Прохождение военной службы по призыву в вооруженных силах российской федерации. Военная служба

Вопросы:
1. Военная служба в Российской Федерации.
2. Статус военнослужащего. Социальные гарантии для военнослужащих по призыву.

Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (пункт 2 статьи 2) (далее - Закон о воинской обязанности) прохождение военной службы в Российской Федерации осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту). В мирное время основной формой защиты государства является воинская обязанность граждан.
При значительном разнообразии военно-служебной деятельности, отличающейся объемом полномочий и осуществляемых задач в различных государственных организациях и органах, в которых она предусмотрена законом, существуют различные виды военной службы.
Под видом предусматривается специализация, которая определяется задачами и функциями, выполняемыми конкретным органом. Военную службу военнослужащие проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничной службе ФСБ России, во внутренних войсках МВД России, инженерно-технических, дорожно-строительных военных формированиях, спасательных воинских формированиях МЧС России, отдельных государственных органах: СВР России, органах ФСБ России, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.
Закон о воинской обязанности содержит исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, в которых исполняется военная служба. На граждан, проходящих в них военную службу, распространяется особый статус, определенный Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе военнослужащих).
Первоначальная постановка на воинский учет граждан, подлежащих призыву на военную службу в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о воинской обязанности, осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения гражданином возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона о воинской обязанности освобождены от призыва на военную службу:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Также право на освобождение от призыва на военную службу
в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона о воинской обязанности имеют граждане:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Следует отметить, что в вышеприведенных случаях Закон о воинской обязанности наделяет гражданина правом на освобождение от призыва на военную службу, предоставляя ему возможность самостоятельно решить вопрос - проходить ли ему военную службу по призыву или нет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона о воинской обязанности не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Сроки призыва граждан на военную службу определены в статье 25 Закона о воинской обязанности. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Военная служба проходит в течение определенного срока, который начинает исчисляться с первого ее дня. Срок военной службы определяет время, в течение которого действуют военно-служебные правоотношения. Для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., он составляет 12 месяцев (пункт 1 статьи 38 Закона о воинской обязанности).
В срок военной службы в соответствии с пунктом 12 статьи 38 Закона о воинской обязанности не засчитывается:
- время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;
- время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.
Началом военной службы в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Закона о воинской обязанности, для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день присвоения воинского звания рядового.
Окончанием военной службы согласно пункту 11 статьи 38 Закона о воинской обязанности считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца (пункт 3 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (далее - Положении о порядке прохождения военной службы).
Увольняемые с военной службы солдаты (матросы), сержанты (старшины), проходившие военную службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально (статья 99 приказа министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»).
Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для них законом.
Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы как по призыву, так и по контракту.
Каждому военнослужащему присваивается воинское звание. Воинские звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации. В Вооруженных Силах Российской Федерации вопросы, связанные с порядком и условиями присвоения или лишения воинских званий, регламентируются статьями 46-48 Закона о воинской обязанности. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Положения о порядке прохождения военной службы соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.
Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.
Воинское звание ефрейтора (старшего матроса) может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание рядового (матроса).
Военная служба связана с риском и ответственностью за жизнь других людей. Она требует от военнослужащих не просто исполнительности, как в других видах государственной службы, а беспрекословного подчинения, повиновения требованиям командиров (начальников) в любых условиях.
Под обязанностями военнослужащего понимается определенные в Конституции Российской Федерации и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами функции по исполнению военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагается ряд обязанностей. Некоторые из них являются общими для всех военнослужащих, а исполнение должностных или специальных обязанностей регламентировано временными рамками.
Таким образом, обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные.
Статья 26 Закона о статусе военнослужащих определяет следующие общие обязанности военнослужащих Российской Федерации:
- быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
- строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
- дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
- совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику;
- быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.
Должностные и специальные обязанности военнослужащих определены статьями 24, 25 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495. Каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а также объем выполняемых им в соответствии с занимаемой воинской должностью задач.
Должностные обязанности исполняются только в интересах военной службы.
Должностные обязанности и порядок их исполнения определяются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или приказами командиров (начальников).
Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.
Для исполнения должностных и специальных обязанностей, в том числе в военной полиции, военнослужащие могут наделяться дополнительными правами на применение оружия, физической силы, специальных средств, предъявление требований, обязательных для исполнения, на подчинение строго определенным лицам и другими правами, которые определяются федеральными законами, общевоинскими уставами, Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Воинская дисциплина определяется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 0 ноября 2007 г. № 1495 как строгое и точное исполнение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров и начальников. Главной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений.

Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащего, установленных законодательством.
Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащего зависят от следующих факторов:
- военнослужащие обладают гражданством своего государства, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
- военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни. Отсюда как следствие наличие общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащего.
- Перечень лиц, имеющих статус военнослужащих, определен в пункте 1 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих. К ним относятся:
- офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
- сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Военнослужащий обладает следующими признаками:
- военнослужащий - это физическое лицо не моложе 18 лет, призванное на военную службу или поступившее на военную службу в добровольном порядке, то есть по контракту;
- отвечает требованиям законодательства о военной службе;
- ему в установленном законом порядке присваивается воинское звание;
- он в обязательном порядке принимает Военную присягу.
Военнослужащие не вправе отказаться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально (статья 8 Закона о статусе военнослужащих).
Денежное довольствие военнослужащих в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»(далее - Закон о денежном довольствии) является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.
Денежное довольствие является формой реализации конституционных прав военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд (статья 37 Конституции Российской Федерации). Право на труд военнослужащего реализуется посредством прохождения военной службы (пункт 1 статьи 10 Закона о статусе военнослужащих).
Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о денежном довольствии состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также дополнительные выплаты установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву».
Кроме того, законом предусмотрены иные выплаты, не входящие в состав денежного довольствия и выплачиваемые при наличии соответствующих оснований. К числу таких выплат статьей 3 Закона о денежном довольствии отнесены следующие случаи:
- - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - в размере пяти окладов по воинской должности;
- в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей;
- в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации для инвалида I группы на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы);
- при увольнении военнослужащего по призыву с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 1000000 рублей.
Для обеспечения своевременности и полноты выплаты денежного довольствия военнослужащим и дополнительных денежных выплат формируется фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о денежном довольствии военнослужащих при формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинской должности, предусматриваются средства для следующих выплат:
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию;
- ежемесячная надбавка на особые условия военной службы;
- ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Порядок выплаты денежных средств военнослужащим устанавливается приказами руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Охрана здоровья военнослужащих представляет собой совокупность мер правового, экономического, научного, медицинского, противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья, поддержание их активной физической формы, предоставление медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В соответствии с статьей 16 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других драгоценных материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.
Государство в соответствии со статьей 10 Закона о статусе военнослужащих гарантирует военнослужащим по призыву право на труд. Так, время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
В соответствии с статьей 11 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляются служебное время и право на отдых, которое определяется распорядком дня в воинской части и отвечает требованиям общевоинских уставов - не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни.
Продовольственное, вещевое и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предусмотрено статьей 14 Закона о статусе военнослужащих и осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Питание данных категорий осуществляется по месту военной службы, месту прохождения военных сборов.
На время прохождения военнослужащими по призыву военной службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 11 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).
Также военнослужащие по призыву во время прохождения службы в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона о статусе военнослужащих имеют право на бесплатную пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.
Участие военнослужащих по призыву в вооруженных конфликтах регулируется пунктом 3 статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», в котором сказано, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно- учетным специальностям.
Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
- предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
- сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
- зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы;
- преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
- предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством»;
- - одиноким матерям военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Пунктом 9 части 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров.
Порядок выдачи гражданам, прошедшим военную службу по призыву, рекомендаций для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета определен приказом министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2012 г. № 633.
Рекомендация составляется командиром воинской части по установленному образцу, а в военном билете военнослужащего производится следующая запись: «Выдана рекомендация для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».
Рекомендация не выдается гражданам:
- имеющим к дню увольнения с военной службы неснятое дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, объявленное в установленном порядке;
- привлекавшимся во время военной службы по призыву к административной ответственности за правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей военной службы, либо к уголовной ответственности;
- отчисленным из образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность и (или) нежелание учиться.
Также в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о статусе военнослужащих гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.
В настоящее время в Российской Федерации для граждан, не прошедших военную службу по призыву, действуют ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, установленные пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно: гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Методические рекомендации.
Во вступительном слове необходимо отметить, что защита Отечества есть долг и обязанность гражданина России, которая дает немалые преимущества в дальнейшем.
При освящении первого вопроса следует отметить, что военная служба является видом федеральной государственной службы. Необходимо также рассказать, какие виды военной службы предусмотрены в Российской Федерации, уделив особое внимание сроку прохождение военной службы военнослужащими по призыву.
При освещении второго вопроса помимо изложенного учебного материала необходимо уделить внимание признакам военнослужащего, а также социальным гарантиям, предусмотренным для военнослужащих по призыву. В этом контексте полезно напомнить, что при устройстве граждан на работу в государственные структуры служба в Вооруженных Силах Российской Федерации является обязательным условием для приема.
В заключение занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по подготовке к очередному занятию и изучению литературы.

Рекомендуемая литература:
1. Корякин В., Кудашкин А., Фатеев К. Военно-административное право (военная администрация): учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах – «консультант». М.: За права военнослужащих, 2008. Вып. 90.
2. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Павел ЗУДОВ, советник Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации

Порядок прохождения военной службы по призыву опре­деляется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе »и Положением о порядке прохождения во­енной службы.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призы­ву, могут быть направлены (в том числе в составе подразде­ления, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) в мирное время исключительно на добровольной основе, и только если срок их военной службы составляет не менее шести месяцев.

Началом военной службы для граждан, призванных на во­енную службу, считается день убытия из военного комисса­риата субъекта Российской Федерации к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус во­еннослужащего.

По прибытии в часть и после прохождения начальной во­енной подготовки, продолжительность которой не превышает двух месяцев, военнослужащий приводится к военной присяге (рис. 32).

До приведения военнослужащего к военной присяге он не может привлекаться к участию в боевых действиях, несению

Рис. 32. Принятие военной присяги


боевого дежурства, боевой и караульной службы. За ним также не могут закрепляться оружие и военная техника, и пн него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Повседневная жизнь военнослужащих в военной части осуществляется в соответствии с требованиями внутренней службы.

Внутренняя служба, организованная в соответствии с по­ложениями Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, предназначена для поддержания в частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоян­ную боевую готовность и учебу личного состава, организован­ное выполнение им задач в повседневной деятельности. Вну­тренняя служба требует организованных действий военно­служащих независимо от их желаний.

Руководство внутренней службой осуществляет командир воинской части, а в расположении подразделения - коман­дир подразделения. Непосредственным организатором вну­тренней службы является начальник штаба, а в расположе­нии роты - старшина роты.

Каждый военнослужащий проходит военную службу на определенной воинской должности, которой соответствует воинское звание.

В Вооруженных силах Российской Федерации, других вой­сках и воинских формированиях установлены составы воен­нослужащих и соответствующие им воинские звания. Пере­чень составов и воинских званий определен Федеральным за­коном «О воинской обязанности и военной службе» (табл. 2).

Для прохождения военной службы в каждом звании уста­навливается определенный срок. Очередное воинское звание присваивается в день истечения срока службы в предыдущем звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, пред­усмотренного воинской должностью.

Проведение армейской реформы предусматривает упразд­нение института прапорщиков и мичманов. Лица в этом зва­нии будут сокращены, переведены на другие должности или уволены в запас.

В настоящее время воинские звания присваивают:

    высшие воинские звания - Президент Российской Фе­дерации;

    до полковника (капитана 1-го ранга) - министр оборо­ны Рф;

Таблица 2. Перечень составов и воинских званий военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации

Воинские звания

войсковые

корабельные

Солдаты Матросы

Рядовой Ефрейтор

Старший матрос

Сержанты Старшины

Младший сержант Сержант

Старший сержант Старшина

Старшина 2-й статьи Старшина 1-й статьи Главный старшина Главный корабельный старшина

Прапорщики Мичманы

Прапорщик Старший прапорщик

Старший мичман

Младшие офицеры

Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан

Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант

Старшие офицеры

Подполковник Полковник

Капитан 3-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга

Высшие офицеры

Генерал- м айор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии Маршал Российской Федерации

Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота

до подполковника (капитана 2-го ранга) - заместитель министра обороны РФ, главнокомандующие видами Во­оруженных сил;

    до майора (капитана 3-го ранга) - командующий вой­сками военного округа;

до старшего прапорщика (старшего мичмана) - коман­дир объединения;

    до старшины (главного корабельного старшины) - ко­мандир соединения;

    до старшего сержанта (главного старшины) - командир воинской части;

    до ефрейтора (старшего матроса) или курсанта - ко­мандир воинской части.

Для военнослужащих устанавливаются военная форма и знаки различия.

Военная форма и знаки различия по воинским званиям военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, других войск утверждаются Президентом РФ.

Знаки различия по видам Вооруженных сил РФ, родам войск и службам, а также правила ношения военной формы одежды и знаков различия определяются министром обороны.

Правила ношения военной формы одежды определеныпри­ казом министра обороны № 1 500 от 3 сентября 2011 г. «О Пра­вилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических зна­ков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных сил Российской Федерации».

Военная форма одежды военнослужащих подразделяется на парадную, повседневную и полевую, а каждая из этих форм, кроме того, подразделяется на летнюю и зимнюю. При выполнении военнослужащими специфических задач преду­сматривается ношение специальной (летно-технической, уте­пленной и др.) одежды.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призы­ву, носят форму одежды:

    парадную - при принятии военной присяги; при вру­чении воинской части Боевого знамени; при назначении в состав почетного караула; в дни годовых праздников воинской части; при несении службы часовыми по охра­не Боевого знамени;

    полевую - на учениях, маневрах, боевых дежурствах и на занятиях в учебных центрах;

    повседневную - во всех остальных случаях.

Вопросы для самоконтроля

1. Какой документ регулирует вопросы прохождения военной службы по призыву?

2. С какого момента гражданин приобретает статус военнослужа­щего?

3. Какова продолжительность начальной военной подготовки во­еннослужащего?

4. Когда военнослужащий приводится к военной присяге?

Что запрещается выполнять военнослужащему до принятия во­енной присяги?

5. Что такое внутренняя служба?

6. Какие воинские звания соответствуют составам «солдаты» и «мат росы»?

7. Какую форму одежды носят военнослужащие, проходящие службу по призыву?

ПРОХОЖДЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИЗЫВУ

Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год на основании указов Президента Российской Федерации: весной – с 1 апреля по 30 июня и осенью – с 1 октября по 31 декабря.

Граждане, проживающие в отдаленных районах Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня, а проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются с 15 октября по 31 декабря. Педагогические работники образовательных учреждений призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими 18–летнего возраста. Призыв организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром. Непосредственно осуществляет призыв призывная комиссия. Принимая решение о призыве гражданина на военную службу, эта комиссия руководствуется заключением специалистов по результатам медицинского освидетельствования о его годности к военной службе по установленным категориям.

Группа профессионального отбора представляет в призывную комиссию рекомендации о пригодности призывника к военной службе по какому–либо классу воинских должностей (командному, операторскому, связи и наблюдения, водительскому, специального назначения, технологическому). Эти рекомендации учитываются при принятии решения о предназначении гражданина для прохождения военной службы в тот или иной вид Вооруженных Сил или род войск.

При принятии решения о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу призывная комиссия руководствуется Федеральным законом РФ «Об альтернативной гражданской службе».

Решение об освобождении от призыва на военную службу призывная комиссия принимает, руководствуясь Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе».

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

Проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

Проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

Прошедшие военную службу в другом государстве;

Имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук;

В случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

Отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;


Имеющие неснятую или непогашенную судимость;

В отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или в отношении которых уголовное дело передано в суд.

Решение о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу принимается комиссией в соответствии со статьей 24 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».

Зачисление гражданина в запас Вооруженных Сил РФ призывная комиссия производит в том случае, если по результатам медицинского освидетельствования он признан ограниченно годным к военной службе (категория «В»). Такие граждане подлежат периодическому (один раз в три года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста.

Граждане, признанные негодными к военной службе (категория «Д»), исключаются с воинского учета.

Порядок прохождения военной службы определяется Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из областного (краевого, республиканского) военного комиссариата к месту прохождения службы. С этого момента гражданин приобретает статус военнослужащего. После прохождения начальной военной подготовки в части военнослужащий принимает Военную присягу. До приведения к Военной присяге он не может привлекаться к выполнению боевых задач (участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, боевой и караульной службы), за ним не может закрепляться оружие и военная техника, на него не может налагаться дисциплинарное взыскание в виде ареста.

Повседневная жизнь и деятельность военнослужащего в воинской части осуществляются в соответствии с требованиями внутренней службы. Эта служба предназначена для поддержания в части внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность и учебу личного состава, организованное выполнение военнослужащими задач в повседневной жизни. Она организуется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство внутренней службой в воинской части осуществляет ее командир, а в подразделении – командир подразделения. Непосредственным организатором внутренней службы в воинской части является начальник штаба, а в расположении роты (батареи) – старшина роты (батареи).

РАЗМЕЩЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ РАСПОРЯДОК

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (кроме матросов и старшин, находящихся на кораблях), размещаются в казармах. Размещение военнослужащих в спальных помещениях производится из расчета не менее 12 м 3 объема воздуха на одного человека. Кровати в этих помещениях располагаются в последовательности, соответствующей штатно–должностному списку роты, и устанавливаются так, чтобы около каждой из них или около двух сдвинутых вместе оставались места для прикроватных тумбочек, а между рядами кроватей было свободное место, необходимое для построения военнослужащих. В прикроватной тумбочке военнослужащие хранят туалетные и бритвенные принадлежности, носовые платки, подворотнички, принадлежности для чистки одежды и обуви, а также книги, уставы, тетради, письменные принадлежности.

Стрелковое оружие и боеприпасы в подразделениях хранятся в отдельной комнате с металлическими решетками на окнах, находящейся под постоянной охраной лиц суточного наряда.

В роте оборудуется душевая из расчета один кран (душевая сетка) на 15–20 человек, устанавливаются умывальники – один кран (сосок) на 5–7 человек и не менее двух ножных ванн с проточной водой. Оборудуется также место для стирки обмундирования.

Для чистки обмундирования и обуви отводятся отдельные, специально оборудованные помещения.

Курение военнослужащим разрешается в специально отведенных и оборудованных комнатах или местах, обеспечивающих пожарную безопасность.

Прибывшие на пополнение в полк военнослужащие в течение 14 суток размещаются в отдельном помещении. В этот период молодые солдаты проходят углубленное медицинское обследование.

Распределение времени в воинской части осуществляется так, чтобы обеспечивалась постоянная боевая готовность и создавались условия для проведения организованной боевой учебы личного состава, поддержания порядка, воинской дисциплины и воспитания военнослужащих, повышения их культурного уровня, всестороннего бытового обслуживания, своевременного отдыха и приема пищи. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части. Распорядок дня регламентирует по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава части. В нем предусматривается время для проведения физической зарядки, туалета, утреннего осмотра, учебных занятий и подготовки к ним, смены специальной (рабочей) одежды, чистки обуви и мытья рук перед приемом пищи, приема пищи, ухода за вооружением и военной техникой, проведения воспитательной, культурно–досуговой и спортивно–массовой работы. Каждую неделю в полку проводится парково–хозяйственный день в целях обслуживания вооружения, военной техники, дооборудования и благоустройства объектов учебно–материальной базы, приведения в порядок военных городков и проведения других работ. В этот же день проводится общая уборка всех помещений, а также помывка военнослужащих в бане. Боевое дежурство, учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определен министром обороны РФ, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Срочные мероприятия, непосредственно связанные с боевой и мобилизационной готовностью воинской части, выполняются по приказу ее командира в любое время суток с предоставлением военнослужащим не менее 4 часов для отдыха.

Воскресные и праздничные дни являются днями отдыха для всего личного состава, кроме находящихся на боевом дежурстве и в суточном наряде. В дни отдыха утренняя физическая зарядка не проводится.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на одно увольнение в неделю из расположения части. Увольнение из расположения части проводится командиром роты в назначенные командиром части дни и часы. Одновременно из подразделения может быть уволено не более 30 % военнослужащих. Солдаты первого года службы увольняются из расположения части после приведения их к Военной присяге. Разрешается посещение военнослужащих родственниками и другими лицами во время, установленное распорядком дня, в специально отведенной для этого в полку комнате посетителей. Члены семей военнослужащих и другие лица с разрешения командира могут посещать казарму, столовую, комнату боевой славы (истории) части и другие помещения для ознакомления с жизнью и бытом личного состава.

Военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы. При этом в срок военной службы не засчитывается время пребывания в дисциплинарной воинской части, время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток. В то же время один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.

ПРОХОЖДЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ

Организация военной службы по контракту – это одно из направлений реформирования Российской армии. Это добровольная служба, когда гражданин заключает контракт с Министерством обороны Российской Федерации и обязуется проходить военную службу на определенных условиях. Эти условия заключаются в обязанности гражданина проходить военную службу в течение установленного срока, добросовестно исполнять общие, должностные и специальные обязанности, возложенные на него. Условия контракта также предусматривают соблюдение прав этого гражданина и членов его семьи, получение им льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством.

Контракт о прохождении военной службы имеют право заключать следующие категории граждан:

Военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее 12 месяцев;

Граждане, пребывающие в запасе;

Граждане мужского пола, окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования и не пребывающие в запасе;

Граждане женского пола, не пребывающие в запасе. Первый контракт о прохождении военной службы вправе

заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляют военные комиссариаты, а из числа военнослужащих – воинские части. К гражданам, поступающим на военную службу по контракту, предъявляются высокие требования в отношении профессиональной подготовленности и пригодности по состоянию здоровья. Поэтому они подлежат медицинскому освидетельствованию и проверке по установленным методикам профессионального психологического отбора. На военную службу по контракту могут быть приняты граждане, которые по состоянию здоровья годны к военной службе (категория «А») или годны к военной службе с незначительными ограничениями (категория «Б»). По результатам профессионального психологического отбора граждане, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности на военную службу по контракту не принимаются. Кроме того, граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны соответствовать установленным требованиям по уровню образования, профессиональной пригодности и физической подготовки.

Первый контракт о прохождении военной службы с поступающими на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов, старшин, заключается на 3 года, а с поступающими на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков, мичманов или офицеров, – на 5 лет. Последующие контракты о прохождении военной службы могут заключаться военнослужащими на срок 3, 5 и 10 лет.

Началом военной службы по контракту считается дата вступления в силу контракта о прохождении военной службы. Окончанием службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Для службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин требуется образование не ниже среднего (полного) общего. Высокие требования предъявляются к индивидуальным профессионально–психологическим качествам кандидатов. Они должны обладать устойчивыми мотивами добровольного поступления на военную службу, высокой дисциплинированностью и ответственностью, умением работать в коллективе, эффективно взаимодействовать с другими военнослужащими, уважительно относиться к товарищам, старшим и командирам. Эти люди должны уметь принимать решения в условиях недостатка информации и дефицита времени, настойчиво и умело выполнять их, обладать эмоциональной устойчивостью в ситуациях, связанных с угрозой для жизни, а также выносливостью к психологическим и физическим перегрузкам.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют дополнительные права и льготы по сравнению с теми, кто служит по призыву. Они имеют право на изменение места военной службы (на перевод в другую местность) по состоянию своего здоровья и здоровья членов семьи. Время прохождения военной службы по контракту засчитывается в общий трудовой стаж, стаж службы государственного служащего и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную законодательством России. Исключение составляет несение боевого дежурства, учения, походы кораблей и некоторые другие мероприятия, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Ежегодно этой категории военнослужащих предоставляется основной отпуск, продолжительность которого зависит от общего стажа военной службы. Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет, отдыхают 30 суток. При стаже военной службы от 10 до 15 лет – 35 суток, от 15 до 20 лет – 40 суток, 20 лет и более – 45 суток. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, продолжительность основного отпуска увеличивается на срок до 15 суток. При этом общая продолжительность отпуска не может превышать 60 суток, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Военнослужащим–контрактникам, добросовестно исполняющим свои обязанности, по итогам календарного года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере не менее трех окладов денежного содержания. Кроме того, им может быть выплачена премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания.

При переезде военнослужащих на новое место военной службы в другой населенный пункт им производится выплата подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада на супругу (супруга) и половины оклада на каждого из остальных членов семьи военнослужащего.

Военнослужащим–контрактникам может выплачиваться ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 50 % оклада по воинской должности. Ежемесячно данной категории военнослужащих выплачивается процентная надбавка к окладам денежного содержания за выслугу лет в следующих размерах:

От 1 до 2 лет – 5 %;

От 2 до 5 лет – 10 %;

От 5 до 10 лет – 20 %;

От 10 до 15 лет – 25 %;

От 15 до 20 лет – 30 %;

От 20 до 25 лет – 35 %;

От 25 лет и более – 40 %.

Продовольственное обеспечение военнослужащих по контракту осуществляется организацией бесплатного питания по месту службы, выдачей продовольственного пайка или выплатой денежной компенсации взамен пайка.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей обеспечиваются санаторно–курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристических базах Министерства обороны РФ. При этом военнослужащие оплачивают 25 %, а члены их семей – 50 % стоимости путевки.

В 2003 г. разработана Федеральная целевая программа перехода к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими–контрактниками.

Программой предусматривается перевести в течение 2004–2007 гг. на контрактный способ комплектования 80 соединений и воинских частей общей численностью 147,5 тыс. военнослужащих. В программе предусматривается повышение надбавки, выплачиваемой за особые условия боевой подготовки до 3300 р. в месяц в расчете на одного военнослужащего, а в соединениях, расквартированных на территории Чеченской Республики, до 5 тыс. р. Всего солдат–контрактник первого года службы будет получать около 6 тыс. р. в месяц, а в Чеченской Республике – около 15 тыс. р.

Перевод соединений и частей на комплектование по контракту будет осуществляться последовательно, по мере создания необходимых условий. При этом он будет сочетаться с последовательным сокращением сроков службы по призыву. Планируется, что с 2008 г. срок службы по призыву будет сокращен до одного года.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В воинской деятельности условно можно выделить три основных элемента: учебно–боевую подготовку, служебно–бое–вую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно–боевая подготовка – это система мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих, боевому слажива–нию частей и подразделений для подготовки их к ведению совместных боевых действий или выполнению других задач. Эта подготовка прежде всего направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений, т. е. их возможностей успешно вести боевые действия и выполнять боевые задачи.

Учебно–боевая подготовка обеспечивает высокий военно–профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время и включает в себя занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, в ходе которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно–боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. Это в основном практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Высшей формой учебно–боевой подготовки являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, производится боевое сла–живание подразделений и частей. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Служебно–боевая деятельность предназначена для обеспечения высокого уровня боевой готовности подразделений и частей – их способности в любых условиях начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в боевые действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно–боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений и находящимися в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. Подготовка военнослужащих к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на это дежурство.

На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не принявших Военную присягу, не усвоивших программы учебно–боевой подготовки, больных, а также совершивших проступки, по которым ведется расследование.

Для обеспечения высокой степени боевой готовности на военнослужащих дежурных смен налагается ряд ограничений и запретов. Так, например, им запрещается передавать исполнение своих обязанностей другим лицам; отвлекаться на мероприятия, не связанные с несением боевого дежурства; самовольно оставлять боевые посты; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от военнослужащих высокой бдительности, точного исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Виновные в нарушении требований караульной службы привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав каждого караула входят начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно–боевой подготовки и имеющих высокие морально–психологические качества.

Внутренняя служба организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

Реальные боевые действия – это вид воинской деятельности, для обеспечения которого осуществляется учебно–боевая подготовка и служебно–боевая деятельность войск. Эта деятельность осуществляется непосредственно в условиях боя и направлена на то, чтобы в любое время года и суток, в любых условиях и обстановке войска могли нанести поражение любому противнику.

1 учебный вопрос: «Законодательство Российской Федерации о социальной защите граждан, проходящих военную службу по контракту». В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федераль-ные законы: «О статусе военнослу-жащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». Они способствуют повышению социальной защищенности военнослужащих, укреплению стабиль-ности их социального положения, сохра-нению значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты воен-нослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников. В 2004 г. произошло реформирование системы социальной защиты населения. В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов» вместо перечня льгот и компенсаций государство предоставило нормативную категорию «социальные гарантии». Понятие «льготы» – предмет постоянного науч-ного внимания в области военно-социаль-ного законодательства. Так, под льготами понимают разновидность специальных прав, более высокий уровень возмож-ностей для удовлетворения потребностей в социальных благах, поощрительное освобождение от некоторых обязан-ностей, правовой стимул и другое. Т. е. льгота – это конкретное, выраженное в нормах права «облегчение», выраженное в предоставлении военнослужащим и гражданам, уволенным с военнойслуж-бы, членам их семей дополнительных особых прав или преимуществ. До замены этого понятия на категорию «социальные гарантии» смысл соответ-ствующих норм заключался в предостав-лении конкретных прав (преимуществ) военнослужащим и членам их семей. Назначение гарантий состоит в том, что они призваны обеспечить такую возможность, более благоприятную обстановку, в атмосфере которой записанные в Конституции и законах требования становились бы фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Под обеспечением прав и свобод понимается система их гарантирования, т. е. система условий и специальных средств, которые обеспечивают их правомерную реализацию, а в необходимых случаях и их охрану. Категория «социальные гарантии» состоит из двух компонентов, которые сами по себе предполагают сложное и многозначное понимание. Прежде всего, это относится к понятию «гарантии», разделяющемуся на гарантии общие и специальные. В любом случае неизменным остается смысл термина «гарантия» (фр. garantie) «ручательство», «обеспечение». Таким образом, если льгота – это конкретное, выраженное в нормах права облегчение, выраженное в предостав-лении военнослужащим и членам их семей, дополнительных особых прав или преимуществ, то гарантии – это совокупность условий, средств и способов, призванных обеспечить эти дополнительные права и преимущества в определенной (социальной) сфере. Основное отличие гарантий от льгот заключается в их функциональном предназначении: если правовые нормы о льготах с точки зрения их содержания являются нормами материального права, т. е. устанавливают конкретные виды, объем предоставляемых военнослужащим вполне осязаемых материальных благ и размеры компенсационных денежных выплат, то гарантии относятся к процедурной процессуальной сфере, обеспечивающей создание необходимых условий для безусловной реализации социальных норм о льготах и доведение материальных благ до конкретных получателей. В этом смысле: льгота – это собственно благо, а гарантия – это способ (условие, средство) реализации этого блага. Таким образом, нормативное закрепление термина «социальные гарантии» в законодательстве направлено на повышение социального положения военнослужащих и членов их семей. Социальная защита является одним из элементов социальной политики государства (схема №1). Социальная защита – это система мероприятий и учреждений, гарантирую-щих минимально достаточные условия жизни, удовлетворяющие потребности жизнеобеспечения и деятельного сущест-вования человека. Социальная защита основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку (военнослужащему) реальные возможности реализации его прав и гарантий (социально-экономических, правовых (политичес-ких), культурных (духовных) на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования. Социальная защита направлена на: уменьшение продолжительности рабочего дня; увеличение заработной платы; увеличение пенсий, пособий, различных выплат; предоставление льготных услуг и т.д. Отсутствие или слабость социальной защиты приводит к росту социальной напряженности, неудовлетворенности, агрессивности общества. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также является функцией государства и предусматривает: реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе. В Законе «О статусе военнослужащих» дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит: военнослужащих и членов их семей; граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и членов их семей; граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей. В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной думы по: обороне, безопасности, делам ветеранов и социальной политике. Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны. В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ. Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование – одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск. Главенствующая роль в организации социальной и правовой защищенности военнослужащих непосредственно в войсках принадлежит командиру воинской части. Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир части издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир в изданных им актах указывает конкретных исполнителей законов, что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Так, в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ командир полка: утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава; рассматривает и утверждает раскладку продуктов на неделю, организует ежедневный контроль за качеством приготовления и полнотой выдачи пищи, еженедельно лично проверяет качество приготовления пищи. Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ заместитель командира полка по работе с личным составом отвечает за действенность работы по социально-правовой защите военнослужащих, за социально-правовое обеспечение. На него возлагается обязанность организовывать и проводить работу по обеспечению социальной справедливости в отношении военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, знать их нужды и запросы, принимать меры к своевременному разрешению обоснованных жалоб и заявлений, а также восстановлению нарушенных прав. Законодательство Российской Федерации нацелено прежде всего на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. Функция социальной защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан государства, в том числе и для военнослужащих, обеспечив им в полной мере социальную защиту. При этом учитывается, что военнослужащие – это особая категория государственных служащих, которая нуждается в особой защите в связи их специфическим положением в обществе и некоторым ограничением гражданских прав и свобод. Основным отличием социальной защиты военнослужащих от социальной защиты гражданского населения является то, что в ней нуждаются, как правило, здоровые, трудоспособные люди, которые ограничены в возможностях вести дополнительную деятельность для повышения своего благосостояния. Анализ документов, посвященных проблемам социально-правовой защите военнослужащих, дает основание для вывода о том, что одно из направлений в деятельности органов государственной власти по социально-правовой защите составляет разработка и принятие законов, других нормативных актов, определяющих права, льготы военнослу-жащих и гарантии их реализации. Многолетняя практика показывает, что одним лишь изданием закона не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он заработал, воплотился в практику, необходим отлаженный механизм право-реализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению. В сфере социальной защиты военнослу-жащих этот механизм включает в себя: соответствующие правовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления; активную деятельность соответству-ющих субъектов, наделенных определен-ными полномочиями по социальной за-щите военнослужащих; реальную возможность военнослу-жащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореали-зующий процесс. Военно-социальная работа с воен-нослужащими призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и таким образом является составной частью механизма правореализации. Военно-социальная работа с военнослужащими – это относительно самостоятельное направление деятель-ности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения задач, стоящих перед военной органи-зацией общества. По своему содержанию военно-социальная работа с военнослу-жащими включает: изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей; выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты воен-нослужащих; организацию и проведение правового воспитания различных категорий воен-нослужащих; обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социаль-но-правовых проблем; обучение командиров, других дол-жностных лиц правовым основам служеб-ной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных; рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей; взаимодействие с органами государ-ственной власти и местного самоупра-вления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военно-служащих и членов их семей. Исходя из этого, военно-социальную работу с военнослужащими можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государ-ственной власти, общественными объеди-нениями правоприменительную и право-исполнительную деятельность органов военного управления, воинских дол-жностных лиц по реализации установ-ленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания вы-сокого уровня морально-психологи-ческого состояния военнослужащих. Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе военной организации, обусловили необ-ходимость усиления социально-экономи-ческой защищенности военнослужащих. Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные на них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей. На практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослу-жащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечи-вающих этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач. До недавнего времени в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определялись пакетом законов, юридически обеспечи-вающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослу-жащих, социально-бытовое обслужива-ние.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: