Что дает сертификат об окончании курсов. Что даёт диплом или сертификат об окончании курсов. Как изменился учет расходов на профучебу

В ходе профессиональной карьеры необходимо периодически повышать свою квалификацию . Это может быть затребовано начальством для того, чтобы повысить сотрудника, может быть необходимо из-за постоянно меняющихся требований к профессии, а также по личному желанию работника для поднятия профессионализма.

Повышение квалификации представляет собой прохождение обучения , направленного на пополнение знаний по данной профессии, на улучшение профессиональных навыков и овладение новой информации. По окончании обучения каждому ученику выдается специальный документ —

Получение такого удостоверения открывает перед работником некоторые перспективы :

  1. Действительно удостоверение остается даже после увольнения с той работы, на которой было получено. По этой причине, при устройстве на новое место работы наличие такого документа станет несомненным плюсом.
  2. Сотрудник, который прошел курсы повышения квалификации, имеет полное право претендовать на новую должность или повышение заработной платы.
  3. Если организация тщательно занялась профессиональной переподготовкой своих сотрудников, то она станет намного конкурентоспособней, а значит, будет процветать, что не может не отразиться на благополучии ее работников.

Виды документов

Документ на повышение квалификации может быть нескольких видов , в зависимости от длительности процесса обучения:

  1. — выдается при прохождении краткосрочного курса обучения, длительностью до 100 часов. В таком случае документ выполняется на специальной гербовой бумаге, которая складывается пополам, обложка отсутствует.
  2. Свидетельство о повышении квалификации — выдается в том случае, если работник прошел полное обучение, более 100 часов. Свидетельство выглядит почти так же, как и удостоверение, но имеет твердую обложку.

Все документы имеют размеры 21 на 15 см , а внутри заполняются по строго установленной форме. В них также обязательно указываются пройденные дисциплины и полученные по ним оценки.

Все действия, связанные с профессиональным повышением сотрудником, обязательно подкрепляются определенными нормативными актами :

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ , изданный 29 декабря 2012 года, редактированный 29 июля 2017 года.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», изданный 01 июля 2013 года, редактированный 15 ноября 2013 года.

Кроме этого, существует ряд приказов , которые устанавливают, с какой периодичностью и каким специалистам необходимо проходить обучение, например, прокурору — не реже одного раза в 3 года, а аудитору — каждый год с момента получения специального образования.

Внешний вид удостоверения также имеет строго установленную форму, которая заполняется по всем стандартам.

Подготовкой кадров, в первую очередь, должен интересоваться руководитель предприятия . Отправить на повышение квалификации сотрудника он может по нескольким причинам :

  • при наличии долгих перерывов в работе, например, нахождение в декретном отпуске или на длительном больничном;
  • возможность повышения работника в должности;
  • применение на предприятии нового оборудования или внедрение технологий, требующих новых знаний;
  • увеличение на производстве случаев травматизма, а также брака продукции, по причине непрофессионализма работников;
  • плановое повышение квалификации, установленное на законодательном уровне.

Также перед тем как приступить к обучению, можно выбрать более подходящую для себя программу, каждая из которых может отличаться:

  • содержанием курса;
  • продолжительностью обучения;
  • методом итоговой аттестации.

Обучение может проходить двумя способами :

  1. С отрывом от работы — при этом учеба проходит в специальном заведении, лекции могут вести несколько преподавателей разной подготовки. Кроме этого, при такой очной форме повышения квалификации могут быть пройдены не только теоретические занятия, но и практические.
  2. Без отрыва от производства — в таком случае обучение может происходить дистанционно или заочно, в вечернее время. В любом случае, материал, по большей части, придется искать самостоятельно. При дистанционном прохождении программы вообще личной встречи с преподавателями не будет, ученику нужно будет зарегистрироваться в своем личном кабинете, куда и будет приходить вся информация касательная учебы.

Независимо от того, какой вид прохождения повышения квалификации выбран, по окончании обучения в обязательном порядке устанавливается итоговая аттестация . Она может быть в виде зачета, экзамена, теста и т.д.

Только после получения оценки своим знаниям и будет выдаваться документ, свидетельствующий о повышении профессиональных навыков.

Правила заполнения

Существуют определенные стандарты оформления и заполнения бланков удостоверения о повышении квалификации:

  • бланк располагается только на одной стороне листа;
  • по середине под рамкой располагается дата и номер лицензии на право образовательной деятельности;
  • ниже располагается наименование документа «Удостоверение о повышении квалификации»;
  • в форме для заполнения » «____201 г. указывается дата окончания прохождения учебной программы, по совместительству, дата выдачи документа;
  • дальше идет строчка «Настоящее удостоверение выдано», после которой указывается фамилия, имя и отчество сотрудника, повысившего квалификацию, в дательном падеже;
  • после в строке, которая содержит информацию о том, какое учебное заведение было закончено, указывается его полное наименование, также в дательном падеже;
  • в строчке «по программе» пишется наименование пройденной программы, которое полностью соответствует наименованию, указанному в договоре;
  • в отдельной строке необходимо вписать количество часов, в течение которых был получен учебный материал;
  • ниже, в строке «Генеральный директор», имеется два поля, в которых ставится подпись (вручную самим директором) и расшифровка (может быть напечатана);
  • в свободной области, где располагаются буквы М.П., необходимо поставить печать заведения, в котором проходило обучение;
  • в строке, где указывается город, нужно обязательно указать тот, что указан в юридическом адресе заведения;
  • после ставится год.

Кроме одного листа удостоверения, в котором содержится основная информация, к нему также прилагается лист с информацией о пройденных дисциплинах и полученных отметках. В нем содержится следующее:

  • наименование самой программы;
  • порядковый номер каждой дисциплины/модуля;
  • полное название каждой дисциплины/модуля;
  • количество часов, отведенных на изучение каждого предмета;
  • отметки, полученные по каждой дисциплине, исходя из результатов промежуточных и итоговых аттестаций;
  • также указывается общее количество часов, которое было пройдено за весь курс повышения квалификации, для того, чтобы иметь возможность оценить всю трудоемкость;
  • подписи руководителя и секретаря, которые ставятся лично ими, вручную, а расшифровки к этим подписям могут быть напечатаны.

Печать и срок действия

Печать бланков происходит на специальной гербовой бумаге , которая имеет водяные знаки и волокна, просвечиваемые под ультрафиолетом. Каждый учебный центр в праве самостоятельно выбирать фирму, которая будет производить печать листов, главное, чтобы они полностью соответствовали всем стандартам.

Удостоверение о повышении квалификации является индивидуальным именным документом, использование чужого удостоверения карается законом .

Что касается срока действия удостоверения, то он равен 5 годам , после чего появляется необходимость в прохождении нового курса. Если же работник по каким-либо причинам проходит повышение квалификации чаще, чем раз в 5 лет, то ему будут выдаваться новые удостоверения. При этом, предыдущие документы также будут иметь действие, пока не окончится их срок.

Для того чтобы всегда развиваться , быть первоклассным сотрудником и востребованным кандидатом на желаемую должность, нужно не лениться, а периодически пополнять свои знания и повышать квалификацию . Это поможет не только хорошо рекомендовать себя как отличного работника, но и позволит расширить собственный интерес и кругозор.

Повышение квалификации по №44-ФЗ представлена на видео.

1 сентября 2013 г. в России вступает в силу новый закон «Об образовании» . До этого момента мы ориентируемся на действующий сейчас Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Зачем нужен новый закон?

Сегодня в стране идет реформа системы образования, меняются подходы к обучению, возникают новые формы и технологии. Как и любой законопроект, он вводит новые понятия, меняет правовые статусы участников и заставляет нас жить по-новому. Отметим, что вступление нового закона, прежде всего, обусловлено новыми реалиями жизни россиян. Действующий в данный момент закон устарел и не отражает многих особенностей современного учебного процесса, старая трактовка понятия «образование» уже слишком узка для нашего общества. И новый закон должен обеспечить всем этим изменениям юридический фундамент.

Кого касается новый закон об образовании?

Новый закон касается всех организаций, в которых происходит передача знаний от преподавателя к ученикам (студентам, слушателям). А значит, он важен для учебных и тренинговых центров, а также школ и курсов всех направлений.

Новый закон и учебные центры

В момент принятия старого закона к образованию относились как к некому обязательному процессу, который необходимо пройти всем в принудительном порядке от детского сада до института, а затем временно забыть о нем до рождения детей, которые также должны будут пройти этот путь. Сегодня отношение к образованию значительно изменилось, изменилось и само устройство образовательной системы. Быстрый темп жизни и развития общества требуют от россиян постоянного пополнения своей базы знаний и развития приобретенных навыков. Во многих компаниях уже считается неприличным в течение длительного периода времени не посещать какие-либо тренинги. Да и сами сотрудники понимают, что останавливаться в профессиональном развитии опасно – так можно быстро потерять ценность на рынке труда. Спрос рождает предложение и вот уже на рынке множество тренинговых компаний разных форм собственности предлагают курсы и тренинги на любой вкус.


Самообразование уже давно стало модным, и многие расценивают получение новых знаний, как интересный способ проведения досуга. Курсы мыловарения, макраме и вязания, гончарные мастерские, уроки рисования и плетения кос, занятия по фэн-шую и женским практикам – за последние годы не просто вырос, а сформировался почти с нуля огромный рынок. Ведь раньше, в советское и постсоветское время, подобный сегмент образования был представлен лишь кружками для школьников по художественной гимнастике и шитью мягких игрушек. Теперь почти все взрослое население обязательно посещает какие-нибудь курсы.

Появился и новый сегмент «образование как развлечение», в котором представлены лекции, проводимые в кафе, мастер-классы как шоу или концерт и т. д. Рынок дополнительного краткосрочного образования для детей и взрослых растет с каждым днем, а значит, его надо как-то регулировать законодательно, что, собственно, и отражено в новом законе.

Сертификаты и дипломы

Многие после посещения курсов желают получить сертификаты и дипломы, подтверждающие их знания. В прошлом законе и постановлении №174 «Об утверждении положения о лицензировании образовательной деятельности» от 16.03.2011 г. о выдаче подобных бумаг было написано весьма туманно: «Образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в том числе лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании , деятельность по содержанию и воспитанию обучающихся и воспитанников, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не подлежат лицензированию ». Так, не совсем понятно, может ли организация, не имеющая образовательной лицензии выдать сертификат о прохождении тренинга, если тренинг был меньше 72 часов и не был проведен экзамен. Это путанное положение рождало много споров.

В новом законе все расставлено по своим местам: организации, занимающиеся общим, профессиональным и дополнительным профессиональным образованием (курсы повышения квалификации) обязаны иметь лицензию, а некоторые должны пройти государственную аттестацию и аккредитацию. Соответственно, выдают сертификаты установленного государством образца. В этой части законодательство не изменилось. А вот касательно дополнительного образования возможности выдачи разных документов существенно расширены. Во-первых, разделены понятия «документ об образовании» (дипломы, аттестаты и прочие обязательные «корочки») и «документ об обучении». Посмотрим в закон, п. 1, ст. 60: «в Российской Федерации выдаются:

  1. документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;
  2. документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.»

Фраза «иные документы» теперь дает нам огромный простор. Также п. 15 статьи 60 прямо говорит, что теперь мы имеем право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, хоть медали или шоколадки: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно» .

Лицензирование

Что же касается лицензирования, теперь лицензированию образовательной деятельности подлежат все (п. 18-19): «Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Также расширен спектр видов образования, по которым проводится лицензирование: «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».

Насколько применимо такое положение закона покажет лишь опыт и практика.

Организационно-правовые формы

В старой версии допускалось только две организационно-правовых формы собственности образовательных организаций: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация, теперь же этот список расширен. В новый закон введены понятия «образовательная организация» (которой, может являться только некоммерческая организация) и организация, осуществляющая образовательную деятельность. Об этих организация в п. 5 ст. 31 говориться следующее: «Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам» .

Осуществлять образовательную деятельность может и индивидуальный предприниматель, при этом если процесс обучения осуществляется предпринимателем собственнолично – то лицензии не требуется. А вот если ИП нанимает педагогов – то его деятельность уже подлежит обязательному лицензированию, вне зависимости от вида образовательной деятельности.

При этом согласно п. ст. 108: «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности до 1 января 2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников» .

Электронные и дистанционные формы обучения


Не остался незамеченным в законе и технический прогресс. Отдельная статья посвящена электронным и дистанционным формам обучения п. 1, ст. 16: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» .

Электронное и дистанционное обучение приравнено к традиционным очным формам.

РЕЗЮМЕ

  • С 1 сентября 2013 г. в силу вступает
  • В основном он коснется сферы государственного образования: большое место в нем отводится ВУЗам, школам, ЕГЭ и т. п.
  • Однако само понятие «образование» существенно расширено, т. к. новые реалии требуют новой законодательной базы: в России появилось множество курсов и мастер-классов для самообразования взрослых и детей.
  • Также затронут вопрос о дистанционном и электронном обучении.
  • По новому закону организации, занимающиеся общим и профессиональным образованием, а также курсы повышения квалификации обязаны иметь лицензию и могут выдавать сертификаты государственного образца. А организации, занимающиеся дополнительным образованием, могут выдавать «документы об обучении»: грамоты, сертификаты, справки и др.
  • Один из важнейших пунктов нового закона – о , которому теперь подлежат все курсы без исключения.
  • Расширен перечень форм собственности образовательных организаций. В старой версии допускалось только две формы: образовательное учреждение и автономная некоммерческая организация. Теперь образовательную деятельность могут осуществлять и другие организации, в том числе ИП.
  • Если ИП осуществляет образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, он обязан получить лицензию до 1 января 2014 г.

Сертификат свидетельствует о том, что студент полностью прошел определенную ступень обучения и обладает соответствующим уровнем владения английским языком.

Сертификат может быть предоставлен работодателю при устройстве на работу, в посольства для получения визы или при подаче документов в иностранные учебные заведения.

Возможно, именно сертификат об окончании курсов английского языка станет главным фактором для достижения вашей цели. Преимуществом электронного сертификата является то, что вы сможете легко прикрепить его к любому письму (вместе с резюме и другими документами).

Как получить сертификат?

Если студент хочет получить сертификат, ему нужно сообщить об этом своему преподавателю или менеджеру в конце ступени и согласовать дату тестирования. Тестирование проводится методистом или другим преподавателем, который не работал со студентом в течение курса обучения. По результатам тестирования студенту присваивается оценка по системе A - D, которая свидетельствует о том, как он усвоил материал пройденной ступени.

Сертификат выдается в электронном виде в течение 3 дней после прохождения тестирования и имеет уникальный номер. Студент может предоставить сертификат по месту требования в печатном или электронном варианте.

Профессиональное обучениеработников организаций сроком до 72 часов, осуществляемое специалистами и высококвалифицированными рабочими этих организаций в целях углубления и поддержания уровня квалификации работников организации, их очередной аттестации, адаптации вновь принятых работников к специфике производства, условиям труда, традициям трудового коллектива, с отражением сведений о прохождении обучения в квалификационной характеристике без выдачи документов об образовании или квалификации лицензированию на право ведения образовательной деятельности не подлежит.

Данная деятельность попадает под дейтствие не закона «Об образовании», а Трудового кодекса, а конкретно главы 32 ТК «Ученический договор». Во время ученичества не работник оплачивает работодателю свое обучение, а работодатель оплачивает работнику указанное обучение, выплачивая стипендию не менее МРОТ (сейчас 5205 рублей)

Это не обучение в чистом виде, а скорее профессиональная подготовка.

Ученический договор может содержать условие о необходимости проработать у данного работодателя определенное время. При этом

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества
Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливает ся.

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

При этом согласно

Постановлению Правительства РФ от 31.03.2009 N 277
(ред. от 24.09.2010)
«Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности»

2. Не подлежат лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Таким образом, вы можете либо заключать с данными лицами трудовой договор с заключением ученического договора, и тогда можете осущестлять как юридическое лицо (безусловно, прежде придется зарегистрировать это юридическое лицо, например, в форме ООО) профессиональное обучение своих работников, предоставляя им все гарантии, предусмотренные ТК.

Либо, как индивидуальный предприниматель, можете осуществлять разовые лекции, стажировки, семинары, не сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании (обратите внимание, что они разовые, а не систематические), либо осуществлять индивидуальную трудовую педагогическую деятельность в области проф. подготовки.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с

Статьей 48 Закона Об образовании

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

​Здравствуйте!
Я решил сменить сферу деятельности, но в никуда уходить не хочу, поэтому пока не найдется подходящий вариант остаюсь на старой работе. Я начал просматривать вакансии, которые могли бы меня заинтересовать, и на многих из них требуется знание специальных программ и опыт работы в данной сфере, которых у меня нет. В некоторых случаях компании готовы обучать этому, но на время обучения трудовой договор не предоставляется, а подписывается уже после. Я увольняться ради стажировки без договора не готов, а то не известно подпишут его потом или нет. И я нашел курсы при МГТУ им. Баумана, которые обучают данным программам и выдают сертификат.
Отсюда у меня возникает несколько вопросов:
1) Есть ли какой-то толк от сертификата об окончании таких курсов или это просто дорогостоящая бесполезная бумажка?
2) Если у меня будет такой сертификат, будет ли это плюсом на собеседовании, если все равно не будет опыта в данной сфере, но будет знание необходимых программ?
3) Имеет ли значение при каком именно институте окончены курсы? Цены ведь везде разные, стоит ли переплачивать за более престижный вуз?

Отмечено как решение

Эксперт по трудовому праву

Доброго дня! Давайте подойдем к вашему вопросу юридически. Ведь вы спрашиваете про юридическую силу документов?
Так вот, действующее сейчас законодательство об образовании предполагает несколько вариантов документов о послевузовском образовании.
Первое - это просто сертификат. Выдается, если курсы менее 16 академ часов, а также, если у образовательной организации нет лицензии на серьезные документы. Или такой сертификат получают те, у кого за плечами изначально только школа. Нет ни среднего, ни высшего образования. Юридическую силу документ имеет, но не очень ценится.
Второй вариант - удостоверение о повышении квалификации. Курсы - от 16 ак/ч. Есть базовое среднее или высшее образование. Предполагается, что вы на базе этого имеющегося образования повысили свою квалификацию. Т.е., не сильно ушли от той сферы, в которой у вас есть диплом. Удостоверение - это уже серьезный документ.
Третий вариант - диплом о профессиональной переподготовке. Это если вы проходили обучение от 250 ак/ч. И у вас есть базовое среднее или высшее образование. Тогда такой диплом будет приравниваться к диплому о втором высшем образовании.
Ну, и ваш вопрос о том, будет ли это просто бумажка - это зависит от того, в каком учебном заведении вы будете проходить обучение. Посмотрите рейтинги и отзывы.

Если вам интересно узнать про ваши права, добро пожаловать



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: