Конспект нод по пожарной безопасности в старшей группе "огонь - друг, огонь - враг". Причины пожаров в жилище. Нельзя ёлку украшать легкосгораемыми игрушками

Огонь – друг, огонь – враг

Рассказать учащимся, почему огонь для человека может быть не только другом, но и врагом;

о применении огня в быту;

о причинах пожара и о мерах пожарной безопасности.

Оборудование:

Ход занятия.

    Организационный момент.

    Вступительное слово.

— Ребята, что такое пожар? Наше занятие посвящено теме: «Огонь – друг, огонь – враг.»

— Когда огонь бывает человеку другом, в каких ситуациях?

Огонь – один из самых больших чудес природы с которым познакомился древний человек. Огонь давал человеку тепло, защищал от диких зверей, огонь использовался для приготовления пищи, изготовления орудий труда и охоты. Сегодня мы узнаем, как необходимый для человека огонь может быть и опасным и как эту опасность можно предупредить.

Огонь бывает разный: бледно – желтый, ярко – красный, синий или золотой. Огонь добрый, очень злой.

    Деление на команды и их название.

Для нашего занятия нужны две команды, два капитана и название команд.

— Ребята, что за маленькие огоньки разлетаются в разные стороны от костра? (искры)

Они очень опасны. Почему? А чем можно затушить эти искорки? (водой)

Команды: «Искорки» и «Капельки»

4. Загадки.

Первое задание отгадать загадки.

Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой.

А туши его (водой)

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички же … (отнять)

То назад, то вперед, ходит пароход.

Остановишь –горе: продырявишь – море. (утюг)

Спят смирно дочки в деревянном домочке.

У сонь, у тихонь в головах огонь. (спички)

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (свечка)

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе – зашумело в трубе.

Видит пламя народ. А тушить не идет. (печь)

Летела мошка, осиновая ножка.

На стог сена села – все сено съела. (спичка)

Дом стеклянный пузырек, а живет в нем уголёк.

В нем он спит, а как проснется ярким пламенем зажжется. (лампочка)

Белый столб стоит на крыше и растет все выше. Выше.

Вот дорос он до небес и исчез. (дым)

Раскалённая стрела дуб свалила у села. (молния)

5. Определите, из какого стихотворения взяты строки.

Много написано литературных произведений на тему пожаров и их предупреждения. Сейчас вам нужно определить, из каких произведений взяты строки.

    Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит.

— Эй, пожарные спешите! Помогите, помогите! (К. Чуковский «Путаница»)

2. Что за дым над головой? Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом!

Ставит лестницы команда. От огня спасает дом! (С. Михалков «Дядя Степа»)

6. Конкурс «Кто быстрее сложит рисунок».

О правилах пожарной безопасности не только написано много литературных произведений, но и нарисовано много рисунков. У меня несколько частей от двух рисунков. Но они все перепутались. Вам нужно собрать два рисунка. Чья команда быстрее?

7. Обыгрывание ситуаций.

Огонь – враг, и часто по халатности и при несоблюдении правил пожарной безопасности он творит страшные дела. Представьте что вы оказались в такой ситуации. Как вы поступите?

1.Вы идёте по улице. Что горит? Дом или что-то другое (пожар). Как вы поступите?

(немедленно позвать на помощь взрослых, позвонить в пожарную охрану и уйти подальше от опасного места)

2. Человек выбежал из задымленного помещения, упал, оцарапал колено. Как вы поступите? (помочь встать, если есть возможность промыть рану и обратиться к врачу. О пожаре сообщить взрослым.)

Пусть помнит каждый гражданин. Пожарный номер 01!

— По какому номеру телефона вы сообщите о пожаре?

8. Частушки.

А сейчас ребята своими частушками нам напомнят о правилах пожарной безопасности, которые нужно соблюдать для того. Чтобы огонь не стал врагом.

1.Мы веселые подружки пропоем для вас частушки.

И коснемся между тем противопожарных тем.

2. Говорят не зря в народе

«Нет дыма без огня!»

Словом, нынче в этом роде

Мы споем на злобу дня!

3.Знайте взрослые и дети

За пожары вы в ответе!

Будьте бдительны всегда,

Не придет к вам в дом беда.

4. Жечь бумажки, чиркать спички-

Это вредные привычки!

Пусть учтут и стар и мал-

Где небрежность там пожар!

5.С утюгом играла Элла

Так, что скатерть прогорела.

Чтобы не спалить свой дом,

Не играйте с утюгом!

6. Сын со спичками шалил,

Чуть квартиру не спалил.

Прячьте спички на замок,

Чтоб не смог достать сынок.

7. Чтобы не было пожаров,

Знайте юные друзья.

У домов и у сараев

Разводить костры нельзя!

9. Физкультминутка.

Тили-тили-тили- бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает Кошкин дом.

10.Дополни пословицу.

На эту тему составлено немало поговорок и пословиц. Я вам буду говорить пословицы, где пропущено одно слово. Вы должны дополнить пословицу одним словом, чтобы пословица имела смысл.

Не шути с (огнем) – можешь сгореть.

Где (огонь) там и дым.

Дорого при (пожаре) и ведро воды.

Сену с (огнем) не ужиться.

-(Пожар) слезой не потушишь.

Не шути с (огнем) – обожжешься.

От (малой) искры – да большой пожар.

11.Игры.

Ребята, а кто тушит пожары? Как называется профессия этих людей? (пожарные) . Эта профессия очень трудная, благородная. О людях этой профессии сложено немало стихов и песен. Сейчас я вам спою песню о пожарных, а вы вместе со мной пойте припев.

Где – то на белом свете пожарные живут.

Тушат весь год пожары, совершая труд.

Вечно им нет покоя, вечно работа зовет,

Вечно люди звонят, просят им срочно помочь.

Ла – ла – ла -ла, трудная работа.

Сейчас мы с вами поиграем в игры.

12. Игра – соревнование.

1. затушить свечу водой из медицинского шприца. (соревнуются команды)

2.(на доске вывешивается рисунок). На этом рисунке пять нарушений правил пожарной безопасности. Назовите и покажите их. (Чья команда быстрее).

3.(игра на внимание) я называю слова, а вы, ребята, хлопайте в ладоши если это слово связано с пожаром. Если это другое слово — молчите. (Спички, цветы, огонь, уголёк, суп, яблоко, искорка, кружка, свеча, сумка.)

Викторина.

— Ребята, вы знаете как нужно себя вести, чтобы предупредить пожар и не навредить. Вот задания каждой команде.

1. Можно ли прикасаться руками к горячим предметам?

2. Можно ли в городе или деревне разводить костры и сжигать мусор?

3.Как вы будете действовать, если на ваших глазах дети будут играть со спичками?

4. В каких местах можно разжигать костры? (вблизи воды)

13.Рассказ о своем рисунке.

— Ребята, вы нарисовали много рисунков на противопожарную тему. Кто хочет рассказать о своем рисунке? Какие правила пожарной безопасности вы показали на рисунке?

14. Викторина.

— Вы должны закончить мои слова:

Дома столб поднялся вдруг,

Кто не выключил……(утюг)

Раз, два, три, четыре

У кого пожар в …..(квартире)

Красный отблеск побежал

Кто со спичками…. (играл)

— Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над….(газом)

Побежал пожар во двор,

Это кто там жег… (костер)

Пламя прыгнуло в листву,

Кто у дома жег… (траву)

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые ….(предметы)

Помни каждый гражданин

Этот номер ….(01)

Дм увидел – не зевай,

А пожарных… (вызывай)

15.Заключение.

Спасибо, ребята, за правильные ответы, за активное участие. За вашу работу я вам вручаю жетоны «От юных пожарных». Теперь вы знаете, что шутить с огнем опасно. Я думаю, что вы всегда будете выполнять «Правила пожарной безопасности».

Программное содержание:

Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей уважение к труду пожарных, расширять и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Методические приемы:

Игровой, наглядный, словесный, театралезация.

Материал:

Символ огня, сказка «Огонь-друг, огонь-враг», картинка пожарной команды, предметы для пожаротушения, фотографии пожарных машин.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», д/и «Кому что нужно», экскурсия в пожарную часть, чтение С. Маршала «Кошкин дом», «Пожар», занятие «профессия-пожарный».

Работа с родителями:

Совместное рисование с ребёнком «Огонь-друг, огонь-враг», изготовление костюмов героев сказки «Гном Наум».

Ход занятия.

В-ль: Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие мы с вами с игры. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.

Дети: По одному перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землятресение, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.

В-ль: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. (дети садятся на стульчики).

А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, вы постарайтесь её отгадать.

«Что дотронувшись едва,

Превращается в дым дрова?»

«Шипит и злится, Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.»

Да, это – огонь. (ставлю в центр безопасный подсвечник и зажигаю свечу).

На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» огонь, «поселить» в своем доме, и сделать своим верным помощником.

И сейчас я вам расскажу сказку об огне.

«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, по домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал всё подряд, ничего и никого не жалел.

И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, огонь померимся силой». Огонь отвечает: Да куда тебе Человек, со мной силой мерится! А человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

В-ль: Как вы думаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям?

Дети: приготовить еду, согреться, заменяет свет-свечка и т.д.

Ребёнок: Знают все, человек без огня не проживет не одного дня. При огне, как при солнце, светло. При огне и зимой тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь самый лучший друг. Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом.

В-ль: Ребята, посмотрите на наше маленькое пламя. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете.

Дети: Тепло.

В-ль: ну давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт: Показать детям что есть не видимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени, через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

В-ль: А сейчас ребята назовите мне причины по которой может случиться пожар.

Дети: Неосторожное обращение со спичками, электроприборами, сигаретами, замыкание проводов и т.д.

В-ль: А сейчас мы с ребятами покажем вам небольшую сценку, которая называется: «Гном Наум». Одну из причин по которой может случиться пожар. Ребёнок: читает стихотворение стихотворение о том что всегда нужно помнить.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда, грозить нам будет злой пожар!

Но если вдруг пришла беда

Что же делать нам тогда?

Ответы детей:

Звонить пожарным 01.

Тушить своими силами (песком, водой, снегом, огнетушителем, тканью)

Опыт со свечкой – лишаем огонь «воздуха».

Физминутка «горит, не горит»

Слова:

Бумага Гвоздь

Шторы Снег

Одежда Вода

Деревья Камень

Сухая трава Стекло

Книги Металл

Молодцы справились с заданием, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру: здесь спрятана картина, если мы ответим на все вопросы, то увидим что там изображено.

В-ль: И так вопрос первый:

Как называются люди, которые тушат пожар, спасают людей?

Дети: Пожарные (открывают картинку)

В- ль: Почему работа пожарного нужна людям?

Дети: Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их дома.

В- ль: Какая работа у пожарных?

Дети: Трудная интересная, тяжёлая, опасная.

В-ль: Какими должны быть пожарные?

Дети: Сильными, добрыми, умными, смелыми, храбрыми, ловкими.

В-ль: А почему они должны быть сильными и смелыми?

Дети: Чтобы спасать людей, работают в огне, в дыму.

В-ль: Зачем пожарные надевают противогазы?

Дети: Легко дышать при задымлении.

В-ль: Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

Дети: Точный домашний адрес, номер дома и квартиры, что случилось и своё имя.

В-ль: Молодцы ответили на все вопросы.

Работа по картине:

Дети: пожарная машина.

Ребёнок:

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (О чем это стихотворение?)

В-ль: для чего нужна пожарной машине нужна сирена?

Дети: Чтобы все слышали и уступали дорогу.

В-ль: Почему пожарная машина красного цвета?

Дети: Красный цвет – цвет огня, цвет опасности.

В-ль: Зачем машине нужна лестница?

Дети: чтобы подниматься на высокие этажи.

В-ль: где пожарные берут воду, если она закончится в машине?

Дети: Из реки, озера, колонки, колодца и т.д.

В-ль: чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте:

«Это я, это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны - хлопайте в ладоши.

Кто из вас заметив дым,

Набирает 01?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,

и другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Дым, увидев не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает,

И всегда их выполняет?

В-ль: Молодцы ребята правила пожарной безопасности вы знаете, и запомните что пожар это не случайность, а результат неправильного поведения. И так чтобы избежать пожара, что нужно делать?

Дети: Уходя из дома нужно выключать все электроприборы из розетки, гасить свет, нельзя баловаться спичками, оставлять открытой дверцу печи.

В-ль: Правильно ребята, пожара можно избежать, если выполнять правила противопожарной безопасности.

Занятие наше подошло к концу, сегодня вы узнали что огонь может быть для нас другом, и врагом, но всё таки пользы от огня больше чем вреда. Я очень хочу чтобы вы были осторожны с огнем внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдет вас стороной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Программное содержание:

Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей уважение к труду пожарных, расширять и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Методические приемы:

Игровой, наглядный, словесный, театралезация.

Материал:

Символ огня, сказка «Огонь-друг, огонь-враг», картинка пожарной команды, предметы для пожаротушения, фотографии пожарных машин.

Предварительная работа:

Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», д/и «Кому что нужно», экскурсия в пожарную часть, чтение С. Маршала «Кошкин дом», «Пожар», занятие «профессия-пожарный».

Работа с родителями:

Совместное рисование с ребёнком «Огонь-друг, огонь-враг», изготовление костюмов героев сказки «Гном Наум».

Ход занятия.

В-ль: Здравствуйте, ребята. Начнем наше занятие мы с вами с игры. Я встану вот здесь, а вы будете называть какую-нибудь опасность, с которой человек встречается в жизни, и подходить ко мне по одному.

Дети: По одному перечисляют и подходят к воспитателю: пожар, землятресение, наводнение, потоп, ядовитые грибы, ягоды, животные и т.д.

В-ль: Правильно, с этими опасностями человек может столкнуться в жизни. (дети садятся на стульчики).

А сейчас я вам загадаю загадку про одну из этих опасностей, вы постарайтесь её отгадать.

«Что дотронувшись едва,

Превращается в дым дрова?»

«Шипит и злится, Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.»

Да, это – огонь. (ставлю в центр безопасный подсвечник и зажигаю свечу).

На огонь можно смотреть без конца. Наверное, это осталось от наших далёких предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Но они смогли «приручить» огонь, «поселить» в своем доме, и сделать своим верным помощником.

И сейчас я вам расскажу сказку об огне.

«Жил-был Огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь, где хотел: по лесам, по домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.

Как вы думаете, почему?

Дети: Он сжигал всё подряд, ничего и никого не жалел.

И вот однажды повстречался на его пути Человек и сказал: «Давай, огонь померимся силой». Огонь отвечает: Да куда тебе Человек, со мной силой мерится! А человек настаивал на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду, Огонь за ним. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: «Не туши меня человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот так и начал Огонь служить Человеку и стал его другом.

В-ль: Как вы думаете, ребята, как и чем огонь стал помогать людям?

Дети: приготовить еду, согреться, заменяет свет-свечка и т.д.

Ребёнок: Знают все, человек без огня не проживет не одного дня. При огне, как при солнце, светло. При огне и зимой тепло. Посмотрите, ребята, вокруг: Нам огонь самый лучший друг. Но когда мы небрежны с огнём, он становится нашим врагом.

В-ль: Ребята, посмотрите на наше маленькое пламя. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете.

Дети: Тепло.

В-ль: ну давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

Опыт: Показать детям что есть не видимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени, через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.

Вывод: Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносить к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

В-ль: А сейчас ребята назовите мне причины по которой может случиться пожар.

Дети: Неосторожное обращение со спичками, электроприборами, сигаретами, замыкание проводов и т.д.

В-ль: А сейчас мы с ребятами покажем вам небольшую сценку, которая называется: «Гном Наум». Одну из причин по которой может случиться пожар. Ребёнок: читает стихотворение стихотворение о том что всегда нужно помнить.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда, грозить нам будет злой пожар!

Но если вдруг пришла беда

Что же делать нам тогда?

Ответы детей:

Звонить пожарным 01.

Тушить своими силами (песком, водой, снегом, огнетушителем, тканью)

Опыт со свечкой – лишаем огонь «воздуха».

Физминутка «горит, не горит»

Слова:

Бумага Гвоздь

Шторы Снег

Одежда Вода

Деревья Камень

Сухая трава Стекло

Книги Металл

Молодцы справились с заданием, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру: здесь спрятана картина, если мы ответим на все вопросы, то увидим что там изображено.

В-ль: И так вопрос первый:

Как называются люди, которые тушат пожар, спасают людей?

Дети: Пожарные (открывают картинку)

В- ль: Почему работа пожарного нужна людям?

Дети: Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их дома.

В- ль: Какая работа у пожарных?

Дети: Трудная интересная, тяжёлая, опасная.

В-ль: Какими должны быть пожарные?

Дети: Сильными, добрыми, умными, смелыми, храбрыми, ловкими.

В-ль: А почему они должны быть сильными и смелыми?

Дети: Чтобы спасать людей, работают в огне, в дыму.

В-ль: Зачем пожарные надевают противогазы?

Дети: Легко дышать при задымлении.

В-ль: Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?

Дети: Точный домашний адрес, номер дома и квартиры, что случилось и своё имя.

В-ль: Молодцы ответили на все вопросы.

Работа по картине:

Дети: пожарная машина.

Ребёнок:

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальёт пожар любой

Смелая дружина. (О чем это стихотворение?)

В-ль: для чего нужна пожарной машине нужна сирена?

Дети: Чтобы все слышали и уступали дорогу.

В-ль: Почему пожарная машина красного цвета?

Дети: Красный цвет – цвет огня, цвет опасности.

В-ль: Зачем машине нужна лестница?

Дети: чтобы подниматься на высокие этажи.

В-ль: где пожарные берут воду, если она закончится в машине?

Дети: Из реки, озера, колонки, колодца и т.д.

В-ль: чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте:

«Это я, это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны - хлопайте в ладоши.

Кто из вас заметив дым,

Набирает 01?

Кто забыл вчера из вас

Отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает,

И другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал,

Кто со спичками играл?

Дым, увидев не зевая,

Кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает,

И всегда их выполняет?

В-ль: Молодцы ребята правила пожарной безопасности вы знаете, и запомните что пожар это не случайность, а результат неправильного поведения. И так чтобы избежать пожара, что нужно делать?

Дети: Уходя из дома нужно выключать все электроприборы из розетки, гасить свет, нельзя баловаться спичками, оставлять открытой дверцу печи.

В-ль: Правильно ребята, пожара можно избежать, если выполнять правила противопожарной безопасности.

Занятие наше подошло к концу, сегодня вы узнали что огонь может быть для нас другом, и врагом, но всё таки пользы от огня больше чем вреда. Я очень хочу чтобы вы были осторожны с огнем внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдет вас стороной.


Цель проведения: профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности.

Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Мы рады вас приветствовать. Давайте познакомимся. У вас в гостях сотрудники пожарно-спасательной службы, а, значит, речь пойдет об огне. И мы узнаем, что он может быть и добрым, и злым. И так, я объявляю тему нашего урока - «Огонь - друг, огонь - враг».

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Основная часть

История появления огня

Как же человек научился обращаться огнем? Огонь появился в далекой древности, когда люди жили племенами в пещерах, одевались в звериные шкуры, охотились на животных и ели сырое мясо. Огонь они видели лишь во время грозы, когда от молнии загорались сухие деревья. Люди боялись огня, в ужасе бежали от него. Но, однажды, на опушке подожженного молнией леса самый смелый древний человек подобрал горящую ветку. От нее и развели костер. Так появился у человека ручной огонь, который стал его верным другом и помощником. Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Его боялись самые грозные звери - львы и тигры, и, когда люди сидели у костра, звери не смели подойти к ним. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Позже люди научились готовить на костре пищу - обжаривали мясо, запекали картофель…

Когда люди стали строить дома, с них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.

И сейчас мы продолжаем пользоваться огнем. И в наши дни он помогает людям в их повседневном труде.

Беседа с детьми по теме «Огонь добрый, огонь злой»

Воспитатель: Как помогает нам огонь? Для чего мы его используем?

Дети: На огне готовим пищу, согреваем дома, используем как украшение, когда зажигаем свечи, для освещения …

Воспитатель: Но огонь может выйти из-под контроля человека: перевернулась свеча, выпал из печки раскаленный уголек, задымился брошенный окурок сигареты … Что может случиться?

Дети: Пожар.

Определение понятия пожара

Воспитатель: Что же такое пожар? Давайте попробуем дать определение пожара.

Дети : когда что-то горит (дети дают варианты предполагаемых ответов).

Воспитатель : ребята, задумайтесь, ведь костер это тоже горение, но его пожаром не назовешь. Чем пожар отличается от просто огня или костра? Что случается при пожаре, чем он опасен для человека, его жилья, природы?

Дети: люди получают ожоги, травмы, гибнут, сгорают дома, леса, страдают животные (другие варианты ответов).

Определение о понятии пожара

Воспитатель: Итак, дадим определение пожара. Пожар - это огонь, который вышел из-под власти человека, которым невозможно управлять. Пожар губит дома, леса, уничтожает другие предметы, приносит вред жизни и здоровью человека.

Понятие об опасных факторах пожара, первая помощь при ожогах

Воспитатель: Для жизни и здоровья человека самыми страшными его сторонами пожара являются пламя и искры, высокая температура, ядовитые вещества от сгоревших предметов, дым, недостаток кислорода воздуха. Эти явления называются опасными факторами пожара, приносящими вред здоровью и иногда приводящие к гибели человека. Так, при воздействии пламени, искр, высокой температуры человек может получить ожоги, от дыма - задохнуться, а от воздействия ядовитых веществ - отравиться.

Часто во время пожара начинают рушиться постройки - падают кирпичи, балки, другие горящие предметы. Они могут также ранить человека, привести к переломам ушибам, ударить по голове.

Как мы уже говорили, от огня можно обжечься. Кто-нибудь из вас получал ожоги? Что вы при этом чувствовали?

Дети : Было больно.

Воспитатель : Ребята, запомните, при ожоге нельзя ничем мазать рану, лучше обернуть обожженную часть тела бинтом или чистой тканью и срочно обратиться к взрослым, чтобы они вызвали врача.

Если на вас загорелась одежда, нельзя бежать - огонь будет разгораться сильнее. Необходимо упасть на землю и кататься по ней. Пламя должно погаснуть. Срывать с обожженного тела одежду запрещено.

Воспитатель : Вот сколько неприятностей и горестей может принести нам пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения. Ведь зачастую сам человек виноват в том, что начался пожар.

Причины пожаров и их предупреждение

Работа с применением иллюстраций

Воспитатель: Из-за чего же случаются пожары?

Дети дают варианты ответов.

Воспитатель : Чаще всего пожар возникает из-за неосторожного обращения с огнем. Чтобы этого избежать, нужно быть очень внимательным и осторожным: не оставлять в лесу горящий костер. Нужно обязательно засыпать его землей или залить водой.

(Преподаватель в ходе рассказа демонстрирует рисунок. )

Сам костер не разжигай и другим не позволяй,

Даже крошка огонек от пожара недалек!

Воспитатель: Пожар может произойти и в поле, особенно во время сбора урожая, так как пшеница быстро загорается. Пожар может погубить все поле, и люди останутся без хлеба.

(Преподаватель демонстрирует рисунок. )

Если хлеб еще не убран,

Бдительности не теряй!

Может быть совсем погублен

Злым пожаром урожай.

Воспитатель : Теперь, ребята, представьте себе, что наступила осень, падают листья. Вы, наверное, помогали их убирать. Часто взрослые, забывая об опасности, сжигают листья прямо у строений, что приводит к пожару.

Воспитатель : На Новый Год мы стараемся красиво нарядить елку. Но помните, не в коем случае нельзя зажигать на ней свечи, так как иголки нашей лесной красавицы очень хорошо и быстро горят. Опасно украшать елку легкогорючими игрушками, ватой, зажигать вблизи нее бенгальские огни.

(Воспитатель демонстрирует рисунки. )

Рисунок № 1.

Так заведено в народе

Елка в гости к нам приходит.

Не скрываем - рады встрече …

Только есть совет простой:

Зажигать не надо свечи

На красавице лесной.

Рисунок № 2.

Украшать свечами елку

Строго запрещается,

Потому что от свечей

Елка загорается!

А поэтому не смей

Зажигать на ней свечей!

Рисунок № 3.

Чтоб огнем не вспыхнуть елке,

На зеленые иголки

Вы не вешайте хлопушки

И горючие игрушки.

А в огнях бенгальских жар,

Значит, может быть пожар.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что причиной пожара могут быть оставленные без присмотра электроприборы - утюги, телевизоры, печи, магнитофоны, светильники. Часто люди используют неисправные приборы, что также приводит к пожару.

(Преподаватель демонстрирует рисунки и утюг с места пожара. )

Говорил я долго маме:

«Ты утюг неси в починку!»

Мама, как дитя упряма,

Гладить принялась простынку.

Вдруг звонок по телефону…

Долго мама говорит,

А утюг уж перегрелся,

От простынки дым валит.

Воспитатель: Детская шалость с огнем - это одна из наиболее распространенных причин пожаров. Малыши играют со спичками, разжигают костры, открывают газ, включают электроприборы без разрешения взрослых, часто остаются дома без присмотра, затевая опасные игры с огнем.

(Преподаватель демонстрирует рисунки. )

Рисунок № 4.

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен.

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с огнем.

Преподаватель: Дети, посмотрите, что написано на рисунке?

- «Шутка с огнем добром не кончится!»

Рисунок № 5.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может сделать много зла.

Рисунок № 6.

Ростом спичка – невеличка,

Не смотрите, что мала,

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить нельзя!

Рисунок № 7.

Разве можно, детки,

Подходить к розетке?

Ведь розетка ненароком

Поразить вас может током!

Рисунок № 8.

Аэрозольные баллончики, брошенные в огонь, взрываются и от этого могут пострадать люди.

Рисунок № 9.

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его водой.

Красный камушек не тронь -

Он горячий, как огонь.

Ребята, вы видите на рисунке, что открывать заслонку печи, играть с угольками, кидать в топку бумагу, дрова крайне опасно и может привести к пожару.

Рисунок № 10.

Вы помните сказку «Кошкин дом»?

Что там загорелось? (Дети – печка.)

Преподаватель подводит итог по теме «Причины пожаров»: Итак, мы видим, что пожар начинается чаще всего по вине людей, из-за их невнимательности и небрежного отношения к огню. Поэтому мы должны очень аккуратно обращаться с огнем: не играть со спичками, не разжигать костры, не оставлять горящие свечи и всегда выключать электроприборы.

Огонь используй осторожно,

С ним аккуратен будь всегда,

Чтоб никогда не приключилась

С тобой случайная беда.

Действия в различных ситуациях на пожаре.

Воспитатель: Что же нужно делать при пожаре? Как спасти себя?

Если начался пожар в квартире или частном доме, необходимо тут же покинуть помещение. Детям самостоятельно тушить пожар не следует. Это должны делать взрослые. Дети обязаны сразу оповестить их о пожаре. Если родителей нет дома, нужно выбежать на улицу и позвать на помощь соседей, прохожих. Они вызовут пожарных.

Запомните, что нельзя прятаться под кровати, в шкафы. Огонь вас не пощадит. Нужно от него убегать.

Если возник пожар в многоэтажном здании на лестнице, а вы в квартире и не можете выйти на улицу, выйдите на балкон, закройте за собой дверь и зовите на помощь взрослых.

При пожаре нельзя открывать окна и двери. Воздух - питание для огня.

При появлении дыма нужно двигаться как можно ближе к полу, там меньше дыма и больше свежего воздуха. Вдыхать дым опасно для жизни.

Подведение итогов по всему разделу.

Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали, что огонь бывает добрым и злым. И именно человек должен сделать так, чтобы огонь был только нашим другом.

Игровая программа.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы немного поиграем. Давайте пригласим участников двух команд для соревнований. (Команды выходят в центр зала и строятся, капитан объявляет название команды. В составе команды капитан и 4 участника. Остальные дети делятся на две команды болельщиков.)

Игра-эстафета «Найди опасность».

В ходе игры используются предметы, которые могут стать причиной пожара - спички, электроприборы, зажигалки, сигареты, бенгальские огни, пиротехника и т.д. А также пожаробезопасные предметы: ножницы, брелки, стеклянные бусы, шариковые ручки и т.д.

Ваша задача, поочередно подбегая к столу, на котором лежат предметы, выбрать из них пожароопасные и принести на старт. По окончании игры каждый участник объясняет свой выбор и описывает возможную ситуацию, в которой этот предмет явился источником опасности.

Эстафета «Полоса препятствий»

Воспитатель: Мы знаем, что пожарные смелые, ловкие и быстрые. Во время тушения пожара им приходится преодолевать препятствия на своем пути. Поэтому первая эстафета называется «Полоса препятствий».

Воспитатель объясняет и показывает: На вашем пути расставлены кегли. Ваша задача, - оббегая кегли, добежать до стула, дотронуться до него и, таким же образом, вернуться обратно и стать в конец строя.

Эстафета «Выход из задымленного помещения

Воспитатель: Ребята, мы уже знаем, что если во время пожара комната заполняется дымом, нужно срочно покинуть ее. При этом нужно двигаться как можно ближе к полу. Сейчас мы посмотрим, как у вас это получится.

Воспитатель объясняет и показывает: По команде каждый участник, передвигаясь на корточках дожжен обойти стул на финише и вернуться к команде, передавая эстафету.

Конкурс загадок для болельщиков

Применяется спортинвентарь - мяч.

Воспитатель объясняет:

Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки. Участник, которому я брошу мяч, должен его поймать и ответить на вопрос.

Он - друг ребят,

Но, когда с ним шалят,

Он становится врагом

И сжигает все кругом.

(Огонь. )

Дремлют в домике девчонки -

Черные шапчонки.

(Спички. )

Красный камушек не тронь!

Он горячий, как огонь.

(Уголек. )

Белый столб стоит на крыше,

И растет он выше, выше.

Вот дорос он до небес - и исчез.

(Дым. )

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

(Огонь. )

В брезентовой куртке и каске,

Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски

Бросается рыцарь в огонь.

(Пожарный. )

Игра-эстафета «Потуши пожар»

Воспитатель: Дети, чем чаще всего тушат пожар?

Дети: Водой.

Воспитатель : Сейчас мы будем добывать воду, чтобы потушить пожар.

Воспитатель объясняет и показывает : Перед командами стоят ведерки с водой. Первый участник на старте держит в руках ложку. На финише стоят пустые стаканы. Участник, зачерпывая ложкой воду, подбегает к стакану, выливает воду, стараясь ее не расплескать. Возвращается к старту, передавая эстафету. На выполнение задания ведущий дает 3 минуты. Результат оценивается по количеству набранной в стакан воды.

Конкурс для капитанов «Сбор по тревоге»

Воспитатель: Ребята, каждый пожарный по сигналу тревоги должен уметь быстро одеть боевую одежду и не задерживать команду для выезда на тушение.

Воспитатель объясняет и показывает: Перед вами четыре стула, расположенные по кругу. На двух из них лежат куртки капитанов. Представьте себе, что это их боевая одежда. Капитаны по сигналу и под звуки музыкального сопровождения бегают вокруг стульев. Когда музыка выключается, каждый должен вернуться к стулу, где лежит его куртка и быстро ее надеть.

Подведение итогов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли нам раскрыть такую сложную тему. Мы надеемся, что наш урок пригодится вам в жизни. Вы будете внимательны и аккуратны с огнем, не допустите беды. Огонь будет только вашим другом.

Понравился вам наш урок?

Дети: Да, приезжайте к нам еще.

Воспитатель: Ребята, мы приглашаем вас в гости к нам, на Краснодарскую пожарно-техническую выставку, где вы своими глазами увидите много старинных предметов, действующих макетов, диорам, выполненных детьми игрушек и рисунков, посетите пожарное депо и познакомитесь с работой огнеборцев.

Награждение команд.

Преподаватель просит команды построиться в центре зала. Приглашает к строю также наиболее активных болельщиков. Производит награждение призами, памятными подарками, значками.

Благодарим всех вас и воспитателей за теплый прием и внимание. До новых встреч!


«ОГОНЬ - ДРУГ, ОГОНЬ - ВРАГ»

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста

Цель проведения: профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности.

Вводная часть

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим с вами об огне. И мы узнаем, что он может быть и добрым, и злым

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

Основная часть

История появления огня

Как же человек научился обращаться огнем? Огонь появился в далекой древности, когда люди жили племенами в пещерах, одевались в звериные шкуры, охотились на животных и ели сырое мясо. Огонь они видели лишь во время грозы, когда от молнии загорались сухие деревья. Люди боялись огня, в ужасе бежали от него. Но, однажды, на опушке подожженного молнией леса самый смелый древний человек подобрал горящую ветку. От нее и развели костер. Так появился у человека ручной огонь, который стал его верным другом и помощником. Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Его боялись самые грозные звери - львы и тигры, и когда люди сидели у костра, звери не смели подойти к ним. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Позже люди научились готовить на костре пищу - обжаривали мясо, запекали картофель…

Когда люди стали строить дома, с них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.

И сейчас мы продолжаем пользоваться огнем. И в наши дни он помогает людям в их повседневном труде.

Беседа с детьми по теме «Огонь добрый, огонь злой»

Педагог: Как помогает нам огонь? Для чего мы его используем?

Дети: возможные варианты ответов (На огне готовим пищу, согреваем дома, используем как украшение, когда зажигаем свечи, для освещения …)

Педагог: Но огонь может выйти из-под контроля человека: перевернулась свеча, выпал из печки раскаленный уголек, задымился брошенный окурок сигареты … Что может случиться?

Дети: Пожар.

Определение понятия пожара

Педагог: Что же такое пожар? Давайте попробуем дать определение пожара.

Дети : когда что-то горит (дети дают варианты предполагаемых ответов).

Педагог : ребята, задумайтесь, ведь костер это тоже горение, но его пожаром не назовешь. Чем пожар отличается от просто огня или костра? Что случается при пожаре, чем он опасен для человека, его жилья, природы?

Дети: возможные ответы детей (люди получают ожоги, травмы, гибнут, сгорают дома, леса, страдают животные, и другие варианты ответов).

Определение о понятии пожара

Педагог: Итак, дадим определение пожара. Пожар - это огонь, который вышел из-под власти человека, которым невозможно управлять. Пожар губит дома, леса, уничтожает другие предметы, приносит вред жизни и здоровью человека.

Понятие об опасных факторах пожара, первая помощь при ожогах

Педагог: Для жизни и здоровья человека самыми страшными его сторонами пожара являются пламя и искры, высокая температура, ядовитые вещества от сгоревших предметов, дым, недостаток кислорода воздуха. Эти явления называются опасными факторами пожара, приносящими вред здоровью и иногда приводящие к гибели человека. Так, при воздействии пламени, искр, высокой температуры человек может получить ожоги, от дыма - задохнуться, а от воздействия ядовитых веществ - отравиться.

Часто во время пожара начинают рушиться постройки - падают кирпичи, балки, другие горящие предметы. Они могут также ранить человека, привести к переломам ушибам, ударить по голове.

Как мы уже говорили, от огня можно обжечься. Кто-нибудь из вас получал ожоги? Что вы при этом чувствовали?

Дети : возможные ответы детей (Было больно)

Педагог : Ребята, запомните, при ожоге нельзя ничем мазать рану, лучше обернуть обожженную часть тела бинтом или чистой тканью и срочно обратиться к взрослым, чтобы они вызвали врача.

Если на вас загорелась одежда, нельзя бежать - огонь будет разгораться сильнее. Необходимо упасть на землю и кататься по ней. Пламя должно погаснуть. Срывать с обожженного тела одежду запрещено.

Педагог : Вот сколько неприятностей и горестей может принести нам пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения. Ведь зачастую сам человек виноват в том, что начался пожар.

Педагог : Теперь, ребята, представьте себе, что наступила осень, падают листья. Вы, наверное, помогали их убирать. Часто взрослые, забывая об опасности, сжигают листья прямо у строений, что приводит к пожару.

Педагог : На Новый Год мы стараемся красиво нарядить елку. Но помните, не в коем случае нельзя зажигать на ней свечи, так как иголки нашей лесной красавицы очень хорошо и быстро горят. Опасно украшать елку легкогорючими игрушками, ватой, зажигать вблизи нее бенгальские огни.

Педагог: Ребята, вы знаете, что причиной пожара могут быть оставленные без присмотра электроприборы - утюги, телевизоры, печи, магнитофоны, светильники. Часто люди используют неисправные приборы, что также приводит к пожару.

Педагог: Детская шалость с огнем - это одна из наиболее распространенных причин пожаров. Малыши играют со спичками, разжигают костры, открывают газ, включают электроприборы без разрешения взрослых, часто остаются дома без присмотра, затевая опасные игры с огнем.

Преподаватель подводит итог по теме «Причины пожаров»: Итак, мы видим, что пожар начинается чаще всего по вине людей, из-за их невнимательности и небрежного отношения к огню. Поэтому мы должны очень аккуратно обращаться с огнем: не играть со спичками, не разжигать костры, не оставлять горящие свечи и всегда выключать электроприборы.

Огонь используй осторожно,

С ним аккуратен будь всегда,

Чтоб никогда не приключилась

С тобой случайная беда.

Педагог: А сейчас, ребята, мы немного поиграем.

Игра-эстафета «Найди опасность».

В ходе игры используются предметы, которые могут стать причиной пожара - спички, электроприборы, зажигалки, бенгальские огни, пиротехника и т.д. А также пожаробезопасные предметы: ножницы, брелки, стеклянные бусы, шариковые ручки и т.д.

Педагог объясняет и показывает: Ваша задача, поочередно подбегая к столу, на котором лежат предметы, выбрать из них пожароопасные и принести на старт. По окончании игры каждый участник объясняет свой выбор и описывает возможную ситуацию, в которой этот предмет явился источником опасности.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли нам раскрыть такую сложную тему. Мы надеемся, что наша беседа пригодится вам в жизни. Вы будете внимательны и аккуратны с огнем, не допустите беды. Огонь будет только вашим другом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: