Инструктажи по безопасности движения для водителей. Учета инструктажей водителей по безопасности движения Инструкция для водителя по обеспечению бдд

Утверждаю

Заместитель Министра

автомобильного

транспорта РСФСР

А.С.ПАНТЕЛЕЕВ

Введен впервые

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С ВОДИТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ
РД-200-РСФСР-12-0071-86-09

Разработан Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ).

Настоящий руководящий документ разработан на основе Приказа Министра автомобильного транспорта РСФСР N 13 от 05.08.75, РД 200 УССР 219-84 "Инструкция о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом".

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 год, утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1. Общие положения

1.1. Цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных видов перевозок.

1.2. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава:

вводный;

предрейсовый;

периодический;

сезонный;

специальный.

1.3. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.4. Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия.

1.5. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждается приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

1.6. Содержание инструктажей разрабатывается службой безопасности движения предприятия с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок.

1.7. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (Приложение 1).

2. Вводный инструктаж


2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения;

порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. Предрейсовый инструктаж


3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородние и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристко-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие положения:

условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

состояние погодных условий;

режим движения, организация отдыха и приема пищи; порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

переводе водителей на другую марку автомобилей;

управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

4. Периодический инструктаж

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж включает следующие положения:

информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

осуществление противоугонных и противопожарных мер;

действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. Сезонный инструктаж


5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. Специальный инструктаж


6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

Приложение 1


ФОРМА ЖУРНАЛА

УЧЕТА ИНСТРУКТАЖЕЙ ВОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Дата
проведения
инструктажа

Вид инструктажа

Должность,
Ф.И.О. лица,
проводившего
инструктаж

Ф.И.О. водите-
лей, прошедших
инструктаж

04.09.2019

Проведение мероприятий по и соблюдению правил безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью трудовой деятельности профессиональных водителей автотранспорта.

В их работе присутствуют специфические виды инструктажа, характерные исключительно для данной профессии.

Одним из таких является сезонный инструктаж, проводимый подразделением по охране труда совместно с руководителем подразделения водителей.

Он несет определенные цели и имеет некоторые особенности, связанные со спецификой водительской профессии.

Понятие

Понятие данного вида инструктажа неразрывно связано с природными условиями, в которых осуществляется вождение.

Сезонное инструктирование проводится для подготовки, как подвижного состава, так и водителей к новому сезону, соответственно, холодному или теплому.

Проводится обучение со всем составом водителей вне зависимости от категории управляемой техники.

Сроки и длительность мероприятий устанавливаются распоряжением руководства организации – приказом руководителя с обязательными визами подразделения по охране труда и иными ответственными лицами.

Также сроки проведения таких мероприятий варьируются в зависимости от климатической зоны, в которой расположена организация и условий работы.

Так, в теплых климатических зонах сезонный инструктаж осуществляется два раза в год: в середине весны и середине осени. В условиях сурового холодного климата сроки, соответственно, сдвигаются на лето и раннюю осень.

В каких случаях проводится?

Проведение сезонного инструктажа обусловлено исключительно природными и климатическими условиями.

При смене температуры изменяются и условия вождения, учитываются погодные факторы и в части оснащения и ухода за техникой.

Водители должны больше внимания в холодное время года уделять соблюдению скоростного режима, следить за состоянием обогревательных приборов и быть внимательными при снежной погоде.

В летнее время внимание водителей должно быть обращено в сторону соблюдения противопожарной безопасности, состоянии температуры двигателя и дорожной обстановке.

Именно на факторы вождения в различных климатических условиях уделяется внимание при проведении сезонного инструктажа.

Осуществление данных мероприятий по обыкновению совпадает с подготовкой автомобильной техники к определенному сезону.

Главным является обязательность проведения профилактических мероприятий по охране труда среди всех водителей не реже 2 раз за год.

При нестабильном климате или резких изменениях погодных условий руководство может назначить внеплановое прохождение сезонного инструктирования.

Порядок проведения по безопасности дорожного движения

Порядок проведения данных мероприятий составляет несколько обязательных стадий:

Выводы

Сезонное обучение выступает необходимым и обязательным средством организации автотранспорта по уменьшению нарушений правил поведения на дороге, сокращению травматизма во время эксплуатации транспорта и сохранению безопасности на дороге.

Обязательность проведения мероприятий позволяет ответственным лицам разрабатывать эффективный комплекс мер по данному виду обучения.


Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему - или

Инструктаж является неотъемлемой частью обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 22 Приказа Минтранса РФ № 7 субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей .

Контроль за организацией инструктажей, полнотой и своевременностью их проведения возлагается на начальника (инженера) службы БД. Инструкции и программы инструктажей разрабатываются начальником (инженером) службы БД.

Всего есть 4 руководящих документа об инструктажах:

  1. Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09. Этот документ не имеет официального статуса, а значит и не имеет юридической силы.
  2. Приказ Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» (ГОСТ 12.0.004-2015). Действующий документ, но так же носит рекомендательный характер.

Руководителям и специалистам, ответственным за обеспечение БДД, в своей деятельности следует руководствоваться следующими двумя документами. Именно эти два документа являются основополагающими.

  1. Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».
  2. Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте».

Нужно четко разделить инструктажи по охране труда (ОТ) и инструктажи по безопасности дорожного движения (БДД) .

Инструктажи по охране труда проводятся со всеми сотрудниками организации, в том числе и с водителями и предназначены для предупреждения травматизма и улучшения условий пребывания на рабочих местах. Инструктажи по ОТ проводит сотрудник организации прошедший соответствующее обучение.

Инструктажи по безопасности дорожного движения проводятся со всеми водителями организации или лицами, допущенными к управлению транспортными средствами. Основная тематика инструктажей связана с безаварийной эксплуатацией транспортных средств. Инструктажи по БДД проводит сотрудник организации прошедший соответствующую аттестацию по БДД.

Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией :

  1. О погодных условиях на маршруте.
  2. О местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания.
  3. О местах стоянки транспортных средств.
  4. О телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения.
  5. Об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий.
  6. О причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности.
  7. О расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами.
  8. О действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам.
  9. О маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров.
  10. О порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.

Указанная информация должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.

Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы. В тематику вводного инструктажа включаются следующие вопросы:

— общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);

— требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к водителю, осуществляющему деятельность у данного субъекта транспортной деятельности;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;

— порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;

— нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок - пассажировместимость);

— особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха (для пассажирских перевозок);

— основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;

— документы, необходимые для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов;

— основные требования, предъявляемые к водителям на предприятии;

— оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДTП;

Предрейсовый инструктаж проводится:

— при отправлении водителя по маршруту движения впервые;

— при перевозке детей;

— при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:

— протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП, особенности организации дорожного движения;

— конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей (при необходимости), стоянки транспортных средств;

— расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;

— условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков;

— безопасность движения в период каникул учащихся;

— информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами и наплавными мостами;

— меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;

— действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам);

— особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);

— особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);

— особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами, сопровождающими детей (при перевозке детей).

Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

В состав сезонного инструктажа включаются следующие вопросы:

— обеспечение безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, гололедица, весенние паводки, бездорожье и т.п.) и другими условиями (повышенная активность пешеходов, школьников в период каникул, особенности проезда пешеходных переходов в летнее время т.п.);

— о преодолении затяжных спусков и подъемов в сложных дорожнo-климатических условиях;

— анализ типичных ДТП в сложных метеоусловиях.

Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях:

— вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;

— изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

— получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

— совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых действий водителя.

Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся в течение не менее трех лет.

Информация об инструктажах по охране труда прописана в Постановлении Минтруда РФ от 12.05.2003 № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» в пунктах с 10.5 по 10.14.

Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами.

Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводит работник по охране труда или работник, назначенный для этой цели из числа специалистов организации, со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или в должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда с использованием современных технических средств обучения и пропаганды, а также наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов).

Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований государственных стандартов, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утвержденной руководителем организации и соответствующим выборным профсоюзным органом.

Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми в организацию работниками, работниками, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или на практику, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также работниками, выполняющими строительно-монтажные работы на территории организации.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят индивидуально с каждым работником с практическим показом безопасных приемов и методов труда в соответствии с инструкциями по охране труда, разработанными для отдельных профессий и видов работ с учетом требований стандартов.

Первичный инструктаж на рабочем месте не проводится с работниками, не связанными с обслуживанием, испытанием, наладкой, ремонтом подвижного состава и оборудования, использованием инструмента, хранением сырья и материалов. Список профессий работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель организации по согласованию с профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом.

Каждый работник после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2-5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе.

Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знания безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.

В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

— при изменении правил по охране труда;

— при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— при нарушении работником требований безопасности труда, которые могут привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

— при перерывах в работе: - на 30 календарных дней и более - для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда; - 60 дней и более - для остальных работ.

Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый - индивидуально или с группой работников одной профессии.

Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается и разрешение на допуск к работе. При регистрации внепланового инструктажа должна также указываться причина, вызвавшая его проведение. Журнал хранится у непосредственного руководителя работ. По окончании журнала он сдается в службу охраны труда и заводится новый.

Журналы регистрации инструктажей на рабочем месте должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и выдаваться руководителям подразделений под расписку.

Целевой инструктаж проводится при выполнении: разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий в организации; организации массовых мероприятий с учащимися.

В организации должно быть два журнала регистрации инструктажей :

  1. Журнал регистрации вводного инструктажа.
  2. Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте. В нем фиксируются следующие инструктажи: первичный на рабочем месте, повторный (первичный 1 раз в 3 месяца), сезонный (2 раза в год), предрейсовый, специальный и внеплановый (при каких либо внеплановых изменениях, происшествиях, перерывах в работе и т.д.), целевой.

Формы журналов по охране труда не определены, но для того чтобы у надзорных органов не возникало вопросов о формах журналов инструктажей необходимо воспользоваться рекомендованными формами А.4 и А.5 ГОСТ 12.0.004-2015 утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст.

Журнал регистрации вводного инструктажа имеет следующие графы:

— ФИО инструктируемого;

— год рождения;

— профессия и должность инструктируемого;

— наименование производственного подразделения, в которое направляется инструктируемый;

— подпись инструктирующего;

Подпись инструктируемого.

Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте имеет следующие графы:

— ФИО инструктируемого;

— год рождения;

— профессия, должность инструктируемого;

— вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);

— причина проведения внепланового инструктажа;

— ФИО, должность инструктирующего;

— подпись инструктирующего;

— подпись инструктируемого;

— данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).

Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения с водителями - это внутренний нормативный документ. В положении раскрываются утвержденные виды инструктажей в организации, их содержание, порядок проведения инструктажей, место и время проведения. Положением назначается лицо, отвечающее за проведение инструктажей. Так же в положении включены инструкции по безопасности дорожного движения. Положение ограничивает допуск водителей к управлению автомобилем без прохождения ими соответствующих инструктажей.

Ниже представлен примерный перечень инструкций, которые должны быть включены в положение о проведении инструктажей.

  1. Инструкция по проведению вводного инструктажа;
  2. Инструкция по проведению предрейсового инструктажа;
  3. Инструкция об особенностях работы водителя в весенне-летний период;
  4. Инструкция об особенности работы водителя ТС в осенне-зимний период;
  5. Инструкция по мерам безопасности при движении в темное время суток;
  6. Инструкция по безопасности движения и технике безопасности для водителей, направленных в командировки и дальние рейсы;
  7. Инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов;
  8. Инструкция по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта;
  9. Инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте;
  10. Инструкция по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии.

Положение о проведении инструктажей вместе с инструкциями необходимо утвердить приказом по организации.

Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей - обязательное обучение водителей, без которого их нельзя выпускать на рейс.

Частный автомобилист сам отвечает за себя, своих пассажиров и перевозимый груз. В организациях все иначе. Если шофер работает по найму, а машина стоит на балансе, ответственность за безопасность участников дорожного движения отчасти ложится и на работодателя.

Законодательная база

Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.

Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.

О чем нужно проинформировать шофера

Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:

  1. Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
  2. Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
  3. Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
  4. Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
  5. Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.

Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.

Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность

Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  1. Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  2. Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  3. Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.

Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.

Приветствую, уважаемые друзья! Предлагаю Вашему вниманию 2 памятки по охране труда для водителей автомобилей. Памятки содержат особенности временного периода. Одна памятка весенне – летний период, вторая памятка осенне – зимний период. Для тех у кого есть в штате водители и/или автотранспортный участок (АТУ), подобная памятка по охране труда может оказаться полезной информацией.

СОДЕРЖАНИЕ ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ №1

Особенности работы водителя в весенне – летний период

1. С началом снеготаяния на дорогах скапливается много вешней воды. Под слоем воды на проезжей части могут скрываться неровности и ямы. При движении по таким дорогам необходимо двигаться с особой неосторожность, чтобы не вывести из строя автомобиль, не создать поломок ходовой части и не совершить дорожного происшествия.

2. После того как водитель проехал по воде, немедленно следует проверить действие тормозов. При движении по воде, тормозные колодки намокают, резко уменьшается коэффициент трения, тормоза не работают. Необходимо медленно нажать на тормозную педаль и держать до восстановления эффективного торможения. При этом двигаться необходимо с малой скоростью.

3. Земляные обочины дорого от большого количества влаги размокают и становятся вязкими. Поэтому необходимо избегать съездов на размокшую обочину, т.к. автомобиль может уйти в сторону обочины и опрокинуться, особенно при большой скорости движения. В таких случаях скорость автомобиля выбирается минимальная.

4. Утренние морозы покрывают дорогу тонким слоем льда, шины почти не имеют сцепления, коэффициент сцепления, который на сухой дороге составляет 0,7 – 0,9 при гололеде снижается до 0,05. Передвигаясь по гололеду запрещается тормозить резко, т.к. это не только бесполезно но и опасно. Резкое торможение приводит к блокировке колес и увеличению тормозного пути, а чаще всего к потере управления и заносу.

5. Проезжая опасный (скользкий) участок, необходимо сохранять скорость постоянной. Если водителю необходимо остановиться, он должен тормозить двигателем или прерывистым способом, т.е «нажал — отпустил». В случае заноса, на заднеприводном автомобиле необходимо поворачивать передние колеса в сторону заноса, используя торможением двигателем.

6. На скользкой дороге необходимо избегать резких движений рулем, газом и тормозами. На такой дороге лучше всего сохранять постоянную скорость движения без смены полосы движения и тем более обгона других ТС.

7. Во встречном и попутном направлении на мокрой дороге от колес автомобиля грязные брызги попадают на лобовое стекло и затрудняют видимость водителю, поэтому нельзя выезжать на линию с неработающими стеклоочистителями.

8. В любое время года следует соблюдать особую осторожность, проезжая мимо школ, детских садов, площадок, а так же, на участках улиц, дорог, где возможно внезапное появление детей.

+ СКАЧАТЬ памятка по охране труда для водителя автомобиля (весенне – летний период) [скачать памятку №1 ]

СОДЕРЖАНИЕ ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ №2

Особенности работы водителя в осенне – зимний период

1. Особую опасность для водителей в осенний период на дороге представляют собой дожди, туман, листопад, легкие утренние заморозки.
На мокром асфальте и дороге, покрытой листьями, опасны обгоны и резкое торможение.
Водителям ТС необходимо помнить – совершенно недопустима высокая скорость на поворотах, на мокрой дороге и в гололёд. Перед поворотом необходимо до минимума снизить скорость, не применяя резкого торможения.
Если все же возник занос водителю необходимо принять следующие меры: не выключая сцепления повернуть руль в сторону заноса, плавно притормаживая,
вывести автомобиль из создавшейся ситуации.

2. Особую опасность представляют перекрестки остановки общественного транспорта, когда дорога заснежена, они становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения автомобилей.

3. Общие правила движения на скользкой дороге:

  • Снизить скорость;
  • Увеличить дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам;
  • Выполнять все действия плавно, без резких движений;
  • Помнить, что в осенне – зимний период световой день короче, поэтому возникает необходимость использовать ближний или дальний свет фар;
  • Строго соблюдать правила дорожного движения, не ослеплять водителей встречного движения дальним светом фар, своевременно переключать свет фар с дальнего на ближний;
  • При движении автомобиля в дождь и снег необходимо помнить, что уменьшается обзорность, поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла;
  • При движении на подъем выбирайте такую передачу, что бы не пришлось переключаться до полного завершение подъема;
  • Залог безопасной работы на линии – исправные тормоза, рулевое управление, шины, приборы освещения.

ВОДИТЕЛИ! Безопасность движения на скользкой дороге зависит только от вас. Опыт и мастерство, внимательность и дисциплинированность – надежная гарантия безаварийной работы в осенне — зимний сезон.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: