Описание и проявление учредительной функции конституции. Функции конституции российской федерации. Социальная функция конституции


Рассматривая данный вопрос необходимо отметить, что содержание его по многим позициям имеет проблематичный характер и некоторые функции Конституции несут в себе больше желаемый, чем действительный характер
Функции права - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и специальным назначением права в жизни общества.
Функции Конституции - различные проявления назначения Конституции, отражающие ее роль в жизни общества.
В теории конституционализма указывается на несколько взаимосвязанных друг с другом функций Основного Закона.
1. Юридическая (правовая) функция.
В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразить это значение в системе конкретных тезисов.
Конституционные нормы - высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.
Наличие в тексте Конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).
Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом по преимуществу, т.е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи Конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.
Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соответствующие общественные отношения урегулированы именно конституционными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.
В системе источников права Конституция РФ является высшим звеном правовых актов государства. Обладая высшей юридической силой. Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории страны. Специальным указанием на прямое действие федеральных законов, кроме всего прочего, подчеркивается, что в Российской Федерации не признается установление субъектами федерации каких-либо дополнительных условий для вступления в юридическую силу федеральных законов. Эта норма, сама по себе естественная для государства с федеративным устройством. - своеобразная реакция на правотворчество некоторых субъектов федерации, которое отличалось в последние годы не просто чрезмерной независимостью, но и стремлением создания внутреннего "сита" для федеральных законов.
Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права.
Учредительная функция.
Учредительная функция Конституции состоит в том, что она, прежде всего, учреждает, закрепляет основополагающие начала организации и развития общества и государства. Так, основной закон учреждает официальное название государства – Российская Федерация, учреждает полновластие народа: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ, как отмечается в статье 3 Конституции РФ, является многонациональный народ». Конституция, так же учреждает название органов государственной власти, наделяет их соответствующими полномочиями по изданию общеобязательных правовых актов. Например, официальное название парламента РФ – Федеральное Собрание РФ, его палат: Совет Федерации и Государственная Дума. Только парламент может принимать нормативные правовые акты обладающие высшей юридической силой т.е. ,законы. Аналогично касается и органов исполнительной и судебной власти. Главой государства учреждается Президент. (Ст. 80 Конституции РФ).
3. Организационная функция.
Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов. Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, процедуру отставки Правительства РФ и т.д.
4. Политическая функция выражает роль Конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия. Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, Конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.
5. Ограничительная функция
Смысл ее заключается в ограничении государственной власти правом. Конституционные нормы обязательны для государственных органов, образуют основу и границы их деятельности, предотвращают узурпацию и монополизацию власти. Установление юридических пределов деятельности государства, пределов его вмешательства в жизнь граждан, производство есть признак правового государства и развитого гражданского общества,
6. Стабилизирующая функция.
Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами Конституции. Стабильность институтов власти несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консервативностью в самом хорошем смысле этого слова. Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает "остановки", "омертвления" конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно. Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, ежели "неконституционная пустота", лучше нежели отсутствие основ конституционной законности. Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.
7. Воспитательная функция,
Воспитательная роль Конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел. От уровня правосознания во многом зависит - все ли положения Конституции принимаются. Задача Конституции сформировать у граждан РФ глубокое уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству. Нет готового учебника, по которому можно учиться конституционализму, нет практики, воспитывающей конституционное правосознание. Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить в сознании каждого сам дух конституционализма в повседневной жизни.
В целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности Президентом РФ был издал Указ №2131 от 29 ноября 1994 г. «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях».
Таким образом, роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Еще по теме Функции Конституции Российской Федерации:

  1. § 1. Структура и порядок формирования Федерального Собрания Российской Федерации

Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции Основного закона. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно–юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства, конституция выполняет следующие юридические функции: правонаделительную, связанную с закреплением конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права; охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина; целеполагающую, или ценностно–ориентационную, которая заключается в закреплении стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция "в этом" смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно–правовой формы (ст. 1 – 16 Конституции РФ); Учредительная роль конституции проявляется в том, что она, во–первых, закрепляет уже сложившуюся систему общественных Отношений на момент ее принятия и, во–вторых, юридически узаконивает прогрессивные тенденции политико–правового развития, создавая условия для новых отношений, которые в «зародыше» проявляются, но не могут получить общественного признания без высшей законодательной поддержки.

Политическая , или социально–политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода Договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая конституцией система власти функционирует в ре– | жиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействии политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности – права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию – систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация обесточивает ее юридическую силу.

Кроме этого, конституция осуществляет интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду: Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства.

Понятие конституции к нам пришло из Древнего Рима и в переводе с латыни означает «устройство». В роли первых конституций в древнем мире выступали учредительные законы в древнегреческих полисах и римские законы царя Сервия Туллия, но первой принятой конституцией историки считают Статут Великого Княжества Литовского 1529 года, действовавший в Речи Посполитой, а затем также в Российской Империи до 1840 года. В современном смысле этого слова, первой конституцией стала Конституция США 1787 года, а затем была принята Конституция Речи Посполитой (1791 год) и Конституция Франции (также 1791 год). Две последних просуществовали не очень долго из-за развития событий в этих странах, а самой старой из ныне действующих конституций является Статут Республики Сан-Марино, принятый еще в 1600 году и базирующийся на городском уставе, принятом аж в 1300 году.

Итак, в современном понимании, конституция - это основной закон государства , нормативно-правовой акт , обладающий наивысшей юридической силой в стране, а также учредительный документ, определяющий основы политической, экономической и правовой системы государства. Обычно конституция принимается либо специально созванным учредительным собранием, либо референдумом. Конституция также описывает правовой статус государства и его граждан, а также их права и обязанности. С юридической точки зрения, конституция - это система норм права, на основе которых пишутся все остальные законы в стране.

Виды конституций.

По своей форме:

  • писаные конституции, или кодифицированные (единый нормативно-правовой акт);
  • неписаные конституции, или некодифицированные (несколько законов, разбросанных по множеству актов; может также быть в устной форме, как конституция Спарты, передававшаяся устно от отца к сыну).

Конституция Великобритании, например, является некодифицированной, она состоит из законов, прецедентов, конституционных обычаев. При этом нет какого-либо единого документа, претендующего на роль основного закона страны, и даже нет списка законов и других документов, которые бы относились к конституции. Это объясняется особой ролью прецедента как источника права.

По отношению к поправкам и дополнениям:

  • гибкие (постоянно дополняются и изменяются);
  • жесткие (практически неизменяемые);
  • комбинированные (гибкие с несколькими жесткими статьями, не подлежащими изменению).

Также бывают постоянные и временные конституции, хотя часто конституции, замышлявшиеся как постоянные, оказывались временными и наоборот.

Особенности конституции.

  1. Закрепление строя государства, формы государства, органов власти.
  2. Закрепление основных прав и свобод .
  3. Относительная стабильность.
  4. Основа для текущего законодательства .
  5. Особый порядок принятия и изменения.
  6. Нормативно-правовой акт прямого действия.
  7. Верховенство на всей территории государства.

Функции конституции.

Исходя из определения и особенностей конституции, мы можем перечислить ее основные функции:

  1. Учредительная функция - основа для развития правового государства.
  2. Организаторская функция - постановка новых задач, направление в котором необходимо развиваться государству.
  3. Внешнеполитическая функция - основа международной политической деятельности .
  4. Идеологическая функция - определенное политическое учение, например, коммунистический характер Конституции СССР.
  5. Юридическая функция.

Система экономических, социальных, политических и правовых отношений , которые устанавливает и охраняет конституция, называется конституционным строем . Основные признаки конституционного строя в демократическом государстве:

  • народный суверенитет (народовластие);
  • разделение власти на три ветки: законодательную, исполнительную и судебную;
  • нерушимость прав и свобод человека.

Современные конституции стали намного длиннее и детальнее, чем первые, короткие конституции. Но отрицательный момент в том, что они утрачивают свое символическое значение в пользу юридической направленности. Нельзя забывать, что конституция, в первую очередь, передает характер и особенность государства и его граждан. Конституция должна помогать нации в самоидентификации, формировании мировоззрения , обладать сильным духом и служить предметом гордости и почета для граждан страны.

Конституция является Основным законом государства и представляет собой важнейший юридический документ, который закрепляет основы государственной власти и ее взаимодействия с отдельными гражданами и всем обществом. Нормы этого закона имеют высшую силу по сравнению с предписаниями других документов.

Положения Основного закона выполняют важнейшие функции. Конституции отводится роль регулятора связи государства с обществом. Но этим ее влияние не ограничивается.

Основные положения

Функции Конституции распространяются не только на регулирование общественных отношений, но и на людское правосознание и поведение, на формирование моральных устоев и культуры общества. Они обеспечивают связанность и результативность взаимодействия всех правовых и социальных элементов. Таким образом, через многогранность направлений воздействия можно определить значение, которое имеют функции Конституции для жизни каждого государства.

К вопросу о сущности Конституции

Понятие сущности Основного закона относится к разряду философских. В науке существует несколько подходов к пониманию значения Конституции.

  1. Нормативистский видит сущность этого документа в закреплении определенных норм и институтов.
  2. В свою очередь, приверженцы естественного права видят в Конституции общественный договор.
  3. Ученые-социологи полагают, что этот акт выражает реальное отношение общественных сил в государстве.
  4. Марксисты-ленинисты считают, что нормы Основного закона отражают волю лишь господствующего класса.

В настоящее время сущность Конституции понимается как компромисс разнообразных сил общества на основе общечеловеческих ценностей.

Виды функций Основного закона

Существует несколько подходов к классификации основных направлений воздействия Конституции. И некоторые авторы выделяют следующие линии ее влияния на государство и социум:

  • учредительную;
  • внешнеполитическую;
  • идеологическую;
  • организаторскую.

Кроме этого, в научной среде высказываются мнения, что Конституция выполняет еще и юридическую, стабилизационную и конструктивную функции. На наш взгляд, наиболее верным является подход к делению всех направлений воздействия Основного закона на две группы – правовую и социальную.

В первую входят такие основные функции Конституции, как учредительная, регулятивная, охранительная и программная. Ко второй группе, в свою очередь, относятся политическая, экономическая, идеологическая и воспитательная.

Конституирование

Главной функцией конституции является учредительная или, по-иному, закрепительная. Это назначение Основного закона заключается в том, что его нормы конституируют базовые постулаты государственного строя и политики.

В Конституции закреплены правомочия, свободы граждан, а также их обязанности. В ней находят отражение существующие в стране формы собственности. Конституционные нормы учредительного характера создают новые общественные отношения, которые не существовали до принятия этого нормативного документа.

Координирование

Нельзя забывать, что в основные функции Конституции входит и регулирующее направление. Данный документ не только закрепляет основы регламентации общественных связей, которых не существовало до его принятия.

Еще одним назначением Конституции является регулирование уже имеющихся в социуме правовых отношений, которые, как правило, имеют важный характер и связаны с вопросами власти, прав личности и суверенитета государства.

Защита

Важность конституционных отношений влечет за собой необходимость их охраны. Этим и обусловлено наличие одноименной функции этого документа. Отсюда следует, что защита положений, прописанных в Основном законе, должна обеспечивать и государственную правовую стабильность.

Программность

Программность Конституции объясняется тем, что нормы данного акта являются своего рода направлением развития для всего законодательства страны на многие годы. Это обусловлено основополагающим и стабильным характером положений данного документа. Их можно охарактеризовать как базовые постулаты для всех отраслей права.

В политике

Теперь обратимся к описанию социальных направлений действия Основного закона. В функции Конституции Российской Федерации входит политическое влияние. В тексте этого документа заложены такие правила как идеологическое многообразие, а также политический плюрализм. Кроме того, данная Конституция фиксирует основы организации власти в стране, принципы взаимодействия ее и человека, а также функционирования всей политической системы в целом.

В экономической сфере

В тексте Основного закона находят свое место основы рыночных взаимоотношений. В ней, кроме того, закрепляются формы собственности. Нормы этого документа фиксируют программу экономического развития всей страны. Здесь гарантированы права на труд, на справедливое вознаграждение за свою работу.

Влияние на мировоззрение

В функции Конституции РФ входит и идеологическое направление. Оно призвано формировать у граждан страны такие ценности как правомерное поведение, активность в политической жизни, ответственности при принятии важных и адекватных юридических решений. С помощью этой функции Конституция между государством и обществом формирует отношения, которые базируются на взаимном уважении и общей ответственности их участников.

Воспитательное воздействие

Социальная функция Основного закона заключается также и в благоприятном воздействии конституционных положений на мировоззрение граждан с целью выработки у них норм правосознания. Для достижения этой задачи необходимо возродить в людях уважение к этому документу. Конституция должна отражать в своем тексте реальное положение в государстве, а ее место в системе других нормативных актов обязано быть незыблемым, значимым и авторитетным.

Значение Конституции

Наличие многочисленных функций и задач у Основного закона государства говорит о том, что этот нормативный акт закрепляет основы всех отраслей права. В его тексте имеются важнейшие положения, касающиеся регулирования наиболее значимых общественных отношений, их защиты.

Кроме того, Конституция является программным актом, определяющим вектор развития общества и государства. Основной закон - это основа государственной идеологии и воспитания правового сознания у граждан. Таким образом, функции Конституции РФ поддерживают все важные направления деятельности государства.

Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает:

  • основные принципы устройства общества и государства;
  • наименования и полномочия органов государственной власти;
  • механизм осуществления государственной власти;
  • основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ее характерные черты:

  • особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, — народ;
  • учредительный характер ;
  • расширенный предмет регулирования Конституции;
  • особые .

Ее юридические свойства:

  • верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
  • высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
  • особая ;
  • прямое ;
  • особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции

По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — поиске и установлении оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.

Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Конституции могут быть:

  • в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);
  • по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);
  • по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»);
  • по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Действующая , принятая в 1993 г., — это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты. Термин «учредительный акт» означает, что в нем реализуется учредительная власть, суверенитет народа, который на референдуме 1993 г. в юридических формах определил способ своего бытия. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания. «Высшая юридическая сила» (юридическое верховенство) означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае они являются недействующими. Принятие и изменение в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами призвано обеспечить тщательный учет всех обстоятельств, интересов различных слоев населения, а также стабильность Конституции. Специфика объекта регулирования заключается в том, что конституция закрепляет основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности, основы взаимосвязей человека — коллектива — государства — общества. Особая форма защиты Конституции РФ связана с конституционным контролем — деятельностью Конституционного Суда РФ.

Виды конституций

В зависимости от соответствия или несоответствия ее объективной реальности Конституции бывают следующих видов:

  • реальные. Это те конституции, которые соответствуют сложившимся общественным отношениям;
  • фиктивные. Они не отражают фактического состояния общества. Так, конституции недемократических государств зачастую только декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а носят показной, фиктивный характер.

По форме конституции различают:

  • писаные конституции, содержащиеся в одном документе, принятом в установленном порядке и имеющем письменную форму. Например, конституции России, Франции, США, Италии;
  • неписаные конституции — нормы их находятся в различных источниках права — законах, правовых обычаях, судебных прецедентах. Неписаные конституции представляют собой редкое исключение и в настоящее время существуют в Великобритании, Сан-Марино, Лаосе.

По порядку принятия:

  • октроированные (дарованные «сверху»). В настоящее время такие конституции существуют в Непале, Лихтенштейне;
  • принятые соответствующим органом (учредительным собранием, законодательным собранием и т. д.) в особом процессуальном порядке. Так, в США конституция была принята Конституционным конвентом в 1787 г.;
  • принятые на референдуме (Франция в 1958 г., Россия в 1993 г.).

По принципу внесения изменений, дополнений и поправок бывают конституции:

  • «гибкие» — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы (неписаная Конституция Великобритании, Конституция Индии);
  • «жесткие» — изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем принятие обычного закона. «Жесткими» являются Конституции США, Италии, России.

Функции конституции

К функциям конституции (ее предназначению) относятся:

  • учредительная;
  • организаторская;
  • идеологическая;
  • стабилизирующая;
  • программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что она узаконивает (легитимизирует) основы конституционного строя, само государство, систему государственных органов. Так, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти — Государственную Думу и Совет Федерации и т. д.

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает порядок осуществления государственной власти, взаимодействия между составными частями государственного аппарата.

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она является идеологической базой проводимой государственной политики. Так, в Советском государстве в Конституции отражались марксистские взгляды на общество, государство и право, что отражалось на государственной политике. Современная Конституция РФ основана на идеологии демократии и политического плюрализма, приоритета прав и свобод человека, рыночной экономики, что сказывается и на государственной политике.

Стабилизирующая функция , как мы уже отмечали, заключается в том, что конституционные нормы отличаются повышенной стабильностью. Это способствует развитию общества в определенном русле, не позволяет бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс.

Программная функция заключается в том, что конституция может содержать ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее. Так, в советских конституциях ориентиром являлось построение коммунистического общества. В Конституции РФ такими ориентирами можно считать правовое государство, социальное государство и т. д.

Правовые свойства конституции

Конституция является учредительным , а потому первичным , определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция

Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было. Обращает на себя внимание положение, содержащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие положения Конституции РФ определяют смысл, содержание законов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.

В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.

Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.

В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Действие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).

В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует на территории всех субъектов федерации, а учредительные акты субъектов федерации — на территории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.

Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: