Меры по предупреждению банкротства организации. Меры по предупреждению банкротства

Банкротство представляет собой признание несостоятельности фирмы. Процедура инициируется тогда, когда предприятие не может расплатиться с имеющимися долгами. Обычно, если оздоровительные меры не дают никакого результата, фирма банкротится и ликвидируется. Ее имущество распродается. Полученные деньги распределяются между кредиторами. Банкротство можно предупредить. Для этого используются специальные меры.

Что собой представляет предупреждение банкротства

Меры по предупреждению несостоятельности регулируются законодательно. Информацию о банкротстве получают учредители. После этого они должны принять меры по предупреждению. Они предполагают оптимизацию деятельности фирмы. В процессе устанавливаются и устраняются те аспекты, которые привели к банкротству. Выполняется работа со штатом сотрудников. Формируется система, которая позволяет контролировать финансовую несостоятельность. Из законов можно сделать вывод о том, что ЮЛ обязано приложить все усилия по предупреждению несостоятельности.

Основные стратегии по предотвращению банкротства

Рассмотрим основные стратегии по предупреждению несостоятельности:

  • Экстраполяция. Позволяет установить прогноз на сжатые сроки. При этом учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния на состояние компании. К примеру, нужно учесть финансовое состояние в государстве.
  • Методы экспертные оценки. Рассматриваемый вариант используется, когда требуется сформировать долгосрочный прогноз. Набирается комиссия из экспертов. Каждый из специалистов должен оценить значимые в банкротстве показатели и установить их динамику.
  • Моделирование. Часто применяется метод моделирования, предполагающий использование автоматизированного анализа. Он обеспечивает быструю и точную оценку экономической ситуации.

Используемые меры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от состояния компании.

Выявление симптомов банкротства

Первый шаг по предупреждению несостоятельности – выявление признаков несостоятельности. Своевременное обнаружение симптомов позволит вовремя принять все нужные меры. Рассмотрим эти признаки:

  • Наличие обязательств по оформленным соглашениям на поставки, исполнение работ.
  • Безосновательное обогащение.
  • Наличие долгов по выплате ЗП и переводам в различные фонды.
  • Непокрытые или частично покрытые займы.
  • Задолженности перед учредителями.
  • Долги, связанные с нанесением ущерба собственности кредитора.

Основной признак близости банкротства – наличие задолженностей, которые фирма покрыть не может. Если количество долгов практически сравнялось с показателями дохода, это также тревожный показатель.

Законодательное обоснование

Меры устанавливаются статьей 30 ФЗ №127 «О банкротстве» от 26 октября 2002 года. В законе не приведены конкретные меры. Нормативный акт только содержит сведения о досудебной санации. То есть предприниматель может сам определять меры по предотвращению. Это могут быть, к примеру, экономические инструменты. Однако все они должны отвечать главным целям: увеличению платежеспособности и обеспечению притока ресурсов.

В пункте 1 статьи 30 ФЗ №127 указаны обязанности руководителя фирмы-банкрота. В частности, руководитель должен направить учредителям уведомления о наличии признаков несостоятельности. Однако если управленец нарушит положения этого пункта, он не будет привлечен к ответственности. Она просто не предусмотрена нормативными актами.

Статьей 31 ФЗ №127 установлена необходимость проведения досудебной санации. Она представляет собой прямую выдачу банкроту компенсации, нужной для покрытия всех задолженностей. Законом дана возможность принятия банкротом обязательств в отношении санатора.

Меры по предупреждению несостоятельности

Необходимо реализовать антикризисные меры. Они актуальны тогда, когда зафиксировано резкое уменьшение платежеспособности предприятия. Главная цель антикризисного управления – это поиск источников финансирования бизнеса. Его главный признак – наличие заданных сроков. Антикризисное управление – это оперативное управление. Все решения быстро принимаются и немедленно внедряются.

Тактическая цель антикризисного руководства – сохранение рентабельности. Для воплощения этой цели формируется бизнес-стратегия. В нее входит сокращение производственных издержек, реструктуризация задолженности.

Способы предотвращения несостоятельности

Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:

  • Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
  • Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
  • Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
  • Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
  • Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
  • Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
  • Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
  • Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
  • Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.

Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.

Дополнительная информация

Перед внедрением всех мер по предупреждению несостоятельности нужно определить причины, по которым возникла угроза банкротства. От них зависит порядок действий. Нужно определить причину проблемы, а потом работать именно по этому направлению. К примеру, проблема компании – большое количество долгов покупателей. Товар отгружается в кредит, но деньги за него выплачиваются с задержкой. А потому у фирмы мало свободных средств. Она не в состоянии расплатиться по своим обязательствам. В этом случае имеет смысл воспользоваться этими антикризисными мерами:

  • Внедрение автоматизированной системы по работе с дебиторами.
  • Организация взаимодействия с дебиторами (отправка уведомлений, звонки и прочее).
  • Отмена программы отгрузки продукции в кредит.

Не существует одной работающей схемы предупреждения банкротства. Порядок действий определяется конкретной ситуацией.

1.2 Меры по предотвращению банкротства предприятия

С точки зрения финансового менеджера предприятия банкротство – это неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием неравновесия финансовой системы воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой и инвестиционной политики.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация – это досудебные или же судебные меры по восстановлению платёжеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Всё это в определённой мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономики принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.

Целями финансовой стратегии предприятий в данной ситуации должны быть:

· обеспечение их ликвидности и платёжеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заёмных источников средств;

· получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:

· разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;

· создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у многих из них собственные оборотные средства;

· принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заёмных средств; в этих целях необходимо снижать учётную ставку ЦБ РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;

· принять меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчётов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;

· изменить налоговую политику, направив её на стимулирование производства и инвестиций;

· определение степени ликвидности и платёжеспособности предприятия;

· направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.

Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.

Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый менеджмент и входящий в него финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния.

Главными направлениями этого анализа являются:

Оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;

Оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и типа финансового состояния;

Выявление тенденций оборачиваемости средств предприятии,

Определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;

Выявление тенденций рентабельности на основе системы показателей.

Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятии, решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотные средств на основе выработанной стратегии, с другой - размещение этих средств между материальными активами, а также в сферах производства и обращения. Большую роль при этом играет правильно выбранная кредитная политика, использующая кредит в качестве финансового рычага, однако при существующей учетной ставке это малореально.

1.3 Критерии необходимости проведения санации

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» указывает на три как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство организации: финансовое оздоровление; назначение временной администрации; реорганизацию. Соответственно данному недифференцированному подходу критерии, при наличии которых организация будет считаться нуждающейся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в нее может быть направлена временная администрация или когда ей может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при наличии одних и тех же оснований кредиторы по собственному усмотрению будут решать, какую из трех указанных мер применить к организации, нуждающейся, с их точки зрения, в повышенном внимании.

Основными мероприятиями по санации неплатежеспособных предприятий при определенной финансовой поддержке являются:

Внедрение новых форм и методов управления;

Конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

Повышение эффективности маркетинга;

Снижение производственных затрат;

Сокращение дебиторской и кредиторской задолженности;

Повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

Продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

Временная остановка капитального строительства;

Конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

Расширение экспорта;

Сокращение численности занятых и др. При оценке финансового состояния предприятий и установлении структуры баланса проводится анализ финансового состояния, целью которого является определение степени его платежеспособности на основе структуры баланса.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления предприятия. Данный процесс может включать в себя:

Оказание финансовой помощи организации его учредителями (участниками) и иными лицами;

Изменение структуры активов и пассивов организации;

Изменение организационной структуры;

иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения.

В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства, установленных статьей 41 Закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в срок, предусмотренный частью первой настоящей статьи.

Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации.

В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.

План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов.

В случае, когда собранием кредиторов принято решение об утверждении плана санации или плана ликвидации, в котором предусмотрен срок санации или ликвидации, превышающий первоначально установленный, хозяйственный суд продлевает срок санации или ликвидации, если имеются достаточные основания полагать, что продление срока санации или ликвидации приведет соответственно к восстановлению платежеспособности должника либо увеличению общей суммы удовлетворенных требований кредиторов.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных настоящим законодательством.

Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

Причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные: непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторская и кредиторская задолженность и др. После объявления предприятия неплатежеспособным администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин этого положения.

В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

В юридической литературе справедливо отмечается, что именно в результате отсутствия в конкурсном законодательстве надлежащего механизма предупреждение банкротства юридического лица положение большинства юридических лиц выглядит как массовое банкротство . Более того, отсутствует легальное определение понятия «предупреждение банкротства».

Правовая регламентация данного феномена содержится в главе II Закона о несостоятельности (банкротстве), именуемая «Предупреждение банкротства» . Из указанной главы Закона о банкротстве, как совершенно верно отмечают авторы следует, что мероприятия по предупреждению банкротства рассматриваются в широком и узком смыслах. В широком смысле под данными мероприятиями следует понимать систему мер, направленных на недопущение признания должника банкротом, которые включают в себя досудебные и судебные мероприятия, как то: диагностика несостоятельности; меры предусмотренные главой II Закона о банкротстве «Предупреждение банкротства»; процедуры финансового оздоровления, внешнего управления , мирового соглашения. В узком смысле предупреждение банкротства ограничивается лишь мерами, которые применяются до подачи заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд , а именно меры по предупреждению банкротства предусмотренные главой II Закона о банкротстве, а также диагностика несостоятельности .

Следует обратить внимание на то, что большинство авторов критически оценивают название главы II Закона о банкротстве.

Так, Б. Габричидзе, Т. Жукова предлагают вовсе исключить из Закона о банкротстве главу II «Предупреждение банкротства». Такое предложение авторы аргументируют тем, что в Законе о банкротстве объединены различные по целям мероприятия, поскольку предупреждение банкротства это восстановительные мероприятия, которые направлены на его предотвращение, они проводятся до признания арбитражным судом должника банкротом. Авторы предлагают подготовить и принять Федеральный закон «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц», который бы содержал положения об оценке, прогнозировании и восстановлении платежеспособности юридических лиц .

М.В. Телюкина полагает, что название главы «Предупреждение банкротства» не является удачным, поскольку исходя из данного названия следует вывод о том, что на предупреждение банкротства направлены только нормы данной главы, что приводит к смешению понятия «предупреждение банкротства» в широком и узком смыслах. М.В. Телюкина предлагает назвать главу Закона «Предупреждение подачи заявления о банкротстве» или «Досудебное предупреждение банкротства» . Последний взгляд представляется более убедительным, поскольку в ст. 1 Закона о банкротстве сказано, что им регулируются не только отношения по признанию должника банкротом, но и отношения, регулирующие порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства. Данный закон носит универсальный характер, т.к. содержит положения, направленные как на восстановления платежеспособности должника, так и его ликвидацию. Однако неточность названия главы II Закона о банкротстве может привести к двоякому ее пониманию. По этой причине принятие специального Федерального закона «О досудебном восстановлении платежеспособности юридических лиц» представляется излишним, и вслед за М.В. Телюкиной предлагаем назвать главу II Закона «Досудебное предупреждение банкротства».

В п.1 ст.30 Закона о банкротстве, именуемая как меры по предупреждению банкротства организаций сказано: в случае возникновения признаков банкротства, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника – унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве признаками банкротства юридического лица являются неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или обязанность) не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Несомненно, установление обязанности по информированию руководителем должника указанных лиц о наличии признаков банкротства является попыткой законодателя предоставить шанс учредителю для принятия мер по предупреждению банкротства в целях сохранения юридического лица. Однако установление данного правила аннулируется тем, что отсутствует санкция для руководителя должника в случае невыполнения им этой обязанности. В некоторых случаях, как отмечают в юридической литературе, трудно исполнить обязанность по извещению о признаках банкротства, когда учредителей (участников) должника сотни или тысячи . Вместе с тем, представляется необходимым установление санкций в отношении руководителя должника за невыполнение указанной обязанности, поскольку участники такого юридического лица обладают теми возможностями, которые позволяют не допустить несостоятельность.

Судебная практика по вопросам отмены решения суда о признании должника банкротом случае в случае неизвещения учредителей (участников) юридического лица складывается неоднозначно.

Так, в одних случаях, дело о признании юридического лица банкротом было передано на новое рассмотрение, поскольку удовлетворяя заявленные требования, суд не учел, что до подачи заявления учредители юридического лица приняли решение об увольнении руководителя, более того, руководитель не направлял им сведения о наличии признаков банкротства, следовательно, учредители были лишены возможности принять меры, необходимые для восстановление платежеспособности юридического лица .

В других случаях, суд полагает, что неизвещение учредителей (участников) должника о выявлении признаков банкротства не является основанием для отмены решения суда о признании должника банкротом .

Согласно п.2. Ст.30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, собственник имущества должника – унитарного предприятия , федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

Заметим, что в главе II Закона о банкротстве, за исключением досудебной санации, отсутствует перечень мероприятий, которые могут применить учредители (участники) юридического лица в целях предотвращения его несостоятельности. Более того, в Законе не определен срок и порядок проведения таких мероприятий.

В юридической литературе разработаны следующие меры, направленные на предупреждение банкротства юридического лица.

А.Н. Семина называет такие меры как: 1) реорганизация должника; 2) смена его руководителя или руководства в целом; 3) изменение системы управления; 4) перепрофилирование и закрытие убыточных производств ; 5) отказ от заключения определенных договоров; 6) продажа части имущества, относящегося к производству, не приносящему прибыли .

М.В. Телюкина наряду с предложенными выше мерами называет: анализ финансового состояния должника, а также его контрагентов с точки зрения вероятности неисполнения обязательств; 2) разработка и внедрение новой маркетинговой политики; 3) достижение договоренностей с отдельными кредиторами о рассрочке, отсрочке погашения долгов, скидок с долгов, прощения долга; 4) представление инвестиций под гарантии (залог, поручительство, банковская гарантия) определенных лиц . Причем указывается, что представление инвестиций под гарантии необходимо отграничивать от досудебной санации, поскольку главным является не факт инвестирования , а факт предоставления обеспечения по договору . Кроме того, М.В. Телюкина классифицирует предложенные досудебные мероприятия на экономические (модернизация , перепрофилирование) и юридические (истребование имущества по виндикационному иску, получение кредитов и т.п.) .

В юридической литературе высказано предложение о включении в главу II Закона норм о добровольном банкротстве, т.е. досудебной процедуры, осуществляемой непосредственно должником и состоящей в применении некоторых положений Закона о банкротстве без контроля суда. Авторами предложено выделять этапы добровольного банкротства: 1) принятие решения о добровольном банкротстве; 2) уведомление кредиторов о желании осуществить добровольное банкротство; 3) получение согласия кредиторов; 4) объявление о добровольном банкротстве; 5) проведение ликвидационных мероприятий; 6) завершение добровольного банкротства. Для объявления о добровольном банкротстве необходимо наличие признаков банкротства . Действительно, положения о добровольном банкротстве содержались в ранее действовавшем Законе о банкротстве 1998 г (гл. XI). Возможность проведения добровольного банкротства допускалась и ГК РФ. Можно заключить, что сегодня отсутствует возможность применения такого банкротства.

Несмотря на то, что добровольное банкротство, по мнению многих авторов, является удобным способом ликвидации небольших юридических лиц, у которых нет большой задолженности перед кредиторами, представляется излишним введение такой досудебной меры в Закон о банкротстве. Дело в том, что целесообразнее при наличии соответствующих признаков возбудить дело о банкротстве, поскольку иначе возникает опасность упустить время, когда судебные процедуры дали бы результат. Более того, после возбуждения дела о банкротстве должник и кредиторы в случае достижения консенсуса об исполнении обязательств правомочны заключить мировое соглашение.

Некоторые авторы, в качестве меры, направленной на предупреждение банкротства юридического лица называют введение моратория на все обязательства юридического лица. Авторы полагают, что введение такой меры использовать организации (должнику) свои активы для стабилизации производства и спасения бизнеса . Думается, что данное предложение носит скорее исключительный характер и возможно только при наличии согласия кредиторов, поскольку в соответствии с гражданским законодательством , обязательство должно быть надлежащим образом исполнено в срок.

В соответствии с п.3 ст.30 Закона о банкротстве меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В литературе, верно, указывается, что кредиторы или иные лица принимают меры по финансовой поддержке на основании соглашения с должником, например, соглашения о скидке с долга, отсрочке или рассрочке уплаты задолженности , прощение долга, исполнение третьим лицом за должника его обязательств . На первый взгляд данные соглашения весьма схожи с мировым соглашением. Однако между ними имеется принципиальное различие. Заключить мировое соглашение должник и кредитор могут только после возбуждения дела о банкротстве, поскольку такое соглашение согласно ст. 27 Закона о банкротстве является судебной процедурой. При этом В. Говорин справедливо отмечает, что в соглашении по осуществлению досудебных мер между кредитором или третьим лицом с должником должны быть закреплены гарантии защиты прав данных лиц. Кроме того, к числу существенных условий такого соглашения должны быть отнесены условия о порядке и сроках осуществления мероприятий по предупреждению банкротства .

В отличие от учредителей должника, на данных лиц не возлагается обязанность по применению досудебных мер, они самостоятельно принимают решение о предоставлении помощи должнику, а потому Законом для кредиторов и третьих лиц не предусмотрена ответственность за непринятие таких мер.

Обратимся к характеристике санации.

В соответствии с п.1 ст.31 Закона о банкротстве учредителями должника, собственником имущества – унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами может быть предоставлена финансовая помощь должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности.

В юридической литературе нет единства взглядов на правовую природу санации. Некоторые авторы полагают, что санация является восстановительной процедурой, как наблюдение и внешнее управление . Автор разделяет позицию тех исследователей, которые не рассматривают санацию как судебную процедуру . Действительно, ст. 27 Закона не относит санацию в качестве процедуры, применяемой деле о банкротстве. На самом деле санация представляет собой денежную помощь должнику. Считается, что объем денежных средств должен быть достаточен для удовлетворения требований кредиторов, срок исполнения которых уже наступил. Хотя, как справедливо отмечает М.В. Телюкина, необходимо учитывать интересы и кредиторов, срок исполнения которых не наступил, а также интересы должника. В результате сформулирован вывод о том, что размер финансовой помощи при санации должен быть достаточен как для удовлетворения требований кредиторов, так и для восстановления платежеспособности должника, т.е. для продолжения функционировании организации в нормальном режиме, что в свою очередь повлечет своевременное удовлетворение требований кредиторов по мере наступления сроков их исполнения. Соответственно при проведении санации можно удовлетворить одновременно все требования в полном объеме .

Кроме того, заметим, что для проведения досудебной санации необходимо согласия юридического лица, платежеспособность которого восстанавливается. В противном случае оказание такой финансовой помощи будет именоваться не санацией, а простой уступкой требования (цессией).

В соответствии с п.2 ст.31 Закона о банкротстве предоставление финансовой помощи может сопровождаться принятием на себя должником или иными лицами обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Анализ соответствующей дефинитивной нормы позволяет сделать вывод о том, что финансовая помощь может оказываться как на возмездной, так на безвозмездной основе. В этой связи в юридической литературе не раз возникал логичный вопрос: является ли оказание финансовой помощи на безвозмездной основе договором дарения ? Дело в том, что согласно ст. 575 ГК РФ установлен запрет дарения между коммерческими организациями. На данный вопрос наиболее удачно ответила М.В. Телюкина, указав, что не следует смешивать санацию и договор дарения, поскольку цель санации – восстановление платежеспособности должника, а цель дарения – безвозмездная передача имущества одним субъектом другому. Более того, договор о санации является непоименованной сделкой, а соответственно, осуществлять санацию на безвозмездной основе могут и коммерческие организации .

Санация фактически предусматривает возможность полного изменения правоотношения . В Законе о банкротстве не указано, что вновь принятые обязательства третьих лиц перед новым кредитором должны полностью соответствовать первоначальному обязательству должника. Следовательно, первоначальное обязательство может коренным образом измениться как по субъектному составу, так и по кругу регулируемых отношений. При проведении санации, как совершенно верно указывается в юридической литературе, необходимо обратить особое внимание на соблюдение требований налогового законодательства, которое, в частности, не допускает замену обязанного лица .

Основанием для прекращения санации является обращение должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Ранее заключенный, но не исполненный договор о проведении санации, прекращается, поскольку исполнить его не представляется возможным.

Принимая во внимание изложенное, можно заключить, что на сегодняшний день в Законе о банкротстве отсутствует порядок проведения санации, а именно не урегулирован порядок привлечения инвесторов и оформления соглашения о санации, срок проведения санации, а также не определена ответственность сторон. В этой связи, учитывая высокое значение санации для предупреждения банкротства юридических лиц, представляется необходимым дополнить ст. 31 Закона о банкротстве указанными положениями.

Заметим, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют положения о методике диагностики банкротства юридических лиц. Как отмечается в литературе, попытки введения подобной диагностики на законодательном уровне не увенчались успехом . Единственным нормативным актом , содержащим критерии для оценки неплатежеспособности юридических лиц является постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа » . Однако данное постановление применяется уже после возбуждения судом дела о банкротстве.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования законодательства о предупреждении несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Литература:

1. Васильев А.Н. Способы предупреждения банкротства юридического лица: соглашения, заключаемые в рамках финансового оздоровления /А.Н. Васильев // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 1. – С. 85-89.

2. Витрянский В.В. Постатейный комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» / В.В. Витрянский. – М., 2001. – 1037 с.

3. Говорин В. «Круглый стол» по проблемам несостоятельности (банкротства) / В. Говорин. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Габричидзе Б. Административно-правовые проблемы обеспечения финансовой устойчивости юридических лиц / Б. Габричидзе. [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-75807.html (дата обращения 15.12.2013).

5. Жукова Т., Кондратьева К. К вопросу о тенденциях развития законодательства о предупреждении банкротства в России / Т. Жукова // Право и экономика. – 2007. – № 1. – С. 96-97.

6. Иванин И.Е. Добровольное объявление о банкротстве / И.Е. Иванин, А.В. Нутрихин // Финансовая Россия. – 1999. – № 16.

7. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. – М., 2003. – 488 с.

8. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.В. Залесского. – М.,2003. – 617 с.

9. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 26 окт. 2002 г. №127-ФЗ // Собрание законодательства. – 2002. – № 43, ст. 4190.

10. Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа: постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367 // Собрание законодательства. – 2003. – № 26, ст. 2664.

11. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 по делу № А65-379/2010 по делу № А65-379/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

12. Постановление ФАС Поволжского округа от 24 янв. 2008 по делу № А12-13877/07-С55. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

13. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 окт. 2007 № Ф04-7456/2007(39545-А70-24) по делу № А70-8194/3-2006. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс.

14. Семина А.Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица: Научно-практическое издание / А.Н. Семина. – М., 2003. – 224 с.

15. Свит Ю. Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства // Российская юстиция. – 1998. – № 3. – С. 16-18.

16. Телюкина М.В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: дисс. … докт. юрид. наук / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 473 с.

17. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / М.В. Телюкина. – М., 2003. – 616 с.

18. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. – М.,1996. – 469 с.

Банкротство предприятия не является желаемым явлением ни для кредиторов, ни для должника. Для первых оно чревато полным или частичным невозвратом долга (из-за очерёдности требований и недостаточности имущества должника), а также сложностью процедур, необходимых для исполнения обязательств. Для второго означает окончание деятельности и частичную или полную потерю активов. О том, как можно предупредить банкротство на разных стадиях финансовых затруднений, пойдёт речь ниже.

Общая информация

Предупреждение банкротства - это способы восстановления платёжеспособности и улучшения финансового положения организаций-должников.

Частично оно регулируется главой II Федерального закона от 22.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ней указано, что при возникновении признаков банкротства руководитель организации-должника в срок до 10 дней с даты получения подобной информации обязан направить сведения о наличии данных признаков собственнику имущества организации (если должник - унитарное предприятие), а также лицам, имеющим право созывать внеочередное собрание акционеров (участников) организации.

Согласно пункту 3 ст. 30 указанного закона учредители (или участники) и собственник имущества, до направления в суд заявления о признании организации банкротом, принимают меры по предупреждению банкротства (возвращению его платёжеспособности). В реализации этих мер также могут участвовать кредиторы и иные лица, заключившие соглашение с должником.

В ряде случаев, установленных федеральным законодательством, своевременно принять меры по предупреждению банкротства организаций должны и органы государственной (исполнительной) власти и местные администрации.

Избежать несостоятельности можно как на досудебной стадии, так и после подачи документов для признания должника банкротом. Руководство организации и иные заинтересованные лица самостоятельно определяют оптимальный набор методов восстановления её эффективной работы.

Для кредитных организаций и предприятий стратегических отраслей существуют дополнительные меры по предупреждению банкротства.

Досудебные (внесудебные) меры

Они осуществляются по решению руководства организации-должника и связанных с ней лиц до направления заявления о признании её банкротом без вмешательства и контроля судебных органов.

Меры, применяемые при лёгких затруднениях работы предприятия

Меры при серьёзном ухудшении работы организации

При глубоких кризисных состояниях может быть проведена реорганизация предприятия-должника. В соответствии со статьёй 57 Гражданского Кодекса РФ она может проводиться в следующих видах:

Судебные меры

К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом - введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.

Финансовое оздоровление

Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.

Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.

Максимальная продолжительность финансового оздоровления - два года.

Отличие финансового оздоровления от досудебного восстановления платёжеспособности

Главное отличие - это ограничение свободы действий руководства предприятия-должника:

  1. Арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (его кандидатуру определяет собрание кредиторов).
  2. Если руководство должника не выполняет план финансового оздоровления, то на основе ходатайства собрания кредиторов или назначенного арбитражного управляющего по решению суда оно может быть отстранено от выполнения своих обязанностей.
  3. Руководители организации-должника без получения согласия кредиторов не могут:
    • проводить сделки, в реализации которых они заинтересованы, или сделки, связанные с получением (отчуждением) более 5 процентов стоимости активов задолжавшей организации либо выдачей гарантий, займов, поручительств, кредитов, либо передачей имущества должника в доверительное управление;
    • выполнять операции, приводящие к появлению новых обязательств, если долги, возникшие после начала процедуры оздоровления, составили 20 процентов от суммы, указанной в реестре требований к должнику.

Кроме того, без одобрения кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение по задолженности, руководители лишены права проводить реорганизацию юридического лица. А без согласия назначенного управляющего — проводить сделки, связанные:

  • с получением в долг денежных средств;
  • с переводом долга или уступкой прав требований;
  • с превышением кредиторской задолженности пятипроцентной доли от суммы, указанной в реестре требований к должнику на дату введения процедуры оздоровления;
  • с получением либо отчуждением имущества (кроме реализации продукции).

Что нужно знать предпринимателям об ? Ответ читайте на страницах нашего ресурса.
Условия для введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка . Эта мера направлена на защиту должников.

Внешнее управление

Регламентируется главой VI закона о несостоятельности.

Это процедура возвращения платёжеспособности, предусматривающая отстранение руководства организации-должника от выполнения своих обязанностей и возложение их полномочий на назначенного судом внешнего управляющего.

Внешнее управление также вводится судом по предложению собрания кредиторов на полтора года. При необходимости этот срок может быть продлён ещё на полгода. На этот период управляющий составляет план внешнего управления, утверждаемый затем собранием кредиторов. Его цель, как и в программе финансового оздоровления, состоит в возвращении платёжеспособности организации.

Помимо реализации антикризисного плана возврату к нормальной работе должника способствует и введение моратория на выполнение должником обязательств перед кредиторами (за исключением текущих).

Особенности предупреждения банкротства отдельных видов организаций

Стратегические организации

Это организации, входящие в особый, утверждённый на федеральном уровне, перечень и работающие в стратегически важных для обеспечения интересов государства отраслях, например, в оборонно-промышленном комплексе.

Для предупреждения их несостоятельности в соответствии со ст. 191 Федерального закона о банкротстве Правительство РФ организует осуществление ряда мероприятий:

  • анализ платёжеспособности и финансового состояния;
  • проведение реорганизации;
  • погашение задолженности федеральных органов власти перед предприятиями и организациями, работающими в рамках гособоронзаказа, если вероятность банкротства возникла по этой причине;
  • реструктуризация задолженности по перечислению налогов и сборов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные фонды;
  • досудебная санация;
  • достижение (в т. ч. путём оформления государственных гарантий) договорённости между организациями стратегических отраслей и их кредиторами о реструктуризации имеющейся задолженности;
  • другие.

Внешнее управление вводится по решению арбитражного суда.

Кредитные организации

Предупреждение банкротства этих организаций регулируется параграфом 4.1 главы IX закона о несостоятельности. К числу соответствующих мер согласно статье 189.9. данного закона относятся следующие:

  • финансовое оздоровление во внесудебном порядке, осуществляемое согласно статье 189.14 закона о несостоятельности;
  • назначение временной администрации, кроме случаев, связанных с отзывом лицензии на выполнение банковских операций;
  • проведение реорганизации;
  • меры, принимаемые с участием государственного Агентства по страхованию вкладов, которое исполняет полномочия конкурсного управляющего в случае банкротства кредитных организаций.

Все указанные меры реализуются до даты отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Таким образом, ухудшение платёжеспособности организации не является поводом для серьёзного беспокойства и негативных выводов. Существует достаточно много способов выхода из затруднительного положения, в том числе и после обращения в суд о введении процедур банкротства. Значительную помощь при этом могут оказать юристы и финансовые консультанты.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: