Рейтинг правовых государств. Правовое государство - понятие и основные признаки Что обеспечивается в правовом государстве

Подправовым государством понимается государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей (Цыганов В.И.).

Правовое государство есть такая форма организации власти политического строя, которая всецело подчиняется задаче государственно-правового обеспечения приоритетов человека в обществе и характеризуется верховенством эффективно действующего в общественной жизни закона, утверждением высокого престижа права, его созидательно-конструктивной, активной роли в социальном прогрессе, наличием специальных политико-юридических механизмов, гарантирующих правовую защищенность граждан от произвола, стимулирующих активное использование ими прав и свобод, удовлетворение правовыми способами законных интересов. Правовым является государство, в котором установлен и поддерживается демократический правопорядок и соответствующий ему социально-правовой климат в обществе, а отношения личности (населения) и власти основаны на праве и обусловленных им принципах взаимной ответственности друг перед другом и неукоснительного осуществления предусмотренных закономобязательств (правового долга) (В.И. Червонюк).

Правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей (Мелехин А.В.).

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. (Мелехин А.В.).

Правовое государство – форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности (С.А. Комаров).

Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права (В.Н Хропанюк).

Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности (С.Н. Кожевников).

Правовое государство – это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.).

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений (Малько А.В.).

Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства (Головистикова А.Н.).

Признаки:

    Верховенство права. Вся деятельность государства должна строиться на основе права и не противоречить ему. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Все подзаконные акты должны соответствовать закону. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть отвечало принципам равенства и справедливости, интересам и потребностям общества. Правовое государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, устанавливает те принципы и рамки, которые оно не может переступить;

    Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина . Государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их защиту и реализацию. Ст. 2 Конституции РФ;

    Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду. Этот принцип следует понимать как систему сдержек и противовесов, с одной стороны, сдерживающую произвол отдельных ветвей власти, а с другой – обеспечивающую их эффективность и функциональность. Каждая из ветвей власти обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Так, в отношении законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует все стадии законодательного процесса. Президент имеет право применить отлагательное вето. (Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье);

    Демократизм – это принцип, в соответствии с которым население страны прямо или через своих представителей принимает участие в организации и деятельности государственного аппарата ст. 3 Конституции РФ;

    Взаимная ответственность государства и личности. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданами;

    Политический и идеологический плюрализм , заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

    Режим законности в государстве и обществе .

Законность – это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т. е гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами (С.С. Алексеев).

    Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

    Наличие гражданского общества.

Согласно определению, представленному в Большом юридическом словаре, правовое – такой тип государства, который основан на конституционном режиме, правовая система которого развита и непротиворечива, а судебная эффективна. В правовом государстве реализован социальный контроль над властью.

Процесс образования правового государства можно разделить на три этапа, объединенные единым признаком суверенности правовых отношений. Первый этап – признание а самого государства. Затем в процессе длительной борьбы и за свои права был утвержден общества. Третьим этапом стало завоевание суверенитета права, то есть главенство закона над каждым гражданином государства, над властью и волей индивида и общества.

В правовом государстве закону подчиняются как органы государственной власти, так и рядовые граждане. Основная проблема заключается в том, что государство само издает законы, в том числе и те, которые ограничивают его власть. Потому и необходимо, чтобы страной управляли высоконравственные особы, способные осознать равенство всех перед законом и не ослепленные властью.

Граждане правового государства свободны и независимы, им разрешено все, что не запрещает закон. С другой стороны, они в ответе за свои ценности, как материальные, так и духовные. Общество таких граждан должно признавать верховенство закона и государственной власти, призванной обеспечить безопасность в стране.

Еще одной важной характеристикой правового государства является реальное разделение неподкупной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Только в этом случае возможна независимая оценка противоправных деяний. Неотъемлемой частью правовых отношений в государстве становятся не только законы, но и сами граждане, готовые жить по законам государства и морали, высоконравственные, с развитым чувством долга, самокритичности и порядочности.

Видео по теме

Источники:

  • Статья о правовом государстве
  • Правовое государство

Идеи о государстве, основанном на верховенстве справедливости и закона, появились еще во времена античности. Философы и мыслители той эпохи считали, что самая правильная форма организации жизни в обществе – это равенство перед законом как простых людей, так и представителей власти. Эти мысли Аристотеля, Цицерона, Платона и Сократа и стали основой для создания теории правового государства.

Идеи о правовом постоянно дорабатывались, значительный вклад в их развитие внесли философы и ученые Джон Локк (1632-1704 гг.), Шарль Монтескье (1689-1755 гг.), позднее Иммануил Кант (1724-1804 гг.), Георг Гегель (1770-1831 гг.) и другие. Первый опыт создания правового государства принадлежит Америке и Франции, именно в этих странах в 1789 году были законодательно закреплены права и свободы человека. Современные представления о правовом государстве предполагают наличие в нем ряда характерных признаков.

Приоритет права над государством

Государство можно считать правовым, если власть в нем ограничена правом и действует в интересах , в целях обеспечения прав и свобод гражданина. Граница прав проходит там, где его действия нарушают права другого. Первенство права перед также, что народ имеет суверенное и неотъемлемое право участвовать в реализации государственной власти.

«Закон превыше всего»

Закон – это форма выражения права. В правовом государстве законы основываются на правовых принципах, а не санкционируют произвол, насилие и диктатуру. Изменять закон вправе только высший законодательный орган, а подзаконные акты не должны противоречить закону.

Конституция и конституционный суд

Права и свободы человека в правовом государстве – высшая ценность. Это положение должно быть закреплено в конституции страны или каком-либо другом документе. Конституционный суд при этом обеспечивает соответствие законов Конституции и выступает гарантом стабильности общества.

Принцип разделения властей

Разделение государственной власти на три самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Такой подход позволяет избежать сосредоточения рычагов управления государством в одних руках, а уход от деспотизма и авторитаризма гарантирует соблюдение прав личности. Ветви власти, при относительной независимости друг от друга, устанавливают взаимный контроль.

Правовая культура и стабильный правопорядок

Обязанность властей в правовом государстве – это обеспечение реальности прав и свобод человека, соблюдения законов стабильного правопорядка. Граждане страны при этом также несут ответственность перед государством. Они обязаны уважать существующие законы, знать свои права и уметь ими пользоваться.

Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран.

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Признаки (принципы) правового государства:

1) Верховенство права во всех сферах жизни общества - подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.

2) Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона - контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

3) Реальное разделение властей - наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».

4) Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека - признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.

5) Взаимная ответственность государства и личности - граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.

6) Единство права и закона - соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.

7) Политический и идеологический плюрализм - существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Системная определенность признаков (принципов) правового государства:

1) Правовое государство обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.

2) Правовое государство предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства.

3) Правовое государство предусматривает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства.

4) Правовое государство основано на верховенстве закона, на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами.

Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок.

Предпосылки создания правового государства

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие - экономическая независимость и самостоятельность индивида.

Режим демократии, суверенитет народа.

Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.

Гражданское общество.

Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Правовое государство - это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

До сих пор многие считают, что это зло, что это механизм, который необходим для того, чтобы один класс мог совершенно безнаказанно и «законно» эксплуатировать другой. Да, в государстве все строится на подчинении, но ведь в основе его может лежать и справедливость.

Правовое государство - это такое государство, в котором деятельность и организация исходящей от высших органов власти основана на праве, не нарушает его и действует исключительно с ним. В стране могут быть приняты законы, позволяющие людям многое, но где гарантия, что они будут соблюдаться?

Концепция правового государства

Идея его основывается на том, что государство никогда не может быть выше права, на том, что в стране должны править именно законы, а не люди, а также на том, что человек не должен быть хоть как-то ущемлен государством.

Как сегодня дела обстоят в нашей стране? На самом деле все хуже, чем кажется. Да, с экранов телевизоров постоянно твердят, что правовое государство - это как раз то, что есть в нашей стране в данный момент, однако даже элементарный анализ обстановки поможет понять, что власть и деньги имущие люди не думают о правомерности своих поступков и действуют, не обращая внимания на интересы других людей.

Правовое государство и его признаки

Обязательно должно быть Имеется в виду то, что исполнительная и законодательная должны принадлежать разным людям и быть независимыми. В руках одного человека или органа они быть не могут, так как тогда произойдет монополизация власти.

Правовое государство - это такое государство, в котором постоянно действует Конституционный суд. Как вы и сами знаете, Конституция - важнейший документ страны. Нормы, которые содержатся в ней, конечно же, должны охраняться отдельным органом, имеющим широчайшие полномочия.

Что такое и закона? В первую очередь это невозможность отмены закона, принятого высшим представительным органом. Не только Парламент принимает законы, однако все остальные законодательные органы могут выпускать только законы, не противоречащие законам Парламента (нормы законов парламента не могут противоречить нормам Конституции).

Правовое государство - это такое государство, в котором любые законы, допускающие произвол, признаются недействительными.

Государство, органы и должностные лица должны действовать во благо народа, а не преследуя какие-либо собственные интересы.

Личность и государство должны быть взаимоответственны друг перед другом. Да, личность всегда отвечает перед государством, но и государство тоже должно нести немалую ответственность за сваи действия перед конкретной личностью. Нарушив нормы, оно должно будет понести установленную законами ответственность.

Основные права человека, которые закреплены в законодательстве, должны быть реально действенными, а не фиктивными. Сегодня конституции многих стран провозглашают полную свободу собраний и митингов, однако на практике человека, решившего публично выразить свое мнение, оштрафуют или даже арестуют на короткий срок. То же самое происходит и в нашей стране.

У человека должна быть возможность отстаивать свои права в суде. Эта возможность должна быть доступной. Может ли в правовом государстве суд отказать в рассмотрении дела истца по причине пола? Имущественного положения и прочего? Нет, не может. Равны все.

Информация, которая не перечит и тому подобному, должна распространяться беспрепятственно и совершенно свободно.

Важна граждан. Каждый должен знать не только лишь свои права, но и обязанности. Не будем забывать, что действовать правильно должно не только государство, но и его граждане.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: