Вертикальной социальной мобильностью является. Вертикальная мобильность

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - способность индивида, социальной группы к изменению места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей. Люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии; поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность. Впервые теория М. с. была разработана и введена в научный оборот известным русским социологом П. А. Сорокиным.

Существует два основных вида М. с. – межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа – вертикальная и горизонтальная. Они распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. При рождении человек получает социальный статус своих родителей. Однако в активный период своей деятельности человек может не довольствоваться положением в этом социальном слое и добиваться большего. Если его статус изменен на более высокий, то имеет место восходящая мобильность. Однако в результате жизненных катаклизмов (потеря работы, болезнь и т.п.) он может перейти в низшую статусную группу. При этом срабатывает нисходящая мобильность. Все это разновидности вертикальной мобильности.

Горизонтальная мобильность – переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же социальном уровне. Примером может быть переход из однойпрофессии в другую, при котором не происходит существенного изменения социального положения. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию населения. Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А. Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи. Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других.

Мобильность может быть также добровольная и насильственная, структурная и организованная. Различаемая по сферам общественной жизни мобильность может быть экономическая, политическая, профессиональная, религиозная и т.д. Изменения в классовой структуре общества – это результат мобильности: межклассовой и внутриклассовой (деклассирование, маргинализация, люмпенизация) . Каналы мобильности, или институты (по П. Сорокину): армия, школа, церковь, брак, собственность. Иногда их называют лифтами. Мобильность различается в открытом и закрытом обществе. Закрытые общества – кастовое, рабовладельческое. Открытое – индустриальное (буржуазное). Полузакрытое – феодальное. В закрытом обществе мобильность резко ограничена, в открытом – высокая степень мобильности.

Социальная мобильность связана с наличием в обществе объективных и субъективных условий жизнедеятельности индивида или социальной группы, представляющих им возможность изменить социальное положение или статус, т. е. другими словами, это перемещение индивидов или групп в социальном пространстве.

Прежде чем перейти к рассмотрению процессов социальной мобильности, перечислим некоторые факторы, ведущие к расслоению общества. Разные аспекты и элементы слоеобразования имеют неодинаковые временные периоды действия, поэтому определенную роль здесь играет временной фактор. В качестве стимула стратификационных изменений выступает и взаимодействие с другими культурами. Не меньшее значение имеют процессы урбанизации, а также факторы социальной дезинтеграции.
Механизмы расслоения в обществе проявляют себя на двух уровнях: неинституциональном и институциональном. На неинституциональном уровне эти изменения выражаются в обыденной жизни, в общественной психологии, поведенческих актах. На инстуциональном уровне такие изменения закрепляются в различных социальных институтах. С одной стороны, социальные группы стремятся выделить себя в качестве социальных целостностей, сохранить свой социальный статус. Но с другой, обнаруживаются тенденции, ведущие к расшатыванию существующего положения. Именно тогда проявляется механизм социальной мобильности.

Существуют разные виды социальной мобильности (межпоколенная, внутрипоколенная, профессиональная и пр.), которые в целом можно свести к двум проявлениям (типам) – вертикальной и горизонтальной мобильности.

Вертикальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающим изменение социального статуса. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. Если у человека или социальной группы статус изменен на более высокий, престижный, то можно констатировать восходящую мобильность. Соответственно переход в низший статус означает нисходящую мобильность.

Горизонтальная мобильность выражается в перемещении индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса.

Горизонтальные перемещения складываются из естественной и территориальной видов мобильности (например, переезд из города в город).
.
Социальная мобильность может быть индивидуальной и групповой. Групповая мобильность имеет место там, где повышается или понижается общественная значимость класса, социальной группы, страты. Среди причин групповой мобильности – социальные революции, нашествия, войны, смена политических режимов, замена старой конституции новой и т. д., то есть происходит изменение самой системы стратификации. К факторам индивидуальной мобильности социологи относят социальный статус семьи, уровень полученного образования, национальность, способности, внешние данные, место жительства, выгодный брак.

Кроме того, мобильность может быть организованной (управляться, например, государством, причем с согласия людей и без их согласия (репатриация малых народов, раскулачивание и т. п.). Вместе с тем выделяется структурная мобильность, которая отличается от организованной, поскольку вызвана изменением в структуре хозяйственной деятельности общества.

Социальная мобильность измеряется при помощи таких показателей, как дистанция мобильности (показывает, на сколько ступенек вверх или вниз произошло перемещение по социальной лестнице), объем мобильности (число индивидов, которые были включены в вертикальную мобильность).

Изменение мобильности по слоям учитывают такие показатели, как коэффициент мобильности выхода из социального слоя, коэффициент мобильности входа в социальный слой.

На горизонтальную и вертикальную мобильности влияют демографические факторы: пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.

Одно из полных описаний каналов вертикальной мобильности было предложено П. Сорокиным («каналы вертикальной циркуляции»). Среди них различные социальные институты, способствующие перемещению индивида из одного слоя в другой: армия, церковь, школа, собственность, семья и брак.

Однако в обществе не всегда беспрепятственно может происходить переход индивидов из одной социальной группы в другую. М. Вебер описал такое явление, как социальная клаузула – замыкание группы в себе самой. Данный феномен характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли достигаемого.

Система перераспределения власти, материальных ценностей и т. д. может базироваться на фиксированной нормотворческой основе. В этом случае имеет место расслоение на институциональном уровне. «На институциональном уровне слоеобразования фиксируется социальная структура, т. е. соотнесенность человека с той или иной категорией имущественных, должностных и иных прав и в зависимости от этого – с конкретными льготами и обязанностями» . Здесь начинают действовать те социальные механизмы, которые вводят процессы слоеобразования в кодифицированное русло.

Законодательные правовые органы кодифицируют нормы взаимодействия различных социальных групп, уравновешивают интересы вариативных слоев на основе общих социальных интересов.

Начало разработки проблем социальной мобильности было положено П. А. Сорокиным в книге "Социальная стратификация и мобильность" (1927). Термин получил признание сначала в американской, а затем в мировой социологии.

Под социальной мобильностью , понимают переход индивида (группы) из одной социальной позиции в другую. Выделяют два основных типа социальной мобильности.

  • 1. Горизонтальная мобильность связана с переходом индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При этом меняются второстепенные и сохраняются в прежнем виде основные показатели статусного положения индивида (престиж, доход, образование, власть). Таков характер переезда на жительство из одного населенного пункта в другой того же ранга, смена вероисповедания или гражданства, переход из одной семьи в другую (при разводе или повторном браке), с одного предприятия на другое и т.п. Во всех этих случаях отсутствуют заметные изменения социального положения индивида в вертикальном направлении.
  • 2. Вертикальная мобильность предполагает такую ситуацию, которая складывается в результате перемещения индивида (группы) с одного уровня социальной иерархии на другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

В зависимости от факторов, вызвавших социальные перемещения граждан, выделяют организованную и структурную мобильность.

Организованная мобильность связана с тем, что изменения социального положения человека и целых групп людей направляются государством и различными общественными институтами (партиями, церковью, профсоюзами и др.). Такая деятельность может быть:

добровольной, в том случае, когда она осуществляется с согласия граждан (например, практика направления на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения);

вынужденной, если осуществляется под воздействием каких-либо независимых от нас обстоятельств (переезд из мест, где отсутствует работа, туда, где она есть в наличии; перемещение из мест, где произошло стихийное бедствие, техногенная катастрофа);

принудительной, если это связано с направлением граждан по решению суда в места лишения свободы.

Структурная мобильность обусловливается изменениями, вызванными социальными преобразованиями (национализацией, индустриализацией, приватизацией и т.п.) и даже сменой типов социальной организации (революцией). Результатом такого рода изменений оказывается:

  • а) массовое перемещение людей и целых социальных групп;
  • б) изменение принципов социальной стратификации;
  • в) переориентация направлений, по которым происходит социальное перемещение людей, на длительный исторический период.

Яркие примеры, иллюстрирующие характер такого рода процессов, – Французская революция 1789 г. и Октябрьская 1917 г. в России. Их результатом стал не только захват власти определенными политическими силами, но и изменение самого типа общественного устройства, всей социальной структуры общества.

Соотношение горизонтальной и вертикальной мобильности может быть достаточно сложным. Например, при переезде на жительство из села в город, из малого города в большой, из провинции в столицу индивид поднимает свой социальный статус, но в то же время по каким-то иным параметрам он может его понизить: меньший уровень доходов, неустроенность с жильем, невостребованность прежней профессии и квалификации и т.д.

В том случае, если территориальные перемещения сочетаются со сменой статуса, речь идет о миграции (от лат. migratio – передвижение). Миграция может быть внешней (между разными странами) и внутренней (между регионами одной страны). Различают также эмиграцию , т.е. выезд граждан за пределы страны, и иммиграцию , т.е. въезд иностранцев в страну. Оба вида предполагают перемещение граждан на длительные сроки либо даже насовсем. Существуют различные формы миграции: экономическая, политическая, миграция жертв войны и стихийных бедствий и т.п.

Массовые миграции имели место и в прошлом (нашествие монголо-татар на Русь, крестовые походы, колонизация Нового Света и др.). Однако только в конце XIX века, когда миграционные потоки приобрели устойчивый характер, были выявлены основные направления перемещений. Кроме того, было установлено следующее:

  • 1. Миграция осуществляется с юга на север и с востока на запад.
  • 2. Миллионы мигрантов стремятся покинуть страны и территории, ввергнутые в сферу военных действий, этнических и религиозных конфликтов, стихийных бедствий (засухи, наводнения, землетрясения и т.п.).
  • 3. Конечными пунктами назначения миграции становятся страны Запада с устойчивой экономикой и развитой демократией (Северная Америка, Западная Европа, Австралия).

Россия в XX столетии пережила три волны эмиграции.

Одновременно Россия сама стала местом, где по разным данным проживают от 5 до 15 млн нелегальных иммигрантов, из них более полутора миллионов составляют граждане КНР.

Процессы социальной мобильности (подвижности) присутствуют в любом обществе. Другое дело, что ее масштабы и расстояния могут быть различны. Как восходящая, так и нисходящая мобильность в равной мере бывает близкой и дальней.

Чем более открыто конкретное общество, тем большее количество людей обретает возможность перемещения по социальной лестнице, совершая, в частности, восходящее движение вплоть до самых высоких позиций. Одним из важных моментов американской социальной мифологии оказывается идея так называемого общества равных возможностей, где каждый может стать миллионером или президентом США. Пример Билла Гейтса, создателя и руководителя компании "Microsoft", говорит о том, что этот миф имеет под собой реальную почву.

Закрытость традиционного общества (кастового, сословного) ограничивает перспективы людей, сводя дальнюю мобильность практически к нулю. Социальная мобильность обслуживает здесь цели воспроизводства господствующей модели стратификации. Так, в Индии перемещения традиционно ограничиваются пределами касты, к которой принадлежит индивид, а мобильность имеет жестко заданные параметры (в тоталитарном обществе добавляется еще и идеологический момент).

Большинство моделей общественного устройства прошлого и настоящего в равной степени демонстрируют характеристики открытости и закрытости. Например, сословное деление российского общества в XVIII – начале XX века сочеталось с подписанным Петром I Законом о порядке государственной службы (1722), более известным как "Табель о рангах". Им была узаконена сама возможность обретения лицом более высокого статуса сообразно личным заслугам. Благодаря этому закону Российское государство получило сотни и тысячи одаренных администраторов, государственных деятелей, полководцев и т.п.

Помимо восходящей и нисходящей мобильности выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Межпоколенная мобильность указывает на соотношение позиций, достигнутых детьми, с позициями, занимаемыми их родителями. Сравнивая показатели, которые характеризуют социальное положение разных поколений (отцов и сыновей, матерей и дочерей), социология получает представление о характере и направленности изменений в обществе.

Внутрипоколенная мобильность характеризует соотношение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в различные моменты его жизни, на протяжении которой он может неоднократно приобретать либо терять определенные статусы, занимая в одних более привилегированное положение, в других – теряя его, совершать подъемы или спуски.

Факторы социальной мобильности. Вертикальная мобильность в обществе оказывается возможной благодаря наличию специальных каналов социальной мобильности. П. А. Сорокин, впервые описавший их действие, говорит о них, как "неких “мембранах”, “отверстиях”, “лестницах”, “лифтах” или “путях”, по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой". Все эти формулировки укоренились в социологической литературе и используются при объяснении того, благодаря каким факторам одни индивиды и целые группы поднимаются вверх, а другие в это же время опускаются вниз.

К каналам мобильности традиционно относятся институты образования, собственности, брака, армии и др. Так, получение образования дает индивиду знания и квалификацию, позволяющие претендовать на профессиональную деятельность либо на занятие соответствующей должности. Выгодное вложение средств в покупку земельного участка может со временем привести к значительному росту его стоимости или открытию на нем какого-либо ценного природного ресурса (нефти, газа и т.п.), что придаст его владельцу статус состоятельного человека.

Как отмечает П. А. Сорокин, каналы мобильности выступают еще и как "сито", "фильтры", посредством которых общество "тестирует и просеивает, отбирает и распределяет своих индивидов по различным социальным стратам и позициям". С их помощью обеспечивается процесс социальной селекции (отбора), разными способами ограничивающий доступ на верхние этажи иерархии. Последнее связано с интересами тех, кто уже достиг привилегированного положения, т.е. высшего класса . Западные социологи утверждают, что "существующие системы классификации вообще не определяют эту группу". Между тем она существует и имеет свои черты:

  • 1) наследственное богатство, передаваемое и приумножаемое из поколения в поколение. Этот признак объединяет владельцев "старых" денег, легитимность которых ни у кого не вызывает сомнений. Основу капитала, как правило, составляет семейный бизнес;
  • 2) схожий образовательный опыт и уровень культуры. Так, в Великобритании 73% директоров больших компаний, 83% руководителей финансовых учреждений и 80% судей посещали привилегированные школы, хотя в них учатся лишь 8,2% британских школьников;
  • 3) поддержание установившихся со времен учебы личных контактов, которые распространяются на сферу деловых отношений, бизнеса и политики, государственной службы;
  • 4) высокий процент браков внутри класса, что называется гомогамией (от греч. homos – равный и gamos – брак), в результате чего внутренняя сплоченность группы усиливается.

Указанные признаки характеризуют постоянную составляющую этой группы, именуемую истэблишментом (англ, establishment – правящая элита). Вместе с тем выделяется слой людей, которые проникли в высший класс, сделав собственную карьеру. Конечно, высший класс нуждается в подпитке свежими силами, теми, кто благодаря собственным усилиям способен подняться по социальной лестнице. Идея обновления и пополнения высшего класса наиболее способными, подтвердившими свои заслуги людьми нашла обоснование в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Его подход, названный меритократическим (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть), состоит в том, что если элита общества не будет кооптировать в свой состав наиболее достойных представителей низших классов, то она неизбежно потерпит крах. В современных трактовках, например американского ученого Даниела Белла, к высшему классу также относятся группы профессионалов с высшим образованием, использующие свои специальные знания как средство утверждения собственного властного статуса.

В социологии при описании форм социальной иерархии часто прибегают к геометрическим образам. Так, П. А. Сорокин модель стратификации общества, созданную по экономическим параметрам, представил в виде конуса, каждый из уровней которого фиксирует определенную позицию богатства и доходов. По его мнению, в разные периоды форма конуса способна меняться, то чрезмерно заостряясь, когда социальное расслоение и неравенство в обществе растет, то, наоборот, становясь более приземистой, вплоть до превращения в плоскую трапецию при уравнительно-коммунистических экспериментах. И первое, и второе опасно, грозя социальным взрывом и обвалом в одном случае и полной стагнацией общества в другом.

Представитель американского функционализма Б. Барбер считает, что в зависимости от большей или меньшей степени иерархии в обществе, т.е. более или менее крутой заостренности к вершине, стратифицированность общества может быть изображена в виде пирамиды и ромба. Эти фигуры показывают, что в обществе всегда есть меньшинство, т.е. высший класс, располагающее рангами ближе к вершине. При пирамидальной структуре очень незначительна прослойка среднего класса, а большинство составляет низший класс. При ромбовидном строении характерно преобладание среднего класса, придающего равновесие всей системе, тогда как меньшинство представлено в верхнем и нижнем острых углах ромба.

К среднему классу , как правило, относят тех, кто обладает экономической независимостью, т.е. имеет собственное дело (небольшое предприятие, мастерскую, бензоколонку и т.п.); их же чаще всего характеризуют как старый средний класс. Выделяют верхний слой среднего класса, который составляют менеджеры и специалисты-профессионалы (врачи, преподаватели колледжей, адвокаты высшей квалификации и т.п.), а также нижний слой (конторские и торговые служащие, медсестры и множество других). По своему положению средний класс исключительно неоднороден. Размещаясь в системе иерархии между "верхами" и социальными "низами", он оказывается и наиболее мобильным. В современном обществе средний класс, с одной стороны, подпитывает талантливыми и предприимчивыми людьми элиту, а с другой – обеспечивает стабильность основных социальных структур.

Низший класс , по марксистской терминологии, – рабочий класс, состоящий из людей, занятых физическим трудом. Он так же глубоко структурирован, как и все остальные составляющие социальной иерархии.

Разница между высококвалифицированными рабочими и представителями так называемого андеркласса (англ. underclass – низший класс) весьма велика по всем основным показателям (доход, профессиональная подготовленность, образование и т.д.). Представители последнего имеют плохие условия труда, их жизненный уровень значительно ниже, чем у большинства населения. Многие из них подолгу остаются без работы либо периодически теряют ее. Формирование андеркласса осуществляется преимущественно за счет этнических меньшинств и разного рода маргинальных элементов. Например, в Великобритании среди них преобладает чернокожее и цветное население из бывших британских колоний, во Франции – выходцы из Северной Африки, а в ФРГ – турки и курды.

В последние годы западные правительства стремятся более активно фильтровать миграционные потоки, устремляющиеся в эти страны и потенциально умножающие численность андеркласса. Так, в Канаде законодательные требования к иммигрантам предполагают наличие у них профессионального образования, квалификации и опыта работы по специальности. Удовлетворение указанным требованиям на практике означает, что переселенцы смогут более успешно вписаться в существующую систему стратификации общества.

Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствие внутри ее какого-либо движения. На различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого слоя, что невозможно объяснить естественным приростом населения – происходит миграция отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой статификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальна мобильность» значительно шире и включает также горизонтальное перемещение индивидов и групп).

Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменение своего социального статуса при сохранении стратификационной структуры общества.

Впервые общие принципы социальной мобильности были сформулированы П.Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропускающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной такой страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была бы абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт. Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка – пола, отделяющего один этаж от другого. Но все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, наоборот».

Перемещения людей в иерархии общества осуществляется по разным каналам. Наиболее важными из них являются такие социальные институции: армия, церковь, образование, политические, экономические и профессиональные организации. Каждая из них имела разное значение в разных обществах и в разные периоды истории. Например, в Древнем Риме большие возможности достичь высокого социального положения предоставляла армия. Из 92 римских императоров 36 достигли социальных высот (начиная с низших слоев) благодаря службе в армии; из 65 византийских императоров 12. Церковь также переместила большое количество простых людей на вершины социальной лестницы. Из 144 римских пап 28 были низкого происхождения, 27 – из средних классов (не говоря о кардиналах, эпископах, аббатах). В то же время церковь свергла большое количество королей, герцогов, князей.

Роль «сита» выполняют не только социальные институты, регулирующие движения по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он перемещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но и выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «этажи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и наследования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социального института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепится в новой страте необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, формировать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами – этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко вынужден отказаться от старых привычек, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплекса неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П.Сорокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, исполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный контроль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, будет обречен быть чужаком в страте. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за дверью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адаптироваться к чужой для него субкультуре, он становится маргинальной личностью, испытывая серьезные психологические напряжения.

В обществе постоянно происходит перемещения индивидов и социальных групп. В период качественного обновления общества, коренного изменения социально-экономических и политических отношений социальные перемещения особенно интенсивны. Войны, революции, глобальные реформы перекраивали социальную структуру общества: происходит замена правящих социальных слоев, появляются новые социальные группы, отличающиеся от других по месту в системе социально-экономических отношений: предприниматели, банкиры, арендаторы, фермеры.

Из выше сказанного можно выделить такие виды мобильности как:

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей.

Горизонтальная мобильность – передвижение в пределах одного и того же социального уровня. Например: перемещение из католической в православную религиозную группу, смена одного гражданства на другое, перемещение из одной семьи (родительской) в другую (собственную, или в результате развода создание новой семьи). Подобные движения происходят без существенного изменения социального положения. Но могут быть исключения.

Географическая мобильность разновидность горизонтальной мобильности. Она предполагает перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Например, международный туризм. Если при смене места жительства меняется социальный статус, то мобильность превращается в миграцию . Пример: если деревенский житель приехал в город навестить родственников, то это географическая мобильность. Если приехал в город на постоянное место жительство, нашел работу, поменял профессию, то это миграция.

Индивидуальная мобильность. В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Это не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми – напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социально профессиональную группу.

Групповая мобильность .Перемещение происходит коллективно. Групповая мобильность вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине ХХ в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий.

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, раннее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Сорокин выдели несколько основных причин групповой мобильности: социальные революции, гражданские войны, смена политических режимов в результате революций, военных переворотов, реформ, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, межгосударственные войны, междоусобная борьба аристократических родов.

Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не только одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде.

Итак, групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов – в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с разбалансировкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институциализации, легитимации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности.

Процессы социальной мобильности являются важными показателями эффективности разных типов общественных устройств. Общества в которых существуют условия для вертикальной мобильности (перехода от низших к высшим слоям, групп, классам), где есть широкие возможности для территориальной, в том числе через границы страны, мобильности, называют открытыми. Типы обществ, в которых такие перемещения осложнены или практически невозможны, называются закрытыми. Им свойственны кастовость, клановость, гипперполитизованность. Открытые пути для вертикальной мобильности являются важным условием развития современного общества. В противном случае возникают предпосылки для социального напряжения и конфликтов.

Межпоколенная мобильность . Предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность . Предполагает, что один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Это называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

На других основаниях мобильность может классифицироваться на стихийную или организованную.

Примеров стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города соседних государств

Организованная мобильность - перемещение человека или группы вертикально или горизонтально управляется государством.

Организованная мобильность может осуществляться: а) с согласия самих людей; б) без согласия (недобровольная) мобильность. Например, депортация, репатриация, раскулачивание, репрессии и т.д.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность . Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности, Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В период экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Таким образом, социальная мобильность определяет динамику развития социальной структуры общества, способствует созданию сбалансированной иерархической пирамиды.

Литература

1. Войцех Заборовский Эволюция социальной структуры: перспектива поколений // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005. - № 1. – С.8-35.

2. Волков Ю.Г. Социология. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Р-н-Д: «Феникс», 2005.

3. Гидденс Э. Социальная стратификация // Социс. – 1992. - №9. – стр. 117 – 127.

4. Гіденс Е. Соціологія. / Пер. з англ. В.Шовкун, А. Олійник. Київ: Основи, 1999.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005.

6. Кравченко А.И. Общая социология. – М., 2001.

7. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Киїк: «Каравела», 2005.

8. Общая социология: Учебное пособие / Под общей ред. А.Г.Эфендиева. – М., 2002. – 654 с.

9. Павліченко П.П., Литвиненко Д.А. Соціологія. Київ: Лібра, 2002.

10. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. – М., 2001.

11. Сорокин.П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

12. Соціологія: Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. В.Г.Городяненко – К., 2002. – 560 с.

13. Якуба Е.А.Социология. Учебн. Пособие для студентов, Харьков, 1996. – 192 стр.

14. Харчева В. Основы социологии. – М: Логос, 2001. – 302 стр

15. См. Вопросы философии. – 2005. - №5

Социальное неравенство и обусловленная им социальная стратификация не постоянны. Как уже было сказано выше, они флуктуируют, профиль стратификации постоянно меняется. Эти процессы связаны с перемещениями индивидов и групп в социальном пространстве – социальной мобильностью , под которой понимается переход индивидов или групп из одной социальной позиции в другую.

Одним из первых исследователей социальной мобильности, который и ввел этот термин в социологию, был П. А. Сорокин. Процессам социальной мобильности он посвятил специальную работу: "Социальная стратификация и мобильность". Он выделяет два основных типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную.

Под горизонтальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же социальном уровне (повторный брак, перемена места работы и т.д.), при сохранении прежнего социального статуса.

Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Вертикальная мобильность может быть как восходящая, связанная с повышением статуса, так и нисходящая, предполагающая его понижение.

Вертикальная и горизонтальная мобильности связаны между собой: чем интенсивнее движение "по горизонтали", пусть без заметного повышения социального статуса, тем больше накапливается возможностей (связей, знаний, опыта и т.д.) для последующего восхождения по социальной лестнице.

Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной, связанной с изменением социального статуса и положения в социальном пространстве отдельного индивида, и групповой, предполагающей перемещение целых групп. Все виды мобильности могут происходить добровольно, когда индивид или целенаправленно изменяет свое положение в социальном пространстве, и принудительно, когда перемещения и изменения статуса происходят независимо от воли людей или даже вопреки ей. Обычно восходящая индивидуальная добровольная мобильность связана с волевыми усилиями и активной деятельностью по повышению социального статуса. Однако существует и нисходящая добровольная мобильность, обусловленная личным решением индивида отказаться от высокого статуса ради тех благ, которые может давать низкий статус. Примером такой мобильности в современном обществе является дауншифтинг – сознательное и добровольное понижение профессионального и экономического статуса ради увеличения количества свободного времени, которое можно потратить на увлечения, саморазвитие, на воспитание детей и т.д.

По степени доступности социальной мобильности и интенсивности перемещений индивидов различаются открытые и закрытые общества. В открытых обществах мобильность доступна большинству индивидов и групп. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. В реальной жизни нет ни абсолютно открытых, ни абсолютно закрытых обществ – всегда и везде есть как разнообразные каналы и лифты мобильности, так и фильтры, ограничивающие доступ к ним. Каналы социальной мобильности обычно совпадают с основаниями стратификации и связаны с изменением экономического, политического, профессионального статуса, престижа. Социальные лифты делают возможным быстрое изменение социального статуса – его повышение или понижение. К основным социальным лифтам относятся такие виды деятельности и связанные с ними социальные институты, как предпринимательская и политическая деятельность, образование, церковь, военная служба. Об уровне социальной справедливости в современных обществах судят по доступности каналов мобильности и социальных лифтов.

Социальные фильтры (П. А. Сорокин использовал понятие "социальное сито") – это институты, ограничивающие доступ к восходящей вертикальной мобильности для того, чтобы на высшие уровни социальной иерархии попадали наиболее достойные члены общества. Примером фильтра является система экзаменов, предназначенная для того, чтобы отобрать для обучения наиболее подготовленных и профессионально пригодных индивидов.

Кроме того, проникновение в высокостатусные социальные группы, как правило, ограничено различными фильтрами, и чем выше статус группы, тем они сложнее и труднее для проникновения. Недостаточно соответствовать уровню высшего класса по доходам и обеспеченности, чтобы быть его полноценным членом, надо вести соответствующий образ жизни, обладать адекватным культурным уровнем, и т.д.

Восходящая социальная мобильность существует в любом обществе. Даже в обществах с преобладанием предписанного социального статуса, передающегося по наследству и санкционированного традицией, например в индийском кастовом обществе или европейском сословном, существовали каналы мобильности, хотя доступ к ним был весьма ограничен и затруднителен. В индийской кастовой системе, которая справедливо считается примером наиболее закрытого общества, исследователи прослеживают каналы индивидуальной и коллективной вертикальной мобильности. Индивидуальная вертикальная мобильность была связана с выходом из кастовой системы вообще, т.е. с принятием другой религии, например сикхизма или ислама. А групповая вертикальная мобильность была возможна и в рамках кастовой системы, и связана с весьма сложным процессом повышения статуса всей касты через теологическое обоснование ее более высокой религиозной харизмы.

Следует помнить, что в закрытых обществах ограничения на вертикальную мобильность проявляются не только в затрудненности повышения статуса, но и в наличии институтов, снижающих риски его понижения. К ним относятся общинная и клановая солидарность и взаимопомощь, а также отношения типа "патрон – клиент", предписывающие покровительство нижестоящим в обмен на их лояльность и поддержку.

Социальная мобильность имеет тенденцию к флуктуации. Ее интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же общества отмечаются сравнительно динамичные и стабильные периоды. Так, в истории России периодами рельефно выраженных перемещений были периоды правления Ивана Грозного, царствования Петра I, Октябрьской революции. В эти периоды по всей стране старая правительственная верхушка практически уничтожалась, а люди из низших социальных слоев занимали высшие управленческие должности.

Значимыми характеристиками закрытости (открытости) общества являются внутрипоколенная мобильность и межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность показывает изменения социального статуса (как повышение, так и понижение), которые происходят в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность демонстрирует изменения статуса последующего поколения относительно предыдущего ("детей" относительно "отцов"). Распространено мнение, что в закрытых обществах с сильными традициями и преобладанием предписанных статусов "дети" скорее воспроизводят социальные позиции, профессии, образ жизни "отцов", а в открытых обществах – выбирают собственный жизненный путь, зачастую сопряженный с изменением социального статуса. В некоторых социальных системах следование по пути родителей, создание профессиональной династии рассматривается как морально одобряемый образ действий. Так, в советском обществе при наличии реальных возможностей социальной мобильности, открытости доступа к таким лифтам, как образование, политическая (партийная) карьера для выходцев из низших социальных групп, особо поощрялось создание "рабочих династий", воспроизводящих из поколения в поколение профессиональную принадлежность и обеспечивающих передачу особых навыков профессионального мастерства. Однако следует отметить, что и в открытом обществе принадлежность к высокостатусной семье уже создает предпосылки для воспроизведения этого статуса в следующих поколениях, а низкий статус родителей накладывает определенные ограничения на возможности вертикальной мобильности детей.

Социальная мобильность проявляется в разных формах и, как правило, сопряжена с экономической мобильностью, т.е. флуктуациями экономического положения индивида или группы. Вертикальная социально-экономическая мобильность связана с ростом или падением благосостояния, и основным се каналом является хозяйственная и предпринимательская, профессиональная деятельность. Кроме того, на экономическую мобильность могут влиять и другие формы мобильности, например, рост властных возможностей в контексте политической мобильности влечет за собой, как правило, и улучшение экономического положения.

Исторические периоды, сопровождающиеся ростом социально-экономической мобильности в обществе, совпадают с интенсивными социально-экономическими изменениями, реформами, революциями. Так, в России начала XVIII в., во время реформ Петра I, возросла социальная мобильность в целом, произошла ротация элит. Для российского торгово-экономического класса реформы были связаны с принципиальными изменениями состава и структуры, повлекшими за собой потерю экономического статуса (нисходящую мобильность) значительной части прежних крупных предпринимателей, и быстрое обогащение (вертикальную мобильность) других, нередко пришедших в крупное предпринимательство из мелкого ремесла (например, Демидовы) или из других сфер деятельности. В эпоху революционных изменений в начале XX в. произошла резкая нисходящая мобильность практически всей экономической верхушки российского общества, вызванная насильственными действиями революционных властей – экспроприациями, национализацией промышленности и банков, массовыми конфискациями имущества, отчуждением земель и т.д. Одновременно утратили свои экономические позиции и непредпринимательские, но относящиеся к профессиональным элитам и потому обладающие сравнительно высоким материальным статусом, группы населения – генералитет, профессура, техническая и творческая интеллигенция и т.д.

Из приведенных примеров очевидно, что экономическая мобильность может осуществляться следующим образом:

  • индивидуально, когда отдельные индивиды меняют свое экономическое положение независимо от положения группы или общества в целом. Здесь важнейшими социальными "лифтами" являются как создание экономических организаций, т.е. предпринимательская деятельность, повышение профессионального уровня, так и социальная мобильность, связанная с переходом в группу, обладающую более высоким материальным статусом. К примеру, в период постсоветских реформ в экономике в России 90-х гг. XX в. переход офицеров или ученых в менеджмент означал повышение благосостояния;
  • в групповой форме, в связи с ростом материального благосостояния группы в целом. В России 1990-х гг. многие социальные группы, в советский период считавшиеся экономически состоятельными – офицеры, научная и техническая интеллигенция и др. утратили прежние высокие зарплаты и совершили резкую нисходящую экономическую мобильность без изменений социального, профессионального, политического статуса. Целый ряд других групп, напротив, повысили свое материальное благосостояние без фактических изменений в других аспектах своего статуса. Это, прежде всего, государственные служащие, юристы, некоторые категории творческой интеллигенции, менеджеры, бухгалтеры и т.д.

Обе формы экономической мобильности интенсифицируются в периоды реформ и преобразований, но возможны и в спокойные периоды.

Как мы уже отмечали, абсолютно закрытых обществ не бывает, и возможности вертикальной экономической мобильности есть даже в тоталитарных обществах, однако они могут быть связаны с ограничениями экономической стратификации в целом: возможен рост благосостояния в связи, например, с получением высокооплачиваемой профессии, но этот рост будет невелик относительно других профессиональных групп. Запрет на предпринимательскую деятельность, безусловно, существенным образом ограничивает и абсолютные, и относительные возможности вертикальной экономической мобильности в обществах советского типа. Однако и нисходящая мобильность в виде потери источников средств существования, жилья и т.д. здесь ограничена в связи с наличием социальных гарантий и общей уравнительной политикой. Демократические общества с развитыми экономическими свободами представляют возможности обогащения путем предпринимательской деятельности, однако возлагают на самого индивида бремя риска и ответственности за принятые решения. Поэтому здесь существует и опасность нисходящей мобильности, сопряженной с рисками экономических флуктуаций. Это могут быть как индивидуальные потери, так и групповая нисходящая мобильность. Например, дефолт 1998 г. в России (а также в Великобритании и ряде стран Юго-Восточной Азии) привел не только к разорению отдельных предпринимателей, но и временному понижению материального уровня (нисходящей мобильности) целых профессиональных групп.

Горизонтальная и вертикальная являются категориями, относящимися к изменчивости и стратификации обществ. В среде любой общественной группы или обширного социального организма происходят количественные и качественные изменения, в результате которых меняется характер

этого организма, появляются и исчезают новые общественные сословия в самых разных срезах: национальном, субкультурном, имущественном и так далее. Примеры вертикальной социальной мобильности - лучшее тому практическое подтверждение. Подобная динамичность общества обязательно будет сопровождаться постоянными статуса конкретных индивидуумов. Собственно, в этих преобразованиях и заключаются примеры вертикальной социальной мобильности. Реже - горизонтальной, поскольку она не всегда сопровождается сменой социального положения.

Типы социальной мобильности

В качестве основных вариантов этого процесса современные ученые различают два

следующих вида.

Горизонтальная мобильность. Примеры

В этом случае подразумевается переход человека от одной социальной группы к другой, однако равной по статусу предыдущей. Самыми банальными примерами могут являться переезды на новое место жительства, переход на альтернативную работу или должность, примерно равную с предыдущей по престижности и доходах. Другим частным случаем этой формы являются мигранты, поскольку они при переезде в новую для себя страну превращаются из в иностранцев для общества. Кстати, горизонтальная мобильность может иногда порождать и примеры вертикальной социальной мобильности. Как нередко случается в ситуации с теми же мигрантами.

Вертикальная социальная мобильность. Примеры

Здесь все достаточно ясно на интуитивном уровне. Это понижение или же повышение личностного статуса в конкретной социальной группе или обществе в целом. Примеры вертикальной социальной мобильности: повышение материальных доходов (или наоборот - снижение или даже разорение), продвижение на ступень вверх или вниз по карьерной лестнице, обретение широкомасштабной популярности, какая приходит к музыкантам, артистам, спортсменам и так далее (или же, что тоже не редкость, забытье).

Лифты

Социальная мобильность как явление предусматривает наличие в обществе механизмов, которые обеспечивают само ее существование. Эти механизмы

ученые назвали социальными лифтами. Таковыми могут быть: армия, школа, церковь, политические партии, семья, правительственные группы, служебные органы и так далее.

Степень социальной мобильности

Важным моментом также является и то, что возможности индивидуума сменить свой статус на протяжении жизни могут резко отличаться в разных общественных системах. Так называемые характеризуются крайней степенью традиционности и табуированности. Здесь часто социальный статус не только передается по наследству, но его сохранение еще и обеспечивается целой системой и правил, нарушение которых может караться наказаниями от общественного порицания до узаконенной ответственности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: