Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, состав, полномочия. III. Совет Федерации - общая характеристика Совет федерации рф кратко таблица

Вопросы ведения Совета Федерации перечислены в ч. 1 ст. 102 Конституции, и составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение.

    Совет Федерации утверждает решение об изменении границ между субъектами Российской Федерации. Это решение, согласно ст. 67, ч. 3 Конституции, должно быть принято с согласия субъектов Российской Федерации, которых затрагивает это изменение.

    Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии.

    Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, что допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

    Совет Федерации производит назначение выборов Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации " от 17 мая 1995 г. и выносит решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности согласно порядку, установленному ст. 93 Конституции.

    Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета на основании принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 101 Конституции и ст. 3 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации »). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации » от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Согласно ст. 5 указанного Закона, Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст. 6 Закона).

Состав и порядок формирования Государственной Думы рф.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы в 4 года. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

Согласно Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

В соответствии с ч. 4 ст. 111 , в случае, когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству РФ.

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

Федеральное Собрание (парламент РФ) – является представительным и законодательным органом РФ.

- Представительный характер означает, что Федеральное Собрание формируется на основе выборов, выражает волю народа и является представителем его интересов. -Законодательный характер : задача его деятельности – издание законов.Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (83 субъекта): по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Гос. Дума состоит из 450 депутатов. Гос. Дума избирается сроком на пять лет . Гос. Дума выражает интересы всех граждан РФ независимо от их места жительства, а также полит. партий, имеющих всероссийский статус. Гос. Дума состоит из депутатов, которые избираются населением, при этом половина депутатов избирается по одномандатным округа (мажоритарная система), а другая половина – на основе пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Гос. Думы устанавливаются федеральными законами. Депутатом Гос. Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Гос. Думы. Депутат Гос. Думы не может быть депутатом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления. Депутаты Гос. Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Гос. Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей.

Гос. Дума избирает из своего состава Председателя Гос. Думы и его заместителей.

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; чрезвычайного положения;


в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности;

е) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ.

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Гос. Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

ГосДума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией.

Постановления Гос. Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос. Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Гос. Думу.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

ФЗ принимаются Гос. Думой большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ.

Принятые Гос. Думой ФЗ в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

ФКЗ принимается большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Гос. Думы.

ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению Гос. Думой.

В случае несогласия Гос. Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос. Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Гос. Думой ФЗ по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) статуса и защиты гос. границы РФ;

е) войны и мира.

Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его.

Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Гос. Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос. Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Гос. Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Гос. Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Гос. Думу и назначает новые выборы.

Гос. Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Гос. Думы. После выражения Гос. Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Гос. Думы. В случае если Гос. Дума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства, либо распускает Гос. Думу. Гос. Дума не может быть распущена по основаниям в течение 1 года после ее избрания. Гос. Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Гос. Дума не может быть распущена в период действия на всей территории РФ военного или ЧП, а также в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

В соответствии со ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

ж)рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества;

з) проведение консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

и) рассмотрение проектов договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий;

к) рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд РФ;

л) принятие Регламента и внесение в него изменений и дополнений.

Однако этот перечень полномочий Совета Федерации не является исчерпывающим. Сама Конституция РФ относит к полномочиям Совета Федерации и другие: одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой (ч. 4 ст. 105); принятие вместе с Государственной Думой федеральных конституционных законов (ст. 108); принятие регламента Совета Федерации и решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности (ч. 4 ст. 101) и др.

Кроме Конституции РФ ряд федеральных законов наделил Совет Федерации полномочиями, которые прямо не предусмотрены в Конституции РФ. Так, в ст. 14 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что, кроме Генерального прокурора РФ (как это предусмотрено п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), его первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации. Согласно п. «г» ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории. Федеральный закон «Об обороне» дополнил это полномочие Совета Федерации правом утверждать указы Президента РФ о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению (п. 3 ч. 1 ст. 5).

В соответствии с ч.5 ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации».

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации, и решениями Совета Федерации.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей (ч.1 ст.101 Конституции РФ), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты (ч.2 ст.101 Конституции РФ).

Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам своего ведения (ч.3 ст.101. Конституции Российской Федерации).

В Совете Федерации не допускается формирование фракций, парламентских объединений.

Президент РФ, полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации, Председатель Правительства РФ и члены Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ и члены Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ и члены Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор РФ, Председатель Центральной избирательной комиссии вправе присутствовать на любом открытом или закрытом заседании палаты. Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях палаты только специальному приглашению, выдаваемому за подписью Председателя Совета Федерации или Руководителя Аппарата Совета Федерации.

Совет Федерации собирается на весеннюю сессию (с 25 января по 15 июля) и осеннюю сессию (с 16 сентября по 31 декабря).

Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней в подряд. Членам Совета Федерации ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах РФ, представителями от которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект РФ и обратно. Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. В зале заседаний Совета Федерации помещаются Государственный флаг РФ и Государственный герб РФ. При открытии и закрытии каждого заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн РФ.

Каждому члену Совета Федерации отводится в зале заседаний Совета Федерации постоянное место, оформленное табличкой с указанием его фамилии, инициалов, субъекта РФ, который он представляет, а также оборудованное необходимыми для работы электронными и техническими средствами.

Для Председателя Совета Федерации и его заместителей в зале заседаний Совета Федерации отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты. Кроме того, специальные места отводятся и для представителей органов государственной власти.

Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, председательствующим на заседании палаты, комитетом, комиссией Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек.

На каждое заседание Совета Федерации Председателем Совета Федерации формируется проект повестки дня этого заседания. Повестка представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании палаты, с указанием очередности их рассмотрения, комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение каждого вопроса, докладчиков (содокладчиков) по каждому вопросу, а также иных сведений, устанавливаемых Советом палаты.

Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов Совета Федерации. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Оно считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Протокол подписывается председательствующим на заседании, а стенограмма открытого заседания подлежит опубликованию в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

В конце каждого заседания палаты оглашаются предложения, заявления, обращения, информирования, дачи справок.

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием. Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Эти решения оформляются постановлениями Совета Федерации (решения по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами) или выписками из протокола заседания (решения по вопросам организации внутренней деятельности палаты).

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. По решению Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитетов, комиссий Совета Федерации в Совете Федерации могут проводиться «круглые столы» и иные мероприятия, связанные с законодательной деятельностью Совета Федерации. Кроме того, в Совете Федерации могут проводиться пресс-конференции Председателя Совета Федерации и его заместителей; могут создаваться рабочие группы с привлечением членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, а также ученых и других специалистов с правом их выезда в субъекты РФ; экспертные советы на общественных началах; консультативные советы из числа членов Совета Федерации.

Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов палаты. Члены Совета Федерации обязаны присутствовать на его заседаниях.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат послания и обращения Президента РФ; поправки к гл. 3-8 Конституции РФ, проекты федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации; проекты постановлений Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ (ч.1 ст. 102); предложения о пересмотре положений гл.1, 2, и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов в Конституционный Суд РФ, федеральные законы, принятые Государственной Думой, по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации.

Также к совместному ведению Государственной Думы и Совета Федерации относится реализация процедуры отрешения от должности Президента Российской Федерации (ст.93 Конституции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции РФ) подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

В соответствии с ч.4 ст.105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

На практике, члены Совета Федерации, работая на постоянной основе, рассматривают абсолютное большинство законов, принятых Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (ч.1 ст. 107 Конституции РФ).

В случае наложения вето Президентом РФ на федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч.3 ст.107 Конституции Российской Федерации).

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч.2 ст.108 Конституции Российской Федерации).

Как субъект права законодательной инициативы Совет Федерации имеет самые широкие возможности. Прежде всего, сюда относится право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов (которым наделены как Совет Федерации в целом, так и отдельные его члены), а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, в том числе – в виде проектов законов Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию (от имени палаты в целом или от группы численностью не менее одной пятой ее членов). Здесь следует также учитывать, что аналогичными правами наделены законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации.

Другой важной формой проявления права законодательной инициативы Совета Федерации является внесение поправок к тексту законопроекта во время его рассмотрения Государственной Думой. Все перечисленные выше представители интересов субъектов Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу предложения и замечания по концепции законопроекта при его рассмотрении в первом чтении, а также поправки к тексту при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Кроме того, члены Совета Федерации и официальные представители законодательных органов субъектов Российской Федерации могут принимать участие в работе комитетов Государственной Думы при подготовке законопроектов к рассмотрению этой палатой.


Похожая информация.


Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов Российской Федерации. Исходя из характера представительства Совета Федерации в ст. 102 Конституции РФ определены вопросы исключительного ведения этой палаты.

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • ж) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества;
  • з) проведение консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • и) рассмотрение проектов договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий;
  • к) рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд РФ;
  • л) принятие Регламента и внесение в него изменений и дополнений.

Однако этот перечень полномочий Совета Федерации не является исчерпывающим. Сама Конституция РФ относит к полномочиям Совета Федерации и другие: одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой (ч. 4 ст. 105); принятие вместе с Государственной Думой федеральных конституционных законов (ст. 108); принятие регламента Совета Федерации и решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности (ч. 4 ст. 101) и др.

Кроме Конституции РФ ряд федеральных законов наделил Совет Федерации полномочиями, которые прямо не предусмотрены в Конституции РФ. Так, в ст. 14 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре РФ» установлено, что, кроме Генерального прокурора РФ (как это предусмотрено ст. 102 Конституции РФ), его первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» дополнил это полномочие Совета Федерации правом утверждать указы Президента РФ о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению (п. 3 ч. 1 ст. 5) СЗ РФ. 1996. №23. Ст. 2750.

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167.

Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии со ст. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции Российской Федерации) подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • е) войны и мира.

В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ).

В случае наложения вето Президентом РФ на федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации).

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации).

Как субъект права законодательной инициативы Совет Федерации имеет самые широкие возможности. Прежде всего, сюда относится право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов (которым наделены как Совет Федерации в целом, так и отдельные его члены), а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, в том числе - в виде проектов законов Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию (от имени палаты в целом или от группы численностью не менее одной пятой ее членов). Здесь следует также учитывать, что аналогичными правами наделены законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Таким образом, из 723 субъектов права законодательной инициативы более одной трети представляют на федеральном уровне интересы субъектов Федерации, причем ни характер, ни статус их законодательной инициативы не ограничен. В мировой практике такое широкое представительство является весьма редким случаем.

Другой важной формой проявления права законодательной инициативы Совета Федерации является внесение поправок к тексту законопроекта во время его рассмотрения Государственной Думой. Все перечисленные выше представители интересов субъектов Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу предложения и замечания по концепции законопроекта при его рассмотрении в первом чтении, а также поправки к тексту при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Кроме того, члены Совета Федерации и официальные представители законодательных органов субъектов Российской Федерации могут принимать участие в работе комитетов Государственной Думы при подготовке законопроектов к рассмотрению этой палатой.

Таким образом, подводя итог сказанному, следует выделить следующие функции верхних палат парламентов, и в частности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: представительскую, законодательную, контрольную, функцию по формированию органов государственной власти, функцию сдерживания нижней палаты и иные организационные функции.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: