Развитие конституционно правовых отношений. Конституционно-правовые отношения: понятие, элементы

конституционный правовой юридический

Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, в которые вступают люди и их организации на основе правомочий и юридических обязанностей, предусмотренных правовыми нормами. Поэтому по своей природе они аналогичны другим правовым отношениям, которые складываются в обществе.

Отечественными правоведами высказано достаточно много мнений о природе правовых отношений. Наиболее распространена трактовка правового отношения как разновидности общественного отношения, урегулированного нормой права. «Правоотношение, -- указывал С.Ф. Кечекьян, -- результат действия норм права... это тот результат, ради которого установлены нормы права, тот результат, без которого нормы права лишены смысла» Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. М., 1958. С. 31.. Аналогичной точки зрения придерживались и другие авторы.

Наиболее развернутое определение государственно-правового отношения дал в свое время B.C. Основин. Его мнение о природе государственно-правовых отношений сводилось к следующему:

государственно-правовые отношения - это определенное юридическое понятие, которое, как всякое понятие, является лишь субъективным образом объективного мира, лишь отражением определенной объективной действительности в сознании человека; это понятие отражает взаимоотношения между субъектами правомочий и обязанностей, установленных нормами государственного права; государственно-правовые отношения -- это реальные, фактические отношения, содержание которых определено нормами государственного права. Они могут возникнуть:

  • а) в результате воздействия нормы государственного права на отношения, сложившиеся еще до издания этой правовой нормы;
  • б) в процессе реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных правовой нормой, предусматривающей новые отобъективные условия;

государственно-правовые отношения - это один из способов реализации правомочий и юридических обязанностей, установленных нормами государственного права. Однако многие нормы могут быть реализованы и помимо правоотношений;

государственно-правовые отношения - это волевые отношения в том смысле, что в норме государственного права предусматривается их содержание и пределы;

служебная роль государственно-правовых отношений в общественной жизни состоит в том, что они являются средством воплощения некоторых норм права во взаимоотношениях людей, при помощи которого эти нормы вносят твердый распорядок в общественные отношения. Кроме того, будучи вызваны к жизни определенными потребностями, осознанными законодателем, государственно-правовые отношения часто являются средством защиты предписаний правовой нормы от возможного нарушения;

7) в отличие от иных общественных отношений, в частности нравственных, права и обязанности в государственно-правовых отношениях обеспечиваются государством, которое в необходимых случаях может использовать для их охраны не только меры убеждения, но также и принуждения Основин B.C. Советские государственно-правовые отношения. С. 9-- 12..

Если понятие конституционно-правовых отношений не вызывало среди государствоведов особых споров, то вопрос об особенностях этих отношений стал предметом острой дискуссии, обусловленной прежде всего отсутствием единого взгляда на предмет конституционного (государственного) права.

Одна из первых попыток определить особенности государственно-правовых отношений была предпринята И.Д. Левиным. По его мнению, «государственное право регулирует само формирование органов власти и самый порядок осуществления власти в государстве. Государственное право, следовательно, регулирует особый вид общественных отношений, а именно отношения властвования» 3 Основы советского государства и права. М., 1947. С. 85.. Это был первый шаг на пути раскрытия специфики государственно-правовых отношений. Однако позиция И.Д. Левина не получила поддержки государствоведов.

С.С. Кравчук полагал, что определяя компетенцию органов государственной власти, государственное право регулирует их деятельность, а не только порядок их деятельности. Во-вторых, особый вид общественных отношений, регулируемых государственным правом, не может быть сведен к отношениям властвования. Для отношений властвования характерны власть одной стороны и подчинение этой власти с другой стороны Кравчук С.С. Государственно-правовые отношения в Советском социалистическом государстве // Сов. государство и право. 1956. № 10. С. 96. .

С.С. Студеникин полагал, что «предметом регулирования советского государственного права являются те общественные отношения, которые складываются в процессе формирования и функционирования государственной власти и ее органов» Советское государственное право. М., 1950. С. 3..

Рядом авторов высказано мнение о том, что особенность советских государственно-правовых отношений состоит в том, что они складываются в процессе осуществления государственной власти. «Те общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления государственной власти, -- считал Я.Н. Уманский, -- называются государственно-правовыми отношениями» Уманский Я.Н. Советское государственное право. С. 7.. С точки зрения М.Г. Кириченко, «специфика советских государственно-правовых отношений состоит в том, что они складываются в связи с осуществлением государственной власти» Денисов А.И., Кириченко М.Г. Указ. соч. С. 5..

В постсоветский период в литературе также высказывались различные точки зрения относительно особенностей конституционно-правовых отношений. Так, М.И. Кукушкин полагает, что главные их особенности, обусловленные своеобразием предмета регулирования конституционного права, состоят в следующем. Во-первых, анализируемые взаимосвязи являются ядром всех других правоотношений, так как в них выражаются основы устройства общества и государства. Во-вторых, они отражают устройство общества как целостного организма, тогда как все другие правоотношения реализуются в какой-либо одной сфере государственного воздействия на общественные отношения. В-третьих, в них участвуют особые субъекты, совокупность которых не характерна для правоотношений, регулируемых нормами других отраслей права Конституционное право Российской Федерации. С. 24--25..

Е.И. Козлова видит специфику конституционно-правовых отношений в том, что они имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права; им свойствен особый субъективный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений; они характеризуются большим разнообразием, что создает многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаимосвязанных между собой правоотношений Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 15..

По мнению М.В. Баглая, конституционно-правовые отношения «не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов... Но эти правоотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимоотношения людей и органов власти, т.е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органа конституционной юстиции» Баглай М.В. Указ. соч. С. 12.. М.В. Баглай полагает, что специфику этих отношений составляют главным образом субъекты конституционно-правовых отношений, поскольку остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Обобщив высказывания авторов можно сказать, что конституционное право имеет своим предметом как бы двуединый объект регулирования, ибо в одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере, а в других сферах жизни общества предметом конституционного права охватывается весь комплекс общественных отношений. В результате складываются две группы конституционно-правовых отношений, каждая из которых характеризуется свойственными только ей особенностями.

Первую группу составляют прежде всего конституционно-правовые отношения общего характера. К их числу относятся общественные отношения, регулируемые главным образом нормами Конституции РФ, конституцией и уставов субъектов Федерации. Своеобразие этих конституционно-правовых отношений состоит в том, что они выражают сущность демократического строя Российской Федерации, его конституционные основы. Характеризуя этот вид конституционно-правовых отношений, Е.И. Колюшин указывает: «В этих отношениях нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон, да и сами стороны четко не указаны, что дает возможность для гибкого взаимодействия между нормой и фактическими общественными отношениями. Общие конституционные правоотношения очерчивают контуры российской государственности, общественного строя, статуса человека в России. Их можно назвать правоотношениями - рамками, в пределах которых возможны достаточно существенные различия фактического поведения. Так, декларируемое Конституцией РФ качество России как демократического государства (ст. 1) порождает общие конституционные правоотношения, в которых участвуют как минимум все государственные органы и должностные лица, обязанные вести себя так, чтобы обеспечить указанное качество государства. «Общие правоотношения, - отмечает Л.А. Морозова, - занимают в механизме конституционного регулирования значительное место и могут рассматриваться как собственно конституционные» Морозова Л.А. Конституционное регулирование в СССР. М., 1985. С.3..

Помимо общих конституционно-правовых отношений в рассматриваемую группу входят и конкретные конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации норм конституций и уставов. Их особенность состоит в том, что они тесно переплетены с другими правоотношениями, возникающими в процессе реализации норм других отраслей права. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 37 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на отдых, между государством и гражданами складываются конституционно-правовые отношения, когда государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину, работающему по трудовому договору, установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Однако для реализации этой нормы необходимо развитие конституционно-правовых отношений на отраслевом уровне.

Вторую группу составляют конституционно-правовые отношения, охватывающие весь комплекс общественных отношений, складывающихся в сферах жизни общества, регулируемых конституционным правом. Все они являются конкретными конституционно-правовыми отношениями, для которых характерно наличие определенных сторон, определенных взаимоотношений между ними.

Отличительной особенностью данных отношений является их особое содержание, обусловленное спецификой предмета конституционного права. Речь идет о том, что они складываются в областях, составляющих основные элементы государства - население, территорию и власть.

В литературе указываются и некоторые другие особенности этих отношений. Так, Е.И. Колюшин полагает, что отличительной особенностью конституционно-правовых конкретных отношений является то, что их субъекты, стороны неравноправны, что в этих отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть стороной подчиненной Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999.. С такой точкой зрения вряд ли можно согласиться. Например, российский народ, будучи источником власти в Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), в качестве субъекта конституционно-правовых отношений никогда не может быть стороной подчиненной. Наряду с особенностями, характерными для отдельных групп конституционно-правовых отношений, имеются также особенности, свойственные всем конституционно-правовым отношениям. Их самой отличительной чертой является высокий политический потенциал. «По существу они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе... -- указывает В.О. Лучин. -- Конечно, не все и не любые политические отношения становятся конституционно-правовыми... С переводом политических отношений в конституционно-правовые общесоциальные гарантии соотношения политики и права дополняются особыми юридическими гарантиями... Таким образом, конституционные правоотношения -- это особая, взятая в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик юридическая форма политических отношений» Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 111--113..

Деление этих отношений на общие и конкретные не исчерпывает их многообразия и специфики. Возможна классификация конституционно-правовых отношений и по другим основаниям.

Так, по целевому назначению конституционно-правовые отношения подразделяются на учредительные, правоустановительные и правоохранительные. К учредительным относятся главным образом общие конституционно-правовые отношения. Правоустановительными являются такие правоотношения, в которых их субъекты осуществляют свои права и выполняют обязанности, установленные правовой нормой. Например, в ст. 16 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается, что по вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководящими и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и военных формирований. На основе этой нормы между руководящими и другими должностными лицами, указанными в законе, и членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы могут возникать конкретные правоотношения, при этом член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеет право требовать от указанных руководящих и других должностных лиц приема в первоочередном порядке, а соответствующие руководители и другие должностные лица обязаны принять члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в первоочередном порядке, если последние считают такой прием необходимым. Правоохранительным считается такое правоотношение, целью которого является охрана предписания правовой нормы. Например, Конституция РФ содержит норму (ч. 3 ст. 115), которая предоставляет Президенту РФ право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

По своему содержанию конституционно-правовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные конституционно-правовые отношения -- это отношения, которые складываются в процессе реализации материальных норм конституционного права. Например, такие отношения возникают в процессе реализации норм Конституции РФ, определяющих взаимоотношения между Президентом РФ и Государственной Думой. Процессуальные конституционно-правовые отношения возникают при реализации процессуальных норм. Такие нормы содержатся, например, в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания, в котором устанавливается внутреннее устройство и органы Государственной Думы, общий порядок работы Государственной Думы, законодательная процедура, порядок рассмотрения Государственной Думой вопросов, отнесенных к ее ведению, порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов и т.д.

По форме конституционно-правовые отношения подразделяются на правоотношения в собственном смысле и правовое состояние. Конституционно-правовые отношения в собственном смысле характеризуются тем, что в них четко определены права и обязанности субъектов и каждый субъект осуществляет свои права и обязанности лично. По времени действия конституционно-правовые отношения делятся на временные (срочные) и постоянные (бессрочные). В литературе используются и другие основания для классификации конституционно-правовых отношений: по субъектам; по способу индивидуализации объектов (относительные и абсолютные); по юридическим фактам (с которыми связано их возникновение, изменение и прекращение) и т.д.

Государство.

Субъекты РФ.

Вопрос 7. Федеральные конституционные законы как источник государственного (конституционного) права в РФ: понятие, особенности.

Помимо Конституции в РФ действует еще 2-е разновидности закона: конституционные и ординарные федеральные (обычные законы).

Конституционный закон в мировой практике знает 3 вида:

1) Которые вводят конституцию в действие, такие законы были у нас, только с принятием новой конституции 1993 г. решили, что они не нужны, и этот закон был включен в раздел второй конституции.

2) Которые изменяют и/или дополняют конституцию или конституционные поправки. Этот вид у нас тоже существует, имеет большую силу, чем конституционный закон и принимается в более сложном порядке.

3) Которые развивают отдельные конституционные положения и о принятии которых прямо сказано в конституции государства. Но у нас некоторые такие положения не действуют, например, положение о государственной символике не уточнено в конституционном законе на самом деле не действует.

У нас сейчас действуют незаконная символика и при ее оскорблении, человек не может быть привлечен к ответственности именно по этой статье. Федеральные ординарные законы – это законы, которые по юридической силе стоят после конституции и конституционных законов. Они регулируют иные наиболее важные вопросы государственной жизни, не урегулированные конституцией и конституционными законами.

Федеральные законы принимаются государственной думой и одобряются советом федерации, подписываются и обнародуются президентом РФ. Президент может не подписывать закон, вернув его обратно государственной думе со своими замечаниями, а вот федеральный конституционный закон подписать обязан. Федеральный закон и федеральный конституционный закон это те, которые приняты после принятия конституции 1993 г.

Но до принятия конституции принимались и другие законы: законы РФ (что принято до конституции, применяется в той части, где не противоречит ныне действующей конституции), законы бывшего СССР (например, о правовом положении иностранных граждан) применяется в РФ в той части, где не противоречит конституции 1993 г. и в той мере, в которой данные отношения не урегулированы российскими федеральными законами.

Вопрос 9. Место конституционного права в системе российского права

К.п. является ведущей отраслью права РФ. К.п. служит основой для других отраслей права:

1) административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию

2) гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования

3) финансового, т.к. регулирует основы бюдж. системы РФ, систему налогов

4) уголовного права и уголовного процесса, т.к. устанавливает систему органов судебной власти, констит. принципа правосудия, права граждан в судопроизводстве.

РФ - суверенное государство

Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

В буквальном смысле слово «суверенитет», происходит от латинского слова «supro», означает то свойство власти, в силу которого она является «высшей», т.е. её верховенство. Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории страны конституции и других законов, издаваемых высшими органам государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Эти органы охватывают все полномочия, необходимые для осуществления всех функций государства.

Независимость государственной власти, которая проявляется в сфере международных, межгосударственных отношений, означает самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Сказанное позволяет выделить основные признаки государственного суверенитета. К ним относятся: 1) полновластие в области внутренне и внешней политики; 2) независимость государственной власти от других властей в осуществлении функций государства; 3) равноправие с другими участниками международных отношений; 4) реальные гарантии полновластия государства в лице высших представительных органов: законодательно установленный порядок их отношений с другими государственными органами и общественными организациями, экономические гарантии. Согласно Конституции РФ (ст. 4) суверенитет РФ распространяется на всё её территорию и характеризуется следующими основными чертами Конституция РФ. - Ростов-на-Дону.: Феникс,2008.- С.5:

1) Россия является много национальным государством, поэтому носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ (ч. 1 ст. 3);

2) народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3);

4) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей на всей территории России (ч. 2 ст. 4);

5) РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

6) Российская Федерация является равноправным членом международных организаций (ООН, Совет Безопасности, ЮНЕСКО);

7) Российская Федерация добровольно ограничивает свои полномочия при вступлении в межгосударственные союзы (например, СНГ).

Суверенитет государства должен обеспечиваться определенными гарантиями. Такие гарантии были предусмотрены Декларацией «О государственном суверенитета РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация предусматривала политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР.

31 октября 1990 г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об обеспечении экономический основы суверенитета РСФСР». Согласно закону земля, её недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир и другие ресурсы, расположенные на территории РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны России, а также образующихся в реках России запасов андромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, хозяйственные и культурные ценности являются национальным богатством народов России Декларация о государственном суверенитете РСФСР // Ведомости съезда на-родных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990, №2, - Ст. 33. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РФ и республик, входящих в её состав. Основные идеи Декларации и закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РФ» получило отражение в Конституции РФ. Защита РФ и её государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной - Вооруженными Силами РФ, которые защищают её государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической - осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, руководящими различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы.

Вывод: Россия обладает государственным суверенитетом, т.е. независимостью решений внутренней и внешней политики. Суверенитет реализуется высшими государственными органами в законодательной, распорядительной и исполнительной деятельности.

Россия определяет свой путь экономического развития: рыночная экономика, существование различных видов собственности, многоукладность хозяйственной деятельности.

РФ. самостоятельно решает вопросы о правоохранительной системе (прокуратура, суд, милиция), о вооруженных силах, о развитии образования, науки культуры, об отношениях между различными народами, населяющими нашу страну.

Суверенитет России закреплен в Конституции РФ. Россия обеспечивает целостности и неприкосновенности своей территории. Охрана суверенитета России является одной из главных обязанностей главы государства - Президента РФ. Именно он определяет основные направления российской внешней политики. Суверенные права России - это забота Федерального собрания (Государственной думы и Совета федерации). Правительство Российской Федерации, которые является исполнительной властью, в лице министра иностранных дел, Министерства иностранных дел непосредственно осуществляет внешнюю политику Российской Федерации, не допускает вмешательства во внутренние дела со стороны иностранных государств.

2.2 РФ -правовое государство

В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности - гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа ИНФРА-М, 2001.- с 86.. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: Закон и правопорядок, 1997.- с. 55. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т. к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть застарелый порок российской власти - тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.

Таким образом, правовым государством является государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

2.3 РФ -социальное государство

Принципы демократического, правового, федеративного государства и республиканской формы правления, суверенитета народа, так или иначе, отражают взаимосвязь государственной власти с народом, т.е. обществом в целом, производность власти от общества, подчинение его потребностям.

Признание прав и свобод высшей ценностью непосредственно вытекает из зафиксированного в ст. 1 Конституции положения о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве. Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов такого государства. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством.

По отношению к государству человек выступает в разных ролях: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, как личность по отношению к обществу. Вся система связей, которые человек поддерживает, его индивидуальное положение - личность человека. «Само общество формируется с помощью личности. Чем более развито общество, тем более развита личность, и наоборот». Сукало А. Е. Основы конституционного строя. //“Право и экономика”, № 9-10, 1994, с. 11. Для нормального развития общества нужно, чтобы свободно развивалась личность. К признанию этого человечество шло очень долго. Если не защищена личность, то и государство может погибнуть, т. к. личность с помощью силовых мер будет освобождаться от угнетения. Признание этого нашло свое отражение в ряде международных конвенций, которые регулируют отношения человека, общества и государства. В них подчеркнуто, что личность имеет такой суверенитет независимо от того, в каком государстве он находится и от статуса этой территории.

Главная задача Конституции - признать правосубъектность и правоспособность каждого человека, установить систему взаимоотношений.

Следует обратить внимание на проводимое в Конституции разграничение на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Такой подход не традиционен для нашего конституционного законодательства, которое прежде исходило из представления о гражданстве как о лице, получающем свои права в качестве «дара» государства и всецело подчиненном ему. Проводя различия между человеком и гражданином, Конституция восстанавливает те общечеловеческие ценности, которые впервые в истории человечества были закреплены в законодательных актах - в Декларации независимости (1776 г., США), в Билле о правах (1789 г., США), в Декларации прав человека и гражданина (1789 г., Франция).

В соответствии с Конституцией Россия - социальное государство. Из ч. 1 ст. 7 Конституции РФ следует, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, закрепляя принцип социального государства Конституционное право. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист. 2000.- с.90, Конституция РФ определяет его обязанность поддерживать малообеспеченные и в ином плане социально незащищенные слои населения. Такая деятельность государства, направленная на создание условий достойного существования каждого человека, осуществляется путем определения социальных государственных стандартов в сфере охраны труда, здоровья населения, гарантированного минимального размера оплаты труда, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, безработных за счет систем социальных служб, государственных пенсий, пособий и др.

Конституция рассматривает принцип социального государства как одну из основ конституционного строя и в этом качестве гарантирует ему особую защиту: он может быть пересмотрен только новой Конституцией, принимаемый особым органом - Конституционным Собранием (ст. 135).

Понятие «социальное государство» ново для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

Принцип социального государства тесно связан с другими основами конституционного строя России, в особенности с тем, что она является демократическим правовым государством, а также с равенством прав граждан (ст. 1 и 19 Конституции).

В социальном государстве демократические формы власти должны строиться с учетом ее социального предназначения. Высокоразвитая правовая система как важнейший признак правового государства должна непременно включать в себя гарантии социальных прав. Связанность всех государственных органов, общественных объединений и лиц нормами права предполагает закрепление в них социальных гарантий.

Часть первая статьи 7 определяет принцип социального государства и как политический, предусматривая, что Российская Федерация - это государство, политика которого направлена на создание определенных условий существования его граждан. Пункт «е.» статьи 71 Конституции относит к ведению Федерации установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития.

Таким образом, социальным называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие. Социальное государство как бы исправляет формализм понятий «свобода» и «равенство», помогая людям непредприимчивым и бедным.

2.4 РФ -светское государство

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.

Отделение религиозных объединений от государства (это более четкая формула, чем отделение церкви от государства), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”..

Статья 9 Закона «О свободе вероисповеданий» называется «Светский характер системы государственного образования». Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах (по желанию граждан) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать, как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

Вопрос 3. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, структура

Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.

В праве выделяют две группы субъектов:

1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;

2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).

Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).

Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.

Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.

Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.

Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.

Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.

Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).

Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.

КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).

Вопрос 4. Субъекты конституционно-правовых отношений: понятие, особенности, виды. Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством. Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны. Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений. Они делятся на следующие виды:

Государство.

Субъекты РФ.

Государственные органы и учреждения.

Органы местного самоуправления.

Общественные объединения (в частности, политические партии).

Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами). Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

К субъектам конституционно-правовых отношений относятся:

1) Физические лица (в том числе иностранцы и лица без гражданства).

2) Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).

3) Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).

4) Государства (РФ, субъекты Федерации).

5) Органы государственной власти:

    федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);

    субъектов Федерации;

    государственные органы на местах.

6) Органы местного самоуправления (мэр города, собрание депутатов и т. п.).

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и естьправосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица, которого требует управомоченный субъект этого отношения.

    Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага, по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

7. Система российского права как единство и взаимосвязь его отраслей, естественно, имеет объективные основания. Но в то же время она подвержена сильному влиянию субъективных факторов, зависит от тех целей и задач, которые ставят перед собой законодатель и правоприменители, а также исследователи права. В своем конкретном построении система права может приобрести различные очертания. Виды отраслей права должны охватывать всю совокупность норм российского права, адекватно отражать общие и специальные закономерности их бытия и развития.

Вопрос о системе права был и остается дискуссионным. Не потерял он своей остроты и в настоящее время. Более того, система российского права требует существенной корректировки, что обусловлено переходом к новой общественной системе, к смене акцентов в целях и задачах правового регулирования общественных отношений. Федеративный характер Российского государства и соответствующая система законодательства на федеральном и региональном уровнях еще более усложняют решение данной проблемы.

Различие характера и уровней публичной власти неизбежно приводит к обособлению государственного и муниципального права, а в силу действия принципа разделения государственной власти в государственном праве формируются (либо уже сформировались) такие отрасли российского права, как парламентское; административное (регулятивное); судебное; охранительное; устанавливающее деликты (правонарушения) и соответствующие им меры юридической ответственности (см. схему).

Вершиной (фундаментом, ядром) российского права являетсяконституционное право , имеющее публично-правовую природу и надотраслевой характер. Конституционное право включает установления материального и процессуального характера в их единстве.

В системе российского права конституционное право занимает определяющее место и играет ведущую роль. Такая роль конституционного права обусловлена, во-первых, характером и значением общественных отношений, которые оно регулирует, т. е. самим его предметом и содержанием; во-вторых, верховенством и высшей юридической силой конституции в системе источников (форм) российского права; в-третьих, тем, что конституционные установления являются исходными, определяющими для всех отраслей российского права. Отраслевое (текущее) законодательство, судебная и иная правоприменительная практика не должны противоречить конституционным установлениям (предписаниям). Они призваны наиболее полно воплощать в жизнь их глубинное социально-правовое содержание.

  • Конституционные суды рф и рт: организация и компетенция. Конституционное судопроизводство.
  • Развитие конституционного законодательства Республики Татарстан. Характеристика действующей Конституции рт.
  • Политическая система российского общества как механизм народовластия: понятие, и структура.
  • Порядок принятия и изменения действующей Конституции рф. Приостановление действия конституционных норм.
  • Конституционный строй Российской Федерации: понятие и структура.
  • Правовые основы конституционного строя рф.
  • Российское государство в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
  • Экономическая система российского общества: понятие, структура и принципы.
  • Общественные объединения в политической системе общества: понятие, виды, статус. Особенности политических общественных объединений.
  • Профсоюзы в Российской Федерации.
  • Политические партии: понятие, задачи, классификация.
  • Российская Федерация – социальное государство. Развитие и современные особенности социальной структуры общества.
  • Правовой статус политических партий.
  • Конституционные основы рыночных отношений: свобода конкуренции и ограничение деятельности монополий.
  • Международно-правовая защита прав и свобод граждан Российской Федерации.
  • Гражданство по рождению и натурализация. Апатриды. Утрата гражданства.
  • Гражданство Российской Федерации: понятие, развитие в советский период и современные принципы.
  • Личные права и свободы.
  • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища.
  • Основные права, свободы и обязанности личности: понятие и правовая природа.
  • Социально-экономические и культурные права, свободы и обязанности.
  • Политические права, свободы и обязанности.
  • Суверенитет и компетенция государства.
  • Республика в составе Российской Федерации.
  • Национальный суверенитет и формы его реализации.
  • Форма правления и политический режим в Российской Федерации.
  • Понятия федерации, конфедерации и унитарного государства.
  • Край, область, города Москва, и Санкт-Петербург – субъекты Российской Федерации.
  • Автономия в Российской Федерации: понятие и классификация автономий.
  • Федеративный договор от 31 марта 1992 г. И его значение для Российской Федерации.
  • Национально-культурная автономия, ее виды. Статус малочисленных народов.
  • Декларации союзных и автономных республик о государственном суверенитете.
  • Распад ссср (политико-правовые аспекты).
  • Принятие и образование нового субъекта Российской Федерации.
  • 42. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
  • Понятия «орган государства» и «государственный аппарат».
  • Понятие конституционной ответственности и ее виды.
  • Политико-правовое значение выборов. Принципы избирательного права рф в современный период.
  • Организация выборов. Избирательные округа, участки, избирательные комиссии. Признание выборов недействительными или несостоявшимися.
  • Мажоритарная избирательная система.
  • Пропорциональная избирательная система.
    1. Конституционные правоотношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация.

    Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, которые возникают в процессе осуществления прямого волеизъявления народа, государственной и муниципальной власти, а также прав и свобод человека и гражданина.

    Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

    Специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

    Специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

    Специфика объектов конституционно-правовых отношений;

    Многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

    Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

      субъекты (число которых не может быть менее двух);

    Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

    Юридическое содержание – это субъективные юридические права и обязанности его участников, которые определены нормой конституционного права. Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

    Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

    В юридическом содержании субъективное право конституционно-правовых отношений является мерой дозволенного поведения лица, которое наделено этим правом.

    Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, обладающие конституционной правосубъектностью, в силу которой при наступлении определенного юридического факта они могут быть участниками конституционно-правовых отношений.

    Объект конституционно-правового отношения - предмет, по поводу которого возникает отношение.

    Объекты конституционно-правовых отношений делятся на:

    Материальные (Имущественные) блага (собственность, земля, и т.д.), Нематериальные блага (достоинство личности, свобода, жизнь, и т.д.)

    Ф-ии конституционного органа: Независимость, Коллегиальность, Гласность, Состязательность, Равноправие сторон.

    Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

    1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные . Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

    2. В зависимости от функций норм , на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

    3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа . Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

    Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают.

    Попада­ет только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На самом деле и по своему значению, и по объе­му эти отношения весьма важны.

    Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права.

    Или, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной .

    Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

    Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

    Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

    В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

    Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

    Наряду с действиями, совершаемыми по субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных , юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает внести его в этот список.

    Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

    Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом - высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

    Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

    Специфика конституционно-правовых отношений:

    • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
      предмет конституционного права;
    • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
    • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
    • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

    Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

    1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
    2. содержание;
    3. объект.

    Подробнее о структуре конституционно-правового отношения

    Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

    Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: "В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему - цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

    Субъекты конституционно-правовых отношений

    Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

    Субъекты конституционно-правовых отношений:

    1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без ).
    2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
    3. Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
    4. Государства (РФ, субъекты Федерации).
    5. Органы государственной власти:
      • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
      • субъектов Федерации;
      • государственные органы на местах.
    6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание и т. п.).

    Подробнее

    Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

    Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

    Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

    Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

    Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

    Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

    • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
    • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

    Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

    Объекты конституционно-правовых отношений

    Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

    1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица , которого требует управомоченный субъект этого отношения.
    2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага , по поводу которых сложились юридические связи.

    Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

    Виды конституционно-правовых отношений

    1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

    • конкретные ;
    • общие ;
    • правовые состояния (особый вид) .

    Подробнее



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: