Самоучитель вождения автомобиля. Обучение вождению автомобиля в интернете. Виртуальный инструктор по вождению. На какие скутеры не нужны права – порядок оформления прав Какие документы нужны для вождения авто

Успехи учеников в большой степени зависят от учителя и его профессионального мастерства.

Умение управлять автомобилем: что за этим стоит?

Давайте разберем: какие качества необходимы для вождения?

Вот человек, а вот автомобиль. Как они взаимодействуют?

И чем водитель отличается от человека, который ни разу не сидел за рулем?

Минимум

В первую очередь, нужно знать, где и какие у автомобиля органы управления. Проще говоря, с помощью чего подавать ему команды.

Второе, что требуется - это навыки управления. Это значит - уметь, когда нужно, одно нажать, другое отпустить, третье повернуть - иными словами, выполнить определенную манипуляцию.

Если совсем коротко:
Для того, чтобы водить автомобиль, нужно научиться выполнять определенные движения в определенной последовательности.

Неужели это всё?
Представьте себе, этого вполне достаточно. Если вы этим овладели, то уже можете водить.

Вся сложность заключается в том, что эти особенные действия нормальный человек в повседневной жизни не выполняет и поэтому к ним не привык. Это все равно, что попросить вас сыграть на пианино. Если вы не обладаете навыками определенной последовательности движения пальцев и не знаете, какие нажимать клавиши, то и сыграете... понятно как.

Так что работа инструктора, прежде всего, состоит в том, чтобы научить человека двигать нужным образом руками и ногами по определенному алгоритму.

И еще...

Во время вождения активно работают все органы чувств водителя. Но основной (и самый важный) поток информации доставляет зрение. Нужно умудряться постоянно контролировать дорожную обстановку спереди и сзади, следить за поведением автомобиля, да еще и находить время поглядывать на приборную панель.

Обычному человеку (не водителю) не приходится обрабатывать такой поток специальной информации, поэтому неудивительно, что первое время новичок за рулем испытывает стресс. Если же вы до того, как сесть за руль, умели ездить хотя бы на велосипеде, а еще лучше - на скутере или мотоцикле, то вам, без сомнений, будет легче пересесть на автомобиль.

Для полноценной езды нужно выработать так называемое «водительское мышление». А именно: уметь воспринимать дорожную обстановку, правильно перерабатывать полученную информацию и принимать верные решения. И особенно важно научиться делать все это быстро.

Вырабатываем навык

Навык - это то, что вы делаете не задумываясь, «на автомате». Вспомните, задумываетесь ли вы, как нужно завязать шнурки на ботинках. Нет, конечно: просто берете и завязываете. А вот попробуйте научить трехлетнего ребенка завязывать шнурки. Это будет нелегкая задача!

Очевидно, что придется разбить сложную процедуру на составляющие. Сначала делаешь петельку, потом вот так…, а потом… В точности то же самое происходит и при обучении вождению. Разбиваем сложные действия на элементы и сознательно запоминаем их последовательность: сначала нажать, потом включить, потом медленно отпустить…

Пройдет немало времени, прежде чем у человека появится навык. Вырабатывается он только многократным повторением движений.

Ну, а тем, кому привили неправильный навык, переучиваться будет сложнее, чем просто научиться. То есть, им сначала придется разучиться, а потом научиться заново.

Вот почему так сложно избавиться от некоторых «вредных» привычек, которые имеются почти у любого водителя. И именно поэтому так важно отрабатывать правильные навыки на начальном этапе.

К навыкам относится и алгоритм распределения внимания и взгляда за рулем, а также умение принимать определенные решения. Например: В какой момент включить указатель поворота? В какой момент Сюда я бы отнес и выбор безопасной дистанции, а также скоростного режима.

Все эти навыки со временем и превращаются в привычку.

Как долго обучаться вождению?

Вопрос очень любопытный. Все, разумеется, индивидуально, и зависит от многих факторов: в первую очередь, от возраста. Но в среднем - от нескольких месяцев и до... До неопределенного срока.

Процесс обучения я бы разбил на два этапа. Первый - до получения водительского удостоверения, проходящий обычно под чьим-то контролем. Второй - самостоятельное «плавание»: чаще всего, сразу после получения прав. Начинается он с первой поездки без наставника.

Продолжительность первого этапа, как правило, регламентируется автошкольной программой и составляет чуть менее 50 часов. Как мне кажется, этого вполне хватает для подготовки к экзамену в ГИБДД. Но для того, чтобы самостоятельно и уверенно водить, такого количества занятий маловато.

Если с первой частью обучения все более или менее ясно, так как она проходит под контролем инструктора, то ответственность за вторую полностью возлагается на самого ученика. И это самый важный момент в жизни любого автомобилиста.

В этот период новых и сложных ситуаций на дороге встречается превеликое множество, а отработанных навыков еще недостаточно. Волнение в иные моменты достигает предельной точки, поскольку подсказать и поправить в нужный момент некому. Новоиспеченный водитель должен сам принять решение и усвоить очередной «урок». Но именно такая «учеба» позволяет накопить необходимый опыт. И только с этого периода отсчитывается реальный стаж вождения.

Лично мне понадобилось не менее полугода ежедневных поездок для того, чтобы я почувствовал себя уверенно за рулем. На автомобиле с автоматической коробкой передач этот срок короче: иногда - в несколько раз.

Однако будьте бдительны: мнимая уверенность за рулем и обманчивое ощущение контроля над ситуацией являются опасными врагами водителя - и не только начинающего. К сожалению, чувство уверенности - еще не признак мастерства и профессионализма.

На самом деле водитель обучается все время, пока находится за рулем. Задач на дороге бесконечно много, а готовых решений на все случаи жизни просто не существует. Но за несколько месяцев ежедневных поездок вполне можно освоить азы и постичь премудрости вождения.

Чувство автомобиля

Что это такое? А попробуйте попросить опытного автолюбителя объяснить вам, как определить момент остановки, если вы, к примеру, подъезжаете задним ходом к препятствию. Как узнать, что от вашего бампера до препятствия осталось полметра или метр?

Даю сто процентов, что внятного ответа вы не получите. (Ответ «по сигналу парктроника» - конечно, верен, но в данном случае не подходит:)) Скорее всего, вам скажут, что этот момент нужно почувствовать.

Это, опять же, итог многократного повторения. Просто человек за рулем так натренировал свои органы чувств, что стал ощущать габариты своего автомобиля.

Происходит слияние водителя с автомобилем в прямом смысле этого слова. Вы - это он, а он - это вы. И когда вы за рулем, вы ощущаете не только неровности дороги, но и желания автомобиля, его капризы, его недовольство. Вы чувствуете, когда нужно поддать газу, когда переключить передачу. А при парковке вы четко и безошибочно знаете, когда следует остановиться. И это вовсе не шутка. Любой водитель со стажем подтвердит, что когда он за рулем, автомобиль - это и есть он сам. И объяснить, что и зачем он делает, ему очень сложно - просто он это чувствует и интуитивно все делает правильно.

(Между прочим, у автомобиля есть свой характер и настроение, которое может меняться. Почти все автовладельцы признают, что после мойки автомобиль едет совсем по-другому. Когда машину помоешь, у нее улучшается настроение. Не верите, проверьте:)

Сделаем выводы

Для уверенного управления автомобилем, нужны определенные навыки. Крайне важно получить правильные навыки на раннем этапе обучения. Также водитель должен обладать определенным типом мышления: то есть, опять же навыком переработки полученной информации и принятия решений. И все это вырабатывается многократным повторением.

Если у вас уже имеются навыки, как узнать, правильные они, или нет? Определить это не так просто. Все зависит от того, насколько ваша привычка влияет на безопасность вождения. Если набор ваших действий обеспечивает безопасность на дороге - значит все нормально, а вот ежели нет…

Например, сидя за рулем вы привыкли держать руль в нижнем секторе. Ну удобно вам так, руки меньше устают, да и вообще кому какое дело. При этом одновременно некоторые водители, например разговаривая по мобильному, придерживают руль лишь одной рукой.

А теперь представьте, что скорость авто перевалила за сотню. И вдруг прямо перед вами возникла опасность, которую вы не заметили вовремя.

При таком хвате руля вам будет очень непросто резко объехать препятствие, поскольку БЫСТРО прокрутить руль, да еще и одной рукой, практически невозможно. Ко всему прочему разговор по телефону не позволит водителю вовремя переключить внимание на дорогу и принять правильное решение.

(Подробнее о том, как правильно действовать органами управления мы поговорим в статье: .)

Теперь понимаете, к чему может привести привычка неправильно держать руль или разговаривать на ходу по телефону? Мелочь, вроде бы: но смотря, в каких обстоятельствах.

Оценить профессионализм водителя можно только по его правильным навыкам, а не по многолетнему стажу, поскольку неправильные действия можно повторять из года в год. У надежного водителя навыки будут одни, назовем их навыками безопасной езды: а у ненадежного другие - опасные. Вот они-то рано или поздно приводят к ДТП.

Как вы прекрасно понимаете, чем профессиональнее человек подготовлен, тем он безопаснее будет водить. Поэтому очень ответственно отнеситесь к своему обучению.

Но главное условие успешного обучения - вождение должно приносить вам радость. И если вы откатали добрую дюжину уроков и не испытали этого чувства, то либо меняйте инструктора, либо подумайте нужно ли вам это?

Важные дополнения

Зачем знать ПДД?

Тех навыков, о которых мы говорили, было бы достаточно, если бы вы ездили на своем автомобиле по пустынным улочкам безлюдного города. Но нам-то приходится ездить по загруженным улицам среди множества автомобилей и не меньшего количества пешеходов.

Не все, конечно, живут в городах, но почти все туда рано или поздно заглядывают:)

Чтобы взаимодействовать с другими участниками движения, необходимо знание Правил Дорожного Движения. И чем лучше мы знаем Правила, тем проще и, главное, безопаснее мы будем передвигаться по дорогам.

Но и это еще не все. Есть еще одна сложность!

Она касается почти всех начинающих водителей, живущих в больших городах. Догадываетесь, о чем я?

Для меня эта проблема была колоссальной. Мне было проще научиться водить автомобиль, чем добраться на нем до какого-нибудь московского переулка, не зная дороги. От полного фиаско спасала карта, но с ней было страшно неудобно. Приходилось отвлекаться от дороги и вычитывать название улицы, а потом останавливаться и искать ее на карте. Это было просто ужасно.

Карта или навигатор?

Теперь эту проблему с легкостью решает GPS-навигатор. И хотя многие водители на него жалуются, я - за GPS двумя руками и ногами.

Неточное знание маршрута движения - это по-настоящему опасно. Водитель нервничает, несвоевременно перестраивается, чаще нарушает. Нарезает лишние круги, теряет время, тратит зря бензин. Короче, ничего хорошего.

Да, GPS иногда тормозит, не без этого. Но еще хуже на ходу выискивать названия улиц.

Если у меня под рукой нет GPS -навигатора и мне надо ехать по незнакомому маршруту, я обязательно проложу его сначала по карте. Это здорово бережет и время, и нервы.

Ну и последнее, (а вообще-то это самое главное)!

Вот у человека все есть: и хорошие навыки вождения, и знание ПДД. Но при этом он «с головой не дружит». Эмоционален, раздражителен, подвержен неадекватным действиям. Можно назвать такого субъекта безопасным водителем?

Ну, то есть, он, конечно, водитель. Но лучше такому права бы не выдавать и за руль его не допускать. Иногда, к сожалению, с такими субъектами приходится встречаться на реальной дороге. Для таких случаев водители придумали «правило трех Д» - «Дай дорогу дураку». Между прочим, работает безотказно.

Замечали ли вы, что характер и эмоции водителя влияют на манеру его езды? Я для себя вывел правило: Каков человек в жизни, таков он и за рулем. Или даже опаснее, поскольку за рулем.

При вождении важно быть спокойным, эмоционально устойчивым, в добром расположении духа. А еще важно - выспаться и хорошо себя чувствовать. Про спиртное я уж вообще молчу. Казалось бы очевидные вещи, но как часто мы их игнорируем...

Подведем итог

Безопасный водитель - это такой человек, который:

  • имеет навыки вождения и чувствует автомобиль;

  • находясь за рулем, может без искажений воспринять и быстро обработать поступающую информацию. Принимает правильные решения.

  • знает Правила Дорожного Движения;

  • может ориентироваться в окружающем пространстве, пусть даже с картой в руках;

  • эмоционально устойчив и адекватен в поведении и реакциях, одним словом здоров в физическом и психологическом плане. В идеале: обладает хорошим зрением, вниманием и реакцией.
www.

К большому сожалению, а также разочарованию многих подростков на территории Российской Федерации с недавнего времени действует новый законопроект, в соответствии с которым запрещается управление любыми транспортными средствами, имеющими двигатель мощностью более 0,25 кВт, без прав соответствующей категории. Хотя многих это и не смущает, потому как они даже не знают того, какие документы на скутер нужны и существуют ли они вообще.

Нужны ли права для управления скутером?

Если говорить простым человеческим языком, то новый закон предупреждает водителей о том, что каждый, кто управляет какими-либо механическими транспортными средствами (автомобилями, мопедами, мотоциклами и так далее), обязаны иметь водительское удостоверение или, если говорить проще, права на управление транспортным средством. Они выдаются практически на все категории ТС, за исключением велосипедов и механических средств, имеющих двигатели мощностью менее 0,25 кВт.

В правилах дорожного движения также есть сноска, которая объясняет, что двигатель - это специальное механическое устройство, которое преобразует топливо либо электрическую энергию в механическую и приводит в движение остальные устройства механического транспортного средства, в итоге приводит само транспортное средство в движение.

Отвечая на вопрос о том, нужны ли документы на скутер, можно однозначно сказать, что да, потому как скутер относят в данном случае либо к мопедам, либо мотоциклам, в зависимости от его технических характеристик. А в соответствии с новым законом водители и того и другого должны иметь водительское удостоверение.

Технические особенности скутеров

Почему же новый закон так расстроил многих подростков? Раньше в России на или квадроциклы, имеющие двигатель внутреннего сгорания с объемом камеры в 50 кубов и менее, не нужны были права и, по сути, они приравнивались к велосипедам, но начиная с ноября 2013 года был издан новый закон, в соответствии с которым стало необходимо оформлять права категории М для управления мопедами, то есть с недавнего времени обязательно нужны документы на скутер.

В ПДД говорится, что мопед - это не что иное, как механическое транспортное средство, которое имеет двигатель внутреннего сгорания с объемом камеры до 50 кубов или электрический двигатель мощностью до 4 кВт, при этом скорость должна быть ограничена 50 км/ч.

В соответствии с этим можно сказать, что мотоциклы, скутеры, велосипеды с двигателями, квадроциклы и другой транспорт, подходящий под данные технические характеристики, можно считать мопедом. Все, что имеет в своей конструкции более мощный двигатель, относится скорее к категории мотоциклов. Тогда какие документы нужны на скутер, чтобы кататься законно?

Если объем двигателя скутера до 50 кубов

Если говорить кратко, то сами по себе документы на скутер с объемом двигателя до 50 кубов не нужны, нужно лишь иметь права соответствующей категории. В данном случае это категория М (то есть право на управление мопедами). Эта категория подразумевает также управление ТС с электродвигателем до 4 квт и мопедом со специальной "люлькой".

Также разрешается управление этой группой транспортных средств лицам, у которых открыта любая другая категория. Это значит, что если человек имеет права на управление автомобилем, то ему не придется переучиваться на категорию М. Ему просто можно взять мопед и поехать, а если его остановит сотрудник ГИБДД, водитель вправе предоставить свои права сотруднику и ехать дальше, если он не совершил никаких нарушений.

Следует обратить внимание на то, что получить права категории М возможно уже в 16 лет, необходимо лишь пройти курс обучения и сдать экзамен в ГИБДД. Для получения прав большинства других категорий придется ждать совершеннолетия.

В остальном можно сказать, что другие документы для управления скутером такого типа не нужны, так как на территории России они официально не оформляются, как и на велосипеды. Но все же многие советуют с собой возить чек на скутер, либо какое-нибудь руководство, которое прилагалось с ним при покупке, так как в таком случае будет намного проще доказать сотруднику ГИБДД, что скутер принадлежит вам и не числится в угоне. Хотя владелец скутера и не обязан предоставлять документы, не предусмотренные ПДД.

Важно помнить, что по закону сотрудник вправе требовать лишь водительское удостоверение, в том случае, если водитель управляет скутером до 50 кубов. Проверить, числится ли в угоне данный экземпляр, он может через специальную систему, причем процедура производится достаточно быстро.

Если объем двигателя скутера свыше 50 кубов

В случаях когда объем двигателя выходит за пределы 50 кубов, приходится официально оформлять скутер. Для транспортных средств, имеющих такой двигатель, выдается паспорт транспортного средства (ПТС). В дальнейшем переоформление происходит таким же образом, как в случае с автомобилем.

Помимо этого, придется получать регистрационные знаки, то есть ставить мопед на учет, соответственно, придется пройти техосмотр и получить страховку. Ну и, конечно же, иметь права соответствующей категории, а именно А1. Она подразумевает управление транспортными средствами с объемом двигателя от 50 до 150 кубов.

Какие же документы на будут необходимы для постановки на учет? Процесс, как правило, не сильно отличается от постановки на учет других транспортных средств. Необходим следующий пакет документов:

  • Ваш паспорт - чтобы оформить свидетельство о регистрации и указать собственника, в данном случае человека, купившего ТС.
  • ПТС - или в котором указаны все технические характеристики, особенности, а также серийные номера и номерные регистрационные знаки.
  • Чек о покупке или договор купли-продажи, чтобы подтвердить, что человек действительно купил и является владельцем транспортного средства.

В случаях когда постановка на учет производится в первый раз, необходимо иметь еще и ксерокопию ГТД (грузовой таможенной декларации), чтобы подтвердить, что скутер официально ввезен в Россию и растаможен. Если же когда-то купленное средство стояло на учете в России, то данный документ, скорее всего, не понадобится, так как в ПТС будет соответствующая запись.

Оформление документов при покупке б/у скутера

Так как документы на оформлять необходимости нет, да и сделать это в принципе невозможно, то и рассматривать эту тему, с одной стороны, не имеет смысла. Но если рассудить логически и прислушаться к советам водителей скутеров, то можно понять, что все-таки стоит составить хотя бы договор купли-продажи. Потому как сотрудник ГИБДД захочет увидеть хотя бы какие-нибудь документы на скутер.

Это нужно для того, чтобы доказать, что вы не угоняли мопед у предыдущего хозяина, а действительно купили его за деньги, ведь у него могли сохраниться какие-либо чеки или другие документы, подтверждающие покупку, с которыми он может обратиться и написать заявление о краже имущества. С договором все пройдет куда спокойнее и не нужно будет бояться попасться в руки мошенников.

В таком случае образцом документов на скутер до 50 кубов можно считать образец договора купли-продажи Но при этом стоит учитывать, что ПТС на мопед до 50 кубов просто не существует и не стоит требовать его у предыдущего владельца или продавца.

А вот в случае со скутером другого типа стоит искать вариант только с документами, иначе законно передвигаться на таком транспорте будет невозможно. Процесс оформления простой:

  1. Хозяин снимает с учета транспортное средство.
  2. Составляется договор купли-продажи и уплачивается стоимость.
  3. Производится постановка на учет новым хозяином.

Впрочем, процедура многим знакома, ведь она идентична процедуре продажи автомобиля или любого другого транспортного средства, к тому же довольно проста.

Что делать, если не сохранилось никаких документов на скутер?

К счастью, в России не требуют иметь какие-либо документы на скутер 50 кубов. Сотрутники ГИБДД не могут потребовать ничего, кроме водительских прав, поэтому даже если были утеряны чеки или договор купли-продажи, технические книжки, которые могли прилагаться в комплекте, или что-то еще, то ничего страшного и критичного на самом деле нет. Скутер можно продолжать эксплуатировать и без этих бумаг, потому как закон это предусматривает, тем более если документы действительно были и скутер не числится в угоне. Бояться нечего, главное - не нарушать правила дорожного движения.

В случае если были на скутер с большим объемом двигателя, все намного проще - восстановить практически любые документы реально. Разумеется, в том случае, если скутер был действительно зарегистрирован и имеет регистрационный знак. Нужно лишь обратиться в ГИБДД и заявить об их утере, а далее подскажут, что стоит сделать для восстановления документов.

Нужно ли ставить скутер на учет и в каких случаях?

Из вышесказанного текста можно понять, что ставить на учет можно только скутеры, подходящие под определенные характеристики: двигатель внутреннего сгорания от 50 до 150 кубических сантиметров и развивающий скорость свыше 50 км/ч. По идее, это уже даже не скутер, а самый настоящий мотоцикл, который условно принято называть так.

Но нужно ли это делать? Если планируется использовать транспортное средство, то это просто необходимо! Потому как управление таким скутером без документов незаконно и это грозит штрафом, если такой водитель будет остановлен сотрудником ГАИ.

Получение категории водительских прав для управления скутером

Документы для управления скутером - это целый пакет бумаг, различающийся в зависимости от того, каким конкретно скутером собирается управлять водитель. В самом простом случае это паспорт и водительское удостоверение с открытой категорией М. Если мопед более мощный, то права с категорией А1 или А, а также ПТС и страховка.

Если с ПТС и страховкой все понятно, процесс оформления достаточно прост, то с правами и категориями придется разбираться конкретнее. Вот что позволяют конкретные категории прав:

  • Категория М - позволяет управлять ТС с двигателем до 50 кубов, на которое не нужно никаких иных документов, кроме прав. Водитель с данной категорий не может управлять ТС с более мощными двигателями. Для мопедов существуют отдельные правила, отличные от предусмотренных для обычных мотоциклов или автомобилей. Это и будет документами на скутер до 50 кубов.
  • Категория А1 - совершенно другая категория, приближенная к А, но при этом имеет ограничение по мощности до 150 кубов. Также любой желающий может без проблем получить ее уже в 16 лет.
  • Категория А - позволяет управлять всеми видами мотоциклов, это уже более мощные агрегаты с двигателями объемом более 150 кубов, получение прав этой категории положено строго с 18 лет.

Как сдавать экзамены для получения прав на скутер в ГИБДД?

Если нужны документы на скутер, то придется пройти через некоторое испытание:

  1. Обучение в автошколе на конкретную необходимую категорию, стоимость и сроки обучения зависят напрямую как от выбранной категории, так и от самой автошколы, но стоит отметить, что чаще всего на категорию М обучение сокращенное и занимает не более 2 недель.
  2. Параллельно с обучением или сразу после него необходимо пройти медицинский осмотр и получить специальную справку, в соответствии с которой производится допуск к управлению ТС.
  3. Производится сдача внутренних экзаменов автошколы для допуска к основным.
  4. Сам экзамен в ГИБДД состоит из двух частей: теория на компьютере и практика на площадке и в городе. После успешной сдачи можно официально получить права.

Но не стоит расстраиваться, если не удалось сдать экзамен, ведь пересдача состоится уже ровно через неделю. А если и второй раз не получится сдать, то еще через месяц. В любом случае каждому водителю под силу сдать экзамен и получить документы на скутер самостоятельно.

Штрафы за отсутствие водительских прав у лиц, управляющих скутерами

Понятно, что необходимо иметь права соответствующей категории, а также все документы. Но что будет, если вдруг у водителя нет прав, а он все же сел за руль? В случае остановки такого водителя сотрудниками ДПС мопед будет доставлен на штрафстоянку, а штраф будет составлять от 5 до 15 тысяч рублей. Забрать транспортное средство со штрафстоянки сможет лишь человек, имеющий права с данной категорией.

Если вдруг водитель заявит о утере прав, то это никаким образом не изменит ситуацию, так как утеря должна быть зарегистрирована. В таком случае водителю выдадут временные права, а по истечении срока в 60 дней выдается новое водительское удостоверение.

За просроченное удостоверение также грозит штраф. А если вдруг будет совершено повторное нарушение правил, к примеру, если водитель, уже лишенный прав, снова появится на дороге, то штраф составит 30 тысяч, либо будут предусмотрены исправительные работы или даже лишение свободы на срок до 15 суток.

Важно помнить, что документы на скутер 50 кубов не нужны и следует до последнего доказывать сотруднику, что по закону наказания за езду на таком ТС не существует. Если же сотрудник доказывает обратное - это противоправные действия, которые можно оспорить в суде, записав диалог на телефон или камеру.

Произошел недавно случай в Москве. Мужчина припарковался у магазина. Когда вышел, то обнаружил, что его машины уже нет, ее отвезли на штрафстоянку. После оплаты штрафа он хотел ее забрать, но это оказалось непросто. Все документы остались в бардачке автомобиля. Если не хотите попасть в подобную ситуацию, читайте дальше.

На днях одного моего знакомого остановил гаишники. По его виду было, что работает он совсем недавно. Слово за слово и дело дошло до проверки документов. С водительским удостоверением и страховкой у моего друга было всё в порядке. Как вдруг гаишник попросил у него ПТС.

Этого документа с собой не было. Сотрудник ГИБДД хотел сделать замечание, но в этот момент подошел его более опытный коллега. Оказалось, что по новым правилам ПТС возить с собой совсем не обязательно. Также с собой не нужно брать и договор купли-продажи автомобиля.

Чтобы у вас осталось меньше вопросов, я решил написать эту статью.

Точно также не нужно больше возить с собой доверенность. Если вы даете кому-то автомобиль, то информация об этом человеке должна быть вписана в полис ОСАГО или КАСКО.

Доверенность была совершенно бессмысленным документом. Ее даже не нужно было заверять у нотариуса. Составить ее можно было от руки на любом листе бумаги. После того как в интернете проголосовало несколько миллионов человек за ее отмену, внесли поправки в закон.

ПТС всегда нужно хранить дома. Если его потерять, придется заказывать дубликат. Это может создать лишние проблемы при продаже. Покупатели будут видеть, что это дубликат и могут заподозрить, что автомобиль в угоне. Именно так поступают банковские мошенники, которые покупают автомобиль в кредит и потом его продают.

Специалисты и юристы тоже давно предлагали отменить этот документ. Хотя если вы решите продавать автомобиль с чьей-то помощью, тогда доверенность, конечно, будет нужна. Только составлять и заверять ее должен нотариус.

Также нотариальная доверенность нужна, если вы едете за границу на чужом автомобиле.

Обязательные документы

А вот обязательный перечень документов уже несколько лет остается практически неизменным. В него входят:

  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации тс;
  • полис осаго;
  • паспорт гражданина.

Помните, что полис ОСАГО нужно возить в оригинале. Некоторые водители боятся его потерять и делают копии. Это недопустимо, за это можно получить штраф. Кроме того, если страховки не будет, автомобиль заберут на штрафстоянку.

Если в конструкцию автомобиля вносились изменения, у вас должны быть разрешения на эти изменения. То же касается установки нестандартных световых или звуковых устройств. Если разрешения на их установку не будет, вы получите штраф.


Внимательно следите за тем, чтобы водительское удостоверение не было просрочено. Иначе можно получить крупный штраф от 5000 рублей. Кроме того, права должны быть нужной категории.

В свидетельстве о регистрации автомобиля должны быть указаны все данные на машину. Этот документ выглядит как заламинированная карточка, в которой указан номер машины, номер двигателя, информация о владельце. Данный документ подтверждает, что машина принадлежит вам.

Если свидетельства с собой не будет, сотрудники ГИБДД могут подумать, что вы его угнали. Им придется задержать вас, а машину отправят на штрафстоянку до выяснения всех обстоятельств.

Кстати, со штрафной стоянки автомобиль может забрать только его владелец или лицо у которого есть нотариальная доверенность для совершения этих действий.

Документы для такси

Если вы перевозите пассажиров и берете за это деньги, у вас должны с собой быть дополнительные документы. Обязательно нужна лицензия на перевозку пассажиров.

Также в автомобиле должна быть инструкция и правила по перевозке.

Документы для водителей грузовиков:

Если вы перевозите какие-то грузы, у вас должен быть путевой лист по данному маршруту. Также у вас должны быть документы на этот груз.

Если вы перевозите опасные или крупногабаритные грузы, то должны быть при себе разрешающие документы на перевозку.

Кроме того, при себе у вас должна быть личная карточка для тахографа.

Вопрос
Месяц назад вышла замуж. Езжу по старому водительскому удостоверению, паспорт поменяла, там сейчас указана новая фамилия. Какие документы нужно с собой брать?
Ответ
Обязательно обратитесь в ГИБДД и напишите заявление на замену водительского удостоверения. Пока вам его не заменят лучше за руль не садиться. Но если всё же решите ездить, то возите с собой свидетельство о регистрации брака. Так сотрудники ГИБДД смогут увидеть, что вы меняли фамилию.

Ответственность

За отсутствие необходимых документов вы можете получить серьезный штраф. Если вы забыли права дома, можете получить штраф в размере 500 рублей. Если при себе не будет полиса ОСАГО, тогда тоже можете получить штраф 500 рублей.

Когда вы передаете автомобиль другому человеку, у которого нет прав, штраф вырастет уже до 3000 рублей.

Более суровые наказания будут в том случае, если некоторые документы вы вообще не получали. К примеру, если у вас нет прав, то можно получить штраф в размере 5000-15000 рублей. Бывает ситуацию, когда права у водителя были, но потом лишили. Если он сядет за руль, то можно уже сесть в спецприемник на 15 суток или получить штраф на 30000 рублей.

А скоро эти штрафы могут еще больше увеличить. Недавно в Госдуме предложили за езду без прав сажать на 4 года в тюрьму.

К тому же за езду без необходимых документов автомобиль могут забрать на штрафстоянку. Чтобы его оттуда забрать придется потратить много сил и времени. К тому же нужно будет дополнительно оплачивать время нахождения машины на стоянке.

Если вы попали в подобную ситуацию, пробуйте договориться с инспектором, чтобы привезти документы из дома и показать их ему. Вам нужно будет успеть привезти их до приезда эвакуатора.

Не храните документы в машине, всегда забирайте их с собой домой или на работу, когда выходите из автомобиля. Если их украдут, то восстановление займет много времени.

Медицинскую справку возить с собой не нужно. Справку нужно брать только кем, у кого есть ограничения по здоровью. Например, если у вас проблемы со зрением.

Как предъявить права

Если вас останавливает инспектор ГИБДД, после остановки откройте боковое окно. После этого инспектор должен будет вам представиться и объяснить причину остановки.

Общение должно быть вежливым, вам тоже следует отвечать вежливо. По первому требованию вы должны предъявить документы в развернутом виде. Не ругайтесь и не нервничайте во время общения. Помните, что выходить из автомобиля вы не обязаны.

Иногда инспектор предлагает пройти к нему в машину. Помните, что это ваше право, а не обязанность. Вы можете отказаться и остаться в автомобиле.

Вопросы и ответы

Евгений
Недавно купил машину по договору купли-продажи. Прежний владелец не снял ее с учета. Нужно ли мне возить с собой договор, чтобы доказать, что это мой автомобиль?

Ответ
После покупки вы должны в течение 10 дней поехать и поставить машину на учет. До этого времени автомобиль будет числиться за предыдущим владельцем. Возить договор не имеет смысла.

Александр
Недавно нарушил правила и мне выписали штраф. Я его оплатил, у меня осталась квитанция. Сколько мне нужно возить ее с собой?

Ответ
Лучше всего съездить в отделение ГИБДД и показать квитанцию об оплате. После этого попросите проверить, есть ли у вас еще задолженности. Если нет, то квитанция больше не нужна. Но если вы переживаете, что этот штраф не удалили из базы, то возите с собой квитанции 2 года.

Вопрос необходимости предъявления документов на посту ДПС во время остановки - важное правило дорожного движения, которое регулирует отношения ГИБДД и водителей. Поэтому каждый владелец автомобиля должен знать о пакете документов, который всегда должен быть с собой в автомобиле во время поездки. Существует стандартный комплект документов, который знает каждый водитель, а также некоторые дополнения. К примеру, если ваш автомобиль обладает специальным номерным знаком с определенными обозначениями, необходимо иметь при себе документ, приводящий в законное поле использование такого знака. Также стоит учитывать дополнительные элементы транспортного средства, такие как прицеп. На некоторые прицепы вам потребуется дополнительный пакет документов.

Сегодня пакет документов водителя не столь большой, но важно соблюдать не только наличие всего списка необходимых документов при управлении автомобилем, но и содержание этих бумаг. Часто на посту ГИБДД или на таможенном контроле на границе возникают неприятные спорные моменты, которые заставляют водителя значительно изменить свои планы. К примеру, за некоторые непорядки с документами сотрудники ГИБДД имеют полное право снять с машины номера или вообще поставить автомобиль на штрафплощадку. И этими привилегиями сотрудники дорожной полиции неустанно пользуются. Впрочем, вы можете избежать неприятностей, собрав необходимый пакет документов для поездок на вашем автомобиле.

Удостоверение на право управления автомобилем

Первый документ, который необходим для вождения автомобиля в России, - это права. Также вы можете водить автомобиль на основании временного документа на право управления транспортным средством определенной категории. Такой вариант чаще всего происходит после выписанного вам нарушения с лишением прав (выдается временное разрешение на управление авто). Права должны отвечать следующим требованиям:

  • принадлежать участнику дорожного движения, который управляет автомобилем;
  • иметь открытую категорию управления ТС, к которой принадлежит управляемый автомобиль;
  • быть годными для использования в конкретный момент времени;
  • пребывать в нормальном внешнем виде, без повреждений и искажений информации.

Нередко конфликты с ГИБДД возникают в том случае, если права просрочены. Необходимо следить за сроком годности документа, меняя его раз в десять лет. Сегодня процедура замены водительского удостоверения не представляет сложностей и в том случае, если документ визуально испорчен, разорван или имеет другие повреждения.

Свидетельство о регистрации транспортного средства

Регистрационные документы на машину также должны обязательно присутствовать в комплекте документов водителя во время поездки. Иначе инспектор ГИБДД может принять решение о запрете дальнейшего движения и постановке машины на штрафстоянку до выяснения обстоятельств. Также за отсутствие регистрационных документов в виде свидетельства о регистрации или временных документов на новый автомобиль вы получите немалый штраф.

Приобретенный в салоне автомобиль снимает требование иметь при себе свидетельство о регистрации, но при вас в данном случае должны быть документы, подтверждающие приобретение машины. Это договор купли-продажи авто и прочие бумаги, которые вы будете подавать в ГИБДД для проведения регистрации.

Страховой полис ОСАГО

Важнейшим документом, отсутствие которого или неверное оформление карается снятием номеров с автомобиля, является полис ОСАГО - обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности. Этот полис необходимо иметь при себе в любой поездке. Также существуют требования к полису страховки:

  • необходимо наличие только актуальной на дату проверки документов страховки;
  • полис должен быть государственного образца, выполнен на специальной бумаге;
  • водитель должен быть вписан в страховой полис, в ином случае нарушение приравнивается к отсутствию страховки;
  • отдельные полисы на прицепы и прочие дополнения к транспортному средству не требуются.

Несмотря на наличие большого количества сопротивления со стороны водителей к данному требованию, государство не собирается послаблять нормы правил, касающиеся страховки. Если вы не являетесь владельцем транспортного средства, за рулем которого сидите, вы обязательно должны быть вписаны в страховку. Это важное требование современных ПДД.

Документы для пересечения границы

Если вы решили съездить в отпуск в другую страну, позаботьтесь о полной актуальности всех перечисленных выше документов на ближайший месяц. Иначе вас могут просто не выпустить за пределы РФ с потенциально неактуальной страховкой или просроченными правами. Что еще хуже, вас могут не пустить обратно. Документы, которые могут потребоваться на таможне, следующие:

  • накладные и чеки на все товары, которые вы везете в автомобиле;
  • документы, поясняющие происхождение того или иного предмета в авто;
  • транспортные путевые листы (для сотрудников предприятий, которые везут груз в другую страну);
  • специальный страховой полис «грин-карта», который распространяет действие на заграничные государства.

Потребовать путевой лист от вас могут только в том случае, если вы на самом деле везете промышленную партию определенных товаров. Иначе эта партия будет расценена как контрабанда и вполне может быть конфискована без объяснения причин. Поэтому лучше подготовиться к встрече с таможенниками и предоставить все необходимые бумаги.

Документы на прицеп

Если прицеп вашего автомобиля по массе не превышает массу машины, а вместе с прицепом снаряженная масса авто не превышает 3.5 тонны, то никаких дополнительных документов на прицеп вам оформлять не нужно. Категория B позволяет управление автомобилем с такими прицепами. В ином случае придется открыть категорию BE, что делается достаточно просто и быстро в любой автошколе.

Иных требований документов по прицепу к легковому авто нет, но стоит учесть, что груз в прицепе представляет особый интерес для сотрудников ГИБДД. Нередко полиция останавливает авто и проверяет груз, так что лучше иметь на него документы о происхождении и покупке.

Какие документы не нужно иметь с собой в автомобиле?

Кроме пакета документов, который необходимо иметь с собой в автомобиле во время поездки, есть также комплект бумаг, который возить не обязательно. Это важный момент, поскольку требование таких документов со стороны сотрудника ГИБДД является незаконным и может быть поводом для звонка на горячую линию с определенной жалобой. Эти документы следующие:

  • диагностическая карта, которая свидетельствует о прохождении полного технического осмотра на сертифицированном СТО;
  • ПТС - паспорт транспортного средства, необходимый водителю только при совершении определенных регистрационных действий;
  • документы, подтверждающие приобретение автомобиля, - они нужны только при оформлении авто в ГИБДД;
  • различные свидетельства и удостоверения, не относящиеся к вашей деятельности в качестве водителя.

Удостоверение, которое демонстрирует ваше служебное положение, конечно, может стать важным аргументом в споре с сотрудниками ГИБДД, но реформированная патрульная служба безопасности дорожного движения вполне спокойно относится к таким «старым» методам решения вопросов. Так что удостоверение никак не заменяет необходимый пакет документов на машину. Не так давно появилась информация о том, что водителей могут обязать возить с собой медсправки:

Подводим итоги

Чтобы водить автомобиль и не получать неприятных эмоций каждый раз при встрече с сотрудниками дорожной патрульной службы, следует иметь при себе определенные документы. К ним относятся права, свидетельство о регистрации, страховой полис ОСАГО. Также на таможне вам потребуется страховка грин-карта, в некоторых случаях полезным будет наличие документов на перевозимый груз. Требование всех остальных документов является индивидуальным, и зачастую такие процессы нарушают действующие нормы закона.

Если ваш автомобиль обладает прицепом, которые делает общий вес машины больше 3.5 тонн, следует открыть дополнительную категорию. Все документы должны быть актуальными, с определенными допусками и вписанными фамилиями. В ином случае каждая встреча с сотрудниками дорожной полиции будет превращаться в настоящую проблему для вас. А вы когда-нибудь попадали в неприятности, связанные с отсутствием нужных документов?

По новому федеральному закону для того, чтобы управлять мопедом или скутером, необходимо получить водительское удостоверение категории М (мопеды и легкие квадрациклы). Однако, если у вас есть удостоверение какой-то другой категории, вы по закону можете ездить на мопеде.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Например, у вас есть права категории В, но вы управляете скутером, и вас остановит сотрудник ДПС и попросит предъявить документы, вы смело можете показать ваши права.

Права на скутер

Законодательная база в отношении езды на скутерах и мопедах очень изменчива. Федеральный закон о необходимости оформления прав категории М ввели с ноября 2013 года. Для получения прав нужно пройти обучение в автошколе и сдать соответствующий экзамен в ГИБДД.

В связи с этим законом, в ПДД были внесены соответствующие изменения. Однако, когда ввели новое правило, не учли, что автошколам нужны новые ПДД и новые специалисты для того чтобы обучать на новую категорию. Поэтому почти год теоретически закон существовал, но не действовал. В связи с этим, людям, которые хотели управлять скутерами, нужно было получать более высокую категорию управления.

  1. Максимальная скорость движения не должна превышать 50 км/ч.
  2. Объем двигателя внутреннего сгорания не должен быть больше 50 куб. см или электродвигатель от 0,25 кВт до 4 кВт.

Мопед может иметь два или три колеса, а также к мопедам приравнивают квадроциклы. К мопедам могут причислить даже велосипед, у которого имеется двигатель, подходящий под характеристики скутера. С апреля 2014 года каждый тот, кто управляет скутером, обязан обладать соответствующими документами. По просьбе сотрудников ГИБДД водитель обязан предъявить права.

Также необходимо наличие шлема у водителя скутера. Если водитель мопеда не достиг возраста 16 лет, управление скутером запрещено.

Есть еще один момент, если вас лишили прав другой категории, и вы решили получить взамен права категории М, то такой вариант предусмотрели законом, и вы не вправе получить права, пока срок лишения других прав не закончится. А когда он закончится, вам и права категории М будут не нужны.

1. Скутеры мощностью до 50 кубов

Ранее управлять скутером до 50 кубов мог любой подросток, не имеющий никаких специальных удостоверений. Однако, сейчас законодательство ужесточило требования к управлению таких мопедов. И для управления ими необходимо иметь удостоверение с категорией М, либо с любой другой категорией. А также управлять скутером могут только те лица, которые достигли 16 лет.

Регистрировать скутер мощностью до 50 кубов пока не нужно, соответственно оформлять тоже необязательно, однако по желанию можно, ведь статистика показывает, что аварийность данного средства передвижения очень высока. В случаи попадания в ДТП на скутере без ОСАГО, по вашей вине придется оплачивать из своего кармана.

Кататься без прав можно управляя мопедом для мотокросса. Последние достаточно мощные транспортные средства. Однако ездить на них можно только на специальных спортивных площадках или в поле, где нет дороги, т. к. они относятся к спортивным снарядам. На общем дорожном полотне на подобных мопедах движение запрещено.

2. Скутеры мощностью 50 кубов

Существуют скутеры с более мощным двигателем, таким как 50 кубов и более. В данном случае водителю нужно получать другую категорию А1, если мощность не превышает 150 кубов. Возрастное ограничение также устанавливается от 16 лет. Наличие шлема при вождении является обязательным условием.

3. Скутеры 150 кубов

Вождение скутеров, которые имеют двигатель объемом 150 кубов, требует более сложной категории. Здесь нужно будет получить водительские права категории А. Такие скутеры приравниваются к мотоциклам. Вождение подобных механических транспортных средств возможно только тем, кто достиг 18 лет.

  1. Пройти технический осмотр.
  2. Оформить страховой полис ОСАГО.

Также обязательным условием является наличие шлема при вождении подобного транспортного средства.

Штраф за отсутствие прав на скутер

Езда без прав на скутере, также как и на другом механическом транспортном средстве, наказывается законом. Если вас остановит сотрудник ДПС без соответствующих документов, штраф может составить от 5 тысяч до 15 тысяч рублей. Если вы просто и можете это доказать, то штраф составит 500 рублей.

В случае, если вы управляли мопедом без прав, помимо штрафа вам грозит отстранение от вождения вашего транспортного средства, а также ваш мопед отвезут на штрафстоянку, за которую в последующем также надо будет заплатить. Со штрафстоянки скутер может забрать только тот человек, который имеет водительское удостоверение.

Наиболее часто водителей скутеров штрафуют также за:

  1. Управление подростком младше 16 лет(если за рулем подросток моложе 14 лет, штраф выписывают его родителям).
  2. Потерю водительских прав.
  3. Просроченное водительское удостоверение.

Зачастую при отсутствии прав водитель аргументирует это тем, что он их потерял. Однако утеря удостоверения должна быть зарегистрирована в ОВД, где владельцу выдается временное удостоверение. А после 60 дней уже выдают новые права. Просроченные права тоже наказываются штрафами.

Более серьезное наказание ждет того, кто повторно нарушил правила. Если вас единожды лишили прав, а вы снова выехали без удостоверения на дорогу, вас ждет штраф 30 тысяч рублей, либо исправительные работы, или лишение свободы на 15 суток.

Порядок оформления прав на скутер

Для того чтобы получить права на скутере, следует пройти ряд стандартных процедур:

  1. Обучение в автошколе (обычно это сокращенный курс продолжительностью две недели, который включает изучение сокращенной версии теории ПДД) – стоимость обучение составляет примерно 9-12 тысяч рублей.
  2. Пройти медицинский осмотр.
  3. Сдача внутренних экзаменов.
  4. Сдача экзаменов в ГИБДД: теория (допустимо две ошибки в ответах), площадка, город.

Для оформления прав необходимы документы:

  1. Заявление на получение прав категории М.
  2. Паспорт.
  3. Справка из наркологического диспансера.
  4. Справка из психоневрологического диспансера.
  5. Общую медицинскую справку.
  6. Фото 3 на 4.
  7. Квитанцию об оплате за сдачу экзамена (стоимость экзамена составляет 800 рублей).

Если с первого раза сдать экзамен не получается, вам назначат пересдачу спустя 7 и более дней после первой попытки.

1. Где выдаются права

Права на скутер выдаются в ГИБДД, по месту обращения, т.е. вы выбираете наиболее территориально подходящее вам подразделение ГИБДД, где сначала сдаете экзамены, а затем получаете свое водительское удостоверение.

2. Кому выдаются

  1. Уже достигли возраста 16 лет.
  2. Прошли соответствующее обучение.
  3. Имеют медицинскую справку.
  4. Успешно сдали теоретические и практические экзамены.

3. Что представляет собой экзамен

Экзамен для получения прав категории М состоит из двух частей: теория и практика.

Экзамены сдаются в ГАИ, под надзором сотрудников отделения. Сотрудник, который принимает экзамен должен:

  1. Быть старше 25 лет.
  2. Иметь права категории М или выше.

Теоретическая часть представляет собой тестирование на компьютере. После успешной сдачи теории, необходимо сдать практическую часть на площадке и в городе.

Сдавать экзамены можно только после обучения в автошколе, самому просто подготовиться и прийти сдавать запрещено.

Если с первого раза сдать не получилось, у вас есть 7 дней для того чтобы подготовиться и прийти на пересдачу. В случаи провала во второй раз, на пересдачу вас допустят только через месяц. И в последующем промежуток между пересдачами должен быть более 30 дней.

В итоге, для того чтобы управлять скутером или мопедом, независимо от мощности двигателя, водителю понадобятся права. Данный закон введен недавно, однако, это не освобождает водителей от их обязанностей. Категории прав для вождения скутером – М или А (зависит от типа механического транспортного средства). При наличии категории В или любой другой, получении категории М не требуется.

Обязательным условием также является достижение водителем 16 лет, а также езда без шлема на мопеде противозаконна. За несоблюдение этих условий водителю грозит штраф.

Для получения прав потребуется пройти обучение в автошколе, пройти медицинское обследование и сдать экзамены в ГИБДД.

Таким образом, процедура получения водительского удостоверения не такая уж и сложная, и занимает немного времени. Если же вы захотите прокатиться на скутере без прав, вам возможно придется поплатиться за это высоким штрафом в размере от 5 тысяч рублей и более.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: