Организационно правовая форма пожарной части. Пожарная охрана предприятий. Общие требования. Общественные объединения пожарной охраны

Должностная инструкция пожарного [наименование организации, предприятия, учреждения]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Пожарный относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. На должность пожарного принимается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и специальную подготовку по установленной программе.

1.3. На должность пожарный назначается и освобождается от должности [наименование должности руководителя].

1.4. Пожарный должен знать:

Приказы и инструкции, регламентирующие организацию противопожарной службы;

Устройство, размещение и правила работы с пожарно-техническим и спасательным вооружением и оборудованием на пожарных автомобилях;

Устройство, правила эксплуатации изолирующих противогазов и работы в них;

Особенности тушения пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий при неблагоприятных условиях;

Основные параметры пожарной опасности веществ и материалов;

Основные способы спасения людей и эвакуации материальных ценностей;

Основы тактики тушения пожаров в зданиях и сооружениях, на транспорте и в сельских населенных пунктах;

Методы проведения работ по вскрытию и разборке конструкций;

Отрицательные факторы и нежелательные явления, возникающие во время пожара при наличии взрывчатых и радиоактивных веществ;

Порядок проверки противопожарного состояния жилых и бытовых объектов;

Районы выезда пожарной части и расположение в них особо важных и пожароопасных объектов;

Противопожарное водоснабжение;

Правила оказания медицинской помощи;

Правила по охране труда, производственной санитарии, пожарной безопасности.

1.5. Профессионально важные качества: [перечислить качества].

2. Должностные обязанности

На пожарного возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Проведение работ по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей, вскрытию и разборке конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов, изолирующих аппаратов, а также выполнение обязанности соответствующих номеров боевого расчета пожарного автомобиля.

2.2. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

2.4. Использование радиосредств и переговорных устройств, имеющихся на вооружении.

3. Права работника

Пожарный имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимую информацию и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.

3.3. Принимать участие в совещаниях, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся его работы.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.6. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность работника

Пожарный несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Руководитель кадровой службы [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

Начальник юридического отдела [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен: [инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Приложение

Федеральное государственное учреждение

Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ФГУ ВНИИПО МЧС России)

Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны

(подразделений добровольной пожарной охраны)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Москва 2011

УДК 614.842.83.073

Создание и организация деятельности общественных объединений пожарной охраны (подразделений добровольной пожарной охраны): Практическое пособие / , – М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2011. – 47 с., с прил.

В пособии представлены разъяснения правовых норм Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» с целью оказания практической помощи при его реализации.

Пособие адаптировано к осуществлению правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления , общественных объединений, организаций и граждан, как субъектов правоотношений в области организации деятельности добровольной пожарной охраны.

Пособие предназначено для руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, руководителей организаций, граждан, практических работников пожарной охраны, принимающих участие в создании, организации и осуществлении деятельности подразделений добровольной пожарной охраны.

© ФГУ ВНИИПО МЧС России

1. Общие положения

2. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

2.1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны

2.2. Общие требования к уставу (положению) общественного объединения пожарной охраны

2.3. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны

2.3.1. Государственная регистрация общественных объединений пожарной охраны

2.3.2. Отказ в государственной регистрации общественного объединения пожарной охраны и порядок его обжалования

3. Порядок принятия граждан в добровольные пожарные

4. Организация подготовки и несение службы добровольными пожарными

5. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны

6. Реорганизация подразделений добровольной пожарной охраны, созданных до вступления в силу Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране»

Приложение
Гражданско-правовой договор на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (примерная форма)

1. Общие положения.

Настоящее пособие разработано авторами закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» и предназначено для граждан и общественных организаций, основной уставной целью которых является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ, которые выступают учредителями подразделений добровольной пожарной охраны.

При подготовке пособия использованы законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие порядок создания и организации деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций , в том числе: федеральный закон от 01.01.01 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране».

В пособии использованы следующие основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации :

добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и не имеющее на вооружении мобильных средств пожаротушения;

добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в тушении пожаров и имеющее на вооружении мобильные средства пожаротушения;

подразделение добровольной пожарной охраны –территориальная или объектовая добровольная пожарная команда или добровольная пожарная дружина.

2. Порядок создания общественных объединений пожарной охраны

Общественные объединения пожарной охраны создаются в три этапа:

Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны;

Разработка проекта устава;

Государственная регистрация.

2.1. Организационные мероприятия по созданию добровольной пожарной охраны

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 мая 2011 года № 000 - ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны создаются по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц – общественных объединений. Таким образом, общественные объединения пожарной охраны могут создаваться по инициативе граждан и любых общественных объединений, зарегистрированных в качестве юридического лица, организационно-правовые формы которых приведены в ст. 7 Федерального закона от 01.01.01 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».

В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

Организационная работа по созданию подразделений добровольной пожарной охраны, разъяснению основных положений законодательства Российской Федерации, регламентирующих деятельность общественных объединений пожарной охраны и организации деятельности подразделений пожарной охраны возложена на Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Инициативная группа, в которую могут входить представители общественных объединений и граждане, выступившие с инициативой по созданию общественных объединений пожарной охраны, проводит подготовительную работу по выбору организационно-правовой формы будущего общественного объединения пожарной охраны, подготовке учредительных документов и организации учредительного собрания (конференции).

В соответствии с п.3 ст.6 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» общественные объединения пожарной охраны могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное учреждение.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Таким образом, учредителями общественной организации пожарной охраны могут выступать как непосредственно сами граждане (не менее трех человек) или общественные объединения по их инициативе, так и граждане совместно с общественными объединениями.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

Членами общественной организации пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественной организации пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественной организации пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Общественные организации пожарной охраны, наряду с иными уставными целями и задачами, представляют и защищают законные права и интересы добровольных пожарных, созданных ими подразделений добровольной пожарной охраны и иных членов этих общественных организаций пожарной охраны в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Руководящие органы общественных организаций пожарной охраны формируются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующей общественной организации пожарной охраны.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 6 мая 2011 года «О добровольной пожарной охране» общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений , межселенных территориях и в организациях. Таким образом, общественные учреждения пожарной охраны должны состоять из добровольных пожарных – участников (а не членов) соответствующих общественных учреждений пожарной охраны.

В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).

Общественные объединения пожарной охраны

1. Под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ.

2. Право физических лиц на создание общественных объединений пожарной охраны реализуется как непосредственно путем их объединения, так и через юридические лица - общественные объединения.

3. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное учреждение.

4. Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения.

5. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца.

6. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и принимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия.

7. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные настоящим Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны.

8. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица - общественного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

9. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками общественных объединений пожарной охраны.

10. Создаваемые общественные объединения пожарной охраны могут быть зарегистрированы в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и приобрести права юридического лица либо осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 22.02.2017 N 21-ФЗ)

11. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений пожарной охраны и порядок осуществления ими своей деятельности определяются законодательством Российской Федерации.

Органы управления, органы государственного пожарного надзора, подразделения, организации и учреждения независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ (далее - подразделения пожарной охраны), расположенные постоянно или временно на территории с установленными границами либо в одном населенном пункте или в нескольких близлежащих населенных пунктах, объединяются в пожарно-спасательные гарнизоны.

Пожарно-спасательные гарнизоны подразделяются на территориальные и местные. Местные пожарно-спасательные гарнизоны входят в состав территориального пожарно-спасательного гарнизона.

В территориальные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

В местные пожарно-спасательные гарнизоны объединяются подразделения пожарной охраны, расположенные на территориях городского или сельского поселения, одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.

Информационное обеспечение деятельности пожарно-спасательных гарнизонов осуществляют соответствующие центры управления в кризисных ситуациях.

Начальниками пожарно-спасательных гарнизонов по должности являются:

территориального пожарно-спасательного гарнизона - руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;

местного пожарно-спасательного гарнизона - начальник пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы, дислоцированного на территории муниципального образования, а при отсутствии пожарно-спасательного подразделения федеральной противопожарной службы - сотрудник органа государственного пожарного надзора, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.

Перечень территориальных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, по представлениям руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Перечень местных пожарно-спасательных гарнизонов утверждается руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.

В пожарно-спасательном гарнизоне организуются гарнизонная и караульная службы. Порядок организации и осуществления гарнизонной и караульной служб, а также полномочия начальника пожарно-спасательного гарнизона по выполнению задач гарнизонной и караульной служб устанавливаются нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

7. Порядок создания подразделения добровольной пожарной охраны.

К подразделениям добровольной пожарной охраны относятся добровольные пожарные дружины (ДПД) и команды (ДПК). В отличии от ДПД - ДПК используют в своей деятельности мобильные средства пожаротушения. ДПД и ДПК создаются на предприятиях, организациях, учреждениях - объектовые ; в городских и сельских поселениях - территориальные . Организационно - правовая форма ДПД и ДПК - общественное учреждение, при этом территориальные ДПД и ДПК подлежат обязательной государственной регистрации в учреждении юстиции в качестве юридического лица. Допускается организация территориальных ДПК (ДПД) в виде обособленных структурных подразделений общественных организаций «Добровольная пожарная охрана ---- района Новосибирской области». В данном случае юр. лицо - общественная организация создает ДПК или ДПД Решением Совета общественной организации.

7.1. Алгоритм создания объектовой ДПД и ДПК

1). Инициативная группа работников предприятия получает разрешение у собственника имущества (директора) предприятия на создание ДПД или ДПК объекта.

2). Проводится общее собрание (не менее 3-х работников предприятия) на котором принимаются следующие Решения:

Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

Об утверждении повестки дня собрания.

О создании общественного учреждения «Добровольная пожарная дружина (команда) предприятия»;

О принятии Положения о добровольной пожарной дружине (команде).

Об избрании командира (начальника) добровольной пожарной дружины (команды).

Подтверждается его согласие на организацию ДПД или ДПК.

Утверждается Положение о ДПД или ДПК, в котором могут предусматриваться меры стимулирования деятельности добровольных пожарных (дополнительные дни к отпуску, денежное премирование и т.п.).

Утверждается состав ДПД(ДПК) из числа работников предприятия, изъявивших добровольное желание участвовать в деятельности ДПД (ДПК).

Выделяется и закрепляется пожарно-техническое вооружение, имущество, помещения имеющееся на объекте для организации деятельности ДПК (ДПД).

Утверждается табель обязанностей боевого расчета ДПД (ДПК).

Для ДПК определяется порядок сбора и выезда добровольных пожарных на пожары, в том числе за пределы предприятия.

4). Всем добровольным пожарным объектовых ДПД (ДПК) необходимо вступить в общественную организацию «Добровольная пожарная охрана --- района Новосибирской области», по территориальному принципу. А так же встать на учет в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области подав соответствующие заявления. Одновременно командир ДПК (ДПД) или руководитель объекта где она создана информирует общественную организацию о ее создании для включении ДПК (ДПД) в соответствующие реестры для учета подразделений добровольной пожарной охраны.

5).После выполнения п.1-4 добровольные пожарные объектовых подразделений ДПО получают право на прохождение первоначальной подготовки по соответствующим программам подготовки на безвозмездной основе, организуемой Учебным центром ФПС Новосибирской области. Далее установленным порядком проходят первоначальную подготовку. Добровольные пожарные не имеющие первоначальной подготовки к исполнению обязанностей в составе ДПК (ДПД) не допускаются. Последующая подготовка пожарных добровольцев осуществляется в подразделениях добровольной пожарной охраны.

6). Объектовые добровольные пожарные команды, по согласованию с руководителем объекта, необходимо включать в расписание выездов сил и средств подразделений пожарной охраны, соответствующего гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

7.2. Алгоритм создания территориальных ДПД и ДПК

Территориальные добровольные пожарные команды (ДПК) создаются в городских и сельских поселениях, территориальные добровольные пожарные дружины (ДПД) непосредственно в сельских населенных пунктах.

Вариант №1

в виде самостоятельного юридического лица

Данный вариант наиболее сложен в своей реализации т.к. требует юридической регистрации для каждой создаваемой территориальной ДПК или ДПД и предусматривает штатные должности начальника ДПК (ДПД), бухгалтера, водителей (мотористов), что при условии отсутствия постоянных источников финансирования штатных должностей делает его реализацию затруднительной.

Инициативной группой граждан населенного пункта, сельского или городского поселения (не менее 3-х человек) проводится общее собрание, на котором принимают следующие Решения:

1) Об избрании Председателя собрания и Секретаря общего собрания.

2) Об утверждении повестки дня собрания.

3) О создании социально-ориентированного общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) … населенного пункта или муниципального образования».

4) Об утверждении Устава учреждения.

5) Об избрании начальника учреждения.

6) Об избрании контрольно-ревизионного органа учреждения (Ревизора).

8) Об адресе исполнительного органа общественного учреждения.

Решения, принятые на собрании оформляются Протоколом общего собрания, который подписывается Председателем собрания и Секретарем собрания. Далее проводится регистрация общественного учреждения «Добровольная пожарная команда (дружина) …» в органах юстиции как юр. лицо по аналогии с регистрацией общественной организации «Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области».

Вариант №2

организации территориальной ДПК (ДПД)

в виде обособленного структурного подразделения

общественной организации ДПО муниципального района

1) Начальником местного гарнизона пожарной охраны, Председателем Совета общественной организации ДПО муниципального района, представителями органов местного самоуправления, представителем подразделения ГПС Новосибирской области проводится сход граждан (жителей) муниципального образования или населенного пункта на которым проводится разъяснительная работа по вопросам организации деятельности добровольной пожарной охраны и имеющейся потребности их привлечения к этой деятельности, доводятся социальные и правовые гарантии добровольных пожарных. На сходе граждан принимается решение о создании добровольной пожарной команды (дружины) населенного пункта или муниципального образования в виде обособленного структурного подразделения общественной организации "Добровольная пожарная охрана муниципального района Новосибирской области".

2) Все граждане, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольной пожарной команды (дружины) подают соответствующее заявление и вступают в общественную организацию ДПО своего муниципального района.

3) Решением Совета общественной организации ДПО муниципального района организуется добровольная пожарная команда (дружина) муниципального образования или населенного пункта в виде ее обособленного структурного подразделения, утверждается Положение о ДПК (ДПД), численный состав.

4) Между общественной организацией и администрацией муниципального образования заключается Соглашение о сотрудничестве, согласно которого муниципальное образование берет на себя обязательства по размещению и содержанию пожарной техники, оказывает меры поддержки добровольных пожарных, а общественная организация организует деятельность по предупреждению и участию в тушении пожаров силами ДПД (ДПК) на территории муниципального образования, организует обучение добровольных пожарных, представляет их законные интересы в рамках действующего законодательства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: