Основные направления обеспечения пожарной безопасности – система защиты. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации Пожарная безопасность объекта обеспечивается системами

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защиту имущества при пожаре.

Каждый объект должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

Создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

Разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

Реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

Проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;

Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

Осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

Производство пожарно-технической продукции;

Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

Учет пожаров и их последствий;

Установление особого противопожарного режима.

Планировка территории сельского поселения Новояушевский сельсовет осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

К зданиям и сооружениям и строениям обеспечен подъезд пожарных автомобилей. Ширина проездов составляет не менее 6 метров. Тупиковые проезды заканчиваются площадками для разворота пожарной техники размером не менее 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не превышает 150 метров.

Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) обеспечивает подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

Противопожарные расстояния от границ застройки сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов составляют не менее 50 метров для хвойных лесов, 30 м для лиственных и смешанных лесов.

Источники противопожарного водоснабжения

Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в т.ч. питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне сельских поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 кубических метров и организациях торговли при площади до 150 квадратных метров, общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 кубических метров, производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 кубических метров.

На территории сельского поселения Новояушевский сельсовет проектом предусмотрены источники наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения:

Наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;

Водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В сельских поселениях с количеством жителей до 5000 человек допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды.

В п. 94 ППБ 01 – 03 «Правила пожарной безопасности в РФ» предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к источникам воды и водозаборных устройств в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления.

Все водоемы на территории сельского поселения Новояушевского сельсовета используются для пожаротушения.

Пожаротушение. Расчетные расходы воды на наружное пожаротушение приняты по СП 8.13130.2009: для жилой застройки по таблице 1, для общественных зданий - по таблице 2.

Расчетные расходы воды на пожаротушение в сельском поселении сельсовет, с количеством жителей до 5000 тыс.чел. на расчетный срок составят 15 л/сек в том числе:

Жилая застройка - 5 л/сек;

Общественные здания сельских поселений - 5 л/сек;

Внутреннее пожаротушение 2,5 л/с х 2 струи.

Расчетное количество пожаров - 1.

Продолжительность тушения пожара – 3 часа.

Противопожарный запас воды составит 162 м 3

Расчетные расходы воды на внутреннее пожаротушение зданий приняты по СП 10.13130.2009; СНиП 2.08.02-89* для клубов до 300 мест – 2,5 л/сек х 2 струи.

Хранение противопожарного запаса предусматривается в резервуарах питьевой воды при насосной станции 2-го подъема.

Срок восстановления пожарного запаса не более 72 часов.

Наружное пожаротушение осуществляется от пожарных гидрантов уличной кольцевой сети, установка которых производится в соответствии с требованиями СП 8.131.30.2009.

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач.

Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.

Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Большую роль в обеспечении пожарной безопасности играет противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.

Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.

Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образования и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.


Похожая информация.


Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.

1. Описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

1.1. Обеспечение пожарной безопасности

«Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара».

(п. 20 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

«Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 3 Федерального закона РФ от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

«Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами

1.2. Система обеспечения пожарной безопасности

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара».

(ст. 5 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

1.2.1. Система предотвращения пожаров

1. Целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров.

2. Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

(ст. 48 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Исключение условий образования горючей среды

Таблица № 1

Исключение условий образования горючей среды обеспечивается одним или несколькими из следующих способов:

1) применение негорючих веществ и материалов;

В проекте предусматривается применение строительных конструкций из негорючих веществ и материалов.

2) ограничение массы и (или) объема горючих веществ и материалов;

Масса и объем горючих веществ и материалов ограничены технологическим решениями в томе 5.7.1 «Технологические решения».

Объемы и массы горючих веществ и материалов использованы для определения расчетами категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности.

3) использование наиболее безопасных способов размещения горючих веществ и материалов, а также материалов, взаимодействие которых друг с другом приводит к образованию горючей среды;

Предусмотрено размещение производственных отделений в отдельных помещениях.

4) изоляция горючей среды от источников зажигания (применение изолированных отсеков, камер, кабин);

5) поддержание безопасной концентрации в среде окислителя и (или) горючих веществ;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

6) понижение концентрации окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

7) поддержание температуры и давления среды, при которых распространение пламени исключается;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

8) механизация и автоматизация технологических процессов, связанных с обращением горючих веществ;

Предусмотрено оборудование для вскрытие тары с реагентами.

9) установка пожароопасного оборудования в отдельных помещениях или на открытых площадках;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

10) применение устройств защиты производственного оборудования, исключающих выход горючих веществ в объем помещения, или устройств, исключающих образование в помещении горючей среды;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

11) удаление из помещений, технологического оборудования и коммуникаций пожароопасных отходов производства, отложений пыли, пуха.

Отходы, образующиеся в результате обслуживания и ремонта, подлежат утилизации. Обрезки металла, смятые бочки маслотары, изношенные уплотнительные устройства и вышедший из строя инструмент подлежат захоронению на полигоне ТБО, отработанные масла утилизируются путём сжигания в котельной.

Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания

Таблица № 2

Требования ст. 49 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов:

Предусмотренные проектом решения

1) применение электрооборудования, соответствующего классу пожароопасной и (или) взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

Степень защиты взрывозащищённого и пожарозащищенного электротехнического и другого оборудования, принята в соответствии установленными классами пожароопасных и взрывоопасных зон.

2) применение в конструкции быстродействующих средств защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающих появление источников зажигания;

Проектом предусмотрены следующие виды защит в сетях 0,4/0,23кВ:

1. Защита электрических сетей от перегрузок и от токов короткого замыкания выполнена путем установки на всех отходящих линиях автоматических выключателей с тепловыми и электромагнитными расцепителями. Уставки расцепителей автоматических выключателей выбраны по расчетным токам, для каждого участка сети, с учетом обеспечения быстродействия, чувствительности и селективности защиты электрической сети. Защита от перегрузки обеспечивается тепловыми расцепителями автоматических выключателей, от токов КЗ - электромагнитными расцепителями.

2. Асинхронные электродвигатели в сетях 380 и 220В обеспечиваются защитой от токов короткого замыкания, защитой от перегрузок, защитой минимального напряжения. Система защиты от токов короткого замыкания выполнена на автоматических выключателях, система защиты от перегрузок выполнена на тепловых реле, защита от минимального напряжения выполнена при помощи контакторов и пускателей.

3) применение оборудования и режимов проведения технологического процесса, исключающих образование статического электричества;

*Решения не предусмотрены в связи отсутствием такой среды.

4) устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования;

Предусмотрена молниезащита зданий и сооружений.

5) поддержание безопасной температуры нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данной среды.

6) применение способов и устройств ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

В помещениях с повышенной опасностью используется пониженное напряжение с электрическим разделением цепей.

7) применение искробезопасного инструмента при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия данного инструмента.

8) ликвидация условий для теплового, химического и (или) микробиологического самовозгорания обращающихся веществ, материалов и изделий;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия веществ и материалов, склонных к самовозгоранию.

9) исключение контакта с воздухом пирофорных веществ;

*Решения не предусмотрены в виду отсутствия пирофорных веществ.

10) применение устройств, исключающих возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Применение противопожарных клапанов, транзитных воздуховодов с нормированными пределами огнестойкости.

Вывод по системе предотвращения пожара:

В ходе технологического проектирования все способы исключения условий ограничения горючей среды, а также способы исключения условий образования в ней источников зажигания в помещениях, зданиях и сооружениях были рассмотрены и максимально применены. Но технологическими мероприятиями полностью вывести применяемую в здании пожарную нагрузку за пределы здания нет возможности, иначе здания потеряют технологическое предназначение.

Большинство горючих веществ, используемых в технологическом процессе и установках, находятся внутри этих установок, транспорта (активированный уголь, топливо, масла, резина, смазочные и гидравлические жидкости). Опасность появляется при разгерметизации оборудования и трубопроводов, при нарушении правил их безопасной эксплуатации.

Мероприятия организационно-технического характера, связанные с предотвращением нарушений правил эксплуатации рассматриваются в соответствующем подразделе 10.

1.2.2. Система противопожарной защиты

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.

Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности».

(ст. 51 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара

Таблица № 3

Требования ст. 52 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:

Принятые в проекте решения

1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;

Устройство противопожарных разрывов.

Применение противопожарных преград, заполнение проемов в которых выполнено противопожарным, с нормируемыми пределами огнестойкости.

2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;

Устройство путей эвакуации выполнено в соответствии с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации) выполнено в соответствие с требованиями СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

Предусмотрена противодымная защита путей эвакуации. Тушение пожара пожарными подразделениями выполняется В соответствии с Приказом МЧС России от 31.12.2002 г. № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;

Пределы огнестойкости и классы пожарной опасности основных строительных конструкций приняты в соответствие с требованиями ст. 88 и таблиц № 21, № 22 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» с учетом требуемой степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений.

Требуемые классы пожарной опасности поверхностных слоев строительных конструкций на путях эвакуации приняты в соответствии требованиям ст. 134 и таблиц № 28, 29 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

Для повышения пределов огнестойкости применяются средства огнезащиты.

7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;

Пожароопасные жидкости и горючие газы технологическими решениями не предусмотрены.

8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;

Системы противовзрывной защиты не предусматриваются.

9) применение первичных средств пожаротушения;

Первичные средства предусмотрены в соответствие с требованиями СП 9.13130.2009 «Техника пожарная. Огнетушители. Требования эксплуатации».

10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;

Автоматические автономные установки пожаротушения не предусматриваются.

Пути эвакуации людей при пожаре

Таблица № 4

Требования ст. 53 Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Принятые в проекте решения

1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

Объемно-планировочное и конструктивное исполнение путей эвакуации выполнено в соответствие с требованиями СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Количество эвакуационных выходов предусмотрено исходя из класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и их частей, численности эвакуируемых людей, ширины и длины путей эвакуации.

Оповещение и управление эвакуацией в случае пожара предусмотрено в соответствие с требованиями СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Безопасная эвакуация людей из здания на путях эвакуации обоснованы расчетом времени выхода людей из здания и временем необходимого для эвакуации людей при пожаре.

Надежность и устойчивость систем противопожарной защиты к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности обеспечивается выполнением требований пожарной безопасности, изложенных в документах по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 года № 474).

Вывод по системе противопожарной защиты:

1. Устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в составе архитектурно-планировочных и конструктивных решений, вентиляции, АУПС и СОУЭ проектной документации;

2. Устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуации людей при пожаре - рассмотрено в разделе АУПС И СОУЭ проектной документации;

3. Применение средств коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты пожарных подразделений от воздействия опасных фактов пожара - рассмотрено в разделах вентиляции зданий и сооружений, в части организационно-технических мероприятиях по пожарной безопасности;

4. Применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующих требуемой степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности - рассмотрены в составе объемно-планировочных и конструктивных решений по пожарной безопасности;

5. Применение огнезащитных составов для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций - рассмотрены в составе конструктивных решений по зданиям и сооружениям;

6. Применение первичных средств пожаротушения - рассмотрено в разделе обеспечения противопожарным водоснабжением, в настоящем томе, и части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности;

7. Организация деятельности подразделений пожарной охраны - рассмотрено в составе в разделах архитектурно-планировочных решений, в данном томе и в части организационно-технических мероприятий по пожарной безопасности.

1.3. Общий вывод:

Принятые проектные решения функциональны характеристики системы обеспечения пожарной безопасности соответствуют требованиям Федерального закона РФ от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

1. Системы противопожарной защиты зданий и сооружений обеспечивают возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельных значений опасных факторов пожара.

Пожарная безопасность подразумевает надлежащее состояние объекта с исключением возможности возникновения очага возгорания (пожара) и его распространения в пространстве. Обеспечение пожарной безопасности – приоритетная задача для любого предприятия, организации, учреждения, офиса и частного дома. Более глобальной задачей является обеспечение такой безопасности для населения в пределах конкретного населенного пункта. Создание системы защиты регламентировано законом и нормативными документами различных ведомств.

На каждом объекте обязательно существует инструкция и правила противопожарной безопасности. Нужно помнить, что к факторам, влияющим на возникновение пожара, относятся:

  • Открытый огонь;
  • Искра;
  • Повышенная температура воздуха;
  • Наличие продуктов горения;
  • Недостаточное количество кислорода в воздухе;
  • Замыкание электрической проводки;
  • Взрыв и т. п.

Приоритетные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности имеет несколько направлений. Выполнение предписанных требований по каждому направлению обеспечивает полноценное функционирование противопожарной системы в целом. Во всех отраслях народного хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать Правила и инструкции по противопожарной безопасности. Эти предписания являются общими.

Специальные поправки могут вноситься при составлении инструкций на конкретном объекте.

Порядок обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующие направления:

  • Соблюдение всех правил противопожарного режима;
  • Наличие необходимой документации об установлении противопожарного режима;
  • Исключение факторов, влияющих на возникновение пожара;
  • Выполнение норм и требований по содержанию эвакуационных путей и выходов;
  • Соответствие архитектурных и конструктивно-плановых решений установленным требованиям;
  • Установка в зданиях, сооружениях, помещениях систем автоматической защиты от пожара;
  • Техническое обслуживание подсистем автоматической защиты;
  • Контроль над работой коммуникаций здания;
  • Всестороннее обеспечение работы структурных подразделений пожарной охраны;
  • Проведение спасательных работ.

Перечисленные основные направления в обеспечении пожарной безопасности, несомненно, являются важными. Особое внимание нужно уделить соблюдению противопожарного режима. Для выполнения этого требования необходимо проводить обучение ответственных лиц и руководителей предприятий по специальной программе. На каждом объекте (независимо от сферы деятельности) должна разрабатываться инструкция о противопожарной безопасности, а с работниками необходимо проводить регулярные инструктажи. Возможно создание добровольных дружин. Периметр объекта должен быть оснащен средствами пожаротушения. Такого рода средства являются первичными, и к их числу можно отнести:

  • Огнетушители (ручные, передвижные, автоматические);
  • Пожарные щиты.

Какие основные требования необходимо выполнить?

Противопожарный режим для каждого структурного органа является индивидуальным. Он должен отвечать общим требованиям, установленным законодательными актами, но с учетом специфики деятельности предприятия. В распорядительном документе должна отображаться следующая информация:

  • Определение и создание мест для курения;
  • Четкое установление места и количества находящегося в помещении сырья, готовой продукции и т. п.;
  • Составление графика уборки;
  • Установление режима хранения спецодежды;
  • Порядок отключения источника энергоснабжения в штатной ситуации и в случае возникновения ЧС.

В типовой инструкции или приказе также регламентируются проведение любого вида пожароопасных работ, осмотр помещений по окончании рабочего дня, алгоритм действий сотрудников в случае обнаружения источника возгорания. Для решения вопросов по проведению систематического инструктажа и специальных занятий назначается ответственное лицо. Для исключения условий, которые могут спровоцировать пожар, следует соблюдать технику безопасности, например: электрические приборы должны эксплуатироваться и содержаться в соответствии с технической документацией.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения всех норм по содержанию эвакуационных выходов. Их количество должно быть достаточным для эвакуации всех сотрудников. Они обязаны соответствовать требованиям по высоте, ширине и продолжительности. Двери на таких выходах должны быть, как правило, противопожарными. План эвакуации при пожаре должен быть разработан и размещен в помещении таким образом, чтобы он был доступен для обозревания. Эвакуационные выходы должны оснащаться указательными знаками, показывающими направление движения.

В зависимости от функциональных особенностей и назначения здания определяется подкласс пожарной опасности. При проектировании и строительстве должна учитываться степень огнестойкой пожарной опасности. Здания обязательно оснащаются пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуационным процессом, подсистемами защиты от дыма.

На видео – о занятиях о противопожарной безопасности с персоналом предприятий:

Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности

Руководители или ответственные лица на каждом объекте разрабатывают инструкцию о мерах пожарной безопасности. Специализированные положения должны вноситься в такой распорядительный документ, если на предприятии имеется взрывоопасный или пожароопасный участок. В вопросах обеспечения противопожарной безопасности могут дополнительно создаваться комиссии или добровольные отряды.

Если в инструкции описываются специальные правила, то они должны быть согласованы с органами пожарного надзора в установленном законом порядке.

Работники подразделений могут допускаться к рабочему месту только после проведения инструктажа. Руководители учреждений, а также лица, ответственные за противопожарную безопасность, обязаны выполнять следующие требования:

  • Обеспечивать контроль над выполнением требований инструкции о противопожарной защите;
  • Создавать пожарную охрану (подразделения) и обеспечивать всесторонний контроль над выполнением ими своих обязанностей.

При возникновении пожара ответственные лица должны выполнять такие действия:

  • Оповестить службу охраны и дежурные посты о возгорании;
  • Организовать незамедлительную эвакуацию работников и посетителей;
  • Отключить источник электропитания, остановить работы производственного оборудования;
  • Выполнить действия, препятствующие распространению пожара по всему периметру;
  • Осуществить руководство и контроль над тушением пожара;
  • Контролировать действия работников согласно требованиям инструкции о противопожарной защите;
  • Обеспечить эвакуацию товарно-материальных ценностей с целью сохранности имущества;
  • Предоставить подразделению МЧС полную информацию о возможном нахождении на территории легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

Выполняя различного рода работу на производстве, важно учитывать причины возникновения пожара:

  • Курение в неположенном месте;
  • Неосторожная работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
  • Неправильная транспортировка пожароопасных предметов;
  • Неисправная электропроводка;
  • Наличие открытого огня вблизи взрывоопасных или легковоспламеняющихся средств;
  • Отсутствие средств первичной защиты.

Если на одном этаже здания постоянно находятся от 10 до 50 человек, то, помимо планов эвакуации, помещение должно быть оборудовано системой оповещения. Как минимум два раза в год необходимо проводить специальные учения по эвакуации в случае возникновения пожара. Если учреждение работает круглосуточно, то в инструкции обязательно должны содержаться предписания относительно пожарной безопасности в дневное и в ночное время в отдельности. В помещениях, где есть люди с ограниченными физическими возможностями, должны находиться специальные системы оповещения, в т. ч. звуковые, световые, голосовые, визуальные.

Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Возникновение пожара вызывает множество факторов. Зачастую к такому бедствию приводит обычная халатность человека или несоблюдение им установленных норм и правил. Проблемы обеспечения пожарной безопасности, в первую очередь, связаны с увеличением показателей пожароопасности в стране и в мире. На это влияет множество факторов, например: использование новых средств и материалов, которые содержат нефтепродукты, газ и иные легковоспламеняющиеся вещества.

Количественный рост пожаров связан с тем, что различные материалы, применяемые и в работе, и в быту, производятся в соответствии с техническими достижениями: с применением высокого давления и температур.

Изначально такое сырье обладает повышенным порогом опасности возникновения пожаров. Увеличение количества населения, постройка новых сооружений в случае возникновения пожара влечет за собой огромные убытки и потери.

Решение проблемы высокого уровня пожароопасности можно подразделить на три категории:

  • Экономическую;
  • Психологическую;
  • Техническую.

Только при сочетании всех трех аспектов возможно решение острых проблем в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Указанные вопросы являются общими. Самой распространенной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является несоблюдение людьми элементарных правил безопасности и требований противопожарной защиты. Возникновение пожара также может быть вызвано:

  • Отсутствием специальных инструктажей с населением;
  • Разработкой и проектированием защитных систем без согласования с государственными органами;
  • Отсутствием или нерабочим состоянием спецсредств пожаротушения и личной защиты на объектах;
  • Недостаточным финансированием .

На видео – пример учений по противопожарной безопасности:



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: