев чрезвычайного, техногенного, природного характера.
5 звено – кредит: банковский, государственный (муниципальный).
Банковский кредит это отношения по привлечению банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и размещению их на условиях возвратности, возмездности и срочности.
Государственный кредит это отношения по привлечению государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности, возмездности и срочности и направления их покрытие бюджетного дефицита.
Вместе с тем государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам (ст.6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает в качестве кредитора.

2 вопрос
Финансовая деятельность государства – это деятельность по образованию, распределению и использованию денежных средств государства в целях реализации социально-экономических задач государства, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Создание денежных средств преимущественно происходит в 3 звене финансовой системы (финансы предприятий). Распределение денежных средств происходит в централизованных денежных фондах государства (в бюджетах). Использование денежных средств осуществляется в отраслях экономики и сферах государственного управления.
Особенностями финансовой деятельности являются:
1)финансовая деятельность затрагивает все отрасли и сферы государственного управления, поэтому носит межотраслевой характер;
2)финансовая деятельность осуществляется как представительными, так и исполнительными органами государственной власти;
3)финансовая деятельность осуществляется как федеральными органами, так и органами субъектов Федерации, причем Конституция РФ разграничила предмет ведения федеративных органов и органов субъектов федерации в финансовой сфере. Имеется сфера совместного ведения.
Финансовая деятельность осуществляется различными методами:
Так, при сборе денежных средств используются метод введения обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин) и метод введения добровольных платежей (займы, лотереи, пожертвования).
При распределении денежных средств используются методы финансирования, кредитования, дотирования, субсидирования и т.д.
При осуществлении расчетов применяются методы наличного и безналичного денежного обращения.
Финансовая деятельность государства осуществляется в различных формах. Под формой финансовой деятельности понимается внешнее выражение действия органа государственной власти или органа местного самоуправления, касающиеся вопросов финансовой деятельности.
По своему характеру формы делятся на правовые и неправовые. Правовые формы вызывают определенные юридические последствия, а неправовые таких последствий не вызывают.
Правовые формы устанавливают, изменяют, отменяют финансово-правовые нормы или являются основанием для возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений.
К правовым формам относятся:
1. Издание финансово-правовых актов.
2. Разработка и исполнение финансовых программ и планов.
3. Составление и представление финансовых отчетов.
4. Иные действия, вызывающие юридические последствия.
Наиболее распространенной формой является издание финансово-правовых актов – это решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности. Финансово-правовые акты можно квалифицировать по различным основаниям.
1. По юридическому содержанию:
а) нормативные регулируют однородную группу финансовых правоотношений и содержат правила поведения для широкого круга участников;
б) индивидуальные регулируют узкий круг финансовых правоотношений и содержат правила поведения для конкретных субъектов (например, приказ, распоряжение).
2. По юридической природе:
а) законодательные;
б) подзаконные.
3.По наименованию и органам их принимающим:
а) представительные органы – законы;
б) Президент РФ – указы, распоряжения;
в) Правительство РФ – постановления, распоряжения;
г) министерства, ведомства – постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.;
д) Центральный Банк РФ – инструкции, положения, приказы и т.д.
К неправовым формам относятся: проведение разъяснительной работы среди населения; инструктирование финансовых служб; проведение заседаний, совещаний финансовых отделов, комитетов; организация конференций; предоставление аудиторий, помещений, оборудования; организация охраны специальных финансовых объектов и осуществление иных материальных процедур.

3 вопрос
Принципы финансовой деятельности – это основополагающие начала, лежащие в основе осуществления финансовой деятельности.
1.Принцип федерализма. Финансовая деятельность государства осуществляется при сочетании интересов, как Федерации, так и субъектов Федерации. Имеется сфера совместного ведения.
2.Принцип единства финансовой политики и денежной системы. Основы финансовой политики закрепляются в федеральном законодательстве, в соответствии с которым субъекты Федерации и органы местного самоуправления принимают свое финансовое законодательство. Принцип единства денежной системы означает то, что единым эмиссионным центром является Центральный Банк РФ.
3.Принцип законности заключаются в точном и строгом соблюдении всеми субъектами финансовых правоотношений норм Конституции РФ, законов и иных нормативно-правовых актов.
4.Принцип равноправия субъектов Федерации, заключается в том, что федеральное финансовое законодательство в равной мере распространяется на все субъекты РФ.
5.Принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность без вмешательства в нее государственных органов, в частности, составляют, рассматривают, утверждают и исполняют местные бюджеты, вводят на своей территории местные налоги и сборы, выпускают ценные бумаги, создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные предприятия, организации и т.д.
6.Принцип разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами государства означает, что органы исполнительной власти занимаются составлением финансово-правовых актов (например, проекта федерального бюджета) и обеспечивают их исполнение, а представительные органы их рассматривают и утверждают.
7.Принцип участия граждан РФ в осуществлении финансовой деятельности как непосредственно, так и через своих представителей. Согласно Конституции РФ все граждане РФ имеют право принимать участие в управлении делами государства, в том числе в финансовой деятельности государства и муниципальных образований, как непосредственно, так и через своих представителей.
8.Принцип гласности заключается в освещении населения и в гласном опубликовании всех решений государственных и муниципальных органов по вопросам финансовой деятельности в СМИ.
9.Принцип плановости. Финансовая деятельность осуществляется на основе планов, которые содержат конкретные задания на определенный промежуток времени.

4 вопрос
Представительные органы (Федеральное собрание) занимаются рассмотрением и утверждением законов, регулирующих финансовую деятельность; осуществляют финансовый контроль (Счетная палата) за исполнением федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, контроль за деятельностью Центрального Банка РФ, назначают и освобождают от должности Председателя Центрального банка РФ и др.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование всех органов государства, в т.ч. финансовых; ежегодно принимает указы и распоряжения, касающиеся финансовой деятельности, через контрольное управление осуществляет финансовый контроль.
При Администрации Президента имеется Экспертное управление, которое занимается: анализом состояния и развития финансово-кредитных отношений; анализом федеральных законов, регулирующих финансовую сферу; подготовкой предложений по регулированию финансово-экономических отношений в государстве; подготовкой проектов указов Президента РФ, касающихся финансовой деятельности.

Правительство РФ как орган общей компетенции осуществляет регулирование и координацию деятельности всех органов исполнительной власти, осуществляющих финансовую деятельность, а также проводит единую государственную политику в области осуществления финансового налогового и кредитно-денежного регулирования, обеспечивает составление проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, исполнение федерального бюджета.

Министерство финансов РФ. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Министерство финансов РФ осуществляет:
составление проекта федерального бюджета;
утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
методическое руководство в области бюджетного планирования;
методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
заключение от имени РФ договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;
управление государственным долгом РФ;
ведение государственной долговой книги РФ;
выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;
государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;
обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;
анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет контроль и надзор за:
соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;
осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами;
соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей;
осуществляет проверку технического состояния игрового оборудования;
регистрирует контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями;
ведет учет всех налогоплательщиков; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
принимает решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
устанавливает (утверждает) формы налоговых документов.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
составляет и представляет в Министерство финансов оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
получает от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ;
осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска), функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений.

Федеральная таможенная служба

осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов,

контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату;

обеспечивает соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ;

осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности;

ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

ведет реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

выдает квалификационные аттестаты специалистам по таможенному оформлению;

осуществляет аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

осуществляет контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях;

осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

осуществляет оперативно-розыскную деятельность;

Ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (подчиняется Президенту РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю;
осуществляет проверку доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;
выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.

Центральный банк РФ.
Банковская система РФ состоит из 2-х уровней: на верхнем уровне – Центральный банк РФ; на нижнем уровне – все остальные кредитные организации (Внешэкономбанк, Сбербанк, коммерческие банки и другие небанковские кредитные организации).
ЦБ РФ является органом государственного управления, осуществляющим регулирование банковской, валютной, денежной и страховой сферы.
ЦБ РФ не отвечает по обязательствам государства и государство не отвечает по обязательствам ЦБ РФ. ЦБ РФ подотчетен и подконтролен Федеральному Собранию РФ. Председатель ЦБ РФ назначается и освобождается от должности Федеральным Собранием.
Целями и задачами ЦБ РФ являются: обеспечение покупательной способности отечественного рубля; укрепление и развитие банковской системы РФ; осуществление денежной эмиссии, валютного регулирования. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ.
ЦБ РФ выдает лицензии кредитным организациям; регистрирует их уставы; устанавливает порядок осуществления всех расчетно-кассовых, валютных и иных видов банковских операций.
ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций за соблюдением ими установленных экономических нормативов и банковского законодательства.
ЦБ РФ осуществляет валютный контроль, который заключается в контроле за соблюдением кредитными организациями порядка осуществления валютных операций.
ЦБ РФ является органов страхового надзора, который заключается в обеспечении соблюдения страховыми организациями страхового законодательства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: