Положение о кчс как часто принимается. О комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации. Территорий при чс в российскойфедерации

ПОЛОЖЕНИЕ

о комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) является координиру­ющим органом РСЧС объекта. Она создается приказом директора школы из наибо­лее подготовленных и ответственных сотрудников.

2.Комиссия по ЧС и ПБ в своей работе руководству­ется законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ, приказами, постановлениями и распоряжениями территориаль­ных и ведомственных органов управления, настоящим Положением и дру­гими нормативными документами по вопросам предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций.

3.Решения комиссии, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для выполнения всем персоналом школы.

4.В процессе сбора и обмена информацией о возникшей чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий комиссия взаимодействует с комиссией по ЧС и ПБ района (города), штабом ГО и ЧС района.

5. Рабочим органом председателя КЧС и ПБ является штаб ГОЧС школы, осу­ществляющий разработку рабочих планов и других документов комиссии. Организацию и руководство повседневной деятельностью КЧС и ПБ осуществ­ляет директор школы.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КЧС и ПБ.

1.Руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предуп­реждению чрезвычайных ситуаций и действиям в условиях ЧС.

2.Обеспечение готовности органов управления для дей­ствий в чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией их последствий, организация эвакуационных мероприятий.

3.Организация подготовки руководящего состава, а также персонала и учащихся для умелых и активных действий в чрезвычайных ситуациях.

3. КЧС и ПБ ИМЕЕТ ПРАВО:

1. В пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения персоналом и учащимися школы.

2. Привлекать персонал школы для ликвидации послед­ствий ЧС.

3.Устанавливать в школе в соответствии со сложившейся обстановкой особый режим функционирования объектового звена РСЧС с докладом в вышестоящую КЧС и ПБ.

4.Прекращать занятия в школе при непосредственной угрозе возникновения ЧС.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЧС и ПБ

1.Повседневная деятельность КЧС и ПБ организуется в соответствии с планом ее работы. Заседания проводятся один раз в квартал, неплановые -
по решению председателя. В период между заседаниями решения принимаются председателем и доводятся до всего состава КЧС и ПБ или, в виде пору­чений, - отдельным ее членам.

2.Распределение обязанностей в КЧС и ПБ осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей штабом по делам ГО и ЧС объекта.

3.Оповещение членов КЧС и ПБ при угрозе или возникновении ЧС (с получением сигнала, распоряжения) осуществляется дежурной службой школы.

4.При угрозе или возникновении ЧС комиссия размещается в кабинете директора школы.

5. СОСТАВ КЧС и ПБ.

1. Руководство КЧС и ПБ:

Председатель КЧС и ПБ - директор (зам. директора) школы.

2. Состав КЧС и ПБ:

— зам. директора школы;

— помощник директора по МТО;

— бухгалтер;

— заведующий (начальник) медпункта;

3.Рабочим органом КЧС и ПБ является штаб ГОЧС.

Начальник штаба ГОЧС ________________________

(вариант)

Общие положения

1.1. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) предназначена для организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, уменьшения ущерба от возможных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, управления силами при ликвидации ЧС и всестороннего обеспечения их действий.

1.2. КЧС и ПБ является координационным органом управления объектового звена и комплектуется ответственными работниками объекта, в том числе руководителями служб.

1.3. Состав комиссии, ее председатель и Положение о КЧС и ПБ утверждается приказом руководителя предприятия.

1.4. В практической деятельности КЧС и ПБ руководствуется:

– Законами ДНР в области защиты населения и территории от ЧС;

– нормативными правовыми актами Совета Министров ДНР, МЧС ДНР и органов местного самоуправления:

– настоящим положением;

– приказами, распоряжениями и указаниями руководителя предприятия, КЧС и ПБ района (города).

1.5. Решения КЧС и ПБ объекта оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем КЧС и ПБ или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости – в виде проектов приказов и распоряжений руководителя предприятия.

1.6. В целях обмена информацией об угрозе возникновения и при возникновении ЧС, а также в процессе ликвидации ЧС, КЧС и ПБ объекта в установленном порядке взаимодействует с вышестоящими КЧС и ПБ (представляет им донесения) и, при необходимости, с КЧС и ПБ соседних объектов, административными органами района и общественными организациями.

Основные задачи и права КЧС и ПБ

2.1. Основными задачами КЧС и ПБ являются:

– повседневное руководство деятельностью системы предупреждения и ликвидации ЧС объекта;

– разработка и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от возможных последствий, обеспечению устойчивого функционирование объекта при возникновении ЧС;

– организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и потенциально опасными участками производства на объекте, прогнозирование и оценка возможной обстановки, которая может сложиться на объектах при возникновении ЧС;

– разработка и своевременная корректировка в необходимых случаях Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;

– организация и руководство дежурной службой объекта;

– создание фондов финансовых и материально-технических ресурсов для проведения профилактических мероприятий, оснащения формирований и обеспечения средствами защиты персонала, ликвидации ЧС и оказания помощи пострадавшим;

– создание и оснащение органа управления, сил и средств для ликвидации ЧС;

– организация и руководство подготовкой структурных подразделений, эвакокомиссии, служб, формирований и персонала объекта к действиям в ЧС;

– организация взаимодействия с КЧС и ПБ соседних объектов и общественными организациями, в функции которых входят вопросы защиты населения, по вопросам сбора обмена информации о ЧС и оказанию взаимопомощи;

– контроль за проведением установленных мероприятий по предупреждению ЧС и снижению возможных потерь при их возникновении в структурных подразделениях, оказание им практической помощи;

– руководство действиями структурных подразделений, служб и формирований объекта при угрозе, возникновении и ликвидации ЧС в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

2.2. КЧС и ПБ имеет право:

– в пределах своей компетенции принимать решения, обязательные для исполнения структурными подразделениями и службами объекта;

– привлекать формирования, технические и транспортные средства объекта для ликвидации последствий ЧС;

– устанавливать, при необходимости, особый режим работы и поведения в зоне ЧС;

– приостанавливать функционирование отдельных участков и объекта в целом при непосредственной угрозе аварий и катастроф;

– привлекать специалистов к проведению экспертиз потенциально опасных участков производства и контролю за их функционированием.

Организация работы КЧС и ПБ

3.1. Повседневная деятельность КЧС и ПБ организуется в соответствии с годовым планом работы.

Заседания проводятся один раз квартал, неплановые заседания – по решению председателя. В период между заседаниями решения принимаются председателем и доводятся распоряжением до всего личного состава КЧС и ПБ в виде поручений отдельным ее членам.

3.2. Распределение обязанностей в КЧС и ПБ осуществляется председателем и оформляется в виде перечня функциональных обязанностей.

3.3. Оповещение членов КЧС и ПБ при угрозе возникновения ЧС осуществляется по распоряжению председателя (заместителей председателя) КЧС и ПБ дежурной службой объекта.

3.4. При угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации КЧС и ПБ размещается в помещениях предприятия. При угрозе радиоактивного загрязнения или химического заражения территории объекта – в помещении пункта управления – ПРУ №_____.

Материально-техническое обеспечение КЧС и ПБ

Материально-техническое обеспечение работы КЧС и ПБ, заблаговременная подготовка и хранение материальных и технических средств, необходимых для работы КЧС и ПБ при угрозе или возникновении ЧС, возлагается на начальника административно-хозяйственного отдела (отдела МТО и т.п.) и начальника отдела (структурного подразделения) ГО и ЧС.

Деятельность КЧС и ПБ финансируется из бюджета объекта.


Функциональные обязанности должностных лиц

КЧС и ПБ организации

(вариант)

Председатель КЧС и ПБ

Председатель комиссии несет личную ответственность за выполнение задач, возложенных на комиссию, и за подготовку предложений для принятия решения руководителем и обеспечение непрерывного управления и подготовку работы комиссии.

Он обязан:

а) При повседневной деятельности:

Знать обстановку, задачи, стоящие перед комиссией, ход выполнения мероприятий по снижению опасности возникновения аварии;

Лично руководить подготовкой комиссии к решению стоящих перед ней задач;

Планировать на год учебу комиссии, проводить плановые заседания, заслушивать на заседаниях руководителей структурных подразделений по выполнению ими практических мероприятий по снижению опасности и надежности работы, оповещению и обеспечению защиты работающего персонала;

Проводить занятия и тренировки с членами комиссии по совершенствованию знаний ими Плана действий;

Осуществлять контроль за выполнением решений государственных органов по снижению риска возникновения аварий и катастроф;

Организовывать разработку и реализацию мер, направленных на снижение вероятности аварий и катастроф, мероприятий по подготовке к ликвидации их последствий;

Осуществлять контроль деятельности структурных подразделений по вопросам снижения опасности возникновения аварий и катастроф;

Организовывать подготовку членов комиссии к действиям в экстремальных условиях, обеспечивать их постоянную готовность к действиям по ликвидации последствии аварий и катастроф;

Привлекать к работе в комиссии необходимых специалистов;

Проводить систематически тренировки по оповещению и сбору комиссии.

б) При угрозе и возникновении ЧС:

Доложить руководителю объекта о сложившейся ситуации;

Доложить в вышестоящую КЧС и ПБ и отдел (управление) ГОЧС района (города);

Отдать распоряжение на оповещение и сбор комиссии (указав место сбора);

Организовать все виды разведки места (района) ЧС (очага поражения);

Установить круглосуточный режим работы комиссии с момента возникновения аварии, катастрофы или стихийного бедствия;

Отдать распоряжения начальникам структурных подразделений на принятие экстремальных мер по обеспечению защиты людей от последствий аварий, его жизнеобеспечения в чрезвычайных условиях;

Организовать сбор и учет информации об обстоятельствах аварии, сложившейся обстановке, потерях среди персонала, нанесении ущерба и других данных о ЧС;

При необходимости принять решение на эвакуацию персонала, материальных ценностей с немедленной передачей информации вышестоящим органам;

Осуществлять контроль за ходом АСДНР, обеспечением безопасных условий работы привлеченных сил и средств, питанием и отдыхом;

Руководить работой комиссии до окончания работ по ликвидации последствий аварии и установлению нормальной повседневной жизнедеятельности;

Определять масштабы ущерба и других последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также прогнозировать эти последствия.

2019-02-02

| Author Flaaim

Данная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создается на основании требований постановления Правительства РФ №794 от 30.12.2003г.

Основная цель данной комиссии это обеспечение постоянной готовности предприятия к быстрым действиям в случае какой либо чрезвычайно ситуации , вызванной аварией или катастрофой.

Приказом руководителя предприятия утверждается:

  • Состав комиссии по ЧС и ПБ
  • Ее председатель
  • И Положение о КСЧ и ПБ
Заседания комиссии по ЧС и ПБ проводятся ежеквартально, в соответствии с разработанным годовым планом графиком заседаний. Все решения комиссии по ЧС и ПБ оформляются в виде протоколов и подписываются председателем комиссии.

Положение о комиссии по ЧС и ПБ

Как я уже сказал выше основной документ, который регламентирует работу комиссии это положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данное положение определяет задачи, полномочия, порядок функционирования комиссии и включает следующие разделы
  • Общие положения
  • Основные задачи и полномочия комиссии
  • Организация работы комиссии:
  • При повседневной деятельности

    При угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

  • Материально-техническое обеспечение.

База документов по охране труда

Документация для работы комиссии по ЧС и ПБ

  1. Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации
  2. Функциональные обязанности должностных лиц КЧС и ПБ организации
  3. Схема оповещения и сбора личного состава КЧС и ПБ
  4. План работы КЧС и ПБ организации на 20___ год
  5. План-график работы КЧС и ПБ при чрезвычайной ситуации в организации
  6. Журнал учета аварий и чрезвычайных происшествий в организации (форма)
  7. Табель срочных донесений
  8. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 1/ЧС)
  9. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 2/ЧС)
  10. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 3/ЧС)
  11. Донесение об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации. (Форма 4/ЧС)
  12. Перечень распоряжений по видам обеспечения при организации работ по ликвидации последствий ЧС
  13. Распоряжение по разведке
  14. Положение о службе (сети) наблюдения и лабораторного контроля объектового звена ОП РСЧС.
  15. Протокол заседаний КЧС и ПБ организации.
  16. Положение
    о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
    (утв. постановлением

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее именуется - Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.

    2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованными организациями и общественными объединениями, а также с соответствующими международными и межправительственными организациями.

    3. Основными задачами Комиссии являются:

    а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    б) координация деятельности органов управления и сил федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном и межрегиональном уровнях единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций.

    4. Комиссия с целью выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

    а) рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций, и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения;

    б) разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Российской Федерации и иных нормативных документов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    в) рассматривает прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;

    г) участвует в разработке федеральных целевых и научно-технических программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации;

    д) разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    е) организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    ж) разрабатывает предложения по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, восстановлению и строительству жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате указанных чрезвычайных ситуаций, а также проведению операций гуманитарного реагирования;

    з) организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для Правительства Российской Федерации, а также рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    и) рассматривает проекты ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для внесения этих проектов в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

    к) рассматривает вопросы о привлечении в установленном порядке сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Информация об изменениях:

    Пункт 4 дополнен подпунктом к.1 с 12 января 2020 г. - Постановление

    к.1) организует разработку федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Информация об изменениях:

    Пункт 4 дополнен подпунктом к.2 с 12 января 2020 г. - Постановление Правительства России от 28 декабря 2019 г. N 1934

    к.2) принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям федерального или межрегионального характера;

    Информация об изменениях:

    Пункт 4 дополнен подпунктом к.3 с 12 января 2020 г. - Постановление Правительства России от 28 декабря 2019 г. N 1934

    к.3) принимает решение об установлении федерального уровня реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций и (или) сил и средств органов исполнительной власти 2 и более субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

    л) осуществляет контроль за выполнением решений Комиссии.

    5. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:

    а) запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений необходимые материалы и информацию;

    б) заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений;

    в) привлекать для участия в своей работе представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений по согласованию с их руководителями;

    г) создавать рабочие группы, в том числе постоянно действующие, из числа членов Комиссии, ученых, специалистов федеральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности Комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп;

    д) вносить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

    Информация об изменениях:

    Пункт 5 дополнен подпунктом "е" с 12 января 2020 г. - Постановление Правительства России от 28 декабря 2019 г. N 1934

    е) определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

    6. Состав Комиссии утверждается Правительством Российской Федерации.

    Председателем Комиссии является Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который руководит деятельностью Комиссии и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.

    7. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.

    Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

    Заседания Комиссии проводит ее председатель или по его поручению один из его заместителей.

    Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

    Члены Комиссии принимают участие в ее заседаниях без права замены. В случае отсутствия члена Комиссии на заседании он имеет право представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме.

    Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.

    8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

    Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

    9. Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    10. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    Перечень
    утративших силу постановлений Правительства Российской Федерации
    (утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 11)

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 164 "О Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст.758).

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 273 "Об утверждении Маршева А.Н. членом Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 13, ст.1161).

    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 171 "О составе Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст.964).

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 1999 г. N 111 "Об изменении состава Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 6, ст.859).

    5. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. N 692 "О координационных и совещательных органах Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 40, ст.3845).

    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 855 "О Межведомственной комиссии по пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.4896).

    а) Режимы деятельности КЧС

    Деятельность КЧС по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС.

    Режим повседневной деятельности -- функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий -- это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

    Режим повышенной готовности -- функционирование системы при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме КЧС обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы, контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.

    При необходимости из состава КЧС объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

    Состав оперативной группы может быть определен заблаговременно. В этом случае (вариант) она может выглядеть следующим образом:

    Руководитель ОГ -- зам. председателя комиссии (главный инженер). Члены группы: начальник аварийно-технической службы, начальник противопожарной службы, заместитель начальника отдела ГО и ЧС.

    Режим чрезвычайной ситуации -- функционирование системы при возникновении и во время ликвидации ЧС. Основная деятельность КЧС в этом режиме -- непосредственное руководство ликвидацией ЧС и защита персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей.

    б) Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС

    Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС организует председатель КЧС объекта. При планировании предусматривается решение основных вопросов организации действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте, главными из которых являются:

    • -- выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала, зданий, сооружений и территории объекта от ЧС природного и техногенного характера;
    • -- обеспечение защиты персонала при различных видах ЧС;
    • -- выделение необходимых сил и средств для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

    К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС, работники отдела ГО и ЧС и служб ГО, главные специалисты, не являющиеся начальниками служб. При необходимости привлекаются специалисты проектных и экспертных организаций.

    На основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на территории объекта при возникновении ЧС, определяются способы защиты и комплекс мероприятий, которые необходимо спланировать для надежной защиты персонала и территории объекта.

    При этом в обязательном порядке учитываются:

    • -- наличие потенциально опасных участков непосредственно на объекте, возможные сценарии развития аварийных ситуаций в процессе их эксплуатации;
    • -- потенциально опасные объекты на территории района (региона), аварии на которых могут оказать влияние на объект;
    • -- возможные стихийные бедствия в районе расположения объекта;
    • -- силы и средства объекта, возможные варианты усиления для проведения мероприятий по защите персонала и ликвидации ЧС;
    • -- ориентировочный объем, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба от ЧС, защите персонала и проведению АСиДНР; -- другие исходные данные для планирования, определяемые местными условиями и спецификой деятельности объекта.

    При планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на опасных производственных объектах, перечень которых определяется в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (№ 116-ФЗ от 21 июля 1997 г.), изучается и принимается во внимание Декларация промышленной безопасности своего объекта и План локализации аварийных ситуаций, а также последние предписания органов госнадзора (Госгортехнадзора, Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора и др.).

    Во всех случаях отработка документов по организации и проведению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС, управления силами должна начинаться с разработки основного документа -- Плана действий объекта по предупреждению и ликвидации ЧС. Параллельно могут разрабатываться и остальные документы КЧС, перечисленные в третьем разделе настоящего пособия.

    Практическую разработку документов КЧС, как правило, непосредственно организуют заместители председателя комиссии -- главный инженер и начальник отдела ГО и ЧС объекта. Подготовленные документы к установленному сроку исполнители сдают начальнику отдела ГО и ЧС. При необходимости их выносят на рассмотрение (одобрение) КЧС. Окончательную доработку (корректировку) и согласование документов проводит отдел ГО и ЧС объекта. Подписанные и согласованные соответствующими должностными лицами документы представляются на утверждение председателю КЧС объекта.

    в) Организация подготовки к действиям при ЧС

    Подготовка руководящего состава, сил и средств, а также персонала объекта к действиям при ЧС организуется и проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. .№ 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций », организационно-методическими указаниями МЧС России по данному вопросу на очередной год, соответствующими приказами или указаниями старших начальников ГО и начальника ГО объекта.

    Основными задачами подготовки, в том числе и на военное время, являются:

    • -- обучение всех групп населения правилам поведения и основам защиты от ЧС, приемам оказания первой медпомощи пострадавшим, правилам пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты;
    • -- обучение (переподготовка) руководителей и специалистов объекта и выработка у них навыков по подготовке и управлению силами и средствами для ликвидации ЧС;
    • -- практическое освоение руководящим составом служб ГО объекта, всем личным составом формирований своих обязанностей при АСиДНР и методов их проведения.

    Подготовка руководящего состава и специалистов объекта осуществляется периодически в учебно-методических центрах по ГО и ЧС и ежегодно непосредственно на объекте.

    Подготовка специальных невоенизированных формирований осуществляется непосредственно на объекте по действующим программам.

    На объекте подготовка руководящего состава, специалистов, командно-начальствующего и всего остального личного состава формирований осуществляется на занятиях, тренировках КЧС, штабных тренировках, командно-штабных учениях и комплексных учениях (объектовых тренировках).

    Подготовка персонала объекта, не входящего в состав органов управления и формирований, организуется и проводится по месту работы на занятиях, тренировках и комплексных учениях.

    Указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. № 738 предусмотрено регулярное проведение учений и тренировок, позволяющих, наряду с обучением, проверить степень готовности органов управления, формирований и всего персонала объекта к действиям при ЧС. Установлено, что:

    • -- командно-штабные учения или штабные тренировки на объектах проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток;
    • -- тактико-специальные учения, продолжительностью до восьми часов, проводятся с формированиями объектов один раз в три года, с формированиями повышенной готовности -- один раз в год;
    • -- комплексные учения, продолжительностью до двух суток, проводятся один раз в три года на предприятиях с численностью работников более 300 человек, при меньшей численности в этот же срок проводятся тренировки (до восьми часов).

    Учения объектов могут совмещаться с городскими или районными учениями.

    г) Организация работы по созданию и совершенствованию материально-технической базы

    В центре внимания КЧС по данной проблеме должно быть:

    • -- создание и совершенствование систем оповещения, связи и управления (включая локальные);
    • -- создание требуемого запаса средств индивидуальной и медицинской защиты. (Запасы средств размещаются с учетом возможности быстрой их выдачи сотрудникам объекта и населению. Для обеспечения производства работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции территории, зданий и

    сооружений заблаговременно создаются также запасы дезактивирующих, дегазирующих и дезинфецирующих веществ);

    • -- накопление фонда защитных сооружений в соответствии с требованиями норм инженерно-технических мероприятий ГО. (Проводится инвентаризация подвальных и других заглубленных помещений, которые могут быть приспособлены для укрытия. Осуществляется контроль за готовностью имеющихся убежищ и укрытий к приему укрываемых);
    • -- приобретение необходимой техники и оборудования для специальных (невоенизированных) формирований ГО (обеспечение техники горючим и смазочными материалами).

    КЧС также рассматривает и решает вопросы материально-технического обеспечения, связанные с возможной эвакуацией.

    д) Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС

    С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС принимает меры по проверке достоверности полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно высылает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

    Деятельность комиссии с момента получения данных об угрозе возникновения ЧС должна исходить из следующих требований:

    • -- обеспечение выполнения всего комплекса мероприятий в сжатые сроки по защите персонала объекта и населения;
    • -- принятие решений заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;
    • -- выбор мероприятий и осуществление их в последовательности, определенной складывающейся обстановкой.

    Осуществление мероприятий по защите персонала объекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможного ущерба от них комиссия проводит на основе Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносятся уточнения с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.

    Руководитель объекта -- председатель КЧС с возникновением угрозы ЧС вводит в действие пункт 1 раздела II Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Привлекая всех членов комиссии, руководителей структурных подразделений и командиров формирований, организует и проводит на объекте следующие основные мероприятия:

    • -- усиление дежурно-диспетчерской службы;
    • -- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных участках объекта и прилегающих к ним территориях;
    • -- прогнозирование возможной обстановки на объекте, ее масштабов и последствий;
    • -- проверку систем и средств оповещения и связи;
    • -- принятие мер по защите персонала и населения, территории и повышению устойчивости работы объекта;
    • -- повышение готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости к участкам предполагаемых работ (действий);
    • -- подготовку к возможной эвакуации персонала и населения прилегающих к объекту участков города (поселка), а при необходимости ее проведение (в загородную зону -- только по распоряжению вышестоящей КЧС).

    Одновременно о возникшей угрозе информируется КЧС и управление ГО и ЧС города (района).

    Методика и последовательность работы председателя и членов КЧС объекта при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае будет определяться:

    • -- типом аварии (с выбросом радиоактивных или сильнодействующих ядовитых веществ, транспортная, пожар и т.п.) или видом стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, буря и т.п.);
    • -- масштабом последствий ЧС (локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная);
    • -- удалением источника аварии от объекта;
    • -- метеоусловиями на момент возникновения ЧС;
    • -- рельефом местности и характером застройки;
    • -- наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами.

    Председатель КЧС с учетом докладов должностных лиц и доклада начальника отдела ГО и ЧС принимает соответствующие решения, оформляя их приказом (распоряжением). Члены комиссии после получения задач от председателя контролируют проведение мероприятий на подведомственных участках, оказы вают практическую помощь руководителям структурных подразделений и командирам формирований.

    Особое внимание уделяют вопросам организации защиты персонала в цехах (участках) с непрерывным циклом работы, которые будут продолжать функционировать в условиях радиоактивного загрязнения территории.

    В установленное председателем КЧС время члены комиссии и руководители структурных подразделений лично или с помощью технических средств связи докладывают о проведенных мероприятиях.

    В условиях незначительного удаления источника аварии или нахождения его непосредственно на объекте, а также при внезапно возникающих стихийных бедствиях периода угрозы возникновения ЧС может не быть. КЧС и все объектовое звено РСЧС сразу начинают функционировать в режиме чрезвычайной ситуации.

    Председатель КЧС при внезапно возникающих ЧС общий сбор членов комиссии не проводит. Члены комиссии, особенно назначенные в состав оперативной группы, начинают действовать в порядке, определенном функциональными обязанностями, планом-графиком работы КЧС и предварительными распоряжениями председателя комиссии, о принимаемых мерах и обстановке постоянно информируют руководство КЧС.

    При возникновении ЧС на объекте дежурная служба немедленно докладывает о случившемся должностным лицам, согласно инструкции. По распоряжению председателя КЧС (начальника отдела ГО и ЧС) задействуются схема оповещения руководящего состава и система оповещения персонала объекта. Дежурная служба объекта докладывает по телефону дежурной службе района (города) и в управление ГО и ЧС. В последующем доклад подтверждается письменно.

    Дежурные службы химически опасных объектов при авариях с выбросом АХОВ незамедлительно оповещают персонал своего предприятия, а также население и объекты, находящиеся в зоне действия локальных систем оповещения, докладывают в управление ГО и ЧС города (района).

    Порядок действий членов КЧС при внезапно возникающих ЧС целесообразно предварительно отработать на тренировках (деловых играх) комиссии. Вариант предварительного распоряжения председателя КЧС на ликвидацию аварии емкости с АХОВ, расположенной на объекте, приведен в приложении 8.

    С возникновением ЧС по распоряжению руководителя объекта вводится чрезвычайный режим функционирования объектового звена РСЧС и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных в разделе II Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС по защите персонала и территории объекта, по предотвращению развития и ликвидации ЧС.

    Мероприятия по защите персонала, ликвидации ЧС и ее последствий условно можно разделить на два этапа.

    Первый этап: принятие экстренных мер по защите персонала, предотвращению развития ЧС и осуществление аварийно-спасательных работ.

    К экстренным мерам защиты персонала объекта относятся:

    • -- оповещение об опасности и информирование о правилах поведения;
    • -- использование средств защиты и медицинской профилактики (исходя из обстановки);
    • -- эвакуация работников с участков, на которых существует опасность поражения людей;
    • -- оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

    Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляются предусмотренные планом действия по локализации аварии, приостановке или изменению технологического процесса производства, предупреждению взрывов и пожаров.

    Одновременно проводятся разведка и оценка складывающейся обстановки, уточняются меры по защите персонала и ликвидации ЧС.

    В соответствии с Планом действий... вводятся и наращиваются силы и средства для проведения аварийно-спасательных работ, в ходе которых проводятся:

    • -- розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуация (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (мест);
    • -- оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;
    • -- локализация очага поражения, ликвидация пожаров, разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.

    Работы, связанные со спасением людей, организуются и проводятся непрерывно до полного их завершения. При необходимости решением председателя КЧС (руководителя работ на участке) организуется смена и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах.

    Руководство АСиДНР осуществляется на принципах единоначалия в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

    Председатель КЧС объекта осуществляет общее управление формированиями и проведением мероприятий в структурных подразделениях с пункта управления объекта или находясь непосредственно на участках работ. В этом случае руководство работой комиссии на пункте управления осуществляет заместитель председателя комиссии -- начальник отдела ГО и ЧС. При необходимости и наличии возможности непосредственно в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления.

    Связь является основным средством, обеспечивающим управление службами, формированиями и структурными подразделениями объекта. Она организуется в соответствии с решением председателя КЧС, указаниями начальника отдела ГО и ЧС объекта и распоряжением по связи вышестоящих КЧС.

    Ответственность за организацию связи и оповещение несет начальник отдела, а непосредственно организует и обеспечивает связь и оповещение начальник службы оповещения и связи ГО объекта.

    Для связи применяются радио, проводные, подвижные и сигнальные средства. Средства связи КЧС и формирований, привлекаемых к ведению АСиДНР, должны применяться комплексно и обеспечивать надежность, достоверность и быстроту передачи приказов, распоряжений, сигналов оповещения и различной информации.

    В ходе работ организуются комендантская служба, охрана материальных ценностей, учет пострадавших и погибших. Медицинская помощь пострадавшим организуется в порядке само- и взаимопомощи, силами медицинского персонала формирований, на медицинском пункте объекта и в ближайших лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения.

    На втором этапе решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате бедствия. Осуществляются работы по восстановлению энергетических и коммунальных сетей, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения.

    Проводится санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция одежды и обуви, транспорта, техники, дорог, сооружений, территорий объекта и т.п.

    Создаются необходимые условия для жизнеобеспечения пострадавшего населения для сохранения и поддержания здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зонах чрезвычайных ситуаций и при эвакуации (временном отселении).

    Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся под руководством КЧС местных территориальных органов власти с привлечением КЧС объектов.

    С этой целью проводятся следующие мероприятия:

    • -- временное размещение населения, оставшегося без крова;
    • -- обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
    • -- создание условий для нормальной деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
    • -- организация учета и распределения материальной помощи;
    • -- проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    • -- проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия ЧС, ликвидации шоковых состояний;
    • -- расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью.

    О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую комиссию по ЧС и орган управления ГО и ЧС.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: