Разбор егэ по русскому языку. Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Степени сравнения прилагательных и наречий

В задании 15.3 ставится задача - написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Среди понятий могут быть известные нравственные категории: доброта, смелость, красота, дружба, природа, гуманность, патриотизм, трудолюбие, честность, скромность.

Попробуем выяснить, как готовиться к выполнению этого задания на ОГЭ в 2015 году.

Напомним задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение строится по плану:

1. Тезис и комментарий к нему.

2. Аргументы:
а) из предложенного текста,
б) из жизненного опыта.

3. Вывод – заключение.

Каждая часть сочинения пишется с красной строки!

Тезис – основная мысль, которая требует объяснения и доказательства.

Способы толкования понятия:

ПОНЯТИЙНЫЙ

ДРУЖБА – ЭТО БЕСКОРЫСТНЫЕ ЛИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, ОСНОВАННЫЕ НА ЛЮБВИ, ДОВЕРИИ, ИСКРЕННОСТИ, ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЯХ, ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХ.

СИНОНИМИЧЕСКИЙ

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – ЭТО ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ

ДОБРО – ВСЁ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ, ХОРОШЕЕ, ПОЛЕЗНОЕ.

КОМБИНИРОВАННЫЙ

СОСТРАДАНИЕ – ЭТО ЖАЛОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, ВЫЗЫВАЕМОЕ НЕСЧАСТЬЕМ ИЛИ БЕДОЙ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЖИВОТНОГО.

Теперь познакомимся с текстом Н. Сафронова:

(1)Новый учитель русского Иван Васильевич появился в нашем классе неожиданно. (2)Ещё никогда литературу нам не преподавал мужчина, и это нам, пятиклассникам, показалось не только странным, но и недопустимым. (3)Его тихий, словно извиняющийся голос мы восприняли как проявление слабости. (4)С нами так никто никогда не разговаривал, и я снисходительно спросил его:

(5)– Ну и что же вы нам сегодня расскажете?

(6)Он достал из помятого портфеля книгу и начал читать. (7)Это была повесть Катаева «Сын полка», которую я прочитал ещё летом. (8)Недовольно морщась и шумно ёрзая, всем своим видом я показывал учителю, как скучно мне на его уроке. (9)Кто-то из мальчишек шикнул, дескать, дай послушать, и тогда я демонстративно уставился в окно.

(10)В каком-то месте учитель нашёл у Катаева неточность и сказал, что танк не может стрелять на полном ходу.

(11)– А вы-то откуда знаете? – язвительно спросил я.

(12)– Я воевал, – ответил он, и я сразу умолк.

(13)Однажды Иван Васильевич раздал тетради с домашними работами. (14)Я открыл свою и увидел «тройку». (15)У Витальки Кулешова, моего соседа по парте, стояла «четвёрка». (16)Я взял его тетрадь и начал придирчиво сравнивать наши работы.

(17)– Ничего себе! – возмущённо воскликнул я. (18)– Почему это Кулешонку за три ошибки вы ставите «четвёрку», а мне за те же самые три ошибки – «тройку»?!

(19)В классе стало тихо. (20)Я, ощутив поддержку, приосанился и, упоённый сознанием своей правоты, положил перед растерявшимся учителем тетрадь. (21)Он взял её, поднес к самым глазам.

(22)– Да чего там смотреть! (23)Всё и так ясно!

(24) Учитель взглянул на меня. (25)Мы встретились глазами, и я увидел в них усталость, неподвижную, как смёрзшийся в глыбу снег. (26)Старик кивнул, как бы соглашаясь сдаться, и тихо произнёс:

(27)- Я прошу у тебя прощения!

(28)Что-то словно нашло на меня... (29)Я не был жестоким и бесчувственным, но желание минутного превосходства заглушило во мне жалобный вскрик совести.

(30)- Да на что мне ваши извинения, вы оценку исправьте! – насмешливо бросил я.

(31)Он взял ручку и исправил мне оценку: зачеркнул «тройку» и поставил «четвёрку». (32)Так я одержал свою победу, а на душе стало сумеречно и пусто. (33)Я дал себе слово, что завтра же непременно при всём классе извинюсь перед учителем. (34)Однако на следующий урок Иван Васильевич не пришёл, он уволился из нашей школы.

(35)Наверное, дело не во мне: вряд ли конфликт с пятиклассником стал причиной его ухода. (36)Но когда на следующий день вместо Ивана Васильевича пришла завуч, строгая, властная женщина, моё сердце упало. (37)Мне почему-то представилось, что по голой степи куда-то устало бредёт одинокий старик с помятым портфелем, ветер колышет полы его пальто и на седую голову падает снег. (38)Он там, в безбрежном одиночестве, а я здесь, со своей нелепой правотой, со своей позорной победой…

(39)Я уставился в окно. (40)Новая учительница, увидев, что я не пишу, и желая сразу навести порядок в классе, поставила мне в дневник двойку.

Переходим к анализу текста. Зададим себе вопросы:

  • Что такое совесть?
  • Были ли у Вас минуты, когда «совесть гложет»?
  • Испытывали ли Вы муки совести?
  • Когда такое бывает?
  • Как Вы обычно ведете себя, если чувствуете свою неправоту?

На черновике напишем об этом несколько предложений. Попробуем сформулировать ответ на вопрос: «Что такое совесть?» Например:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Избегаем формулировки: совесть – это когда…, совесть – то, что... .

Теперь тезис свой прокомментируем. Комментарий – это интерпретация, объяснение, размышление, подводящее к основной части сочинения. Например:

Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Ещё раз обратимся к тексту, чтобы выяснить отношения между героями. Нам нужно отыскать аргументы.

1. Как герой отнёсся к новому учителю?

2. Что двигало учеником, когда он задавал «неудобные вопросы» учителю?

3. Чего хотел добиться?

4. Обрадовала ли его победа? Какие слова подбирает автор?

5. В каких строчках звучит осознание собственной неправоты?

6. В каких словах выражена основная мысль текста?

7. Зачем необходимо было показать, что учителем был пожилой человек, фронтовик?

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

Обращаясь к предложенному тексту, нельзя не увидеть, что герой…

В данном тексте есть яркий пример…

Докажем это, обратившись к тексту...

Оформляем первый аргумент:

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершенный поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика, и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, на душе его становится «сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удаётся, учитель увольняется из школы.

Обдумаем второй аргумент из своего жизненного опыта.

1. Это может быть Ваша жизненная история, история, произошедшая с другом или родственником.

2. Обращение к прочитанной книге, просмотренному фильму, спектаклю.

3. Исторические факты.

Переходом к аргументации будут следующие фразы-клише:

С примером проявления... нам довольно часто приходится сталкиваться в жизни. Например, …

Подобные примеры можно встретить и в жизни.

Ещё одним подтверждением сказанному может служить поведение (герой, произведение, автор).

Теперь оформляем второй аргумент:

Ещё один пример можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою Володе стыдно было быть сытым, когда вокруг все голодали. Он пытался избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя нашёл бродячую собаку и стал подкармливать её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Вывод должен быть логически связан со вступлением и аргументацией. Используем вводные слова: итак, таким образом, следовательно,…

Речевые формулы:

  • Мы пришли к выводу…
  • Подводя итог, можно сказать, что…
  • Делая выводы из сказанного, мы видим…

Пишем вывод:

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она помогает осознать вину, удерживает от дурного поступка, очищает, нравственно оздоравливает человека.

Обобщим всё сказанное. Нужно:

1. РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА, ПРЕДЛОЖЕННОГО В ЗАДАНИИ 15.3.

2. ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ДАННОЕ ВАМИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

3. ПРИВЕСТИ ДВА АРГУМЕНТА:
- ПЕРВЫЙ - ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ВАМ ТЕКСТА,
- ВТОРОЙ - ИЗ ЖИЗНЕННОГО ИЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОПЫТА.

4. СДЕЛАТЬ ВЫВОД.

5. СОБЛЮДАТЬ ОБЪЁМ СОЧИНЕНИЯ (НЕ МЕНЕЕ 70 СЛОВ).

6. НЕ ЗАБЫВАТЬ О СОРАЗМЕРНОСТИ ЧАСТЕЙ.

Последние советы:

1. ПРИВОДЯ ПРИМЕРЫ, НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ ТЕКСТ.

2. ПИШИТЕ РАБОТУ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ.

3. НАЧИНАЙТЕ СОЧИНЕНИЕ С РИТОРИЧЕСКОГО ВОПРОСА.

4. ПИШИТЕ СОЧИНЕНИЕ АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВЫМ ПОЧЕРКОМ.

Готовый текст сочинения-рассуждения:

Что такое совесть? Это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Мне знакомо это чувство. В жизни бывают ситуации, когда ты испытываешь стыд, неловкость от сознания неправоты. Совесть твоя пробуждается, и тебе хочется раскаяться, извиниться, исправиться.

Прекрасным подтверждением этой мысли является текст Н. Сафронова. Рассказчик-ученик испытывает чувство стыда за совершённый поступок. Он добивается своего от пожилого учителя-фронтовика и «минутное превосходство заглушает жалобный всплеск совести». Но, осознав всю нелепость своей победы, мальчик стыдится содеянного, «на душе становится сумеречно и пусто». Он даёт себе слово извиниться перед учителем при всём классе. Но совершить добрый поступок ему не удалось, учитель уволился из школы.

Ещё один пример проявления совести можно привести из повести В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Главному герою, Володе, стыдно быть сытым, когда вокруг все голодают. Он пытается избавиться от угрызения совести разными способами, накормить самого голодного. Володя находит бродячую собаку и подкармливает её, чтобы успокоить мучившую его совесть.

Итак, мы видим, что совесть необходима человеку. Она удерживает от дурного поступка, помогает совершить добро, осознать вину, очищает, нравственно оздоравливает человека.

Читайте также:
  1. A) подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий
  2. IV . Выписать из текста слова – названия основных частей оборудования, описаного в этом тексте.
  3. В верхней строке модуля (окна программного кода записать опцию Option Explicit.
  4. Все были удивлены, когда он признался, что может написать песню за десять минут, просто когда есть вдохновение.
  5. Выделенное зеленым записать в тетрадь (конспективно), обязательно- две схемы. Это будет в контрольной работе.
  6. Для векторного произведения можно написать формулу, аналогичную (4).
  7. Задачи на составление логических выражений. Написать программы, проверяющие следующие условия

Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015):
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью ), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку
Часть (абзац) Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)
1. Тезис На мой взгляд, человечность - это...(или)По моему мнению, человечность - это... (или)Мне кажется, что человечность - это... (или)Я думаю, что человечность - это... (или)Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...
2. Аргумент 1 Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говориться о... (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему...В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)
3. Аргумент 2 Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или) В жизни мы часто наблюдаем... (или) Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...
4. Заключение Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)Таким образом, можно заключить, что... (или)В заключение я хочу сказать, что...

Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно это фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

Примерная формулировка задания (по демоверсии ФИПИ 2015): Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста ( ), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или) По моему мнению, человечность - это... (или) Мне кажется, что человечность - это... (или) Я думаю, что человечность - это... (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему... В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) Таким образом, можно заключить, что... (или) В заключение я хочу сказать, что...


Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в , то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

Как писать сочинение-рассуждение 15.3?

Примерная формулировка задания:
Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью ), а второй - из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

1. Тезис.
2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
4. Заключение (по тезису).

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
По моему мнению, человечность - это... (или)
Мне кажется, что человечность - это... (или)
Я думаю, что человечность - это... (или)
Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

В тексте Б.Васильев поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)
В жизни мы часто наблюдаем... (или)
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

4. Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или)
Таким образом, можно заключить, что... (или)
В заключение я хочу сказать, что...


Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 15.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

Как найти аргументы в тексте?

Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности , то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

ОГЭ Определения понятий (материал к сочинению 15.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)

Данная статья содержит примерные определения с комментарием к следующим понятиям:
1. внутренний мир человека
2. выбор
3. доброта
4. драгоценные книги
5. дружба
6. жизненные ценности
7. любовь
8. материнская любовь
9. настоящее искусство
10. неуверенность в себе
11. нравственный выбор
12. сила духа
13. взаимовыручка
14. счастье

Обратите внимание на то, что определение понятия и комментарий к нему зависят
от содержания текста !

1. ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам.

2. ВЫБОР - это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

3. ДОБРОТА - это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.


4. ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ
- это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

5. ДРУЖБА – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

ДРУЖБА - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации.

6. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.

7. ЛЮБОВЬ - это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.

8. МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

9. ИСКУССТВО – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

10. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
- это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

11. НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

12. СИЛА ДУХА – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

13. ВЗАИМОВЫРУЧКА - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.

14. СЧАСТЬЕ - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бывают в жизни человека такие моменты, когда он в недоумении вопрошает о справедливости. Что же такое справедливость? Это уважение прав и достоинств, выполнение своих обязанностей таким образом, чтобы не допустить их нарушения. Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров.

"Каждому - то же, что и другим". Именно так и поступает отец Кольки из повести А. Алексина. Не случайно все ребята уважительно называют его "О справедливейший из справедливых!". Для них свисток судьи был законом. Зато мама Кольки, хотя и не напоминала о правилах жизни своим близким, всегда принимала справедливые решения, и отец и Колька "весело и добровольно подчинялись" им.

В моей жизни тоже были моменты, связанные с проявлением справедливости. В одном из матчей в руку соперника попал мяч, и мы стали оспаривать его поведение. Судья принял такое решение, что никто не усомнился в его правильном отношении к нарушению. Он достойно справился со своими обязанностями и разрешил конфликтную ситуацию.

Я считаю, что ни в отношении себя, ни в отношении других нельзя поступать несправедливо, нужно всегда сохранять беспристрастие и уважать права и достоинство человека.

Благодарность . Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЛАГОДАРНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что такое благодарность? Благодарность - чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, внимание, совет. Это способность ценить то доброе, что делают нам другие.

Благодарность касается не только отношений между людьми. В тексте К. Паустовского дед Ларион был благодарен зайцу, который спас ему жизнь во время лесного пожара (предл. 33-34). Старик понимал, что он тоже должен помочь бедному животному, пострадавшему от огня и дыма.

В моей жизни есть человек, которому я благодарна. Это тренер, сумевший меня поддержать и вселить чувство уверенности в свои силы. На добро всегда надо отвечать добром, уметь сделать что-то хорошее и полезное тому, кто оказал вам помощь.

Благодарность - одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия.

Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕССТРАШНЫЙ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть бесстрашным?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Что значит быть бесстрашным? Бесстрашие - качество человека, позволяющее преодолевать трудности и не бояться их. Быть бесстрашным - значит твёрдо принимать решения, когда это необходимо, не отступать перед опасностью.

В тексте Н. Дубова это слово используется в ироничном смысле: "...всех бесстрашных нападающих, несгибаемых защитников и твёрдых, как скала, вратарей сдуло с пустыря" при одном только виде ньюфаундленда. Огромная собака напугала даже взрослых, которые выглядывали из окон дома (предл. 12-17). Однако в финале текста становится ясно, что ребята не такие трусы, какими мы их видим вначале (предл. 35, 37, 39).

Бесстрашными, например, можно считать многих былинных героев, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Можно храбро отстаивать истину, как протопоп Аввакум, сражаться с врагом до последней капли крови, как герои Брестской крепости. Когда человек уверен в своей правоте, он способен преодолеть страх, который рождают сомнения.

Тот, кто действует решительно, без смятения и беспокойства, забывает о страхе и не боится смотреть в лицо неизвестности. Такого человека можно назвать по-настоящему бесстрашным.

Ответственность . Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Ответственность - это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Таким ответственным человеком можно считать героиню повести А. Алексина. Врач по профессии, она спасает жизни людей на работе, внимательно относится ко всем и дома. Её долг - следить за физическим состоянием здоровья тех, кто нуждается в помощи. Соседи к ней обращаются не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами, и она никогда никому ни в чём не отказывает. Совестливый и добрый человек, она учит своего сына поступать точно так же (предл. 3-4, 19-21).

Мой папа тоже ответственный человек. Именно он берёт на себя весь груз ответственности за принятие решений в семье, учитывает наши интересы и слабости, помогает нам справиться со сложными проблемами. Я во многом стараюсь быть похожей на него.

Таким образом, ответственность представляет собой такие действия, которые подкрепляются добрыми и решительными поступками, умением держать данное слово, помогать нуждающимся. Мера ответственности зависит от каждой отдельной личности.

Бездушие . Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Сочинение ученика

Бездушие - это бессердечие, жестокость, чёрствость. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

В произведении А. Алексина бездушие проявляется в отношении близких Кольки к его любимой птице (предл. 22, 24, 38). Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Равнодушие звучит и в словах Елены Станиславовны: "Подумаешь, птицы!.."

Другой пример проявления бездушия: человек почувствовал себя плохо, а находящиеся рядом прохожие сделали вид, что не заметили, будто ничего не произошло. Я считаю, что ко всему окружающему нас надо относиться с душой, быть чуткими к чужой боли и чувствам.

Таким образом, бездушие – это неспособность нести энергию любви, проявлять тёплое, живое, сочувственное отношение к кому-то или чему-то.

Задание 15.3. Что такое дружба
Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на понимании и поддержке. Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. Свою точку зрения я могу подтвердить конкретными примерами.

Обратимся к тексту Н. Татаринцева, главный герой которого - Игорь Елисеев - оказался настоящим другом. Когда весь класс решил сбежать с урока, друг Игоря - Петруха Васильев - остался. Это не понравилось ребятам. Они обвинили Васильева в подхалимстве, трусости и предательстве. Но Игорь Елисеев догадался, почему Петруха так поступил: у его мамы был инфаркт, и она могла не перенести разбирательств, связанных с побегом. Видя, что весь класс ополчился против его друга, Игорь решил поддержать Петруху и заступиться за него, при этом он не побоялся пойти против всех, так как дружба для мальчика оказалась важнее.

Приведу другой пример, иллюстрирующий мои слова. Недавно в Интернете я прочитала историю одной девочки, у которой диагностировали облысение. Через месяц она потеряла все волосы и из–за этого боялась идти в школу. Но однажды утром девочка услышала стук в дверь. Это оказались десять ее друзей, которые, чтобы поддержать подругу, тоже побрили головы налысо.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: