Уголок противопожарной безопасности на предприятии. Стенд (уголок) по пожарной безопасности: требования и правила оформления. Вам могут быть интересны эти товары

Пожар − опасное явление, которое связано не только с гибелью людей, но и с нанесением крупного материального ущерба. Внезапность возникновения возгорания вызывает панику, растерянность и ошибочные действия, что зачастую приводит к трагическим последствиям.

Подробнее о том, что такое пожар читайте в энциклопедии:

Исправить эту ситуацию может только формирование на подсознательном уровне человека готовности к любой чрезвычайной ситуации. Для этого используются регулярные , вводятся уроки безопасности в учебных заведениях, проводятся противопожарные рейды.

Одним из самых эффективных и доступных способов по информированию граждан является оформление противопожарного стенда. Они присутствуют во всех местах большого скопления людей, ненавязчиво оповещая граждан с тем, как нужно себя вести при возникновении пожара.

Информационным стендом по пожарной безопасности должны быть оснащены:

  • крупные производственные предприятия, особенно имеющие уровень повышенной опасности;
  • места отдыха и досуга граждан (торгово – развлекательные центры, спортивные секции, кинотеатры);
  • медицинские учреждения и образовательные организации;
  • складские помещения.

Какими могут быть стенды, как правильно их оформить, где разместить, и есть ли к ним какие-то требования – рассмотрим более детально в этой статье.

Оформление

Под противопожарным стендом понимается специальная конструкция, на которой размещены текстовые, графические или фотоматериалы о пожарной безопасности. Стандартный размер − 490 × 770 мм, может изменяться в зависимости от объема материала.

Оформление различно: графики, брошюры, яркие иллюстрации, плакаты. Однако вся информация должна иметь отношение к пожарной безопасности, и не противоречить действующим на данный момент законодательным актам РФ и предписаниям МЧС России. Все важные данные должны быть написаны крупно и разборчиво.

О чем можно сообщать на стенде, и какая информация будет не лишней?

На предприятии

  • схема здания и указание расположения аварийных выходов;
  • способы эвакуации в случаи ЧС;
  • телефоны служб чрезвычайного реагирования;
  • при извещении о возникновении пожара;
  • правила пользования самоспасателями;
  • описание огнетушителей: какие типы бывают, особенности их работы, и как правильно ими пользоваться;
  • рекомендации об оказании первичной помощи пострадавшим;
  • схема расположения средств пожаротушения;
  • профилактические мероприятия по предупреждения огнеопасной ситуации.

Стенд пожарной безопасности на предприятиях, которые отличаются повышенным уровнем пожарной опасности, может содержать информацию об особенностях производства, дополнительных мерах безопасности (автоматические установки по ликвидации возгорания, оповещатели, вспомогательное оборудование). Кроме того, в дополнительных ячейках располагаются брошюры для самостоятельного изучения.

На сегодняшний день существуют 2 вида информационных стендов. Это напольные и настенные. По желанию, они могут быть стационарными или мобильными (передвижными).

В детском саду (ДОУ)

У детей представление об опасности размыто. Именно поэтому они так любят лазить по деревьям, экспериментировать с огнем и создавать самодельные бомбочки.

Поэтому крайне важно с малых лет информировать ребенка о том, какие возможны ситуации, угрожающие жизни и здоровью. Следует сообщать о трагических последствиях баловства с огнем, как действовать в условиях опасности, кому звонить, и как обезопасить себя до получения помощи.

На практике эти вопросы хорошо решаются с помощью установки стенда пожарной безопасности в детском саду. Яркие картинки с изображением таких же ребят привлекают внимание малышей. Взрослые должны постоянно обращать внимание детей к стенду, объяснять, что там нарисовано, отвечать на вопросы.

Такой информационный противопожарный уголок помогает:

  • в игровой форме формировать нормы безопасного поведения;
  • не паниковать в случае возгорания;
  • усваивать алгоритм действий по защите себя в условиях опасной ситуации.

В школе

Может включать интересные факты, таблицы, статистику. Для школьников можно давать более объемную информацию. Места с важным текстом следует выделять ярким цветом или обрамлять в рамку.

На таком стенде должна быть информация следующего содержания:

  • список основных причин возникновения бытового пожара;
  • телефон пожарной службы;
  • правила поведения во время возгорания;
  • причины гибели людей при пожаре (паника, отравление дымом или продуктами горения) и как этого избежать;
  • меры безопасности при эксплуатации электроприборов (плиты, духовки, обогреватели);
  • что делать, если невозможно выбраться из горящего здания;
  • план с указанием путей эвакуации и аварийных выходов.

Стенд «пожарная безопасность» в школе обычно располагают возле столовой, актового зала или около раздевалки. Именно здесь с ними может ознакомиться большая часть учащихся.

В некоторых учебных заведениях создают уголки безопасности в кабинетах по ОБЖ. В младших классах лучше всего поместить настенный стенд в учебной комнате возле доски. В таком случае эта информация будет постоянно перед глазами, и школьник зрительно будет ее запоминать. Кроме того, при необходимости ее можно перевешать или использовать на уроках по безопасному поведению.

Требования

При изготовлении конструкции для стенда следует учитывать некоторые требования и нормы, которые также связаны с профилактикой возгораний.

  1. Материал должен обладать повышенной жаростойкостью. Стенды обычно изготавливаются из специального пластика и оснащаются прочными крепежными элементами. В некоторых случаях допустимо использование винила или стекла.
  2. Для привлечения внимания используются яркие цвета. Но разрешается создавать стенды в соответствии с общим дизайном организации, но при этом важные сообщения необходимо выделять: выделением, другим цветом шрифта или рамкой.
  3. Текст необходимо писать так, чтобы даже человек со слабым зрением мог разобрать и понять смысл сообщения. Не следует использовать специальные термины или слишком длинные предложения. Все должно просто, доступно и легко читаться.
  4. Приветствуются специальные ячейки (кармашки), в которых будет раздаточный материал с основной, самой важной информацией.
  5. Материал должен иметь долгий срок эксплуатации, быть стойким к влажности.
  6. Отсутствие острых углов, что исключает риск травматизма при эвакуации.
  7. Информацию следует защитить экраном или пленкой, чтобы она не выцветала и не становилась блеклой со временем.

Стенд пожарной безопасности на предприятии может находиться у входа/выхода, местах отдыха, столовых, на 1 этаже или фойе здания. Дополнительные небольшие стенды или плакаты с информацией о пожарной безопасности можно установить в курительных комнатах.

При выборе места следует учитывать пути эвакуации. Конструкция не должна препятствовать или загромождать аварийные выходы в ситуации пожара. Место всегда должно быть хорошо освещено, и находиться в проходных местах.

Эти стенды могут использоваться при проведении инструктажей или учебных тревог. Помимо такой конструкции в здании с большим количеством людей необходимы наклейки со стрелками, которые показывают направление к ближайшему выходу.

Информационные стенды играют важную роль в формировании у граждан ответственного отношения к своей жизни. Они дают необходимую информацию, которая в случае пожара позволит людям правильно скоординировать свои действия и избежать трагедии.

Познавательное видео

Детский сад важная часть жизни каждого человека. В дошкольном образовательном учреждении закладываются первые кирпичики знаний, здесь начинается подготовка маленького человека к взрослой жизни.

В детском саду проводят много занятий, рассчитанных на ознакомление ребенка с правилами безопасности. С ранних лет детям объясняют, как вести себя на дороге, как пользоваться техникой, как защититься от пожара.

Пожарная безопасность в детском саду

Один из незаменимых инструментов, помогающих познать окружающий мир – уголок пожарной безопасности. Уголок помогает быстрее обучить ребенка основам пожарной безопасности. С помощью пожарного уголка педагоги предлагают разные игровые ситуации, а дети учатся правильно действовать в случае опасности.

Для улучшения восприятия и вовлечения в процесс, многие преподаватели рекомендуют изготавливать пожарный уголок вместе с детьми.

Виды детских уголков

Уголки безопасности делают для самых разных направлений обучения детей. Основным, по праву считается уголок дорожной безопасности. Конечно, дети редко самостоятельно добираются до садика, но ведь почти все живут во дворах с сильным движением или у дорог.

Вторым, обязательным к наличию в каждом образовательном учреждении, можно назвать уголок правил поведения в случае пожара. Этот наглядный материал поможет познакомить детей с различными опасными ситуациями, расскажет, как действовать при возникновении ЧС и как их избежать.

Для чего нужен пожарный уголок

Ребенок часто не понимает насколько опасны игры с огнем. Стенд призван в доступной форме объяснить, насколько серьезными могут быть последствия пожара и как предупредить возгорание. Важной задачей уголка является знакомство детей с опасными вещами, с которыми не стоит баловаться. Это спички и зажигалки, розетки, бытовые электроприборы и нагреватели.

Уголок пожарной безопасности содержит информацию о том, как действовать при возникновении огня. Наглядный материал поможет ребенку выучить наизусть телефон для вызова пожарных. Как не паниковать и правильно вести себя в опасной ситуации. Какие действия помогут дождаться спасателей, если не удалось выйти из здания самостоятельно.

Изготовление своими руками

В детском саду уголки по пожарной безопасности изготавливают своими силами. Но в создании уголка принимают участие не только педагоги. К процессу привлекаются дети и даже родители. Уголок должен не просто ознакомить ребенка со списком опасных ситуаций, важно сделать этот процесс простым и интересным. Поэтому особое внимание следует уделить оформлению стенда.

Для привлечения внимания и интереса со стороны детей, при оформлении пожарного стенда используют яркие цвета и красочные изображения. Не стоит злоупотреблять текстом, ведь многие воспитанники детского сада еще не умеют читать. Нужно постараться преподнести текстовую информацию схематически, в виде изображений.

Лучший способ привлечь внимание ребенка к уголку – яркие тематические игрушки. Используйте пожарные машины, пластмассовые огнетушители, костюмы пожарных. Яркие иллюстрации и игрушки несомненно увлекут детей и помогут процессу изучения материала. Хорошим решением станут стихи, подобранные к теме уголка. Уча стихи, малыш может запомнить основные правила безопасности.

Неотъемлемой частью пожарного уголка являются тематические дидактические материалы, наглядные пособия и развивающие игры. Они помогут приобрести умения по поведению в опасных ситуациях и закрепить знания по пожарной безопасности. Список таких материалов огромен и ограничен только воображением педагога.

Для стенда делают макеты пожарных частей и оборудования для борьбы с огнём, лэпбуки, папки-передвижки, пазлы, настольные игры и многое другое.

Уголок пожарной безопасности в детском саду играет важную роль в воспитании ребенка. Яркий, красиво оформленный уголок привлекает внимание и интерес детей. Такой стенд в игровой форме донесет до малышей основы пожарной безопасности, научит действовать в случае опасной ситуации.

Информация взята с сайта https://red-fire.ru

Пожар - это всегда страшно. Страшно, когда сгорает все имущество, и человек остается ни с чем. Еще страшнее, когда в пожаре гибнут люди. Для того, чтобы избегать таких бед, специалисты разрабатывают все новые и новые технологии и устройства для обнаружения пожаров на ранней стадии. Но, несмотря на все принимаемые меры для предупреждения возгораний, пожары все-таки не редкость. Обычно они обнаруживаются на такой стадии, когда еще можно что-либо сделать самостоятельно: организовать эвакуацию, сообщить в службу пожарной охраны. Если еще есть возможность, то можно приступить к тушению самостоятельно. Для этого все средства для тушения должны быть в доступном месте, в необходимой комплектации и нужном количестве.

Для этого на предприятиях, в организациях обязательно должен быть установлен уголок пожарной безопасности (щит, стенд). Такие уголки представляют собой деревянные или металлические площадки размером 2 м х 1,5 м, выкрашенные в красный цвет. Эти стенды заполняются средствами пожаротушения. Такие средства называют первичными. К ним относятся огнетушители, топоры, лопаты, ломы, багры, асбестовые покрывала, пожарные рукава и ведро. На щите должно быть не менее двух огнетушителей, причем разного вида. Если есть объекты, на которых возможно горения электрооборудования, то необходим хотя бы один углекислотный огнетушитель.

Асбест - материал негорючий и слабо проводящий тепло, и из него изготовляют покрывала для тушения небольших очагов возгорания. Асбестовое покрывало также имеет размер 1,5 м х 2 м, и поэтому даже одному человеку под силу им воспользоваться для тушения. На пожарном стенде таких покрывал должно быть не менее двух.

Еще там должны располагаться два багра, две лопаты, два топора. Рукоятки этих инструментов также окрашены в красный цвет.

Рядом с пожарными стендами должен обязательно располагаться один деревянный или металлический ящик с песком. Объем такого ящика не менее половины кубического метра. Песок в нем должен быть хорошо защищен от влаги и всегда сухим. Емкость с водой должна быть объемом не менее 50 литров.

В зависимости от площади территории предприятия и количества работающих людей, таких пожарных щитов может быть несколько. Доступ к ним должен быть свободным.

Вам могут быть интересны эти товары

Правила пожарной безопасности стенд

Правила пожарной безопасности представляют комплекс положений по недопущению пожара, своевременному его выявлению и эффективному гашению. Если речь идет о каком-то производственном помещении или предприятии, то весь этот комплекс направлен на то, чтобы все работники неукоснительно знали эти правила, соблюдали их и умели правильно вести себя в случае опасности. С этой целью проводятся инструктажи и специальные обучения

На разных предприятиях протекают различные производственные процессы, и потому условия пожарной безопасности тоже неодинаковые: например, на трансформаторных подстанциях и хлебопекарнях они совсем непохожи. Но вместе с тем есть пункты, одинаковые для всех:

1. Не допускать открытого огня в местах, не предназначенных для этого.

2. Не допускать завалов и захламленности аварийных выходов и доступов к средствам пожаротушения (щитам, стендам), местам расположения ручных извещателей о пожаре.

3. Не пользоваться электронагревательными приборами вне предусмотренных и специально оборудованных для этого мест.

Каждый работник четко должен знать, что делать при возникновении пожара. Кроме того, должен уметь правильно оповестить службу пожарной охраны, уметь уверенно и спокойно, не сея паники, организовать эвакуацию людей.

В местах, связанных с непрерывным посещением случайными людьми (музеи, библиотеки, супермаркеты), кроме всего этого, должно быть организовано постоянное круглосуточное наблюдение за всеми залами. Работники таких заведений также должны быть обучены правилам поведения при возникновении очагов возгорания. Инженеры и технические работники обязаны пройти специальное обучение.

Купить пожарный стенд

Чтобы обеспечить комплектацию пожарных стендов, щитов, уголков, в настоящее время можно все приобрести как в розницу в торговых точках, так и заказать в какой-либо компании. Таких компаний много, и одна из них - это «СпасИнжиниринг». У этой компании в наличии есть все: огнетушители пенные, порошковые, углекислотные, респираторы, противогазы, самоспасатели и много другого противопожарного оборудования.

Чтобы купить что-либо у этой компании, можно обратиться в торговый отдел, а также воспользоваться корзиной. Кроме того, можно обратиться по телефону, который легко найти на сайте. Владельцы и руководство фирм и предприятий Москвы и С- Петербурга могут обратиться непосредственно в компанию «СпасИнжиниринг» и сделать заказ. Специалисты компании установят все необходимое в кратчайшие сроки.

В правилах ППБ уделено особое внимание агитации и информированию населения мерам пожарной безопасности. Одним из самых доступных и эффективных средств для выполнения этого важного требования являются противопожарные стенды. Они устанавливаются в местах массового скопления людей, напоминая им о правильных действиях в случае возникновения опасной ситуации.

Внезапно возникший пожар вызывает панику. Растерянный, неподготовленный человек склонен совершать ошибочные действия, которые часто приводят к трагедии. Неправильные действия во время пожара оборачиваются потерей имущества, они наносят вред здоровью и угрожают жизни человека.

Готовность и умение действовать в чрезвычайных ситуациях поможет спасти собственную жизнь и помочь окружающим. Формирование набора этих важных знаний начинается еще в школе, на уроках ОБЖ.

Пожарные стенды с информационными материалами необходимо устанавливать в местах с массовым пребыванием людей. Их можно встретить на территории крупных предприятий и бизнес-центрах, в гипермаркетах и торговых центрах, в кинотеатрах, в детских садах, школах, поликлиниках и больницах.

Места размещения, содержание и общие требования к оформлению таких стендов регламентируются Правилами пожарной безопасности.

Требования к изготовлению стендов

Законом не предусмотрены четкие требования к внешнему виду и содержимому информационных стендов. Но при изготовлении следует соблюдать некоторые нормы и правила. Соблюдение этих условий в основном нацелено на удобство пользования и повышение пожарной безопасности самого стенда.

  1. Материалы для изделия должны обладать стойкостью к воздействию тепла и не поддерживать горение. За основу стенда берут листовой пвх-пластик, подвесные крепления делают из металла, а навесные детали из оргстекла или пластика ПЭТ.
  2. Используемый материал должен обладать достаточно долгим сроком эксплуатации и высокую стойкость к повреждениям.
  3. Стенд не должен иметь сильно выступающих частей и острых углов.
  4. Для выделения важных элементов на стенде используют яркие цвета, шрифты или рамки. Дизайн основания можно выполнить в едином стиле с корпоративными цветами или дизайном интерьера.
  5. Дизайн и размер текстовой части подбирается так, чтобы его без труда мог прочитать человек с плохим зрением. Не стоит употреблять специальные технические выражения и длинные предложения. Текстовая информация на стенде пишется простым и понятным языком.
  6. Дополнительным полезным элементом может стать накладной «кармашек», содержащий брошюры и листовки с наиболее важной информацией для дальнейшего изучения.
  7. Информационные материалы на стенде защищают от внешних воздействий виниловой пленкой или экраном из плексигласа.

Общие правила по оформлению стенда по пожарной безопасности

Размер стенда

Противопожарный стенд представляет собой жесткую щитовую конструкцию со стандартным размером 490 на 770 мм. В зависимости от содержания и оформления стенда, размер можно изменять. Главное правило тут – читаемость всех элементов содержания стенда.

На стенде в специальных рамках располагают информационные материалы о пожарной безопасности. Это могут быть выписки из закона или распоряжений МЧС, плакаты и брошюры с графическими и текстовыми материалами по пожарной безопасности. Всё содержимое стенда должно быть разборчивым и легко читаться, а наиболее важные данные и инструкции выделяют цветом и размером относительно остальных материалов.


В стандартный набор материала для стенда входят инструкции по пожарной безопасности, плакаты с правилами использования огнетушителей и других первичных средств пожаротушения, расположенных на объекте, телефоны вызова специальных служб, схема эвакуации и общие правила безопасного поведения на объекте.

Содержание пожарного стенда на предприятии

Стенды для использования на предприятиях могут быть изготовлены в настенном или напольном варианте. Для удобства проведения обучающих мероприятий, стенды устанавливают на передвижном основании. В стандартное содержание производственных пожарных стендов входит:

  • Схема здания, с обозначением эвакуационных выходов и мест нахождения пожарного оборудования.
  • Правила эвакуации при возникновении нештатных ситуаций.
  • Номера телефонов вызова экстренных служб.
  • Порядок действий сотрудников при обнаружении возгорания.
  • Инструкция по пользованию огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения.
  • Инструкции по использованию индивидуальных средств защиты органов дыхания.
  • Рекомендации по оказанию первой медицинской помощи.
  • Рекомендации по поддержанию противопожарного режима на предприятии.

Где устанавливать стенд

Пожарные стенды должны устанавливаться в местах наибольшего скопления или проходимости людей. В крупных организациях и на территории предприятий необходимо одновременно устанавливать несколько пожарных информационных стендов. Чаще всего их можно встретить у входа или выхода с территории, в зонах отдыха, столовых, вестибюлях. В местах с высоким риском возникновения пожара, устанавливают стенды и плакаты с учетом специфики данных помещений.

Основные требования к месту расположения стендов по пожарной безопасности:

  • Расположение стенда не должно перекрывать проходы и препятствовать передвижению людей к эвакуационным выходам.
  • Место для стенда выбирается с учетом его проходимости. Информацию должно увидеть как можно большее количество людей.
  • Чтобы стенд был достаточно освещен, при необходимости применяют дополнительные источники света.
  • Стенд должен находиться на видном месте и быть хорошо заметен, а информация на нем легко читаться.

Оформление пожарного уголка в детском саду

Статистика пожаров, возникших из-за детского баловства неутешительна. Ребенок, играющий со спичками, часто не осознает уровень опасности этого занятия. По этой причине важно информировать детей о правилах пожарной безопасности и о возможных печальных последствиях неосторожного обращения с огнем как можно раньше. Дети не всегда находятся под наблюдением взрослых, и в эти минуты безопасность ребенка зависит от его знаний и умения действовать в опасной ситуации.


С помощью обустройства в детском саду уголка по пожарной безопасности дети получат эти важные знания. Стенд в яркой игровой форме объяснит ребенку как действовать при возникновении возгорания, куда звонить, как обезопасить себя и окружающих. Воспитатели должны регулярно проводить занятия с детьми по изучению уголка пожарной безопасности, объяснять, что изображено на том или ином плакате и отвечать на вопросы детей.

Противопожарный уголок в детском саду содержит:

  • Изображения и текстовую информацию по опасным действиям и их последствиям.
  • Плакаты с описанием действий в случае возникновения пожара
  • Описание работы пожарных
  • Список телефонов для вызова экстренных служб
  • Набор игрового материала для изучения правил безопасности

Видео: обучение детей пожарной безопасности


Стенд по пожарной безопасности в школах

Информационный стенд для школьников может содержать больше полезного материала. Школьные пожарные стенды часто включают в себя интересные факты, статистические данные, инфографику. Если информации слишком много, ключевые детали помечают ярким цветом или выделяют размером шрифта.

Пример стенда по пожарной безопасности, установленного в здании общеобразовательной школы:


На пожарных стендах для образовательных учреждений указывают такую информацию:

  • Самые частые причины бытовых пожаров
  • Телефонные номера вызова служб спасения
  • Правила поведения при пожаре в квартире, в школе
  • Опасные факторы пожара (паника, ожоги, отравление продуктами горения итп)
  • Безопасная эксплуатация электрических приборов
  • Действия при невозможности выйти из горящего помещения
  • План эвакуации с указанием путей к выходам
  • Действия при эвакуации из здания школы

Наиболее подходящими местами для установки стендов «пожарная безопасность» считаются стены возле входа в столовую, актовый зал или гардероб. Эти места имеют наибольшую проходимость и здесь с информацией на стенде познакомится большинство учащихся.

Большие объемы информации разделяют на части и наносят на несколько тематических стендов. Из них составляют уголки пожарной безопасности в кабинетах по ОБЖ.

в группах дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. . А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Поэтому главной задачей является обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях, стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Все полученные знания и навыки дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

В Республике Беларусь руководящими работниками и специалистами дошкольного образования уделяется пристальное внимание созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, активизирована образовательная работа с детьми в данном направлении. На совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста направлено межведомственное взаимодействие Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь. В 2012 году был утвержден «Комплекс мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников», который определил мероприятия, обеспечивающие в результате их реализации создание условий безопасной жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, степень межведомственного взаимодействия по их реализации. Согласно вышеуказанному нормативному правовому документу (п. 12) в учреждениях дошкольного образования активизирована работа по созданию в группах предметной развивающей среды, способствующей формированию у воспитанников практических умений безопасной жизнедеятельности. Активизация работы педагогов учреждений дошкольного образования в данном направлении также обусловлена реализацией учебной программы дошкольного образования, которая определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир». В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями создаются в группах уголки пожарной безопасности, комнаты по ОБЖ, разрабатываются методические и дидактические материалы.

Результаты первого областного смотра-конкурса «Безопасное детство», прошедшего в 2012 году, показали, что педагогами Минской области ведется существенная работа по обучению воспитанников основам безопасности. В учреждениях дошкольного образования имеется богатый наглядно-демонстрационный и игровой материал, как фабричного производства, так и сделанного своими руками. Воспитателями проводятся тематические занятия и беседы с детьми. Организуются экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть, демонстрация видеофильмов, мультфильмов по ОБЖ, чтение тематических художественных произведений, стихов. Проводятся конкурсы, спортивные развлечения и праздники. Широко используются в целях обучения и закрепления полученных знаний разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. В группах оформлены уголки пожарной безопасности. Однако в ходе смотра-конкурса «Безопасное детство» было выявлено перенасыщение данных игровых уголков игрушками и игровыми атрибутами, несоответствие игрового оборудования возрасту воспитанников. Данный факт определил необходимость разработки методических рекомендаций по оснащению «Уголков пожарной безопасности» в группах дошкольного возраста.

Уголок пожарной безопасности - специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка пожарной безопасности:

Педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

Психическая и физическая безопасность игровых материалов;

Оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);

Учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

Целесообразность и удобство размещения;

Эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка .

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель - огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей (в частности сюжетно-ролевой игры «Спасатели») .

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом «Рукотворный мир», по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства .

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты из фондов своих микрокабинетов.

Оптимальность насыщения игровой среды, динамика в содержании игрового материала обеспечивают возможность для развития новых сюжетных линий в игре дошкольника.

Перечень игрушек и игрового оборудования

для оснащения уголков пожарной безопасности в группах

Наименование игрушек и игрового оборудования

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Примечание

Кукла в форме спасателя

при подборе следует учитывать размеры игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Игрушечный аварийно-спасательный автомобиль

при подборе следует учитывать размеры куклы

Макет дома

при выборе размеров дома следует учитывать размеры куклы и игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Тематические сюжетные картинки

2-3 шт. в каждой серии

«Пожар»;

«Правила пожарной безопасности»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар;

«Правила пожарной безопасности»;

«Правила пользования бытовыми приборами»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар»; «Правила пожарной безопасности»; «Правила пользования электрическими бытовыми приборами»; «Правила пользования газовыми бытовыми приборами»; наборы сюжетных картин, отражающих историю развития пожарной службы

одновременно в уголке размещаются

2-3 картинки, сменяемость 1 раз в 2 недели; формат бумаги А-4, А-3

Предметные картинки

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; аварийно-спасательной машины; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор и др.); предметные картинки, отражающие изменения, произошедшие в условиях исторического развития формы спасателя, аварийно-спасательной техники, первичных средств пожаротушения

формат бумаги А-4, А-5; ½ А-5

Печатная продукция

плакаты, буклеты

плакаты, буклеты, фотоальбомы

сюжет плакатов должен быть доступен для восприятия детей в соответствии с возрастными особенностями

Настольно-дидактические игры

плоскостные разрезные картинки (из 3-4 частей), лото, пазлы, кубики

6-8 шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

8 и более шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

к разрезным деталям должно прилагаться целостное изображение предмета или сюжета, инструкция, содержащая название игры, игровые задачи, перечень оборудования, ход игры, указания относительно возраста детей, для которых предназначена игра. При изготовлении настольно-дидактических игр по принципу лото не следует перегружать игровое поле большим количеством картинок. Изображения должны быть четко прорисованы, иметь одинаковый размер, стиль изображения

Фланелеграф (магнитная доска), набор плоскостных фигурок для моделирования пожароопасной ситуации

При размещении в уголке следует обеспечить безопасные условия для самостоятельной игровой деятельности воспитанников, предусмотреть возможность для свободного доступа детей

Игрушечный телефон

с номерами

101, 102, 103 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции в форме; транспортного средства для их передвижения

с номерами

101, 102, 103, 104 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции и др. в форме; транспортного средства для их передвижения

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

игровые атрибуты : форма сотрудника МЧС (для 2 детей); игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители); игрушечный телефон; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.)

игровые атрибуты: форма сотрудника МЧС (для 3-4 детей), игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители), игрушечный телефон, игрушечный пожарный щит с первичными средствами пожаротушения, чемодан с атрибутами для оказания сотрудниками МЧС первой медицинской помощи; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.); пульт управления МЧС (игрушечный компьютер, карта города, рация)

Макет «Служба МЧС» для организации режиссерской игры: состоит из основания прямоугольной формы с нанесенной разметкой дорог

Рекомендуемые размеры: ширина - 50 см, длина - 100 см. Данные размеры делают макет мобильным, позволяют детям самостоятельно переносить его, обеспечивают доступность одновременной игры 2-6 детей. В наличии должны быть макеты жилых зданий, здания службы МЧС, фигурки спасателей, аварийно-спасательная техника (машина, вертолет, городской транспорт и др.), при подборе (изготовлении) которых следует предусмотреть их соразмерность по отношению друг к другу

Подборка тематических детских работ: рисунки, аппликации, поделки и др.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: