История правления федора ивановича. Федор Иоаннович: царь, ставший юродивым

    После Ивана IV Грозного русским царем в 1584 г. стал его сын, Федор Иванович, последний царь из династии Рюриковичей. Его правление стало началом периода в отечественной истории, кото­рое было принято обозначать «смутное время». Под «смутным временем» подразумеваются события, происходившие в России в период от смерти Ивана IV Грозного (1584 г.) до воцарения на престоле первого царя из династии Романовых Михаила Федоро­вича (1613 г.).

    Преемник Ивана Грозного, Федор Иванович, был слабым и бо­лезненным человеком, не способным управлять огромным Россий­ским государством. Осознавая это, перед своей смертью Иван Гроз­ный для управления страной назначил совет из пяти бояр, в который входили и представители знатных русских родов, и опричный круг. К последним принадлежал Борис Годунов, выдвинувшийся в период опричнины. На его сестре был женат Федор Иванович.

    Постепенно влияние Бориса Годунова все более усиливается. Тесно связанный с дворянством, Борис Годунов оставался врагом знати, сторонником сильной власти. В1587 г. ему удается ликви­дировать боярский совет и занять место в свите Федора Иванови­ча. Тем самым Борис Годунов становится фактическим правите­лем Российского государства.

    В1598 году умирает царь Федор Иванович, не оставив наслед­ никапрестола. Земский собор избрал царем Бориса Годунова, получившего уже и юридическую санкцию своего единоличного правления. Сторонник жесткой власти, новый царь продолжил активную политику закрепощения крестьянства. К началу его царствования в основном было закончено составление Писцовых книг, которые закрепили за помещиками работавших на их зем­лях крестьян. Была продолжена раздача земель служилым людям за счет владений, отобранных в казну у монастырей и опальных бояр.

    В 1597 году был издан указ о кабальных холопах, по которому тот, кто прослужил по вольному найму более полугода, превращался в кабального холопа и освобождался только после смерти своего господина. Тогда же увидел свет указ об установлении так называе­мых «урочных лет». «Урочные годы» - это срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепост­ных крестьян. Сначала этот срок ограничивался пятью годами, затем, по Уложению 1607 года, был введен пятнадцатилетний срок сыска. Наконец, по Соборному уложению 1649 г. «урочные годы» отменялись, и вводился бессрочный сыск беглых крестьян.

  1. Россия в период Смутного времени.

    "Смутное время", или "великая разруха Московского государства", как говорили тогда, продолжалось около де­сяти лет. Страна была разорена, в ней не осталось "закон­ного правительства".

    После смерти Ивана Грозного, причиной на­чала Смуты явился династический кризис, ибо умерший в 1584 году Иван Грозный не оставил после себя преемника. Первого сына он убил в при­ступе гнева в 1581 году, второй Федор был слабоумным, третий - Дмит­рий был младенцем. Умирая, царь создал при сыне Федоре регентский совет, где власть сосредоточил в своих руках Борис Годунов.

    В 1598 году после смерти Федора Земский собор избрал царем Бориса Годунова. Надо отметить, что он, будучи крупным государственным деятелем, осторож­ным и настойчивым политиком, добился решения ряда вопросов в инте­ресах России во внешнеполитической области, но голод, разразившийся в стране в результате неурожайных 1601-1602 годов, привел к массовой смертности в стране (только в Москве умерло 127 тысяч человек). В 1605 году Борис Годунов внезапно умер. Его смерти предшествовали восстание холопов в 1603 году, появление Лжедмитрия I в 1604 году и раскол в российском обществе в связи с этим. После смерти Годунова последовала польская интервенция и занятие Москвы, восстание в Москве против Лжедмитрия, появление второго Лжедмитрия, восстание Болотни­кова, второе польское нашествие, создание народного ополчения в Ниж­нем Новгороде под руководством земского старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и освобождение Москвы.

    В этих условиях после освобождения Москвы от поляков по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового царя. Собор собрался в январе 1613 г. Это был самый представительный собор за всю историю средневековой России, отразивший в то же время соотношение сил, сложившихся в ходе осво­бодительной войны. Вокруг будущего царя разгорелась борьба. В конечном итоге сошлись на кандидатуре 16-летнего Ми­хаила Романова, родственника первой жены Ивана Грозно­го. Это обстоятельство как бы создавало видимость продол­жения прежней династии русских князей. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царем России Михаила Романова. С этого времени начинается правление в России династии Романо­вых, которое продолжалось немногим более трехсот лет, до февраля 1917 г.

    Заканчивается Смутное время избранием в феврале 1613 года на российский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

    Острые внутренние кризисы и длительные войны были порождены во многом незавершенностью процесса государственной цен­трализации, отсутствием необходимых условий для нормаль­ного развития страны. Сложный комплекс событий этого периода историками был назван "смутным" временем". В то же время это был важный этап борьбы за утверждение Российского централизованного государства.


  ФЁДОР ИВАНОВИЧ (31.05.1557-06.01.1598 гг.) - царь с марта 1584 г., последний русский государь из династии Рюриковичей.

Сын царя Ивана IV Грозного и Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. С 1573 г. неоднократно выдвигался кандидатом на польский трон. После гибели от руки Ивана IV его старшего сына Ивана (1582 г.) Федор стал фактическим наследником престола, хотя отец и считал его неспособным к управлению государством. Перед смертью Иван IV учредил в помощь Федору регентский совет из числа наиболее влиятельных бояр и двух думных дьяков - братьев Щелкаловых.

Первые годы царствования Федора Ивановича отмечены ожесточенной борьбой дворцовых группировок. По свидетельству современников, Федор Иванович мало уделял внимания государственным делам. Большую часть времени он посвящал дворцовому хозяйству, украшению кремлевских палат, делал щедрые взносы в монастыри. Любимой забавой царя были медвежьи бои.

С 1587 г. власть в стране фактически сосредоточилась в руках боярина Б.Ф. Годунова , на сестре которого - Ирине - был женат Федор Иванович. Годы пребывания Федора Ивановича на троне характеризовались постепенным оздоровлением хозяйственной жизни, находившейся в кризисном состоянии после Ливонской войны 1558-1583 гг. Правительство Годунова приняло ряд мер по дальнейшему закрепощению крестьян (введение урочных лет и др.) и усилению налогового бремени тяглового населения - главного источника пополнения казны.

Определенными успехами характеризовалась внешняя политика этого периода. В результате войны со Швецией 1590-1593 гг. Россия возвратила ряд городов Новгородской земли, отторгнутых в ходе Ливонской войны, развивались торговые связи с Англией и Францией. Завершилось присоединение Западной Сибири, укрепилась система обороны южных рубежей и др., заметно усилилось влияние России на Кавказе. В Сибири и на южных окраинах России возникли десятки новых городов и острогов.

Важным событием, свидетельствовавшим о консолидации единого Русского государства и усилении его позиций на международной арене, стало учреждение в 1589 г. патриаршества.

Впрочем, и меры в области внутренней политики, и внешнеполитические акции подпитывали нараставшие противоречия внутри страны и в отношениях с соседними странами - Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством, Османской империей, подспудно готовя системный кризис (смуту) нач. XVII в.

Федор Иванович умер, не оставив наследников: единственная дочь умерла в младенческом возрасте. Царица Ирина Федоровна после смерти супруга, несмотря на то, что ей формально присягнули все высшие бояре, удалилась в Новодевичий монастырь. Вопрос о новом русском царе должен был решать Земский собор. Впрочем, решение было почти предопределено: царем избрали брата овдовевшей царицы - всесильного Бориса Годунова.

Фёдор I Иоа́ннович , известен также по имени Феодор Блаженный , (11 мая 1557, Москва - 7 (17) января 1598, Москва) - царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как "святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский". Память 7 (20) января, воскресенье перед 26 августа (по ст. стилю) / 4 сентября (по нов. стилю), т.е. первое воскресенье сентября (Собор Московских святых).

  • 1 Биография
  • 2 Смерть
  • 3 Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича
  • 4 Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче
  • 5 Предки
  • 6 Память
    • 6.1 Православной Церкви
    • 6.2 Скульптура
    • 6.3 Захоронение
  • 7 Примечания
  • 8 Литература

Биография

По рождении сына Иван Грозный повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

19 ноября 1581 года от раны, по одной из неподтверждённых версий, нанесённой отцом, погиб наследник престола Иван. С этого времени Фёдор стал наследником царского престола.

По слову самого Ивана Грозного, Фёдор был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый». От брака с Ириной Фёдоровной Годуновой имел одну дочь (1592), Феодосию, прожившую всего девять месяцев и скончавшуюся в том же году (по другим сведениям - скончалась в 1594 году). конце 1597 года он смертельно заболел и 7 января 1598 года в час утра скончался. На нём пресеклась московская линия династии Рюриковичей (потомство Ивана I Калиты).

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности, по некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который с 1587 года фактически был соправителем государства, а после смерти Фёдора стал его преемником. Положение Бориса Годунова при царском дворе было столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор царствовал, Борис управлял - это знали все и на Руси, и за границей.

Историк и философ С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» описывает обычный распорядок дня Государя так:

«Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со святою водой, кропит ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости… Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа. После обеда и сна едет к вечерне… Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Смерть

Царь Фёдор Иоаннович скончался 7 января 1598 года. По свидетельству Патриарха Иова, в предсмертном томлении царь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, а в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. Сам Патриарх совершил таинство елеосвящения и причастил умирающего Царя Святых Христовых Таин. Феодор Иоаннович умер, не оставив потомства, и с его смертью прекратилась династия Рюриковичей на царском престоле в Москве. Погребен он был в Архангельском соборе Московского Кремля.

Основные события во время царствования Фёдора Иоанновича

Реконструкция Герасимова

Московский Земский собор в 1584 году избрал царем среднего сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича.

В 1584 году Донские казаки давали присягу верности царю Федору Иоановичу.

В 1585-1591 годы русским зодчим Фёдором Савельевичем Конём возведены стены и башни Белого города. Протяжённость стен - 10 километров. Толщина - до 4,5 метров. Высота - от 6 до 7 метров.

В 1586 году русским пушечным литейщиком Андреем Чоховым была отлита знаменитая Царь-пушка.

1589 год - учреждение патриаршества в России, первым патриархом стал Иов, соратник Бориса Годунова.

1590-1595 годы - русско-шведская война. Возвращение России городов: Яма, Ивангорода, Копорья, Корелы.

Основатель династии Романовых, Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником Фёдору I (так как мать Фёдора, Анастасия Романовна, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина); на этом родстве основывались права Романовых на престол.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче

По отзыву английского дипломата Джильса Флетчера:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса:

Очень добр, набожен и весьма кроток... Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать - он всего себя предал Христу и все время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением - днем и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нем царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями - монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника - «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным», на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России: «Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Федор Иванович…» Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью: «А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нем, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии». Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырев-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому».

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»

В статье, посвященной прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли “освятованным царем”. Недаром вскоре после кончины он был занесен в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нем мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты “нищие духом”. Именно таким изобразил царя Федора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его “тихим идиотом”. А поляк Лев Сапега утверждал, что “напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убежден, что он вовсе лишен его”».

Предки

Память

В Православной Церкви

Почитание блаженного Царя началось вскоре после его кончины: святой Патриарх Иов (†1607) составил «Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича», уже с начала XVII века известны иконные изображения святого Феодора в нимбе. «Книге глаголемой описание о Российских святых» (1-я половина XVII века) Царь Феодор поставлен в лике Московских чудотворцев. некоторых рукописных святцах в числе Московских святых указана и его супруга, царица Ирина, во иночестве Александра (†1603). Память святого Феодора совершается в день его преставления 7 (20) января и в Неделю перед 26 августа (8 сентября) в Соборе Московских святых.

Скульптура

4 ноября 2009 года в Йошкар-Оле был открыт памятник царю Фёдору I Иоанновичу, в период царствования которого был основан город (скульптор - народный художник РФ Андрей Ковальчук).

Захоронение

Похоронен в Архангельском соборе вместе со своим отцом и братом Иваном, в правой части алтаря, за иконостасом собора.

Иван Грозный «еще при жизни приготовил себе место погребения в диаконнике Архангельского собора, превратив его в придельную церковь-капеллу. ней впоследствии нашли упокоение сам царь и два его сына Иван Иванович и Фёдор Иванович. Фрески усыпальницы - то немногое, что сохранилось от первоначальной живописи XVI в. Здесь в нижнем ярусе представлены композиции „Прощание князя с семьей“, „Аллегория Внезапной смерти“, „Отпевание“ и „Погребение“, составляющие единый цикл. Он был призван напоминать самодержцу о нелицемерном суде, о тщете мирской суеты, о непрестанном памятовании смерти, не разбирающей „есть ли нищ, или праведен, или господин, или раб“».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января.
  2. 1 2 3 4 Дмитрий Володихин. . Журнал "Фома" (Сентябрь, 21 2009 08:11).
  3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). Патриархи смутных времён.
  4. Захоронения Ивана Грозного и его сыновей

Литература

  • Зимин А. А. канун грозных потрясений. - М., 1986.
  • Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605). - СПб., 1992.
  • Морозова Л. Е. Два царя: Федор и Борис. - М., 2001.
  • Володихин Д. Царь Федор Иванович. - М., 2011.

Фёдор I Иоаннович Информацию О

18 марта 1584 г. после смерти царя Ивана Грозного на русский престол взошел его 27-летний сын святой Федор. Это был человек глубокой веры и искреннего благочестия. Но в силу своего характера он был мало приспособлен к делам правления государством. Царь Федор более молился о благе государства, чем занимался государственными делами. «Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов, на сестре которого был женат Федор» История России… С. 87..

Сразу же после воцарения Федора «…боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало Смуту борьбой за власть в государстве» Некрасова М. История России: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Изддат, 2005. С. 89. . Бояре считали, что кроткий Федор станет игрушкой в их руках, и решили восстановить боярское правление, упраздненное Иваном Грозным. В первую же ночь после его смерти они выслали из столицы «..многих государственных людей, известных верностью Грозному царю» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 173. , а некоторых заключили в темницы. Как только в Москве узнали об очередной боярской интриге, народ почувствовал новую опасность для самодержавия. «Во мгновение ока составилось ополчение: двадцать тысяч вооруженных людей всех чинов и сословий устремились к Кремлю… захватив царь-пушку, они подкатили ее к Флоровским воротам и начали приготовления к штурму» Высокопреосвященнейший Иоанн. Указ. соч. С. 174. . Лишь только после того, как царь Федор по требованию народа выслал боярина Бельского из Москвы, народ разошелся.

Борис правил страной от имени царя. «…Царствование Феодора казалось современникам милостью Божией, золотым веком, в течение которого Россия наслаждалась неведомыми дотоле величием и миром» Там же. С. 176.. «На страже ее государственных интересов -- внутренних и внешних -- стояло правительство Бориса Годунова, повелевавшего в делах мирских именем царским разумно и смело, восполняя смиренную "неотмирность" царя своей энергией, волей и преданностью делу» Там же..

Успехи во внутренней и внешней политике усиливали власть царя и Бориса, а бояре еще более теряли влияние на государственные дела. Поэтому Борис стал предметом ненависти. В 1587 г. был раскрыт заговор против царицы Ирины, который на самом деле был направлен против ее брата Бориса. Шуйские были высланы из столицы.

В 1588 г. официальным решением Думы (высшего органа власти) Борису было дано право самостоятельно сноситься с иностранными государями Там же. С. 184. . В 1589 г. благодаря усилиями Бориса в Русской Церкви было учреждено патриаршество. Но даже это событие, имевшее огромное значение для России, историки объясняют не заботой Годунова о государстве и о народе, а его тщеславием, желанием придать новый блеск своему господству.

В 1590 г. Борис объявил войну Швеции, чтобы вернуть России новгородские земли, утраченные в результате Ливонской войны 1558-1583 гг. С главными силами он выступил к Нарве.

15 (25) мая 1591 г. в Угличе был убит наследник российского престола младший сын Ивана Грозного 9-летний Дмитрий. После воцарения Федора решением регентского совета он с матерью был удален из Москвы, потому что стал бы орудием боярских интриг. Святитель Иов, Патриарх Московский, сказал, что Дмитрий был убит «от рук изменников своих» Там же. С. 177. . Его смерть была «…выгодна только тому, кто стремился уничтожить саму Россию,… провоцируя гражданскую войну и распад страны» Там же. .

Убийцы царевича сразу же совершили еще одно преступление. Они заявили, что главным виновником его смерти был Борис Годунов. Несмотря на то, что рана в горле убиенного царевича была очевидным свидетельством о покушении, комиссия во главе с боярином В. Шуйским заявила, что «…страдавший эпилепсией ребенок во время припадка нечаянно "сам себе поколол ножом" Кириллов В. Указ. соч. С. 126. . Это было сделано для того, чтобы в результате следствия не были раскрыты настоящие виновники убийства.

После убийства царевича, как наказание за это преступление и веру лжи, в Москве накануне дня Святой Троицы случился пожар. Сгорели весь Белый город, Посольский двор, Стрелецкая слобода и все Занеглинье. Погибло множество людей, многие остались без крова. Годунов принял участие в беле людей. Он выстроил целые улицы, раздавал деньги с такой щедростью, что москвичи снова ревностно стали его славить. Это был «первый известный нам случай оказания погорельцам государственной помощи…». Но и такая забота Бориса не вразумила народ. Стали ходить слухи, что это он поджег город.

В 1591 г. разрешилось неплодство царицы Ирины, и она родила дочь - Феодосию. Но в народе стали распространяться подозрения, не подменил ли Борис младенца, если царица родила сына. На следующий год Феодосия умерла.

26 июня этого же года в Москве узнали о вторжении крымского хана Казы-Гирея. Хан с войском не менее 150 тыс. шел к Москве. Он рассчитывал на то, что главное российское войско тогда стояло в Новгороде и Пскове, сдерживая шведов, и надеялся, что российская столица была слабо защищена. Годунов организовал оборону Москвы, а когда 4 июля произошло сражение, он лично возглавил русское войско. Татары потерпели поражение и бежали. На том месте, где войско стояло в укреплении против хана, заложили церковь и Донской монастырь. Но в народе стала распространяться молва, будто это Борис привел хана к Москве, «желая унять вопль России о жалостном убиении Димитрия». Некоторые за эту клевету были казнены, многим отрезали языки. Но клевета на благодетеля и защитника Отечества распространялась. Борис мог сказать словами царя Давида: «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру» (Пс.37:20,21). Вера народа клевете и лжи и неверие правде и стали причиной Гражданской войны Смутного времени.

Борис продолжил реформы, необходимые для государства. В 1592 г. (или в 1593) он отменил свободный переход крестьян из волости в волость, из села в село и закрепил их за господами. Это было сделано потому, что переходы крестьян подрывали хозяйство страны. Переход часто обманывал надежду крестьян найти лучшего господина. Они не обживались, не привыкали к месту и к людям, увеличивалось количество бродяг и бедных, пустели села и деревни. И это при том, что необходимо было преодолевать хозяйственную разруху, вызванную экономическим кризисом - порухой 70-80-х годов XVI века, и в связи с войнами возрастали военные расходы. «В 1597 г. впервые был принят указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. (срок сыска -- 5 лет), должны были возвращаться прежнему владельцу» История России… С. 86..

В народе стало нарастать недовольство на Годунова. «Неоднократно вспыхивали городские восстания и волнения среди крестьян» Кириллов В. Указ. соч. С. 128. . Люди были готовы поверить любому слуху против него. После Смуты меры Бориса были признаны правильными и еще более ужесточены. Соборным уложением 1649 г. был введен бессрочный сыск беглых крестьян и окончательно отменен переход крестьян в Юрьев день Некрасова М. Указ. соч. С. 85. . Но в Смутное время народу пришлось дорого заплатить за недоверие к правительству и недовольство мерами, необходимыми для государства.

Царь Федор вступил на престол в полном согласии с традицией престолонаследия и в соответствии с завещанием Ивана IV, но ни по личным качествам, ни по своим способностям не подходил на роль правителя страны.
Согласно предсмертному распоряжению Ивана Грозного , при недееспособном царе Федоре был создан своего рода регентский совет, в состав которого вошли пять бояр: дядя царя Никита Романович Захарьин-Юрьев, князь Иван Федорович Мстиславский, князь Иван Петрович Шуйский, Богдан Яковлевич Вольский и шурин царя Борис Федорович Годунов.

Столкновение между членами совета, разделенного на две противоборствующие группировки, было неизбежным. Поначалу Захарьин-Юрьев, опираясь на московское дворянство и посад, попытался примирить служилых князей (Шуйского и Мстиславского) и выдвиженцев Ивана IV (Бельского и Годунова). Но Бельский сразу же занялся опасными политическими интригами. Тогда 2 апреля 1584 г. против него были инспирированы волнения московского посада и он был удален в ссылку - воеводой в Нижний Новгород . В конце того же года Юрьев заболел и отошел отдел, что резко обострило противоборство Бориса Годунова с Шуйским. Годунова поддержала приказная бюрократия во главе с думными дьяками Андреем и Василием Щелкаловыми, сторонниками сильного централизованного государства . Это позволило Годунову избавиться от еще одного соперника - И.Ф. Милославского, отправленного в 1585 г. в Кирилло-Белозерский монастырь и насильно постриженного там в монахи.

В 1586 г. руководители боярского клана Шуйских попытались, под предлогом бесплодия царицы Ирины, добиться развода ее с Федором Ивановичем и отстранить тем самым Б. Годунова от власти. При этом они опирались на московских посадских людей. Борису удалось подавить возникшие в столице в мае 1586 г. волнения, а вскоре И.П. Шуйский и его братья были сначала сосланы в свои вотчины, затем перевезены в Белоозеро и Каргополь, где тайно умерщвлены. После этого с боярской оппозицией было покончено, и Борис Годунов мог теперь гласно стать регентом государства. Он получил титул "правителя, слуги и конюшего боярина и дворового воеводы", ему Боярской думой было предоставлено право внешних сношений. Англичане называли его "лордом-протектором России ".

По своему происхождению Борис Годунов принадлежал к крупному нетитулованному боярству. Он приблизился к царю Ивану IV в последние годы его правления главным образом благодаря браку своей сестры Ирины с царевичем Федором. Сам Годунов, женатый на дочери Малюты Скуратова, был тесно связан с опричными кругами. Современники высоко оценивали Бориса: "муж зело чюден и сладкоречив", но в то же время отмечали его огромное властолюбие. Незаурядный политик, Борис умел быть таким, каким требовали обстоятельства. В этом ему помогали природный ум и твердая воля. Он не был широко образованным человеком, но, как писал один из знавших Бориса иностранцев, "не было ему равного по всей стране по смышлености, разуму и совету". Осторожный и дальновидный, щедрый и миролюбивый правитель, завоевавший симпатии широких слоев населения, он был коварен и вероломен, льстив и хитер - но именно благодаря всем этим качествам Борис Годунов сумел достичь вершин власти.

Для укрепления экономического положения государства правительство Годунова на церковном Соборе в 1584 г. добилось отмены податных льгот церкви и монастырей. В это же время проводится перепись земель для учета всего земельного фонда, в связи с чем запрещаются крестьянские переходы в Юрьев день, а в 1597 г. издается указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. Это было важным этапом в установлении крепостного права в России , укреплявшим тем самым экономическое положение служилого дворянства. Но крестьянин прикреплялся еще не к личности помещика, а к земле. Кроме того, прикрепление касалось только хозяина двора, но не его детей и племянников.

Стремясь ограничить экономическое могущество церкви, правительство Годунова, вместе с тем, заботилось о росте ее авторитета, что нашло выражение в учреждении в 1589 г. патриаршества в России (русская церковь добивалась этого с середины XV в.). На церковном Соборе первым московским патриархом был провозглашен Иов - ревностный сторонник Годунова. Учреждение патриаршества делало русскую православную церковь юридически независимой от константинопольского патриарха.

15 мая 1591 г. в Угличе во время приступа "падучей болезни" погиб царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного от последней его жены - Марии Нагой), и молва объявила виновником его смерти Бориса Годунова. Источники не дают однозначного ответа на вопрос о причинах смерти царевича, но очевидно, что эта трагедия расчищала Годунову путь к престолу.

В 1598 г. со смертью бездетного Федора Ивановича правящая династия Рюриковичей прекращает свое существование.
Очередной Земский собор в феврале 1598 г. избрал царем Бориса Годунова.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: