Подвижные игры по программе Васильевой М.А. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль

06.04.2013 5197 0

ОЗОРНЫЕ ВОРОБЬИШКИ

Сценарий игрового досуга

Место проведения - спортивный зал или спортив­ ная площадка, в центре обозначен круг диаметром 2-3 м, по периметру - границы.

Инвентарь: обручи малого диаметра по количеству участников досуга; картинка с изображением воробьев.

Порядок проведения

Дети выходят на спортивную площадку. Воспитатель обращается к малышам:

Здравствуйте, здравствуйте!

Здравствуйте, ребятки!

Постарайтесь отгадать

Побыстрей загадку:

Чик - Чирик!

К зернышкам прыг.

Клюй, не робей!

Кто это?

Дети (хором): Воробей.

Воспитатель: Вы сегодня - не детишки,

Вы сегодня - воробьишки!

"Чик-чирик" сказали - Воробьями стали!

Дети хором: Чик-чирик!

Воспитатель: Среди белых голубей

Скачет шустрый воробей,

Воробушек-пташка,

Серая рубашка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей!

И.Демьянов

Подвижная игра "Воробьи"

Дети строятся в шеренгу и берут друг друга за ру­ки. "Воробей" - первый стоящий в ряду. Дети поднима­ют руки, а "воробей" должен быстро пройти "змейкой" под руками всех стоящих и встать последним в ряду. За­тем проходит другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока первый ребенок, ставший последним, снова не станет направляющим.

Воспитатель: За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я:

Когда приходят холода - н е улетает никуда

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Дети встают за обозначенную линию - это "дом"; воспитатель с обручем в руках на противоположной сто­ роне. По сигналу "Полетели, воробушки!" дети перепры­гивают линию и бегают по площадке в разных направле­ ниях, размахивая руками и имитируя движения крыльев. По сигналу "Автомобиль едет!" дети бегут в "дом", а воспитатель идет за ними, поворачивая обруч вправо- влево, имитируя повороты руля,

Правила: 1) действовать по сигналу; 2) бегать в раз­ ных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; 3) убегая в "дом ", занимать свое место.

Воспитатель: Тень-тень-потетень,

Села кошка на плетень.

Налетели воробьи,

Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

Подвижная игра "Воробьи"

На одной стороне площадки разложены обручи. Каж­дый ребенок "воробушек" - занимает "гнездышко"- об­ руч. В обруче дети стоят в исходном положении ноги вме­ сте, руки-"крылышки" - к плечам. По сигналу "Полетели, воробушки!" дети выпрыгивают из обручей и бегают по площадке в разных направлениях; взмахивают руками, имитируя движения крыльев; приседают и постукивают пальцами по коленям, имитируя, как воробушки клюют. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши) занимают любой свободный обруч.

Правила: 1) действовать по сигналу;

2) бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Воспитатель: Комочек серых перышек,

Веселый наш воробушек

В саду хлопочет, кружится,

Вот выкупался в лужице

И к детям под окошко :

Летит за хлебной крошкой.

М.Радина

Подвижная игра "Воробей-воришка"

Выбирается водящий - "воробей". Он встает в центр круга. Дети идут по кругу со словами:

Воробей-воришка,

Залез в амбаришко,

Клевать просо

Тупым носом.

Стоящий в центре круга приседает, постукивает пальцами по коленям, имитируя, как воробушек клюет, говорит: "Клю-клю!". Дети останавливаются, водящий подходит к кому-нибудь из детей и называет его по имени.

Названный ребенок протягивает руку ладошкой вверх и говорит:

В ор обе й - вориш ко

В сером армячишке,

На тебе крошки

На моей ладошке.

Затем меняется местом с водящим, и игра повторяется.

Воспитатель: Озорные воробьишки превращаются в детишек:

На носки привстали - Ребятами все стали.

Дети действуют в соответствии с указаниями.

Воспитатель: Заглянула осень в сад

Птицы улетели.

Целый день в саду шуршат

Желтые метели.

Под ногами первый лед

Крошится, ломается...

Воробей в саду вздохнет,

А запеть стесняется.

В.Степанов

Ребята, давайте споем с воробьем!

Давайте н емножко ему подпоем.

Дети (хором): Чик-чирик! Чик-чирик!

Воспитатель: Мы сегодня с вами

Были воробьями;

Летали, зернышки клевали,

Очень весело играли.

До свиданья, детвора!

Расставаться нам пора.

Подвижные игры

Мой веселый звонкий мяч (прыжки)

Цель. Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

Описание. Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель становится перед ними на некотором расстоянии и выполняет упражнения с мячом; он показывает
детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривает:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, Желтый, Голубой,

Не угнаться за тобой! (С. Маршак)

Затем воспитатель вызывает 2—3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с мячом и повторяет упражнение, сопровождая его словами. Закончив, он произносит: «Сейчас догоню!» Малыши перестают прыгать и убегают от воспитателя, который делает вид, что ловит их.

Птички в гнездышках (бег)

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные
стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями, По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места. Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали по сигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а на участке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают на корточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек (обруча).

Трамвай (бег)

Цель. Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Описание: 3—4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном" из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный — останавливается. Воспитатель поднимает зеленый флажок — и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если воспитатель поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается. Указания к проведению. Если детей в группе много, можно составить два трамвая. Сюжет игры может быть более развернутым: во время остановок одни пассажиры выходят из трамвая, другие входят, приподнимая при этом шнур. Воспитатель знакомит детей с правилами уличного движения. Он следит за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.

Воробушки и кот (бег)

Цель. Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.

Описание. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10—12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробушки вылетают на дорогу»,— говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

Указания к проведению. Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей

Кролики (прыжки)

Цель. Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.

Описание. В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья» сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне — дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2—3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки — кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Наседка и цыплята (подлезание)

Цель. Учить детей подлезать под веревку, не задевая ее, увертываться от ловящего, быть осторожным и внимательным; приучать их помогать им.

Описание. Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35—40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки
или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица!» цыплята быстро убегают.

Указания к проведению. Роль наседки в первое время выполняет воспитатель, а затем на эту роль можно выделять детей, сначала по их желанию, а потом по назначению
воспитателя. Когда цыплята возвращаются в дом, убегая от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали за нее.

Такси (бег)

Цель. Приучать детей двигаться вдвоем, соразмерять движения друг с другом, менять направление движений, быть внимательным к партнерам по игре.

Описание. Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1м), держат его в опущенных руках: один — у одной стороны обода, другой — у противоположной, друг за другом. Первый ребенок — водитель такси, второй — пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Указания к проведению. Одновременно могут играть 2—3 пары детей, а если
позволяет площадь — то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки.
Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

Зайцы и волк (прыжки)

Цель. Приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом. Учить ориентироваться в пространстве, находить свое место (куст, дерево).

Описание. Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет!» — зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их.

В игре можно использовать небольшой текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

Указания к проведению. Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Первое время роль волка выполняет воспитатель, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию.

Лохматый пес (бег)

Один ребенок изображает пса, он ложится на травку, голову кладет на вытянутые вперед руки. Несколько детей вместе с воспитателем тихо идут к псу и при
этом произносят такие стихи:

Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что же будет.

«Пёс» вскакивает, начинает лаять и бежит за детьми, они убегают и прячутся

Курочка-хохлатка (бег)

Воспитатель изображает курицу, дети— цыплят. Один ребенок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит: Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, он говорит: На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка..
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет. Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей-мамой убегают. При каждом повторении на роль кошки можно выбирать другого ребенка.

Солнышко и дождик (игра малой подвижности)

В руках у воспитателя большой пестрый зонтик, дети собираются вокруг него. Воспитатель говорит: «Солнышко светит! Пойдемте гулять». Дети вместе с ним ходят или бегают по всей площадке (можно предложить им собирать ягоды). Через некоторое время воспитатель говорит:
«Дождик, прячьтесь скорее под зонтик». Все бегут к нему, становятся под зонтик и ждут, когда дождик перестанет. Затем он говорит: «Дождик перестал, снова светит солнышко. Можно
идти гулять»,— и дети снова разбегаются.

Позвони в колокольчик (игра малой подвижности)

Воспитатель берет маленький колокольчик на небольшом шнурке и держит его в руке или подвешивает на натянутый между двумя деревьями или стойками шнур так, чтобы он находился несколько выше вытянутых вверх рук ребенка. Подпрыгивать до колокольчика дети могут с места или слегка разбежавшись.

Поймай бабочку (игра малой подвижности) На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок и к нему вырезанную из бумаги бабочку. Воспитатель держит прут так, чтобы бабочка не слишком быстро летала над головой ребенка. Малыши подпрыгивают, стараясь ее поймать.

Огуречик, огуречик… (бег)

Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка (воспитатель или кто-либо из детей). Все идут по площадке по направлению к мышке и произносят:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.

Воспитатель должен помнить, что движения детей младшего дошкольного возраста еще несовершенны, поэтому не следует позволять им бегать слишком быстро.

Из кружка в кружок (прыжки)

На площадке надо начертить небольшие кружки (диаметром 30—35 см) на расстоянии 30—35 см. Расположение кружков может быть разным — по одной линии, по всей площадке. Дети должны перебраться на противоположную сторону площадки, перепрыгивая из кружка в кружок. При выполнении упражнения они прыгают, отталкиваясь одновременно двумя ногами и стараясь не выходить за пределы кружков. При этом они приучаются энергично отталкиваться и мягко приземляться.

По ровненькой дорожке (ходьба, бег)

Дети свободно группируются и идут гулять вместе с воспитателем. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

В яму — бух!

На слова «По ровненькой дорожке» дети идут шагом; на слова «По камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед; на слова «В яму — бух» присаживаются ка корточки или садятся на траву. «Вылезли из ямы»,— говорит воспитатель, и дети поднимаются. Стихотворение повторяется снова.

После нескольких повторений воспитатель произносит другой текст По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке, Устали наши ножки, Устали наши ножки, Вот наш дом – Здесь мы живем. С окончанием текста дети бегут в дом — заранее обусловленное место за кустом, под деревом и т. п. Воспитатель может произвольно удлинять или укорачивать время выполнения этого задания, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.

Задачи:

Описание игры:

Указания:

Правила:

Лохматый пес. Младшая группа.

Задачи

Описание игры: Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные малыши гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов:

Вот лежит лохматый пес Не то дремлет, не то спит.

В лапы свой, уткнувши нос. Подойдет к нему, разбудим.

Тихо - смирно он лежит, И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняясь к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого-нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пес опять ложится на землю и игра возобновляется. Игра повторяется 3-4 раза.

Указания: если пса изображает воспитатель, то он засыпает сидя на стуле или скамейке.

По ровненькой дорожке. Младшая группа.

Задачи : развивать умение согласовывать движения с текстом.

Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке, По камешкам, по камешкам,

По ровненькой дорожке, По камешкам, по камешкам…

Шагают наши ножки. В ямку – бух!

Раз – два, раз – два,

При словах «по ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам» – они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова: «В ямку – бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы» - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он

произносит другой текст:

По ровненькой дорожке, Устали наши ножки.

По ровненькой дорожке Вот наш дом –

Устали наши ножки, Здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где будет дом – на скамейке, за проведенной чертой и т.д.).

Указания: движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту. Воспитатель произвольно удлиняет или укорачивает двигательное задание, повторяет каждую строчку стихотворения больше или меньше раз.

Наседка и цыплята. Младшая группа.

Задачи:

Дети изображают цыплят, воспитатель – наседку. Цыплята с наседкой находятся в доме – место, огороженное веревкой, натянутой между стойками или стульями, на высоте 35-40 см. В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят: «Ко-ко-ко!». По зову матери цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, наклоняются, приседают, ищут корм. На слова воспитателя: «Большая птица летит!» – все цыплята убегают и прячутся в доме. Игра повторяется 3-4 раза.

Указание: когда цыплята возвращаются домой, убегают от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее. Роль наседки со временем могут выполнять и сами дети.

Бегите к флажку. Младшая группа.

Задачи : развивать умение действовать по сигналу, упражнять в беге врассыпную.

Воспитатель раздает детям флажки двух цветов: красного и синего. Держа в одной руке красный, а в другой – синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять – побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «Раз, два, три – скорей сюда беги!» – при этом он разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются около флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспитатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3-4 раза.

Мой веселый звонкий мяч. Младшая группа.

Задачи : развивать умение согласовывать движения с текстом, упражнять в беге.

Дети, стоя произвольно, подпрыгивают на месте на двух ногах, а воспитатель имитирует игру с мячом, делая движения рук над головой и ритмично приговаривая:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не умчатся за тобой!

С окончанием слов дети разбегаются по площадке, воспитатель бежит за ними. Все вновь собираются в круг, игра повторяется.

Правила: прыгать в соответствии с ритмом стихотворения, слегка сгибая ноги в коленях, низко не приседать. Разбегаться после окончания слов, бегать в пределах площадки.

Трамвай. Младшая группа.

Задачи: упражнять детей в беге, в умении действовать по сигналу.

Дети стоят вдоль стен комнаты (площадки) парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребенок держится левой рукой, другой – правой). Воспитатель держит в руках 3 флажка: желтый, красный и зеленый. На зеленый сигнал – дети бегут, «трамвай движется». На желтый или красный сигнал – останавливаются и ждут, когда появится зеленый сигнал. Продолжительность игры 5-6 минут.

Мыши в кладовой. Младшая группа.

Задачи: упражнять детей в подлезании, в беге, в умении действовать по сигналу.

Описание игры : Дети-«мыши» сидят в норках – на стульчиках или скамейках, поставленных вдоль стен зала или площадки. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50-40 см. Это «кладовая». Сбоку от играющих сидит игрушка-«кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они наклоняются, чтобы не задеть веревку. Там они «грызут» сухари. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами (мышей не ловит, только делает вид). Мыши убегают в норки. Игра повторяется.

Указание: когда мыши возвращаются домой, убегают от кошки, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее. Роль кошки со временем могут выполнять и сами дети.

Кролики. Младшая группа.

Задачи: упражнять детей в подлезании, в беге, в прыжках на двух ногах, в умении действовать по сигналу.

Описание игры : на одной стороне площадки рисуются круги – «клетки кроликов». Перед ними ставятся стульчики, к которым вертикально привязываются обручи или натягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – «дом сторожа», на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – «луг». Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в свой кружок. «Кролики сидят в клетках»,- говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это колики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам, выпускает кроликов на траву. Кролики Пролезают в обруч (подлезают под веревку) и начинают бегать, прыгать. Через некоторое время сторож говорит: «Кролики в клетки!». Кролики бегут каждый в свою клетку, пролезает снова в обруч. Игра повторяется 4-6 раз.

Карусель. Средняя группа.

Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз – два, раз – два

Вот и кончилась игра!»

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов – останавливаются.

Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

Самолеты. Средняя группа.

Дети распределяются на три звена и размещаются в разных концах зала. В местах расположения ставятся цветные кубы. По команде: «К полету!» – дети делают круговые движения руками – заводят моторы. «Летите!» – руки в стороны и бег в разных направлениях. «На посадку!» – дети возвращаются, строятся в звенья и встают на одно колесо. Воспитатель отмечает лучшее звено.

Подарки. Средняя группа.

Взявшись за руки, дети образуют круг, один ребенок в центре. Играющие идут по кругу и говорят:

«Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмет –

Вот всем кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет!»

С окончанием слов останавливаются, стоящий в кругу называет, какой из перечисленных подарков он хочет получить. Если назовет коня, дети скачут, если куклу – плачут, если волчок – кружатся. Дети выполняют движения под следующие слова:

Скачет конь наш: цок, цок, цок

Слышим топот быстрых ног.

Одного из играющих выбирают «волком», остальные – «зайцы». На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики (камешками, шишками). В начале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположной стороне площадки – « в овраге». Воспитатель говорит: «Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок, на лужок,

Травку щиплют, слушают,

Не идет ли волк.

В это время зайцы бегают, прыгают, присаживаются, щиплют травку, слушают, оглядываются, не идет ли волк.

Когда воспитатель произносит последнее слово «волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать. Зайцы убегают, каждый в свой домик. Пойманных зайцев, волк уводит к себе в овраг, после чего игра возобновляется. После 2-3 повторений, выбирается другой волк.

Удочка. Старшая группа.

Ход игры. Дети становятся по кругу, на небольшом расстоянии друг от друга. В центре воспитатель. Он вращает по кругу шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ноги.

Правила. Тот, кого мешочек заденет, делает шаг назад и выходит из игры.

Вскоре делается перерыв, затем игра возобновляется, и вновь участвуют все дети.

Усложнение. Конец шнура с мешочком должен скользить по земле (полу). Если все дети легко справляются с заданием, можно слегка приподнять мешочек от пола.

Вращать шнур против часовой стрелки. Между прыжками дать задание: присесть.

Водящий кружит шнур с мешочком, а дети бегут навстречу и перепрыгивают через него

Мышеловка. Старшая группа.

Цель : развивать внимание, быстроту реакции, смелость.

Дети делятся на 2 группы: мыши и мышеловка. Мышеловка – строятся в круг и читают стихотворение:

Ах, как мыши надоели:

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловку,

Переловим всех сейчас.

Мыши в это время пробегают в кругу. Когда воспитатель хлопает в ладоши, мышеловка закрывается, дети приседают. Пойманные мыши больше не играют. Потом меняются местами.

Вариант VII. Дети должны убегать от «Хитрой лисы» парами. Если ребенок не нашел себе пару вовремя, он выбывает из игры. Если хоть один из пары запятнан, то оба выбывают из игры.

Тройка.1 класс

Дети, держась за руки, встают по трое. Между тройками расстояние не менее одного метра. В каждой тройке средний ученик стоит лицом по направлению движения, двое других стоят спиной. По сигналу учителя тройки двигаются по площадке, по сигналу «стоп» останавливаются и меняются местами в тройках.

Правила: идти по трое, помогая друг другу, согласовывая движения; сохранять интервалы между тройками!

Выстрел в небо. 1 класс

Дети распределяются по командам. Каждая команда имеет свой мяч (разного цвета). Команды располагаются вокруг очерченного круга диаметром десять - двенадцать шагов. По одному играющему из каждой команды входят в центр круга и бросают мяч как можно выше вверх. Чей мяч приземлится позже, та команда получает очко.

Правила: бросать мяч вверх одновременно по сигналу учителя: берут мячи после отскока те, кто их бросал.

Игра может быть усложнена за счет использования мячей разного веса (баскетбольный, волейбольный, набивной), за счет сильного броска с последним отскоком, за счет бросков двумя руками одновременно или поочередно.

Бой петухов. 1 класс

По одному участнику из каждой команды поочередно встают в очерченный круг (1-1.5 м.) лицом друг к другу на одной ноге, другая согнута в колене, руки скрещены на груди. Дети пытаются столкнуть соперника, заставить опустить его вторую ногу на пол. Тот, кто встал на обе ноги или вышел из круга, считается проигравшим. Команде выигравших присваивается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Иголка и нитка. 1 класс

Дети держатся за руки,образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять руки, сцепленные с соседями, вверх, образуя ряд «ворот». Ведущий ведет цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками ребят, обходя по очереди одного справа, другого слева. В тот момент, когда цепочка проходит под воротами, ребенок, поднявший руки для образования ворот, поворачивается на 360 градусов и продолжает идти цепочкой. Правила те же, что и в «змейке».

Больная птица.1 класс

4-5 детей встают у линии друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторая согнута в колене, руками крепко берутся за щиколотку. Затем они прыгают вперед - кто дальше.

Правила: прыгать на одной ноге, вторую держать рукой, не отпуская. Опустившийся на обе ноги, считается проигравшим и выходит из игры.

Рыбки. 1 класс

Соревнуются одновременно 2-3 команды с равным числом играющих. Каждый ученик получает бумажную рыбку (25 см. длина, 6-7 ширина), к хвостику которой прикреплена нитка длинной 1 м. Дети заправляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы рыбка свободно касалась пола,- это рыбки плавают. У каждой команды рыбки определенного цвета. По сигналу учителя все идут по площадке, стараясь наступить ногой на рыбку соперника (придерживать рыбку рукой нельзя) и в то же время, не давая поймать свою. Ребенок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Через несколько минут учитель подсчитывает выбывших из каждой команды.

Пингвины с шагом.1 класс

Дети стоят в 4-5 звеньях. Напротив каждого звена на расстоянии 4-5 м. ставят ориентир- высокий кубик или гимнастическую булаву. Первые в звеньях получают мячи (резиновые или волейбольные). Зажав их между коленями, они прыгают к предмету, беру мяч, обегают ориентир, возвращаются каждый к своему звену и передают мяч следующему. Побеждает команда, игроки которой заканчивают эстафету первыми.

Правила: прыгать, не теряя мяч, потерявший его должен снова зажать мяч ногами и начать прыгать с того места, где потерял мяч.

Села утка.1 класс

Один играющий- охотник, другой - утка, несколько детей - утята. Остальные образуют круг- пруд, в котором плавает утка и утята. Дети в кругу идут по нему и говорят: « Вот плавала утка по воде, закликала малых детишек к себе: - вы, утята берегитесь, далеко не расходитесь». В это время утка и утята ходят внутри круга, охотник за кругом. На последнем слове утка встает впереди утят, они идут за ней гуськом. Дети ведут хоровод в другом направлении: «Вот залаяла собака в камышах, не сидит ли там охотник в кустах? Он изловит малых детишек (2раза), утятушек». Круг распадается на несколько маленьких 0 (по 3-5 детей)- это кустики, в которых прячутся утята (по 1 или несколько). Охотник громко считает: « Раз, два, три!». После этого утята должны перебежать из одного кустика к другому. Во время перебежки охотник пытается осалить их. Утка защищает утят: расставляя руки в стороны, преграждая охотнику путь.

Правила: Охотник ловит только утят, утенок, пойманный охотником, становиться к кустик, после счета охотника утята не должны оставаться в кустиках, где притаились,- надо обязательно перебежать в другой. Усложнение игры: назначить несколько охотников сразу.

Лиса и куры. 2 класс

Из числа играющих выделяются лися, петух и охотник. Остальные куры. В зале расставляются три – четыре гимнастические скамейки. Это насест. Лиса уходит в дальний угол зала. Охотник с двумя мячами находится в противоположном углу. Петух с курами гуляет по залу, куры собирают зерна, хлопают крыльями. Лиса по сигналу учителя начинает подкрадываться к курам. Петух, заметив лису, дает сигнал: «Кукареку!» Все куры взлетают на насесты. Петух взлетает последним. Лиса ворвавшись в курятник, должна схватить и увести с собой курицу, не успевшую сесть на насест или соскочившую с него. Если лисе удалось схватить и увести с собой курицу, то охотник стреляет в лису. Вместо застреленной лисы выбирается другая, и игра продолжается. За один набег лиса может утащить одну курицу. Лиса обязана покинуть курятник по сигналу учителя.

Космонавты. 2 класс

На площадка или в спорт. зале в 4-х 6-и местах обозначаются ракеты. Сбоку у ракет надпись маршрута (ЗЛЗ - Земля- Луна- Земля) и т.д. В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал- космодром. Во всех ракетах на 3-4 места меньше, чем играющих. Играющие, держась за руки, идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим на такую полетим! Но в игре такой секрет: опоздавшим места нет!». После слова «нет» дети разбегаются по ракетам и стараются занять места. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется несколько раз. При каждом очередном повторе игры количество мест в ракете уменьшается!

Пионербол. 3 класс

Играющие делятся на две команды и занимают две стороны волейбольной площадки. Между командами на расстоянии двух метров натянута сетка. У каждой команды по мячу. Задача участников – перебросить мяч на сторону соперника. Разрешается бегать с мячом по площадке, передавать друг другу. Мяч может касаться земли. Игра продолжается до десяти очков, которые засчитываются, когда оба мяча на стороне противника, а ими совершена ошибка.

Ошибки: мяч после броска вышел за пределы поля, мяч прошел под сеткой

«Невод» 3 класс

Двое играющих – рыбаки, остальные рыбки. Рыбаки, взявшись за руки, ловят рыб, окружая их руками. Пойманные рыбки присоединяются к рыбакам, невод увеличивается. Ловля рыбок продолжается до тех пор, пока не останется две – три не пойманных рыбки. Во время ловли невод не должен разрываться.

«Кузнечики» 3 класс

Играющих распределяют на несколько команд. Каждая команда выстраивается в колонну по одному у стартовой линии. По команде первые номера выполняют прыжок в длину с места, а его команда в это время шагом идет за ним. Затем из команды выходят вторые номера, встают рядом с первыми (после каждого прыжки поочередно с правой и левой стороны), выполняют свой прыжок и так далее. Победителем станет та команда, которая продвинется прыжками дальше всех.

Попади в мяч. 3 класс

Играющих делят на две команды и выстраивают в шеренги лицом друг другу. Расстояние между шеренгами восемь – десять метров. Посередине на табуретке лежит волейбольный мяч. У каждого из игроков по малому мячу. По сигналу учителя игроки одной команды стараются по очереди сбить мяч. Если кому-либо это удалось, то начисляется очко. После того, как команда закончила броски, бросает вторая команда. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Альпинисты. 3 класс

В зале расставляют полосу препятствий (гимн. стенка- скала, по которой надо взобраться; условно обозначить ров, через кот. Надо перепрыгнуть; ряд кочек - по ним надо пройти болото; ниточка, натянутая на стоиках,- через неё надо перепрыгнуть или подлезть и т.д. Учащихся распределяют на 2-3 команды альпинистов. По жребию 1-ая группа отправляется по маршруту. После исполнения задания выходит 2-ая группа и т.д. Учитель оценивает действия каждой команды, объявляет места групп, отмечает лучшее исполнение и неудачи. Преодолеть препятствия можно произвольно или по заданию учителя.

Воробышки и кот. Младшая группа.

Задачи: развивать умение действовать по сигналу, упражнять в беге врассыпную.

Описание игры: Дети стоят на скамеечках или кубиках больших, расположенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (это воспитатель или кто-нибудь из детей). Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в кружке, нарисованном на земле. Кот спит. «Воробышки полетели» – говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются в разные стороны. По сигналу: «Кошка» просыпается кот. Он произносит: «Мяу-мяу!» и бежит ловить воробышков. Птицы улетают на деревья – залетают или запрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе дом. Игра повторяется 5-6 раз.

Указания: следить, чтобы дети мягко приземлялись, спрыгивали на носки и сгибали колени.

Правила: птенцы вылетают только по зову птицы; дети бегают в пределах площадки; спрыгивают на обе ноги, мягко сгибая их в коленях; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Алевтина Доровских

Кот располагается на одной стороне зала (площадки,стоя с закрытыми глазами, спит. А дети - "воробышки " - на другой. Дети - "воробышки " приближаются к "коту" вместе с воспитателем и произносят :

Котя, котенька, коток,

Котя - черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

На слова "будто спит", "кот" восклицает : "Мяу!" - и начинает ловить "воробышков ", которые убегают от него в свои домик (за черту) .

Как правило дети "воробышки " не доходят до "кота", можно положить им веревочку или какой либо другой ориентир, что бы они его обязательно коснулись. контролировать что бы они проговорили полностью текст и не толкали друг друга когда бегут от "кота".

Игра рассчитана для детей от трех лет, но в нее также с удовольствием играют дети старшей и подготовительных групп. После завершения игры выполняем дыхательные упражнения, например "пароход" (носиком вдох, на выдохе ту-туууу) .




Публикации по теме:

Подвижная игра «Живые уголки» Цель: посредством игровой деятельности повысить экологические культуру и знания детей: формировать у детей любовь к природе, чувство ответственности.

Дидактическая подвижная игра «Огородники» Цель:Формирование положительного отношения к труду Задачи: Формирование представление о профессии.

Подвижная игра для детей 3–4 лет «Цветные ладошки» Цель: Развивать наблюдательность. Учить детей действовать по сигналу воспитателя. Задачи: Закрепить основные цвета. Развивать быстроту реакции.

Подвижная игра как средство приобщения к ЗОЖ Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья детей. Среди множества причин называют снижение двигательной активности.

Подвижная игра Кaрусель В игру карусель еще игрfли наши бабушки, это игра подвижная, увлекательная пользуется интересом у детей. Эта игра напоминает ребятам катание.

Подвижная игра «Ласточки» Подвижная игра: "Ласточки". Цели: развивать память, речь, умение совершать действия в соответствии с текстом, умение ориентироваться в пространстве;.

Подвижная игра «Перелетные птицы» П. и. "Перелетные птицы". Цели игры: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц);воспитывать любовь к природе,.

СПОРТИВНАЯ РЫБАЛКА Подвижная игра для детей 5-7 лет Задачи: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства с видами спорта.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: