Кто получает социальную помощь. Виды социальной помощи. Период принятия решения

Государственная социальная помощь предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.

Законодательное регулирование вопроса

Самым главным документом, гарантирующим государственную помощь населению, является Конституция РФ.

Именно здесь говорится о социальной основе страны, о создании условий для достойного существования и свободного развития личности.

Информация о правовых и организационных основах оказания финансовой поддержки семьям и одиноким гражданам, уровень дохода которых не достигает , содержится в Федеральном законе № 178, принятом Думой в 1999 г.

В одноименном законе «О государственной социальной помощи» закреплены сведения об источниках, видах, размерах, о порядке назначения пособий и прочих важных вопросах.

Не менее важным является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», датированный 1997 г.

Понятие и цели предоставления

Государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к .

Важнейший принцип поддержки состоит в ее программ (денежных выплат).

Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов :

В условиях современной экономики социальная политика занимает весьма важное место, т.к. направлена на решение следующих целей:

  • улучшение уровня жизни населения;
  • повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;
  • доход от выполнения должностных обязанностей должен быть основным источником финансовых средств граждан, а также стимулом для развития различного рода производств;
  • эффективное контролирование реального уровня дохода, например, посредством сверки декларируемого дохода с фактически произведенными расходами;
  • обеспечение взвешенности в занятости граждан (недопущение большого числа и высвобождение излишней рабочей силы);
  • усиление адресности социальной поддержки посредством усиленного контроля уровня дохода в семьях и оказания помощи на основе поданных заявлений.

Виды господдержки

Статья 12 федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление :

Социальные пособия можно охарактеризовать при помощи следующих признаков:

  1. Безвозмездность, т.е. гражданин, получивший выплату, не обязан ее возвращать.
  2. Фиксированный размер. Закон не содержит сведений об определенной сумме, но устанавливает предельное значение. Обычно государственная помощь напрямую зависит от уровня дохода обратившегося за ней гражданина и членов его семьи. Оба значения в сумме не могут быть выше, чем прожиточный минимум.
  3. Материальная помощь. Современная ситуация в стране такова, что уровень дохода многих граждан пребывает в очень плачевном состоянии, т.е. средств не хватает даже на первостепенные потребности: еда, одежда, лекарства.
  4. Выплату производит соответствующий бюджет. Материальная помощь может оказываться гражданам из бюджета любого уровня.
  5. Целевое назначение, т.е. выплаченные средства гражданин может потратить только в направлениях, описанных в законе.

Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.

На поддержку в натуральном выражении может рассчитывать:

  • пенсионер, проживающий в одиночестве;
  • семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы;
  • семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
  • семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.

Состав продуктового набора определяет местная администрация. Зачастую в него включают: муку, крупы, макароны, сливочное и растительное масло, колбасу и т.д. Цена такого комплекта составляет 480 руб.

Семьи и одинокие граждане с низким уровнем дохода могут обращаться за предоставлением :

  • бесплатного горячего питания;
  • банных услуг;
  • твердого топлива.

Кому положена

Государство оказывает помощь :

Для получения государственной поддержки социального характера нужно подать письменное заявление и бумаги, подтверждающие состав семьи, в отделение социальной защиты в соответствии с местом постоянного проживания.

Если причина обращения за помощью таится в трудных жизненных обстоятельствах, то следует позаботиться о сборе бумаг, подтверждающих факт наступления того или иного события.

Социальная защита обычно проводит дополнительную проверку представленных заявителем сведений.

Если гражданин сообщил недостоверную информацию или умолчал о чем-то, то из управления социальной защиты может прийти отрицательный ответ.

В нижеперечисленных ситуациях помощь может быть не назначена или прекращена :

  • доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум;
  • получателю назначили наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • предоставленные сведения не являются достоверными;
  • смерть лица, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.

У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.

Основания для отказа и прекращения предоставления

В соответствии с действующим законодательством отказать в государственной поддержке могут на следующих основаниях : наличие неполноты или неточности в предоставляемой информации о численном составе семьи, об уровне дохода и об имеющемся в собственности имуществе.

Если гражданин не согласен с отказом, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты или в суд.

На каждого получателя государственной поддержки возлагается обязанность по информированию об изменениях, касающихся состава семьи, дохода и имущества в течение 14 дней со дня, ознаменовавшегося изменениями.

Т.е., если случилось долгожданное повышение уровня заработной платы главы семейства, ввиду чего величина среднедушевого дохода превысила прожиточный минимум, то данная семья перестает быть малоимущей и, соответственно, не нуждается в материальной поддержке государства. Прекращение выплат производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения.

О реализации Федерального закона №178 смотрите в следующем видеосюжете:

Многие однажды оказываются в ситуации, когда уровень жизни опускается ниже среднего. На помощь может прийти государство. Малоимущим семьям и одиноким лицам, которые по различным причинам не имеют возможности получать доход, назначается социальная помощь. Для того чтобы воспользоваться такой возможностью, стоит лишь обратиться в соответствующий орган и написать заявление.

Кому назначается социальная помощь?

Государство готово оказать финансовую поддержку тем, кто в этом действительно нуждается. В зависимости от целей, выделяют различные виды социальной помощи. Это могут быть денежные пособия, программы продовольственной поддержки, помощь с жильем и т. д. На поддержку социальной службы могут рассчитывать граждане, которые имеют доход, не отвечающий прожиточному минимуму, а также люди, утратившие трудоспособность.

Социальная помощь может быть предоставлена по месту жительства только лишь после подачи соответствующего заявления с прикреплением необходимых документов. Служба соц. защиты населения по факту обращения гражданина отправляет запрос в медицинское учреждение по месту прописки, а также в службу занятости. Если человек действительно нуждается в помощи, она будет предоставлена в течение календарного месяца.

Могут ли отказать в предоставлении социальной помощи?

Основание для назначения денежного пособия или другого вида соцпомощи считается заявление с предоставлением полного перечня бумаг. Если документы предоставлены не все или же оформлены неправильно, служба социальной защиты может отказать в предоставлении помощи.

Некоторые виды социальной помощи выдаются не только лишь на основании заявления. К примеру, если человек претендует на получения пособия в связи с низким уровнем жизни, специалисты из центра соцзащиты имеют право посетить заявителя по месту жительства. Решение о предоставлении денежного пособия принимается на основании условий жизни человека, обратившегося за помощью. Если в представлении денежного пособия отказано, заявитель имеет право подать иск в суд или же написать заявление в вышестоящий орган социальной защиты.

Основанием для прекращения оказания денежной помощи является извещение заявителя об увеличении дохода. То есть, если ежемесячная прибыль увеличилась и составляет сумму, выше прожиточного минимума, выплата пособия приостанавливается. А если заявитель не предоставит информации об улучшении его финансового состояния, ему грозит штраф.

Помощь малоимущим семьям

Адресная социальная помощь может быть предоставлена в том случае, если в семье имеются дети до трех лет, инвалиды или родственники, утратившие трудоспособность. Обратиться в орган соц. защиты населения можно, если среднедушевой доход семьи ниже суммы прожиточного минимума. Денежное пособие будет составлять 50 % от разницы среднедушевого дохода семьи и прожиточного минимума. Если заявление подается пенсионером, пособие составит 100 % от такой разницы.

К заявлению о назначении денежного пособия гражданин должен предоставить паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, справки, подтверждающие доходы, копию трудовой книжки (для работающих граждан). Кроме того, понадобятся бумаги, подтверждающие степень родства, а также выписка из домовой книги. Если в семье присутствует инвалид, необходимо будет предоставить медицинское подтверждение его статуса. Дополнительно заявитель приносит справку о присвоении ему сберегательного счета. Сюда будут перечисляться денежные выплаты.

Адресная социальная помощь может назначаться по решению комиссии на основании заявления и предоставленных гражданином документов. О решении человек может узнать по прошествии 10 рабочих дней. В случае отказа заявителя извещают в письменном виде.

Медико-социальная помощь населению

Граждане, утратившие по различным причинам трудоспособность, могут рассчитывать на помощь от государства. Чаще всего услуги такого рода предоставляются пенсионерам и инвалидам. Все функции социальных работников можно разделить на три подгруппы: социально ориентированные, медико-ориентированные и смешанные. К первой группе относятся информирование граждан о возможных льготах, помощь в оформлении опекунства и поручительства, содействие в решении различных бытовых проблем. Медико-ориентированная функция предусматривает оказание гражданину помощи в охране здоровья. Человека сопровождают в медицинское учреждение или же оказывают ему помощь на дому.

Медико-социальная помощь - это также и психологическая поддержка граждан. Ведь в социальную службу чаще всего обращаются лица, которые не имеют возможности общаться с родными и близкими. Целью такой организации является ориентирование человека на здоровый образ жизни, а также помощь в реабилитации тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию.

Патронаж – вид медико-социальной помощи, который проводится на дому. Основной целью такой деятельности является оценка условий жизни граждан, выявление медицинских проблем, установление связи гражданина с медицинским учреждением. Пожилым людям, а также инвалидам предоставляется социальная помощь в решении бытовых проблем. Сотрудник службы ежедневно приходит к своему подопечному в определенное время, помогает в уборке, стирке, делает необходимые покупки.

Для того чтобы неработоспособному гражданину была оказана государственная социальная помощь, ему необходимо составить соответствующее заявление. По просьбе социальный работник может явиться на дом. В первую очередь медико-социальная помощь предоставляется одиноким гражданам старше 80 лет, участникам ВОВ, инвалидам боевых действий, лицам, неспособным проживать самостоятельно и ухаживать за собой.

Пособие по безработице

Уровень жизни граждан в первую очередь зависит от величины дохода. Но попасть на хорошо оплачиваемое место удается не всем. Некоторые по ряду причин вообще остаются без работы. Государственная социальная помощь назначается гражданам, которые признаются безработными службой занятости населения. Независимо от того, по каким причинам гражданин остался нетрудоустроенным, размер денежного пособия будет определяться в процентном отношении к среднему заработку за последние полгода. Если заявитель ранее не работал, размер пособия будет минимальным, т. е. не превысит 3000 рублей.

Социальная помощь гражданам оказывается не только в финансовой форме. Сотрудники службы занятости помогают человеку найти занятие, соответствующее его образованию и навыкам. От предлагаемого места работы человек имеет право отказаться. После третьего отказа гражданина снимают с учета службы занятости, а социальная помощь больше не предоставляется. Первые три месяца гражданину выплачивают пособие в размере 75 % от средней заработной платы за последние шесть месяцев. Последующие четыре месяца выплачивается лишь 60 %, а далее – 45 %. Помощь безработным оказывается не дольше 12 месяцев.

Пособие по уходу за ребенком

Каждая женщина после родов может оформить пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Такое право имеют лишь граждане, находящиеся в декретном отпуске. Социальная помощь детям сохраняется, если мать работает на условиях неполного дня или же продолжает обучение. Невозможно одновременно получать пособие по безработице и по уходу за ребенком. Женщине предстоит выбрать лишь один вариант.

Пособие по уходу за ребенком может быть предоставлено лишь одному из родителей. Если оба опекуна не работают, и уровень дохода на одного члена семьи - ниже сумы прожиточного минимума, есть возможность обратиться в центр социальной помощи. Малоимущая семья сможет получать дополнительные выплаты.

Сумма пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 40 % от среднего заработка. Если гражданин, рассчитывающий на выплаты, ранее не работал, ему будет назначено пособие в минимальном размере. На первого ребенка эта сумма составляет 2718 рублей, на второго и последующего – 5436 рублей. Социальная помощь семье с маленьким ребенком не должна превышать 19882 рублей.

Пособие по уходу за инвалидом

Неработающие, но трудоспособные лица, которые осуществляют уход за инвалидом, имеют право на социальную помощь от государства. Чтобы получать выплаты, необходимо обратиться в центр социальной защиты населения по месту прописки и подать соответствующее заявление. Дополнительно необходимо предоставить паспорт гражданина РФ, заявление от лица, над которым будет совершаться уход, трудовую книжку, справку о том, что гражданин не состоит в службе занятости, а также медико-социальную экспертизу.

Социальная помощь прекращается, если лицо, совершающее уход за инвалидом, выходит на работу или же ему назначается другой вид выплат. Если истек срок, на который была установлена группа инвалидности, выплаты человеку, осуществляющему уход, также прекращаются.

Сумма денежной компенсации по уходу за инвалидом первой группы составляет 1200 рублей и выплачивается ежемесячно. На эти выплаты могут рассчитывать также работоспособные граждане, которые ухаживают за больными, нуждающимися в постоянном уходе, или лицами старше 80 лет. Дополнительно может быть назначена социальная помощь инвалидам или пенсионные выплаты пожилым людям. Если доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, будет назначено пособие как малообеспеченным.

Социальная помощь переселенцам

Люди, которые, в связи с военными действиями или природными катаклизмами, попали в сложную ситуацию и вынуждены были покинуть родной дом, имеют право на помощь от государства. Переселенцы могут быть освобождены от уплаты налогов, им может быть предоставлена бесплатная медицинская помощь. Государство обязуется помочь семьям, попавшим в трудную ситуацию, найти место проживания, устроить детей в детский сад или школу, а взрослых работоспособных граждан - на работу. Дополнительно может быть предоставлена социальная помощь населению в виде денежного пособия.

Государство беспокоится не только о своих гражданах, но также и о переселенцах из других стран. Люди могут получить разрешение на временное проживание вне квот. В дальнейшем им будет оказана помощь в оформлении гражданства РФ в упрощенном порядке. Чтобы получить статус переселенца, необходимо обратиться в службу социальной защиты населения по месту фактического проживания и написать соответствующее заявление. Дополнительно придется предоставить паспорт или другой документ, подтверждающий личность.

Военные действия и природные катаклизмы чаще всего застают людей врасплох. Многим не удается собрать даже необходимые вещи. О документах же и вовсе вспоминать не приходится. Если при переезде на новое место был утерян паспорт, переселенец должен обратиться в территориальное подразделение Государственной миграционной службы по месту фактического пребывания. Здесь будет выдана временная справка, подтверждающая личность. Этот документ является основанием для предоставления адресной помощи переселенцам. Сумма выплат зависит от того, к какой категории относится пострадавший. Для нетрудоспособного человека такая помощь будет равняться сумме прожиточного минимума.

Натуральная социальная помощь

Лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, государство может помогать не только материально. Распространенной является также натуральная социальная помощь. Малообеспеченным семьям, а также гражданам, утратившим трудоспособность, на бесплатной основе предоставляются продукты питания, одежда, другие вещи первой необходимости. Кроме того, люди, которые стоят на учете в центре социальной защиты населения, имеют право на санаторно-курортное лечение. Такая натуральная помощь чаще всего предоставляется инвалидам, а также детям из многодетных семей.

Для того чтобы получить возможность бесплатного оздоровительного отдыха в санаторно-курортной зоне, гражданину необходимо написать соответствующее заявление в центре социальной защиты населения. Дополнительно прилагаются такие документы, как паспорт заявителя, пенсионное удостоверение, льготное удостоверение, а также справка от врача. Путевки гражданам раздаются в порядке очереди, которая формируется в центре социальной защиты.

Льготы многодетным семьям

Государство заинтересовано в решении демографической проблемы. За последние 50 лет рождаемость в нашей стране существенно снизилась. Поэтому семьи, которые решились на рождение или же усыновление трех и более детей, имеют право на определенные скидки. В каждом регионе местное самоуправление самостоятельно решает, какие могут быть предоставлены льготы многодетной семье в соответствии с законом «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В большинстве случаев родители имеют право бесплатно получать лекарства, выписываемые по рецепту, детям младше шести лет. Кроме того, предоставляется скидка в размере 30 % на оплату коммунальных услуг. В учебных учреждениях родители освобождаются от уплаты взносов.

Оказание социальной помощи многодетным семьям происходит также и в натуральной форме. Детям полагается оздоровительный отдых в санитарно-курортных зонах. По решению местного органа самоуправления, многодетным семьям могут быть бесплатно предоставлены билеты в цирк или зоопарк. Кроме того, семья с несовершеннолетними детьми имеет право получить от государства земельный участок безвозмездно. Его можно использовать для сельскохозяйственных нужд или же под строительство дома.

Многодетным матерям полагаются также пенсионные льготы. Женщина, которая имеет страховой стаж, может выйти на заслуженный отдых в 50 лет вместо 55. Кроме того, будет отличаться размер пенсионных выплат. Окончательная сумма будет зависеть от места работы женщины, а также количества воспитанных в семье детей.

1. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

1.1. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством .

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

В обязанности государственной власти входит создание комфортных условий для жизнедеятельности граждан и оказание нуждающейся части населения финансовой поддержки. Социальная помощь выражается в виде ежемесячных выплат по старости, инвалидности, предоставления материальных благ, медицинском обслуживании, субсидировании услуг или обеспечения жизненно необходимыми средствами в натуральном выражении.

Права и обязанности граждан, политического строя страны прописаны в Конституции РФ. Это главный документ государства, выступающий гарантом оказания всесторонней помощи населению. Фундаментом выступает социальная основа, создающая условия для достойного существования и личностного развития людей.

Правовая и организационная сторона вопроса, затрагивающая механизм финансового обеспечения многодетных семей, одиноких граждан и иных социальных слоёв населения, уровень дохода которых не превышает прожиточного минимума, изложена в Федеральном Постановлении №178 от 1999 года, принятого на очередном заседании ГосДумы.

Перечень льгот, размер и виды социальной помощи, порядок назначения пособий прописан и регулируется законом «О государственной социальной помощи», а в федеральном акте «О прожиточном минимуме РФ» от 1997 года изложены основные понятия и представлен регламент для проведения расчётов минимального уровня доходов населения.

Понятие и цели предоставления

Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.

Господдержка имеет адресный характер, поэтому депутатским корпусом ежегодно пишутся программы, которые позволяют максимально точно идентифицировать нуждающуюся категорию граждан. Для этого используются следующие аналитические действия:

  1. Оценивается финансовое положение обратившегося в орган социальной защиты.
  2. Соизмеряются потребности заявителя и определяется степень необходимости оказания адресной помощи.
  3. Самоадресование, в основе принципа лежит самозаявительная процедура. Работники соцзащиты обходят потенциальных клиентов и предлагают всевозможную помощь от физической до материальной. Данный вариант трудоёмок, но наиболее эффективен.

С каждым днём в силу экономической нестабильности жизнь граждан становится труднее, что влечёт за собой модернизацию социальной политики, которая и так направлена на решение следующих задач:

  • повышение уровня жизни населения страны;
  • увеличение вакансий в банке Биржи труда, переквалификация кадров, что отражается на качестве и конкурентоспособности сотрудников;
  • установление прямой зависимости между доходной частью и производительностью;
  • контролирование фактического уровня доходов граждан с задекларированными;
  • увеличение процента оказания адресной социальной поддержки на основании обращения граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Подставленное государством в трудный момент плечо, помогает малоимущим семьям преодолеть возникшие в их жизни сложности.

Виды поддержки

Социальная помощь выражается в безвозмездном оказании поддержки нуждающимся в ней людям. Под эти цели бюджетом страны выделяются немалые деньги. Законом предусматривается не только финансовое обеспечение граждан, но и возможность предложить содействие в натуральном выражении. Так в ст.12 ФЗ «О государственной социальной помощи» фигурирует следующая классификация видов поддержки:

  • денежные выплаты (социальное пособие по старости, инвалидности, компенсации, детские, компенсации, субсидии и иная финансовая помощь);
  • натуральная форма (обеспечение продуктами питания, углём, дровами, одеждой, обувью, канцелярскими принадлежностями школьников из малообеспеченных и многодетных семей, жизненно важными лекарствами и прочими средствами).

Сложившаяся сегодня в стране экономическая ситуация заставляет депутатов в очередной раз задуматься и внести изменения в существующую правовую базу, чтобы социальная политика была более эффективной. Для этого предпринимаются немалые усилия, разрабатываются новые механизмы, направленные на реализацию задуманных планов по рациональному обеспечению слабо защищённых слоёв населения.

Социальные пособия

Федеральной программой предусмотрено выделение из бюджета страны или региона денежных средств для оказания на безвозмездной основе материальной помощи. Положенное по закону пособие не имеет направленной цели, поэтому может расходоваться получателем на различные нужды. Также государством установлен порядок и максимальный размер выплат по уходу за ребёнком, инвалидом, по безработице. Далее на местном уровне границы материальной помощи могут быть изменены в большую сторону.

Субсидии

В отличие от пособий субсидирование граждан имеет целевое назначение. В бюджете под эти задачи выделяется конкретная статья затрат, так как деньги идут на оплату определённых услуг, а не распределяются получателем по собственному усмотрению. Средства перечисляются на расчётный счёт заявителя.

Компенсации

Ещё один вариант материальной поддержки, направленный на возмещение гражданам расходов. В отличие от двух предыдущих способов оказания социальной помощи, компенсация имеет обратный порядок. Заявитель сперва оплачивает услуги, а уже потом из местного бюджета на его расчётный счёт переводится процент уплаченной им суммы.

Медико-социальная помощь населению

Население на законодательном уровне застраховано. Всем без исключения оказывается неотложная помощь. Пенсионерам и инвалидам со стороны здравоохранения предоставляются услуги по трём направлениям:

  1. Социально ориентированные включают информирование льготников о назначении возможных преференций. В этот список попадает процедура оформления опекунства и поручительства. Также оказывается содействие в решении бытовых вопросов.
  2. Медико-ориентированный спектр услуг носит узконаправленный характер. Льготнику в силу его физической способности проводится обследование на дому или в стенах медицинского учреждения. Под эти задачи выделяется персонал.
  3. Смешанные.

За подобного рода помощью в социальные службы чаще всего обращаются одинокие пожилые люди с ограниченными возможностями. Они в первую очередь нуждаются в психологической поддержке. Медико-социальная помощь преследует цель ориентировать человека на ведение здорового образа жизни, реабилитировать, если возникла ситуация и пенсионер находится в замкнутом состоянии.

Одной из задач такой помощи является патронаж. Сотрудник соцзащиты ежедневно навещает закреплённых за ним пожилых людей, проводит оценку условий жизни, выясняет состояние здоровья, если имеется необходимость делает уборку в жилом помещении, приобретает продукты, медикаменты, решает бытовые проблемы своих подопечных, которыми являются:

  • пенсионеры старше 80 лет;
  • инвалиды;
  • участники ВОВ;
  • недееспособные лица.

Государственная социальная помощь в РФ оказывается на основании официального заявления льготника или иного гражданина, представляющего его интересы.

Социалка в натуральном виде

Региональная власть в силу своих ресурсов вправе поддерживать местное население не только финансово, но и продуктовыми наборами, топливом (углём, дровами), одеждой, жизненно важными медицинскими препаратами. Такие преференции предназначаются многодетным, малоимущим, одиноко проживающим пожилым людям. Натуральная форма социальной помощи в виде угля, дров, газа необходима тем, кто проживает в частном секторе, а продуктовые наборы пользуются спросом у граждан не имеющих своего приусадебного участка.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Специализированные учреждения стационарного пребывания предназначены для пожилых людей, которым необходим круглосуточный присмотр и медицинский уход. В силу некоторых обстоятельств пенсионеры либо самостоятельно принимают решение о переезде в дома-интернаты, либо инициаторами являются дети, которые по разным причинам не в состоянии обеспечить комфортные условия для нуждающегося в них человека.

Для оформления в пансионат требуется написать заявление в территориальный отдел социальной защиты населения. За проживание и уход в специализированном учреждении люди отчисляют практически всю пенсию. На личные расходы остаётся лишь четверть пособия по старости. При наличии свободных мест инвалиды или одинокие старики могут временно поселится в пансионате сроком от 2-х месяцев до полугода.

Программа пребывания включает пятиразовое питание, оказание медицинских услуг, проведение культурно-массовых мероприятий. Всё зависит от статуса учреждения, профессионализма сотрудников. Плачевная статистика показывает, что до 25% проживающих в пансионате стариков ежегодно умирают от одиночества.

Кому положена соцпомощь?

Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Программа господдержки направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и
обратиться за соцпомощью могут:

  1. Нетрудоспособные граждане:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • несовершеннолетние иждивенцы;
  • лица, находящиеся на гособеспечении.
  1. Малоимущие.
  2. Попавшие в трудную жизненную ситуацию:
  • безработные;
  • переселенцы;
  • беженцы;
  • люди без определённого места жительства;
  • пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).

За оказанием поддержки со стороны местных властей семья или человек, чей доход ниже среднего показателя прожиточного уровня, могут обратиться по месту жительства в территориальный орган.

Социальная защита детей

Государство оказывает содействие несовершеннолетним по трём направлениям:

  • в социальной сфере деятельности;
  • в семейном окружении;
  • в образовательном вопросе.

Права и обязанности детей, также, как и их родителей, прописаны в Семейном Кодексе РФ. В стране, в регионе, где проживает несовершеннолетний гражданин, власти обязаны обеспечить среду пребывания, которая будет отвечать всем требованиям правильного развития личности с точки зрения психического, физического состояния. Для этого работают социальные центры, районные кружки.

Образовательная сфера регламентирована и регулируется законодательно. Дети получают бесплатное начальное, общее, среднее-специальное, полное среднее и даже высшее образование, но на конкурсной основе. Также, начиная с детского сада, малоимущим родителям полагается субсидия, чтобы они смогли оплатить услуги пребывания детей в муниципальном учреждении. Школьники пользуются скидкой на питание. Со стороны государства оказывается материальная помощь к первому сентября. Родителям выделяются средства на приобретение одежды, канцелярии, обуви.

Медицинское обслуживание производится на бесплатной основе. Детям до трёх лет, а в многодетных семьях до 6-ти, участковым педиатром выписываются льготные рецепты на лекарство.

Социальная защита семьи

Поддержка имеет широкий спектр направлений, которые активно используются населением:

  • единовременные выплаты при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет;
  • ежемесячное пособие на детей для малоимущих семей;
  • налоговые вычеты;
  • жилищная субсидия;
  • льготное медицинское обслуживание многодетных, малоимущих, воспитывающих детей-инвалидов;
  • социальная помощь в натуральной форме (продуктовые наборы, уголь, дрова).

В регионах на усмотрение местных чиновников список льгот может быть расширен. Если льгота не предоставляется своевременно, то семья ставится на учёт. Когда подойдёт очередь, преференция будет исполнена.

Социальные услуги инвалидам

Люди, утратившие физическую возможность трудиться на благо страны, получают от государства пособие по инвалидности. Степень ограничения устанавливается комиссией ВТЭК в соответствии с чем человеку присваивается группа и назначается ежемесячная выплата, которая имеет классификацию:

  • трудовая пенсия по инвалидности полагается человеку, который какое-то время работал, а потом получил травму, повлекшую инвалидность;
  • государственная пенсия по инвалидности предназначается участникам и ветеранам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, жертвам техногенных катастроф, космонавтам;
  • социальная пенсия по инвалидности начисляется остальным людям с ограниченными физическими возможностями, а также детям-инвалидам.

Дополняет список льгот право на бесплатное медикаментозное обеспечение, профилактическое и восстановительное лечение в специализированных учреждениях. Для лиц с 3-ей группой инвалидности преференции доступны с 50% скидкой.

Маломобильные люди могут получить социальные услуги в виде:

  • оказания юридической помощи;
  • прикрепление патронажного социального работника;
  • ритуальные услуги.

На безвозмездной основе господдержка предусмотрена, если инвалид проживает один и у него нет родственников, которые могли бы его обеспечивать, а также при условии, что доход семьи ниже прожиточного минимума.

Помощь пожилым людям

Особого внимания заслуживают одинокие старики. Им государство предоставляет следующий вид
социальных услуг:

  • помощь соцработника;
  • льготное медицинское обслуживание;
  • специализированное лечение в госучреждениях, пансионатах;
  • консультативные центы для быстрой адаптации в обществе, если человек остался один.

Пенсионерам помощь может оказывается на дому или по месту нахождения учреждения.

Студентам

Федеральным законом «О государственной помощи» определён круг лиц, которым полагается финансовая мера поддержки. В этот список попадаю учащиеся среднего и высшего звена из малообеспеченных семей и одиноко проживающие малоимущие студенты. Если среднедушевой показатель доходов семьи ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте, то льготнику полагается социальная стипендия, но только если он обучается на очной форме.

Помощь для матерей-одиночек

Социальная политика и Семейный Кодекс сходятся в одном: дети не должны быть ущемлены в правах, если их воспитывает один родитель. Статус матери-одиночки носит федеральный характер и средства выделяются из госбюджета под следующие гарантии:

  • ежемесячные выплаты на детей;
  • пособие (региональное) до достижения иждивенцев 14-ти лет либо 16-ти, в некоторых субъектах помощь оказывается до достижения 18-ти или 23-летнего возраста;
  • натуральная помощь:
  • преимущество в поступлении в дошкольные, школьные учреждения;
  • обеспечение медикаментами;
  • субсидия на оплату ЖКХ, детского сада, школьного питания.

Поддержка оказывается в том случае, если доказан социальный статус заявителя.

Порядок и сроки предоставления

За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.

Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.

Основания для отказа и прекращения предоставления

К причинам для вынесения отрицательного вердикта можно отнести лишь одно серьёзное основание – недостоверность фактов. Если уровень доходов семьи не был подтверждён или статус льготника, то социальные службы вправе отказать в предоставлении преференций.

Государственная политика направлена на поддержание населения с низкими доходами. О мерах социальной помощи необходимо знать и пользоваться, если статус это позволяет делать. Обновлённая информация имеется на официальном сайте местного органа. С ней следует ознакомиться и подать своевременно заявление.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:




Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Особенность социальной помощи состоит в том, что она оказывается вне зависимости от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства государственных бюджетов: федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким образом, в отличие от пенсий, пособий и других видов обеспечения по обязательному социальному , выплата которых производится из социальных внебюджетных фондов (ПФ России, ФСС РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования), финансирование государственной социальной помощи происходит только за счет бюджетных источников.

Получателями государственной социальной помощи могут быть :

Во-первых, граждане, имеющие заслуги перед обществом, а также лица, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья (они имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг);

Во-вторых, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (они имеют право на получение помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи).

Таким образом, оказание государственной социальной помощи может осуществляться в следующих видах :

— социальные услуги;

— денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

— натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, медикаменты и т. п.).

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде социальных услуг

В соответствии со ст. 6.1 Закона о государственной социальной помощи право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан :

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленин-Фада»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

Социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

8) инвалиды;

9) дети-инвалиды.

В состав предоставляемых указанным категориям граждан социальных услуг включаются две социальные услуги :

— во-первых, дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

— и во-вторых, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Перечень лекарственных средств, обеспечение которыми осуществляется в рамках предоставления социальных услуг, а также перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства с даты установления ему ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Законом о монетизации льгот и другими законодательными актами. Учет соответствующих категорий граждан ведется ПФ России и его территориальными органами.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Если же гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных, периодом предоставления ему этих услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.

Следует отметить, что гражданин, имеющий право на получение в соответствии с законом социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФ России, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. При этом допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения отдельных социальных услуг, предусмотренных законодательством. В случае если гражданин до 1 октября соответствующего года не подал заявление об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в следующем году они продолжают ему предоставляться в установленном порядке.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается Минздравсоцразвития России.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Данный регистр ведется ПФ России в порядке, установленном приказами Минздравсоцразвития России № 195 и № 3172.

На оплату предоставления гражданам набора социальных услуг:

— на оплату дополнительной бесплатной медицинской помощи;

— на оплату бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), должно производиться в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной них), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Правила финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг утверждены постановлением Правительства РФ № 864.

За предоставлением набора социальных услуг, предусмотренных Законом о государственной социальной помощи, кроме указанных выше категорий граждан, имеют право обратиться также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Порядок обращения этих лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством РФ. При этом плата за предоставление «чернобыльцам» набора социальных услуг не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг производится Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

Условия и порядок оказания государственной социальной помощи. Получателями государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Федерации могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Потребительская корзина в целом по России устанавливается Законом о потребительской корзине в целом по РФ, в субъектах РФ — законодательными (представительными) органами субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

В целом по Российской Федерации она устанавливается Правительством РФ, а в субъектах РФ — в порядке, установленном законами субъектов РФ. Пока таких законов не принято, в субъектах РФ величина прожиточного минимума устанавливается в порядке, определенном органами исполнительной власти.

Если в субъекте РФ величины прожиточных минимумов не установлены, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством России.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

В соответствии со ст. 8 Закона о государственной социальной помощи такая помощь, оказываемая за счет средств бюджета субъекта РФ, назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем гражданину (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок назначения государственной социальной помощи устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной зашиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом.

В соответствии с Законом о порядке учета доходов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем, на основании сведений, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи. Расчет производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

При расчете дохода учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен постановлением Правительства РФ № 512. При этом доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов.

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы. Однако при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военно-служащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной зашиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта РФ, но не более чем на период незаконного оказания помощи.

Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Так, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга размер государственной социальной помощи в Санкт-Петербурге определяется в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Санкт-Петербурге, и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина исходя из объема ассигнований, предусмотренных на поддержку малоимущих граждан в бюджете Санкт-Петербурга на текущий финансовый год. Указанный размер социальной помощи определяется ежеквартально распоряжением Комитета по труду и социальной защите населения.

Виды оказания социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ. Если исходить из условий предоставления государственной социальной помощи, рассмотренных выше, можно считать, что в настоящее время наиболее распространенными видами оказания такой помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ являются выплата ежемесячного пособия на ребенка и предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ежемесячное пособие на ребенка. Относится к числу государственных пособий гражданам, имеющим детей. Размер, порядок назначения и выплаты данного пособия устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Так, в соответствии с Областным законом Ленинградской области № 183-оз «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка, до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Ленинградской области. Выплаты ежемесячного пособия на ребенка, а также расходы на их доставку и пересылку производятся за счет средств областного бюджета Ленинградской области.

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка производится органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. Однако данное пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации порядке на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

Для определения размера ежемесячного пособия на ребенка используется величина прожиточного минимума на детей, установленная в Ленинградской области, за второй квартал года, предшествующего оплачиваемому году.

При этом размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

— на ребенка в возрасте до трех лет — 5% прожиточного минимума;

— на ребенка в возрасте от трех до семи лет — 4% прожиточного минимума;

— на ребенка в возрасте от семи до 16 лет (18 лет) — 3% прожиточного минимума.

Размер пособия увеличивается :

— на 100% — на детей одиноких матерей;

— на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Указанный размер пособия (с учетом увеличения) на третьего и последующих детей из многодетной семьи увеличивается на 3% прожиточного минимума.

Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца обращения в орган социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. Для подтверждения права на дальнейшее получение ежемесячного пособия его получатели один раз в год представляют в орган социальной зашиты населения по месту жительства семей с детьми справки о доходах членов семьи (либо их отсутствии). При отсутствии необходимых сведений выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается, а по истечении трех месяцев, если сведения о доходах представлены не были, прекращается.

Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячных пособий на детей семьям, проживающим в Ленинградской области, утверждено постановлением Правительства Ленинградской области №311.

В соответствии с Законом о социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге к пособиям по государственной социальной помощи могут быть отнесены :

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до одного года на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания;

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от одного года до двух лет на приобретение специальных молочных продуктов детского питания;

— ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от двух лет до момента поступления в первый класс образовательного учреждения (но не старше восьми лет), реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на приобретение товаров детского ассортимента и оказание услуг (пособие на ребенка дошкольного возраста);

— ежемесячное пособие на ребенка с момента поступления в первый класс и до окончания образовательного учреждения (но не старше 18 лет), реализующего образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и оказание услуг (пособие на ребенка школьного возраста).

В частности, право на пособие на ребенка в возрасте от одного года до двух лет имеет один из родителей (законных представителей), если :

— среднедушевой доход семьи ниже величины среднего прожиточного минимума в Санкт-Петербурге;

— ребенок имеет медицинские показания к обеспечению специальными молочными продуктами (независимо от среднедушевого дохода семьи).

Пособие назначается по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге.

Право на пособие на ребенка школьного возраста имеет один из родителей (законных представителей), если среднедушевой доход семьи ниже величины среднего на душу населения прожиточного минимума в Санкт-Петербурге.

Пособие назначается по заявлению обладателя права в размере 0,04 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге. При наличии в семье двух и более детей школьного возраста пособие на ребенка школьного возраста назначается на каждого ребенка. Для детей из неполных семей размер пособия на ребенка школьного возраста увеличивается на 100%.

Для расчета размера пособия на ребенка используется величина прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года, предшествующего обращению.

Все указанные пособия перечисляются на пластиковую карту родителя (законного представителя), указанного в заявлении.

Порядок предоставления пособий на детей определен постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 2086.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Предоставляются гражданам РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ № 4442. На их основе органами государственной власти субъектов Федерации издаются нормативные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления субсидий на их территории с учетом социально-экономического развития региона.

Основными факторами, влияющими на назначение и размер субсидий, являются размер среднедушевого дохода семьи по отношению к величине прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта РФ, и федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе (в настоящее время составляет 22%).

В случае если жилищные субсидии предоставляются лицам, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, то субсидии являются одним из видов социальной помощи.

Если же субсидии предоставляются тем гражданам, чьи расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе превышают указанный федеральный стандарт, но при этом они имеют доход выше уровня прожиточного минимума, то они будут являться мерой их социальной поддержки. От этого зависит, в первую очередь, порядок расчета размера субсидии, поскольку порядок ее назначения одинаков.

Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг назначаются гражданам решениями органов , органов государственной власти г. Москвы и г. Санкт-Петербурга или уполномоченными ими учреждениями, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в течение 10 дней со дня предоставления необходимых документов.

Субсидии предоставляются следующим категориям граждан и зарегистрированным вместе с ними по месту постоянного жительства членам их семей :

а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;

б) нанимателю жилого помещения по договору найма в государственном и муниципальном жилищном фонде;

в) члену жилищного, жилищно-строительного ;

г) собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества собственников жилья;

д) лицу, проживающему в общежитии, относящемуся к жилищному фонду независимо от формы собственности.

Права на получение субсидий не имеют граждане, проживающие в жилом помещении на основании договора найма, заключенного с собственниками жилых помещений (физическими или юридическими лицами) частного жилого фонда, или договора поднайма, заключенного с нанимателями жилых помещений.

Порядок и условия предоставления субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Для получения субсидий заявители или лица, уполномоченные ими, должны представить необходимые документы в уполномоченный орган по месту постоянного жительства. Они так же обязаны сообщать в уполномоченный орган о наступлении событий, которые влекут за собой изменение условий предоставления субсидии и ее размера.

Обязанность представления сведений об изменении доходов возникает в отношении :

а) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход выше прожиточного минимума, — если этот доход увеличился более, чем на 20%;

б) семей, имевших на момент обращения за субсидией среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, — если этот доход увеличился до величины, равной или превышающей прожиточный минимум.

Субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев, а само начисление субсидии производится помесячно.

При определении условий предоставления гражданину права на получение субсидии к ее размера учитываются :

Назад | |



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: