Психологические ассоциативные тесты. Психодиагностика: Тесты и проективные методики

Инструкция к применению

Возьмите фломастер или карандаш и заполните двенадцать предложенных на рис. 1Квадратов, повинуясь воле своей фантазии. Не следует долго раздумывать над содержанием, напротив, постарайтесь изобразить то, что спонтанно возникает в вашем сознании при взгляде на пустой квадрат или на квадраты, в которых вам предстоит дорисовать имеющееся изображение. После заполнения квадратов обратитесь к инструкции по интерпретации полученных данных. Внимательно изучив инструкцию, попытайтесь выявить черты вашего характера по рисункам.

Инструкция по интерпретации полученных данных

    Рисунок первого квадрата символизирует свое действительное отношение к себе и представление о себе. Значения рисунков:

- улыбающаяся или смешная рожицу, фигурка - хорошее чувство юмора, дипломатичность и миролюбивость натуры;

- гротескная карикатура является признаком неуживчивости, замкнутости;

- солнце означает, что вы часто претендуете на роль лидера;

- цветок – знак женственности и любви к природе;

- глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

    Рисунок второго квадрата отражает ваше отношение к миру и своему дому. Значения рисунков:

- одинокий домик, символ жилища, изображение расположено в пределах внутреннего квадрата – признак привязанности к семейному очагу, тоски по домашнему теплу:

- изображение расположено за пределами внутреннего квадрата – свидетельство беспокойного характера, обладатель которого не является домоседом;

- изображение включает внутренний квадрат и выходит за его пределы – ваши интересы пропорционально делятся между домом и окружающим миром.

    Рисунок третьего квадрата характеризует сформированность честолюбия и целеустремленности. Значения рисунков:

- стрела, летящая в цель, т.е. в мишень – у вас развитое честолюбие и вы способны упорно работать для достижения своей цели;

- дополнение рисунка другими стрелами и линиями – у вас развито честолюбие, но вы не уверены в своих силах или в правильности поставленной цели;

- изображение не похоже на символы стрелы и мишени – возможно, вы неуправляемы и мятежны.

    Рисунок четвертого квадрата характеризует общительность и коммуникабельность. Значения рисунков:

- изображено несколько объектов (например, человеческих фигурок) – общительность и наличие большого количества друзей;

- одна проведенная линия означает скрытность, сдержанность и замкнутость;

- изображение предмета правильной геометрической формы (например, кирпича) свидетельствует о склонности к меланхолии и капризам, чудаковатости.

    По рисункам пятого квадрата определяем отношение автора рисунков к вопросам пола и половой жизни. Значения рисунков:

- если в рисунке использованы параллельные линии для изображения замкнутого единства , например, фонарного столба, здания и др ., то это означает здоровое отношение к половой жизни и, возможно, регулярную гармоничную половую жизнь;

- дерево с плодами – любовь к детям;

- смещение и искажение рисунка до неузнаваемости, а также незаполненное пространство между двумя линиями – свидетельство застенчивости, излишней скромности в вопросах пола и стыдливости. Автор неохотно занимается вопросами пола, по крайней мере, не любит о них говорить.

- дуга является частью рисунка лица, фигуры человека, снеговика и др . – способность быстро и легко располагать к себе людей;

- дуга игнорируется, например, получается угловатый геометрический узор – трудность в установлении контактов, возможно у автора в отношении с обществом преобладает стремление к доминированию, власти и диктату, ревность.

    По изображению в седьмом квадрате можно сделать некоторые выводы о тревожности человека, его самооценке и уверенности в себе. Значения рисунков:

- если рисунок располагается над расположенной посередине волнистой линией , то испытуемый чувствует себя уверенно, комфортно и в безопасности;

- если рисунок располагается под расположенной посередине волнистой линией , это может быть сигналом повышенной тревожности и неуверенности в своих силах;

- утопающий или тонущий предмет – повышенная тревожность и страх перед будущим;

- цепочка или линейный орнамент – сознательность, ответственность и склонность к упорному труду.

    Изображение, помещенное в пустой квадрат, означает круг интересов и личностно значимых ценностей автора. Значения рисунков:

- члены семьи (отец, мать, сестра, брат, дети) – привязанность и любовь к семье;

- пейзажи, виды природы – любовь к природе;

- автомашины, красивые дома, интерьеры жилища – стремление к обеспеченной комфортной жизни и т.д.

    По рисунку девятого квадрата можно сделать некоторые предположения о способности испытуемого работать в коллективе, о его дисциплинированности и организованности. Значения рисунков:

- симметричный узор или рисунок, полученный дополнением предложенного фрагмента квадратами или другими геометрическими фигурами – дисциплинированность, умение организованно работать в коллективе, зависимость от группового мнения;

- штриховка фрагмента темными линиями, а также несимметричная картинка с кривыми линиями – упрямство, настойчивость, склонность не признавать авторитеты.

    Рисунок десятого квадрата отражает степень конформизма автора. Значения рисунков:

- замкнутые круги – испытуемый несамостоятелен в принятии решений, нуждается в помощи и поддержке;

- рисунок с незамкнутыми кругами – независимость и целеустремленность;

- изображение человеческого уха может свидетельствовать о скрытном характере;

- изображение чайной чашки и других предметов домашнего обихода говорят о любви к семье и стремлении к поддержанию семейных традиций, о развитом отцовском и материнском чувстве.

    Рисунок одиннадцатого квадрата чаще всего дополняется в соответствии с досуговыми интересами. Значения рисунков:

- изображение настольной игры или ее фрагмента – наличие в характере духа соревновательности, азартности, напористости;

- изгородь или забор могут быть сигналом актуальных проблем и препятствий, которые в данный момент кажутся непреодолимыми;

- символ дома или домашнего обихода – хозяйственность;

- геометрический узор – прилежность, любовь к системности и порядку.

    Расположенные в двенадцатом квадрате точки пробуждают у испытуемого фантазию и по рисункам можно судить о степени развитости воображения. Значения рисунков:

Точки являются составной части картинки (цветка, муравья, рыбки, заячьего хвостика, зерна, которое клюют птицы и т.д.) указывают на развитое воображение и образное мышление;

Затушеванные точки и соединенные в круг говорят о логическом мышлении и практическом складе ума.

1.


2.


3.



4.


5.


Тесты проективные

(от лат. projectio - выбрасывание вперед) - совокупность методик целостного изучении личности , основанного на психологической интерпретации результатов проекции . Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты (см. ), но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. , оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности (например, интерпретирует рисунок в соответствии со своими личностными особенностями). Различают ассоциативные Т. п. (например, незаконченные предложения или рассказы), экспрессивные (, рисование на свободную тему, и др.). Один из наиболее распространенных ассоциативных Т. п. разработан Г. Роршахом . Он отобрал 10 стимулов - чернильных пятен, реакции на к-рые оказались наиболее характерными. Пятна одно за другим предъявляются испытуемому, который должен сказать, на что они похожи, о чем они ему напоминают. Многие психологи рассматривают Т. п. как наиболее ценные личностные тесты (см. ), ибо они «портретируют» всю , позволяют изучить эмоциональные особенности испытуемого, невротические реакции (см. ) и т. п. Большим достоинством Т. п. является то, что они облегчают демонстрацию таких содержаний внутреннего мира субъекта, к-рые он часто не в состоянии выразить прямо, и позволяют сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Т. п. требуют широкой теоретической подготовки психолога и практического опыта по применению методики.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ

(англ. projective tests , projective techniques ) - группа методик, предназначенных для диагностики личности , в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных очертаний (чернильных пятен в тесте Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т. п. Начало применения Т. п. было положено нем. психиатром Эмилем Крепелином (1856-1926) в его методике свободных ассоциаций . Ответы на задания Т. п. (в отличие, напр., от тестов интеллекта ) не м. б. альтернативными (напр., правильно - неправильно), возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель Т. п. относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное для него впечатление о себе. Для Т. п. характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Многие практикующие психодиагносты считают, что обычные психометрические требования, предъявляемые к тестам ( , ), не применимы к Т. п. (Е. Т. Соколова.)

Добавление ред.: Термин «проективные методы» впервые был использован Л. Франком (1939); понятия проекции и проективных заданий разработаны раньше; существенную роль в разработке общей методологии Т. п. и многих (м. б., большинства) конкретных проективных методик сыграли идеи психоанализа .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "тесты проективные" в других словарях:

    Тесты Проективные - (от лат. projectio бросание вперед) тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э. Крепелином в его… … Психологический словарь

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - англ. tests, protective; нем. Tests, projektive. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в к рых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов (незавершенные предложения, несуществующее животное, дом дерево человек, нарисуй человека, тесты М. Люшера, Г. Роршаха, ТАТ и др.)… …

    Тесты проективные - (от лат. projection выбрасывание вперед) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции … Исследовательская деятельность. Словарь

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - англ. tests, protective; нем. Tests, projektive. Группа методик, предназначенных для диагностики личности, в к рых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию … Толковый словарь по социологии

    ТЕСТЫ ПРОЕКТИВНЫЕ - (от лат. projectio выбрасывание вперед) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Под последней в данном случае понимается не только средство психологической защиты, но и … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Этимология. Происходит от англ. test испытание, исследование. Категория. Класс тестов. Специфика. Служат для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных… …

    Методы психодиагностики, с помощью к рых измеряются различные стороны личности индивида: установки, ценности, отношения, эмоциональные, мотивационные и межличностные свойства, типичные формы поведения. Известно несколько сот р … Большая психологическая энциклопедия

    ТЕСТЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - тип методик, ориентированных на измерение или констатацию результата, достигнутого испытуемым при выполнении тестового задания. При этом показатель скорости работы испытуемого не принимается во внимание или имеет вспомогательное значение… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    Этимология. Происходит от лат. projectio бросание вперед и англ. test испытание, исследование. Автор. Впервые использованы Э.Крепелином в виде методики свободных ассоциаций. Категория. Тесты, служащие для определения личностных особенностей при… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Психодиагностика, коррекция и развитие личности , Н. И. Шевандрин. В книге изложены сведения о современных подходах к описанию личности и ее развития, методах психодиагностики, психокоррекции и развития личности. Приведены примеры тренинговых процедур,…

Вопрос № 27 . Проективные методики исследования личности.

Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фанта­зии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приори­тет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. Специфи­ческие особенности проективных методик:

♦ относительно неструктурированная задача, допускающая неогра­ниченное разнообразие возможных ответов;

♦ неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испыту­емый может проецировать характерные для него личностные чер­ты, проблемы, состояния;

♦ глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выяв­лению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные ме­тоды были и остаются в основном инструментом психолога-клиници­ста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоана­литических концепций и перцептивных теорий личности.

Недостатки.

1. недостаточная объ­ективность проективной техники,

2.несоответствие многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому ин­струментарию.

3. отсутствие или неадек­ватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъек­тивизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту».

4. в некоторых проективных методиках отсут­ствует объективность в определении показателей, часто неудовлет­ворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими не­достатками либо из-за плохой контролируемости условий экспери­мента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и ста­тус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в мень­шей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, и испытуемый не может угадать способы интерпрета­ции диагностических показателей и их связь с теми или иными прояв­лениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.

Проективные методики структурирования.

Методика чернильных пятен Г. Роршаха .

Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таб­лицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?». В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью допол­нительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо до­словной записи ответов испытуемого по каждой карточке эксперимен­татор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеан­са диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспери­ментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относи­тельно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относи­тельное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. На­правления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретиче­ского обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотноше­ниями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использо­вание в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тре­вожности, а толкование белого фона у экстравертов - о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Г. Рор­шаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную ин­формацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уров­нем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая ме­тодика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены, по большей части, в группах взрослых.

Проективные методики интерпретации.

Тематический аппер­цептивный тест. Б ыла создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем . Она применяется в клини­ческой практике для диагностики неврозов и психосоматических рас­стройств.

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таб­лиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица - пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, ко­торые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возра­ста 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют пер­сонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить ка­кую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В про­цессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

Диагностика проводится в два сеанса с интервалом меж­ду ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, ого­ворок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и под­робные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, аг­рессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. По­сле нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, дли­тельности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся силь­нее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифици­рует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощуща­емое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доми­нантой поведения. Их взаимодействие - тема - является базовым объ­ектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотно­шения индивида со средой.

Тест детской апперцепции , разработанный Л. Беллаком и предназначен­ный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморф­ных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методи­ка широко используется в практике детских психологов-консультан­тов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, стра­хи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то, что практическая ценность ТАТ и сходных мето­дик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиаг­носты продолжают исследования их психометрических параметров.

Мето­дика рисуночной фрустрации Розенцвейга.

Методика «рисуночной фрустрации» Розенцвейга дает меньше про­стора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и дей­ствия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточке испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состоя­ние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причи­нам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворе­ние потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах - для взрос­лых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации словесных ответов испытуемых Розенцвейг пред­ложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, разли­чают:

♦ препятственно-доминантные реакции - препятствия, вызыва­ющие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или не­значительные;

♦ самозащитные - активность проявляется в форме порицания ко­го-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я;

♦ конструктивно-упорствующие реакции - постоянно направлен­ные на выявление конструктивного решения или выхода из кон­фликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход со­бытий приведут к ее разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

экстрапунитивные - направленные на живое или неживое окру­жение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и под­черкивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

интропунитивные - направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

импунитивные - направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, пре­одолимое со временем; при этом обвинение окружающих или са­мого себя отсутствует.

В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применя­ется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выяв­ления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского ва­рианта были предложены Е. Е. Даниловой. Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Проективные методики экспрессии.

Как известно, к ним относятся методики, в которых диагноз лично­стных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятель­ности индивида. Особое внимание в таких техниках уделяется рисо­ванию человеческой фигуры.

«Нарисуй человека» Маховер.

Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать чело­века. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать че­ловека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различ­ные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персона­жем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жиз­ни изображенных персонажей.

Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном но­сит качественный характер и опирается на изучение некоторых парамет­ров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относи­тельный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изобра­жение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропор­ция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенно­сти стиля.

К классу графических проективных методик относятся также методики, получившие большое распространение: «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.), «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), тест «Дерево» (К. Кох), «Автопортрет» (Р. Берне) и многие другие.

При анализе методик этого класса исследователи исходят из пред­положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпрета­ции с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Для методики «Дом, дерево, человек» были выделены 8 характери­стик, которые можно оценить с ее помощью. Это незащищенность, тре­вожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении и депрессивность. Для методи­ки «Кинетический рисунок семьи» их 5: благоприятная семейная си­туация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценно­сти и враждебность в семейной ситуации.

Обработка результатов испытуемого заключается в подсчете сум­мы баллов всех показателей рисунков по каждой характеристике. Представив полученные суммы в процентах, можно сравнивать выражен­ность разных характеристик, выявлять доминирующие.

Описанная схема анализа результатов графических методик снижа­ет степень субъективизма в их интерпретации. Будучи дополненной информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, она позволя­ет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные заключения относительно личностных особенностей испытуемого.

Цветные двери — тест на ассоциации

Представьте, что вы находитесь в слабо освещенном и загадочном коридоре. В полумраке вы идёте вперёд в поисках выхода. И вдруг перед вами возникают четыре двери, раскрашенные в разные цвета.

Вопросы:

1. Первая дверь зелёного цвета. Вы открываете её, за ней комната. Вы входите внутрь. Посмотрите по сторонам. Что это за комната? Опишите как она выглядит, что находится внутри. Как вы чувствуете себя, оказавшись в этой комнате? Запомните предметы, запомните свои мысли и вернитесь обратно в коридор.

2. Вторая дверь голубого цвета. Откройте ее. Оцените комнату за ней. Размеры комнаты, обстановку. Уютно ли вам здесь. Что вы чувствуете и думаете. Запомните и возвращайтесь, продолжая свой путь.

3. Третья дверь красного цвета. Входите. Что оказалось за дверью? Какая комната? Хочется ли вам остаться здесь? Какие чувства вас посещают внутри этой комнаты?

4. Последняя дверь черного цвета. Открыв ее, вы видите четвертую комнату. Зайдите в неё. Что это за место? Что вы видите. Что вы чувствуете, находясь здесь?

Теперь возвращайтесь в реальный мир и вспоминайте по порядку и подробно все увиденное вами. Описывая комнаты, обстановку и предметы интерьера, не забывайте, что главное — это ваши чувства . В какой комнате вам было удобнее всего? Какая комната вам понравилась больше? Была более уютной и красивой? А в какой, может быть, вам стало страшно и неприятно, и захотелось выйти как можно быстрее. Какая комната была светлая, а какая темная? Где царило тепло, а где беспорядок? Отметьте для себя любые важные детали. И переходите к интерпретации ответов.

Интерпретация:

1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве. Что вы чувствовали при этом? Если вам было приятно и уютно, то значит и ваше детство было для вас приятным и светлым временем. Если вам хотелось надолго остаться в этой комнате, то, скорее всего, вы нередко в мыслях возвращаетесь в свое детство и, возможно, вам не хватает во взрослой жизни того теплого и душевного времени, заботы и участия со стороны других людей. Любые негативные мысли и чувства, возникшие в этой комнате, свидетельствуют о нерешенных детских проблемах, которые оказывают влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. В норме, комната должна оказаться милой и уютной, но не должна вызывать особого желания в ней остаться, потому что любопытство побывать за другими дверями, должно оказаться сильнее.

2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест. Ваши ощущения расскажут о том, как вы чувствуете себя сейчас. Удобно или неудобно в этой комнате. Устраивает вас ваша настоящая жизненная ситуация или у вас присутствует желание изменить ее. В комнате был порядок или беспорядок — характеризует вас, как собранного, организованного человека или, наоборот, хаотичного и импульсивного. Комната пустая или наполнена самыми различными предметами? И т.д.

3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней. Большая просторная комната — вы склонны испытывать сильные чувства. Маленькое помещение — вы скованный, робкий в проявлении чувств, человек. Светлая — ваши любовные переживания лёгкие, воздушные, романтические. Тёмная — любовные чувства заставляют вас испытывать страдания. Уютная или неуютная — расскажет о том, комфортно ли вам в любви или, может быть, вы недавно пережили в любви разочарование. Яркие или тусклые цвета в комнате. Какие предметы: повседневные, обычные или эксклюзивные произведения искусства.

4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам. Что это была за комната? Был там порядок и лежало все на своих местах или комната была захламлена различными ненужными вещами? Хорошо ли вы ориентировались в этой комнате или совершенно растерялись? Просторная или маленькая — расскажет о возможностях применения ваших профессиональных знаний и
умений. Если вам было комфортно в этой комнате — значит и в профессиональной жизни, вы чувствуете себя безопасно и, похоже, находитесь на своем месте.

Представьте, что вы — звезда и вам предстоит выступление. Петь нужно «живьем». Вы выходите на сцену, вас встречает огромное количество фанатов и зрителей и вдруг вы понимаете, что не можете петь (нет голоса). Играет музыка — вы молчите. Зрители начинают понимать, что что-то не так, постепенно в зале нарастает волна возмущения, кто-то что-то кричит, кто-то пытается прорваться на сцену.

Вопросы:

  1. Что вы слышите из зала? Неясный гул или вполне различимые отдельные выкрики? Если конкретные крики, то какие слова/фразы вы слышите?
  2. Кто-то пытается прорваться на сцену. Кто это? Мужчина, женщина или сразу несколько человек?
  3. Удается ли ему/ей/им прорваться к вам на сцену? Если да, то каковы действия этого человека/этих людей? Крики, оскорбления, а может попытки ударить вас или молчаливый взгляд на вас, в ваши глаза?
  4. Каковы ваши действия? Постараетесь ли вы успокоить зрителей, объяснить в чем дело или поскорее сбежите со сцены, без объяснения причин?

Ответы на вопросы этого теста покажут, чего вы боитесь в жизни

  1. То, что вы слышите из зала, есть образ вашего страха. Неясный шум и гул означает, что ваш страх не конкретен, возможно носит мистический характер. И наоборот, чем отчетливее выкрики, тем определеннее и конкретнее ваши страхи. Фразы и слова, которые вы можете различить помогают разобраться чего именно вы боитесь
  2. Мужчина — страх вызывает мужчина. Женщина — угроза исходит от женщины. Несколько человек — страх вызывает толпа. Никому не удается прорваться на сцену — ваш страх не связан с людьми.
  3. Попытки ударить — вы боитесь физической боли, травм и повреждений. Крики, оскорбления, молчаливый пытливый взгляд, — ваш ответ показывает чего именно вы боитесь.
  4. Если вы убежите, значит не умеет справляться со своими страхами и преодолевать их. Чем дольше и результативнее будут попытки объяснения со зрителями, тем успешнее вы боретесь и способны справляться со своими страхами.

Ассоциативный тест «Летающий объект»

Вы идёте по улице и на дорогу, на проезжую часть, прямо перед вами с неба опускается какой-то летающий объект .

Вопросы теста:

  1. Что это за объект? Самолёт, вертолёт, насекомое, птица, сказочное существо, инопланетная тарелка или воздушный шар?
  2. Сопровождается ли приземление летающего объекта какими-либо разрушениями и жертвами?
  3. Как вы думаете, почему ЭТО приземлилось здесь и сейчас?

Интерпретация ответов:

  1. Летающий объект в психологии является символом той лжи, на которую вы способны. Чем больше размер объекта, тем больше вы готовы врать и тем больше в вашей жизни лжи. Если это неведомое животное, сказочное существо или НЛО, значит, обманывая, вы способны уходить в отрыв от реальности.
  2. Наличие разрушений и жертв означает, что вас не очень беспокоят последствия вашей лжи, чем большие разрушения производит объект при приземлении, тем равнодушнее вы к разрушающим последствиям ваших обманов, в том числе безразличны даже к разоблачению.
  3. Ваша версия причины, почему это произошло — это истинные причины, почему вы врёте, что заставляет вас врать. Например: аварийная ситуация на борту означает, что обманываете вы только, когда вас вынуждают обстоятельства или в случае крайней необходимости.

Ассоциативный тест

Представьте себе огромное и пустое пространство, наполненное только редкими колючками и бескрайними песчаными холмами. Это пустыня кажется бесконечной, а вы и ваш верблюд, находитесь посередине нее.

Вопросы к тесту:

  1. Вы бесконечно долго едете верхом на своем верблюде и ожидание окончания этого путешествия, как особая форма пытки ввергает вас во все большее отчаяние. Вы находитесь на грани изнеможения. Скажите какие-то слова верблюду , который вез вас все это время на себе.
  2. Умирая от жары и жажды, вы продолжаете путь и вдруг впереди возникает прекрасный оазис. Но кто-то добрался сюда раньше вас. Вы знаете этого путешественника. Кто он? Назовите человека, которого вы знаете.
  3. Наконец вы добираетесь до города — пункта вашего назначения. Сложное путешествие подошло к концу. Что вы чувствуете? Опишите как можно подробнее свои эмоции и мысли.
  4. Пришло время расстаться с верблюдом, на котором вы проделали огромный путь. И как только вы спешиваетесь, в кресло забирается другой всадник, который занимает ваше место. Вы знаете его. Кто этот человек? Назовите любого человека из вашей жизни .

Интерпретация ответов:

Путешествие по бескрайней пустыне на верблюде символизирует ваш путь к личной независимости. В частности, этот сценарий раскрывает вас в ситуации расставания с близкими людьми: любимыми, родителями, друзьями, детьми. Ваши ответы демонстрируют то, какой может быть ваша реакция, когда каждому пришло время идти своей дорогой.

  1. Слова сказанные верблюду раскрывают то, что вы скажете самому себе, когда поймете, что любовь утрачена и, долгое время идущие рядом дороги, люди, вынуждены разойтись и расстаться. Слова ободрения: «Мы справимся», «У нас все получится», «Это путешествие скоро закончится», или слова отчаяния: «Я больше не могу», «Все безнадежно, мы умрем здесь».
  2. Оазис на языке психологии — это спасительный ключ к решению проблем. Человек, которого вы там встречаете — это тот, кто помог вам, поддержал вас в прошлом, либо тот, на кого вы можете рассчитывать и к кому можете обратиться в будущем.
  3. Город в конце путешествия — это внутренний порядок, восстановленный в ваших чувствах и эмоциях, после расставания. Это ваше состояние, после того, как вы залечили свое разбитое сердце. Чувства, мысли и эмоции, которые вы выразили при этом — это ваши истинные чувства, которые возникнут у вас когда вы придете в себя после утраты любви.
  4. Новый всадник — это человек, по отношению к которому вы испытываете сильное осознанное или бессознательное чувство ревности, соперничества или обиды.

Проективные рисуночные тесты

Движение — это всегда продолжение мысли. Первична мысль вторично движение. Рисуночные методики относятся к проективным, здесь проявляются бессознательные мотивы человека, которые невозможно скрыть или замаскировать.

Проективные методики являются важным и информативным инструментом исследования личности, предполагающим поиск и понимание символического смысла и содержания, перенесенного из внутреннего мира человека на внешние предметы.

Неоспорима диагностическая ценность рисунка. Изображение может рассказать о том, как чувствует себя сейчас автор, какие эмоции испытывает, что его беспокоит, каковы его личностные характеристики и особенности. Рисование способно высвободить и облечь в реальную форму скопившееся напряжение, невысказанные порывы и эмоции.

Юнг положил начало изучению коллективного бессознательного, которое проявляет себя в продуктах творчества: в литературе, в музыке, в живописи с помощью бессознательных образов и символов, имеющих общечеловеческое значение, вне зависимости от того, на каком языке говорит и думает их автор.

Позже значение рисунков начали изучать и другие психологи. Умение понимать и интерпретировать рисуночные методики требует сочетания большого количества профессиональных знаний, опыта и квалификации, способности замечать малейшие детали, интуиции и искреннего интереса к разгадыванию загадок.

Разумеется, в литературе описаны огромное значение вариантов трактовки рисуночных тестов. Здесь важно все: особенности линий, размер и расположение рисунка на листе, степень нажима на карандаш, любые детали штрихов и форм рисунка, поведение самого испытуемого во время рисования: стирание и исправление, любые комментарии в ходе рисования и так далее.

Существует более семи тысяч работ известных психологов о различных схемах интерпретации рисунков. Однако, сформировать необходимую профессиональную компетентность можно только в ходе длительной практики под руководством опытных учителей. Поэтому в данном разделе содержатся только общие сведения о рисуночных методиках и самое поверхностное толкование рисуночных тестов.

Тем не менее, рисуночные психологические тесты чрезвычайно популярны, анализ их исполнения, поиск содержания и толкование смысла являются увлекательным и информативным занятием. Неоспоримо то, что в рисунке выражаются особенности личности автора, которые не завуалированы, не подделаны и исходят из глубины бессознательного. Эти особенности поддаются трактовке с помощью системы выверенных и эмпирически доказанных критериев.

Ассоциативный тест

Представьте, что вы влюблены, очень скучаете по любимому человеку и вам представилась возможность встречи с ним. Теперь читайте вопросы теста, отвечайте на них, затем смотрите трактовку.

Вопросы:

  1. Вы идете в гости к любимому человеку. Есть два пути, две дороги: одна — короткая, быстрая и прямая, но скучная. Вторая — отнимет больше времени, но подарит интересные впечатления, вы пройдете по красивым местам, сможете полюбоваться великолепными пейзажами. Какую дорогу вы выберете?
  2. Итак, вы идете к любимому и на пути встречаете два цветущих куста роз. Один с белыми, а второй с красными розами. Вы решили нарвать букет. Сколько и каких цветков вы нарвете?
  3. Наконец вы дошли до дома любимого человека. Дверь открывает кто-то из его родственников. Как вы поведете себя? Попросите позвать любимого или, поздоровавшись, сразу пройдете к нему в комнату?
  4. Войдя в комнату, вы поставите букет из роз, куда? У окна или у кровати?
  5. Вы остаетесь в гостях ночевать, но спите в разных комнатах. Проснувшись утром, вы приходите в комнату к любимому, но он еще спит. Вы разбудите его или дождетесь, пока он сам проснется?
  6. Пришло время возвращаться домой. Какую теперь дорогу вы выберете: короткую или длинную?

Интерпретация ответов:

  1. Первая дорога означает то, как вы влюбляетесь. Прямой короткий путь — вы влюбляетесь быстро. Длинный — вы будете долго присматриваться, оценивать человека, прежде чем влюбиться.
  2. Если вы нарвали больше красных роз, значит в любви вы готовы больше отдавать. Белые розы — вы привыкли больше брать.
  3. Показывает ваше отношение к трудностям в любви. Если вы сразу проходите в комнату своего любимого, значит вы склонны незамедлительно и, не раздумывая, решать возникающие проблемы. Если вы просите позвать своего любимого, значит, и от проблем вы предпочитаете оставаться в стороне, дожидаясь, пока они разрешатся сами собой.
  4. Место, куда вы поставите букет, означает то, насколько часто и близко вы хотите быть с любимым. У кровати — максимально близко и не расставаясь ни на минуту. У окна — вы предпочитаете в отношениях быть на расстоянии и готовы довольствоваться редкими встречами.
  5. Если вы решаете разбудить любимого — вы хотите изменить его и ждете, что он будет меняться ради вас. Если вы дожидаетесь, когда он проснется сам — вы готовы принимать человека таким, какой он есть.
  6. Выбор обратной дороги показывает ваше постоянство в любви. Короткая означает, что при расставании вы быстро теряете интерес к партнеру. Длинная дорога — свидетельство того, что вы стремитесь к длительным, стабильным отношениям и при расставании будете долго отходить, прежде чем будете готовы к новым отношениям.

Необходимо нарисовать паука, паутину и жертвы. Художественные способности не имеют значения.

Трактовка:

  • паук — это охотник в животном мире. То, как вы его изобразили, характеризует вас, как «охотника» в мире общения и отношений с противоположным полом
  • сначала обращаем внимание на месторасположении рисунка. В идеале рисунок должен занимать весь лист. Рисунок, располагающийся в углу листа — говорит об ошибочной самооценке
  • размер паука, по отношению к другим фигурам — чем больше, тем самодостаточнее человек чувствует себя в дебрях любви
  • паутина — ваши способности заманить «жертву» в свои сети. Чем больше деталей, тем изощреннее вы в любовных уловках
  • количество жертв — сколько вы можете иметь сексуальных партнеров в один короткий период времени. Одна жертва — вы однолюб
  • качество жертв. Красивая бабочка говорит о вашем тонком вкусе. Некоторые охотники не брезгуют лакомиться даже червяками. Отсутствие жертв говорит о проблемах во взаимоотношениях, о внутренней склонности к одиночеству.

Например, возьмем такой рисунок

Рисунок занимает весь лист, детали прорисованы довольно тщательно, что говорит о высокой самооценке и немного о самолюбовании.

На рисунке кроме паука — хозяина рисунка, мы видим две жертвы — это партнеры, завлеченные в сети любви. Причем слева (это область прошлого) находится жертва, полностью замотанная, попавшая в сеть, без возможности выбраться. Паук при этом продолжает ее удерживать, как видим одной лапкой, хотя жертва уже и так никуда не денется. Она обездвижена. Но, паук не готов от нее отказываться. Это его неприкосновенный запас.

Гораздо больший интерес у паука вызывает бабочка, которая находится впереди него (область будущего). Паук устремлен в ее сторону. Размеры и рисунок бабочки говорят о том, что жертва вполне может упорхнуть из паутины, она достаточно велика, чтобы высвободиться и тем еще более заманчива для охотника.

Простыми словами: у человека имеется два сексуальных партнера. Один из которых менее интересен, в виду того, что уже пойман и опутан паутиной, второй представляет больший интерес, так-как до него еще предстоит добраться. И есть шанс, что бабочка упорхнет.

For example. Spider — it’s you. Butterfly and second victim — it’s your partners. You caught these victims in your love network. To your left — the past. Ahead — now. You look future. You look forward. There beautiful butterfly.

You hold that the left. It is completely in your power. Tangled in the web. Catch. You have a girlfriend who loves you, but it has in the past. You are not interested, but you let a girl to love yourself. You’re in love with the second girl. It is close, but not available and this too shall pass. You do not see anyone right now. To the right, there future.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: