земельные участки. Глава i.1. земельные участки Частью 4 статьи 11.9 земельного кодекса рф

06 Ноября 2017, 17:44, вопрос №1803161 Илья , г. Москва

    определение порядка пользования земельным участком

600 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (4 )

  • получен
    гонорар 34%

    Юрист

    Общаться в чате
    • 7,7 рейтинг

    Уважаемый Илья! Здравствуйте! Так, по таким делам в основном суд назначает судебную землеустроительную экспертизу, выводы которой и закладывает в свое решение.

    Суть иска: жилой дом в МО разделен на 5 частей. Вход в несколько частей возможен только метровой ширине дороге рядом с одним из участков.

    ну скорее не частей, а помещений. И это все на одном ЗУ? Разделение по решению суда или по согласию собственников долевой собственности?

    Суду же нужна конкретика.

    Если еще более серьезно, то надо смотреть документы.

    Ответ юриста был полезен? + 2 - 0

    Еще решение суда

    <ФИО8> обратился в суд с иско м к <ФИО5>, <ФИО9> об определении порядка пользования земельным участком, указав, что он является собственником 7/15 долей домовладени я

    Истец просит определить порядок пользования участком по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, выделив ему в пользование 246кв.м., по точкам н1,73,70, н3, н2 и земельный участок площадью 60кв.м. по точкам 72, н6, н5, н4, в пользование ответчиков 350кв.м. по точкам н6, н1, н2, н3,29,28,71, н4, н5. Обязать ответчиков не чинить препятствий при демонтаже старого и установке нового ограждения по установленным судом границам раздела земельного участка.

    .........................................

    <ФИО5> просит суд определить порядок пользования земельным участком <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> г. <АДРЕС>. Выделить <ФИО5>, <ФИО9> в пользование земельный участок площадью 423 кв.м., ограниченного следующими размерами: по фасаду 18,5м., по стене <АДРЕС>,95м.+1,05м., по границе с земельным участком <ФИО8>-11,38м+6,81м+1,90м., по задней меже-10,41м.+12,45м.9,10м., по правой меже

    ..............................................................

    Оценивая требования истца <ФИО8> об определении порядка пользования земельным участком и выделении ему в пользование земельного участка, согласно его доле в праве собственности на него, обязывании ответчиков не чинить препятствий при демонтаже старого и установке нового ограждения по установленным судом границам раздела, суд приходит к выводу, что требования <ФИО8> подлежат частичному удовлетворению .

    Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
    Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.


    Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности .


    В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам . Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом .


    Определением от <ДАТА19> по ходатайству истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза. Производство экспертизы было поручено эксперту Государственного учреждения «<АДРЕС> центр судебной экспертизы».


    На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:


    1. Возможно ли определить порядок пользования земельным участком <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> Октябрь в г. <АДРЕС> между сторонами в соответствии с размерами принадлежащих собственникам идеальных долей в праве собственности на него?


    Если определение такого порядка пользования земельным участком невозможно, то возможно ли определить порядок пользования данным земельным участком с незначительным отступлением от идеальных долей с соблюдением строительно-технических норм?


    2. Какой на момент проведения экспертизы имеется порядок пользования земельным участком между сособственниками?


    Соответствует ли сложившийся порядок землепользования строительно-техническим нормам? Если не соответствует, то возможно ли определить порядок пользования земельным участком с учетом сложившегося землепользования, расположения строений на участке и с учетом строительно-технических норм?


    3 .Каковы возможные варианты определения порядка пользования данным земельным участком?


    Из заключения эксперта <НОМЕР> от <ДАТА20> по первому и третьему вопросам с учетом пояснений эксперта <ФИО13> в судебном заседании и дополнений к указанному заключению следует, что на долю <ФИО8> (7/15 доли) приходится площадь земельного участка равная 305 кв.м., на долю <ФИО9> (1/6 доли) площадь равная 109 кв.м., на долю <ФИО5> (11/30 доли) площадь равная 240 кв.м. (л.д.128, 141).


    Исходя из того, что часть дома, принадлежащая <ФИО5> и <ФИО9> между ними не разделена, эксперт в предложенных вариантах порядка пользования земельным участком выделяет данным совладельцам участок в общее пользование .


    На момент проведения экспертизы между совладельцами имелся порядок пользования земельным участком согласно схеме <НОМЕР> заключения эксперта. В пользовании <ФИО8> находился участок <НОМЕР> площадью 226 кв.м., в пользовании <ФИО9> и <ФИО5> участок <НОМЕР> площадью 428 кв.м. Имеющийся порядок пользования земельным участком не соответствует строительно-техническим нормам, а именно: отсутствуют подходы (ремонтные зоны) к задней стене жилого дома, принадлежащей <ФИО8> (л.д.129).


    В своих выводах эксперт указал, что в соответствии с идеальными долями сторон (7/15, 11/30 и 1/6) варианты определения порядка пользования земельным участком должны быть определены согласно схемам <НОМЕР> и <НОМЕР> экспертного исследовани я (л.д.130).


    Исходя из площадей находящимися в пользовании совладельцев при имеющемся порядке пользования, с учетом строительно-технических норм эксперт предлагает вариант порядка пользования земельным участком согласно п.2 исследования и схеме <НОМЕР> (л.д.130).


    В силу требований ст. 8 Федерального закона от <ДАТА21> N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.


    Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.


от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(представлена действующая редакция ЗК РФ на 28 декабря 2013 года с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2014 года)

Глава I.1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

Комментарий к статье 11.9 ЗК РФ

Процесс образования земельных участков не может быть произвольным. В связи с этим ЗК РФ устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать образуемые и изменяемые земельные участки.

Одним из главных требований, предъявляемых к земельным участкам, является соблюдение установленных предельных (максимальных и минимальных) размеров, которые устанавливаются градостроительным регламентом. Согласно п.3 ч.2 ст. 30, ч.1 ст. 36 ГрК РФ градостроительный регламент является частью правил землепользования и застройки и определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Предельные размеры земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, а также градостроительные регламенты для которых не устанавливаются, должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами. Согласно п.1 ст. 4 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

________________
Согласно ч.4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.

В соответствии с ч.6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

До настоящего времени такие федеральные законы не приняты. Попыткой комплексного урегулирования вопросов использования земельных участков, на которых действие градостроительного регламента не распространяется, а также для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, является внесенный Правительством РФ в Государственную Думу проект Федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию" (Официальный сайт Государственной Думы www.duma.gov.ru.).

Например, в соответствии со ст. 6 закона Московской области от 12 июня 2004 года N 75/2004-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 2 гектара.

В соответствии с п.2 ч.3 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Границы муниципальных образований и границы населенных пунктов отражаются в генеральных планах поселений, городских округов, схемах территориального планирования муниципальных районов (п.1 ч.6 ст. 19, п.2 ч.5 ст. 23 ГрК РФ). Согласно п.2 и п.3 ч.1 ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границы между субъектами РФ, границ муниципального образования и об установлении или изменении границ населенного пункта.

При поступлении в орган государственного кадастрового учета сведений о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов такие сведения отражаются на публичных кадастровых картах, которые предназначены для использования неограниченным кругом лиц.

________________
См.: Приказ Министерства экономического развития РФ от 19 октября 2009 года N 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт" // РГ. 2009. 17 дек. N 242.

Таким образом, опираясь на сведения государственного кадастра недвижимости о границах муниципальных образований и границах населенных пунктов орган государственного кадастрового учета проверяет соответствие образуемого или измененного земельного участка требованиям ЗК РФ в части недопустимости пересечения таких границ с границами земельного участка.

Следуя принципу единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости (подп.5 п.1 ст. 1 ЗК РФ), законодатель установил запрет на образование земельных участков в случае, если это приводит к невозможности использования расположенных на таких земельных участков объектов недвижимости. Так, например, невозможно осуществить раздел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, поскольку в соответствии со ст. 36 ЖК РФ такой земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в таком многоквартирном доме.

При этом согласно ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение, а собственник такого помещения не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно ч.5 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" графическая часть межевого плана должна отражать доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В связи с этим образование земельных участков, доступ к которым не может быть обеспечен, в том числе путем установления сервитута, также не допускается.

Раздел, перераспределение или выдел земельных участков также не может быть осуществлен, если образуемые в результате этого земельные участки нельзя будет использовать в соответствии с их разрешенным использованием ввиду наличия установленных обременений (ограничений).

Так, широко распространенным случаем на практике является нахождение земельного участка в охранной или санитарно-защитной зоне, в том числе когда в такой зоне находится не весь земельный участок, а его часть.

Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

________________
СЗ РФ. 2009. N 10. Ст.1220.

Таким образом, если в вышеупомянутой охранной зоне находится часть земельного участка, предназначенного для строительства, например, гаража, то при образовании такой части в виде самостоятельного земельного участка размещение гаража на этой части земельного участка будет противоречить правовому режиму, установленному для этой охранной зоны. В связи с этим образование земельного участка подобным образом не допускается.

Понятия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в ЗК РФ не раскрываются, в связи с чем на практике участникам земельных отношений и органам кадастрового учета зачастую достаточно сложно установить, характеризуется ли образуемый земельный участок такими признаками. Однако эти понятия имеют исторические корни. В частности, термины "чересполосица" и "вклинивание" ранее использовались в законодательстве советского периода.

________________
См., например: постановление Совета Министров РСФСР от 23 июня 1966 года N 286 "О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах" (СП РСФСР. 1966. N 11. Ст.51), ст. 59 ЗК РСФСР (Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст.768). В постановлении ЦИК СССР, СНК СССР от 3 сентября 1932 года N 1356 "О создании устойчивого землепользования колхозов" (СЗ СССР. 1932. N 66. СТ.388) чересполосица названа в качестве "бича единоличного хозяйства".

Образование земельных участков должно осуществляться с учетом территориальных зон, установленных при градостроительном зонировании, а также границ лесничеств и лесопарков. Пересечение границ земельного участка и границ территориальной зоны является основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка (п.6 ч.2 ст. 26 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Недопустимость пересечения границ земельных участков с границами лесничеств и лесопарков объясняется тем, что последние в соответствии со ст. 23 ЛК РФ являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Согласно ч.5 ст. 69 ЛК РФ проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.

Объективными исключениями из общих правил является образование земельных участков для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Такие исключения сформулированы законодателем исходя из того, что участки недр являются самостоятельным объектом недвижимости (ст. 130 ГК РФ) и образование земельного участка в данном случае осуществляется только в целях обеспечения доступа к участку недр, а также специфики линейных объектов, которые могут иметь длительную протяженность с сопутствующим пересечением не только территориальных зон, но и границ муниципальных образований, границ субъектов РФ (например, автомобильные дороги федерального значения, магистральные газопроводы и т.д.) и объектов, режим использования которых определяется исходя из особенностей, предусмотренных водным законодательством.

Консультации и комментарии юристов по ст 11.9 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11.9 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: