Перечень органов государственной власти рф. Органы исполнительной власти. Правительство РФ и законодательный процесс

Систему федеральных органов исполнительной власти составляют федеральные министерства РФ и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

Министерства Российской Федерации - «это федеральные органы исполнительной власти, проводящие государственную политику и осуществляющие управление в установленных отраслях или сферах государственной деятельности, а также координирующие в установленных федеральным законодательством случаях деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти».

Министерство является единоначальным органом исполнительной власти, возглавляемым министром, который на основе единоначалия руководит всем аппаратом этого органа и несёт персональную ответственность за работу всей системы министерства перед Президентом РФ и Правительством РФ, членом которого он является. Полномочия федеральных министров весьма обширны.

Федеральные службы России, Российские агентства, Федеральные надзоры России являются «федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные... функции в установленных сферах ведения».

Правительство, утвержденное в мае 2000 года, первоначально насчитывало 24 министерства, шесть государственных комитетов, две федеральные комиссии, 13 служб, восемь агентств, два надзора. Таким образом, органов исполнительной власти было 55, но в правительство с правом решающего голоса входили лишь министры. В правительстве сначала было пять вице-премьеров. К началу 2004 года их стало шесть (по мнению острословов, должность вице-премьера до недавнего времени была в нем одной из самых распространенных), министерств и других ведомств 52.

Помимо вышеперечисленных органов исполнительной власти, к ним были отнесены также Главное управление специальных программ президента, Государственная техническая комиссия при президенте, его Управление делами. Это было далеко не самое большое правительство в истории российской государственности.

Громоздкостью и непостоянством отличалась структура самих федеральных органов исполнительной власти. Так, в министерствах, помимо коллегии, имелись комитеты, службы, департаменты, управления, отделы и другие подразделения. Дробность структур была такой, что соотношение руководителей и исполнителей зачастую выглядело как 1:1.

9 марта 2004 года Президент подписал Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ним в систему федеральных органов исполнительной власти теперь входят только федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Количество министерств было сокращено с 23 до 14, зато количество служб и агентств увеличено более чем в 1,6 раза. В итоге общее количество всех этих органов вплотную приблизилось к численности таковых в правительстве Н. А. Тихонова.

В настоящий момент федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства можно разделить исходя из того кто осуществляет руководство их деятельностью.

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД)

Федеральная миграционная служба (ФМС)

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД)

Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество)

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральная служба по оборонному заказу

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

Федеральное агентство специального строительства

Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Федеральная служба судебных приставов

Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Федеральная служба по труду и занятости

Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное архивное агентство

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Федеральное агентство водных ресурсов

Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство регионального развития Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральное агентство связи

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

Федеральное агентство по делам молодёжи

Федеральное агентство по туризму

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Федеральное агентство воздушного транспорта

Федеральное дорожное агентство

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство финансов Российской Федерации

Федеральная налоговая служба

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство экономического развития Российской Федерации

Федеральная служба по аккредитации

Федеральная служба государственной статистики

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральное агентство по государственным резервам

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

Федеральная таможенная служба

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по финансовому мониторингу

Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральное космическое агентство

Федеральное агентство лесного хозяйства

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Федеральное агентство по рыболовству

2. Говоря об уполномоченных органах, прежде всего необходимо различать сферу деятельности, где соответствующий уполномоченный орган вправе осуществлять властно-распорядительные функции в соответствии с его компетенцией. Понятие уполномоченного органа является собирательным и включает в себя ряд уполномоченных органов государственной власти, в компетенцию которых входит выполнять определенные публичные функции в соответствующей сфере авиации. Государственному регулированию деятельности в области авиации посвящена Глава III ВК РФ. Согласно ст.20 ВК РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Так, Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами (ст.24 ВК РФ).

Государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны, а организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации (ст.25 ВК РФ).

Государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности (ст.26 ВК РФ).

3. Помимо федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственное регулирование деятельности в области различных видов авиации, по тексту Воздушного кодекса РФ также встречаются иные понятия уполномоченных органов, как то

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области транспорта (п.2 ст.83 ВК РФ, п.4 ст.85 ВК РФ, п.4,7,8 ст.105 ВК РФ);

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля (надзора) на транспорте (п.5 ст.84 ВК РФ);

- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внутренних дел (п.5 ст.84 ВК РФ, п.4 ст.85 ВК РФ);

- органы внутренних дел (п.2 ст.83 ВК РФ, п.6 ст.84 ВК РФ, п.2 ст.85 ВК РФ, п.5 ст.105 ВК РФ);

Правоохранительные органы (п.2 ст.85¹, п.2 ст.96 ВК РФ);

- уполномоченный орган, наделенный соответствующим правом федеральным законом (п.2 ст.83 ВК РФ);

- уполномоченный орган в области использования воздушного пространства (п.2 ст.12 ВК РФ, п.2 ст.53 ВК РФ, ст.77 ВК РФ, п.1 ст.88 ВК РФ, п.1¹ ст.88 ВК РФ, ст.93 ВК РФ, п.2 ст.94 ВК РФ);

- федеральный орган исполнительной власти, на который в установленном порядке возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания (п.1 ст.88 ВК РФ);

- уполномоченный орган, осуществляющий государственную регистрацию или государственный учет воздушного судна (п.1 ст.94 ВК РФ);

- уполномоченные органы, на которые возложены полномочия по расследованию, классификации и учету авиационных происшествий или инцидентов соответственно в гражданской, государственной или экспериментальной авиации (п.3 ст.95 ВК РФ);

- орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму (п.8 ст.105 ВК РФ);

- уполномоченный орган, имеющий подразделение государственной авиации (п.1 ст.33 ВК РФ, п.5 ст.34 ВК РФ);

- специально уполномоченный орган, в ведении которого находится аэродром государственной авиации (п.2 ст.44 ВК РФ);

- уполномоченный орган, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов (п.7,8 ст.37 ВК РФ);

- уполномоченный орган, на который в установленном порядке возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских аэродромов и аэропортов (п.4 ст.48 ВК РФ);

- Правительство Российской Федерации (п.2 ст.14 ВК РФ, ст.15 ВК РФ, ст.17 ВК РФ, п.2 ст.22 ВК РФ, п.2 ст.23 ВК РФ, ст.30 ВК РФ, п.5 ст.40 ВК РФ, п.1 ст.44 ВК РФ, п.2 ст.50 ВК РФ, п.3 ст.69 ВК РФ, п.1 ст.70 ВК РФ, ст.72 ВК РФ, ст.75 ВК РФ, п.4 ст.79 ВК РФ);

Уполномоченный орган в области связи (п.2 ст.76 ВК РФ, ст.77 ВК РФ, п.2 ст.78 ВК РФ);

- уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (п.1 ст.52 ВК РФ);

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст.73 ВК РФ);

- соответствующий уполномоченный орган (п.7 ст.33 ВК РФ, п.1 ст.76 ВК РФ).

Иногда Воздушный кодекс РФ использует понятие уполномоченного лица, например уполномоченное лицо соответствующего уполномоченного органа (п.2 ст.81 ВК РФ); уполномоченное на то лицо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.2 ст.85 ВК РФ).

4. Из буквального толкования ст.6 ВК РФ видно, что под уполномоченным органом законодатель понимает, во-первых, федеральный орган исполнительной власти и, во-вторых, органы, которым полномочия федерального органа исполнительной власти предоставлены федеральным законом, указом Президента России или постановлением Правительства России. Таким образом, ст.6 ВК РФ не раскрывает понятие уполномоченного органа, а лишь указывает на орган государственной власти (исполнительной власти) федерального уровня или иной орган, обладающий соответствующей компетенцией.

Следует также отметить, что понятие уполномоченного органа, приведенное в ст.6 ВК РФ, применяется только в Воздушном кодексе РФ, на что указывает фраза «В целях настоящего кодекса..». Таким образом, можно сказать, что законодатель обозначил границы использования понятия уполномоченного органа в приведенном значении. Следовательно, данное понятие не должно использоваться в других источниках воздушного права, за исключением тех, которые принимаются в целях развития положений данной нормы.

Система и структура органов государственной власти определяется указом Президента РФ . В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Причем, федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

5. Функции федерального органа исполнительной власти исчерпывающим образом приведены в Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004№314 в действующей редакции (далее - Указ №314). Указ №314 различает следующие функции:

По принятию нормативных правовых актов;

По контролю и надзору;

По управлению государственным имуществом;

По оказанию государственных услуг.

Так, функция по принятию нормативных правовых актов (по нормативно-правовому регулированию) по своей природе является правотворческой и состоит в том, что компетентный орган государственной власти создает обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения, которые облечены в нормы права составляющие содержание нормативного правового акта. Подробнее о нормативном правовом акте можно узнать в комментарии к ст.2 ВК РФ.

Под функциями по контролю и надзору понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Деятельность по контролю и надзору, как отмечает Е.Г. Бабелюк, во-первых, направлена на обеспечение законности и правопорядка; во-вторых, всегда связана с дополнительным обязыванием; в-третьих, результатом проведения контрольно-надзорных мероприятий может быть ограничение прав и свобод частных лиц, в частности, применение мер ответственности .

Под функцией по управлению государственным имуществом необходимо понимать реализацию федеральным органом исполнительной власти полномочия собственника федерального имущества. Реализация функции по управлению государственным имуществом может заключаться, в частности, в передаче имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление подведомственным юридическим лицам (государственным унитарным предприятиям или учреждениям), а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Нормативная характеристика функции по оказанию государственных услуг включает несколько принципиальных моментов: во-первых, выполнение государственных услуг может быть передано частным организациям, во-вторых, государственные услуги могут быть оказаны на платной основе . Государственные услуги могут предоставляться в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Так, С.А. Белов выделяет пять принципов правового регулирования, позволяющих осуществить юридическое разграничение понятий государственной контрольно-надзорной (властно-принудительной) деятельности и деятельности по оказанию государственных услуг. Так, во-первых, контрольно-надзорная деятельность осуществляется в общественных (государственных) интересах, а не в интересах гражданина. При осуществлении контрольно-надзорной деятельности цель обеспечения государственной и общественной безопасности позволяет устанавливать требования, которые обременяют конкретного гражданина и тем самым противоречат его интересам. При оказании государственных услуг государство стремится удовлетворить потребности гражданина и тем самым реализует его интерес.

Во-вторых, получение государственной услуги всегда должно оставаться добровольным для гражданина. В случае же осуществления контрольно-надзорной деятельности государство устанавливает юридическую обязательность обращения гражданина к государству.

В-третьих, получение государственной услуги гражданином может быть вынуждено только вследствие отсутствия возможности получить эту услугу в частной организации или недоступности ее в частных организациях из-за цены. Властные полномочия не должны использоваться для навязывания услуги и путем совмещения контрольно-надзорной деятельности с деятельностью по оказанию услуг.

В-четвертых, методы реализации контрольно-надзорных полномочий предполагают обязательность исполнения гражданином предписаний должностных лиц государственных органов, в то время как государственные услуги связаны не с обременительным и принудительным, а с предоставляющим воздействием государства.

Наконец, в-пятых, как контрольно-надзорная деятельность, так и деятельность по оказанию государственных услуг может быть бесплатна для гражданина. Вместе с тем при осуществлении контрольно-надзорной деятельности размер платы не связан с объемом деятельности уполномоченного органа (чаще всего предусмотрено взимание государственной пошлины); при регулировании платы за получение государственных услуг размер оплаты, хотя он нормативно и зафиксирован, увязывается с объемом услуг, которые предоставляются гражданину, и может быть увязан с размером расходов на их оказание .

6. В соответствии с п.3 Указа №314, федеральное министерство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

7. В соответствии с приведенным в ст.20 ВК РФ делением авиации на гражданскую, государственную и экспериментальную, уполномоченным органом осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в каждой конкретной области авиации, является компетентное в данной области федеральное министерство.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации , Минтранс России является Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации , использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания.

В области государственной авиации , уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, является Министерство обороны Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве обороны России , Минобороны России, в частности, осуществляет полномочия по государственному регулированию деятельности в области государственной авиации, по государственному контролю за деятельностью авиационного персонала государственной авиации, а также осуществляет расследование, классификацию и учет авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации .

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Так, Минпромторг России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития авиационной техники, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере авиационной и судостроительной промышленности . Министерство промышленности и торговли России, организует выполнение работ по созданию авиационной техники, организует и проводит расследования авиационных происшествий с экспериментальными воздушными судами, а также осуществляет ведение государственного реестра аэродромов экспериментальной авиации Российской Федерации и государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации .

8. В соответствии с п.4 Указа №314, федеральная служба (служба):

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;

в) не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору - также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

9. В соответствии с п.5 Указа №314, федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) утратил силу. - Указ Президента РФ от 20.05.2004 №649;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

10. Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). Следовательно, Минтранс России и подведомственные ему федеральная служба и федеральное агентство, являются уполномоченными органами в сфере гражданской авиации .

11. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.

Ространснадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, а также участвовать (но не организовывать) в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий.

Исчерпывающим образом полномочия Ространснадзора перечислены в Положении о федеральной службе по надзору в сфере транспорта .

12. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

Федеральное агентство воздушного транспорта взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Исчерпывающим образом полномочия Росавиации перечислены в Положении о федеральном агентстве воздушного транспорта .

13. Определенный интерес представляет статус Представительства Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), определяемый в соответствии с указом Президента РФ от 02.05.2006 №448 . Понятие уполномоченного органа указ Президента не использует. В соответствии с п.1 данного указа, Представительство РФ при ИКАО является государственным органом внешних сношений Российской Федерации.

Представитель РФ при ИКАО назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ по представлению Министра транспорта РФ, согласованному с Министерством иностранных дел РФ (далее - МИД РФ).

Представитель РФ при ИКАО имеет двух заместителей. Одна должность заместителя Представителя РФ при ИКАО замещается представителем МИД РФ. Лицо, занимающее эту должность, является работником МИД РФ, назначается на должность и освобождается от должности Министром иностранных дел РФ по согласованию с Минтрансом России.

Другой заместитель Представителя РФ при ИКАО назначается на должность и освобождается от должности Министром транспорта РФ. Указанный заместитель представляется Совету ИКАО для назначения его членом Аэронавигационной комиссии ИКАО .

14. Как следует из буквального толкования комментируемой статьи, под уполномоченными органами, помимо федеральных органов исполнительной власти, понимаются также органы, которым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.

В данном случае речь может идти как об органах государственной власти, не относящимся к федеральными органами исполнительной власти, так и об иных образованиях, полномочия федерального органа исполнительной власти которым переданы на аутсорсинг .

Аутсорсинг представляет собой механизм выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе. Аутсорсинг рассматривается как инструмент оптимизации функций органов исполнительной власти и противодействию коррупции .

15. Полномочия федерального органа исполнительной власти могут быть переданы также международной организации.

Так, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) учрежден на основании подписанного 30 декабря 1991 года межправительственного «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства». Участниками Соглашения к настоящему времени являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина.

Данным Соглашением МАК определен исполнительным органом 12 государств бывшего Союза ССР по делегированным государствами функциям и полномочиям в области гражданской авиации и использования воздушного пространства.

Основные направления деятельности МАК: Разработка авиационных норм, правил и требований; сертификация авиационной техники, аэродромов и оборудования; информация по безопасности полетов; расследование авиационных происшествий на территории стран-участниц соглашения с участием гражданских воздушных судов.

. В настоящее время действует система и структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 (в ред. указов Президента РФ от 20.05.2004 №649, от 14.11.2005 №1319, от 23.12.2005 №1522, от 15.02.2007 №174, от 24.09.2007 №1274, от 12.05.2008 №724, от 07.10.2008 №1445, от 25.12.2008 №1847, от 22.06.2010 №773, с изм., внесенными указами Президента РФ от 15.03.2005 №295, от 27.03.2006 №261, от 22.06.2009 №710).

. Е.Г. Бабелюк. Проблемы разграничения деятельности по оказанию государственных услуг и контрольно-надзорной деятельности государства/ Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - с.48.

. Там же, с.47.

. С.А. Белов. Принципы правового регулирования деятельности по оказанию государственных услуг/ Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сборник / под общ. ред. Е.В. Гриценко, Н.А. Шевелевой. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - с.73-76.

. «Об утверждении Положения о министерстве транспорта Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №395 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 №173, от 02.06.2006 №348, от 14.12.2006 №767, от 16.02.2008 №83, от 11.03.2008 №161, от 21.04.2008 №288, от 30.04.2008 №325, от 28.05.2008 №399, от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 29.12.2008 №1052, от 08.01.2009 №6, от 27.01.2009 №43, от 24.03.2009 №251, от 22.04.2009 №354, от 05.08.2009 №638, от 12.08.2009 №656, от 02.09.2009 №716, от 17.12.2009 №1033, от 02.02.2010 №38, от 02.02.2010 №40, от 09.03.2010 №133, от 17.03.2010 №152, от 17.03.2010 №160, от 01.04.2010 №211, от 09.06.2010 №413, от 15.06.2010 №438, от 26.07.2010 №553 ).

. «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», указ Президента РФ от 16.08.2004 №1082 (в ред. Указов Президента РФ от 03.09.2005 №1045, от 05.09.2005 №1049, от 15.04.2006 №377, от 07.05.2007 №589, от 27.06.2007 №817, от 09.11.2007 №1477, от 29.07.2008 №1137, от 23.10.2008 №1517, от 17.11.2008 №1624, от 17.11.2008 №1625, от 19.05.2009 №569, от 01.09.2009 №985, от 14.05.2010 №589, от 06.07.2010 №845, от 26.08.2010 №1070, от 27.12.2010 №1626, от 02.01.2011 №21 ).

. Там же, п.7.

. «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №438 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 29.12.2008 №1052, от 27.01.2009 №43, от 10.03.2009 №218, от 15.06.2009 №482, от 23.06.2009 №523, от 12.08.2009 №656, от 02.02.2010 №37, от 20.02.2010 №67, от 09.06.2010 №405, от 15.06.2010 №438, от 26.07.2010 №553, от 20.08.2010 №650, от 20.08.2010 №651, от 29.10.2010 №871).

. Там же, п.5.

. Необходимо отметить, что с момента принятия Указа №314 в системе федеральных органов исполнительной власти был еще один орган, уполномоченный в области транспорта, в области гражданской авиации, в области обороны, в области использования воздушного пространства, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания - Федеральная аэронавигационная служба.

Образована Федеральная аэронавигационная служба была в соответствии с указом Президента РФ «О Федеральной аэронавигационной службе» от 05.09.2005 №1049, как федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Руководитель Росаэронавигации подчинялся Председателю Правительства РФ.

После принятия указа Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 №724, Федеральная аэронавигационная служба перешла в ведение Министерства транспорта РФ.

В соответствии с указом Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации» от 11.09.2009 №1033 Федеральная аэронавигационная служба была упразднена, а ее функции перераспределены между Росавиацией и Ространснадзором.

. «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №398 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 №173, от 03.10.2006 №600, от 14.12.2006 №767, от 17.12.2007 №879, от 23.06.2008 №467, от 28.07.2008 №573, от 07.11.2008 №814, от 07.11.2008 №831, от 27.01.2009 №43, от 24.03.2009 №251, от 22.04.2009 №354, от 16.07.2009 №584, от 08.08.2009 №649, от 02.09.2009 №716, от 17.12.2009 №1033, от 09.06.2010 №409, от 15.06.2010 №438 ).

. «Перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Федерального агентства воздушного транспорта федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности», распоряжение Руководителя Росавиации от 10.12.2010.

. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта», постановление Правительства РФ от 30.07.2004 №396 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.03.2006 №173, от 21.04.2008 №288, от 23.06.2008 №467, от 13.10.2008 №753, от 07.11.2008 №814, от 27.01.2009 №43, от 22.04.2009 №354, от 08.08.2009 №649, от 17.12.2009 №1033, от 02.02.2010 №40, от 17.03.2010 №160, от 15.06.2010 №438 ).

. «О Представительстве Российской Федерации при Международной морской организации и Представительстве Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации», указ Президента РФ от 02.05.2006 №448 (в ред. указа Президента РФ от 11.09.2009 №1133).

. Аэронавигационная комиссия состоит из девятнадцати членов, назначенных Советом из числа лиц, выдвинутых Договаривающимися государствами. Эти лица обладают соответствующей квалификацией и опытом в научной и практической областях аэронавтики. Совет обращается ко всем Договаривающимся государствам с просьбой о представлении кандидатур. Председатель Аэронавигационной комиссии назначается Советом (ст.56 Конвенции о международной гражданской авиации, Чикаго, 1944).

. Так, постановлением Правительства РФ от 14.05.1996 №583 «Вопросы Федеральной авиационной службы России», в целях повышения безопасности и регулярности полетов воздушных судов, формирования единой хозяйственной системы управления воздушным движением и регулирования использования воздушного пространства Российской Федерации, было создано ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». На данную организацию возложена функция предоставления аэронавигационных услуг пользователям воздушного пространства.

. «О концепции Административной реформы в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 №1789-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 №157-р, постановления Правительства РФ от 28.03.2008 №221. Так, одним из направлений административной реформы в 2006-2007 год было декларировано: разработка и принятие нормативных правовых актов и разработка методической базы для механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов. В плане на 2008 год указано: внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти.

Следует различать понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти. Так, система органов исполнительной власти - это совокупность органов и взаимосвязь между ними; структура органов исполнительной власти - их внутреннее устройство, внутренняя организация структурных подразделений и должностей.

Система федеральных органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами. К исключительному ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Система федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, характеризуется стабильностью (в плане организационно-правовых форм и функций), с другой - отличается динамизмом (в зависимости от стоящих перед государством в данное время задач формируются новые органы, упраздняются те, которые уже исчерпали свое предназначение, происходит реорганизация органов и т.п.). Так, после вхождения Крыма в состав РФ в целях выполнения функций по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий РФ, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ, было создано Министерство РФ по делам Крыма.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Она строится на основе четкого разграничения управленческих функций органов исполнительной власти.

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1) федеральные министерства:
2) федеральные службы;
3) федеральные агентства.

Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленнойактами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляется министром РФ (федеральным министром), входящим в состав Правительства РФ. Функции федерального министерства:
выработка государственной политики в установленной сфере деятельности (образовании, сельское хозяйство, культура и т. п.);
правовое регулирование в установленной сфере деятельности (функции по принятию нормативных правовых актов) - издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
координация деятельности государственных внебюджетных фондов.

Примеры федеральных министерств: Министерство внутренних дел РФ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство финансов РФ и т. д.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Функции федеральной службы:
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов);
- издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.). Примеры федеральных служб: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Функции федерального агентства:
по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);
по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, втом числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
правоприменительные функции (издание индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции).

Примеры федеральных агентств: Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральные органы исполнительной власти могут находиться в непосредственном ведении Президента РФ, Правительства РФ. а федеральные службы и агентства также в ведении соответствующих федеральных министерств.

Деятельность федеральных органов исполнительной власти регулируется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года, иными законами, подзаконными актами Президента и Правительства.

Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ, которое в соответствии со ст. 1 Закона «О Правительстве» является высшим исполнительным органом государственной власти, как непосредственно осуществляющим исполнительную власть, так и возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Правительство РФ является органом общей компетенции, осуществляющим на коллегиальной основе руководство различными сферами хозяйства.

Согласно ст. 12 Закона Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, они подчиняются ему и ответственны перед ним за выполнение поставленных задач; Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов и пр.

Однако важнейшую роль в исполнительной власти федерального уровня играет Президент, который, являясь главой государства и во многом занимая положение как бы «над ветвями власти», обладает к тому же ключевыми полномочиями в сфере исполнительной власти, в том числе по определению внутренней и внешней политики государства; назначению, а также освобождению от должности Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров; непосредственному руководству деятельностью федеральных органов исполнительной власти, подведомственных ему по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, собственными указами и др.

В систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят: министерства (федеральные министерства), государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, а также Управление делами Президента РФ.

По характеру компетенции федеральные органы исполнительной власти подразделяются на отраслевые и межотраслевые, по специализации функций выделяют контрольные, надзорные органы, а также органы, выполняющие специфические функции государства.

По сферам деятельности федеральные органы исполнительной власти можно распределить следующим образом:

а) сфера экономики и финансов - министерства: экономики; финансов; внешних экономических связей и торговли; государственного имущества; топлива и энергетики; сельского хозяйства и продовольствия; путей сообщения; транспорта; госкомитеты: по связи и информатизации; по статистике; по антимонопольной политике; по поддержке и развитию малого предпринимательства; по жилищной и строительной политике; по стандартизации, метрологии и сертификации; по государственным резервам; Государственный таможенный комитет; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и другие; ведомства: Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению; Государственная налоговая служба; Госгортехнадзор и другие.

б) социальная сфера - министерства: труда и социального развития;

здравоохранения; государственные комитеты: по физической культуре и туризму; по вопросам развития Севера; ведомства: Федеральная миграционная служба.

в) сфера науки, культуры и образования - министерства: науки и технологий; культуры; общего и профессионального образования; госкомитеты: госкомитеты по кинематографии, по печати, по делам молодежи;

Государственный высший аттестационный комитет; ведомства: Федеральная служба по телевидению и радиовещанию; Федеральная архивная служба.

г) сфера природопользования и охраны окружающей среды - министерство природных ресурсов; государственные комитеты: по охране окружающей среды; по земельным ресурсам и землеустройству; федеральные службы: по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

геодезии и картографии; ведомства: Федеральная служба лесного хозяйства.

д) сфера обеспечения законности, общественной и государственной безопасности, обороны - министерства: обороны; внутренних дел; юстиции; министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ведомства: Федеральная служба безопасности; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба охраны; Служба внешней разведки; Федеральная служба налоговой полиции и другие.

е) сфера внешней политики и международных отношений - министерства: иностранных дел; по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ; внешних экономических связей и торговли.

Деятельность ряда органов распространяется на несколько сфер. Например, Государственный комитет по вопросам развития Севера, призван содействовать решению как экономических, так и социально-культурных проблем северных территорий, Государственный таможенный комитет помимо функции сбора таможенных платежей выполняет и отдельные правоохранительные функции; Министерство внешних экономических связей и торговли совмещает как функции по регулированию и надзору за отечественной торговлей, так и деятельность по международному экономическому сотрудничеству.

В целях обеспечения согласованной политики федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к сфере совместной деятельности министерства осуществляют координацию работы иных федеральных органов в соответствии с утверждаемой Правительством структурной схемой. Так, например, учебные заведения находятся в составе многих министерств и ведомств, однако министерство общего и профессионального образования осуществляет методическое руководство этими заведениями, разрабатывает государственные образовательные стандарты. Или, например, многие инструкции и указания министерства здравоохранения обязательны для медицинских служб министерств обороны, ФСБ, МВД и иных органов.

Система (т.е. виды организационно-правовых форм), структура (т.е. конкретный перечень) федеральных органов исполнительной власти, а также порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяется Указами Президента РФ. В зависимости от характера полномочий федерального органа, а также правового положения его руководителя, в системе предусмотрено три группы федеральных органов исполнительной власти:

Министерства;

Государственные комитеты, федеральные комиссии;

Федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры.

1) Министерство - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законодательством, деятельность иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр (федеральный министр); он назначается на должность и освобождается от должности Президентом по предложению председателя Правительства. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ, если иное не установлено законом (это исключение касается прежде всего заместителей «силовых» министров).

В министерствах, а также в ряде других федеральных органах исполнительной власти создаются совещательные органы - коллегии. Они состоят из руководящих работников министерства; в их состав могут входить также ученые, государственные и общественные деятели, Состав коллегии утверждается Правительством РФ.

Федеральные министры осуществляют руководство соответствующими федеральными органами исполнительной власти на едино-начальной основе: издают приказы, распоряжения, иные документы нормативного и индивидуального характера. Кроме того, согласно ст. 26 закона «О Правительстве» полномочия федеральных министров заключаются в участии с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в подготовке постановлений и рас-

поряжений Правительства РФ обеспечении их исполнения, в выработке и реализации политики Правительства РФ. В своей деятельности министры подотчетны Президенту РФ и Правительству РФ, а по вопросам соблюдения законодательства - также правоохранительным и контрольным органам.

Юридически все министерства равны и не могут находиться в административном соподчинении, однако могут координировать свою работу, заключая договоры и соглашения о совместной деятельности, в том числе, в решении вопросов, требующих взаимодействия различных структур, например, в выполнении федеральных целевых программ, в борьбе с преступностью и т.п.

2) Государственный комитет РФ, федеральная комиссия России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Возглавляет госкомитет и федеральную комиссию РФ Председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ.

3) Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор); российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор - начальник. Руководителей этих федеральных органов исполнительной власти назначает и освобождает от должности Правительство РФ, за исключением руководителей органов, подведомственных Президенту РФ. К федеральным органам исполнительной власти, которые согласно Конституции РФ и федеральному законодательству непосредственно подчинены Президенту РФ, относятся органы, обеспечивающие государственную и общественную безопасность и борьбу с преступностью, суверенитет и территориальную целостность государства, неприкосновенность его границ, добычу разведывательной информации, органы, осуществляющие внешние сношения с иностранными государствами и т.п. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

Еще по теме 26.1. Федеральные органы исполнительной власти:

  1. § 5. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  2. § 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  3. 1. Представление Президенту Российской Федерации предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России.

Взаимосвязь различных звеньев федеральных органов исполнительной власти можно представить в виде схемы:

Схема. Федеральные государственные органы исполнительной власти.

Можно выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный ме-ханизм ее реализации.

Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концер-нов, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структур-ных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это -- «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориаль-ные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъ-ектов государственного управления. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 1993. С. 34.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

· Правительство Российской Федерации.

· Федеральные министерства.

· Государственные комитеты Российской Федерации.

· Федеральные комиссии России.

· Федеральные службы России.

· Федеральные надзоры России.

· Иные федеральные органы исполнительной власти.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) -- это:

· правительства республик и других субъектов Федерации;

· администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ

В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства (ст. 11, ч. 1;ст. 80, ч.1).

Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ). В этих целях Президент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями, осуществление которых является его прерогативой. Так, в сфере исполнительной власти Президент РФ:

· Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

· Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

· Принимает решение об отставке Правительства РФ;

· По предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;

· Утверждает своими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;

· Вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;

· Вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и своим указам;

· Может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросам функционирования органов исполнительной власти).

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Таким образом, исходя из конституционных положений, Президент РФ не является главой исполнительной власти, но оказывает значительное влияние на деятельность исполнительных органов РФ.

В целях обеспечения реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений учрежден институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Основными задачами полномочного представителя являются:

1) организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ;

2) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

З) обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ;

4) представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе и внесение со ответствующих предложений.

Для реализации возложенных на него задач полномочный представитель Президента РФ выполняет следующие функции:

· обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

· организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;

· организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

· принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;

· организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа;

· вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина и другие.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 года. полномочные представители приглашаются на заседания Правительства РФ с правом со вещательного голоса, а также на заседания создаваемых Правительством РФ комиссий и советов, на проводимые Председателем Правительства РФ и его заместителями совещания по вопросам, затрагивающим интересы соответствующих федеральных округов

Обеспечение деятельности полномочного представите ля осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. В структуре Администрации Президента РФ имеются и другие подразделения, оказывающие влияние на деятельность органов исполнительной власти, например Главное контрольное управление, осуществляющее контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и т. д.

Кроме того, на основе Указа Президента РФ от 17 мая 2000 года. в структуру федеральных органов исполнительной власти включены: Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ.

Государственный совет РФ

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 года был образован Государственный совет Российской Федерации - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Президент РФ является председателем Государственного совета. Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента в его состав могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ два и более срока подряд. Таким образом, новый совещательный орган способствует более тесному взаимодействию Президента с руководителями высших исполнительных органов субъектов РФ.

В числе основных задач Государственного совета:

· обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов;

· обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

· содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Заседания Госсовета проводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения, принятые на заседаниях, при необходимости оформляются указами, распоряжениями или поручениями Президента РФ, а в случае выработки решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений или поправок проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.

Правительство Российской Федерации

Правительство РФ является федеральным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства РФ, его состав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируются Конституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года

Правительство - это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по 1997 г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти, в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они не дублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесенными Конституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизация структуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действия отраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы,- М., 1984 с. 254

Председатель Правительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласия Государственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлению Председателя об отставке, а также в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти; предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции РФ).

ФКЗ «О Правительстве РФ» (ст. 27) наделяет Председателя Правительства и другими полномочиями. Председатель Правительства РФ, в частности:

1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

2) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

3) распределяет обязанности между своими заместителями;

4) систематически информирует Президента РФ о работе Правительства;

5) подписывает акты Правительства Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временно исполняет обязанности Президента РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ координируют работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года Председатель Правительства РФ имеет пять заместителей, в том числе Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра сельского хозяйства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра финансов РФ.

Федеральные министры обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства. Правом совещательного голоса могут быть на делены и иные руководители федеральных органов исполнительной власти. Например, Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг является по должности федеральным министром.

Для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства может быть образован Президиум Правительства. Его заседания проводятся по мере необходимости. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.

Полномочия Правительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами и Указами Президента.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что в отношении федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ руководит работой и контролирует их деятельность; утверждает положения о них; устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на их содержание; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти и т. д.

В отношении органов исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в целях обеспечения сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Закон определяет общие, межотраслевые, отраслевые и иные полномочия Правительства РФ. В пределах общих полномочий Правительство РФ:

· организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

· осуществляет регулирование в социально -- экономической сфере;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью Загряцков М.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве. М., 1998. с. 67

Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, а также осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Для осуществления возложенных на него полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Правовыми формами реализации Правительством возложенных на него полномочий выступают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, -- в форме распоряжений.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

В заседаниях Правительства могут участвовать представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка и иные лица в соответствии с законодательством либо в порядке, установленном Правительством.

Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (ст. 28) определен круг вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. В частности:

· о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· о проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

· об установлении номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

· об установлении объемов выпуска государственных ценных бумаг;

· о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

· о проектах программ приватизации федеральной государственной собственности;

· о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

· об образовании Президиума Правительства РФ;

· об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти;

· о порядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнитель ной власти;

· об утверждении Регламента Правительства РФ;

· об утверждении Положения об Аппарате Правительства РФ и другие.

Случаи и порядок отставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство само может подать в отставку; решение об отставке может принять Президент РФ; недоверие может быть выражено Государственной Думой; вопрос о доверии может быть поставлен Государственной Думой Председателем Правительства РФ.

Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет отставку Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти

В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.

Министерство Российской Федерации - как и другие федеральные органы исполнительной власти - это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти». Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-юрид. Наук Бачило И.Л. - М.: Юристъ 1998 с. 154.

В период с 1994 по 1997 год система министерств претерпела ряд структурных преобразований. В настоящее время она насчитывает 22 министерства.

Министерство Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром, который назначается на должность и освобождается от должности также Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства России.

Министр входит в состав Правительства, его функциями является осуществление государственного управления и координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.

При каждом министерстве имеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра -- председателя, его заместителей и других руководящих работников министерства.

Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.

Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации. Нынешняя система исполнительной власти насчитывает 16 государственных комитетов.

Государственный комитет Российской Федерации -- является центральным органом федеральной исполнительной власти, который на основе коллегиальности осуществляет межотраслевое регулирование.

Государственный комитет образуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляется председателем, который назначается на должность и освобождается от должности только Президентом России.

Председатель государственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам, относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кроме вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решения государственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативный характер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в виде постановления.

В целях всестороннего рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии, заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета и других организаций.

К федеральным органам исполнительной власти также относятся:

Федеральные комиссии - это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, как федеральные службы, надзоры и агентства . Это органы исполнительной власти, которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российское агентство - генеральный директор; федеральный надзор России - начальник федерального надзора России.

В настоящее время действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора России.

Федеральные службы России, к ним относятся:

· Государственная налоговая служба Российской Феде рации;

· Служба внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральная служба безопасности Российской Феде рации;

· Федеральная служба налоговой полиции России;

· Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и др.

Российские агентства:

· Российское агентство по патентам и товарным знакам;

· Российское космическое агентство;

· Федеральное агентство правительственной связи и ин формации при Президенте Российской Федерации.

Федеральные надзоры России:

· Федеральный горный и промышленный надзор России;

· Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют специальные исполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органы создаются Президентом Российской Федерации.

К федеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные, правительственные комиссии и советы.

Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).

Действуют также межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных для здоровья населения потребительских товаров.

Говоря о структуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оно устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

В соответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» территориальные органы являются составной частью системы исполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1998 с. 229.

Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные органы соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных органов, принципы их деятельности и основные полномочия.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: