Произведение переходит в общественное достояние после. Общественное достояние: что это и как им пользоваться. Общественное достояние в российском законодательстве

Согласно ему, объектами авторских прав являются:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
другие произведения.

Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

По окончании охраны указанного права произведение становится достоянием общества.

Переход в общественное достояние

ГК РФ Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Как изменялся срок защиты исключительного права в РФ

До 1973 года он составлял период жизни автора плюс 15 лет .
В 1973-1974 годах по причине присоединения СССР к Женевской конвенции об авторском праве он был продлен до 25 лет .
В 1991 году срок подвергся увеличению и стал равняться 50 годам , в связи с намерением РФ присоединиться к Бернской конвенции, направленной на охрану произведений литературы и искусства (1886). Акт продолжает действовать — и в качестве минимального для стран-участниц закрепляет именно указанный срок действия авторского права.

Всегда продлевались только еще не истекшие сроки, а прекращенные не восстанавливались.

В 1993 году стал действовать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I, которым 50-летний срок сохранен, но изменен алгоритм его исчисления.
Так, согласно этому закону охрана предоставляется всем произведениям, в отношении которых срок не истек к 01.01.1993. То есть фактически была восстановлена охрана творческих результатов лиц, умерших после 31.12.1942.

В 2004 году был установлен наибольший срок охраны исключительного права — период жизни и 70 лет после смерти автора.
Он соответствует европейским стандартам и был введен в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с ЕС в 1994 году.

Принципы исчисления 70-летнего срока были разъяснены ВАС и ВС РФ в п. 3 постановления пленума от 26.03.2009 № 5/29: если 50-летний срок защиты права завершился в период с 31.12.1992 по 26.07.2004 (дата начала действия закона, продлившего его до 70 лет), в связи с чем произведение стало общественным достоянием, с 01.01.2008 охрана возобновляется.

В постановлении 9-го ААС от 18.09.2012 по делу № А40-153857/2009 судом рассматривался вопрос о необходимости получения согласия наследников на издание произведения, создатель которого умер в 1946 году. Издательство полагало, что защита права истекла в 1996 году, однако суд признал весь тираж, вышедший после 01.01.2008, контрафактным по причине возобновления защиты.

Специальные сроки защиты отдельных категорий произведений

Специфическим образом исчисляется срок исключительного права в частных ситуациях (ст. 1281 ГК РФ):

  • Если объект прав был создан соавторами, тогда 70 лет отсчитываются от даты кончины соавтора, умершего позднее.
  • Если произведение обнародовалось в 1-й раз после смерти, но не позднее 70 лет с кончины автора, используется 70-летний срок действия с момента обнародования.
  • Если работа автора пришлась на период войны 1941-1945 годов, срок действия увеличивается на 4 года.
  • Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
  • Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.

Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

Кратко о случаях перехода литературных произведений в общественное достояние.

Литературное произведение переходит в ОД при соблюдении следующих условий:

1. Со смерти автора прошло более 70 лет
2. Если впервые произведение было опубликовано после смерти автора, то через 70 лет после первой публикации данного произведения.
3. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
4. Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.
5. Все вышеперечисленное относится и к книгам, переведенным с других языков, но применительно к личности не автора произведения, а переводчика. То есть перевод переходит в ОД через 70 лет после даты смерти переводчика.

Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

5. Произведение имеет лицензию Creative Commons
6. Все произведения, обнародованные до 1917 года, находятся в общественном достоянии, даже если их автор умер позже.

Произведения, на которые не распространяется авторское право:

1. Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
2. Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.

Решил я намедни найти роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - думаю, пора уже без спешки его перечитать, вникнуть в каждую деталь. Ну, а заодно - разыскать для подрастающего поколения такую версию, где кроме номера главы есть ещё её краткое содержание типа «Глава такая-то, где...» (незаменимая вещь для школьников, которым задают найти и разобрать тот или иной эпизод). Помню, у бабушки моей, учителя русского языка и литературы, был такой двухтомник - правда, до меня дошел только второй том (о первом её ученики «позаботились»). Не долго думая, вбил в поисковик запрос, прошёл по ссылке в библиотеку, нашёл полное собрание сочинений, в нём - нужный том, и вдруг… (На скриншоте - другое произведение Л.Н. Толстого. На самом деле, конкретно в том списке я прошёл по многим произведениям - все они оказались «обжалованы правообладателем». Когда решил всё-таки начать делать скриншоты и вплотную заняться этой темой, мой выбор пал на «Полное собрание сочинений, запрещённых цензурой» - так сказать, на злобу дня.)

То есть - оказывается, кто-то счёл себя правообладателем произведений Льва Николаевича Толстого (умершего, как известно, в 1910 году)… Это интересно, - подумал я, и начал разбираться. Подробности - под катом.

Первое, что я подумал, - может быть, я чего-то не знаю, и произведения Льва Николаевича всё ещё не стали общественным достоянием? Вроде бы в школе (ох, давно же это было!) нам говорили, что уж много лет как они перешли в эту самую категорию… Проверяю:

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) - совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали… Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Выделение жирным шрифтом - моё. И ещё…
В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

То есть произведения Льва Николаевича Толстого перешли в эту категорию с 1981 года. Так… Что же тогда за «правообладатель» такой объявился?


Правообладатель - некий «Библиотечный фонд». Обратился в Литрес с просьбой прокомментировать эту ситуацию (объявление кого-либо правообладателем + «перевод стрелок» ссылки в онлайн-библиотеках на Литрес). Получил от них такой ответ:

Оцифрованная копия книги, в формате pdf-файла, предоставлена из архивов библиотечного фонда Российской Государственной Библиотеки.
Данная копия произведения полностью бесплатна.
Наша компания не может отвечать за работу других сайтов. По каким причинам то или иное произведение «закрыто по просьбе правообладателя» на других ресурсах можно только гадать.

Обратите внимание: "копия произведения полностью бесплатна "! Но ведь «бесплатно» - ещё не есть «свободно», верно? Моё предположение таково: за поиск «раздач» у литреса отвечает робот - ищет соответствия по названиям и (или) авторам, автоматически рассылает «письма счастья» тем, кто, по мнению литреса, раздаёт книги незаконно. Каким образом формируется база? - да скорее всего автоматически: учитывая, сколько книг издаётся только в России (счёт идёт на десятки тысяч), маловероятно, что на эту функцию будет выделен «живой человек». Следовательно - гребут всё и вся, всех под одну гребёнку - и пелевиных, и Пушкина, и Льва Николаевича Толстого… не удивлюсь, если в следующий раз увижу в какой-либо сетевой библиотеке библию, «закрытую» литресом или ещё каким-нибудь «правообладателем». Ну, а то, что кто-то из внимательных читателей, наткнувшись на такое перенаправление, стал копать глубже - чистая случайность. Сказано же вам - «копия бесплатна»! Мол, берите, пользуйтесь… И не задавайте глупых вопросов - ни себе, ни людям… А то, что в распространении этих произведений искусственно создаются какие-либо ограничения (как минимум, необходимость переходить на другие сайты), мол, спрашивайте с владельцев того сайта, где обнаружили сие недоразумение. Хотя вот ведь незадачка - а им какой резон ограничивать доступ к свободным произведениям, уводя своих посетителей на коммерческий ресурс? Разве что часть кода ссылки «from%3D2272045», по которой они туда уходят, помогает самой библиотеке подзаработать? Реферальная программа? Тогда почему представители Литрес о ней ничего не сказали?

На самом деле, в этой сетевой библиотеке есть и другие ветки, из которых всё прекрасно скачивается (правда, возможно, там выложены другие версии - например, упомянутый роман будет представлен не версией из 90-томного полного собрания сочинений, а отдельным изданием - это я уже не проверял).

P.S. Пока разбирался с вопросом, обнаружил . Оказывается, Лев Николаевич Толстой был сторонником «антикопирайта»:

В 1891 году он отправил в редакцию журналов «Русские ведомости» и «Новая жизнь» письмо, в котором написал:

«Милостивый государь, вследствие часто получаемых мною запросов о разрешении издавать, переводить и ставить на сцене мои сочинения, прошу вас поместить в издаваемой вами газете следующее моё заявление:

Предоставляю всем желающим право безвозмездно издавать в России и за границей, по-русски и в переводах, а равно и ставить на сценах все те из моих сочинений, которые были написаны мною с 1881 года и напечатаны в XII томе моих полных сочинений издания 1886 года, и в XIII томе, изданном в нынешнем 1891 году, равно и все мои не изданные в России и могущие вновь появиться после нынешнего дня сочинения».


За то и пострадал?

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.



Комментарии к ст. 1282 ГК РФ


1. Общественное достояние - это особый правовой режим, распространяемый на произведения, исключительное право на которые не действует из-за истечения срока действия права либо в силу того, что исключительное право на определенное произведение никогда не действовало. Постепенное расширение круга охраняемых произведений происходило как в результате изменения законодательства, так и в силу присоединения нашей страны к международным соглашениям, предусматривающим охрану авторских прав иностранных граждан (Всемирная конвенция об авторском праве - с 27 мая 1973 г., Бернская конвенция - с 13 марта 1995 г., двусторонние соглашения - с дат, указанных в них). Однако распространение охраны на новые произведения не затрагивает объекты, уже находящиеся в сфере общественного достояния, если иное не определено соответствующим законом или международным договором.

2. Режим общественного достояния заключается в следующем:

использование произведения не требует чьего-либо согласия или уплаты вознаграждения;

в то же время охраняются личные блага автора - авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (что позволяет отличать режим общественного достояния от случаев, когда произведения вообще не являются объектами авторского права). Гражданский кодекс, в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве, предусматривает прекращение личных неимущественных прав после смерти автора (поскольку бессубъектное право существовать не может), но охрана личных благ и интересов автора сохраняется.

После истечения срока действия исключительного права обнародование может быть произведено любым лицом.

В обоих случаях должна соблюдаться воля автора: если он определенно выразился против обнародования данного произведения в будущем, то оно осуществляться не должно. Нарушение этого условия также будет означать, что произведение по-прежнему должно считаться необнародованным.

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. 3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Консультации юриста по ст. 1282 ГК РФ

    Алла Панина

    Здравствуйте! С праздником Победы! Будьте добры, через сколько лет произведение искусства становится народным достоянием? 60? 70? : 15:00 - 17:00

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Ольга Мельникова

    Чем может подтверждаться авторское право умершего художника на произведение?. Доброго времени суток, уважаемые участники проекта! Художник времен СССР Иванов Виктор Семенович нарисовал плакат про Сталина "За народное счастье", сам художник умер в 1968 году. Чем на данный момент может подтверждаться авторство Иванова В. С. на этот плакат и у кого сейчас спрашивать разрешение на его использование, если нет наследников и плакат по срокам не стал еще общественным достоянием (станет только в 2043 году)? !

    • Ответ юриста:
  • Александр Безхлебицын

    • Ответ юриста:
  • Диана Кузьмина

    Если на сайте разместить текст классической книги (достоевского, например), то это будет нарушением авторских прав?. Да это понятно все про контакт и т. д. и т. п. Меня интересует именно ответственность сайта за добавленный администратором контент.

    • Ответ юриста:
  • Леонид Тарханов

    Как обойти закон об авторском праве?. Как обойти закон об авторском праве? Речь идёт о печати (в коммерческих целях) известных мировых картин, авторы которых умерли более 70 лет назад. Если частично изменить картину это не поможет?

    • 1. Обходить ни чего не надо. Исключительные права на такие картины уже не действуют 2. На будущее - частичное изменение картины, срок исключительных прав на которые еще не прошел, как раз таки и влечет за собой нарушение.

  • Виктория Калинина

    изменение концовки произведения это законно? в школе задали написать 6 эпизод к ревизору.

    • Пускай он особо не парится, пускай пишет от болды. А если учитель начнет ныть, вы так и скажите ему -А ты сможешь лучше?

    Олеся Соболева

    • Ответ юриста:
  • Маргарита Калинина

    Размещение песен на проекте Мой Мир. нарушаю ли я авторские права, разместив песни из старых русских фильмов? Я должна их удалить?

    • Ответ юриста:

      Нарушаете. Думаю к ответственности за это Вас привлекать не будут, т. к. Вы только воспользовыались сервисом, созданным не Вами. Но формально ведь права на публичное опубликование произведений Вы не приобретали. Даже если это старые фильмы и авторов нет в живых, то скорее всего права принадлежат Госфильмофонду.

  • Юрий Коренев

    Дамы и господа, дадите консультацию (или совет) по авторскому праву?!. Если опубликовать свою «писанину» на сайте На этом сайте опубликованы "Правовые нормы" Соответствует ли это действительности и с юридической точки зрения - то, что они предлагают, этого достаточно (Свидетельство о публикации в электронной форме и выдача по необходимости копии всех необходимых свидетельств в бумажной форме с подписью и печатью) или всё-таки необходимо регистрация авторских прав у нотариуса или в Агентстве по авторским правам.Заранее благодарен.

    • Ответ юриста:

      Уважаемый автор вопроса! Как Вам известно, действует презумпция авторства: право возникает при создании.Закон действует во времени и в пространстве, поэтому при разрешении споров и разногласий юридическое значение имеет место создания произведения и время его создания. Вы можете встретить распространённое заблуждение, что имеет значение только дата создания произведения. Это - не так. Когда мы определяем событие, доказываем совершение поступка, ведем речь о доказательствах факта, применяем законодательство имеет значение и время, и место.При этом, существует как система норм права, так иерархия норм права. Первое означает, что данная отрасль законодательства, как и иные не существует сама по себе в отрыве от иных норм законодательства (поэтому, бездумное выхватывание цитат бессмысленная и вредная затея) , второе, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ признается приоритет норм международного права (см. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации)К таковым относится Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и т. д. Это полезно знать, хотя бы с тем, чтобы понимать значение не только даты создания, как это предусмотрено федеральным законодательством РФ Гражданским кодексом РФ его Главой 70), но и времени создания произведения. Если говорить о перспективах судебного разбирательства, то следует помнить, что в судах действует принцип, нашедший воплощение в многочисленных нормах права, общепризнанная гарантия независимости и объективности суда (т. е. находящаяся в диспозиции со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и т. д. :НИКАКИЕ доказательства для суда не имеют заранее установленной силы.В процессуальном праве, также есть принципы: относимости и допустимости средств доказывания и т. д.Если говорить об электронной форме, то существует специальная норма права ФЗ РФ "Об электронной цифровой подписи".О самом главном для целей защиты ИС и авторского права. Точные время и дату создания произведения указывать опасно. Это очень просто понять, если вспомнить, что лицу, похитившему произведение, или пользующемуся похищенным ЛЕГЧЕ можно обеспечить "доказательства" того, что похищенное было создано им, третьими лицами, но не действительным автором, если известно когда оно было создано на самом деле. Год не создания, а первого ОПУБЛИКОВАНИЯ, автор указывает по ЖЕЛАНИЮ, для оповещения третьих лиц о том, что произведение под охраной авторского права (ст. 1271 ГК РФ) Это - не обязательно. Авторское право будет подлежать защите и без такого обозначения.Теперь пару слов об организации. Организационно- правовая форма - коммерческая организация (ООО) , т. е. созданная для целей извлечения прибыли. В любой момент к ней могут возникнуть претензии у налоговых органов по поводу "безвозмездных услуг" . Свидетельство, о котором идет речь, никоим образом не будет являться допустимым доказательством авторского права. Они свидетельствовать могут и заявляют что готовы, лишь о времени поступления произведения к ним на сервер. Опубликованная оферта недействительна в силу ничтожности. Согласно п. 10.3 Организация не несет ответственности за убытки и нежелательные последствия в результате пользования услугой. Могут нести, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и т. д. в т. ч. нормами уголовного права.И так дальше, практически по каждому пункту. .Если Вы опубликуете свои стихи на то такая публикация будет не меньшим, а значительно большим доказательством авторства, и лучше будет обеспечена его защита, т. к. аудитория неизмеримо больше, иностр. инвесторы и т. д. = см. комментарии

    Инна Маркова

    Является ли публичное выступление политического деятеля объектом авторского права(см.прим.)?. Прикладной аспект - может ли сам политик или его наследники и т. п. имея авторские права и права обладателя "заблокировать" любую публикацию по своему усмотрению, в т. ч. если публикация делается в научных целях (история)?

    «Иракское досье » (англ. Iraq War logs; Baghdad War Diary) – это общее название для 391 832 документов, опубликованных 22 октября 2010 года международной некоммерческой организацией WikiLeaks и содержащих секретные сведения о войне в Ираке и его оккупации американскими войсками с 1 января 2004 по 31 декабря 2009 (за исключением мая 2004 и марта 2009). Публикация этих документов является самой крупной утечкой засекреченных военных документов в истории. «Иракское досье» представляет собою отчёты американских...

    Компромат обычно представляет собой документы (бумаги, фотографии, видео и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающие тёмные стороны деятельности человека или организации - те, которые он/они старались не разглашать.

    Также известное как конфиденциальность информации, или журналистские привилегии (амер.) – это право журналиста, гарантированное ему национальным и государственным законодательством. Иначе говоря, властные структуры, включая судебные, не в праве требовать от журналиста сообщать данные об источнике поступления информации. Данное право основано на признании того факта, что в случае несоблюдения конфиденциальности источников многие люди откажутся сообщать общественно...

    А́утинг (англ. Outing) - предание гласности, публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека без его на то согласия. Аутинг противоположен по смыслу каминг-ауту - добровольному раскрытию собственной сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Аутинг может быть расцененен как нарушение права на неприкосновенность частной жизни и может быть использован для компрометирования человека и нанесения вреда его репутации. Иногда аутинг используется в политической...

    Информатор (англ. Whistleblower букв. «дующий в свисток») - активный гражданин, предающий гласности имеющую место или предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри правительственного учреждения, общественной или частной организации или коммерческой организации. Информаторы сообщают о нарушениях либо внутри (к примеру, другим членам внутри обвиняемой организации) либо вне (то есть инспекторам, правоохранительным органам, средствам массовой информации или группе заинтересованных лиц...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: