О питании в Великий пост: приемлем ли для мирян монастырский устав. Пост для мирян: что можно есть, а что нельзя

Близится Великий пост. Кто-то преступает к нему впервые, у кого-то за плечами многолетний опыт. И в том и в другом случае человек не застрахован от ошибок в деле прохождения великопостного подвига. О самых распространенных из них и о том, как их избежать, размышляет настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Строже или либеральнее?

Суть поста, будь то Рождественский, Петровский или Великий пост, заключается в том, чтобы дать себе определенный труд, хотя бы в минимальной степени притеснив свою плоть в ее обычных нуждах и требованиях, и в то же время добиться некоего высвобождения духа. Пост способствует большей собранности, пост смиряет и заставляет встретиться лицом к лицу со своим внутренним человеком, увидеть, что происходит в сердце и в душе.

Гастрономическая составляющая — это лишь внешний фактор, позволяющий, скажем так, воздействовать на себя самого. Ведь борьба с любой страстью начинается с того, что человек отказывает себе в том удовольствии, мнимом или реальном, которое ему удовлетворение этой страсти обычно приносит. А пища — это самое примитивное удовольствие, к которому, так или иначе, все люди стремятся за редким-редким исключением. И когда человек отказывается от отдельных видов пищи или начинает есть меньше, то у него, соответственно, появляется навык ограничивать себя в чем-то еще. Появляется «фундамент» для того, чтобы строить на нем борьбу уже со всеми остальными страстями.

Человек, для которого церковная жизнь только-только начинается, зачастую старается более строго, а лучше сказать, более буквально выполнить то, что относится к телесной составляющей поста. А для человека, глубже понимающего церковную жизнь, все-таки характерно больше задумываться о тех внутренних изменениях, которые в течение поста должны с ним произойти и которым он воздержанием от пищи только лишь способствует.

В решении вопроса о том, строже надо поститься или, наоборот, либеральнее, все упирается в меру сил и здоровья конкретного человека. Есть люди, обладающие необходимым здоровьем для того, чтобы поститься без масла и даже вкушать неприготовленную пищу, кто-то может есть однажды в день, кто-то — раз в два дня, но это редко. Чаще всего современный человек настолько физически и психологически слаб, что, если он будет буквально придерживаться Типикона, то, скорее всего, не сможет пост провести до конца. Или же он не сможет ходить на богослужения, или не будет понимать того, что там читается и поется просто потому, что его мозг, не получая необходимого питания, будет угнетен. Поэтому каждый должен ориентироваться не на то, долго ли он ходит в храм и хорошо ли знает церковную жизнь, а на то, что конкретно для него в рамках устава о посте может быть и не чрезмерным, и не слишком малым, а именно реальным трудом.

Конечно, если человек постится в первый раз, он не может знать, что для него посильно, а что нет. Поэтому, на мой взгляд, приступая к подвигу поста, нужно советоваться по всем сопряженным с этим вопросам со священником, у которого человек обычно исповедуется и который, соответственно, знает особенности его здоровья, образа жизни, опыт церковной жизни. C этим же священником человек может и скорректировать меру поста, если через какое-то время почувствует, что взял на себя подвиг не по силам или, наоборот, слишком легкий труд, который даже не ощущает.

Более того, советоваться по этому поводу со священником естественно, потому что поститься, находясь вне Церкви, практически бессмысленно, ведь пост — это церковное установление, и служит он тому, чтобы человек более глубоко в церковную жизнь вошел. Это некое объединение с жизнью Церкви, а если его не происходит, то тогда это просто диета получается, не более того.

Бывает так, что человек, который уже давно находится в Церкви, на первых порах старался поститься строго и, может быть, даже повредил своему здоровью, и поэтому потом происходит некий откат назад — возникает страх перед постом. Должен быть разумный подход. Например, у многих святых, у того же преподобного аввы Дорофея, можно встретить такое наставление о посте: отмерь для себя, сколько тебе пищи необходимо, чуть-чуть от этого отними, и вот твой пост.

Устав поста для мирян?

В среде воцерковленных людей бытует мнение, что поскольку устав поста был писан для монахов, то нужно составить другой, особый — для мирян. Но дело в том, что у нас действительно существует единый церковный устав, основанный на Типиконе, который естественно рождался в монашеской среде. Нужен ли отдельный устав о посте для мирян, так же как и устав приходского богослужения, я не знаю. Вопрос достаточно сложный и многосторонний. С одной стороны, в этом есть смысл и некое рациональное зерно. С другой стороны — мы в Типиконе видим своего рода икону подвижнической жизни, идеальный образ, к которому человек должен стремиться. Это задает тот уровень, который для нас оказывается во многом недостижимым, но к которому мы, тем не менее, тянемся.

Заповеди Христовы, по слову Спасителя, не тяжки и просты, но когда человек пытается их выполнять, оказывается, что это практически непосильно. Всю свою жизнь мы должны стремиться к исполнению этих заповедей, как бы это трудно для нас ни было. А это труднее, чем устав о посте или о богослужении. Но если мы отказываемся от Типикона в том виде, в котором он есть, из-за его сложности и ищем более простого устава, приближенного к нашим немощным силам, то тогда нужно создать какие-то заповеди для мирян. Но это же абсурд. Есть одно Евангелие, оно — для всех.

Тогда, может быть, и не стоит ничего менять? А всю жизнь тянуться к должному, и при этом иметь все основания для того, чтобы говорить: Мы рабы неключимые (Лк. 17 , 10). Это ощущение собственной «никуданегодности» и есть то самое, к которому человек должен прийти благодаря посту. Ведь физически крепкого человека, который может вкушать крайне мало пищи и радоваться этому, поджидает другая опасность — возгордиться, как фарисей, о котором мы слышим в песнопениях Недели о мытаре и фарисее. Когда же получается, что кто-то старается, но физически не может чего-то сделать, он смиряется. И мне кажется, что это некая идеальная модель.

Символ или труд?

Распространенной ошибкой наших прихожан является то, что они зачастую сосредотачивают все свое внимание на гастрономической части поста, забывая о его духовной составляющей. И эта ошибка имеет отношение не столько к вопросу «как поститься?», сколько к проб-леме неправильного понимания христианской жизни как таковой. Христианская жизнь — это есть совлечение с себя ветхого человека и облечение в человека нового, это постоянный труд над своим сердцем. И христианин должен сначала, прежде всего, стать хорошим человеком, а потом уже хорошим христианином, что сопряжено именно с теми изменениями, которые происходят в сердце. Все остальное носит только внешний характер. Мы состоим из души и тела, и обе эти составляющие должны в равной степени в этом труде участвовать, но по-разному. И первично все-таки то, что внутри.

Однако тут возникает некоторый соблазн сказать, что пост вообще не важен и можно его свести к некоему символу. Нет, во всем, что человек делает, должен присутствовать труд, приближающийся к грани его возможности, потому что Господь начинает по-настоящему помогать тогда, когда человек делает все от него зависящее: в исполнении ли заповедей Христовых, в каких-либо трудных жизненных ситуациях или вот в данное время поста. И тогда этот труд по благодати Божией приносит плод. Если же человек сам полагает себе предел труда: я могу сделать столько-то, и этого хватит, потому что это не важно,— то пользы не будет. Мы должны показать твердость своего произволения, а остальное восполнит Господь. Место для лукавства, конечно, остается во всем, что мы делаем, и от нас только зависит: замечать в себе это лукавство, бороться с ним, быть к себе чуть более требовательными и даже, может быть, жестокими или нет.

Один из действенных способов не упустить из внимания духовную составляющую великопостного делания — это составить для себя план, пусть даже на бумаге, и наметить, что я в течение этого поста должен постараться сделать. Уверен, что у любого разумного православного христианина ключевым моментом в этом плане будет не сведение потребления пищи к такому-то минимуму, а духовные требования к себе: изменить что-то в своей жизни, в своих взаимоотношениях с людьми, даже в своей работе. Но при этом замечено, что когда человек ограничивает себя в еде, ему меньше хочется говорить, осуждать. Правда, он становится и чуть более раздражительным, но, зная эту особенность, нужно просто быть внимательным и правильно к этому относиться.

Люди, которые уже давно в Церкви и чувствуют себя уверенно, приступая к посту, тоже не застрахованы от ряда ошибок. Есть такое распространенное выражение: «углубленный в церковную жизнь», и, наверное, это главная ошибка — ощущение своей углубленности. У нас нет задачи углубиться во что-то — в церковную жизнь, в чтение святых отцов, в Евангелие. У нас есть задача стать хорошими людьми и хорошими хрис-тианами, приблизиться к Богу. Вся наша христианская жизнь проявляется в том, каковы плоды этой жизни.

В патерике есть история о том, как некий брат ходил и везде хвалил своего духовного наставника как великого старца. И кто-то в конце концов спросил у него: «Как же с такого доброго дерева, как он, родился такой кислый плод, как ты?». Человек может очень много читать, часто бывать на службе, строго поститься, много молиться, но при этом не приобрести ни смирения, ни кротости, ни терпения всего того, что Господь в жизни посылает, ни готовности волю Божию принимать и исполнять, в чем бы она ни заключалась. А ведь именно в это человек должен углубиться — в преданность воле Божией.

Газета «Православная вера» № 3 (527)
Инна Стромилова

Посты полезны каждому из нас, потому что организм наш «зашлакован» чужеродными веществами, вдыхаемыми с загрязненным воздухом, нитратами, солями тяжелых металлов, пестицидами, лекарственными средствами. В период поста мы питаемся растительной пищей, а именно она способствует связыванию и выведению токсичных веществ из организма.

Пища, которую вы начинаете употреблять, производит мягкое, щадящее воздействие на функцию эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

Она должна быть слегка недосоленной, овощи необходимо употреблять в сыром, полувареном и вареном виде. Исключаются животные жиры, вводятся растительные.

Что можно есть в пост?

Хлеб (грубого помола), кроме сдобы; каши, сваренные на воде, без сливочного масла; овощи, фрукты, в том числе сушеные, орехи, грибы.

Подобное питание способствует выведению холестерина и других веществ, вызывающих атеросклероз.

Благотворно посты сказываются на функции почек, мочевыделительной системы. Из организма выделяется большое количество отходов пита-ния животным белком: мочевина, мочевая кислота.

Конечно, многим выполнение постов покажется трудным. Но начинать необходимо постепенно. Прежде всего с воздержания от животной пищи, не ис-ключая ее из рациона, то есть применять обычный пост. В этот период едят все, кро-ме мяса. Особенно полезен такой тип питания в летне-осенний период — в период наличия овощей и фруктов. Мясоедам трудно полностью отказаться от мяса. Вна-чале сократите потребление его до одного раза в день, заменяя рыбой, птицей, яйца-ми и творогом.

Пост благоприятен для здоровья еще и потому, что разумное воздержание вообще полезно для человеческого организма, а неумеренность в питании — причина многих болезней.

Церковный устав выделяет пять степеней строгости поста:

  1. полное воздержание от пищи;
  2. сухоядение;
  3. горячая пища без масла;
  4. горячая пища с маслом (растительным);
  5. вкушение рыбы.

Согласно церковному уставу два дня первой недели поста и Великая Пятница (пятница Страстной недели) - дни строгого поста - воздержания от пищи. В остальные дни Великого поста, кроме субботних и воскресных дней, Церковь установила вторую степень воздержания - растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.

Мясо, яйца, молочные продукты, животные жиры исключаются полностью. Рыба разрешается на Благовещение и в Вербное воскресение. Рыбная икра допустима в Лазареву субботу. Необходимо помнить, что указанные в уставе правила были составлены в древних монастырях и представляют собой идеал поста. В современных условиях пост может ослабляться.

Для больных, находящихся в пути, детей до 14 лет, для беременных и кормящих женщин, существует ослабленный пост. Церковь советует определить меру поста со священником. Так, святой 19 века Феофан Затворник советовал: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». «Никаких нет законов убивать себя, коль скоро известно, что постное расстраивает здоровье. И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья.

Церковь напоминает, что основной смысл поста заключается в более глубокой духовной жизни, в чистосердечном покаянии в грехах, в более частом посещении Богослужений, причастии Святых Христовых Таин и молитве.

«Главное - надо поститься духовно, не обременять себя новыми грехами, когда мы будем каяться», - сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II накануне поста.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 24.02.2014 17:27:44

Александр, Набережные Челны

Нужно ли мирянину поститься по монастырскому уставу?

отвечает диакон Димитрий Половников

Здравствуйте! Скажите как должен поститься мирянин в великий пост, по монастырскому уставу или есть какие то послабления?

Здравствуйте, Александр.

Так исторически сложилось, что, фактически, единственным уставом, на который ориентируется верующий, является так называемый Иерусалимский Устав, который перепечатываться без изменений с 1695 года. В своей окончательной редакции на Русской почве данный устав прошел длительный путь развития и окончательной своей выработкой он обязан монастырям Афона. Естественно, что этот Устав достаточно строгий и не все миряне могут полностью выполнить все предписания поста.

К примеру, в первый день Великого поста, понедельник первой седмицы, предписывается полное воздержание от пищи. Большинство из нас работает, для кого-то понедельник не фигурально, а буквально выражаясь, является тяжелым днем. Ничего не есть при этом — не каждый выдержит. А ведь многие насельники монастырей не едят не только в понедельник, но и во вторник, и вкушают пищу только в среду после Литургии Преждеосвященных даров.

Да и в остальные дни питание «по-монастырски» особыми послаблениями не характеризуется. Но одно дело, когда к посту с такой строгостью приступают монахи, в рационе которых и так отсутствует. И другое дело, когда на сухоядение должна перейти большая семья, в которой есть дети и старики.

Здесь следует рассказать о самой истории постничества. Постились христиане в разных местностях тоже по-разному. Например, на Востоке и в Африке пост длился весь день, а разрешался с заходом солнца скудной пищей. Он нужен был как проявление жертвенности по отношению ко Христу, Который за род людской претерпел сорокадневный пост и искушение в пустыне, а затем прошёл путь Страстей.

Римский обычай предписывал воздерживаться от мясной, молочной пищи, но вкушение допускалось двухразовое. Главной идеей поста было ограничить себя в еде ради того, чтобы на сэкономленные средства накормить и одеть нищих, то есть — милосердие.

В Византии пост достигает главной точки своей значимости — покаяние. Монашеская традиция здесь — довлеющая. И мир её принимает с благоговением. Императоры уподобляются простолюдинам и даже схимникам, воздерживаясь от всякой дорогой пищи и живут на коливе, хлебе и воде. Главным лакомством поста становятся финики и орехи.

На Руси также пост приобретал разные формы, но ввиду отсутствия продуктового разнообразия северные славяне легко соглашались на привычные каши без соли и масла, вареные брюкву и репу. Лакомством были свекла и мёд. На Руси в пост пили обильно квас и горячий сбитень. О нарушениях поста есть упоминания, но приписывали это диавольскому искушению, и надо полагать, что это были единичные случаи. Интересно, что в отличие от греко-римских земель, на Руси постились даже младенцы, отлученные от материнской груди (хотя Каноны предписывают младенцам не держать пост).

Интересно, что и на Руси в каждом крупном монастыре были свою постные уставы. Например Соловецкий устав допускает вкушение рыбы по всем дням Полиелейного служения в Великом посту, а значит, каждое воскресенье и памятные дни почитаемых святых.

В традиции русских монастырей в первые дни Великого поста не бывает обычного схода братии на трапезу, но на столах весь день обязательно стоят отварной картофель «в мундирах», квашеная капуста, нарезаный репчатый лук, хлеб, узвар. Таким образом, каждый из братий сам для себя определяет степень поста: кто-то воздерживается совершенно и ничего не ест, кто-то вкушает в позднее время, а кому-то необходимо подкрепить силы немедленно и не один раз в день.

Разница в уставах имеет простое объяснение: в Палестине и Египте, где весной достаточно жарко, воздержание в пище не есть проблемой, но истинным испытанием становится отсутствие воды. Потому Иерусалимский Устав предлагает быть строгим в еде и регламентирует даже овощные продукты. Там, где скудные земли, но близко море — преимущество сохраняется за морепродуктами. Северные народы живут постное время в условиях холода, и требуются большие энергозатраты на сохранение нужной температуры тела. А значит, было бы разумнее всё же несколько послаблять суровость пищевого поста.

Но это допустимо с условием, что сохранится сама идея поста: достижение покаянных чувств, исправление себя, милосердие по отношению к нуждающимся, любовь к Богу и ближним. И главное — приближение к Пасхе! Для этого нужно усердие в молитве, а молитва не терпит сытости, рождающей лень и сонливость. И поклоны на пресыщенный желудок не положишь с лёгкостью!

Потому было бы правильным выразить пост в дни Святой Четыредесятницы словами: поститься надо не столько по Уставу, сколько по совести!

В дни Великого поста, который в 2019 году продлится с 11 марта по 27 апреля, верующим в течение 7 недель (седмиц) запрещается включать в рацион продукты животного происхождения.

Это мясо и любые мясные блюда, рыба и рыбные продукты, яйца, молоко и все продукты на его основе (сливки, кефир, простокваша, йогурт, сливочное масло, творог, сыр и др.).

Кроме того, в этот период нельзя употреблять спиртное. Однако выдержать такой рацион бывает непросто. Поэтому для больных людей, путешественников, детей, беременных и кормящих женщин делается исключение.

Монахи, посвятившие свою жизнь служению Господу, обязаны соблюдать строгий пост. От мирян же этого не требуется. Священнослужители советуют им не изнурять себя голодом, а прежде всего, воздерживаться от переедания.

Кому разрешаются послабления в Великий пост?

Больные и пожилые люди могут отказаться только от мяса или вовсе не делать ограничений в пище. Путешественникам следует по возможности исключить пишу животного происхождения.

Люди, занятые тяжелым физическим трудом, могут соблюдать минимум предписаний. Но в любом случае на послабление во время поста надо взять благословление у священника.

Кому еще разрешены послабления во время Великого поста? Людям, имеющим проблемы с пищеварением, можно не следовать рекомендациям о сыроядении.

А кому разрешается не соблюдать Великий пост? Это дети до семи лет, беременные и кормящие женщины.

Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью? Вместо отказа от пищи в первые и последние дни поста (в Чистый понедельник, Страстную пятницу) можно придерживаться сухоядения, то есть употреблять термически необработанную пищу.

В Великую субботу можно не придерживаться сухоядения и вкушать вареную пищу; в виде исключения также разрешается растительное масло.

В понедельник, вторник и четверг в виде исключения мирянам можно есть рыбу.

Но даже те, кому разрешено не соблюдать Великий пост, могут поститься хотя бы в некоторые дни, например, в понедельник, среду и пятницу, отказавшись в это время от продуктов животного происхождения, сладкого и, конечно, полностью отказавшись на семь недель от просмотра развлекательных передач, посещения театра, цирка, кино.

Послабления для мирян во время Великого поста касаются и времени приема пищи. В этот период рекомендовано однократное или двукратное употребление блюд, а современные люди привыкли питаться три-четыре раза в день.

Поэтому верующие в дни поста едят как обычно, но исключают из рациона скоромные продукты. Чтобы вам легче было выдержать пост, готовьте привычные для вас блюда, но без ингредиентов, имеющих животное происхождение.

Для людей неопытных Великий пост — сущее наказание. На продукты животного происхождения полное табу, сладости под запретом, алкоголь разрешен исключительно в обозначенные дни, об интимной жизни можно вовсе и не думать. Из удовольствий допустим лишь крепкий сон и ежедневные молитвы к Всевышнему. Однако при этом для каждого глубоко верующего христианина соблюдение условий Великого поста — радость ни с чем не сравнимая. От чего же так разнится отношение людей к одному и тому же ритуалу? В чем секрет вдохновленных мирян? Как правильно поститься, чтобы ощутить все блага церковной традиции с тысячелетней историей? Об этом подробно расскажет календарь питания Великого поста 2018 с таблицами и меню на каждый день. Узнайте, что можно есть, а чего делать нельзя, в нашем сегодняшнем ликбезе.

Православный календарь Великого поста на 2018 год: что можно есть по дням мирянам

Согласно церковным предписаниям Великий пост — дань памяти о постном подвиге сына Божьего — Христа. После своего крещения Иисус бродил по пустыни в раздумьях 40 дней без воды и еды. Этот поступок положил начало его великим спасительным делам во имя всего человечества. И дабы отблагодарить Спасителя и почтить его, церковь ввела строжайшее ограничение на целую Четыредесятницу, предшествующую Светлой Пасхе.

Однако существует еще одна версия возникновения обряда длительного предпасхального постования. На рассвете Христианства перед обрядом крещения будущим "детям церкви" было предписано 40 дней усердно молится и строго ограничиваться в еде и воде. Сами крестины проходили лишь 1-2 раза в год на крупные праздники, чаще всего — на Пасху. Всех желающих примкнуть к религии называли оглашенными. И будучи солидарными с ними, остальные христиане придерживались 40-дневного воздержания в период перед обрядом (то есть, перед Светлой Пасхой). В итоге не одномоментно, а достаточно постепенно был установлен пост, известный нам и сегодня. Правда, за сотни лет условия постования не единожды терпели изменения.

Главные правила современного Великого поста:

  1. Всему радуйтесь и благодарите Господа;
  2. Посещайте храм в период Великого поста 2018;
  3. Покайтесь на Четыредесятнице и сможете очистится на Страстной неделе;
  4. Следите за здоровье. В случае болезни смягчите условия постования;
  5. Не думайте о еде;
  6. Смотрите в свою тарелку;
  7. Спешите делать добро;
  8. Помните, ради чего вступили в пост;
  9. Откажитесь от соблазнов и мнимых удовольствий в пользу неустанных молитв Господу;

Как правильно поститься православным мирянам и чем питаться в разные дни

Ежегодный предпасхальный Великий пост подвижен в календаре и в 2018 году он приходится на период с 18 февраля по 7 апреля. Ритуал постования длится 49 дней, из которых 40 дней "Четыредесятницы", два двунадесятых праздника (Благовещение и Вход Господень в Иерусалим) и аскетический 6-дневный цикл "Страстная седмица". Согласно церковному уставу Великий пост 2018 выглядит следующим образом:

  • первая седмица — 18-24 февраля 2018;
  • вторая седмица — 25 февраля — 3 марта 2018;
  • третья седмица — 4-10 марта 2018;
  • четвертая седмица — 11-17 марта 2018;
  • пятая седмица — 18-24 марта 2018;
  • шестая седмица — 25-31 марта 2018;
  • седьмая "страстная" седмица — 1-7 апреля 2018;

Кроме церковного устава важно знать, как правильно поститься и что можно есть православным мирянам по дням в календаре Великого поста 2018. Согласно строгим условиям в сутки может быть не более двух приемов пищи. Первый традиционно приходится на околообеденный период (после церковной литургии), а второй — вечером (т.е. после вечерни). Если же положена только одна трапеза, ее пора — 15.00 по Московскому времени. В отношении питания первая и последняя "страстная" седмицы самые строгие. Они включают дни сухоядения и полной голодовки. В отдельные дни на других неделях позволены горячие блюда с маслом или без, иногда — рыбья икра, в двунадесятые праздники — вино и рыба. Подробнее разобраться в каждой седмице и ее значении поможет православный календарь Великого поста на 2018 год: что можно есть по дням мирянам, читайте дальше в нашей статье.


Календарь питания Великого поста: таблица

Как сказано выше, самые строгие недели во всем периоде постования — первая и последняя. Об этом также сообщает календарь питания Великого поста в таблицах. В указанные периоды самые усердные христиане не вкушают ничего сытнее горбушки хлеба и чашки воды. Но такой подвиг под силу далеко не всем, да и к питанию стоит подходить разумно. Ни в коем разе не стоит следовать советам посторонних людей, лучше прислушиваться к подсказкам организма. Опирайтесь на собственное здоровье и силы, заручитесь благословением священника. Также обратите внимание на условия питания, продиктованные Церковным статутом:

  1. Исключите все продукты животного происхождения: мясо, молоко, птицу, рыбу, яйца и прочее;
  2. Ешьте раз в день с понедельника по пятницу, а в выходные — дважды (в обед и вечером);
  3. Во вторник и четверг позволяйте себе горячие блюда. В понедельник, среду и пятницу обходитесь сырыми овощами, фруктами, сухофруктами, хлебом, компотом;
  4. В субботу и воскресенье можете добавить в еду растительное масло и выпить немного красного вина. Исключение — суббота на "страстной" седмице;
  5. В "страстную" пятницу голодайте в принципе;

Подробно спланировать свой рацион на каждый день постования поможет календарь питания Великого поста (таблица размещена в следующем разделе). Но помните: пост — не диета! Если вы не можете жить без молока, пейте молоко. Если ваш организм требует мяса, съешьте немного. Великий пост в первую очередь — период покаяния, и лишь затем — ограничения в еде и привычных ежедневных вещах.

Таблица правильного питания на каждый день Великого поста

Точный календарь Великого поста 2018 с меню для мирян

Для усердных и особенно отчаянных православных верующих находкой станет точный календарь Великого поста 2018 с меню для мирян. В нем конкретно обозначены приемлемые продукты для употребления в дни поста, график приема пищи, советы и рекомендации, касающиеся праздничных дней. Ведь если к питанию подойти правильно, то даже в пост не придется голодать или мучить себя однообразной и несбалансированной пищей.

Итак, основные продукты, позволенные постящимся:

  • сезонные овощи (морковь, свекла, картофель, капуста, редька и т.д.);
  • сезонные фрукты (апельсины, бананы, яблоки и т.д.);
  • ягодные варенья, соленые и маринованные овощи;
  • грибы отварные, запеченные или тушенные;
  • черный хлеб или злаковые хлебцы;
  • бобовые (горох, чечевица, фасоль);
  • мед, орехи, сухофрукты;
  • крупы (пшеничная, овсяная, гречневая, перловая и т.д.);
  • рыба дважды за весь пост;
  • компот, узвар, чай;
  • вино в выходные дни;

Что едим в период Великого поста 2018: примерное меню для православных мирян

По точному календарю Великого поста 2018 для мирян меню первой недели достаточно скромное. Стартовый день постования предполагает полный отказ от пищи, а последующие — прием сырых продуктов без масла. И только на выходных допустимы горячие овощные, крупяные или бобовые блюда.

Гораздо легче продумать рацион на 2-6 недели поста. Примерное "щадящее" меню может выглядеть следующим образом:

  1. Понедельник. Завтрак — каша овсяная на воде и чай. Обед — суп гречневый, картофель отварной с зеленью, яблоки. Ужин — компот из сухофруктов.
  2. Вторник. Завтрак — рисовая каша, овощной салат с лимонным соком. Обед — овощной суп, капуста с грибами, варенье. Ужин — чай.
  3. Среда . Завтрак — гречневая каша, кофе. Обед — овощная солянка, вермишель, компот. Ужин — чай.
  4. Четверг . Завтрак — кукурузная каша с грибной подливой, кофе. Обед — щи на овощах, салат, компот. Ужин — чай с вареньем.
  5. Пятница. Завтрак — ячневая каша, овощной салат, кофе. Обед — гороховый суп, постные вареники с капустой. Ужин — чай и фрукты.
  6. Суббота. Завтрак — винегрет, кофе. Обед — пшенная каша, тушеная капуста, компот. Ужин — вермишель с салатом, узвар.
  7. Воскресенье. Завтрак — овсяная каша, фрукты. Обед — борщ украинский, картофель жаренный. Ужин — рис с овощами, чай с вареньем.

Великий пост 2018 — время молится, каяться, бороться с грехами, творить добрые дела и радоваться жизни. Но не менее важно удержать себя в рамках ограничений, предписанных церковью, какими бы строгими они ни были. Теперь вы знаете, как правильно поститься и что можно есть православным мирянам в каждый день непростого предпасхального периода. Осталось подготовиться морально и физически. Календарь питания Великого поста 2018 с таблицами и меню по дням поможет грамотно войти в постование, легко преодолеть все сложности и успешно завершить тяжелый и длительный ритуал.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: