Блгв. кн. Борис и Глеб, во святом Крещении Роман и Давид. День памяти Бориса и Глеба: что нужно делать, чтобы и богатым и счастливым быть

* Мученицы Христины (304). *** Мучеников и страстотерпцев Российских благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (1015).
Святых Анатолия; Фантина чудотворца; блаженного Измарагда, армянского чудотворца; Папы; Илариона Твалэли, Грузинского (XI). Преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, в Ближних пещерах почивающего (1182). Мучеников Капитона; Именея; Ермогена; Феофила Хиосского (1635). Преподобного отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского (1667). Мученика Афанасия Икийского (1670). Священномученика Алфея диакона (1937); святых Николая (Понгельского), Ярославского (1942), и Иоанна (Калинина) (1951) исповедников, пресвитеров.

Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида

В этот день прославляются благоверные князья Борис и Глеб. После смерти великого князя Владимира, власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя - Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве - Борису и Глебу. Не желая междоусобицы, Борис признал верховную власть брата своего Святополка и распустил свою дружину со словами: «Не подниму руку на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Но убийцы вошли к нему, молящемуся в шатре, и закололи копьями. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса. А сестра Предслава предупреждает и Ярослава Мудрого, что их брат Святополк собирается устранить и его. Жестокий брат его, Святополк, шлёт гонца к брату Глеба: болен отец и желает видеть его - Глеба. И вот, опечаленный скорбью, князь плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». Главарь разбойников Голясер отдал приказ, и повар Глеба, по имени Торчин, зарезал своего господина ножом. В 1071 году церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба.

Мученица Христина

Мученица Христина происходила из г. Тира от богатых и знатных родителей. Она отличалась замечательной красотой, и отец хотел определить ее в языческие жрицы.
Чтобы приготовить к сему, отец поместил ее в особой части своего дома, где поставил множество золотых и серебряных идолов. Но в своем одиночестве часто любуясь природой - созерцая, например, небо, усеянное звездами и планетами, - св. Христина задумывалась: кто же сотворил такой прекрасный мир? Неужели наши безжизненные истуканы? А если не они, то кто же сотворил? Где та религия, которая ясно и вразумительно решала бы все вопросы о мире, человеке и Творце их? Спрашивала об этом своих прислужниц. Те ввели к ней христианских учителей, которые разрешили все ее вопросы. Христина крестилась и побросала идолов. Когда ее отец узнал об этом, то страшно разгневался, убил всех служанок, а ее саму жестоко мучил и заключил в темницу. Сюда приходила к Христине мать и слезно умоляла отречься от Христа; но Христина оставалась твердой. На другой день отец приказал вывести дочь из темницы и начал ласково уговаривать отречься от Христа; но, видя ее непреклонность, приказал снова мучить ее и затем утопить в море. Ангел спас Христину от потопления, и она явилась перед отцом. Отец решил на следующий день отсечь ей голову, но не успел, потому что в ночь сам умер. Мучил ее и новый начальник города, но и он был наказан смертью. Его преемник приказал посадить святую в разожженную печь и затворил ее там, но она 5 дней была в печи и осталась живой и невредимой. Мучитель бросил ее к змеям, но и те не коснулись мученицы. Наконец, закололи ее мечами и пиками. Жила святая мученица около 300 г., при Диоклетиане.

Преподобный Поликарп

Преподобный Поликарп был архимандритом в Печерской обители святых Антония и Феодосия, жил в XII в. Постриг он принял в этой же обители.
Св. Поликарпа уважали не только иноки, но и высокопоставленные люди, даже великий князь Ростислав, за его строгую жизнь и духовную рассудительность. Князь часто приглашал его к себе, и сам бывал у него для беседы. После смерти Ростислава св. Поликарпу пришлось пострадать от своих недоброжелателей, так что он был осужден на заточение. Во время его заточения в 1169 г. Киев был взят и разграблен князем Мстиславом, и киевляне видели в этом наказание за невинно осужденного Поликарпа. Святой был возвращен и управлял обителью до глубокой старости. Скончался в 1182 г. Погребен в ближней пещере, где и теперь почивают его нетленные мощи.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
22.02.2019 -
23.02.2019 -
24.02.2019 -

В народном календаре эти два очень почитаемых на Руси святых получили название "сеятели" : "Борис и Глеб сеют хлеб". Борис и Глеб считаются покровителями яровых хлебов, ревнителями плодородия земли, распорядителями судьбы урожая. Бориса в старину иногда именовали "Хлебником". В этот день работать в поле строго-настрого воспрещалось: "На Глеба и Бориса за хлеб не берися".

Кроме того этот день считается днём начала пения соловьёв. И если 15 мая ты действительно услышал соловьиное пение, это считалось очень хорошей приметой для будущего урожая. "Соловей запел - весна пошла на убыль, а лето на прибавку".

Борис и Глеб - первые святые Руси. Были они сыновьями князя Владимира Святославича, крестителя земли русской. Ещё при своей жизни дал им отец во владение город Ростов Борису и город Муром Глебу. А сводному их брату, своему пасынку Святополку - город Пинск. Лютой ненавистью ненавидел Святополк своих сводных братьев за любовь к ним Владимира и за то, что у них было больше прав на княжеский престол. А как только в 1015 году скончался св. Владимир,и принялся Святополк уничтожать своих братьев.

Тем временем дружина Бориса, будучи самой многочисленной, потребовала от него, чтобы он пошел и воссел на княжеский престол в Киеве, по закону ему принадлежащий, но Борис, зная, что в Киеве находится Святополк, отказался выполнить требование дружины, сказав: "Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же ещё и старшего, которого чту я как отца".

Святополк узнал об этом, но не поверил в дружбу Бориса, ибо сам былл зол и коварен и в других хотел видеть коварство и злобу. И вот ночью, подобно ворам, пробираются подосланные Святополком убийцы в шатёр Бориса и пронзают юного князя копьями, поразив вместе с ним и его молодого дружинника по имени Георгий, попытавшегося заслонить Бориса своим телом. После этого задумал Святополк расправиться со вторым своим сводным братом Глебом, который в это время спокойно жил в Муроме, ничего не ведая ни о смерти ни отца, ни о гибели брата.

И расставил Святополк Глебу страшную сеть: посылает он гонца в Муром с известием, что якобы отец требует к себе Глеба в Киев. Ещё один брат Глеба Ярослав, княживший в Новгороде и знавший о подлости Святополка, попытался предостеречь юношу от поездки в Киев, но не мог Глеб воспротивиться приказанию старшего брата и с небольшой дружиной отплыл в Киев по Днепру через Смоленск. У caмого Смоленска, у устья речки Смядыни,подстерегали князя посланные Святополком злодеи. Среди неверных слуг Глебовых нашли они убийцу.

Им оказался его повар по имени Торчин. Кухонным ножом заколол он своего молодого хозяина, как ягнёнка, приносимого в жертву. Труп же его выбросили на берег Днепра в окрестностях Смоленска и едва забросали ветками. Прошло некоторое время,и жители города, как рассказывает легенда стали видеть по ночам в том месте необъяснимый свет. И когда пришли туда, то нашли там под ветками нетленные останки князя-мученика.

Ярослав перенёс их в Киев и похоронил рядом с останками Бориса. А на том месте в Смоленске, на слияния Днепра и Смядыни, где свершилось преступление, ныне стоит памятный крест, который напоминает нам не только о том, что здесь погиб, князь Глеб, но и о верности долгу, о чести о братской любви - тех качествах, за которые особенно почитались на Руси святые князья Борис и Глеб. Святополк же, прозванный за свои злодеяния "Окаянным", был разгромлен, в битве Ярославом, бежал и позорно скончался в какой-то пустоши где-то между Польшей к Чехией.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении - Роман и Давид) - первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.

Однако, коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (по старому стилю) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию - любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором строится духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, - замечает преподобный Нестор Летописец, - как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые» .

Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа - празднование обоим святым и 18 сентября - память князя Глеба.

Как только дело приближается к именинам, сразу хочется узнать историю святого покровителя, имя которого мы получили при крещении. А иначе теряется весь смысл именин. Ведь в этот день нужно постараться прийти в храм, помолиться перед Господом и своим святым, чтобы и дальше получать помощь и защиту от врагов и житейских невзгод, а когда придет последний час земной, получить кончину покаянную и непостыдную. И теперь поинтересуемся, когда же именины Бориса? Но, прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории древней Руси, потому что самым известным святым с этим именем является русский князь Борис, которого поминают в связке со святым князем Глебом. Однако было много и других, уже современных, местночтимых святых Борисов.

Страстотерпцы

Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о том, когда именины Бориса, заглянем далеко в историю, чтобы узнать, чем прославился наш святой. Борис и Глеб два благочестивых брата, русские князья, которые были мученически убиты в 1015 году. Это были сыновья Киевского князя Владимира Святославовича, рожденные византийской царевной Анной. После смерти отца в междоусобной войне за престол, начавшейся в 1015 году, братьев Бориса и Глеба убил старший брат Святополк Окаянный.

Это были первые которых канонизировали как Теперь Русская Православная церковь почитает их как заступников земли Русской, небесных помощников и покровителей князей русских. Именины Бориса проходят дважды в год, но об этом чуть позже.

История жития святых Бориса и Глеба записана в древних литературных произведениях, в «Сказании» Иакова Черноризца и в «Чтении» Нестора Летописца. В честь этих святых построено огромное количество церквей и монастырей.

Житие

Борис и Глеб при крещении получили имена Роман и Давид. Хотя уже к тому времени имя Борис перестало быть языческим, и его могли использовать в наречении при крещении. Например, уже в X веке прошла канонизация князя Бориса крестившего Болгарию.

Он родился незадолго до Крещения Руси его отцом Владимиром и был воспитан в христианкой вере. Он получил прекрасное образование, зачитывался Библией, Преданием святых отцов и житием святых. Его брат Глеб с детства был рядом с братом, и поэтому оба выросли добросердечными и милостивыми.

Около 987-989 гг. от своего отца Борис получил право княжить в Ростове, а Глеб - в Муроме. Когда заболел князь Владимир, то Борис был призван в стольный град Киев. Но потом отец отослал его с дружиной отражать набеги печенегов. Но печенегов он нигде не встретил и на обратной дороге остановился на реке Альта, где вскоре узнал о смерти отца и о том, что престол его занял Святополк. Дружина захотела идти войной на него, но Борис не хотел устраивать братского кровопролития. Тогда войско отца покинуло благочестивого князя, и он остался один со своими отроками.

Борьба за царский престол

Святополк самовластно утвердился в Киеве. Он не удержался и решил отправить бояр во главе с Путшей на Бориса, так как последнего очень любил народ, и это делало его опасным соперником. Воины подкрались к шатру Бориса ночью 24 (30) июля и услышали оттуда пение псалмов. Они решили подождать, пока Борис не уснет. Как только Борис окончил молитву, опечаленный смертью отца и, зная злодейское намерение брата, лег спать. Убийцы внезапно ворвались в шатер и копьями пронзили тело Бориса и его слуги Георгия, который хотел защитить своего господина.

Смертельно раненного, но еще живого Бориса они завернули в полотно шатра и повезли. Святополк, обеспокоившись таким делом, послал варягов, чтобы те добили Бориса. Так и было сделано - его убили мечом в сердце.

Тело князя было тайно доставлено в Вышгород, и там его похоронили у церкви Святого Василия. Святому князю Борису тогда было 25 лет.

К теме «Именины Бориса» надо добавить и то, что потом так же жестоко и варварски практически через месяц Святополк расправился и с Глебом, который запретил своим служащим отрокам использовать оружие для его защиты. Тело Глеба через некоторое время было тоже перевезено в Вышгород и похоронено рядом с усыпальницей брата Бориса.

Именины Бориса по церковному календарю

Так святой страстотерпец Борис принял мученический венец от Господа, был сопричтен с праведниками и водворился с апостолами, и пророками, и с ликами других мучников, веселясь в лике святых и воспевая с Ангелами.

День ангела Бориса отмечается дважды в год 2 (15 мая) и 24 июля (6 августа) - день убиения князя. Отдельно чтится день убиения князя Глеба 5 (18) сентября.

Многие ошибочно думают, что день почитания Святого Бориса 20 июня. Дата вроде бы и близкая к именинам, но все же неверная. Вся Православная церковь 20 июня отмечает День Святого Духа.

Жизнь этих двух святых мучеников была принесена в жертву любви - основному христианскому доброделанию. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 20).

Православный журнал Фома

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц. Мы расскажем о жизни князей-страстотерпцев, об их церковном почитании и народных традициях, связанных с днем их памяти.

Кто такие Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. До них них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — младшие сыновья киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 году на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за земли и великокняжеский престол. Бориса и Глеба убил их старший брат — Святополк, прозванный в народе Окаянным.

История жизни и мученической смерти Бориса и Глеба описана в двух книгах, знаменитых памятниках древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.

Когда празднуется память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:

15 мая по новому стилю — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.

Житие Бориса и Глеба

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образовал, с радостью и усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.

Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось это 24 июля 1015 года (6 августа по новому стилю) на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.

Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. По пути они встретили двух варягов, которых послал Святополк. Варяги увидели, что Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.

Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.

После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.

Сказание о Борисе и Глебе

Сказание о Борисе и Глебе — это памятник древнерусской литературы, который посвященн истории убийства сыновей князя Владимира — святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Как считают историки, написан он, скорее всего, Иаковом Черноризцец.

Сказание создано в середине XI века, во время правления Ярослава Мудрого. Позднее в книгу добавилось «Сказание о чудесах», написанное в 1089—1115 годах. Существует более 170 списков «Сказания о Борисе и Глебе», один из самых известных содержится в составе Успенского сборника конца XII-начала XIII веков.

Канонизация и почитание Бориса и Глеба на Руси

Борис и Глеб — первые канонизированные русские святые. Точная дата их канонизации неизвестна, у историков на этот счет есть разные мнения. Одни полагают, что братьев причислили к лику святых уже тогда, когда в 1020 году перенесли мощи Глеба с берега реки Смядыни в Вышгород и положили рядом с мощами Бориса в храме во имя святого Василия Великого. Другие думают, что почитание началось после того, как в 1021 году в Вышгороде возвели первую деревянную церковь во имя святых Бориса и Глеба.

Но большинство исследователей считают, что святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были канонизировали, когда их мощи перенесли в новую каменную церковь. Произошло это в 1072 году по инициативе сыновей Ярослава Мудрого — князей Изяслава, Святослава и Всеволода, а также киевского митрополита Георгия.

Эти святые прославились многими чудесами, их почитали как заступников русской земли.

За что канонизировали Бориса и Глеба

Бориса и Глеба канонизировали как страстотерпцев. «Страстотерпец» — это один из чинов святости. Это святой, принявший мученическую смерть за исполнение Божиих Заповедей, и чаще всего — от рук единоверцев. Важная часть подвига страстотерпца — то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.

Икона Бориса и Глеба

Иконы святых Бориса и Глеба начали писать сразу после их канонизации. Нестор-летописец пишет об их образе в своем «Чтении о святых Борисе и Глебе» и уточняет, что повелел написать образ Ярослав Мудрый.Но, скорее всего, как считают исследователи, иконография святых братье выработалась не раньше 1070-х годов, т. к. из более раннего периода не сохранилось ни одной иконы или фрески с их изображением. А вот вXI-первой половине XII веков мы уже видим образы Бориса и Глеба, например, на крестах-мощевиках.Традиционно Бориса и Глеба изображают на иконах вместе, они стоят в полный рост, одетые в княжеские одежды. В руках они держат крест — символ мученичества, или крест с мечом (меч — указание на то, что они князья и воины). Еще братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, словно беседующих друг с другом.Со второй половины XIV века на Руси стали писать житийные иконы Бориса и Глеба. А в послемонгольский период их нередко изображают сидящими на конях.

Народные традиции, связанные с днем памяти святых Бориса и Глеба

День памяти святых Бориса и Глеба в народе называли по-разному:Борис и Глеб Летние, Борис и Глеб бессонники, Борис и Глеб паликопны (гроза жжет копны), Зажинки, Начало жатвы, Именины снопа. Почти все традиции, связанные с этим днем, можно отнести к земледельческим.

Стихотворение о Борисе и Глебе.

Ночью черниговской с гор араратских,

шерсткой ушей доставая до неба,

чад упасая от милостынь братских,

Плачет Господь с высоты осиянной.

Церкви горят золоченой известкой,

Меч навострил Святополк Окаянный.

Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,

темного бора, воздушного хлеба,

беглою рысью кормильцев спасая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.

Даль просыпается в россыпях солнца.

Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,

глянет Царьград обреченно и слепо,

как от кровавых очей Святополка

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,

нет им пристанища, будет им плохо,

коль не спасет их бездомный художник

бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,

служится красками звонкая треба,

в райские кущи от здешнего худа

скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди

ласково стелет под ноженьки путь им.

Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.

Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,

по полю русскому в русское небо,

ни колоска под собой не сминая,

скачут лошадки Бориса и Глеба.

<1977 год Борис Чичибабин >



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: