Оформление котировочной заявки. Заявка на участие в запросе котировок. Образец заявки на запрос котировок

Запрос котировок – конкурентный способ выбора поставщика для госзакупок, предусмотренный федеральным законом 44-ФЗ. Простой, и потому популярный. В этой статье рассмотрим особенности его процедуры, разберем пошагово, как участвовать поставщику, и как сделать так, чтобы заявку не отклонили. Материал будет полезен тем, кто ни разу не участвовал в данном способе закупки.


Запрос котировок – самый подходящий вариант для начала тендерной деятельности. Он применяется для некрупных закупок, до 500 тысяч рублей, процедура его проста, понятна и четко регламентирована: поставщик находит интересную ему закупку на сайте ЕИС, рассматривает извещение с условиями контракта и присылает заказчику письмо со своим ценовым предложением. Данный вид тендеров относится к "бумажным" – проходит не в электронной форме на ЭТП, а путем заполнения бумажной заявки и физической передачи ее заказчику. Все полученные конверты вскрываются в один день, и победителем выбирается тот, кто предложил самую низкую цену, без дальнейших торгов.

Почему запрос котировок удобнее других методов выбора поставщика

Участвовать в запросе котировок проще, чем в более крупных торгах, по ряду причин:

  • Не нужна цифровая подпись.
  • Нет платы за участие – обеспечения заявки.
  • Заявки можно подавать, пока комиссия не начала вскрывать конверты.
  • Нужно готовить меньше документов.
  • Нет наказания за демпинг даже при снижении цены больше чем на 25%.

Единственный минус запроса котировок для поставщика – нельзя узнать, что было в других заявках, даже когда они уже вскрыты. Это оставляет заказчику возможность выбрать победителем “своего”. Чтобы такого не случилось, лучше лично присутствовать при вскрытии конвертов.


Заказчики предпочитают запрос котировок, потому что это быстро: всю процедуру от публикации извещения до подписания контракта можно провести примерно за 3 рабочих недели. Однако на объем закупок, проводимых таким способом, накладываются ограничения: за год они должны составлять не более 10% всех закупок заказчика, на сумму не выше 100 миллионов рублей.

Шаг 1. Ищем подходящие тендеры

Самостоятельный поиск любых государственных закупок осуществляется через единую информационную систему. Заказчики обязаны публиковать в ней все тендеры: и “электронные”, и “бумажные”.


Чтобы отфильтровать интересные закупки, на главной странице сайта нажимаем на лупу в конце строки поиска, затем выбираем “расширенный поиск”.

рис.1 Поисковая строка ЕИС в сфере закупок



рис.2 Выбор расширенного поиска


Вбиваем нужные параметры. Например, 44-ФЗ, способ закупки, указываем регион, свою сферу деятельности и выбираем этап “Подача заявок”.



рис.3 Выбор параметров

Как поставщику оценить эффективность участия в запросе котировок?

Очевидно, что в закупке целесообразно участвовать тогда, когда возможная прибыль превышает предполагаемые расходы. Как это спрогнозировать и просчитать?

  • Само участие в любой закупке, проводимой запросом котировок, бесплатное. Однако заказчик может потребовать предоставить обеспечение исполнения контракта. Наличие какого условия нужно искать в извещении. К этой сумме добавляем затраты на подготовку заявки и консультационные услуги, если необходимы.
  • Противовесом этих расходов будет оплата по контракту – сумма, которую вы сами укажете в заявке. Стоит учитывать, что в запросе котировок побеждает тот, кто предложил наименьшую цену. Поэтому сумма контракта состоит из себестоимости товаров (работ/услуг) и размера минимальной чистой прибыли, при которой вы готовы взяться за заказ.

Шаг 2. Изучаем котировочную документацию

В нее должно входить:

  • Извещение о проведении закупочной процедуры. В нем есть идентификационный код закупки, информация о заказчике, указано, требуется ли обеспечение контракта, где и когда пройдет подведение итогов, требования к поставщику и список документов, которые ему нужно предоставить.
  • Описание объекта закупки.
  • Обоснование начальной максимальной цены (нельзя предлагать цену выше этой).
  • Форма для заполнения заявки.
  • Проект контракта.

Шаг 3. Заполняем и подаем заявку

В запросе котировок, как и в других тендерах, любая неточность в заявке грозит ее отклонением. Поэтому следует внимательно изучить извещение о закупке, проект контракта и требования из части 3 статьи 73 44-ФЗ.


Что интересно, закон разрешает подавать заявку на запрос котировок в электронной форме. Но предусмотрено это только через систему ЕИС, в которой такой функционал пока отсутствует. Хотя некоторые заказчики допускают подачу через электронную почту, но только если заявка подписана усиленной неквалифицированной электронной подписью.


Форма заявки содержится в извещении о закупке. Ее нужно скачать, заполнить, распечатать и упаковать в конверт. Пройдемся по пунктам, которые могут вызвать вопросы:

  • Наименование и характеристики товара. Должны быть сформулированы максимально конкретно, без перечислений и диапазонов значений: никаких “стол из пластика или дерева, или ПВХ шириной 70-80 см”. Исключением является случай, когда диапазон и является конкретным значением. Например, указать “гравий фракцией 20 см” – ошибка. Элементы гравия не могут все быть одинакового размера, поэтому указывается характеристика из ГОСТа – “фракцией 20-30 см”. При этом параметры товаров в заявке должны оставаться в рамках диапазонов, указанных заказчиком.
  • Документы, подтверждающие право на получение преимуществ. Для этого необходимо приложить требование о предоставлении преимуществ и копию устава.
  • Реквизиты с ИНН учредителей и директоров. Прикладывать свидетельства не нужно – можно просто написать номера.

Заявку распечатывают на фирменном бланке, подписывают у руководителя, ставят печать. Остальные документы, предусмотренные извещением, оформляются приложениями.



рис.4 Образец заполнения котировочной заявки


Листы заявки упаковывают в конверт, на нем указывают номер извещения, наименование и адрес заказчика. Указывать отправителя не нужно, это информация должна оставаться конфиденциальной до момента определения победителя. Также желательно прямо на конверте написать дату процедуры вскрытия, чтобы секретарь заказчика, занимающийся корреспонденцией, случайно не вскрыл его раньше.

Шаг 3. Отправляем заявку заказчику

Как уже упоминалось, на сегодняшний момент котировочную заявку нельзя отправить онлайн – только по почте, курьером или с уполномоченным представителем. Последний должен не забыть взять паспорт и доверенность, проследить, чтобы заказчик зарегистрировал заявку в журнале, и затребовать расписку о получении с указанием даты и времени.


Учитывая, что заявки на запрос котировок принимаются пока комиссия не приступила к вскрытию конвертов, а непосредственно перед этим предоставляется дополнительная возможность, есть смысл приезжать к заказчику незадолго до подведения итогов и заодно оставаться на процедуру.

Как изменить или отозвать заявку на запрос котировок?

По закону изменить или отозвать котировочную заявку можно только если заказчик решил поменять условия закупки. Если же ничего не менялось, а у вас такая необходимость все-таки возникла, подайте еще одну заявку на тот же запрос. Заказчик обязан вернуть без рассмотрения все поданные участником заявки, если их поступило больше одной.

Шаг 4. Определение победителя

Вскрытие конвертов с заявками от всех участников и выбор победителя закупки проводятся в один день. Заказчик обязан вести аудиозапись процедуры, а комиссия громко и четко озвучивать:

  • где, когда и во сколько проходит вскрытие;
  • наименование и адрес участника;
  • предложенную им цену.

Побеждает участник, который предложил самую низкую цену, если его заявка соответствует всем требованиям. Если таких участников несколько, победителем признается тот из них, кто подал заявку раньше.


По итогам процедуры заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки заявок и выкладывает его в ЕИС. Соответственно, если вы не присутствовали на вскрытии конвертов, то сможете узнать, кто выиграл тендер, после публикации. Если итоги закупки вызывают вопросы, можно обратиться к заказчику за разъяснением результатов – письменно или по электронной почте.

Шаг 5. Заключаем договор

Если вы победили в запросе котировок, заказчик направляет вам проект контракта, заполненный условиями из извещения и предложенной вами ценой, в течение 2 рабочих дней. Подписать его можно не раньше, чем через 7 дней. Однако если прошло 20 дней с даты подписания протокола, а контракт еще не подписан, участник считается уклонившимся. В этом случае тендер отдается поставщику, занявшему второе место. Если уклонился и этот, заказчик проводит запрос котировок повторно.

Что значит «несостоявшийся запрос котировок»?

Если в ЕИС у тендера выставлен статус «несостоявшийся запрос котировок», это вовсе не значит, что закупка не осуществлена. Несостоявшимся он признается в двух случаях:

  • всего одна заявка соответствует требованиям;
  • все заявки отклонены.

В первом случае заказчик заключает контракт с единственным поставщиком. В последнем срок подачи заявок продлевается еще на 4 дня, а заказчик приглашает к участию не менее 3 потенциальных поставщиков.


Надеемся, что эта статья поможет вам справиться с котировочной документацией и получить выгодный госзаказ. Поиск и анализ тендеров с нами быстрей и проще , присоединяйтесь.

Подать заявку на участие в запросе котировок можно только в бумажном виде.

Важно! При подаче заявки в электронном виде необходимо позаботиться о том, чтобы все прилагаемые документы были хорошо читаемыми.

Заявка на запрос котировок:

Если в заполненной форме будут указаны неполные данные или же сама форма будет заполнена неверно, котировочная комиссия имеет право отклонить участника от участия в процедуре.

О подаче запроса в электронной форме можно подробнее узнать .

По 223 законодательному акту

Главное отличие тендеров, проводимых по 223-ФЗ, заключается в том, что вся процедура регламентируется в первую очередь положением о закупке организации. Поэтому при участии в запросе котировок по 223-ФЗ необходимо учитывать нормы, прописанные в положении конкретного заказчика.

Подробнее о процедуре запроса по 223-ФЗ и о том, как она производится, можно узнать .

По 44-му

Методу запроса котировок посвящен 3 параграф 44-ФЗ (статьи 72-82). В нем прописаны все нормы, которым обязана соответствовать проводимая процедура запроса котировок.

Начиная с 2018 года, планируется создание единой формы котировочной заявки по 44-ФЗ. Однако сроки введения такой формы в работу еще неизвестны.

Законодательством предусмотрен перечень данных, которые может запросить заказчик у участников:

  1. Сведения об участнике.
  2. Информация о согласии с условиями контракта.
  3. Предлагаемая цена на поставку предмета закупки.
  4. ИНН налогоплательщика.
  5. Декларацию о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (при необходимости).
  6. Документы, подтверждающие соответствие предмета закупки требованиям, установленным заказчиком.
  7. Дата подписания и данные ответственных лиц: кто составил документ, кто подписал. При составлении электронной заявки ее необходимо подписать усиленной ЭЦП ответственного лица.

Важно! Уже отправленную заявку нельзя исправить или отозвать. Это возможно только в том случае, когда заказчик корректировал извещение о закупке, и информация, указанная в поданных документах, стала неактуальной.

Общие правила составления

Главное условие, которого необходимо придерживаться при составлении заявки, это соответствие документа всем требованиям заказчика. При подготовке к участию в процедуре необходимо изучить все документы, прилагаемые к , так как подача заявки на участие означает согласие со всеми условиями проводимого тендера и проекта контракта.

Документы, предоставляемые участником и подтверждающие соответствие предмета закупки требованиям заказчика, прикладываются в оригинале либо в виде заверенной копии. Необходимость в заверке копии документов нотариально заказчик прописывает в документации.

О правилах составления запроса по 44-ФЗ можно узнать .

Пошаговый разбор написания с примерами

Начать заполнение анкеты необходимо с данных об участнике:

  1. Для юридического лица необходимо указать наименование, место нахождения, почтовый адрес. Для физического лица это фамилия, имя и отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства. Так же для любого участника обязательно указать: банковские реквизиты, контактный номер телефона и электронную почту.
  2. ФИО генерального директора и главного бухгалтера нужно прописать полностью в соответствующих графах даже в том случае, если один человек занимает обе должности.
  3. Ценовое предложение не должно превышать начальную максимальную цену контракта и не может быть изменено. Цену лучше расшифровать, например: 100 000 (сто тысяч) руб. 00 коп.
  4. Необходимо указать индивидуальный налоговый номер учредителей и руководителя организации. Указывается в письменной форме, свидетельство о постановке на учёт предоставлять не требуется.
  5. При подписании оформленной заявки необходимо расшифровать ФИО и должность ответственного лица.

Как оформляется готовая бумага?

Заявка участника должна быть оформлена на фирменном бланке, подписана руководителем организации и скреплена печатью организации (при наличии).

Документы, прилагаемые участником в ее составе, могут быть оформлены в виде приложения к ней.

Желательно так даже указать на конверте срок ее вскрытия – это обезопасит от возможных неправомерных действий. Указывать наименование участника закупки на конверте не обязательно. Вплоть до момента вскрытия конверта заказчик обязан обеспечить конфиденциальность.

При отправке конверта почтой нужно учесть время, которое понадобится для доставки. Иначе заявка просто не придет вовремя, и участие в тендере станет невозможным.

Если конверт с документами для участия в запросе котировок доставляет представитель участника, то ему нужно иметь с собой паспорт и доверенность на право подачи документов от организации.

Чтобы подать электронную заявку через ЭТП, необходимо иметь квалифицированную цифровую подпись и быть аккредитованным участником именно на той ЭТП, где проводится .

При желании участвовать в запросе котировок, заявка на участие обязательна. Чтобы заказчик рассмотрел ее, она должна быть составлена правильно и подана не позднее срока, указанного в извещении.

Запрос котировок - одна из самых несложных и ускоренных процедур, проводимых государственными и муниципальными учреждениями. Ее регламентирует статья 72 44-ФЗ, в п. 1 которой прописывается, что такое запрос котировок: это форма определения поставщика, под которой понимается процедура подачи ценового предложения на выполнение объявленных работ или услуг по контракту. Победителем считается Поставщик, которым была предложена наименьшая цена, если им в полной мере были соблюдены требования Заказчика и федеральных законов.

Нюансы котировочной процедуры

Они следующие:

Способы организации процедуры закупки

Провести запрос котировок, согласно закону и новым изменениям 2018 года, можно двумя способами:

  • бумажная подача;
  • электронная подача.

Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 г. Заказчик вправе организовать запрос котировок посредством размещения заказа на электронной торговой площадке (ЭТП), одобренной Правительством, а с 1 января 2019 года это станет обязательным правилом для всех торговых сессий.

ЭТП, на которых разрешено проводить процедуры определения поставщика, путем запроса котировок:

  • Сбербанк - АСТ;
  • РТС-тендер;
  • Росэлторг;
  • Национальная электронная площадка;
  • ЗаказРФ;
  • ТЭК-Торг;
  • Торговая площадка Газпрома;
  • АСТ для государственного оборонного заказа.

Для участия на этих площадках Поставщику требуется иметь усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись (ЭЦП), а также пройти аккредитацию на торговой платформе.

Информативно! В силу внесенных изменений в 44-ФЗ, участнику государственной закупки с 01.01.2019 г. необходимо предварительно завести личный кабинет на сайте http://zakupki.gov.ru/, а только после этого на ЭТП. Для тех Поставщиков, кто ранее уже аккредитовался на федеральных торговых площадках, необходима дополнительная регистрация в системе ЕИС. Для этого им выделили весь 2019 год.

Порядок проведения электронного запроса

Заказчик публикует извещение на официальном сайте закупок не ранее, чем за пять рабочих дней до прекращения подачи заявок. При электронном способе проведения торгов НМЦК не влияет на срок публикации извещения.

Заявку может подать любой участник, который имеет усиленную квалифицированную электронно-цифровую подпись, а также прошел аккредитацию на торговой площадке. Поставщик, сформировав свое предложение, подписывает его ЭЦП и направляет оператору ЭТП.

К сведению! При электронном способе размещения котировки участник, направив единственную заявку, имеет право отозвать ее до окончания подачи предложений. Для этого необходимо отправить соответствующий запрос на площадку.

Оператор ЭТП, получив котировочную заявку, в течение следующего часа подтверждает ее принятие и присваивает идентификационный номер. По истечении времени на подачу предложений, оператор в течение часа передают Заказчику всю информацию о ценовых предложениях, а также документы участников, которые были направлены в соответствии с требованиями Заказчика и Федеральным законом.

Котировочная комиссия в срок, не превышающий 1 рабочий день со времени получения данных от оператора ЭТП, изучает предоставленную информацию. После рассмотрения всех ценовых предложений, комиссия формирует и подписывает протокол запроса котировок. Готовый документ, направляется оператору электронной торговой площадки не позднее срока рассмотрения заявок. Вслед за этим, оператор ЭТП ранжирует участников процедуры торгов, в соответствии с увеличением предложенной ими цены на исполнение контракта. Поставщика, предложившего наименьшую цену, объявляют победителем.

Оператор формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и публикует его на ЭТП проведения торгов, а также на портале госзакупок, в течение 1 ч после получения данных о рассмотрении заявок от Заказчика.

Особенность такого запроса котировок, что Заказчик не знает соответствие ценовых предложений и Поставщиков. Его задача - проверить полученную документацию на соответствие предъявленным требованиям.

Вслед за публикацией в интернете протокола, в срок, не превышающий 5 дней, Заказчик отправляет победителю запроса котировок контракт без своей подписи. Участник, занявший первое место, в случае отсутствия поправок к документу, подписывает его, прикладывая подтверждение обеспечения контракта, если данное условие выдвигалось, либо направляет протокол разногласий.

Заказчику дается 3 дня на проверку подлинности обеспечения контракта и его подписание. При направленном протоколе разногласий, Заказчик корректирует проект договора или предоставляет мотивированный отказ. В этом случае участнику дается 3 дня на повторное подписание контракта.

К сведению. Если победитель не подписал контракт вовремя, то Заказчик предлагает участнику, занявшему второе место, исполнить работы по договору. При этом Поставщик, имеет право дать отказ без последствий для себя.

Плюсы и минусы запроса котировок на ЭТП

Подача заявки в электронном виде проходит на тех же основаниях, что и в бумажном варианте, но данный способ объявления закупки имеет несколько преимуществ:

  • электронный способ передачи данных;
  • минимум времени на подготовку заявки;
  • отсутствует возможность узнать ценовые предложения от поставщиков раньше срока, тем самым подтасовав результаты;
  • нет ограничений в территориальном нахождении участника закупки, т.е. подать ценовое предложение можно из любого региона страны.

К недостаткам можно отнести:

  • обязательно наличие усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписи и аккредитации на ЭТП;
  • высокая конкуренция, так как участники могут быть из других областей.

Заказчики, по-прежнему, предпочитают использовать запрос котировок в бумажном формате.

Правила проведение закупки на бумаге:

Каждая процедура закупки четко регламентируется Федеральными законами 44 и 223. Алгоритм проведения котировочной сессии сводится к следующему:

  1. Размещение извещения о проведении запроса котировок. Документация публикация на портале zakupki.gov. Плата за ознакомление с информацией не взимается, она находится в широком доступе.
  2. Сроки запроса котировок зависят от объявленной цены контракта: 4 рабочих дня, если сумма не больше 250 тыс. рублей; 7 рабочих дней, если цена контракта от 250 000 - 500 000 рублей.
  3. Подача котировочной заявки. В сроки, прописанные в документации, участник закупки подает ценовое предложение на бумажном носителе в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержимое, либо в электронном виде. Форма запроса котировок разрабатывается самостоятельно каждым Заказчиком. Заявка, переданная с опозданием даже в 1 минуту, не принимается.
  4. Вскрытие конвертов. В соответствии с обозначенным регламентом проводится вскрытие конвертов специально созданной котировочной комиссией. Это открытая процедура, доступная желающим, при этом на ней разрешено ведение аудио и видео съемки. Если представитель Поставщика присутствует на вскрытии, то у него должна быть доверенность на право представительства.
  5. Определение победителя. Вскрыв конверты или приняв электронные заявки, котировочная комиссия начинает рассмотрение ценовых предложений и представленной документации на соответствие требованиям Заказчика и 44-ФЗ. Результат работы комиссия оформляет в виде протокола, составляя его в двух экземплярах, в день вскрытия конвертов. Под итогом работы подписываются все представители Заказчика. Документ размещается в электронной форме в этот же день в ЕИС.
  6. Участник, предложивший самую низкую цену на выполнение работ, при условии соответствия его заявки и документации всем заявленным требованиям, признается победителем.
  7. Подписание контракта запроса котировок. Участник, занявший первое место, заключает договор в строго регламентированные сроки: не раньше 7-ми дней и не позднее 20-ти дней с момента публикации итогового протокола. В адрес победителя направляется проект контракта. При наличии замечаний к документу, Поставщик имеет право направить их Службе Заказчика, оформив протокол разногласий, либо подписать контракт в первой редакции. Заказчик, получив замечания от Поставщика, может внести поправки в договор, либо обоснованно отвергнуть и вернуть на подписание исходный документ.

Не позднее 2 дней до конца подачи ценовых предложений, Заказчик может внести изменения в опубликованную документацию. При этом сама закупка не изменяется, но срок ее подачи увеличивается в зависимости от НМЦК.

Заказчик вправе отменить закупку, но до момента заключения контракта с победителем.

Состав заявки

В соответствии с федеральным законом о государственных закупках, обязательной информацией, отраженной в заявке, являются:


Информативно! При внесении изменений в котировочную документацию, участник, ранее подавший заявку, может ее отозвать. Отказаться от уже начатой процедуры закупки Заказчик может не позднее 2-х дней до конца предоставления предложений.

Важно! Если Победитель уклонился от подписания контракта, то Заказчик заключает его с участником, чье предложение заняло 2 место.

Уведомление о проведении котировочной закупки

В обязанность Заказчика входит публикация извещение о запросе котировок на сайте госзакупок. Согласно 44-ФЗ в документации должны указываться следующие данные:


Если котировочная процедура проводится в электронной форме, то к стандартному перечню требований добавляется адрес электронной торговой площадки, где будет размещена закупка.

Причины отклонения заявки

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры участия в запросе котировок по 44 ФЗ, у нее есть ряд обстоятельств, при которых предложение могут отклонить. К обстоятельствам, по которым заявку могут отклонить относится следующее:


Иные причины не являются обстоятельством для отказа в рассмотрении ценового предложения и документов. Заказчик, отклонив котировочное предложение, обязан предоставить мотивированный отказ со ссылкой на статью 44-ФЗ.

Участник закупки, подавший заявку и считающий ее верной, а отклонение - необоснованным, имеет право обратиться в Федеральную антимонопольную службу, подав жалобу и приложив полный пакет документов. Важно учитывать, что ФАС не всегда становится на сторону Поставщика.

Обжаловать результаты котировочной процедуры можно в срок не позднее 10 дней со дня публикации протокола на сайте госзакупок. По требованию ФАС процесс подписания контракта может быть отложен или отменен.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Закупочная процедура может быть признана несостоявшейся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подана одна заявка, соответствующая требованиям 44-ФЗ и Заказчика.
  2. В случае, если подано несколько заявок, но требованиям, указанным в извещении о закупке, соответствует только одна из них.
  3. Комиссией были отклонены все предложения участников.
  4. Заказчик продлил срок подачи заявок, так как были внесены изменения и было подано одно ценовое предложение, которое соответствует требованиям заказчика и ФЗ.
  5. Время на подачу заявок закончилось, ни одного предложения не поступило.
  6. Котировочная комиссия признала все заявки не соответствующими требованиям документации в извещении.
  7. В случае, когда ни один поставщик не вышел на котировочную процедуру, Заказчик, внеся изменения в план-график, объявляет повторную процедуру на эти работы/услуги.
  8. При условии, что заявка подана Поставщиком и соответствует требованиям о документации, контракт заключается с единственным участником.

К сведению: если котировка проводилась на бумажном носителе, то контракт заключается с единственным участником, при условии, что заявка соответствует объявленным требованиям. Если котировка проходила в электронном формате, то продлить подачу предложений можно еще на 4 рабочих дня.

Отличия запроса котировок по 223 и 44-ФЗ

Они следующие:

  1. Способ подачи котировок. Заявка на бумажном носителе принимается только по ФЗ № 44, в то время как по 223-ФЗ она имеет оба варианта проведения: электронный и бумажный.
  2. При закупке в электронном виде потребуется ЭЦП, так как торги проходят на ЭТП и контракт подписывается посредством электронной подписи.
  3. Заказчик может выбрать любую ЭТП, утвержденную правительством.

Стоит ли участовать в запросе

Что такое запрос котировокв конечном итоге? Это один из простейших способ принять участие в государственных закупках. Но рассчитывать на простоту процедуры не рекомендуется. Решив принять участие в запросе котировок, следует внимательно изучить федеральные законы 44 и 223 во избежание отклонения или подачи неверной заявки. Извещение Заказчика, опубликованное на сайте закупок, необходимо всесторонне изучить, так как несоблюдение одного из требований может послужить причиной отказа.

Для электронной процедуры следует заранее позаботиться об ЭЦП, пройти аккредитацию, которая может занимать до 5 рабочих дней.

Важно! Заказчик, объявив закупку и установив все сроки, имеет право внести изменения, из-за чего срок подачи заявки увеличивается. Поставщику необходимо следить за выбранной торговой процедурой, иначе поданная заявка может быть отклонена и признана несоответствующей, так как была направлена в соответствии со старой документацией.

Все закупки для исполнения государственных и муниципальных нужд проводятся на базе двух законов:

  • Федерального закона № 44 от 5.04.2013 года "О системе в области закупок".
  • Федерального закона № 223 "О закупках некоторыми видами ЮЛ".

Нововведения 2018 года

Согласно последним изменениям 2018 года, в котировочной заявке в обязательном порядке должны быть указаны:

  • предложение о стоимости соглашения;
  • предложение о стоимости одной единицы поставляемого товара/оказываемой услуги;
  • декларация о соответствии требованиям.

Если в составе заявки не указать место происхождения товара - Россия, то поставляемая продукция будет считаться иностранного производства. Это не является поводом для отклонения, но заявки с товарами российского происхождения будут обладать преимуществом.

Четкие представления об этапности и порядке проведения процедуры, участии в запросе котировок очень полезны. Это дает возможность организациям и индивидуальным предпринимателям составлять конкуренцию на рынке оказания услуг. Четкое понимание того, что такое запрос котировок, как подойти к процессу подачи ценового предложения правильно и оценить рентабельность закупки, дает возможность существовать на рынке здоровой конкуренции.

Запрос котировок по Закону № 44-ФЗ исторически является одним из наиболее востребованных способов закупки среди заказчиков. Этому есть несколько причин: 1) отсутствие необходимости подготовки громоздкой документации о закупке; 2) возможность осуществления данным способом закупки продукции, включенной в «аукционный перечень»; 3) простота рассмотрения заявок участников.

При этом запрос котировок в электронной форме не лишен и недостатков. Основными из них являются:

1) невозможность затребования от участников закупки в составе подаваемой заявки документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (в частности, копий лицензий на осуществление определенного рода деятельности; выписок из реестра членов СРО и другие подобные документы);

2) сопоставимый с электронным аукционом срок проведения процедуры закупки;

3) невозможность вносить изменения в заключенный по результатам запроса котировок в электронной форме контракт в части изменения объема закупаемой продукции, в том числе в пределах 10%, в части уменьшения цены контракта в ходе его исполнения при сохранении общего объема поставки (п.1 ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

В данной статье мы подробно осветим порядок проведения запроса котировок в электронной форме, а также раскроем «подводные камни», на которые могут наткнуться заказчик и поставщик при осуществлении данного способа закупки.

Условия проведения запроса котировок в электронной форме

В отношении запроса котировок в электронной форе Закон № 44-ФЗ устанавливает два следующих ограничения (ч. 2 ст. 82.1 Закона № 44-ФЗ):

  1. начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей;
  2. годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать 10% СГОЗ (совокупного годового объема закупок заказчика) и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.

Под годовым объемом закупок проверяющие органы обычно понимают суммы заключенных заказчиком контрактов. При этом к учету принимаются как контракты, заключенные по результатам состоявшихся запросов котировок, так и по результатам несостоявшихся процедур.

Пример: Заказчик объявил запрос котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 500 тыс. рублей. На запрос котировок подана заявка от единственного участника с ценой 400 тыс. рублей. Заказчик продлил срок подачи заявок, но больше заявок не поступило. Заявка единственного участника признана комиссией заказчика соответствующей всем требованиям и контракт с ним заключен на сумму 400 тыс. рублей по основанию, предусмотренному п. 25.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В ходе исполнения заключенного контракта выяснилось, что потребность в части поставляемой продукции у заказчика отпала и контракт был расторгнут по соглашению сторон с частичным исполнением на сумму 300 тыс. рублей.

Итого в данном примере мы имеем три суммы: 500 тыс. рублей (начальная (максимальная) цена контракта), 400 тыс. рублей (цена фактически заключенного контракта) и 300 тыс. рублей (цена исполнения контракта). Какую из перечисленных сумм должен учесть заказчик в 10% годового объема закупок, осуществленных запросом котировок в электронной форме?

Ответ окажется неожиданным: с точки зрения Закона № 44-ФЗ заказчик не должен учитывать какую-либо сумму в 10 % вовсе. Вместе с тем, практика проверок показывает, что к учету в указанном случае необходимо взять сумму 400 тыс. рублей, т.е. сумму заключенного контракта.

Пояснение: контракт с единственным участником закупки в рассматриваемом примере заключается на основании п. 25.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, т.е. способ закупки – единственный поставщик (подрядчик, исполнитель), а не запрос котировок в электронной форме. Процедуры запроса котировок в электронной форме фактически не было, т.к. она признана несостоявшейся. Соответственно принимать к учету какую-либо сумму нет оснований.

Вместе с тем, практика говорит об обратном. Во многом она сформировалась на основании позиции Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3819), согласно которой:

заключение контракта в соответствии с указанным пунктом следует рассматривать как продолжение закупки, начатой путем проведения запроса котировок. Таким образом, в годовой объем закупок, который проводится путем запроса котировок (10%), включаются контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при несостоявшемся запросе котировок.

Указанное разъяснения дано в отношении «бумажных» запросов котировок и Минэкономразвития России уже не является органом, уполномоченным на регулирование контрактной системы в сфере закупок. Однако, не смотря на это, изложенная в письме позиция в полной мере применяется к запросу котировок в электронной форме по аналогии.

Порядок проведения запроса котировок в электронной форме значительно отличается от действовавшего до 1 января 2019 года «бумажного» его аналога. Дело не только в том, что такой запрос котировок проводится на электронной площадке. В запросе котировок в электронной форме иные сроки проведения процедуры и несколько иные требования к подаче участниками заявки.

Запрос котировок в электронной форме некорректно сравнивать и с электронным аукционом. Общее в указанных процедурах только одно – выбор победителя осуществляется исходя из наименьшего предложения по цене (цене контракта либо цене за единицу товара, работы или услуги). Во всем остальном данные процедуры различны между собой.

Основное отличие состоит в том, что в электронном аукционе участники торгуются по цене, а в запросе котировок в электронной форме ценовое предложение сразу фиксируются участниками в подаваемых ими заявках и в дальнейшем не торгуется. Помимо этого, электронные аукционы могут проводиться в закрытой форме. Плюсом электронного аукциона является также то, что несколько заказчиков могут проводить совместные аукционы. Ни то, ни другое при проведении запроса котировок в электронной форме невозможно. Такая процедура во всех случаях проводится в открытой форме и конкретным заказчиком.

Порядок проведения запроса котировок в электронной форме подробно описан в Законе № 44-ФЗ. Для сокращения объема статьи мы приведем его в виде следующей схемы:

Размещение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме в ЕИС

Между днем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок в электронной форме и днем окончания срока подачи заявок должно пройти минимум 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 82.2 Закона № 44-ФЗ). Обратите внимание: сам день размещения извещения, а также день окончания срока подачи заявок в указанный срок не засчитываться. Несоблюдение данного правила может повлечь за собой применение к заказчику административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей по ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ. Поэтому заказчику не следует основываться на рекомендациях ЕИС, которая определяет пятый день после публикации извещения как день окончания срока подачи заявок. В данном случае в ЕИС неправильно заложен алгоритм расчета срока разработчиками сайта.

С 1 января 2019 года на заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных заказчиков распространяется действие блокирующего контроля по ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ (прим.: в отношении заказчиков федерального уровня блокирующий контроль по ч. 5 ст. 99 действует уже с 1 января 2018 года). Данное обстоятельство следует принимать во внимание при размещении в ЕИС информации о проведении запроса котировок в электронной форме, т.к. за нарушение сроков размещения информации в ЕИС на заказчика может быть наложен штраф (см. выше).

Согласно п. 14 постановления Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367 объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом № 44-ФЗ размещению в ЕИС, размещаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в ЕИС. Согласно п. 15 названного постановления в случае несоответствия контролируемой информации требованиям, установленным ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, объекты контроля не размещаются в ЕИС до устранения нарушения и прохождения повторного контроля.

Напомним, что согласно ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ объектом контроля, помимо прочего, выступает извещение об осуществлении закупки. Даже если такое извещение будет полностью соответствовать требованием Закона № 44-ФЗ, его фактическое размещение произойдет на следующий рабочий день, а не в день, когда заказчик направит его на контроль. Это может повлечь за собой сокращение срока подачи заявок.

Подача участниками заявок на участие в запросе котировок в электронной форме

Принять участие в процедуре запроса котировок могут только участники, прошедшие регистрацию в ЕИС и аккредитованные на электронной площадке. Помимо этого для участия в запросе котировок в электронной форме участнику потребуется наличие специального счета, с которого будет списываться плата за участие в процедуре запроса котировок, если участник закупки станет победителем или единственным участником.

В отличие от «бумажного» запроса котировок запрос котировок в электронной форме не предполагает права заказчика на установление требований к форме заявки. В связи с этим заявка участником во всех случаях подается в свободной форме. Содержание подаваемой участником заявки определено ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ и схоже с содержание заявок в иных процедурах, проводимых в электронной форме.

Отдельное внимание необходимо обратить на следующие аспекты подготовки и подачи участником заявки:

1) Сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара либо товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ, оказании услуг указываются участником только в случае применения заказчиком актов об импортозамещении (запретов, ограничений в допуске, особых условий допуска), принятых в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Информация о применении таких актов должна быть указана заказчиком в извещении об осуществлении закупки. В отсутствие такой информации в извещении сведения о стране происхождения товара участником закупки могут не предоставляться.

Сведения о стране происхождения товара должны быть указаны участником в заявке в отношении всех товаров, предлагаемых к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг. Указание двух и более стран в отношении одной позиции товара не допускается, даже в том случае, если товар может быть произведен во всех указанных странах. Исключение составляют лишь случаи разбивки требуемого заказчиком объема по соответствующей позиции на каждую из стран.

Пример:

Требуемый заказчиком объем поставки – 100 шт.

Предложение участника № 1 – «Россия» (допустимо)

Предложение участника № 2 – «Россия, Республика Беларусь» (недопустимо) Предложение участника № 3 – «Россия – 50 шт, Республика Беларусь – 50 шт» (допустимо)

В случае осуществления заказчиком закупки нескольких товаров в составе одного комплекса (комплекс выступает предметом закупки) страна происхождения товара указывается только в отношении комплекса в целом, а не в отношении всех товаров, входящих в такой комплекс.

Закон № 44-ФЗ предусматривает право заказчика при описании объекта закупки использовать указание на товарные знаки закупаемых товаров, но с обязательной приставкой слов «или эквивалент». Более подробно об этом можно узнать в ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Если заказчик воспользовался правом на указание в описании объекта закупки товарного знака, то участник, согласный поставить товар этого же товарного знака, может не указывать в заявке показатели товара даже в том случае, если заказчиком в техническом задании указаны диапазоны значений в отношении таких показателей.

Пример: У заказчика в техническом задании установлено «Поставка краски Tikkurila или эквивалент, цвет: голубой или синий» Участник подает заявку с согласием, сформированным автоматически электронной площадкой, и больше никаких сведений не предоставляет. В указанном случае заявка участника должна быть допущена, а контракт заключен на «поставку краски Tikkurila, цвет голубой или синий».

Рассмотрение котировочной комиссией поступивших заявок

Поступившие на запрос котировок в электронной форме заявки участников рассматриваются комиссией заказчика в течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок. Рассмотрение заявок осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 82.4 Закона № 44-ФЗ. По результатам такого рассмотрения комиссия заказчика должна принять одно из двух решений: признать заявку участника соответствующей установленным требованиям либо отклонить заявку.

Отклонение заявки происходит по основаниям, предусмотренным ч. 3 ст. 82.4 Закона № 44-ФЗ: непредоставления документов и (или) информации, предусмотренных ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ; предоставления недостоверной информации; несоответствие предложения участника запроса котировок требованиям извещения о проведении запроса котировок. Как видно из указанных выше оснований комиссия заказчика не вправе отклонить участника, например, за не предоставление в составе заявки копии лицензии или допуска СРО на осуществление вида деятельности, который является предметом закупки. Указанные документы согласно ч. 9 ст. 82.3 Закона № 44-ФЗ не подлежат включению в состав заявки и не могут быть затребованы заказчиком. Передача необходимых заказчику документов может быть предусмотрена проектом контракта. Однако, ставить заключение самого контракта под условие предоставления участником указанных документов не допускается.

Отклонение участника за предоставление в составе заявки недостоверных сведений возможно только при наличии у комиссии заказчика документального подтверждения. Например, письма официального дилера о том, что предлагаемый участником товар не выпускается производителем с указанными участником характеристиками и не может быть модифицирован под требования заказчика. Скриншоты с официальных сайтов производителей и поставщиков товара, на которых указаны иные характеристики товара, чем те, что указаны в заявке участника, обычно не являются достаточным доказательством того, что участником предоставлены недостоверные сведения, т.к. сайты в сети «Интернет» не являются официальным источником информации.

Если у комиссии заказчика на день рассмотрения заявок участников отсутствуют документальные подтверждения того, что участником предоставлены недостоверные сведения, заявка участника должна быть допущена к участию в запросе котировок. При этом, если недостоверность сведений касалась соответствие участника установленным требованиям (например, участник в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме продекларировал, что он соответствует требованию по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в части наличия у него необходимой лицензии, но при этом заказчик достоверно установил, что такой участник необходимой лицензией не обладает), то заказчик обязан отказаться от заключения контракта с таким участником на основании ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а в случае если недостоверность таких сведений была подтверждена после заключения контракта – в одностороннем порядке расторгнуть контракт с участником на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Если же недостоверность сведений касалась товара, предложенного участником к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг, заказчик обязан будет заключить контракт с таким участником, а после расторгнуть его в одностороннем порядке на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Оценка котировочной комиссией поступивших заявок

Оценка заявок участников осуществляется исходя из сделанного ими предложения о цене. Чем цена ниже – тем лучше. Остальные критерии, в том числе квалификация исполнителя, повышенное качество предлагаемой продукции во внимание не берутся.

Если поданная участником заявка, а также сам участник соответствуют всем установленным требованиям, и предложенная таким участником цена является наименьшей, такой участник признается победителем запроса котировок. Ранжирование заявок по цене осуществляется оператором электронной площадки путем присвоения заявкам порядковых номеров. Первый порядковый номер присваивается заявке, содержащей наименьшее предложение о цене. В случае, если в нескольких заявках содержаться одинаковые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая была подана ранее по времени.

Из данного правила есть одно исключение: проведение запросов котировок с применением приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н, если на запрос котировок поступит как заявка, содержащая предложение о поставке товаров из стран ЕАЭС, так и заявка, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств. В указанном случае оценка заявок будет происходить с учетом данного приказа

Пример:

Заявка № 1 – товары из ЕАЭС, предложение по цене – 100 000 рублей

Заявка № 2 – иностранные товары, предложение по цене – 85 000 рублей

В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 № 126н предложение по цене, содержащее в заявке № 1, должно быть уменьшено на 15% для целей оценки заявок (100 000 руб. – 15% = 85 000 рублей). Получается, что предложение по цене в двух заявках одинаковое. При этом победителем запроса котировок в электронной форме будет признан участник, подавший заявку № 1, если его заявка была подана раньше заявки № 2. Контракт же с участником, подавшем заявку № 1, будет заключен по сумме сделанного им предложение, т.е. на 100 000 руб.

Результаты рассмотрения заявок комиссией заказчика и результаты оценки таких заявок оператором указываются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, который размещается оператором на электронной площадке. Такой протокол включает в себя сведения из протокола рассмотрения заявок, подписанного комиссией, заявки, а также информацию о победителе запроса котировок.

На практике, протокол рассмотрения и оценки может выглядеть следующим образом:


Можно видеть, что такой протокол никакой информации о победителе не содержит. Такая информация размещена непосредственно в ЕИС и выглядит примерно так:


Немного не соответствует букве Закона № 44-ФЗ, но подобное достаточно часто встречается в работе информационных систем в сфере закупок.

В случае, если после окончания срока подачи заявок на запрос котировок не было подано ни одной заявки или была подана только одна заявка либо по результатам рассмотрения заявок комиссией была допущена только одна заявка или не было допущено ни одной заявки, запрос котировок признается несостоявшимся. В указанных случаях заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 рабочих дня.

Основной вопрос – с какого именно дня нужно осуществлять продление срока подачи заявок? По нашему мнению срок должен продлеваться со следующего рабочего дня со дня окончания подачи заявки или со дня размещения протокола рассмотрения заявок, т.е указанные дни не должны засчитываться в установленный Законом № 44-ФЗ четырехдневный срок.

В случае, если по результатам продления срока подачи заявок запрос котировок в электронной форме снова признается несостоявшимся, то последствия этого отражены на приведенной ниже схеме.


Контракт по результатам проведения запроса котировок в электронной форме

Подписываемый сторонами проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта, прилагаемый к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, сведений о цене, предложенной победителем или единственным участником, с которым заключается контракт, а также характеристик товара, указанных в заявке такого участника. Подписание такого контракта сторонами осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

Исполнение контракта, заключаемого по результатам запроса котировок в электронной форме, имеет ряд особенностей, обусловленных отсутствием в рассматриваемой процедуре закупки документации. Так, согласно ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ допускается изменение сторонами цены заключенного контракта в сторону уменьшения (при сохранении иных условий контракта), а также изменение объема закупаемой продукции в пределах 10%, если соответствующее право было предусмотрено в контракте и в документации о закупке. Ввиду того, что при проведении запроса котировок в электронной форме документация о закупке не разрабатывается, предусмотреть соответствующее право сторон на изменение условий контракта при его исполнении просто негде. Таким образом, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ не может быть применена к запросу котировок в электронной форме.


Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об участии в запросах котировок, проводимых в рамках 44-ФЗ. Запрос котировок по праву можно считать самым простым, быстрым и популярным среди поставщиков способом закупок. Именно поэтому мы подробно рассмотрим данную процедуру и разберемся в особенностях ее проведения. Материал статьи будет полезен, как новичкам, так и более опытным участникам закупок. Располагайтесь поудобнее, полезной информации будет много. Итак, поехали… (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.09.2018 г.).

1. Что такое запрос котировок и почему он так популярен?

Запрос котировок – это способ размещения заказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным Заказчиком требованиям.

Данным способом закупаются товары, работы или услуги для которых есть функционирующий рынок на сумму, не превышающую 500 тысяч рублей, за исключением отдельных положений 44-ФЗ.

Это самая короткая по срокам проведения процедура закупок, основным и единственным критерием определения победителя является наименьшая цена, опыт участника и срок его регистрации не имеет никакого значения, обеспечение заявки также не требуется. Вот основные причины, почему эта процедура так популярна среди поставщиков.

То есть принимать участие в запросах котировок можно практически с абсолютного нуля и с минимальными финансовыми вложениями. Запросы котировок проводятся на разные суммы, начиная от нескольких сотен рублей и заканчивая 500 тысячами рублей. Поэтому вы легко сможете найти для себя закупку “по размеру”.

Основные особенности запроса котировок по 44-ФЗ

  1. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей;
  2. Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок Заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей;
  3. Подать можно только одну котировочную заявку на одну закупочную процедуру.

2. Виды запросов котировок по 44-ФЗ

Запросы котировок, проводимые в рамках 44-ФЗ, бывают двух видов: “бумажные” и электронные.

Запрос котировок в бумажной форме

Заявка на участие в такой процедуре готовится и подается в бумажной форме в запечатанном конверте. Процедура проведения регламентируется статьями 72 — 82 44-ФЗ. Запрос котировок в бумажной форме будет использоваться Заказчиками до 31.12.2018 года.

Преимущества и недостатки бумажного запроса котировок

К преимуществам относятся:

  • не важен опыт и срок регистрации участника (единственный критерий — цена);
  • короткие сроки процедуры (4-7 рабочих дней на прием заявок, вскрытие, рассмотрение и оценка заявок осуществляются в один день);
  • простота процедуры;
  • обеспечение заявки отсутствует.

К недостаткам можно отнести:

  • время на подготовку и отправку заявки (необходимо распечатывать и подписывать документы, запечатывать их в конверт и отправлять заявку лично, либо с помощью курьерских служб);
  • территориальное ограничение (в виду того, что сроки приема заявок составляют 4-7 рабочих дней, то не всегда удается подать заявку в другом регионе);
  • невысокая цена (многих участников не привлекают мелкие заказы до 500 тыс. рублей. Однако для небольших организаций и ИП это скорее преимущество, чем недостаток);
  • непрозрачность процедуры (велика вероятность подтасовки конвертов с заявками при вскрытии таких конвертов комиссией);
  • запросы на разъяснение положений документации 44-ФЗ не предусмотрены, т.к. отсутствует сама документация как таковая.

Запрос котировок в электронной форме

С 1 июля 2018 года Заказчики получили ПРАВО проводить запрос котировок в электронной форме (сокращенно ЗКЭФ), а начиная с 01.01.2019 года Заказчики будут ОБЯЗАНЫ проводить все закупки в электронной форме без исключения, в т.ч. и запросы котировок. Данные процедуры проводятся на “федеральных” электронных площадках, список которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р.

В этот список вошли следующие электронные площадки:

  1. ЗАО «Сбербанк-АСТ» (//sberbank-ast.ru);
  2. ООО «РТС-тендер» (//rts-tender.ru);
  3. АО «Единая электронная торговая площадка» (//roseltorg.ru);
  4. Национальная электронная площадка (//etp-ets.ru/);
  5. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (//zakazrf.ru);
  6. АО «Российский аукционный дом» (РАД) (//lot-online.ru/home/index.html);
  7. АО «ТЭК – Торг» - (//tektorg.ru/);
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» - (//etpgpb.ru/);
  9. ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (специализированная электронная площадка для проведения закрытых процедур) - (//astgoz.ru/).

Для того, чтобы принимать участие в электронных запросах котировок у вас должна быть в наличии и на 8-ми “федеральных” электронных площадках.

Важный момент! Старый порядок аккредитации на площадках действует до 31.12.2018 года. С 01.01.2019 года участники закупок будут сначала проходить регистрацию на сайте (ЕИС) — //zakupki.gov.ru/ , а затем аккредитацию на площадках. Участники, у которых уже есть аккредитация на “федеральных” площадках, будут обязаны дополнительно пройти регистрацию на сайте ЕИС в период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года.

Процедура проведения ЗКЭФ регламентируется статьями 82.1 — 82.6, 83.2 44-ФЗ.

Преимущества и недостатки электронного запроса котировок

Для ЗКЭФ справедливы все те преимущества, что были указаны выше для бумажного запроса котировок, а также можно добавить еще несколько преимуществ:

  • электронная форма проведения;
  • минимальное количество времени на подготовку и подачу заявки;
  • прозрачность процедуры (Заказчик не знает ценовых предложений участников и не может подтасовать документы при определении победителя);
  • отсутствие территориальных ограничений.

К недостаткам можно отнести:

  • для участия в процедуре нужна квалифицированная электронная подпись и аккредитация на электронных площадках (учитывая тот факт, что с 01.01.2019 года абсолютно все закупки будут проводиться в электронной форме, то подпись и аккредитацию можно смело отнести к обязательным инструментам любого участника);
  • высокая конкуренция (поскольку подать заявку на участие в ЗКЭФ теперь можно из любой точки РФ, велика вероятность, что число участников в данной процедуре может увеличиться).

Однако на сегодняшний момент запрос котировок в электронной форме не очень активно используется Заказчиками при проведении закупок. По состоянию на 2 сентября 2018 года на сайте ЕИС размещено всего 208 процедур, по которым можно подать заявки.

А вот запросов котировок в бумажной форме в 45 раз больше — 9400.

3. Порядок проведения запроса котировок в бумажной форме

Извещение о проведении запроса котировок размещается Заказчиком на официальном сайте ЕИС. Причем сроки размещения такого извещения могут быть разными: не менее 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок при НМЦК от 250 тыс. рублей до 500 тыс. рублей и не менее 4 рабочих дней при НМЦК до 250 тыс. рублей.

Одновременно с размещением извещения на сайте Заказчик также ВПРАВЕ направить запрос о предоставлении котировок не менее чем трем лицам , осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.

Прием заявок на участие в запросе котировок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками.

Заявка подается участником в бумажной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки. Участником может быть любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Важный момент! Участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок лишь в том случае, если Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок (ч.1 ст.77 44-ФЗ). Причем Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение не позднее чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок. А отказаться от проведения закупки Заказчик вправе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок.

Вскрытие поступивших конвертов с заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются котировочной комиссией Заказчика в один день. При этом участники и их представители могут присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками, а также вести аудио- и видеозапись вскрытия конвертов. Если на процедуре вскрытия присутствует представитель участника закупки, то у него в обязательном порядке должна быть доверенность на осуществление данного действия.

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС. Данный протокол составляется в двух экземплярах, один остается у Заказчика, а второй в течение 2-х рабочих дней после подписания передается победителю вместе с проектом контракта.

Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

Контракт с победителем может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты подписания указанного протокола.

Важный момент! Если победитель уклонился от заключения контракта, то Заказчик заключает контракт с участником, занявшим второе место. При этом заключение контракта с Заказчиком для такого участника является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ , в отличие от запроса котировок в электронной форме.

4. Порядок проведения запроса котировок в электронной форме

Теперь давайте с вами рассмотрим порядок проведения ЗКЭФ. В нем есть существенные отличия от бумажной процедуры.

Заказчик размещает извещение о проведении закупки не менее чем за 5-ть рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок. При этом срок размещения извещения никак не зависит от НМЦК.

Подача заявок на участие в запросе котировок в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в ЕИС (с 01.01.2019 года) и аккредитованными на электронной площадке, на которой будет проводиться ЗКЭФ.

Заявка подписывается квалифицированной электронной подписью и направляется участником оператору электронной площадки через соответствующий функционал самой площадки. В отличие от бумажной процедуры участник вправе отозвать свою заявку не позднее даты и времени окончания срока подачи заявок, направив об этом уведомление оператору площадки.

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в запросе котировок в электронной форме оператор площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить ее получение.

В течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ оператор электронной площадки направляет Заказчику все поданные заявки, а также информацию и электронные документы участников, предусмотренные ч.11 ст. 24.1 44-ФЗ.

В течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок, котировочная комиссия Заказчика рассматривает заявки на участие в ЗКЭФ.

Комиссия рассматривает заявки участников на соответствие требованиям и формирует по итогам такого рассмотрения протокол рассмотрения заявок , который подписывается всеми присутствующими членами котировочной комиссии не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Данный протокол направляется оператору электронной площадки.

После этого оператор электронной площадки присваивает каждой заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая не была отклонена Заказчиком, порядковый номер по мере увеличения предложенной в таких заявках цены контракта и определяет победителя. Затем оператор площадки формирует протокол рассмотрения и оценки заявок и размещает его в ЕИС и на электронной площадке в течение одного часа с момента получения от Заказчика протокола рассмотрения заявок .

Важный момент! Заказчик не знает ценовых предложений участников, он лишь рассматривает заявки на соответствие требованиям. Ранжирование участников закупок и определение победителя производит оператор площадки, исходя из протокола рассмотрения заявок и цен, предложенных участниками.

В течение 5-ти дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта.

В течение 5-ти дней с даты размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель ЗКЭФ подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление (сокращенно ОИК), если данное требование было установлено Заказчиком, либо размещает протокол разногласий.

Важный момент! Протокол разногласий предусмотрен только в электронном запросе котировок (в бумажном запросе котировок его нет!) и направить его Заказчику можно только один раз.

Затем, в течение 3-х рабочих дней с даты размещения победителем ЗКЭФ на электронной площадке подписанного со своей стороны проекта контракта и документа, подтверждающего предоставление ОИК (платежное поручение или ), Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке (сокращенно ЭП) контракт, подписанный со своей стороны.

В том случае, если победителем был направлен протокол разногласий, Заказчик либо вносит изменения в проект контракта и размещает в ЕИС и на ЭП в течение 3-х рабочих дней измененный проект контракта, либо размещает исходный проект контракта и отказ о внесении изменений. И тогда у участника есть три рабочих дня на подписание проекта контракта со своей стороны.

Как было сказано ранее, если победитель ЗКЭФ уклонится от заключения контракта, Заказчик вправе предложить заключить контракт участнику, занявшему 2-е место. Однако такой участник ВПРАВЕ отказаться от заключения контракта с Заказчиком без каких-либо последствий для себя.

Для того, чтобы вы лучше могли запомнить порядок проведения запроса котировок в электронной форме, ниже я разместил наглядную схему.

5. Извещение о проведении запроса котировок

Давайте теперь с вами рассмотрим, какая же информация должна содержаться в извещении, размещаемом Заказчиком на официальном сайте ЕИС.

Согласно требованиям статьи 73 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

1) Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст.42 44-ФЗ);

2) Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3) Краткое изложение условий контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ), содержащее:

— наименование и описание объекта закупки;

— информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта;

— информацию о месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта;

— сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг;

— начальная (максимальная) цена контракта;

— источник финансирования.

4) Идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ);

5) Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);

6) Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);

7) Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п.6 ст.42 44-ФЗ);

8) Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 44-ФЗ (п.8 ст.42 44-ФЗ);

9) Преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (п.9 ст.42 44-ФЗ) (Примечание: преимущества для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов);

10) Информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ (п.10 ст.42 44-ФЗ);

11) Информация об осуществлении закупки товара, работы, услуги по государственному оборонному заказу в соответствии с 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (в случае осуществления такой закупки Заказчиком) (п.11 ст.42 44-ФЗ);

12) Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 44-ФЗ;

13) Форма заявки на участие в запросе котировок;

14) Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок;

15) Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;

16) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8 — 25 ст.95 44-ФЗ;

При проведении запроса котировок в электронной форме в извещение дополнительно включается информация об адресе электронной площадки, на которой будет проводиться процедура, а также дата и время окончания срока подачи заявок.

Обязательно к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

6. Заявка на участие в запросе котировок

Вот мы и подошли с вами к самой важной части статьи. Поскольку в статье речь идет о двух видах запросов котировок, то сначала мы рассмотрим содержание заявки для “бумажной” процедуры, а затем для электронной.

Заявка на участие в запросе котировок в бумажной форме

Согласно требованиям ч.3 ст.73 44-ФЗ заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), ФИО (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) Предложение о цене контракта, предложение о цене каждого наименования поставляемого товара в случае осуществления закупки товара;

3) Документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ (Примечание: учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов) в случае, если участник запроса котировок заявил о получении указанных преимуществ, или копии таких документов;

4) ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ;

6) Документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов (Примечание: При отсутствии в заявке документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

7) Декларация о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с п.3 — 9 ч.1 ст.31 44-ФЗ.

Важный момент! Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением тех, что перечислены выше, не допускается.

Типовые формы (шаблоны) котировочных заявок можно скачать .

Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме

Заявка на участие в ЗКЭФ состоит из предложений участника о предлагаемых товаре, работе, услуге, а также о цене контракта (ч.2 ст.82.3 44-ФЗ).

Согласно ч.9 ст.82.3 44-ФЗ заявка на участие в ЗКЭФ должна содержать следующие документы и информацию:

1) Согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) При осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) Документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ а, в случае закупки товаров, на которые распространяется действие указанных НПА, или копии таких документов. В случае, если указанными НПА предусмотрено предоставление декларации о стране происхождения товара или о стране происхождения и производителе товара, такая декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (Примечание: При отсутствии в заявке документов, предусмотренных настоящим подпунктом, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами);

б) Конкретные показатели товара и указание на товарный знак (при наличии) (Примечание: Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в извещении указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в извещении);

3) Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), ФИО (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника такого запроса, номер контактного телефона, ИНН участника такого запроса или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН участника такого запроса (для иностранного лица), ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого запроса;

4) Декларация участника в электронной форме, которая предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки:

а) О соответствии участника требованиям, установленным п.1, 3 — 9 ч.1 ст.31 44-ФЗ;

б) О праве участника запроса котировок в электронной форме на получение преимуществ в соответствии со ст.28 и ст.29 44-ФЗ в случае, если участник ЗКЭФ заявил о получении указанных преимуществ (при необходимости);

в) О принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО) в случае установления Заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст.30 44-ФЗ (при необходимости).

Важный момент! Требовать от участника предоставления иных информации и электронных документов, за исключением предусмотренных выше, не допускается.

Важно помнить! Основными причинами отклонения котировочных заявок являются:

  1. Непредоставление необходимых документов и (или) информации в составе заявки;
  2. Предоставление недостоверной информации;
  3. Несоответствие предоставленной информации требованиям извещения.

7. Признание запроса котировок по 44-ФЗ несостоявшимся

Запрос котировок в бумажной форме признается несостоявшимся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.6 ст.77 44-ФЗ);
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.9 ст.78 44-ФЗ);
  3. Котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок (ч.9 ст.78 44-ФЗ);
  4. После даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении (ч.3 ст.79 44-ФЗ);
  5. После даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, не подано ни одной такой заявки (ч.4 ст.79 44-ФЗ).

В случаях, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

В случае, указанном в пункте 3, Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4-е рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом Заказчик ОБЯЗАН направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем 3-м его потенциальным участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

В случае, указанном в пункте 5, Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

Запрос котировок в электронной форме признается несостоявшимся в следующих случаях:

  1. По окончании срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ подана только одна заявка на участие в таком запросе или не подано ни одной такой заявки (ч.14 ст.82.3 44-ФЗ);
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в ЗКЭФ котировочная комиссия отклонила все поданные заявки или только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении (ч.9 ст.82.4 44-ФЗ).
  3. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ такой запрос признан не состоявшимся по основаниям, указанным в ч.1 ст.82.6, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ не подано ни одной заявки;
  4. По результатам продления срока подачи заявок при рассмотрении заявок котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в нем, либо по основаниям, предусмотренным ч.15 ст.83.2 44-ФЗ (уклонение победителя от заключения контракта);
  5. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ такой запрос признан не состоявшимся по основаниям, указанным в ч.1 ст.82.6 44-ФЗ, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка и при этом такая заявка признана соответствующей требованиям, указанным в извещении;
  6. По результатам продления срока подачи заявок на участие в ЗКЭФ при рассмотрении заявок котировочной комиссией только одна такая заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В случаях, перечисленных в пунктах 1 и 2, Заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в ЗКЭФ на 4-ре рабочих дня .

В случаях, перечисленных в пунктах 3 и 4, Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с 44-ФЗ.

В случаях, перечисленных в пунктах 5 и 6, Заказчик заключает контракт с единственным участником в соответствии с п.25.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Важный момент! Если в “бумажном” запросе котировок подана одна заявка и она признана соответствующей, либо по результатам рассмотрения заявок Заказчиком только одна заявка была признана соответствующей требованиям, Заказчик заключает контракт с единственным участником. А вот в электронном запросе котировок в указанных случаях Заказчик обязан продлить срок подачи заявок на 4-ре рабочих дня .

8. Заключение контракта по результатам запроса котировок

Согласно ч.13 ст.77 44-ФЗ контракт по итогам проведения запроса котировок в бумажной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20-ть дней с даты подписания указанного протокола. Контракт заключается в письменной форме.

Важный момент! Участник (юридическое лицо) при подписании контракта с Заказчиком должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.

Согласно ч.9 ст.83.2 контракт по итогам проведения запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

При этом саму последовательность заключения контракта по итогам проведения ЗКЭФ я указал в разделе 4 — “Порядок проведения запроса котировок в электронной форме” настоящей статьи. Для вашего удобства ниже я разместил две схемы заключения контракта.

Схема заключения контракта без протокола разногласий:

Схема заключения контракта с протоколом разногласий:

Примечание: Красным цветом на схемах указаны календарные дни, синим — рабочие.

9. Чем отличается запрос котировок от запроса предложений?

Многие поставщики задаются вопросом, чем запрос котировок отличается от запроса предложений. Ответ на этот вопрос вы найдете в видео, размещенном ниже:

10. Чем отличается запрос котировок от электронного аукциона?

И наконец, предлагаю рассмотреть отличия запроса котировок от аукциона в электронной форме. В видео, размещенном ниже, подробно рассмотрены принципиальные отличия этих двух процедур:


На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад на них ответить. Также не забывайте ставить лайки и делиться ссылками на статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: