Психологическая сущность воспитания, его критерии. Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека - черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анали

Раздел I. Психология

Тема 1. Введение в психологию

1.1. Предмет, объект и методы психологии

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это область знаний о внутреннем, психическом мире человека. В переводе с греческого она означает "учение о душе" (psyche – душа, logos – учение). Психология – молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной, отвечая на запросы современности.

Психология в своем развитии прошла четыре этапа:

  • Первый – психология как наука о душе.

Древние наделяли каждый предмет душой. В ней они видели причину развития явления и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души. В те далекие времена люди различали особенности психического склада человека.

Демокрит полагал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем у физического тела. Познание мира происходит через органы чувств.

По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей, она идеальна. Он считал ее как нечто божественное, которое находится в высшем мире, вбирает идеи – вечные и неизменные сущности. Затем она начинает вспоминать все виденное до рождения. Познание окружающей действительности – это то, с чем душа уже встречалась.

Позже сложилось две точки зрения на психику – материалистическая и идеалистическая .

  • Второй – психология как наука о сознании.

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных дисциплин. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

Р. Декарт говорил, что индивид обладает сознанием и в процессе мышления обнаруживает у себя наличие внутренней жизни.

Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.

  • Третий – психология как наука о поведении.

В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон заявил, что психология должна сосредоточить свое внимание на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

  • Четвертый – психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизм психики.

Для него характерно превращение этой науки в многоотраслевую область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей.

Психология как экспериментальная наука начинается с 1879 г., когда Вильгельм Вундт в Лейпциге создал первую в мире лабораторию (экспериментальную). В1885 г. Владимир Михайлович Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Перед психологией всегда стояли очень сложные задачи. Основная из них: изучение закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.

Выдающиеся ученые психологи:

Отечественные: Б. Г Ананьев, В. М. Бехтерев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Н. Н. Ланге, К. К. Корнилов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, И. П. Павлов, А. П. Нечаев, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов и др.

Зарубежные: А. Адлер, Э. Берн, В. Вундт, У. Джеймс, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, Д. Уотсон, Ф. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К. Юнг, и др.

1.1.1. Объект психологии

Хотя психология означает науку о душе, вопрос о наличии этого феномена спорен. Пока не удается ее обнаружить и доказать. Она остается эмпирически неуловимой. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится. Она оказывается столь же не подвластной. Однако очевидно существование мира психических явлений в форме мыслей, представлений, чувств, побуждений, желаний и пр. Это и можно считать объектом психологии.

Психология имеет свой предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят:

  1. Психика;
  2. Сознание;
  3. Бессознательное;
  4. Личность;
  5. Поведение;
  6. Деятельность.
  • Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений внешнего мира.
  • Сознание – высший этап психики и продукт общественно-истори­ческого развития, результат труда.
  • Бессознательное – форма отражения действительности, в ходе которого индивидом не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
  • Личность – человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
  • Поведение – внешнее проявление психической деятельности.
  • Деятельность – совокупность действий индивида, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Психологию, можно подразделить на житейскую и научную .

Житейская – знания, почерпнутые из обыденной жизни. Они характеризуются:

  • конкретностью – привязанностью к определенным ситуациям, людям, задачам деятельности;
  • интуитивностью – недостаточной осознанностью их происхождения;
  • ограниченностью – слабыми представлениями индивида о специфике функционирования психических явлений;
  • Основываются только на наблюдениях и размышлениях.

Научная – знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики. Им присущи свои особенности:

  • обобщенность – осмысленность явления на основе специфики его проявления у многих людей, в разнообразных условиях, применительно к каким-либо задачам деятельности;
  • рационализм – знания максимально исследованы и осознаны;
  • неограниченн ость – ими может пользоваться большое количество людей;
  • Базируются на эксперименте.

1.1.2. Направления зарубежной психологии

Психоанализ (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер) – основывается на положении о том, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным;

Бихевиоризм (Д. Уотсон, Б. Скиннер) – отрицает сознание как предмет исследования и сводит психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешнего мира;

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – предусматривает изучение психики с помощью целостных структур – гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Например, внутренняя системная организация восприятия определяет свойства ощущений, в него входящих.

Гуманистическая психология (К Роджерс, А. Маслоу) – противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Она утверждает, что индивид изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.

Трансперсональная психология (С. Гроф) – претендует на роль "четвертой силы", объявляет психические явления "мистическими переживаниями", "космическим сознанием", т.е формами особого духовного опыта, требующих взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций.

Психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую множество дисциплин и направлений, которые выступают в виде отдельных отраслей:

  • Зоопсихология; Нейропсихология; Патопсихология;
  • Психогенетика; Психодиагностика; Психолингвистика;
  • Психология – военная, возрастная, космическая, инженерная, искусства, историческая, медицинская, общая, педагогическая, социальная, труда, управления, экономическая, юридическая;
  • Психотерапия; Сексология и др.

1.1.3. Методологические и теоретические основы психологии

Каждая наука опирается на конкретные исходные положения, в роли которых выступают методология и теория. Различают три уровня методологии: общая, специальная и частная. К специальной относятся следующие ее принципы и методы.

Принципы:

  1. Принцип детерминизма (предполагает закономерную зависимость психических явлений от порождающих их факторов);
  2. Принцип системности (психические явления выступают как внутренне связанные компоненты целостной организации);
  3. Принцип единства сознания и деятельности (сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. А последняя выступает, как форма активности сознания);
  4. Принцип развития (означает признание преобразований, изменение психических процессов, возникновение их новых форм);
  5. Принцип активности (утверждает, что деятельность – это активный, целенаправленный процесс);
  6. Принцип личностного подхода (ориентирует на исследование всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека) и др.

Методы:

  1. Обсервационные (от лат obsevatio – наблюдение): наблюдение и самонаблюдение;
  2. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);
  3. Биографический: анализ событий, фактов, дат жизненного пути человека;
  4. Психодиагностотические: беседа, тесты, опросники, интервью, экспертные оценки и др.

Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого исследуют проявления чувств, поведения, действий и поступков индивида в различных условиях его жизни и деятельности. Применяется в различных формах и может быть:

  • Непосредственным , проводимым самим ученым, и опосредованным, если он обобщает сведения, полученные от других лиц;
  • Сплошным – при фиксировании всех психических проявлений человека в течение определенного времени и выборочным, когда исследуется только один вопрос, непродолжительно, в какой-либо конкретной ситуации;
  • Житейским – при котором регистрация фактов носит случайный характер, и научным – если продумывается организация, составляется план, фиксируются результаты;
  • Включенным – предусматривается участие ученого в деятельности, и не включенным, где этого не требуется.

При наблюдении обычно получают объективные данные. К тому же все явления и процессы изучаются в естественных условиях, не нарушается их нормальное течение. Наряду с достоинствами этот метод имеет и недостатки: длительность, трудность в привлечении объектов, сложность сбора материала и его обработки.

Эксперимент предполагает активное вмешательство психолога в исследуемый процесс. Заранее создается (моделируется) ситуация, в которой будет находиться испытуемый. Это научный опыт в точно учитываемых обстоятельствах, находящихся под контролем. Эксперимент может быть лабораторным, естественным, смешанным.

В лабораторном – искусственно создается совокупность условий, вызывающих нужное явление (пример, изучение психических реакций на специальных аппаратах /космонавтика/). В естественном – исследования проводятся в нормальной обстановке, изменяются лишь отдельные элементы программы.

Различают констатирующий и формирующий (воспитывающий или обучающий) эксперименты. Констатирующий – выявляет знания, навыки, умения, черты характера личности. О направленности индивида, например, можно судить, поставив его в условия, где неизбежно возникает борьба мотивов. Через свое отношение он раскрывает себя. Простые жизненные ситуации (например, сказать родителям о своем проступке или промолчать) дают материал для изучения морально-психологических особенностей. Формирующий – сочетает в себе изучение психологии человека и организацию воздействий с целью привития тех или иных качеств.

Опрос – способ получения сведений из ответов испытуемых в ходе непосредственного иди опосредованного общения.

Разновидности:

По форме проведения

    • Устный (беседа, интервью);
    • Письменный (анкетирование).

По степени доверительности

  • Анонимный;
  • Персонифицированный.

По количеству опрашиваемых

    • Индивидуальный;
    • Экспертный;
    • Групповой.

Обобщение независимых характеристик – предполагает выявление и анализ мнений о психических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Тестирование – во время его проведения испытуемые выполняют определенные действия по заданию психолога. Оно бывает проективным (изучаются проявления психики) и психокоррекционным (применяются методики поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализ и др.).

Анализ результатов деятельности – опосредованное исследование психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие способности человека.

Общая методология отечественной психологии исходит из того, что:

  1. Внешний мир материален;
  2. Материя первична, а сознание вторично;
  3. Материя непрерывно движется и развивается;
  4. Внешний мир и психика прошли длительный путь эволюции.

Специальная методология психологии подчеркивает:

  • Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
  • Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений реальной действительности;
  • Сознание – высший этап развития психики;
  • Психика, сознание социально обусловлены.

Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности (психофизиология), которая базируется на теории функциональных систем П. К. Анохина: психические и физиологические процессы составляют единое целое.

Психология опирается также на биологические и медицинские дисциплины, так как они лучше помогают понять психику.

1.2. Сущность психики, ее функции и структура

О природе психических явлений на протяжении веков идет спор между материалистами и идеалистами. С точки зрения материализма психика – свойство не всякой, а особым образом организованной материи – мозга. Мозг – есть орган психической жизни, носитель нашего мышления, чувств, воли.

Психика индивида – это все то, что составляет его субъективный внутренний мир (его мысли, переживания, намерения), который проявляется в действиях и поступках, во взаимодействии с другими людьми. Она прошла длительный путь – от самых элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Это продукт общественно-исторического развития, результат и условия трудовой деятельности и общения.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом внешнего мира, в построении им (субъектом) неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием среды (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором. В нем поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. это активное, субъективное, избирательное отражение окружающей действительности, т.к. принадлежит индивиду, вне его не существует, и зависит от его особенностей.

Психика – это субъективный образ объективного мира.

Психика, понимаемая как отражение внешней среды, имеет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. В данном случае мы ведем речь о ней как о субстанции. Субстанция (от лат. substantia – сущность), первооснова, сущность всех вещей и явлений. Материалисты признают субстанцию, как вечно движущуюся и изменяющуюся материю. Но в этимологии термина психика содержится и другое понятие. Если прислушаться к таким выражениям как “душа вышла из тела”, “душа ушла в пятки от страха”, “волнение души”, то можно почувствовать движение. А движется всегда что-то, должен быть и субстрат данного явления. Субстрат (от лат. substratum – букв. подстилка, подкладка) – 1) философская общая основа многообразных явлений; 2) биологическая основа (предмет, вещество), на которой обитают животные, растения, микроорганизмы. В этом смысле субстрат психики древние связывали, например, с процессами питания, дыхания (его субстратом – воздухом), с мельчайшими атомами и.т.д.

И в сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается этот вопрос. Проблема может ставиться так: психика – просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет также свой субстрат? Как предполагают некоторые ученые – им могут быть микролептоны – мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Тесная связь психики и головного мозга не подлежит сомнению, повреждение последнего приводит к психическим нарушениям. Хотя мозг – это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но ее содержание производится не им самим, его источником служит окружающая действительность. Психические свойства несут в себе характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов, при чьей помощи психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающихся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, в пространстве и мире.

Согласно теории психофизиологического параллелизма психическое и физиологическое составляют два ряда явлений, которые соответствуют один другому, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие “души”, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, подчеркивает, что психические явления, по сути, есть физиологические, т.е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень – желчь. Ее представители, отождествляя психику с нервными процессами, не видят никаких отличий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические явления возникают одновременно, но они различны. Психические процессы соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим актом, а с организованными их совокупностями, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через его многоуровневые функциональные каналы, которые формируются у субъекта в ходе жизни, овладения им социальным опытом и формами деятельности через свою активную позицию.

Психика не дана в готовом виде индивиду с момента рождения, не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от общества. Только в процессе общения и взаимодействия с другими людьми у него формируется человеческая психика (феномен Маугли). Специфические качества – сознание, мышление, речь, память формируются только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной многими поколениями.

Психика человека включает:

  1. Внешний мир, природу;
  2. Их отражение;
  3. Деятельность мозга;
  4. Взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям способностей и культуры).

Рис. 1. Основные функции психики

Особенности психического отражения:

  1. Оно дает возможность правильно воспринимать действительность, что подтверждается практикой;
  2. Сам психический образ формируется в процессе активных действий человека;
  3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется;
  4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  5. Оно преломляется через индивидуальность личности;
  6. Носит опережающий характер.

Существуют разные подходы к пониманию того, кто обладает психикой:

  • Антропопсихизм (Декарт) – психика имеется только у человека;
  • Панпсихизм (фр. материалисты) – всеобщая одухотворенность природы (камень);
  • Биопсихизм – психика это свойство всего живого (растения);
  • Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика присуща всем, у кого есть нервная система;
  • Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (у насекомых нет);
  • А. Леонтьев – критерием зачатков психики является наличие чувствительности.

Табл. 1. Этапы развития психики у животных:

На стадии элементарной чувствительности: животное реагирует на отдельные свойства предметов, и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т.п.).

На стадии предметного восприятия: отражение осуществляется в виде образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

На стадии интеллекта: животное может отражать межпредметные связи, ситуацию в целом, способно обходить препятствия, “изобретать” новые решения двухфазных задач, требующих подготовительных усилий (обезьяны, дельфины). Но все это не выходит за рамки биологической потребности и действует в пределах наглядности.

Таким образом, психика у животных возникает и развивается потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика со всеми проявлениями сложна и многообразна. Но она всегда выступает в единстве внешних и внутренних процессов (мысль или чувство могут вести к действию).

В структуре психики различают:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства;
  4. психические образования.

Психические процессы – обеспечивают первичное отражение и осознание индивидом воздействий внешнего мира;

Психические свойства – наиболее устойчивые особенности, обусловливающие поведение и деятельность, типичные для данной личности;

Психические состояния – уровень работоспособности и качества функционирования психики человека;

Психические образования – знания, навыки и умения, формирующиеся в процессе социального опыта.

Рис. 2. Основные формы проявления психики человека

1.3. Психика и деятельность

Развитие психики индивида происходило в процессе трудовой деятельности, которая имеет продуктивный характер. Труд запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит воплощение, опредмечивание духовных сил и способностей людей. Деятельность человека, его активность существенно отличаются от действий животных.

Деятельность животных

Деятельность человека

Инстинктивно-биологический характер. Направляется познавательной потребностью, имеет субъективную значимость (субъектность).
Нет совместной деятельности. Каждое действие приобретает смысл лишь в силу того, какое место оно занимает в совместной деятельности (предметность).
Руководствуются наглядными впечатлениями. Индивид абстрагируется, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости между ними.
Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты). Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков).
Зачатки орудийной деятельности. Не создают никаких новых операций. Изготовление и сохранение орудий труда, преемственность их последующими поколениями.
Приспособление к окружающей среде. Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями.

Табл. 2. Важнейшие особенности деятельности животных и человека

Психика людей познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как творец, созидатель, независимо от того, каким видом труда занимается. При этом раскрывается богатство его духовного и психического мира, глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Индивид сознательно выделяет себя из природы. Он ставит пред собой цели, формулирует мотивы, побуждающие его к активности. Личность и складывается, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.

Деятельность – это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с внешним миром. Она чрезвычайно разнообразна, не всегда однозначна.

1.3.1. Сущность деятельности

Деятельность – совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Виды деятельности:

  • Игра;
  • Учение;
  • Труд.

Игра – деятельность в условных ситуациях, направленная на усвоение социального опыта;

Учение – процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения деятельности;

Труд – деятельность, обусловливающая создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Особенности деятельности:

  • Общественный характер;
  • Целенаправленность;
  • Плановость;
  • Систематичность.

1.3.2. Структура деятельности


Рис. 3. Структура деятельности

Мотивы – внутренние побудительные силы индивида, заставляющие его заниматься деятельностью.

Способы и приемы – действия , предпринимаемые человеком, чтобы добиться определенных целей и результатов. Способы и приемы могут состоять из одной или нескольких операций.

Цели – наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи, объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности.

Умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план (интериоризация). Пример: ребенок учится считать. Вначале он использует палочки. Проходит время, когда надобность в них отпадает. Почему? Счет превращается в интеллектуальные операции. Объектом становятся слова и числа. Постепенно накапливаются мыслительные действия, которые и составляют умственную деятельность.

Действие – структурная единица деятельности. Это произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Действие осуществляется с помощью способов и приемов, соотносимых с конкретной ситуацией и условиями (низший уровень деятельности).


Рис. 4. Структура и функции действия

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия сенсорные (восприятие объекта), моторные (двигательные), волевые, мыслительные, мнемонические (память), внешние предметные (направлены на изменение состояния или свойств предметов окружающего мира), умственные (выполняемые во внутреннем плане сознания).

По способу функционирования действия подразделяют на произвольные и преднамеренные. В ходе их выполнения возможно появление новых целей деятельности и изменение конкретного места.

В характеристике действия обычно наблюдают такие аспекты:

  • Действие – одновременно акт сознания и поведения;
  • Действие – активно и не сводится к одним только реакциям на внешние раздражители;
  • Цель действия может быть биологической и социальной.

Психология как наука о закономерностях возникновения, совершенствования и функционирования психики имеет свой предмет, объект, принципы, методы. Психика прошла длительный путь развития – от элементарных форм, наблюдаемых в животном мире, до сознания человека. Она – продукт общественно-исторический, результат и условие труда и общения. Основные ее функции заключаются в отражении индивидом внешнего мира, регуляции им поведения и деятельности, осознании своего места в окружающей действительности.

Предметом данной науки являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. В сферу ее изучения входят: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. В структуре психики человека можно различить психические процессы, свойства, состояния, образования.

Литература по теме

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:1980
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.:1998
  3. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т./Пер. с фр. М.:1992
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1972
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:1975
  6. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. М.:1999
  7. Общая психология./Сост. Рогов Е.И. М.:1998
  8. Психология. Учебник./Под ред. Крылова А.А. М.:1999
  9. Психология. Учебник./Под ред. Дружинина В.Н. М.:2000
  10. Реан А.А. и др. Психология и педагогика. Учебник. М.:2000
  11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997
  12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособ. М.:1996

Версия для печати

Хрестоматия

Название работы Аннотация
Психология как наука// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 12-26.

Методология научного познания. Научные и ненаучные психологические знания. Формирование науки как социального института. Парадигмы. Ценности и нормы науки.

Объяснительные принципы психологии. Принципы взаимодействия, детерминизма, целостности, активности, субъектности, реконструкции.

Предмет и методы психологии. Определение предмета психологического исследования. Экспериментально-реконструктивный метод и методики психологического исследования. Общенаучный характер метода психологии и специфика ее предмета.

История психологии// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 28-55.

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV - V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.). Развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов. Учение о душе. Учения об опыте и о сознании. Общая характеристика допарадигмального периода формирования психологического знания.

Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время). Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки.

Психологическая наука и психологическая практика. Фундаментальная психология и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практического применения психологического знания.

Структура психики// Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - С. 86-102.

Функции психики. Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства. Процессы психической регуляции. Эмоциональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенности темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний.

Сознание и бессознательное. Подходы к исследованию сознания и бессознательного. Классификация состояний сознания. Исследования сознания в нейронауке.

Измененные состояния сознания. Спонтанно возникающие, искусственно вызываемые и психотехнически обусловленные ИСС. Сон. Употребление психоактивных веществ.

Опыт, который мы обретаем в этой жизни можно разделить на личностный и сущностный. Наша личность опирается на знания, состоящие из различных идей и концепций. Сущность опирается на опыт прожитых переживаний. Личность – сфера ума. Сущность сфера интуитивного разума. Эта достаточно объемная статья, по сути, представляет собой один из способов описания нашей психической структуры, то как она проявляется в нашем поведении, в наших решениях и в последствиях этих решений.

Решения ума

Когда мы думаем и принимаем решения от ума – действует наша личность. Когда мы уверенно чувствуем нечто интуитивно, срабатывает наша сущность. Чаще всего опыт личности и опыт сущности в жизни человека смешаны, и большинство людей не различают — где одно, а где другое.

Личность может принимать решения наперекор цензору сущности. Иногда это проявляется как еле уловимая тревога, просачивающаяся из подсознания, словно некое послание. Если всмотреться в это переживание, может всплыть образ, «картинка». Это может быть что угодно. К примеру, вы опаздывали и совершили не вполне безопасный маневр за рулем на дороге. Умом вы радовались, что все получилось и вы успели вовремя. Затем к вечеру, вдруг почувствовали, что уже несколько часов в сознании фонит переживание, которое как бы говорит вам: «Ты был не осторожен, у тебя всего одно тело, которое следует беречь». Ситуации могут быть разные.

Опыт личности более «подвижный», гибкий. Нам легче оперировать этим опытом, скакать во времени туда-сюда по ментальному «телу» личности относительно легко. Однако в связи с «подвижностью» такого рода опыта, его опоры неустойчивы. Невозможно реально опираться на опыт личности как на что-то устойчивое и окончательно истинное. То, что вчера казалось верным, сегодня может оказаться ложью.

Здесь я не призываю к подобного рода безответственности, когда мы меняем собственные идеалы и ценности, как перчатки. Гибкий ум не должен становиться оправданием слабости. Когда человек говорит одно, а делает другое, либо не следует поставленным целям, это значит, что он просто не знает себя, в нем нет целостности, потому что он действует от лица несвязанных друг с другом ложных личностей, которые в нем живут. В идеале нам следует реагировать гибко на конкретную ситуацию, при этом, продолжая следовать поставленным целям.

Программное обеспечение

Можно условно уподобить опыт личности совокупности программного обеспечения на компьютере. Мы устанавливаем программы, используем их, до тех пор, пока они работают нормально, или пока не появятся их обновленные версии. Опыт сущности при этом можно уподобить операционной системе компьютера, куда программное обеспечение инсталлируется.

Также, как программное обеспечение может влиять на работоспособность операционной системы, сущность человека может быть подвергнута воздействию из личностной сферы, что проявляется в различных психических отклонениях, или в уникальных способностях. Поэтому важно быть разборчивым, чутким, прежде чем «устанавливать» новые ментальные программы поверх «системы» своей сущности. Чаще всего, однако, как бы личность не изворачивалась, ее решения ничего для сущности не значат. В итоге все поверхностные решения на следующий день становятся пустыми миражами.

Часто мы воодушевляемся, читая тексты, которые помогают нам разрешить внутренние противоречия, понять нечто новое для себя. После прочтения очередного текста может возникнуть ощущение, словно «уж теперь-то все понятно! Жизнь изменится!» Однако на деле сразу, как правило, ничего не меняется. Потому что понимание пришло к личности, а не сущности. Понимание личности без понимания сущности ничего не стоит. Понимание личности ценно, как напоминание. В чем заключается это напоминание?

Когда личность то и дело задумывается о какой-нибудь психологической концепции, сущность подсознательно начинает направлять внимание в те сферы психики, которые эта концепция отражает. Чем чаще, к примеру, человек думает о том, чтобы , тем выше шанс, что это действительно произойдет. Однако спрогнозировать на все сто «поведение» сущности, личность не способна.

Проявления

Проявление сущности можно отследить на животных. Животные редко понимают с первого раза, их поведение диктуется сущностью, поэтому животные не способны понять что-либо логически, но ощущают многое интуитивно: какую пищу можно есть, куда можно ходить, чего стоит опасаться и т.п. Почти все в их поведении диктуется сущностью, влияния которой проявляются по «бинарному» принципу: можно/нельзя. А почему можно, или нельзя, животное понять не способно. Да и вопросов таких не возникает. Есть просто прямое знание сущности. Примитивные животные сомневаться не умеют.

В человеческом теле сущность проявляется сложней. Ее проявления выходят за пределы «двухмерного» нельзя/можно. В человеческом теле сущность может предоставлять не только варианты действий, но и прямое знание причин, обосновывающих эти действия. Сущность не знает рассуждений. Все сомнения возникают, когда человек думает.

В сферах, которые касаются сложных логических построений, сущность не принимает участия. Ее проявления относятся к прямому контакту с реальностью. Сущность не знает математических формул, котировок акций, не понимает языков программирования, устройства компьютера и т.п. Все это — сфера личности. Иллюзорный мир идей — прерогатива ума. Сущность имеет прямое знание о происходящем здесь и сейчас вне временных концепций.

Каждая отдельно возникающая в нашем уме мысль для сущности не имеет информативной окраски в том смысле, как мы воспринимаем, например новости по телевизору. Информация, которую воспринимает сущность, поступает на уровне вибрации. Сущность хранит в своей сущностной памяти все, что человек ощущал. Ум хранит в своей памяти все, что человек думал. Можно назвать это единой сферой памяти, которую можно воспринимать из сферы ума на уровне мыслей, а из сферы сущности на уровне ощущений.

Иллюзии

У обывателя ум работает непрерывно. Ощущения воспринимаются опосредованно, сквозь грезы ума, в которых человек живет в забытьи. Это ментальное забытье притупляет способность ясно осознавать и различать происходящее в текущий момент времени. Почти все, что воспринимает среднестатистический человек ощущается не как сущностное переживание, но как очередная мысль из сферы личности. Сущность продолжает работать и воспринимать, но человек ощущает лишь работу собственного ума. В этих гранях между личностью и сущностью пролегает заметное различие. Наша личность не видит причин, а имеет дело с бесчисленными следствиями, принимая их за чистую монету. Личность не выбирает, а живет иллюзией выбора, который возникает как иллюзорное наслоение на деятельность сущности.

Здесь и сейчас обыватель воспринимает жизнь через уже имеющиеся шаблоны мыслей. На подсознательном уровне каждое отдельное мгновение как бы «складируется» в отдельные «стеки» памяти по принципу однородности заряда вибрации воспринятого. Когда человек пытается что-то понять, включается автоматический поиск по уже имеющимся данным сферы ума. На уровне ума эти данные несут информацию. На уровне сущности, наши мысли – просто ощущения, поэтому отличить работу ума, от работы сущности очень сложно. Подобное различение происходит, когда проявляется сфера , стоящая «поверх» сферы ума и сущности.

Реальные решения

На самом деле личность и сущность разделяются условно (как и все на уровне концепций), чтобы появился еще один удобный способ объяснить происходящее. Ум человека думает и принимает решения, которые являются просто очередной мыслью среди общего потока мыслей, поэтому решения ума ничего не стоят. «Реальные» решения принимает сущность.

Когда, к примеру, человек своим умом решает заняться медитацией, и пробует остановить мысли, он вдруг начинает осознавать, что реально, он, как личность, совершенно не способен управлять собственным умом. Может возникнуть ощущение, словно ум управляется как бы сам собою, относительно упорядоченно, или же иначе — относительно хаотично. На самом деле здесь мы подходим к важному факту. Нашим умом и нашей личностью управляет сущность. Управляя личностной сансарой, сущность для большинства людей так и остается невидимым рулевым. Стаж вождения у всех разный.

Какой толк в книгах, статьях и в обучении как таковом, если даже после обретения новых концептуальных знаний на уровне сущности мы продолжаем оставаться собой? Здесь первостепенное значение играет . Степень осознанности влияет на интенсивность усвоения знаний нашей сущностью. Если, к примеру, на уровне ума взрослый человек понимает, что вести себя аморально не стоит, он по прежнему, условно говоря, может иметь «карму» аморального человека до тех пор, пока это знание не станет сущностным.

То, как проявляется легко объяснить даже на мирском, социальном уровне. Если, к примеру, на дороге, наглый водитель вас подрезал, или не пропустил, у вас может возникнуть « » негодование. Кто-то даже может решить догнать наглеца и «наказать». Однако вполне достаточно понять, что наглец уже наказал сам себя своей наглостью. Если Вы мирный человек, наглец и без вас найдет наказание из-за своей неосмотрительности, и будет находить его до тех пор, пока не изменится. Когда встречаются два «наглеца», они почти неизбежно начинают отрабатывать карму друг с другом.

Жизнь всегда находит способ показать человеку его отражение. При этом стоит помнить, что и наказание – проявление «дурной» кармы осуждающего и наказующего. Жизнь подбирает подходящее зеркало для каждого, чтобы человек увидел свое истинное лицо, кто он есть, и что представляет собой на своего развития. Вполне может быть, что на дороге ситуация возникла именно для того человека, который пострадал сильней.

Иллюзия выбора

Как сущность может управлять умом, если сложные концептуальные сферы не ее прерогатива? Очень просто. Бесчисленные концепции таки продолжают вариться в уме. Сущность отвечает за вынос окончательных решений, которые приводят к реальному выбору и реальным действиям.

Представим себе, например, такую ситуацию, когда человек долго не может понять какую-нибудь сложную тему, много думает, сопоставляет, пытается удержать в своей оперативной памяти сложные концепции. И вдруг, в какой-то момент у него все сходится! Приходит понимание. Что происходит в это время на уровне личности и сущности? Что такое понимание? Это действительно непростой вопрос.

Понимание новых вещей происходит, когда мы впускаем свет сознания в потаенные уголки нашей психики. Можно представить себе чистое сознание как идеальную сферу, которая в нашем уме преломляется в бесчисленные оттенки радуги. Или же можно представить себе ее как чистый воздух, который, проходя ветром, через отверстия инструмента-ума, создает обертоны, которые напрямую зависят от его строения. Знание уже есть. Все, что от нас требуется – суметь пропустить воздух через те отверстия «инструмента», которые это знание «озвучивают».

Если описывать это практически, знание возникает, когда мы заполняем жизненной энергией ранее дремавшие энергетические каналы сущности. Ум озвучивает такое заполнение каскадом новых идей, структура которых выражает очередной оживший механизм сущности. Ум, как уже говорилось, принимает все за чистую монету, даже не задумываясь откуда к нему приходят в цельном виде его «гениальные» мысли.

Метафорично все это похоже на просверливание нового отверстия на поверхности флейты, благодаря которому инструмент может издавать новые звуки. Важно при этом, чтобы музыкант умел пользоваться инструментом, используя отверстия флейты для создания гармоничных вибраций.

Полноценная медитация и есть «высверливание» таких вот «отверстий», приоткрывающих дуновение спонтанного озаряющего знания. Если отверстия нашей психической флейты высверливаются слишком активно, «музыкант» не успевает учиться и флейта его сущности может зазвучать дисгармонично. происходит постепенно. Как говорится: «все хорошо, что в меру».

Когда Вы слушаете музыку «умом», то можете ничего не почувствовать. Могут возникнуть оценки: нормально, скучно, красиво и т.п. Но, чтобы реально услышать , необходимо отвлечься от ума и просто слушать. Погружение в вибрацию звуков сущностью (а не умом) дает ни с чем не сравнимое переживание пространства сознания, заполненного переливами сочетаний этих вибраций.

Возвращаясь к теме личности и сущности, может возникнуть вопрос: Если сущность управляет личностью, тогда кто, или что управляет сущностью? Найти и обозначить такого «управителя», можно. Но лучше взглянуть на процесс управления с иного измерения, которое можно обозначить словом « ». На по этой теме уже имеется ряд статей. Здесь же, я кратко напомню, что в сущности, как ум, так и сущность из сферы спонтанности воспринимаются как явления, которые просто случаются. Никто ни чем не управляет. Все в жизни просто происходит. Наша жизнь – это «рисунок» Творца.


Введение

1. Общая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства

1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения

1.2 Развитие основных свойств восприятия

2. Психологическая сущность игры дошкольника

2.1 Основные теории игры в психологической литературе

2.2 Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника

2.3 Значение игры и ее влияние на ход развития дошкольника

Заключение

Глоссарий

Список сокращений

Библиография

Введение

По словам Я. Коломинского, «в рационализирующем уме современного человека порой возникает вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых – и не лучших ли? – лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел лозунг: «Играйте, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано?». Однако сам профессор опровергает такое предположение, утверждая, что детство, как особый качественно своеобразный период существования живых существ – это продукт эволюции, а само человеческое детство – еще и результат исторического развития 1 .

Сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже известные закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач. Для этого педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.

Игра является одним из основных видов деятельности в ходе развития человека. Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.

Следовательно, игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребенок, пи взрослые ее намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры, так как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятие игрой, является неудержимое и горячее стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями, заботами и взаимоотношениями. Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых, способы действия с определенными предметами (с рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми.

Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка

1. Общая характеристика психического развития ребенка в период дошкольного детства

Дошкольный возраст является периодом, в течение которого происходит дальнейшее интенсивное формирование и развитие психики (закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразований), возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти.

1.1 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения

Данный период является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Таким образом, создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых качеств (т.е. способствует социализации личности – процесс и результат активного присвоения человека норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения).

К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте происходит различными путями. Так, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение прежде всего для формирования у него личностных качеств.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственных критериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми, которые способствуют отбору и тренировке социально значимых качеств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание.

Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни 2 .

Ведущей формой психики в это время становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Представления накладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны со вторичными образами, т.е. с представлениями. Поэтому быстро развиваются такие формы психики, как воображение, образная память и наглядно-образное мышление.

Не только различные психические функции, но и речь ребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают у них в процессе ее восприятия. Развитие психических функций в дошкольном возрасте осложняется тем, что в процессе общения, познавательной и практической деятельности активно формируются социальные формы психики, не только в перцептивной сфере, но и в области памяти. К концу дошкольного возраста появляется вербально-логическое мышление.

Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании с отсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенок осваивает этот мир в доступной для него игровой форме. Особо благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста создает система общественного дошкольного воспитания. В детских дошкольных учреждениях реализуется программа обучения детей, складываются первоначальные формы их совместной деятельности, возникает общественное мнение. Как показывают результаты специально проведенных исследований, общий уровень психического развития и степень подготовленности к обучению в школе оказываются в среднем выше у детей, воспитывающихся в детском саду, чем у детей, не посещающих детского сада.

1.2 Развитие основных свойств восприятия

В развитии основных форм восприятия наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а с другой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа.

Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного воспитания. При обучении рисованию, в процессе дидактических игр дошкольников планомерно знакомят с системами сенсорных эталонов, учат приемам обследования предметов, сравнению их свойств с усвоенными эталонами. Это приводит к тому, что восприятие ребенка становится полным, точным и расчлененным.

Особая область развития восприятия - формирование эстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальных пьес).

С трех до семи лет отмечается значительное снижение порогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развивается фонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активного осязания. Но все эти изменения происходят не сами собой. Они являются следствием того, что ребенок овладевает новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений. Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности - аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух - в процессе речевого общения, звуковысотный слух - на музыкальных занятиях.

Таким образом, дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к школьному периоду жизни.

2. Психологическая сущность игры дошкольника

2.1 Основные теории игры в психологической литературе

Огромное значение игры в жизни маленьких детей, разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран и разных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природы и происхождения этой удивительной детской деятельности.

Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. были следующие теории игры.

Происхождение термина «манипуляция»

Manipulus - латинский прародитель термина «манипуляция» - имеет два значения:

а) пригоршня, горсть (manus - рука + pie - наполнять),

б) маленькая группа, кучка, горсточка (manus + pi - слабая форма корня).

Во втором значении это слово, в частности, обозначало небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске.

В Оксфордском словаре английского языка манипуляция (manipulation) в самом общем значении определена как обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью,...

....как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия.

Например, в медицине - это освидетельствование, осмотр некой части тела с помощью рук или лечебные процедуры. Специально отмечается наличие ловкости, сноровки при выполнении действий-манипуляций.

Манипулятор - личность, психологический тип, использующий других людей, преследуя свои цели.

Манипуляция - это ряд методов воздействия на людей , разновидность психологического насилия с целью добиться от них необходимого для своих целей поведения.

Манипулятор ставит людей в затруднительные обстоятельства с целью получения для себя той или иной выгоды или преимуществ и иных личных целей.

В результате агрессивного манипулирования, человек часто утрачивает способность контролировать обстоятельства и выражать себя прямо и непосредственно, оказываются ущемленной свобода человека и его законные права.

Манипулятор часто не может позволить себе быть искренним и естественным, так как это резко снижает его шансы добиться столь желанного скрытого преимущества, поэтому он может прибегать к имитации искренности взаимоотношений или театральности, нарочитой наигранности поведения по отношению к своей жертве.

Манипуляция политическая - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями , используя те или иные потенциальные потребности индивида или группы людей.

Выражаясь на языке теории массовых коммуникаций, манипулирование индивидом предполагает подмену интересов реципиента интересами коммуниканта.

В результате индивид начинает воспринимать внушенные ему интересы как свои собственные. Таким образом личность становится частью "психологической толпы".

1. Психологические особенности манипулятора

Предрасположенность к манипуляциям характерна для так называемой невротической личности.

Одной из потребностей невротика является потребность в доминировании, обладании властью.

Карен Хорни считает, что навязчивое желание доминировать порождает "неспособность человека устанавливать равные отношения.

Если он не становится лидером, то чувствует себя полностью потерянным, зависимым и беспомощным. Он настолько властен, что все выходящее за пределы его власти воспринимается им как собственное подчинение".

От манипуляций страдает не только их объект. Манипулятор также является жертвой своей жизненной установки.

Он считает, что "манипуляция - это псевдофилософия жизни, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других ".

2. Психологическая сущность манипуляций

Психологическая сущность манипуляций - в эксплуатации человеческих эмоций.

Почему самыми беспощадными были религиозные войны, почему труднее всего урегулировать национальные конфликты?

Потому что религиозное и национальное чувства затрагивают глубинные слои человеческой психики.

Человек, в котором удается разжечь пламя религиозного фанатизма или национального экстремизма, способен на все.

Страсти - это ораторы, доводы которых весьма убедительны.

Когда пожар страстей перекидывается на целые народы - наступает раздолье для манипуляций и манипуляторов.

При манипуляциях внешний смысл слов и действий по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, будто бы сам это выбирая.

Выгода при манипуляции может быть не только материальная, но и психологическая: повышенное внимание значимых людей, повышение самооценки, приобретение более высокого авторитета и уважения и т.п.

Манипулятор использует психологически уязвимые особенности человека - черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.

Такое воздействие часто подкрепляется специальными приемами, повышающими общую «податливость» партнера.

3. Психологические особенности политических манипуляций

В отличие от межличностных политические манипуляции обезличены и предполагают воздействие на широкие массы. Воля меньшинства (а то и отдельной личности) в завуалированной форме навязывается большинству.

Одним из основных средств политической манипуляции является пропаганда.

Технология политической манипуляции предполагает следующие моменты:

а) внедрение в сознание под видом объективной информации неявного, но желательного для определенных групп содержания;

б) воздействие на болевые точки общественного сознания, возбуждающие страх, тревогу, ненависть и т. д.;

в) реализацию неких замыслов и скрываемых целей, достижение которых коммуникант связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.

Объекты манипуляций не являются полностью пассивными; люди позволяют собой манипулировать, перекладывая ответственность за свои поступки на манипуляторов.

Перераспределение ответственности между лидером и толпой создает предпосылки для манипуляций.

4. Наглядные примеры манипуляций

Наглядный пример манипуляции - ребёнок, который начинает плакать, когда ему хочется посмотреть другую передачу или мультфильм.

Таким образом ребёнок манипулирует родителями.

«Нытики», то есть люди, у которых всё хорошо, но при встрече они могут часами рассказывать, как у них всё плохо и как им всё надоело.

[источник не указан 285 дней]

4. 1. Манипуляция любовью .

В детстве вам говорили: «Если ты будешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели ввиду: «Слушайся меня».

Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить, читать женские романы, каждое утро готовить солянку… ), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мне не нравится, когда ты грызешь ногти».

Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудников, у нас дружная команда единомышленников. Поэтому редко кто уходит из нашего коллектива по своей воле ». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать»

Особенности этой манипуляции

Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в семьях.

Ребенок, привыкший к такому обращению, начинает понимать что самые близкие люди не принимают его целиком , любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает.

В партнерских отношениях, такие разговоры также не приводят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. Получается, что любовь - это некий товар, который при необходимости можно обменивать на услуги или деньги.

4. 2. Манипуляция страхом.

В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником».

Хотя на самом деле имели ввиду:«Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки». Ваш мужчина говорит:«Если я и дальше буду работать в этой конторе, у меня будет инфаркт».

Хотя на самом деле имеет ввиду:«Приготовься, я скоро уволюсь» На работе вам говорят:«Машенька, мне тут прислали резюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом деле имеют ввиду:«Незаменимых нет, соберитесь, милочка».

Особенности этой манипуляции

Использование людских страхов - одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их - наведите справки.

4. 3. Манипуляция неуверенностью в себе.

В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на самом деле имели ввиду: «Ты все равно ни на что не способна без моей помощи». Ваш мужчина вам говорит: «Ты собираешься съесть на ночь печенье?Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю».

Хотя на самом деле хочет сказать: «Я имею право делать, что хочу ». На работе вам говорят: «Переведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не зарывайся, я здесь начальник».

Особенности этой манипуляции:

Манипуляция - это всегда вопрос власти , а в данном случае он стоит наиболее остро. «Я - начальник, ты - дурак», - так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний.

Проблема начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не является властью, но хочет ей быть. С ним, безусловно, можно начать играть в «поддавки» и льстить.

Но этой лести ему никогда не будет достаточно. Он будет ненадолго успокаиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков. Однако, манипулировать вами он сможет только в том случае, если вы по поводу своего недостатка переживаете.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психология - это наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Личность чаще всего определяют как человека, обладающего совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих социально-значимые поступки человека. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или изменчивые психические состояния, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям и к обществу. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности данного человека.

«Личность» - это конкретный человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях человека, являются устойчивыми и определяют поступки, имеющие существенное значение, для него самого и для окружающих людей.

«Личность» - это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующие меру представленности общественных отношений в индивиде.

Свойства личности

1)способности

Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность его психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое из всех имеющихся определений способностей.

Способности - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось в психологии ЧVII - ЧIЧ вв. и употребляется в настоящее время.

Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их приобретение, закрепление и использование. Данное определение принято сейчас и наиболее распространено в отечественной психологии. Оно вместе с тем является наиболее точным из всех.

У человека имеется множество самых разных способностей. В первую очередь необходимо различать элементарные и сложные потребности.

Элементарными, или простейшими, называются способности, связанные с работой органов чувств или со сравнительно простыми движениями, например, способность различать цвета, звуки, запахи, скорость и точность простых двигательных реакций. Эти способности обычно имеются у человека с рождения, но могут совершенствоваться в процессе его жизни и деятельности.

Сложными называют способности в различным видам деятельности, связанных с человеческой культурой, например, технические, математические, музыкальные и т.п. Все эти способности не являются врожденными, поэтому их называют социально обусловленными.

Способности также разделяют на общие и специальные.

Общие - это способности, которые имеются у всех людей (но развиты в различной степени) и которыми определяются успехи во многих различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные или общие двигательные способности.

Специальные способности встречаются не у всех людей и определяют успехи в отдельных, специфических видах деятельности. Это, как правило способности, для которых необходимо наличие особых задатков. К таким способностям можно отнести музыкальные, литературные, художественно-изобретательные и т.п. наличие у человека общих способностей не исключает развитие специальных, и наоборот.

Способности разделяют на теоретические и практические.

Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, умение ставить и успешно решать теоретические задачи.

Практические способности проявляются в умении ставить и решать практические задачи, связанные с конкретными действиями в определенной жизненной ситуации.

Выделяются также учебные и творческие способности. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, в то время как вторые проявляются в создании человеком предметов материальной и духовной культуры, в производстве новых идей, в открытиях и изобретениях, т.е. в творчестве в различных видах деятельностью.

Наконец, выделяют коммуникативные и предметно-деятельностные способности.

Коммуникативными называют способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением с людьми, с взаимодействием человека с людьми, с межличностным восприятием и оцениванием, с установлением контактов, расположением людей к себе, оказанием на них влияния.

Предметно-деятельностные способности проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами.

2)темперамент

Темпераментом называется совокупность свойств, характеризующих динамические особенности психических процессов, состояний и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Идея и учение о темпераментах - одни из самых древних в психологии. В своих истоках они восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа, жившего в V веке до н. э.

Гиппократ дал определение темпераменту и связал его с соотношением разных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. По древнегреческим названиям этих жидкостей («сангва» - кровь; «флегма» - лимфа или слизь; «хоул» - желтая желчь; «мелан хоул» - черная желчь) получили свои названия введенные Гиппократом типы темпераментов: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого нрава. Он окружающим людям представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником и балагуром. Такой человек быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что недавно его волновало и притягивало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, ко всем людям относится хорошо. Его отличают доброта, готовность прийти на помощь. Однако напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляют. Меланхолический темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, предает большое значение всему, что лично его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек не редко бывает сдержанным и особенно тщательно контролирует себя при даче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, и весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Холерический темперамент характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он сильно горяч и не сдержан. Вместе с тем такой человек быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Флегматический темперамент относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это замедляет ему медлительность вхождения в работу.

3)характер

Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип её жизнедеятельности. Характер выступает как форма проявления личности, её готовности осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях те или иные фиксированные формы/способы поведения. В практике общения людей между собой их характер может проявляться в манере поведения, способах реагирования человека на действия и поступки других людей. Манера общения может быть деликатной, тактичной или же грубой, бесцеремонной. Это также объясняется различиями в характерах людей. Человека с выраженным, сильным или слабым характером всегда можно выделить среди остальных людей. Поступки человека с сильным характером отличаются настойчивостью, целенаправленностью, упорством, а поступки человека со слабым характером отличаются прямо противоположными свойствами: слабоволием, случайностью, непредсказуемостью и т.п.

Характер имеет много различных черт. С научной точки зрения их около 150. Но если подходить к этому вопросу не столь строго, то их более 500. Чаще всего черты характера человека делят на три группы: волевые, деловые и коммуникативные. Волевыми называют черты характера, связанные с волей человека. К ним можно отнести целеустремлённость, настойчивость, упорство или противоположные им черты характера типа уступчивости и безволия. Деловые - это черты характера, которые проявляются у человека в труде, такие как трудолюбие, аккуратность, ответственность, а также безответственность, лень, недобросовестность. Коммуникативными называют черты характера, которые проявляются в общении человека с другими людьми. Это, например, общительность, замкнутость, доброжелательность, злость, отзывчивость и т.д.

Существует так же разделение черт характера человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные черты характера - это такие, которые побуждают, направляют и поддерживают активность человека, то есть выступают как мотивы его поведения.

Инструментальные черты характера самостоятельными мотивами поведения не являются, но придают ему определенный стиль.

Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.

Существенный признак воли связан с тем, что воля практически всегда связана с принятием человеком сознательного, разумного решения, преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Т.к. разница побудительной силы между ними не велика, человеку приходится проявлять волю и выбирать одно из двух.

Воля всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведения человека - это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие - это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели.

Существенным признаком волевого действия является то, что оно обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного, морального удовлетворения, которое возникает не входе выполнения волевого действия, а в результате его осуществления. Нередко усилия воли направляются не на то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, а на то, чтобы преодолеть самого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным желаниям. Особенно это характерно для импульсивных, эмоциональных людей. темперамент личность характер

Под эмоциями можно понимать специфические переживания, окрашенные в приятные или неприятные тона и связанные с удовлетворением жизненно важных потребностей человека, выполняющие в его жизни мотивационно - регулирующие, коммуникативную, сигнальную и защитную функции.

Под основными видами эмоций выделяют: настроение (слабо выраженная, но долго действующая эмоция. Отражает общее состояние человека в данный момент времени); простейшие эмоции (переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей); аффекты (сильные кратковременные бурные эмоции, которые отчетливо проявляются в жестах, мимике человека); чувства (представляют собой комплекс эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами); страсть (сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми не способен управлять человек); стресс (не чистая эмоция, а соединение эмоции с определенным физическим состоянием организма).

Эмоции, особенно такие как аффекты, чувства, страсти, не отделимы от личности человека. С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К первой относятся, по его мнению, удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с владением каким-либо предметом. Они подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и с отношением человека к миру, к людям, к социальным событиям, к нравственным ценностям и категориям. В структуре личности эмоции теснее всего связаны с потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей.

Люди, как личности, в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам. В частности: по эмоциональной возбудимости; по длительности и устойчивости возникших у них эмоциональных переживаний; по доминированию положительных и отрицательных эмоций. Но самый важный признак - это сила и глубина переживаемых чувств, а также содержание и предметная отнесенность.

6)мотивация

В поведении человека есть две взаимно связанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается в конкретной ситуации. Мотивация связана такими понятиями, как потребность, мотив, намерения, побуждения и др. В узком смысле под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотив - это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность. Мотивы поведения могут быть осознанными и неосознанными, реально действующими и мнимыми, побудительными и смыслообразующими. Потребностью называется состояние нужды человека или животного в чем-либо, что необходимо для его нормального существования, физического или психического развития.

Стимулом можно назвать любой внешний или внутренний фактор, который на ряду с мотивом управляет поведением, направляя его на достижение связанной с данным мотивом цели.

Намерение - это сознательно принятое, продуманное решение, связанное с желанием что-либо сделать.

Побуждение - это не волне осознанное, неопределенное стремление человека к чему-либо.

Влечением называют целенаправленное побуждение.

Структура личности - это связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Деятельность

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Конечно, в различных видах деятельности -- исполнительской, управленческой, научной -- роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.

Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.

Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические подходы к изучению характера в психологии. Анализ структуры характера и личности. Исследование дисгармонии в характере и личности как детерминант формирования и проявления акцентуации. Обзор свойств и основных типов темперамента человека.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Теоретический обзор зарубежных литературных источников по различным подходам исследования темперамента и характера. Темперамент как индивидуальное свойство личности. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Г.Ю. Айзенка Epi.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2013

    Сочетание психологических особенностей человека, его характера, темперамента, особенностей психических процессов, совокупности преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшихся способностей. Основные потребности и мотивы деятельности личности.

    презентация , добавлен 28.06.2014

    Определение понятия "личность". Анализ общей психологической структуры личности и ее основных свойств. Выделение особенностей характера, темперамента, способностей, воли и волевых качеств современного человека. Индивидуальность как проявление единичного.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Психологические теории темперамента. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности. Современное состояние изучения психологии конфликта. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2007

    Подходы к изучению структуры личности в психологии и ее отдельных компонентов. Проблема темперамента в психологии. Типы темпераментов и их характеристика. Описание Кэттэлом бивариантного, клинического и мультивариантного методов исследования личности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Изучение закономерностей формирования характера личности и влияния на его становление наследственности, активности человека в повседневной жизни. Взаимосвязь индивидуальных качественных особенностей психики (темперамента) со становлением характера.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2011

    Рассмотрение основных требований профессии педагог, предъявляемых к личности. Анализ индивидуально-личностных особенностей по результатам диагностики особенностей восприятия и обработки информации, темперамента характера, мышления, памяти, внимания.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2014

    Рассмотрение сущности понятия темперамента, выявление его свойств и физиологической основы. Изучение особенностей формирования темперамента у детей дошкольного возраста. Подбор разных методик по формированию положительных черт характера ребенка.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2015

    Психологические теории темперамента. Современное состояние изучения психологии конфликта. Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: