Концепция исторического образования, историко-культурный стандарт, умк, как условие эффективности качества обучения в условиях реализации требований фгос. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Концепция исторического обр

Современная концепция преподавания истории в школе

История –один из важнейших школьных предметов, который позволяет сформировать и выстроить ясную картину окружающего мира для учащихся, позволяет осознать историю своей страны и свое место в мире. Знание исторических событий, их причинно- следственных связей дает школьнику возможность анализировать актуальные события, критически мыслить и оценивать происходящие в мире события.

В нашей стране с каждым годом все больше внимания уделяется преподаванию данного предмета в системе школьного образования. Рубеж XX - XXI века, в сфере преподавания истории, стал периодом возникновения ряда проблем, которые стали следствием переустройства государства и изменения его идейных доктрин.

Многообразие исторических концепций и их разнообразная интерпретация, отсутствие единого методического комплекса школьного учебника по истории, а также стремление к западным образцам в вопросах методики преподавания– привели к разобщенности школьного исторического образования. Учащиеся перестали воспринимать понятие патриотизм, как основополагающий базис мировоззрения российского общества. Господство западных ориентиров, их популяризация и как следствие, ущемление значимости исторических событий, их размытие и утрата значения, стремление популяризовать зарубежные интерпретации исторического прошлого Российского государства привели к потере культурной самоидентификации.

В феврале 2013 года президент Российской федерации В.В. Путин выступил с инициативой создания единого школьного учебника по истории России, в котором все исторические события должны приобрести единую интерпретацию для избежание внутренних противоречий и двойственных значений.

Следствием данной инициативы стало появление единой концепции преподавания истории в школе, которая представляет собор ряд важнейших пунктов:

    формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

    овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

    воспитание учащихся в духе патриотизма , уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

    развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,

    рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

    формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Современный курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)

Современная модель, предполагает, что изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс истории, сравнительно-исторический по своему характеру.

При этом в процессе обучения учащиеся (в соответствии с требованиями ФГОС) должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории; овладеть приёмами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; сформировать умение сопоставлять и оценивать различные исторические версии

Участники современного процесса системы образования уже сегодня могут наблюдать итоги внедрения исторической концепции в образовательный процесс:

1.Активно ведется разработка единого учебника по истории

2. В период учебного года 2016-2017 произошел постепенный переход на линейное преподавание истории России в 6,7 классах

3.С 2017 гг. введен дополнительный урок истории в 10-11 классах

4. Выпускники средней школы должны написать выпускную квалификационную работу по предмету

5. В средствах массовой информации рассматривается инициатива Министерства Образования ввести обязательную сдачу ЕГЭ по истории для выпускников с 2020 года

Таким образом, история – остается одним из важнейших школьных предметов, который позволяет формировать кругозор и мировоззрение учащихся.

Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого.

Представленная Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Персоналии внутри категорий расположены в алфавитном порядке.

Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному - углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин. В связи с этим каждый раздел Стандарта снабжен перечнем основных исторических источников. Историко-культурный стандарт сопровождается списком «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей - объективные сложности в преподавании.

Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Реализация Концепции предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного пространства в сети Интернет.

Успешная реализация Концепции возможна лишь в случае проведения комплекса мероприятий, направленных на развитие исторического информационного пространства, насыщения его научно-обоснованными материалами как для учителей, так и для учащихся общеобразовательных учреждений.

Перечень «трудных вопросов истории России» составлен с целью включения в методические пособия и книги для учителя дополнительных справочных материалов, предлагающих наиболее распространенные точки зрения на эти события. Представляется целесообразным подготовить серию тематических модулей, посвященных отдельным вопросам истории России.

Задачи учебно-методического комплекса:

Создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России;
- сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства;
- показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
- раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян.

Предполагается использование Концепции при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников. В этих текстах необходимо:

Обратить внимание на события и процессы всеобщей истории в части синхронизации российского исторического процесса с общемировым;
- применить новый подход к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязанному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
- исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
- обеспечить доступность изложения, образность языка.

Подготовка нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна сопровождаться разработкой аналогичной линейки по всеобщей истории. Кроме того, особую актуальность приобретает необходимость развития межпредметных связей в рамках других гуманитарных курсов: литературы, русского языка, обществознания, мировой художественной культуры. Внедрение новых линеек потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей истории. Кроме того, принципиальным становится вопрос о пересмотре подходов к организации и структуре ГИА и ЕГЭ по истории.

Историко-культурный стандарт

Концепция исторического образования, историко-культурный стандарт, УМК, как условие эффективности качества обучения в условиях реализации требований ФГОС Выполнила председатель ОМО Предметная область: история, обществознание, право Чудинова Инна Васильевна ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования Секционное заседание учителей предметов гуманитарного цикла Август 2015 г.


Поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина от 19 февраля 2012 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Проект концепции одобрен на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года Окончательно утверждена на собрании общества 19 мая 2014 года. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории


Дополняет и конкретизирует в методологическом, научно- историческом и общепедагогическом аспектах требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) Направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с требованиями ФГОС В современном российском обществе новая концепция выступает в качестве общественного договора, предлагающего взвешенные точки зрения на дискуссионные вопросы отечественной и всеобщей истории Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории


Цель разработки концепции формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, по разработке целостной картины российской истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование современного образа России Основные задачи концепции: -рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса; - понимание особенностей её развития, места и роли в мировой истории и в современном мире; - определение требований к содержанию обучения и воспитания, организации образовательного процесса и внеурочной деятельности на всех уровнях образования; - определение базовых ориентиров для формирования содержания школьного образования в целом, особенно социально- гуманитарного цикла дисциплин, содержания внешкольной и внеурочной деятельности.


Ценности гражданского общества идея преемственности этапов российской истории; воспитательный потенциал исторического образования; общественное согласие и уважение; познавательное значение российской истории; формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни. Базовые принципы концепции Методологическая основа концепции принцип научности; многофакторный подход; исторический подход; антропологический подход; историко-культурологический подход.


Многоуровневое представление истории: синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов компаративных характеристик. Многоаспектный (многофакторный) характер истории: рассмотрение ключевых событий отечественной истории позволяет проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников. Образовательные и воспитательные приоритеты


Человек в истории: речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящаются отдельные биографические справки, так и об обычных, «рядовых» людях. Наряду с событийной историей - расширение материала о повседневной жизни людей в различные исторические эпохи. Историко-культурологический подход: пространство диалога: восприятие школьниками памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый. Образовательные и воспитательные приоритеты


Рекомендации, которые могут быть положены в основу новых учебно- методических комплексов по отечественной истории: 1. Ключевым звеном - понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. 2. Патриотическая основа. 3. Россия – крупнейшая многонациональная и поли конфессиональная страна в мире. 4. Формирование гражданской общероссийской идентичности. 5. Увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности.


Учебно-методический комплекс по истории России, это и информационное пространство и познавательная модель: Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя: 1) учебник; 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторический атлас; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 6) книгу для чтения. Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя: 1) нормативные документы и программно-методические материалы, включая ИКС, ФГОС, примерную программу по истории; 2) тематическое планирование; 3) предметные и курсовые методические пособия.


Должен содержать целостный взгляд на исторический процесс; комплексным по составу и представлению исторического материала написан образным литературным языком; стимулировать познавательный и исторический диалог; быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами; быть партнерским по отношению к учащимся (в том числе учитывать их возрастные особенности). Современный учебник истории должен быть: а) универсальным (многокомпонентным) носителем исторической информации, б) средством развития познавательной деятельности, ресурсом личностного становления учащихся.


Современный учебник истории а) включение вопросов и заданий ко всем компонентам учебника – авторскому тексту, историческим источникам, картам, иллюстрациям и т. д.; б) использование заданий разных видов, в том числе: способствующих развитию предметных и логических умений; поисковых, творческих, проектных заданий; заданий для работы с историко-краеведческими материалами; заданий, предусматривающих участие в обсуждении, дискуссии, диспуте и др.; в) дифференциацию заданий по сложности, обеспечивающую индивидуальный подход в обучении. Дидактическая система современного учебника предполагает:


Ступени изучения отечественной истории в общеобразовательной школе Оптимальная модель с 5 по 10 классы по линейной системе В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс «История России в мировом контексте» На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы


Основа концепции - историко-культурный стандарт Подготовлен в 2013 году на базе Института русской истории, утверждён рабочей группой под руководством академика, директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна ИКС дополняет и развивает ФГОС в историко- педагогическом аспекте, включает принципиальные оценки ключевых событий прошлого, перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий по каждому разделу, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе


6 класс Раздел I. От Древней Руси к Российскому государству 7 класс Раздел II. Россия в XVIXVII вв.: от великого княжества к царству 8 класс Раздел III. Россия в конце XVIIXVIII вв.: от царства к империи 9 класс Раздел IV. Российская империя в XIXначале XX в. 10 класс Раздел V. Россия в годы «великих потрясений» гг. Раздел VI. Советский Союз в е гг. Раздел VII. Великая Отечественная война гг. Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы гг. Раздел IX. Российская Федерация в гг. Примерный перечень «трудных вопросов истории России» Историко-культурный стандарт







Примерный перечень «трудных вопросов истории России» 1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; 2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; 3. исторический выбор Александра Невского; 4. роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена; 5. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 6. присоединение Украины к России (причины и последствия); 7. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы; 8. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; 9. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; 10. причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;


11. характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР; 12. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий. 13. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; 14. цена победы СССР в Великой Отечественной войне; 15. оценка СССР в условиях «холодной войны»; 16. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; 17. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения; 18. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР; 19. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.; 20. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. Примерный перечень «трудных вопросов истории России»


По итогам общественной, педагогической и научной историко- культурной экспертиз внесены изменения в федеральный перечень учебников – приказом 576 от 08 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…» в него включены три линии учебников по истории России следующих издательств: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово». От издательств "Дрофа" и "Просвещение" были утверждены линейки учебников с 6 по 10 класс. От "Русского слова" утверждена "укороченная версия" линейки - для 6-9 классов. УМК


Издательство «Просвещение» УМК включает: Учебник + ЭФУ (электронная форма учебника) Рабочая программа и тематическое планирование Поурочные разработки Рабочая тетрадь Книга для чтения Хрестоматия Сборник дидактических материалов Атлас Компоненты учебника Дидактическое введение Система вопросов и заданий для учащихся Материалы для самостоятельного изучения Справочная информация Темы проектов Научно-редакционный совет: А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев, М.А. Гареев, А.Ю. Лазебникова, П.П. Панкин, В.А. Тишков В.И. Уколова







Издательство «Дрофа» Особенности УМК: - Действительно новый комплект, созданный на основе единого методического подхода, разработанного на основе ФГОС и новой концепции УМК по отечественной истории. - Новый УМК – результат совместной работы ученых-историков и методистов-практиков. - Расширенный состав УМК включает помимо основных компонентов также атласы, контурные карты и хрестоматии. - Удобная и простая в использовании, но в то же время насыщенная электронными образовательными ресурсами электронная форма учебника (ЭФУ). - Компактность учебников: несмотря на обилие методических элементов и дополнительных материалов к параграфам, каждый учебник в одной книге, которая соответствует требованиям Сан ПиН по весовым характеристикам. Авторы УМК. Ученые-историки И. Н. Данилевский,. И. Л. Андреев Л. М. Ляшенко С. П. Карпачёв, О. В. Волобуев + методисты-практики
30 Особенности УМК: Соответствие ФГОС по всеобщей истории, истории России и Примерной программе, Историко-культурному Стандарту. Авторский коллектив состоит из признанных специалистов в соответствующих областях исторической науки и методики преподавания истории. Общность авторских подходов к отбору и изложению учебного материала. Единство организации содержания и методического аппарата. Единство оформления и иллюстративного ряда. Издательство «Русское слово» Авторы: Ю.А. Петров, Е.В. Пчелов, П.В. Лукин, В.Н. Захаров, К.А. Соловьев, А.П. Шевырев.

Сравниваем «единые» учебники по истории XIX - начала XX века (9 класс): ИКС«Просвещение»«Дрофа»«Русское слово» Восстание декабрист ов 14 декабря 1825 г. "Солдатам было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину. Они, таким образом, выступали не зa отмену крепостного права, а лишь за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя". "Декабристы попытались представить восстание как попытку "защитить" права законного монарха Константина. На деле же речь шла о перемене формы правления и кардинальных социально- экономических изменениях в стране"". Угрозой оружия декабристы хотели заставить сенаторов присягать не Николаю, а Временному правительству. Чтобы добиться поддержки солдат, они убеждали их в том, что присяга Николаю незаконна".


Сравниваем «единые» учебники по истории XIX - начала XX века (9 класс): ИКС«Просвещение»«Дрофа»«Русское слово» Дополните льные вопросы "Выясните, как проходили поиски захоронения пяти казненных декабристов, выясните в каком из районов Петербурга расположено наиболее вероятное место этого захоронения". "Историк Н. Я. Эйдельман рассматривал восстание декабристов как своеобразную попытку "революции сверху", направленную на модернизацию России. Какие основания были у него для такого вывода?" "Выступление декабристов пришлось на момент смены царствования. Почему в исторической традиции оно не было отнесено к череде дворцовых переворотов, известных с XVIII века?"





Источники. 1. Федеральный портал «История России» 2. Выступление Президента РФ В.В. Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года Москва 3. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. 4. Историко-культурный стандарт русское-слово.рф



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: