Кто должен работать по 44 фз. Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка. Требования к заказчикам в обоих законах разные

Безусловно, в одной статье сложно описать все трудности и сложности работы контрактного управляющего и сотрудника контрактной службы. Те, кто давно в госзаказе – в большинстве своём – говорят, что новичку не стоит и начинать – постоянное напряжение, огромнейшее количество нормативных документов, которые противоречат друг другу, колоссальная ответственность и многое-многое другое.

И работа эта подразумевает труд «во имя идеи, не за страх, а за совесть». НО, с другой стороны – если не боитесь работы, ответственности, хотите получить разнообразный опыт, - то эта сфера деятельности для вас. И после такого приобретенного опыта никакая другая работа не будет сложной. Это точно.

Как выстроить работу Контрактного управляющего

Итак, представим, что вы теперь контрактный управляющий (КУ) в государственной структуре федерального уровня. С чего начать работу? Как правильно её выстроить?

Для начала я бы посоветовала изучить нормативные документы, касающиеся закупок, в вашей структуре. Как минимум, должны быть Положение о контрактном управляющем и Приказ о назначении КУ. Также необходимо ознакомиться с утвержденными Планом закупок (ПЗ) и Планом-графиком закупок (ПГЗ). Взяв за основу исходные данные, можно выстроить свою работу следующим образом:

В первую очередь, определить самые срочные задачи: какие закупки необходимо провести в ближайшее время? Какой объем этих закупок – количество приобретаемых товаров, работ, услуг (ТРУ), сумма контракта, сроки исполнения контракта, внесена ли эта закупка в ПГ и как давно это произошло?

Напомню, что в свете последних изменений ФЗ-44-фз с 01 июля 2018 года не надо ждать 10 дней для публикации извещения после внесения закупки в ПГ для закупок у единственного поставщика и всех повторных конкурсных процедур. Это новшество значительно облегчает работу контрактного управляющего.

Алгоритм проведения закупки

Как только перед вами появится первая цель – провести закупку какого-либо ТРУ – сразу можно выстроить следующий алгоритм действий:

1. Определяетесь с типом закупки – аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок, закупка у единственного поставщика. При выборе конкурсной процедуры также необходимо обратить внимание – не включены ли необходимые вам ТРУ в обязательный аукционный перечень. Дальнейшие действия рассмотрим на примере электронного аукциона

2. Если закупка внесена в ПГ - необходимо посмотреть в каком количестве и по какой цене планировалось приобретение, где коммерческие предложения, которыми обосновывали закупку. Если всё это есть, данные актуальные, то можно браться за написание аукциона. Для новичка в госзаказе лучшим путем будет – взять документацию того, как делали ДО него, соотнести данный вариант с последними изменениями в ФЗ и согласовывать документацию. Поступив, таким образом, вы сэкономите также время и силы своих коллег, согласующих вам документацию.

3. Если позиция не внесена – то, поздравляю, с этой закупкой вы начнете с самых первых азов – внесение позиции в План-график с обоснованием что именно собираетесь приобрести, в каком количестве и по какой цене, чтобы определить НМЦК. Самый распространенный способ определения НМЦК – метод сопоставимых (рыночных) цен. Т.е. вы берете 3 (а лучше больше, тогда выборка точнее) коммерческих предложения и по формуле высчитываете «среднюю». Эта «средняя» и будет НМЦК. Затем вносим позицию в ПГ, ждем 10 дней, подготавливаем документацию, согласовываем её, в положенный срок публикуем.

4. Стоит внимательно отнестись к срокам – подачи заявок, их рассмотрения, дате аукциона, подведению итогов. Окончание срока подачи заявок лучше поставить на утро восьмого дня от публикации аукциона. Так для подготовки первого протокола у вас будет больше времени. Также учитывайте, что извещение перед публикацией проходит казначейский контроль и это тоже занимает время.

5. Если заявок на аукцион подано 2 и более, то аукциону быть. И вам, как новичку, наверняка будет интересно смотреть процесс торгов онлайн в личном кабинете на торговой площадке. После аукциона вы подводите его итоги, публикуете протокол рассмотрения вторых частей заявок. Затем вы выходите на подписание контракта. Электронная торговая площадка устроена так, что программа блокирует подписание контракта ранее, чем это разрешает закон. Поэтому следите за сроками на площадке – и будет вам счастье.

6. Следующий этап – исполнение контракта. Не вдаваясь во все подробности этого процесса, кратко также можно подвести итог, что с 01 июля 2018 года ФЗ №44-ФЗ позволяет нам не публиковать Отчеты по исполнению контрактов по большинству процедур. Подотчетными остались закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, по сохранению объектов культурного наследия, или если НМЦК превышает один миллиард рублей. Это новшество закона также существенно облегчает работу КУ.

Вывод

Подводя итог всей статьи, можно сказать, что работа контрактного управляющего и сотрудника контрактной службы многогранна, подразумевает необходимость владения большим спектром знаний и умений, каждый день будет происходить что-то новенькое, почти каждая проведённая закупка вновь будет оборачиваться очередным форс-мажором по различным обстоятельствам.

Работа требует предельной концентрации и внимательности, аналитического склада ума, отличной памяти, вы должны быть «универсальным бойцом» - и бухгалтер, и экономист, и юрист, и строитель, и учитель, и доктор и т.д. и т.д. – в зависимости от того, в какой области государственного заказа вам предстоит трудиться.

  • On 29.12.2016
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Банковская гарантия, Допуск к закупкам, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

О системе госзакупок слышали, наверное, все, но до сих пор многие бизнесмены относятся к ней с настороженностью. В большинстве случаев это связано с недостаточной информированностью. На самом деле все, что нужно для участия в госзакупках - предпринять несколько несложных предварительных шагов.

Госзакупки - не только прибыль, но и престиж

Крупные и мелкие компании, индивидуальные предприниматели и даже физические лица могут стать участниками госзакупок. Зачем это нужно поставщикам? Во-первых, это, конечно же, дополнительный источник прибыли. А, во-вторых, исполненный надлежащим образом государственный контракт как нельзя лучше подтвердит надежность компании и ее положительную репутацию.

Основные понятия

Компании, которые только планируют участвовать в закупках, очень часто «плавают» в терминах и нередко отождествляют такие понятия, как тендеры, закупки, конкурсы, аукционы и другие. Однако это не совсем верно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Тендер или закупка – это процедура выбора поставщика товара (услуги) либо исполнителя работы на конкурентной основе. Выбор осуществляется по предложениям участников, которые они делают в соответствии с заранее оговоренными заказчиком условиями. Главные принципы тендера - соревновательный характер, справедливость и эффективность.

Государственными закупками (госзакупками ) называют тендеры, которые проводятся для обеспечения нужд федеральных и муниципальных органов власти. Они проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. Кроме того, определенные юридические лица, например, государственные корпорации, субъекты естественных монополий, хозяйственные общества, в том числе дочерние, с государственным участием в размере более 50%, а также некоторые другие организации, обязаны производить закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. Эти закупки тоже причисляют к разряду государственных, а также иногда называют корпоративными закупками . Наряду с этими видами, существуют и коммерческие закупки - это тендеры, организованные всеми прочими компаниями, не попадающими под действие указанных законов.

Как узнать о тендере? Все закупки в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ публикуются в открытой Единой информационной системе (ЕИС). Кроме того, для удобства поставщиков существуют , например, Контур.Закупки.

Что такое конкурс и аукцион?

Конкурс и электронный аукцион – это наиболее популярные процедуры проведения закупок. В рамках госзаказа существует еще запрос котировок и запрос предложений. Закон четко определяет, в каких случаях государственные заказчики обязаны применять те или иные способы закупки. Заказчикам по закону № 223-ФЗ предоставляется гораздо большая свободы выбора.

Помимо конкурентных видов закупок, существует способ закупки у единственного поставщика. Возможности его применения строго регламентированы упомянутыми выше законами, поскольку этот способ влечет коррупционные риски.

Электронный аукцион представляет собой процедуру, в ходе которой с каждым новым предложением участника цена снижается. Таким образом, из допущенных к процедуре поставщиков побеждает тот, кто предложит наименьшую цену.

Электронный аукцион проводится оператором - Электронной торговой площадкой (ЭТП). Чтобы получить доступ к аукциону, нужно заранее получить аккредитацию на той площадке, где он проводится. Для этого нужно собрать определенный комплект документов и получить электронную подпись в одном из Удостоверяющих центров. Подробности о порядке аккредитации можно найти на сайтах площадок.

Для того чтобы участвовать в конкурсе , нужно подготовить комплект документов в соответствии с требованиями заказчика и в установленный срок направить свою заявку. Конкурс может проводиться в «бумажной» или в электронной форме - это определяется в закупочной документации. В первом случае заявки подаются в запечатанных конвертах, а во втором – в электронном виде. Кроме того, в рамках одного конкурса заявки могут приниматься как в конвертах, так и в электронном формате. Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к электронным заявкам происходит одновременно. После этого конкурсная комиссия оценивает поступившие заявки и выбирает победителя. В отличие от аукциона, победителем конкурса становится участник, предложивший не самую низкую цену, а лучшие условия по совокупности критериев, указанных в закупочной документации. Кроме цены, это могут быть, например, опыт, репутация, гарантия на поставленный товар и другие критерии.

В заключение отметим, что участие в закупках лучше планировать заблаговременно. Как показывает практика, в среднем пакет документов на участие в процедуре формируется в течение 20 дней. А вот срок, отведенный для подачи участниками заявок, зачастую бывает меньше. Чтобы избежать таких несостыковок, следует заранее подготовиться. Можно изучить документацию нескольких интересующих закупок - это позволит сделать примерный вывод о том, какие документы потребуются от поставщика. Кроме того, целесообразно разработать план мероприятий, которые необходимо провести для участия компании в закупках, установить сроки их проведения, а также круг ответственных лиц.

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Кто заказчик?

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Электронные платформы

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Система отчетности

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

Обжалование действий

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

В ближайшее время начнет действовать ряд новых норм Закона о контрактной системе, которые существенно повлияют на работу заказчиков, комиссий и контрактных служб.

Приведем перечень основных изменений.

  • введены новые виды закупок в электронной форме;
  • изменен срок внесения изменений в план-график;
  • установлено новое требование к участникам;
  • пересмотрен порядок обеспечения заявок.
  • обязанность проводить тендеры только в электронной форме;
  • ведение единого реестра участников в ЕИС;
  • новые правила при определении объема закупок у СМСП и СОНО.
  • возможность обеспечения заявок банковской гарантией.
  • начинает действовать государственная информационная система «Независимый регистратор».

Рассмотрим подробнее основные изменения.

Новые электронные закупки

С 01.07.2018 заказчики смогут, кроме электронного аукциона (ЭА), проводить следующие закупочные процедуры в электронной форме:

  • открытый конкурс (ОК);
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • запрос предложений (ЗП);
  • запрос котировок (ЗК).

Предусмотрена также возможность проводить закрытые тендеры в электронном виде на специализированных площадках.

Электронные процедуры будут проходить быстрее, чем бумажные:

  • ОК: публикация извещения — не позже 15 р. д. до окончания подачи заявок (ст. 54.2); рассмотрение и оценка первых частей заявок — не более 6 р. д., если НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.5); вторые части — не более 3 р. д., при НМЦК менее 1 млн руб. — 1 р. д. (ст. 54.7);
  • ЗК: публикация извещения — не позднее 5 р. д. до окончания приема предложений; рассмотрение — 1 р. д. (ст. 82.2);
  • ЗП: публикация — за 5 р. д.; рассмотрение — 1 р. д. после приема окончательных предложений (ст. 83.1).

В настоящее время не определен список электронных площадок, работающих по новым правилам. Пока можно использовать прежние площадки, работающие с госзакупками.

С 01.01.2019 можно будет проводить только электронные тендеры, кроме отдельных видов:

  • тендеры, проводимые за границей;
  • для неотложной, гуманитарной помощи;
  • при чрезвычайных ситуациях;
  • закрытые процедуры;
  • единственный поставщик;
  • по решению Правительства РФ.

Электронный аукцион — что изменилось

Для ЭА при НМЦК менее 3 млн руб. теперь установлен срок рассмотрения заявок — не более 1 р. д.

Изменены требования к заявкам.

По первой части (ч. 3 ст. 66):

  • участник с помощью аппаратных средств дает согласие на поставку ТРУ в соответствии с документацией;
  • предоставляет конкретные показатели товара и товарный знак, только если заказчиком не указан товарный знак или участником предлагается эквивалентный товар;
  • при наличии национального режима — сведения о стране происхождения товара.

По второй части добавлены требования (ч. 5 ст. 66):

  • указывать почтовый адрес организации;
  • направлять документы, подтверждающие преимущества;
  • при наличии нац. режима — документы, подтверждающие страну происхождения. Их отсутствие не является основанием для отклонения, а рассматривается как предложение иностранных ТРУ.

Шаг аукциона теперь не менее 100 руб. (ч. 6 ст. 68).

Процедура определения поставщика: новые нормы

Планирование: если после несостоявшейся закупки заказчик внес изменение о проведении повторной, то для публикации соответствующего извещения не нужно ждать 10 дней. С 1 июля эта пауза сокращена до 1 дня (ч. 14 ст. 21).

Составлении документации:

  • при описании предмета допускается указание на товарный знак со словами «или эквивалент» или для обеспечения совместимости с имеющейся продукцией (п. 1 ч. 1 ст. 33);
  • в требованиях к участникам добавлено отсутствие законодательных ограничений для участия в закупках (п. 11 ч. 1. ст. 31);
  • нельзя устанавливать обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн руб. Размер определяется по схеме: НМЦК до 20 млн руб. включительно — 0,5-1 %; НМЦК больше 20 млн руб. — 0,5-5 %. До 30.06.2019 обеспечение по ЭА и конкурсам в электронной форме можно вносить только денежными средствами. После этой даты появится возможность предоставлять банковскую гарантию;
  • нельзя отклонить заявку, в которой не указана страна происхождения, кроме случаев наличия запрета на поставку иностранной продукции (ч. 3 ст. 53).

Закупка у ЕП: появились новые основания заключения контракта с ЕП — по несостоявшимся электронным закупкам (ч. 25.1-25.3 ст. 93).

Особенности закупок среди СМСП и СОНО с 01.01.2019

Если на закупку среди СМСП и СОНО подана только одна заявка или один участник допущен к торгам, этот тендер можно будет учитывать при подсчете объема таких закупок (ч. 1 ст. 30).

Если же не подано ни одной заявки или ни одна заявка не соответствует требованиям, можно провести новый тендер на общих основаниях, который уже нельзя будет засчитать в объем закупок у СМСП и СОНО (ч. 4 ст. 30).

Заключение и исполнение контракта

Контракты жизненного цикла: законодатель определил, что заключение таких контрактов в случаях, установленных правительством, — право заказчика (ч. 16 ст. 34).

Расчет пеней: теперь будет проводиться по ключевой ставке, а не по ставке рефинансирования (ч. 5,7 ст. 34).

Налоги и сборы: в проект контракта нужно включить условие об уменьшении суммы на размер налогов и сборов в отношении не только физлиц, но и юрлиц и ИП (ч. 13 ст. 34).

Отчетность: по этапам исполнения контракта, только если сумма больше 1 млрд руб., а также по строительству, реконструкции, кап. ремонту (ч. 9 ст. 94).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: