Понятие и виды социальных групп. Территориальная группа человека

Социальная группа (общность) представляет собой реально существующую, эмпирически фиксируемую совокупность людей, которая характеризуется целостностью и выступает как самостоятельный субъект социального и исторического действия.

Появление различных социальных групп в первую очередь связано с такими явлениями, как общественное разделение труда и специализация деятельности, а во вторую - с исторически сложившимися условиями быта, и

Итак, ту или иную совокупность людей можно считать социальной группой, если ее участники обладают:

1. Сходством условий жизнедеятельности.

2. Наличием совместно осуществляемой деятельности.

3. Общностью потребностей.

4. Собственной культурой.

5. Самопричислением себя к данной общности.

Социальные группы и их виды и формы отличает необычайное разнообразие. Так, они могут варьироваться и по количественному составу (малочисленные и многочисленные), и по продолжительности своего существования (кратковременные - от нескольких минут, и устойчивые, существующие тысячелетиями), и по степени связи между участниками (устойчивые и случайные, аморфные образования).

Виды социальных групп в зависимости от численности

1. Малые. Они характеризуются небольшим количеством участников (от 2 до 30 человек), которые отлично друг с другом знакомы и заняты каким-то общим делом. Взаимоотношения в такой группе прямые. Сюда относятся такие виды элементарных ячеек общества, как семья, компания друзей, школьный класс, экипаж самолета и т.п.

2. Большие. Они представляют собой многочисленные совокупности людей, которые занимают в общественной структуре одинаковое положение и имеют в связи с этим общие интересы. Виды больших социальных групп: страта, класс, нация и т.п. При этом связи в таких совокупностях все чаще непрямые, поскольку численность их огромна.

Виды социальных групп в зависимости от характера взаимодействия

1. Первичные, в которых взаимодействие участников друг с другом носит межличностный, непосредственный, подразумевающий поддержку группа сверстников, друзей, соседей по подъезду.

2. Вторичные, взаимодействие в которых обусловлено достижением общей цели и носит формальный характер. Примеры: профсоюзы, производственные партии.

Виды социальных групп в зависимости от факта существования

1. Номинальные, представляющие собой искусственно сконструированные совокупности людей, которые специально выделяются для Примеры: пассажиры пригородных электричек, покупатели определенной марки стирального порошка.

2. Реальные группы, критерием существования которых являются реальные признаки (доход, пол, возраст, профессия, национальность, место жительства). Примеры: женщины, мужчины, дети, русские, горожане, учителя, врачи.

Виды социальных групп в зависимости от способа организации

1. Формальные группы, которые создаются и существуют только в рамках признанных официально организаций. Примеры: класс в школе, футбольный клуб «Динамо».

2. Неформальные, обычно возникающие и существующие на основе личных интересов участников, которые либо совпадают, либо расходятся с целями формальных групп. Примеры: кружок любителей поэзии, клуб поклонников бардовской песни.

Помимо такого понятия, как социальная группа, существуют и так называемые "квазигруппы". Они представляют собой неустойчивые неформальные совокупности людей, имеющих, как правило, неопределенные структуру, нормы и ценности. Примеры: аудитория (концертный зал, театральное представление), фан-клубы, толпа (митинг, флешмоб).

Таким образом, можно сказать, что подлинными субъектами отношений в обществе являются не реальные люди, отдельные индивиды, а совокупность различных социальных групп, которые друг с другом взаимодействуют и чьи цели и интересы между собой, так или иначе, пересекаются.

Выборы дум Екатеринбурга и Тюмени пройдут в сентябре по новой схеме. В региональное избирательное законодательство внесены изменения, предусматривающие появление на выборах территориальных групп вместо единых партийных списков. Представители оппозиции считают, что поправки лишь усложнят процесс выдвижения и, кроме того, появятся дополнительные возможности для снятия партсписков конкурентов «Единой России».


Поправки в избирательный кодекс Тюменской области, предполагающие введение территориальных групп на выборах местных дум, приняла вчера облдума. Согласно нововведению, количество групп на выборах дум по смешанной системе должно совпадать с количеством одномандатных округов. При этом предусмотрена еще одна общая группа для так называемых «паровозов». В каждую из групп может быть включено не более трех кандидатов. Для регистрации списка партия должна выдвинуть кандидатов не менее чем в половине групп. «Изменения обеспечат связь депутата с его территорией, а также усилят внутрипартийную борьбу»,- пояснил на заседании тюменской облдумы депутат от «Единой России» Фуат Сайфитдинов и предложил утвердить законопроект в течение одного заседания.

Многие парламентарии критично отнеслись к предложению единоросса. «Почему с другими партиями не проконсультировались? Зачем так торопиться?» - спросил коммунист Владимир Чертищев. «Мы в цейтноте, потому что в сентябре уже выборы думы Тюмени (18 депутатов изберут по партспискам, 18 - по одномандатным округам.- “Ъ” )»,- признался господин Сайфитдинов. «При распределении мандатов первыми места получают кандидаты из общей группы. Но если кто-то из них откажется, каким образом принимается решение о распределении мест?» - спросил депутат от ЛДПР Владимир Сысоев. Глава облизбиркома Илья Халин пояснил, что в таком случае мандат перейдет в группу, которая смогла получить наибольшее количество голосов. «А что будет, если в партсписке окажется меньше кандидатов, чем полученных мандатов?» - спросил господин Сысоев. «На некоторые вопросы ответить нельзя, пока не сформирована практика»,- вмешался глава правового управления облдумы Валерий Серков.

Депутат от КПРФ Тамара Казанцева возмутилась, что «такой серьезный закон мы принимаем в спешке только для того, чтобы не пустить в думу Тюмени конкурентов “Единой России”»: «Теперь может быть достаточно снять с выборов два-три кандидата для отказа в регистрации всему партсписку». В ЛДПР также сочли, что процедура усложняется необоснованно. Сомнения были и во фракции «Единой России». «У меня вызывает сомнения: поймут избиратели сразу новую систему или нет»,- сказал единоросс Николай Барышников. В итоге 31 депутат проголосовал «за», 6 - «против», один воздержался.

В конце января аналогичные поправки были внесены в избирательный кодекс Свердловской области. В регионе на сентябрь запланированы выборы думы Екатеринбурга, из-за которых обострились взаимоотношения областных властей с городскими. По информации “Ъ”, изменения избирательного законодательства лоббировала администрация губернатора Евгения Куйвашева, не посчитав нужным проконсультироваться с горадминистрацией. Председатель избиркома Екатеринбурга Илья Захаров утверждает, что поправки только усложнят избирательный процесс. «Избиратели могут запутаться в большом количестве кандидатов (теперь каждая партия может выдвинуть 75 кандидатов.- “Ъ” ). А партиям будет тяжело предсказать прохождение того или иного кандидата в думу, так как теперь мандат будет переходить кандидатам в той группе, которая набрала наибольшее количество голосов»,- отметил господин Захаров.

Политолог Александр Кынев отметил, что введение групп - экстраполяция на местный уровень технологии, которая уже была опробована на уровне региональных выборов. «Непредсказуемым становится итог выборов: пересчет голосов в одной из групп в последний момент может существенно повлиять на распределение мандатов»,- отметил он.

Мария Плюснина, Екатеринбург

Вся разносторонняя и многоплановая деятельность людей, составляющая содержание социальных процессов, осуществляется в масштабе определенных территориальных общностей, являющихся в связи с этим важными условиями и формами общественной жизни.

Социально-территориальные общности могут быть определены как совокупность людей, обладающих однотипным отношением к определенной хозяйственно освоенной территории. Основными сущностными признаками подобной общности являются устойчивые экономические, политические, социальные, духовно-нравственные связи и отношения, выделяющие ее в качестве достаточно самостоятельной системы пространственной организации жизнедеятельности людей. Социально-территориальные общности существовали и существуют в разных исторических условиях. Их появление означало важный этап, качественный скачок в истории человечества. На это в свое время указал Ф. Энгельс, отметивший, что «старое общество, покоящееся на родовых отношениях, взрывается в результате столкновения новообразовавшихся общественных классов; на его место заступает новое общество, организованное в государство, низшими звеньями которого являются уже не родовые, а территориальные объединения». Иначе говоря, именно территориальные общности являются основообразующими звеньями любого государства.

Специфические свойства территориальных общностей детерминированы: экономическими условиями, в первую очередь исторически сложившимся разделением труда; социально-классовой, профессиональной и национальной структурой населения; экологическими условиями, оказывающими важное влияние на характер трудовой деятельности, организацию быта и многие другие аспекты образа жизни людей.

В принципе каждая территориальная общность несет на себе некоторые общие черты, характерные для социального организма в целом.

В общей совокупности территориальных образований исходной является первичная территориальная общность, обладающая свойствами целостности и неделимости по функциональному критерию, а се составные части не могут самостоятельно выполнять специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной общности.

Такой исходной территориальной общностью является регион.

Между социально-территориальными общностями существуют важные различия : по уровню развития производительных сил, плотности населения, характеру хозяйственной деятельности, основанной на той или иной форме собственности, по образу жизни и режиму социального воспроизводства.

Социальное воспроизводство - это процесс эволюции системы социальных связей и отношений, социальной структуры, социальных институтов и организаций, ценностей, норм и поведенческих стандартов.

Основу социального воспроизводства составляет социальное воспроизводство населения, проживающего на определенной территории. Последнее включает в себя демографическую, этническую (национальную), культурную, духовно-правовую, профессиональную составляющие. В своей совокупности они обеспечивают не только физическое воспроизводство людей, но и воспроизводство определенных социальных качеств, необходимых для участия населения в общественной жизнедеятельности.

Социальное воспроизводство не имеет характера «простого повторения», т. е. и количественно, и качественно на разных исторических этапах развития общества оно разнос. Поэтому термин «расширенное» или «суженное» социальное воспроизводство должен отражать в своем содержании эти обстоятельства.

В реформируемой России в 90-е гг. XX в. в регионах с преимущественно русским населением наблюдался явный спад рождаемости и увеличение смертности населения. Практически во всех российских регионах в это же время проявлялось усиление маргинализации населения, получили распространение социальная апатия и различные формы . В целом стали более ощутимыми различия в социально-экономическом развитии регионов. Сказалось также увеличение масштабов миграции, осложнившаяся ситуация в ряде областей и районов страны.

Территориальная градация российского общества отражается в определенных пределах в его административно-территориальном делении на республики, края, области, автономную область, автономные округа, города федерального значения, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, деревни, аулы, хутора и т. д.

Наряду с функциями социального воспроизводства некоторые из социально-территориальных образований выполняют социально-политические функции, являясь субъектами Федерации. Последние сложились исторически и являются в условиях новой демократической России своеобразным наследием советского прошлого.

В самых общих чертах современное российское государство представляет собой сочетание федеративной организации (главенствующий признак) и элементов конфедерации, а также унитарного государства, т. е. «такую организационную структуру, которая отражает масштабы страны, ее многоликость, советское наследие». По Конституции России, федерация изначально состояла из 89 субъектов, в числе которых 21 республика, 49 областей, 6 краев, 10 автономных округов, автономная область и два города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. С весны 2000 г. все эти разнообразные административно-территориальные единицы объединены в 7 федеральных округов. Это нововведение призвано способствовать усилению централизованной государственной власти; оно делает сшс более специфическим российский федерализм. Говоря о его особенностях, А. Г. Здравомыслов отмечает следующие моменты:

  • невозможность прямого заимствования опыта федерального строительства у других государств и народов;
  • отсутствие исторической традиции федеративных отношений как в досоветский, так и в советский периоды;
  • наличие гораздо большего многообразия регионов, чем в иных федеративных государствах мира;
  • осложнение федеративных отношений национально-этническими аспектами, которые представляют собой важную проблему современной политической реальности.

«Нынешний этап развития российского федерализма, — подчеркивает социолог, — связан с действующей конституцией, которая, с одной стороны, провозглашает Российскую Федерацию в качестве Федерального Государства, а с другой стороны, содержит в себе определенные отступления от этого принципа». Эти «отступления» узаконивают, в частности, раз- ностатусность регионов. Более того, составляя в совокупности Российскую Федерацию, регионы (ее субъекты), имея разный статус, оказывают разное влияние на социально-политические процессы в стране, на функционирование самой государственной власти.

Регионы, представленные национальными республиками, в соответствии с Конституцией являются суверенными государствами, имеющими свои конституции, свое законодательство, свою государственную атрибутику, в то время как все остальные, являясь также субъектами Федерации, таким статусом не обладают.

Характер отношений между федеральным центром и регионами определяется не только Основным Законом страны, но также местным законодательством и системой договоров о разделении властных полномочий и предметов ведения. Оптимальное решение этой проблемы обеспечивает как целостность федерального государства, так и достаточную самостоятельность субъектов Федерации в решении вопросов, которые входят в их компетенцию. От того, как разграничены предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации, зависит эффективность функционирования всего государства.

«Первые шаги становления подлинного федерализма, в частности перераспределения властных функций из центра в регион, — отмечает А. А. Жириков, — воспринимаются многими как признак ослабления государства, ущемления его суверенитета и даже как угроза территориальной целостности. Для подобных опасений имеются весьма серьезные основания — в ходе политической перестройки многие политики строили свою карьеру именно на сепаратистких лозунгах борьбы с федеральной властью». И это не могло не сказаться на самом принципе становления демократического федерализма и на политической стабильности общества.

В силу некоторых особенностей развития постсоветской России разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и се субъектами пошло двумя путями: конституционным и договорным. Заключение в марте 1992 г. Федерального договора положило начало процессу развития именно договорных отношений. Принятие Конституции РФ не только не остановило этот процесс, но и придало ему новый импульс.

Международный опыт свидетельствует о возможном трояком подходе (трех способах) разграничения предметов, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Первый состоит в том, что в Конституции перечисляются все вопросы, подлежащие совместному ведению Федерации и ее субъектов. Затем по каждому из данных вопросов подробно определяется круг проблем, находящихся в исключительном ведении Федерации. Второй подход (способ) заключается в том, что перечисляются вопросы, по которым Федерация определяет общие принципы законодательства, а субъекты Федерации издают законы, конкретизирующие эти принципы. Третий подход (способ) состоит в распространенной практике, когда по вопросам, находящимся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, законодательным органам субъектов Федерации предоставляется право принимать законы лишь в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона.

Таким образом, юридическая форма решения всех вопросов, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, по сути своей одинакова. Ею является Конституция Федерации, а не договор. И эта получившая широкое распространение практика закономерна, так как договор пригоден лишь для регулирования отношений между субъектами, равными по своему статусу, а именно: для регулирования отношений между субъектами гражданского или международного права.

В анализе места и роли договорных отношений в Российской Федерации следует исходить из того, что в России сложилась федерация конституционная, а не договорная. Существующая практика договоров свидетельствует о том, что договора заключаются не между Российской Федерацией как целым и ее субъектами, а между органами государственной власти — федеральными и региональными, и при этом исключительно по вопросам разграничения своих полномочий. Поэтому роль договоров является вспомогательной, и они представляют собой скорее временную вынужденную меру, призванную сгладить противоречия между федеральным центром и субъектами Федерации.

Сохранить целостность страны, не допуская ущемления интересов территорий — сложнейшая двуединая задача для современного российского государства. Ее решение связано с формированием новой модели федерализма, позволяющей реализовать концептуальные принципы самоопределения народов на основе равноправия всех субъектов Федерации и всех рациональных общностей в каждом регионе России. Оптимальная модель российского федерализма призвана не допустить ущемляющего интересы субъектов Федерации унитаризма, с одной стороны, и превращения России в конгломерат слабо связанных между собой территориальных общностей — с другой.

Одной из сложнейших проблем взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации явилось соотношение федеральных и местных законов, несоответствие вторых первым и невыполнение федеральных законов на местном уровне.

Властные элиты субъектов Федерации руководствовались в своей деятельности главным образом местными интересами, мало заботясь об интересах государства в целом.

Можно согласиться с характеристикой, сформировавшейся на основе действующей Конституции РФ, государственной системы, данной ей известными политологами Л. Шевцовой и И. Клямкиным: «Во-первых, в ней зафиксировано не согласие различных политических сил относительно принципов общественного устройства, — отмечают они, — а закреплена победа одной из них при отсутствии такого согласия. Отдавая себе в этом отчет и желая избежать дальнейших конфронтаций, победившая сторона вынуждена постоянно и безуспешно искать дополняющие Конституцию консолидирующие процедуры, что лишь выявляет неустойчивость и зыбкость российского конституционного строя. Во-вторых, монархические полномочия, предложенные главе Основным Законом, в современной России не могут быть реабилитированы сколь-нибудь последовательно. Концентрация власти в центре, ее многосубъектность на федеральном уровне могла быть оплачена только уступками регионам и предоставлением им права самим выбирать местные органы власти, что характерно лишь для стран с развитыми и глубоко укорененными демократическими традициями. В России же это приводит к тому, что региональные власти сплошь и рядом выходят за пределы конституционного поля, а у наделенного монархическими полномочиями президента нет властных ресурсов, чтобы этому воспрепятствовать. Таким образом, президентская моносубъектность, призванная быть гарантом Конституции и обеспечивать ее соблюдение, оказывается не в состоянии это делать, выявляя и наглядно демонстрируя тем самым суррогатность (и скорее всего временность) всей постсоветской российской государственности».

Выход за пределы конституционного поля представляет наибольшую опасность для судеб Российской Федерации. Ее нейтрализация предполагает изменения, прежде всего в самой

Конституции, принятие соответствующих федеральных законов, исключающих подобную угрозу.

Отсутствие должного контроля за действием региональных властей привело к серьезному ухудшению обшей социально- экономической ситуации в стране. Дело дошло до того, что значительные финансовые ресурсы, отправившиеся из федерального бюджета в виде трансфертов и государственных инвестиций, не достигали целевого получателя, а налоги, которые должны были бы поступать в федеральный бюджет, нередко задерживались в границах регионов.

Подобная ситуация создавала предпосылки для усиления сепаратистских и центристских тенденций. Возникла острая необходимость принять специальные меры для сохранения единства и целостности страны, укрепления Российской Федерации и предотвращения се преобразования в конфедерацию. В числе таких мер — введение института федерального вмешательства в юридическую и политическую практику, позволяющего федеральной власти отстранять от управления представителей региональной власти в случае нарушения ими Конституции и других законов страны. (Кстати, подобная норма существует и в конституциях других стран. Так, Конституция ФРГ даст нижней палате парламента (буденстагу) право распускать законодательные собрания земель (ландтаги) в строго определенных законом случаях.)

. Какие социальные проблемы исследует социология города

. Каковы особенности городского образа жизни

. Какие виды городов

. Какая социальная природа урбанизации

191 Социально-территориальная структура общества

Социально-территориальная структура является одной из составляющих общей социальной структуры общества наряду с такими ее подструктурами как социально-этническая, социально-демографическая, социально-профессиональная а т.д.. Вместе с тем территориальное деление населения наиболее условным, поскольку грани, сближающих представителей одной территориальной общности отмечаются меньшей четкостью, чем скажем разделение людей по возрасту, полу, национальности или профессии. Итак, социально-территориальным делением принято считать разделение общества на социально-территориальные общности .

Социально-территориальная общность - это группа людей, проживающих на определенной территории, между которыми возникают социально-культурные связи благодаря однородности объективных условий их жизнедеятельности. К таки их объективных условий можно отнести географические, климатические, социокультурные особенности проживания людий.

Таким образом, не следует думать, что социально-территориальное деление - это деление какой-то территории на равные части, на каждой из

которых проживает определенная социально-территориальная общность. Все эти территории разные по площади и граница между ними проходит там, где заметны различия в образе жизни, ведении быта, отраслях хозяин рство людей, которые там проживают, которые вызваны, как уже отмечалось, объективными географическими и социокультурными условиями. Итак, людей, принадлежащих к одной социально-территориальной общности, характер теризуе то, что все они имеют присущие только им одинаковые черты в отношении их к хозяйственно обжитой ими территории, проявляющаяся в устойчивых экономических (хозяйственных) связях, однородности условий й хнього проживания в специфике ведения хозяйства и быта. Именно эти черты отличают подобную группу людей от другой социально-территориальной общностисті.

Социально-территориальные общности различаются между собой по размерам территории, плотности населения, особенностями социального, экономического и культурного развития, социальным и национальным состав дом, географическим положением и климатическими условиям.

Социально-территориальные общности делятся на несколько видов:

Административно-территориальные общности;

Региональные общности;

Типы поселений (поселенческие общности)

Административно-территориальные общности - это общности, образованные на основе политико-административного или административно-территориального деления

В разных странах административно-территориальные общности имеют особую специфику, отличаются по форме, размеру, назначению и названием. Так, в. США,. Индии,. Бразилии основные территориальные общности те - штаты, в. Германии - федеральные земли, в. Швейцарии - кантоны, в. Польше - воеводства. В Украине административно-территориальными общностями выступают 24 области,. Автономная. Республика. Крым, 483 ра ионы, 449 месст.

Административно-территориальные общности - это территориальные общности образовании искусственным путем. Поэтому, естественно, не отражают всех специфических черт, характерных для сообществ такого вида. Лишь в отдельных случаях разделение на административные сообщества происходит с учетом особенностей социально-экономических связей, которые формируются на той или иной территории. Однако, в большинстве случаев, это случайный разделение населения на единицу, заранее определении административным районированием. Так, наиболее типичным примером в этом контексте административное деление на штаты в. США. Так, если на. Востоке страны по подобного территориальные единицы формировались в определенной степени на основе тех хозяйственно-социальных связей, сложившихся здесь в процессе исторического, хотя и не продолжительного, развития этих общин, то на. Западе, вообще фактически не был обжитым, деление на административные единицы велся произвольно, по сути"под линейку"Впрочем, административное районирование автоматически"приписывая"отдельную группу индивидов к определенной тер ториальнои общины, способствует формированию у них социально-экономических связей, построении однородности их жизнедеятельности. Другие формы территориальных сообществ часто возникают на основе административного районирования, поэтому административно-территориальные общности часто называют еще первичными территориальной общностиериторіальними спільностями.

Региональный общности - это территориальные общности, которые формируются и развиваются в отдельных регионах

Регионом называется территориальная единица, составляет единый территориально-хозяйственный комплекс и для которой характерны определенные хозяйственные и культурные связи. В отличие от административных сообществ, региональные общности возникают и функционируют в процессе исторического развития частности, наличие пахотных земель способствует формированию региона аграрного типа, а мощность залежей железной руды способствует ро разбудят региональной сообщества на базе металлургической промышленности. Итак, на формирование регионов влияет ряд факторов, среди которых можно выделить природные, психологические, культурные и и ін.

Регионы отличаются по размерам, количеству и плотности населения, наличием административных единиц на своей территории, способами формирования и многим другим критериям. Регион может включать время поистине области, всю область, несколько областей или провинций, даже несколько стран (например,. Ближневосточный регион,. Среднеазиатский регион т.д.).

В Украине пока не существует официального разделения на регионы, но здесь издавна начали выделять историко-культурные области, которые с полным правом можно называть регионами. Это такие регионы как. Волынский,. Полесский й,. Карпатский,. Надднепрянский,. Восточный,. Южный,. Крымский и некоторые другие. Административно-территориальное районирование, бурное развитие промышленности, урбанизация способствовали формированию в Украине новы х экономических регионов, из которых можно выделить. Донецко-При-Днепровский,. Южный,. Центрально-украинская и др.ші.

Наконец последней формой социально-территориальных общностей выступают типы поселений

Типы поселений - это исторически образованы, обусловленные разделением труда формы социальной и пространственной организации общественного производства и проживания населения

В отличие от региональных общностей, которые формировались прежде всего под влиянием природных, исторических, национальных и религиозных факторов, типа поселеньдетерминуються прежде социокультурными и с социально-экономическими факторами. В отличие от региональных сообществ, которые, как правило занимают значительные территории, типы поселений представляют собой территориально-сконцентрированы формы расселения людей, ох оплюють небольшую территорию и часто характеризуются высокой плотностью населенияя.

К типам поселений, в первую очередь, относятся сельские и городские поселения, которые являются объектом изучения специальных социологических теорий - социологии села и социологии города

Рис. 21. Социально-территориальная структура Российской Федерации

Социально-поселенческая подструктура формируется на основе следующих типообразующих признаков поселения.

Численность населения , или людность . С одной стороны, людность поселения предопределяет степень пространственной концентрации человеческих масс, богатство информационной среды, меру формализации социальных контактов, возможности дружеского и профессионального общения, образования семей и т.д. С другой стороны, она служит базой определения нормативного уровня развития социальной инфраструктуры. Чем больше людей живёт в поселении, тем более широкий круг учреждений обслуживания оно в принципе может иметь и тем выше может быть их ранг. Так, согласно существовавшим нормам, на строительство детского сада может претендовать поселение, имеющее не менее 500 жителей, кинотеатра - не менее 3 тысяч, театра оперы и балета - не менее миллиона жителей.

Социально-демографический состав поселенческой группы отражает её сбалансированность по полу и возрасту, способность к естественному самовоспроизводству (или, напротив, потребность в систематическом пополнении извне за счёт миграции), семейный состав населения, его структуру по образованию, квалификации, соотношение лиц разных национальностей и разных культурных традиций. Качественный состав жителей определяет социально-психологический климат в поселении, господствующие нормы поведения, традиции, образ жизни. По этому признаку различаются, например, города разных масштабов (крупные или малые), неодинаковой специализации (скажем, научные или шахтёрские). Большие различия наблюдаются и между городом и селом.

Административный статус , присваеваемый каждому поселению, разделяет, во-первых, сёла и города, во-вторых, их конкретные типы. Города разделяются на категории в зависимости от того, каким органам управления они подчиняются: районным, областным, республиканским, или федеральным. Административный статус сёл определяется тем, являются ли они центрами районов или не выполняют функций центральности. От административного статуса зависят масштабы капитальных вложений в развитие производственной и социально-бытовой инфрастуктуры поселений, темпы и эффективность их социально-экономического развития. Например, столицы республик развиваются намного быстрее, чем областные центры,имеющие аналогичную численность населения.

Производственный профиль поселений отражает емкость и профессионально-отраслевую структуру системы рабочих мест в общественномпроизводстве, атакже социальную ценность этих мест (уровень оплаты труда, его условия,тяжесть,возможность получения жилья, мест в детских учреждениях и т.д.).Этот признак дифференцирует,во-первых,многофункциональные поселения с высокой емкостью и большим отраслевымразнообразием рабочихмести многоотраслевые поселения,предъявляющие спрос на труд по ограниченному кругу профессий,во-вторых, отраслевые поселения разного профиля (сельскохозяйственные,лесозаготовительные, шахтерские, строительные, научные и т.д.). Обеспеченность разных поселенческих группрабочими местами в общественном производстве различается очень сильно.В крупнейших городах можно в принципе найти работу по любой специальности, соответственно очень широк круг профессий, выбираемых здесь молодежью. Напротив, в небольших городах, поселках и на селе выбор рабочих мест в ряде случаев ограничивается несколькими профессиями. Так в небольших деревнях, не имеющих регулярных транспортных сообщений с более крупными центрами, почти все мужчины становятся трактористами, механизаторами или скотниками, почти все женщины - доярками, телятницами или полевыми рабочими. Производственная сфера некоторых поселений фиксирована преимущественно на потреблении мужского труда (например, воинские поселения, отдельно дислоцированные боевые части, заставы и т.п.), других - на потреблении женского (например, знаменитые “города невест” на основе ткацкого производства и т.п.). Наконец есть поселения, производственная сфера которых вообще не способна обеспечить круглогидичную занятость своего населения, так что последнее вынуждено либо работать в других населенных пунктах либо “не работать” совсем, зачастую занимаясь ведением, так называемого, натурального хозяйства.

Уровень социального развития поселений выражается, прежде всего, в обеспеченности важнейшими элементами социально-бытовой инфраструктуры, в качестве общественного обслуживания населения. В качестве основных характеристик этого уровня можно выделить следующие группы: обеспеченность населения жильем; обеспеченность населения продовольственными и промышленными товарами; развитость бытового и социально-культурного обслуживания населения; развитость системы образования.

Местоположение поселений по отношению к транспортным коммуникациям и общественно-политическим центрам . Область реальной деятельности большинства современных людей не ограничивается рамками своего поселения (даже если это многомиллионный город). Люди ездят на работу, в учебные заведения, с целью совершения покупок, получения медицинских услуг и т.д. Между тем пространственный арсенал транспортной доступности за определенное время (например, за один час, десять часов или сутки) для поселенческих структур весьма различен. Если из Москвы за 10-12 часов можно добраться до Владивостока, то из районного города или села другой области на это потребуется на много больше времени. Соответственно дифференцируются и возможности удовлетворения потребностей населения за пределами собственных населенных мест.

Комплекс экологических условий - климатические условия, степень загрязнения воздуха и земли вредными химическими веществами, уровень радиации, качество питьевой воды, наличие зон отдыха на берегах морей, озер и рек, вблизи лесов и т.п. Совокупность этих условий непосредственно отражается на здоровье, продолжительности жизни, трудоспособности и т.п. соответствующих групп населения.

Особенности социальной политики местных органов власти . Хотя положения этой политики в основном определяются высшими эшелонами власти, то есть носят общероссийский характер, конкретная реализация их на местах не одинакова.

Социально-территориальные группы участвуют в реализации таких отношений, как размещение производительных сил, территориальное разделение труда и обмен результатами деятельности, территориальная кооперация труда, размещение отраслей непроизводственной сферы, распределение потребительских товаров и социально-культурных услуг, территориальное перераспределение национального дохода и т.п. С учетом вышесказанного можно выделить три основные функции, выполняемые социально-территориальной системой .

Первая заключается в создании территориальных условий для эффективного использования производственных ресурсов - месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных земель, рабочей силы населения и т.п.

Второй функцией является обеспечение нормальных пространственных условий жизнедеятельности - создание рабочих мест, развитие жилого фонда, социально-бытовой инфраструктуры, снабжение продовольствием и потребительскими промышленными товарами и т.п.

Третья функция выражается в социальном контроле жизненного пространства общества , а также в хозяйственном освоении территорий, не имеющих постоянного населения (тайга, степи и т.д.). В настоящее время наблюдается тенденция к большему “стягиванию” населения к транспортным магистралям и в зоны влияния крупных городов, что с точки зрения рассматриваемой функции следует оценивать отрицательно.

У территориальных групп есть три основных способа удовлетворения своих интересов :

Первый заключается в инициативе местных органов власти и учете ими просьб и требований населения;

Второй - самостоятельном (индивидуальном или коллективном) удовлетворении назревших потребностей на основе инициативного поведения населения (с разрешения властей или независимо от них и даже вопреки их позиции);

Третий способ поведения заключается в изменении места жительства, то есть в миграции. Убедившись в том, что в рамках данной территориальной общности удовлетворить свои интересы нельзя, люди переезжают из сел в города, из малых городов в крупные, из северных и восточных районов в центральные и т.д.

Большая общественная значимость социально-территориальной подструктуры обуславливает необходимость управления ее развитием, что предполагает знание социального механизма этого процесса.

Подробнее см.: Заславская Т.И.Теоретические вопросы исследования социально-территориальной структуры советского общества // Методологические проблемы комплексных исследований. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. С. 215-217.

Согласно мнению некоторых ученых, понятия территориальной общности и территориальной группы синонимичны, хотя эта позиция мало распространена (см.: Ткаченко А.А. Территориальная общность в системе понятий географии населения//Изв. АН СССРШ. Сергия геогр.1982. N 4. С.94-97).

Социально-территориальная структура города и села: (Опыт типологического анализа)/ Под ред. Т.И.Заславской и Е.Е.Горяченко; ИЭ и ОПП СО АН СССР. Новосибирск, 1982.

См.: Развитие сельских поселений:(Лингвистический метод типологического анализа социальных объектов) Под редакцией Т.И. Заславской и И.Б.Мучника.М.:Статистика,1977.Гл.4.С.74-92.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: