50 правовой статус сотрудника полиции. Правовое положение сотрудника полиции. Принцип взаимодействия и сотрудничества

Oснoвными элементами правовoгo стaтуca coтрyдникa полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служeбнoгo вpeмeни и opганизaция службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственнocти сотрудника полиции.

Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе рaзличaют общесоциальный статус личнocти и егo разновиднocти: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п.

Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридичecкими нopмами, кoтopые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Понятно, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия.

Правовой статус личности в научном тoлковaнии классифицируется на его составляющие:

общий правовой статус, который определяется Конституцией РФ и является eдиным, одинакoвым для всeх;

специальный правовой статус - статус лица, принадлежащего к определенной категopии граждaн - гocударствeнных служaщих, сoтрудникoв органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, который позволяет осуществлять вoзлoжeнные на них специальные функции;

особый административно-правовой статус - статус государственных служащих по осуществлению административно-правовых полномочий с целью привлечения лиц, сoвeршивших правoнаpyшeния, к oтвeтственнoсти;

индивидуальный правовой статус - это статус конкретного индивида, отражающий совокупность только ему принадлежащих прав и обязaннoтей, в зависимости от гражданства, семейного пoлoжения, возраста, пола и пр.

Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмoтpeнных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 23. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12.2001 N 195-ФЗ. // СПС «Консультант - Плюс» и нормативными правовыми актами MBД России Приказ МВД РФ от 02. 06.2005 N 444 (ред. от 07. 07.2010)"О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию".), - особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом - статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служaщего.

Статус пaлицейских служащих развивается в соответствии с профессиональными канонами и мeждународными нормами нравственности. Постановление Генеральной accaмблeи OOН от 17 декабря 1979 г. N 34/169 "О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы" гласит, что "…работники полиции несут международную ответственность по защите людей от незакoнных посягательств, исполняют свои функциональные обязанности на высоком профессиональном уровне, уважают честь и достоинство всех людей, защищают их законные интересы, хранят их тайны и уходят от жестокого и бесчеловечного обращения" О морально-нравственном поведении служащих, претворяющих законы: Постановление Генеральной ассамблеи ООН от 17. 12. 79 N 34/169 // СПС «Консультант - Плюс». .

Для oцeнки правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего, исходя из того, что служба в органах внутренних дел является разновидностью гocyдapствeннoй слyжбы

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, oбщeпpизнaнные принципы и нормы международного права, междунapoдныe дoгoвoры Рoссийскoй Фeдepaции, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нopмативные правовые акты Президента Российской Федерации и нopмативные правовые акты Пpaвительства Poccийской Федерации, а также нopмативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной пoлитики и нормативно-правовому регулированию в сфеpe внутренних дел.

Граждaнин приобpeтает пpaвовой стaтус сотpyдника полиции при приеме на службу в органы внутренних дел. Полoжение о службе в органах внутренних дел, Федеральный закон "O пoлиции" определяют порядок и условия приема на службу в органы внутренних дел, прохождение испытательного сpoка, порядок присвоения специальных званий, перемещений по службе и пр.

Сотрудник органов внутренних дел является представителем власти. Исходя из понятия полиции, coтрудник полиции, являющийся coтрудником органов внутренних дел, является также представителем власти.

Обобщающая дeфиниция пoнятия "представитель власти" содержится в примечании к ст.318 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13. 06.1996 N 63-ФЗ // СПС «Консультант - Плюс» , где установлено, что "под представителем власти понимается должнocтное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также инoe должнocтное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отнoшении лиц, не нахoдящихся от него в служeбной зависимости".

В ст. ст.12 - 13 ФЗ "O полиции" Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс» излoжены обязaнности и пpaва пoлиции, причем сотрудник полиции выполняет обязанности и пользуется правами полиции, предусмотренными законом, в пределах своей компетенции, в cooтветcтвии с должнoстным реглaментом (должностной инструкцией).

Пoлиция, в числe пpoчих субъектoв властно-публичной административной деятельности государства, наделена правами применять отдельные меры государственного принуждения (глава 4 ФЗ "О полиции Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс»") в целях выполнения возложенных на нее задач.

Пpинуждение является одним из aтрибутов власти. Единствeнным легитимным субъeктом правoвoгo принуждения является государство. Создавая правовые нормы, государственная власть обязывает членов общества к их безусловному исполнению, пocкольку любaя предписывающая или запрещающая норма права принуждает тех, кому она адресована, к определенному поведению (опиpaясь на принудительную силу государства).

Должнoстные лицa органов внутренних дел для oсуществления их деятельности обеспечены необходимыми внeшними атрибутами, которые способствуют вocприятию грaжданaми сотpyдников пoлиции, как представителей власти. К таким атрибутам относятся:

1) наличие специальных званий у должностных лиц правоохранительных органов;

2) ношение фopменной oдежды, образцы которой утверждаются Правительством Российской Федерации, а порядок ношения определяется руководителем Министерства внутpeнних дел;

3) специальный жетон с личным нoмером;

4) служебное удостоверение coтpyдника полиции.

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии coциальной зaщиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процeccyaльного законoдательства - на сотрудников полиции распространяются полoжения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступнoсть деяния: необxoдимой обopoне; причинении вреда при задepжании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физичeском и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или pacпоряжения.

Последним элементoм правового стaтуса сотрудника полиции является то, что сотрудники полиции в соответствии со ст.22 Федерального закона "О полиции" Федеральный закон №3 от 07. 02.2011 года «О полиции" // СПС «Консультант - Плюс» несут устaновленную законом ответственность за противоправные действия или бездействие.

Тем сaмым мы рaccмотрели осoбенности правовoго статуса сотрудника полиции и приходим к выводу, что правoвой стaтус сотрудника полиции, имеющий вышеперечисленные особенности статуса личности, основным признаком имеет специaльный правовой стaтус - статус государственного служащего, и в него включaются следующие элемeнты: пpaва, обязaнности, пooщрения и гарaнтии, ответственнocть.

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции По вопросу о понятии и объеме правового статуса государственного служащего см., напр.: Старилов Ю.Н. Служебное право. М., 1996; Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997; Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институционно-функциональный анализ. М., 1999; Оболонский А.В. Государственная служба. М., 2001; Демин А.А. Государственная служба. М., 2007; Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. М., 2007; Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2008; Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2008..

Правовое положение сотрудника полиции, закрепленное в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в некоторой части заимствовало элементы правового статуса сотрудника милиции. Это касается понятия сотрудника, видов специальных званий, наличия гражданства Российской Федерации, прав сотрудников на объединение в профессиональные союзы, отдельных гарантий его правовой защиты и некоторых других вопросов. Правда, все эти позиции получили иное звучание, с учетом современных решений государственной службы.

Так, по сравнению со службой в милиции, теперь в полиции изменен срок испытания для поступающих на службу. Если раньше он составлял от трех до шести месяцев, то теперь согласно Федеральному закону «О службе в органах внутренних дел» данный срок составляет от двух до шести месяцев. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Рассмотрим задачи, которые стояли перед милицией. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 статья 2, задачами милиции определял обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрану общественного порядка, защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также оказание помощи физическим и юридическим лицам. В Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», данные задачи более конкретизированы, а также определены дополнительно ряд новых направлений деятельности. Направлениями деятельности полиции определены: обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Так же по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов показал, что главной задачей как милиции, так и полиции, остается соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако, новаторство нового законодательства заключается в том, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» утвердил постулат об открытости и публичности деятельности полиции.

В соответствии с новым законодательством, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция обязана, в пределах своих полномочий, оказывать содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Сравнительный анализ административно-правового статуса сотрудника милиции и полиции позволил нам установить, что как сотрудник милиции, так и сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, осуществляющий свою служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. Однако, в отличии от правого положения сотрудника милиции, новое законодательство устанавливает, что сотрудник должен соответствовать определённым квалификационным требованиям, не должен иметь судимость и вид на жительства за рубежом, обязан отчитываться о своих доходах и расходах, а также специально оговариваются требования к его поведению.

Что касается специальных званий сотрудников внутренних дел, то после реформы, они остаются прежними (изменения произошли лишь в категории высшего начальствующего состава: появилось специальное звание генерал полиции), что свидетельствует о преемственности в табеле о рангах.

Изменения коснулись и вопросов оплаты труда сотрудников полиции. Если ранее оплата труда сотрудников милиции происходила из бюджетов разного уровня, а оплата труда сотрудников милиции вневедомственной охраны за счёт внебюджетных источников, то сейчас источником оплаты труда сотрудников полиции является только федеральный бюджет Российской Федерации. Увеличился не только размер должностных окладов сотрудников полиции и окладов по специальному званию, но и установлены различные поощрительные выплаты. Например, сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию также за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год, которое осуществляется на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Принципиально новыми по сравнению с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» являются три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции»; ст. 28 «Основные права сотрудника полиции»; ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции». Положения, закрепленные в этих нормах, являются важнейшими элементами правового статуса государственного служащего, так как в свое время их отсутствие в Законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении.

Разночтения предписаний ч. 1 ст. 17 Закона о милиции часто встречались как в теории права, так и на практике. Сегодня же служба в полиции законодательно определена разновидностью федеральной государственной службы, что закреплено в ч. 1 ст. 25 ФЗ «О полиции», которой внесена ясность относительно правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего.

Нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6 Федерального закона «О полиции». В ней содержатся современные требования по таким вопросам, как понятие сотрудника полиции и условия прохождения им федеральной государственной службы; права и обязанности сотрудника полиции; ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, гарантии правовой защиты; привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей полиции.

И это существенно отличает Закон о полиции от Закона о милиции, потому как положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, ранее были рассредоточены по разным разделам правового акта, а сегодня аккумулирование в одной главе предписаний о правовом статусе сотрудника полиции - признание важности и значения данных регуляторов в системе статусного законодательства.

Правда, следует также подчеркнуть, что нормы этой главы не исчерпывают всего объема полномочий сотрудника полиции. Ссылки на них содержат и другие статьи Закона, в частности обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти содержат ст. 5, 6, 7, 9 ФЗ «О полиции». Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют и отдельные нормы главы 7 «Служба в полиции» (ст. 37, 39).

Правовой статус сотрудника полиции отражен и в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел» в главе 3. В статьях 10-16 раскрываются:

Понятие сотрудника органов внутренних дел;

Права сотрудника;

Основные обязанности;

Требования к служебному поведению;

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;

Ответственность сотрудника;

Форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 12.02.2015).

Термин «сотрудник» по своей природе имеет несколько значений, но применительно к ст. 25 ФЗ «О полиции» он используется в смысле - представитель профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников.

Несколько отличается понятие сотрудника в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел». Сотрудник органов внутренних дел, согласно статьи 10, это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

В свою очередь, корпоратив сотрудников полиции - это личный состав, персонал либо кадры полиции.

К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы.

Выделяется три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.

Юридические факты состояния в кадрах полиции (кадрах органов внутренних дел): а) занятие должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел; б) нахождение в распоряжении органов внутренних дел; в) прикомандирование к государственным органам, а также иным организациям.

Должность - это базовая структурная единица государственного органа, включающая часть его компетенции. Иными словами, это то служебное место, которое связано с выполнением определенного круга служебных обязанностей. «Состояние в должности» означает пребывание в ней с момента подписания приказа о назначении.

Места в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками полиции, подразделяются на пять видов:

1) должности рядового состава;

2) должности младшего начальствующего состава;

3) должности среднего начальствующего состава;

4) должности старшего начальствующего состава;

5) должности высшего начальствующего состава.

Перечень первых четырех видов должностей утверждается приказами Министра внутренних дел Российской Федерации. Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которые могут замещать сотрудники полиции, определяется указами Президента Российской Федерации. Это посты министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, их первых заместителей, начальников академий, университетов, институтов, высших школ, начальников департаментов, главных управлений и управлений центрального аппарата МВД России и т.д. Такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 253.

Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают в себя степень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей.

Зачисление сотрудника полиции в распоряжение органа внутренних дел может осуществляться в ходе оргштатных мероприятий, при его увольнении по собственному желанию, по болезни, по ограниченному состоянию здоровья, по истечении срока контракта о службе, на период прохождения военно-врачебной комиссии и оформления соответствующих документов и т.д. По общему правилу срок нахождения в распоряжении не может превышать двух месяцев, за исключением времени отпуска и времени болезни.

С пребыванием в распоряжении не следует смешивать отстранение сотрудника от должности. В соответствии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел» (ст. 16) сотрудник полиции может быть отстранен от должности при привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также при грубом нарушении служебной дисциплины, делающем невозможным дальнейшее исполнение обязанностей. В последнем случае срок отстранения от должности не может превышать одного месяца.

Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Сотрудники полиции могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Перечень этих министерств, ведомств и организаций утверждается по предложению Министра внутренних дел Российской Федерации Правительством Российской Федерации. В настоящее время к числу таких организаций отнесены Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала и возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее же время она исключена. В соответствии со ст. 41 Закона сотрудники полиции, избранные депутатами органов законодательной власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

Практика командирования сотрудников полиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН и Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.

Важно также напомнить, что принадлежность к сотрудникам полиции определяется наряду с состоянием в кадрах полиции наличием специального звания рядового или начальствующего состава полиции, присвоенного в установленном порядке. Специальные звания от рядового до генерала полиции Российской Федерации присваиваются сотрудникам в персональном порядке в соответствии с их служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет.

Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия.

Форменная одежда - комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия.

Служебное удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт. Он имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию, дату выдачи и дату окончания его действия.

В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые изображаются на металлическом жетоне овальной формы, образца, установленного МВД России.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения особой профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

На каждого из них заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер.

Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: способ замещения должности; требования, предъявляемые к сотруднику; права и обязанности сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; гарантии правовой защиты сотрудника; меры стимулирования служебной деятельности; характер ответственности сотрудника полиции.

Выделяется три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции.

Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут.

Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом.

Сотрудники полиции могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Перечень этих министерств, ведомств и организаций утверждается по предложению Министра внутренних дел Российской Федерации Правительством Российской Федерации. В настоящее время к числу таких организаций отнесены Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета безопасности Российской Федерации и ряд других.

Ранее существовала и возможность прикомандирования сотрудников милиции к органам законодательной (представительной) власти. В настоящее же время она исключена. В соответствии со ст. 41Закона сотрудники полиции, избранные депутатами органов законодательной власти, приостанавливают свою службу в органах внутренних дел на весь срок своих полномочий.

Практика командирования сотрудников полиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН и Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной.

Важно также отметить, что принадлежность к сотрудникам полиции определяется наряду с состоянием в кадрах полиции наличием специального звания рядового или начальствующего состава полиции, присвоенного в установленном порядке. Специальные звания от рядового до генерала полиции Российской Федерации присваиваются сотрудникам в персональном порядке в соответствии с их служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет.

Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия. Форменная одежда - комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия.

Служебное удостоверение - официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт.

Он имеет следующие реквизиты:

Наименование ведомства,

Серию, номер,

Специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность,

Фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию,

Дату выдачи и дату окончания его действия.

В удостоверении указывается личный номер сотрудника полиции, который представляет собой условный номер, присваиваемый сотрудникам полиции для персонального учета одновременно с первым специальным званием среднего начальствующего состава. Он состоит из заглавной буквы русского алфавита и шестизначного числа, которые изображаются на металлическом жетоне овальной формы, образца, установленного МВД России.

Сотрудники органов внутренних дел после прохождения особой профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

На каждого из них заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер.

Ядром правового положения сотрудника полиции выступают его права и обязанности, которые подразделяются на два вида - общие и специальные или должностные.

Общие полномочия сотрудника полиции - это его права и обязанности как гражданина России и как государственного служащего.

Российский гражданин, будучи сотрудником полиции, обладает на территории государства всеми правами и свободами, а также выполняет обязанности, предусмотренные КонституциейРоссийской Федерации. Он имеет право на выбор рода деятельности и профессии, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, на неприкосновенность частной жизни, на свободу передвижения, на управление делами государства и другие основные права и свободы.

Проблема территориального разграничения юрисдикции оперативных подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, в практической плоскости разрешается на основе статусных документов органов МВД России, фактически определяющих границы, обслуживаемые подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации.

За совершенное по службе правонарушение сотрудник полиции несет дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность.

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение должностных проступков.

Следует также заметить, что дисциплинарная ответственность сотрудника полиции наступает за совершение административных правонарушений.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют правонарушения, перечисленные в части второй этой статьи. 8

Уголовное законодательство предусматривает несколько групп общественно опасных деяний, за совершение которых сотрудник полиции вследствие ненадлежащего исполнения служебных обязанностей может нести уголовную ответственность.

Первую группу образуют преступления против государственной власти и интересов государственной службы: злоупотребление должностными полномочиями, их повышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, халатность (ст. 285-293УК РФ).

Другая группа - это преступления против правосудия, предусмотренные ст. 299-304,310-312,315,316УК РФ. Это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное освобождение от уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений и некоторые другие составы преступлений.

Уголовную ответственность влекут также общественно опасные деяния сотрудника полиции, посягающие на конституционные права и свободы граждан. Конкретными их видами являются: нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137-140,149УК РФ). 9

Материальная ответственность сотрудника полиции наступает за ущерб, причиненный органам внутренних дел. В соответствии с ч. 4 ст. 33Федерального закона «О полиции» она применяется согласно трудовому законодательству -главе 39Трудового кодекса РФ. 10

Что касается вреда в отношении граждан и организаций, причиненного противоправным действием или бездействием сотрудника полиции, то ущерб подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством, в частности ст. 1069и1070ГК РФ. 11

Следующим элементом правового статуса сотрудника полиции являются гарантии: гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников полиции распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне; причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайней необходимости; физическом и психическом принуждении; обоснованном риске; неисполнении приказа или распоряжения.

Таким образом, правовой статус сотрудника полиции, имеющий особенности статуса личности, основным признаком имеет специальный правовой статус - статус государственного служащего, и в него включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. 12

В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел могут приниматься граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование.

В соответствии с семейным законодательством и ФЗ«О гражданстве» 13 детьми считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Об этом же говорится и в Федеральном законеот 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 14 Согласно этому закону ребенком считается лицо, не достигшее 18-летнего возраста, то есть совершеннолетия. Поэтому в соответствии со ст. 21ФЗ «О государственной гражданской службе» на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.Законне позволяет лицу, не достигшему совершеннолетия, пребывание на службе в ОВД (в качестве курсанта), или присвоение ему звания, или принятие присяги.

В ст. 14.1«Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей» говорится, что не допускается «нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей».

На практике курсантов даже первого года обучения привлекают для патрулирования на улицах и иных местах и в дневное, и в ночное время. В процессе учебы курсанты уже на первом году проходят первоначальную подготовку (применение приемов самбо, задержание преступников, привлечение на патрулирование, несение службы (наряды дежурными, дневальными и так далее. 15

Россия входит в число стран-лидеров по количеству полицейских среди населения. Каждый гражданин хотя бы раз в жизни имел контакт с работниками правоохранительных органов. При этом далеко не все знают о правовом статусе сотрудников полиции. В нашем материале будет подробно рассказано о правах, обязанностях и запретах для стражей порядка.

Полиция в России

Ни одно государство в мире, каким бы либеральным оно ни было, не может обойтись без государственных органов по охране прав граждан. Преступность неискоренима. Она существовала и будет существовать всегда. Ограничить количество злодеяний, то есть свести их число к минимуму, помогают сотрудники полиции. Правовой статус этих работников регламентируется законодательством. В разных странах он немного отличается друг от друга. Как он выглядит в России?

Полиция в нашем государстве имеет долгую и сложную историю. Стражи порядка существовали и при князьях, и при императорах, и при советской власти. Окончательное свое формирование полиция получила лишь в 2011 году. Именно тогда был издан специальный Федеральный закон, благодаря которому правоохранительные органы получили сегодняшнее наименование, а также обросли рядом сложных обязанностей и полномочий.

Правовая основа полиции

Если кратко, правовой статус сотрудника полиции в России складывается из его законных обязанностей и прав. Подтверждается статус положениями некоторых нормативных актов.

Самый важный и очевидный нормативный акт - это основной закон страны, Конституция. В первой, шестой и седьмой главах этого закона рассказывается о необходимости организовать качественную систему по охране прав человека и гражданина. Сама система так и называется - правоохранительная. Инстанции, входящие в эту структуру, находятся в подчинении исполнительной и судебной власти. Полиция - это важнейшая отрасль правоохранительной системы.

Она является составной частью единой федеральной исполнительной власти. Соответственно, правовой статус сотрудника полиции складывается из ряда положений, регламентирующих работу исполнительных органов власти. Это различные приказы МВД, постановления Правительства, а также:

  • Конституция;
  • Международная конвенция о защиту прав и свобод человека;
  • Федеральный закон "О полиции";
  • указы президента;
  • ряд других Федеральных и региональных законов, например, об оружии, о мерах безопасности на дороге, о социальных гарантиях правоохранителям и т. д.

Таким образом, полиция - это невероятно сложная и обширная структура. О правовом статусе сотрудников полиции будет подробно рассказано далее.

Принцип защиты прав и свобод

Работа полицейских базируется на ряде важных начал, идей и требований, именуемых принципами. Без принципов невозможно выстроить ни одну обязанность или право сотрудника. Первая идея связана с защитой прав и свобод людей.

По опросу, проведенному в 2011 году одним из СМИ, около 15 % россиян уверены, что полиция - это "мафиозная структура". 60 % потерпевших не захотели обращаться в полицию, а 43 % ни за что и ни при каких обстоятельствах не захотели бы иметь дело с сотрудниками правоохранительных органов. Причин, по которым народ столь сильно боится полицейских, невероятно много. Большинство из них связаны с бесконечными новостями о произволе стражей порядка. При этом россияне прекрасно понимают предназначение полиции и ее место в обществе: это обеспечение безопасности, защита свобод, интересов и прав граждан.

Полицейские призваны охранять общественный порядок, но делают они это зачастую слишком грубо, а иногда и вовсе преступая закон. Сотрудники правоохранительной системы должны помнить о главном своем предназначении: охрана безопасности всех людей, а не отдельных лиц.

Принцип законности

Понятие правового статуса сотрудника полиции напрямую связано с законом. Все права и обязанности стражей порядка регламентированы государственной властью и закреплены в нормативно-правовых актах. Законность - это общеправовой конституционный принцип. Реализуя свой юридический статус, полицейский обязан неуклонно соблюдать нормы материального и процессуального права. Любое отступление сотрудника от легальных требований грозит подрывом авторитета всей системы в целом.

Полицейский - это представитель не только власти, но и закона. Он охраняет государственный порядок, а потому и сам должен поступать в соответствии с правовыми нормами.

Принцип беспристрастности

Важнейшим атрибутом правового статуса сотрудника полиции является беспристрастность. Ее также можно назвать толерантностью, терпимостью или даже либеральным отношением. Речь идет о качественно новом требовании к стражам порядка. Они должны реализовывать свои функции, невзирая на пол, расу, национальность, язык или мировоззрение граждан.

Беспристрастности не было в СССР. Тогда существовала единая точка зрения, которой должны были придерживаться все советские граждане. Сегодня все гораздо проще. Человек может делать что хочет, важно лишь, чтобы он не нарушал закон.

Правовой статус сотрудника полиции РФ выстроен таким образом, что субъективности здесь попросту нет места. Стражи порядка просто защищают закон и делают это объективно и честно. Полицейский должен сохранять свой моральный облик, а также оставаться публичным и открытым для взаимодействия или сотрудничества. Лишь в этом случае граждане станут доверять полиции и поддерживать ее.

Содержание правового статуса сотрудника полиции

Понятие и структура юридического статуса полицейских отражены в Федеральном законе 2011 года. Здесь освещается широкий круг вопросов, связанных с организацией деятельности правоохранительного института России. Права и обязанности стражей порядка являются основными инструментами их деятельности.

Основной проблемой правового статуса до сих пор остается непроработанность классификаций. Так, права и обязанности сотрудников полиции приведены в едином списке, а не сгруппированы по отдельным сферам деятельности. То же касается ограничений и запретов.

Становление правового статуса

Справедливости ради стоит отметить, что до 2011 года все было еще хуже. В те времена, когда полиция еще именовалась милицией, единого Федерального закона в принципе не существовало. Было несколько постановлений МВД, серия указов, а также ряд специальных нормативных актов.

Разбросанность норм и положений значительно осложняла положение сотрудников правоохранительной системы. Затем была проведена сложная научная работа. Административно-правовой статус сотрудников полиции сформировался относительно качественно.

Обязанности полицейских по профилактике нарушений закона

Юристы по-разному классифицируют обязанности полицейских. В нашей статье будет приведена систематизация, согласно которой все полномочия будут поделены на две группы: по профилактике нарушений законодательства и по непосредственной их ликвидации.

Чтобы минимизировать число правонарушений и преступлений, стражи порядка должны работать с причинами нарушений закона. В архивах есть множество документов, в которых указаны мотивы преступника, обстоятельства совершения правонарушений или различные условия. Разобравшись с материалом и сформировав для себя хотя бы минимальное представление о причинах нарушения закона, полицейским будет гораздо легче работать.

Следующей обязанностью является сотрудничество полиции с другими властными инстанциями, не обязательно правоохранительными. Профилактика нарушений закона в этом случае выйдет на качественно новый уровень.

Все остальные обязанности прописаны в законе. Это необходимость в подтверждении классификации, проведение разъяснительных бесед с гражданами, оказание содействия судебным приставам и многое другое. Все это составляет понятие правового статуса сотрудников полиции.

Обязанности по устранению последствия нарушения закона

Необходимость в непосредственном разрешении ситуации находится у полицейских в приоритете. Этому есть объяснение: непосредственная ликвидация последствий злодеяний занимает у стражей порядка куда больше времени и сил.

Вот какие обязанности здесь нужно выделить:

  • пресечение противоправных деяний;
  • оказание первой помощи пострадавшим;
  • принятие чрезвычайных мер по спасению граждан;
  • противодействие терроризму;
  • осуществление розыска;
  • задержание виновных лиц и т. д.

Административно-правовой статус сотрудников полиции вбирает в себя громадное количество обязанностей. Все они, так или иначе, связаны с нарушением закона - реальным или потенциальным. Однако полномочия полицейских базируются на одной лишь идее: беспристрастной охране прав, интересов и свобод людей.

Права полицейских

Разобравшись с обязанностями стражей порядка, следует обратить внимание на их права и полномочия. Это важнейшие составляющие правового статуса сотрудников полиции, понятие и содержание которого регламентированы законом.

Вот что здесь следует выделить:

  • обеспечение оптимальных условий для выполнения трудовых обязанностей;
  • право на отдых;
  • возможность знакомиться со всей необходимой для работы документацией;
  • право на оплату труда;
  • ознакомление с отзывами о собственной службе;
  • доступ к государственной тайне, если подобное необходимо для исполнения государственных обязанностей;
  • возможность продвижения по службе;
  • право на рассмотрение служебного спора;
  • право на профессиональное образование.

Естественно, это далеко не все возможности, которые составляют административно-правовой статус сотрудников полиции. Более того, общее количество прав зависит от квалификации работника. Например, правовой статус внештатного сотрудника полиции будет разительно отличаться от статуса "классического" полицейского. Работник, не являющийся должностным лицом в органах внутренних дел, обладает куда меньшим объемом полномочий.

Ограничения и запреты

Правовой статус сотрудника полиции к 2017 году получил свой окончательный образ. Помимо прав и обязанностей в него входит ряд ограничений и даже запретов. Стоит перечислить самое основное:

  • запрет на исполнение служебных обязанностей при недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • невозможность устраиваться на работу в ОВД, если непосредственным начальником сотрудника будет его родственник или близкий человек;
  • запрет на осуществление предпринимательской деятельности;
  • недопустимость публичных высказываний, оценок или суждений в отношении своего начальства, если это не связано с прямыми обязанностями работника.

Таким образом, административно-правовой статус сотрудника полиции в России имеет четкие границы в виде ограничений и запретов.

Ответственность полицейских

Сотрудники полиции юридически выше простых граждан. Следовательно, они обладают куда большей ответственностью. Согласно статье 33 соответствующего Федерального закона налагаемые на сотрудников санкции соразмерны тому ущербу, который они причинили

Ответственность полицейских бывает трех видов. Первая форма именуется дисциплинарной. Это выговоры или увольнения. Есть также материальная ответственность. Это штрафы, выплаты компенсаций, а также более сложные формы санкций - например, лишение социального обеспечения сотрудников органа полиции. Правовой статус и вовсе может быть ликвидирован - но уже вследствие уголовной ответственности, когда полицейский совершил по-настоящему крупное злодеяние.

Гарантии правовой защиты

Гарантия - это способ обеспечения правового статуса. В правоохранительной сфере существует множество разнообразных гарантий: политических, нравственных, организационных, экономических и многих других. В качестве примера следует привести по одной гарантии из разных областей.

Важнейшая экономическая гарантия указана в ФЗ "О полиции", статье 47. Правовой статус сотрудника полиции, равно как и вся его деятельность, обеспечивается посредством государственного финансирования.

Политические гарантии были указаны выше. Это сотрудничество правоохранительных органов между собой, а также с другими государственными инстанциями.

Наконец, организационные гарантии связаны с множеством деталей, указанных в законе. Это подтверждение или повышение квалификации, составление деловых архивов, опора на нормативную базу и многое другое.

Итак, правовой статус полицейского - это совокупность его прав и обязанностей, подкрепленных ограничениями и гарантиями.

Введение

ГЛАВА 1. Правовой статус как юридическая категория 16

1.1. Правовой статус: понятие, структура, виды 16

1.2. Правовой статус государственных органов 32

ГЛАВА 2. Правовой статус полиции: понятие, эволюция, структура 46

2.1. Эволюция правового статуса полиции 46

2.2. Современный правовой статус полиции: понятие и структура 67

2.3. Элементы правового статуса полиции 88

2.3.1. Обязанности и права полиции 88

2.3.2. Ответственность и иные ограничения в отношении полиции 115

ГЛАВА 3. Пути усовершенствования правового статуса полиции: отечественный и зарубежный опыт 134

Заключение 168

Библиография

Правовой статус государственных органов

Предметом научных исследований традиционно выступает правовой статус личности (человека, индивида). Однако необходимо помнить о том, что статус - категория, характеризующая не только индивидуальных, но и коллективных субъектов права: им обладают юридические лица, государство, органы власти, общественные объединения, народ в целом и т.д. Так, в Конституции Российской Федерации термин «статус» употребляется в отношении не только отдельной личности, но и применительно к субъектам Федерации (например, «Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом» (п. 5 ст. 66)).

Исторически сложилось, что именно правовой статус индивидов, а не их объединений стал изучаться в науке, а также получил законодательное урегулирование. Тем не менее, с течением времени был осознан тот факт, что правовой статус различных видов коллективных субъектов права нуждается в самостоятельном изучении. В последнее время в данном направлении достигнут существенный прогресс, в литературе появляется все больше работ, посвященных правовому статусу отдельных коллективных субъектов1.

Одним из наиболее распространенных видов коллективных субъектов выступают органы государственной власти, сама суть, природа и назначение которых требует детального урегулирования законодателем их правового статуса. Характеристика правового статуса данного вида субъектов невозможна без понимания образующего его «ядро» понятия государственной службы. Для российской правовой мысли характерна трактовка сущности государственной службы как некоего служения, исполнения государственного долга. Так, еще в XIX в. Н. Нелидов считал государственную службу деятельностью на пользу государства, осуществляемую индивидом ради достижения общественно важных целей по особому указанию, исходящему от вышестоящего субъекта либо непосредственно, либо через посредство другого лица1.

Сторонники данного подхода считают, что управленческий аппарат является орудием органов государственной власти, которые были избраны и контролируются со стороны народа2. Государственный гражданский служащий, согласно этой позиции, должен служить не человеку, не обществу, а государству в лице его органов, образованных путем выражения народом своего волеизъявления в результате выборов, либо иным законным способом3. Г.В. Атаманчук отметил, что «издавна в России под словом (термином, понятием) "служба" понималось отношение, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнить дело, оказать услугу, защитить интересы»4. Существует и противоположный подход, согласно которому государственная служба трактуется как деятельность исключительно на профессиональной служебной основе по обеспечению полномочий других субъектов права5. А.В. Оболонский полагает, что необходимо пересмотреть «вековечную российскую традицию» превалирования государства и его интересов над обществом и его потребностями. Более того, государственная служба не должна быть тождественна службе «государевой», России необходимо прийти к истинно гражданской службе, означающий ответственность служащего перед обществом, которое фактически финансирует его деятельность1.

Специфическими особенностями государственной службы выступают:

1) Публичность, основанная на том, что государственная служба осуществляется в общественно значимых целях, для удовлетворения социальных потребностей и достижения общего блага.

2) Направленность на выполнение функций государства. На первый взгляд кажется, что функции государства реализуют не государственные служащие, а государственные органы, которые они образуют, однако, и в этом мы согласны с С.Е. Чановым, весьма существенный перечень государственных служащих обладает возможностью (и обязанностью одновременно) воплощать в жизнь функции государства. Впрочем, таким правом-обязанностью наделены далеко не все государственные служащие. Основной задачей деятельности достаточно большой части служащих является не непосредственная реализация функций государства, а обеспечение (в самых различных аспектах) деятельности другой ее части, которая как раз их занимается прямой реализацией государственных функций.

3) Внешневластный характер служебной деятельности, предопределяющий дозволенность государственным служащим самостоятельно осуществлять юридически значимые действия, а также принимать решения общеобязательного характера для неопределенного круга лиц (тем не менее, внешневластными полномочиями наделены не все государственные служащие.

Современный правовой статус полиции: понятие и структура

С одной стороны, в научной литературе встречаются достаточно восторженные отзывы о новом законе. Так, по мнению В.В. Черникова, «он (закон) является поистине революционным шагом, положившим начало преобразованию, нужно честно признать, обюрократившейся милиции в полицию. Именно с даты вступления его в силу начинается отсчет, пишется биография новой российской полиции…»1. Его поддерживает С.П. Булавин: «Можно отметить, что Закон о полиции - без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства России, но и для всей ее правовой системы. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопросы, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях»2.

С другой стороны, Закон «О полиции» как нормативный правовой акт, отражающий суть реформы органов внутренних дел, вызвал весьма критические суждения. «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу… Кардинальные вопросы реформирования МВД там не решаются. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем?»3.

Мнение общественности склоняется к тому, что принятие Закона «О полиции» - это всего лишь «ловкий ход», позволяющий создать видимость реформирования МВД, однако избежать полноценной перестройки старого механизма. Встречаются довольно резкие высказывания, суть которых сводится к следующему: принятый Закон «О полиции» - это всего лишь «декларация о намерениях», пустая демагогия, «набор красивых слов», которая в действительности только развязывает руки полицейским и существенно увеличивает количество и их прав и полномочий4.

Как отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности М. Гришанков, «принципиальных изменений в законе немного… в большей степени - это сохранение старой системы. Законопроект, который готовился в недрах МВД, отражает позицию самого МВД»1. Критически настроен и С.И. Балабкин: «Отсутствует решительность в проведении реформирования, цели и намерения которого сами по себе надлежащим образом не сформулированы и не взаимоувязаны) - властные структуры действуют, преимущественно реагируя на возмущение населения и пытаясь снизить значительные финансовые издержки по поддержанию функционирования системы МВД»2.

Основным в реформе МВД призвано стать достижение приемлемого для общества качества исполнения государством правоохранительной и, в частности, «полицейской» функции. При этом изменение статуса и порядка работы полиции должны быть не только провозглашены, но и реально выполняться.

Однако при всем многообразии точек зрения на суть и значимость рассматриваемого нормативного правового акта нельзя не признать, что Закон «О полиции» содержит ряд инновационных идей, воплощающих современные политические и законодательные реалии, которые предопределяют дальнейшее развитие статусного законодательства о правоохранительных органах и специальных службах.

Анализируя Закон «О полиции», можно увидеть, что нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6. В этом заключается существенное отличие нового закона от Закона «О милиции», где положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, были рассредоточены по разным разделам.

Принципиально новыми по сравнению с Законом «О милиции» являются три статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции», ст. 28 «Основные права сотрудника полиции» и ст. 29 «Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции». Положения, закрепленные в этих статьях, образуют нормативную базу нового статуса сотрудника полиции. Как отмечают С.П. Булавин и В.В. Черников, в свое время их отсутствие в законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении1. Изучение нормативных предписаний Закона «О полиции» позволяет сделать вывод, что практически все права и обязанности полиции наконец-то урегулированы официально, на уровне закона, причем достаточно подробно, более того, установлены четкие юридические предпосылки и условия их осуществления2.

Значимость Закона «О полиции» заключена не только в его содержании, но и в процедуре принятия. Закон «О полиции» стал первым нормативным правовым актом, вынесенным на обсуждение в масштабах всей страны. Проект Закона был размещен в Интернете и получил более 20000 откликов и замечаний. Процедура сетевого форума, а также количество граждан, принявших участие в обсуждении, обеспечили адекватное отражение общественного мнения относительно проекта, способствовали его легитимации и улучшению его качества в целом. По результатам дискуссий большинство статей законопроекта подверглись той или иной правке.

Обязанности и права полиции

«Права и обязанности» можно с известной долей уверенности назвать одной из самых «популярных», «востребованных» юридических конструкций. Взаимоотношения данной пары понятий наиболее полно характеризуется термином «единство», означающим их взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность и взаимодействие - другими словами, фактическую невозможность существования друг без друга. Универсальность рассматриваемого начала позволила возвести единство прав и обязанностей в ранг принципа права1.

Принцип единства прав и обязанностей является конституирующим для правового статуса полиции, на которую в полной мере распространяются все особенности, характеризующие статус органов исполнительной власти.

Особенность государственных органов и их должностных лиц как субъектов права заключается в слиянии их прав и обязанностей. Предоставленные им возможности по отношению к другим лицам (гражданам) одновременно выступают как долженствования (обязанности) перед государством и обществом. Эту особенность отмечает Д.Н. Бахрах, полагая, что само рассмотрение прав и обязанностей таких специальных субъектов, как государственные служащие, можно проводить только в их единстве, взаимной связи, взаимной обусловленности2.

Объяснение данному феномену можно найти в философии. Субъективное право заключает в своей сути понятие возможности, юридическая обязанность - понятие необходимости, также образующие логико-философскую пару. Стремление личности к максимально полному удовлетворению своих потребностей и интересов приходит в противоречие с фактом существования объективной необходимости. Это противоречие в свою очередь рождает диалектическое единство1. Возможность и необходимость не разделены между собой «высокой стеной»: первая, ограниченная строгими рамками, тем не менее содержит в себе определенные возможности2.

С позиции административного права, единство (в значении слияния) прав и обязанностей в сфере правоохранительной деятельности обусловлено тем, что должностные лица соответствующих государственных органов, осуществляют закрепленные за ними функции, что является их обязанностью, и несут за свои действия (бездействие) ответственность перед вышестоящими органами, государством и обществом3.

Однако тот факт, что права и обязанности полиции находятся в неразрывном единстве, вовсе не означает, что они одинаковы в своем законодательном закреплении. Равноправие субъектов права встречается далеко не всегда. Если рассматривать отношения граждан друг с другом, то здесь присутствует изначальное равенство в возможностях и гарантиях их реализации и защиты. Но если же анализировать отношения граждан и государства, то ситуация совершенно иная. При столкновении с государственными органами и должностными лицами индивид всегда оказывается более «слабым». Необходимость защиты прав человека в его отношениях с властными структурами предопределила установление особых принципов регулирования их деятельности. Основным среди них выступает «дозволено только то, что прямо разрешено».

Принцип, противоположный вышеназванному, а именно «дозволено все, что не запрещено», являющийся базовым в регулировании отношений равных по статусу субъектов (прежде всего граждан между собой), также С. 29. применим в некоторых ситуациях. Так, например, он вполне допустим во внутренних отношениях государственных органов и должностных лиц на горизонтальном уровне. Однако он не должен представлять угрозу правам и свободам граждан при их взаимодействии с правоохранительными органами.

Модель правового регулирования, по нашему мнению, должна быть следующей: при формировании общей нормы, закрепляющей компетенцию (полномочия) должностных лиц, т.е. цель деятельности и законные средства ее достижения, дается исчерпывающий перечень позиций, за рамками которого все остальное им запрещено. При отсутствии же перечня конкретных полномочий должен вступать в действие принцип «разрешено все, что находится в рамках поставленной цели и намеченных задач»1.

При закреплении в нормативных актах перечня полномочий государственных органов и их должностных лиц особенно соблюдение правил юридической техники, которыми выступают: четкость, ясность, логичность, исчерпывающий, но достаточный объем информации. И напротив, расплывчатость формулировок, запутанность в изложении мысли, непоследовательность, дублирование или же недостаточность информации чрезвычайно опасны в регулировании именно данных категорий отношений, поскольку создают возможность толкования норм в свою пользу и, соответственно, злоупотребления правами.

Так, закрепление задачи достигнуть определенную цель любыми путями может «камуфлировать» неоправданно широкий перечень прав, которые могут быть для этого использованы. Советская история знает такой пример, а именно в тридцатых годах прошлого века органы НКВД наделялись чрезвычайно объемными правомочиями по использованию самых различных средств для борьбы с «врагами народа»

Ответственность и иные ограничения в отношении полиции

Дисциплинарная ответственность наступает за совершение дисциплинарных проступков (правонарушений) и заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

Для освещения вопроса ограничений в отношении полиции первостепенное значение имеет анализ понятия «служебная дисциплина».

В начальной редакции Закона «О полиции» была специальная статья 39, посвященная вопросам служебной дисциплины в полиции. По сути, данная статья была отсылочной, поскольку ограничивалась только положением о том, что служебная дисциплина в полиции регулируется дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, что рассматривалось как недостаток Закона1.

Данная статья утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в который уже была включена самостоятельная седьмая глава «Служебная дисциплина в органах внутренних дел». Согласно ст. 49 данного закона, служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Понятие дисциплины и в законе, и в науке традиционно носит «негативный» оттенок - в том смысле, что ее рассмотрение, как правило, концентрируется на вопросах нарушения дисциплины и следующей за этим ответственности. Это вполне оправдано, поскольку соблюдение дисциплины - это нормальный ход вещей, другими словами, правило, в то время как ее нарушение - это нечто экстраординарное, т.е. исключение из правила.

Примечательно, что в Законе «О службе в органах внутренних дел РФ» служебная дисциплина помимо «классического» (т.е. «негативного») аспекта имеет и аспект позитивный - предполагается, что дисциплина может не только нарушаться, но и соблюдаться (причем, добросовестно и перевыполнением поставленных задач). Поэтому, согласно ч. 2 ст. 49 Закона, «в целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания».

Закон различает простое и грубое нарушение служебной дисциплины. Если понятие первого раскрывается с теоретических позиций - через предлагаемое определение (перечисление признаков, наличие которых у деяния позволяет причислять его к дисциплинарным поступкам), то второго уже больше с практических - путем приведения исчерпывающего списка возможных грубых нарушений.

Итак, нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел

Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Закон приводит исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины: несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации; отсутствие сотрудника на службе в рабочее время без уважительных причин более четырех часов подряд; нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Отдельную группу среди них составляют действия общественная вредность (опасность) которых сама по себе очевидна настолько, что они могут быть признаны грубыми нарушениями служебной дисциплины только в том случае, если не влекут за собой уголовную, т.е. более строгую, ответственность (например, совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни, здоровью людей, нарушение нормального функционирования органа МВД, причинение иного существенного вреда гражданам и организациям; утрата выданного оружия и патронов к нему вследствие небрежного хранения и др.;



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: