Гиперактивность у ребенка 2 лет лечение. Медикаментозное лечение сдвг у детей. Проходит ли сдвг с возрастом

Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам при отсутствии соответствующих мер в ее адрес. Гиперактивность, симптомы которой заключаются в чрезмерной энергичности и подвижности ребенка, патологическим состоянием не является и зачастую обуславливается нарушением внимания.

Общее описание

Гиперактивность заключается, помимо перечисленных симптомов в виде чрезмерной энергичности и повышенной активности, в неспособности к сосредоточению на каком-либо конкретном предмете, импульсивности и неусидчивости ребенка, в отсутствии контроля над собственными же действиями.

Поведенческие особенности детей с гиперактивностью сводятся в среднем в 70% случаев к появлению беспокойства, аналогичные показатели приходятся на актуальность неврологических привычек, примерно в 50% случаев возникают проблемы с аппетитом и в 46% - проблемы со сном. В дополнение к этому можно обозначить неловкость, появление назойливых движений у ребенка, подергивания.

В общем плане рассмотрения гиперактивность принято обозначать с дефицитом внимания, что определяет такую аббревиатуру для этого состояния, как СДВГ, то есть соответствует обозначению «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Следует сразу отметить, что дефицит внимания в данном случае указывает не на то, что ребенку уделяют мало времени и внимания, а в том, что он не может сосредоточить свое внимание на чем-либо.

Гиперактивность определяет необходимость в приложении большего объема усилий, направленных на обучение навыкам письма, чтения и пр. Общению с ровесниками практически в обязательном порядке при гиперактивности детей сопутствуют проблемы коммуникативного масштаба, конфликты. Воспитатели и учителя относятся к таким детям как к личностям не слишком «удобным», что обуславливается теми проблемами, которые возникают с ними в ходе учебно-воспитательного процесса ввиду присущих на фоне гиперактивности особенностей их поведения.

На основании данных исследований известно, что гиперактивность актуальна в среднем для 2-20% детей, при этом синдром гиперактивности у мальчиков диагностируется до пяти раз чаще, чем, соответственно, у девочек.

Ввиду того, что мозг детей с гиперактивностью обрабатывает поступающую информацию плохо, аналогичная реакция с его стороны также приходится на воздействие внешних и внутренних стимулов. Невнимательный ребенок в результате этого «неуправляем», потому как с ним не действуют ни уговоры, ни наказания, ни просьбы. Вне зависимости от условий, ребенок будет действовать импульсивно, без соответствующего той или иной ситуации внимания. Для понимания собственной линии поведения в отношении гиперактивного ребенка, следует выяснить, в чем конкретно заключаются причины гиперактивности.

В довершение добавим, что гиперактивность и СДВГ в частности в 30-80% случаев сопутствуют и взрослой жизни пациентов. Более того, именно на фоне данного расстройства, не выявленного в детском возрасте, существуют впоследствии проблемы, связанные с неспособностью сохранения внимания, с организацией межличностных отношений и общего окружающего пространства, а также проблемы, связанные с освоением новой информации и материалов.

Гиперактивность: причины

Синдром гиперреактивности может быть спровоцирован осложнениями, сопутствующими развитию ребенка, в частности теми из них, которые были актуальны в период беременности матери, в процессе родовой деятельности или в рамках периода младенчества. Выделим основные причины гиперреактивности ниже:

  • наличие у матери хронических заболеваний;
  • токсическое воздействие, обусловленное отравлением при беременности, спровоцированным определенными продуктами, курением, алкоголем, принимаемыми медпрепаратами;
  • перенесение травм в период беременности, ушибов;
  • перенесение при беременности инфекционных заболеваний;
  • наличие фактора угрозы выкидыша, актуальной, как понятно, в период беременности матери;
  • осложнения родовой деятельности, спровоцировавшие кровоизлияния, асфиксию;
  • особенности родов, исключающие естественное их течение (кесарево сечение, стимуляция родовой деятельности, быстротечность родов или, наоборот, затяжное течение родовой деятельности);
  • особенности экологической ситуации в регионе проживания;
  • перенесение определенных заболеваний.

Гиперактивность: симптомы

Как правило, первые симптомы гиперактивности дают о себе знать в возрасте 2-3 лет, при этом на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данному направлению приниматься начинают лишь к достижению критической точки, которая приходится во многих случаях к моменту поступления в школу.

Основными базовыми признаками, соответствующими гиперактивности, можно обозначить триаду проявлений, а это повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и дефицит активной формы внимания.

Дефицит активной формы внимания заключается, например, в невозможности удержания внимания на конкретном процессе или явлении в течении определенно заданного временного промежутка. Сосредоточение достигается путем определения конкретной мотивации к этому. Мотивационный механизм формируется при достаточной для этого личностной зрелости.

Что касается следующего варианта, а это повышенная двигательная расторможенность, то она выступает в качестве проявления такого состояния, как утомление. У детей утомление зачастую сопоставимо с перевозбуждением и с отсутствием способности к контролю поведения, что, как понятно, отличает его от утомления в привычном его понимании.

Что касается такого проявления, как импульсивность, то она заключается в неготовности к торможению возникающих побуждений и желаний. Из-за этого гиперактивные пациенты зачастую совершают те или иные поступки необдуманно, лишь под воздействием сиюминутного фактора, при конкретном моменте, обусловившем возникновение конкретного побуждения или желания. Подчиняться правилам при импульсивности дети не способны.

Достаточно характерной особенностью детей с гиперактивностью является такой момент, как цикличность, заключается она в том, что продуктивность работы их мозга составляет порядка 15 минут времени, после чего следует 5-минутный «перерыв», позволяющий подготовиться к очередному циклу активности. В результате такого переключения можно заметить, что в рамках примерно одинакового и соответствующего указанным цифрам времени ребенок как-бы «выпадает» из того процесса, в котором он на момент «перезагрузки» был задействован (общение, конкретные действия). Обеспечить возможность пребывания в условиях конкретной реальности ребенок может за счет выполнения каких-либо сторонних действий, то есть он может начать крутить головой, вертеться – за счет такой двигательной активности поддерживается постоянство работы мозга.

Находясь в одиночестве, гиперактивный ребенок не может сосредоточиться, он также становится вялым, действия, на которые он способен, по большей части монотонны и просты в выполнении. Здесь ребенку требуется внешняя активация. Пребывание в семье или в условиях небольших коллективов обуславливает вполне адекватное поведение гиперактивного ребенка, однако стоит ему оказаться в группе побольше, в общественном месте и т.д. – происходит чрезмерное возбуждение, полноценная деятельность становится невозможной.

В числе дополнительных проявлений симптоматики также можно обозначить актуальность неловких движений, которые обуславливаются слабостью моторной координации. В целом дети могут иметь неплохой общий интеллект, хотя его развитие обуславливается определенными затруднениями на почве существующей гиперактивности.

Диагностирование и лечение

Диагностика гиперреактивности производится на основании общего сбора информации субъективного масштаба, а также на основании психологического и аппаратного обследования. Прием врача будет включать в себя вопросы, касающиеся особенностей течения беременности и родоразрешения, а также перенесенных и актуальных заболеваний ребенка. Диагностика также включает в себя проведение ряда тестов, на основании которых оцениваются параметры, определяющие степень его внимательности. Что касается аппаратного обследования, то оно включает в себя процедуру электроэнцефалограммы, МРТ (магнитно-резонансная томография). На основании комплексной картины полученных результатов определяются конкретные индивидуальные принципы лечения.

Лечение гиперактивных детей является комплексным по характеру реализации мер, основывается оно на методах медикаментозной терапии, на психолого-педагогическом воздействии и методах воздействия за счет определенных элементов психотерапии. Препараты, которые могут быть назначены в лечении, не способствуют лечению гиперактивности как таковой, но за счет их приема можно добиться снижения симптомов (импульсивность и пр.), а также улучшить способности к обучению и работе. Также с помощью медикаментов можно достичь улучшения в координации движений, что требуется в частности для письма, спортивной деятельности и пр.

Родителям в общении с ребенком следует исключить отрицание в предложениях. Конфликтные ситуации требуют максимально возможного спокойствия с их стороны. Любые поставленные задачи важно обозначать через четкие формулировки действий, длинные формулировки, наоборот, исключаются, предложения должны быть короткими. Поручения, даваемые ребенку, следует строить в соответствующей логической их последовательности, нельзя давать сразу несколько поручений. Дополнительно важно дать понять ребенку, что вне зависимости от ситуации и то того, где он находится, родители всегда будут его поддержкой, помогая справляться с возникающими трудностями.

При появлении симптомов указывающих на гиперактивность, необходимо обратиться к неврологу.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Психические расстройства, характеризующиеся преимущественно снижением настроения, двигательной заторможенностью и сбоями мышления, являются серьёзным и опасным заболеванием, которое носит название депрессия. Многие люди считают, что депрессия не является заболеванием и к тому же не несёт особой опасности, в чём они глубоко заблуждаются. Депрессия — это довольно опасный вид заболевания, обуславливающийся пассивностью и подавленностью человека.

Статья посвящена очень распространенному явлению в наши дни — гиперактивности у детей. Если ваш ребенок стал беспокойным, капризным, рассеянным, плохо спит, то это значит лишь то, что его организм просит у вас помощи. Как вести себя с гиперактивным ребенком, чем его кормить и какие добавки принимать читайте далее.

По данным ведущих детских психиатров США, Канады, Великобритании (Б.Фейнгольд, А.Смит, У.Роберте, Дж.Ф.Тейлор), СДВГ - это наиболее часто встречаемая патология поведения у детей. Признаки гиперактивности ребенка следующие: импульсивность, беспокойство, повышенная активность/подвижность, проблемы со сном и координацией, рассеянность, нетерпение, неусидчивость, чрезмерная эмоциональность . Эти дети обычно замечают все происходящее вокруг них и не могут не отреагировать, по этой причине снижена способность концентрировать внимание на одном предмете и при сохраненном интеллекте успеваемость хуже, чем у сверстников.

Действия родителей:

Прежде всего, Вам следует поговорить с несколькими специалистами для уточнения диагноза. Дело в том, что психиатры часто назначают психотропные средства при поведении, которое можно наблюдать у большинства здоровых детей в определенных жизненных ситуациях. Так, психиатрическое определение СДВГ включает такие симптомы, которые часто встречаются и у абсолютно здоровых детей: например, ребенку трудно играть тихо, ребенок легко отвлекается на внешние раздражители, ребенок излишне разговорчив, ребенок нуждается в руководстве, и т.д. Возможно, существуют доказательства, что и вышеперечисленные симптомы могут быть частью СДВГ, но оправдывают ли эти симптомы назначение психотропных средств детям?

В случае, если наличие СДВГ у Вашего ребенка не вызывает сомнений, у Вас есть выбор.

  • Во-первых , Вы можете пойти по пути лекарственной терапии - это психотропные препараты из группы амфетаминов. За последние 5 лет объемы продаж амфетаминов в США возросли в 3,7 раз, из них детскому контингенту - в 2,8 раза. Число детей, получающих амфетамины, оценивается в 4 млн. человек. В странах СНГ такая статистика не является общедоступной, однако, трудновоспитуемые дети, подростки с «проблемным поведением» и так называемые «дети улиц» - это не только следствие социальных неурядиц, это проблема, в том числе, из ряда медико-психологических.
  • Амфетамины создают видимость успокоения ребенка, на самом деле не решают проблем, приведших к СДВГ. Достаточных данных о безопасности продолжительного приема амфетаминов детьми не существует. Побочные эффекты от применения амфетаминов: бессонница, головные боли, задержка интеллектуального развития, сонливость, аллергические реакции и т.д.
  • Во-вторых , Вы можете разобраться в причинах появления СДВГ у Вашего ребенка и пойти по немедикаментозному пути решения проблемы. Это более долгий и сложный для Вас путь. Однако результаты того стоят. Если Вы выбрали второй вариант пути - вперед, к причинам СДВГ.

Наиболее вероятными причинами СДВГ признаны искусственные компоненты пищи, являющиеся ядом для детского мозга.

Подсчитано, что более 2000 наименований химических веществ - красителей, ароматизаторов, консервантов, стабилизаторов и т.д., - ежедневно поглощается Вашим ребенком. Каждый ребенок съедает около 2 кг химических добавок ежегодно! Детские психиатры, изучающие СДВГ, убеждены в том, что химические дополнения к пище могут действовать на мозг ребенка как сильное возбуждающее средство. Такие факторы, как наследственность, стресс, отравления тяжелыми металлами, железодефицитная анемия, глисты, аллергизация могут усиливать проявления СДВГ, а ослабление детоксицирующей функции печени при дефиците антиоксидантов провоцируют появление СДВГ при наличии «внутренней готовности» мозга. Доктора Дж.Карпер, А.Смит, Л.Стевенс, Б.Фейнгольд и др. считают, что поведение детей с CДВГ можно контролировать без лекарственной терапии. Как считает доктор Фейнгольд, при помощи изменения стереотипа питания можно эффективно помочь ребенку с СДВГ.

Что помогает при гиперактивности ребенка?

Диета Фейнгольда - это максимальное исключение продуктов, содержащих искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки . Обязательным является прием кальция и магния . Это связано с тем, что более чем у 85% детей с СДВГ выявляется дисбактериоз и поражение органов пищеварения, что зачастую сопровождается непереносимостью молока и поэтому требуется полная отмена молочных продуктов. Кальций в сложившейся ситуации играет роль гипоаллергизующего и детоксицирующего фактора, кроме того, он крайне необходим для нервной системы растущего организма. Роль магния также весьма многогранна, он помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к шоколаду, который также нежелателен в рационе ребенка с СДВГ. Очень важно, чтобы препараты кальция и магния не содержали ароматизаторов, подсластителей и прочих «завлекалочек» для улучшения вкуса. Фирма производитель должна гарантировать высочайшее качество своих препаратов, так как речь идет о лечении ребенка. Кальций Магний Хелат NSP – это высококачественный и полностью безопасный продукт для поддержки детей и взрослых.

Особое значение в немедикаментозном лечении СДВГ имеет Омега 3. У 95% детей с диагностируемым СДВГ уровень Омега-3 в крови на 35 и более процентов ниже, чем у здоровых сверстников. Исследователи Лаура Стевенс и Джон Бургисс (Великобритания) утверждают, что тест на уровень Омега-3 в крови обязателен для всех детей и подростков для раннего выявления СДВГ.

Что такое Омега-3?

Это особый вид жирных кислот. Каждую клетку живого организма окружает белково-липидная мембрана, контролирующая все процессы жизнедеятельности клетки. В состав липидного (жирового) слоя мембраны как раз и входят Омега-3 жиры . Этот особый вид жиров настолько необходим клеткам, что при их дефиците клетки перестают нормально функционировать. Омега-3 необходимы дня прохождения импульсов по клеткам сердца, головного мозга, обеспечивают функцию клеток кровеносных сосудов, суставов, слизистых оболочек, влияют на настроение, память, концентрацию внимания. Нехватка Омега-3 в мембранах клеток мозга провоцирует нарушение работы мозга по многим направлениям - от СДВГ, депрессии, болезни Альцгеймера до рассеянного склероза.

Источником Омега-3 могут быть жирная рыба, меньше Омега-3 в семенах льна или льняном масле, орехах. Широкомасштабные исследования по коррекции СДВГ при помощи лечебных доз Омега-3, как сообщают доктора Бургисс и Стевенс, показывают ошеломительные результаты: «сочетание высоких доз Омега-3 с антиоксидантами показывают высокую успешность в лечении детей с СДВГ. Жирные кислоты - чрезвычайно мощная и важная субстанция для клеток мозга ребенка».

В чем разница между давно известным рыбьим жиром и капсулами Омега-3?

Рыбий жир - это сочетание всех жирорастворимых субстанций, которые накапливаются в печени рыб. Для того чтобы обеспечить суточную лечебную дозу Омега-3, Ваш ребенок должен принимать не менее 15 столовых ложек рыбьего жира. Количество витаминов А и D в таком объеме рыбьего жира может быть токсичным и вызвать отравление уже на 3–7 сутки лечения, а длительность приема Омега-3 при СДВГ должна быть не менее 3-х месяцев. Кроме того, печень любого живого существа - это фильтр, на котором осаждается много опасных веществ. Диетологи рекомендуют отказываться от употребления внутренних органов животных, рыб, птиц вообще или сократить частоту их применения до 1–2 раз в месяц.

Омега-3 должна быть добыта из жира тела (мышечной ткани) рыбы, а не из жира печени рыбы. Нужно быть уверенным в качестве препарата, который Вы даете больному ребенку. Качественная Омега-3 не может быть дешевой, однако и высокая цена продукта не является 100% гарантией качества. Продукт Омега-3 от NSP изготовлен из жира мышечной ткани рыб, обитающих в холодных морях (лосось и скумбрия), и имеет хорошее соотношение эйкозапентаеновой и декозагексаеновой кислот. Также в состав Омега-3 от NSP входит антиоксидант – витамин Е , предотвращающий возможное окисление упомянутых кислот, что придает данному препарату особую ценность.

Об антиоксидантах

Компания NSP предлагает несколько препаратов с антиоксидантными свойствами, лучшим из которых является Грэпайн с протекторами , представляющий собой вытяжку из виноградных зерен и кожицы винограда в сочетании с экстрактами более чем 10 различных овощей и фруктов. Он запатентован в США (№4,698,360 SynerPro Grapine with protectors). Степень антиоксидантной защиты у данного препарата в 30 и 50 раз соответственно выше, чем у витаминов С и Е. А за счет вытяжек из овощей и фруктов Ваш ребенок, соблюдающий диету Фейнгольда, получит полный набор витаминов, микроэлементов и минералов без риска аллергизации.

«Запитка» мозга лецитином

Лецитин – защитник и строитель нервной системы, головной мозг на 35% состоит из лецитина, так же лецитин составляет основу миелиновой оболочки нервов всего организма. Продукты, богатые лецитином, считаются «пищей для мозга». Это в первую очередь яйца, печень, соя, икра, рыбий жир, жирный творог, говядина. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство детей любят яйца. Если же у ребенка аллергия или неприязнь к рыбе, например, или к большинству продуктов из этого списка – родителям не остается выбора, как прибегнуть к помощи биологически активных добавок. Применение лецитина дает колоссальные результаты в лечении многих заболеваний нервной системы, в том числе и для борьбы с гиперактивностью.

Лецитин для детей с гиперактивностью поможет улучшить внимание, память, эмоциональное равновесие. Детям очень нравится Лецитин НСП , они раскусывают капсулы и с радостью их жуют.

Схема лечения ребенка с гиперактивностью без применения психотропных препаратов:

  1. Соблюдение диеты Фейнгольда (исключить продукты, содержащие красители, ароматизатары и консерванты, молоко и сладости).
  2. Кальций Магний Хелат в течение 3-6 месяцев (дозировку уточняйте).

Итак, есть выбор из существующих на сегодняшний день способов вылечить от СДВГ Вашего ребенка. Возможно, Вам придется изменить образ жизни, привычки, пищевые стереотипы всей семьи. Однако, здоровье Вашего ребенка - это достойная цель! Некоторые дети отреагируют на Ваши усилия уже через несколько дней, другим, возможно, потребуется несколько месяцев. Здоровья Вам и Вашим детям!


Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден.

Такие малыши способны шокировать своим поведением, раздражать, приводить в ужас взрослых. Малышей ругают воспитатели, а детишек школьного возраста — учителя. Даже любящие родители от подобного поведения совсем не в восторге.

Малыш ничего не хочет запоминать, постоянно крутится, подрывает дисциплину. Конечно, большинство ребят активны. Но иногда поведение крохи переходит любые границы.

Столкнувшись с подобным диагнозом, важно понять, что такое гиперактивность? Это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором преобладают над торможением процессы возбуждения. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.

По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей. При этом у мальчиков значительно чаще встречаются патология, чем у девочек.

Причины заболевания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) закладывается еще до появления крохи на свет.

Причины возникновения патологии у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:

  • угроза прерывания;
  • гипоксия плода;
  • курение;
  • неправильное питание;
  • стрессы.

У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:

  • недоношенность (рождение крохи до 38-й недели);
  • стимуляция родов;
  • стремительные роды;
  • затяжные роды.

Причины патологии могут быть в совершенно иных факторах:

  • наличие у малыша неврологических патологий;
  • постоянные конфликты или сложные отношения в семье;
  • чрезмерная строгость по отношению к ребенку;
  • отравление организма тяжелыми металлами (к примеру, свинцом);
  • неправильный рацион питания малыша.

Если у крохи сочетается сразу несколько факторов, то риск возникновения синдрома гиперактивности у ребенка увеличивается.

Симптоматика патологии

Очень важно знать, как проявляется и в каком возрасте детская гиперактивность. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.

Признаки патологии у малышей до года

Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается:

  • излишней возбудимостью;
  • бурным реагированием на разнообразные манипуляции;
  • излишней чувствительностью к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
  • нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
  • отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
  • запоздалым развитием речи.

Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения — прорезывание зубов, изменение питания и другие.

Симптомы патологии у детей 2-3 лет

Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:

  • неусидчивость;
  • большое число лишних движений у малыша;
  • хаотичность движений;
  • задержка речевого развития;
  • моторная неловкость.

Признаки заболевания дошкольников

В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются.

В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками:

  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • непослушание;
  • трудности при укладывании спать;
  • замедленное развитие внимания и памяти.

Проявления патологии у школьников

У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.

Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
  • затруднение выслушивания взрослого;
  • неуравновешенность;
  • заниженная самооценка;
  • вспыльчивость;
  • головная боль;
  • нервный тик;
  • возникновение разнообразных фобий (страхов);
  • энурез.

Симптоматика болезни у старших детей

Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык.

Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.

Разновидности патологии

Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:

  1. Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется болезнь бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, витанием в облаках.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип патологии. Болезнь обусловлена индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.
  3. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Патология, при которой сочетается нарушение внимания и гиперактивность. Самая распространенная форма заболевания.

Возможные последствия

Большинство родителей наивно полагают, что малыш со временем перерастет. Однако изменения при непредпринятом лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться.

Осложнения запущенной патологии чреваты конкретными проявлениями физической агрессии:

  • избиение;
  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки суицида.

Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обладают прекрасным уровнем развития, нередко превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания.

Гиперактивные дети часто становятся творчески одаренными личностями. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту.

Диагностика патологии

Лечением гиперактивных детей занимаются следующие специалисты:

  • детский невролог;
  • психиатр;
  • психолог.

Диагноз при первичном обращении не ставится. В течение полугода ребенка наблюдают и обследуют. Клинико-психологическое обследование основано на:

  • методах беседы, интервью;
  • непосредственном наблюдении за поведением;
  • нейропсихологическом тестировании;
  • полученной информации от родителей и педагогов при помощи специальных диагностических опросников.

Как отличить активность от гиперактивности?

Родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию? Для этого рекомендуется воспользоваться небольшим тестом на гиперактивность ребенка в приведенной следующей таблице:

Гиперактивный ребенок Активный ребенок
Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет. Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.
Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы. Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.
Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии. Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.
Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно. Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.
Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию – кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки. Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Однако помните, что такая диагностика позволяет заподозрить патологию. Поставить окончательный диагноз может только врач.

Обследование юного пациента

Прежде чем лечить патологию, необходимо правильно поставить диагноз. Ведь за подобным синдромом может скрываться любое неврологическое и соматическое расстройство (анемия, гипертиреоз, хорея, эпилепсия, нарушение зрения, слуха, артериальная гипертензия).

Для уточнения диагноза ребенка направляют на консультацию к:

  • эндокринологу;
  • отоларингологу;
  • эпилептологу;
  • офтальмологу;
  • логопеду.

Подтверждается синдром гиперактивности только после следующих обследований:

  • МРТ мозга;
  • анализа крови (биохимия, общий);
  • ЭхоКГ;

Лечение патологии

Родителям необходимо строго уяснить, как бороться с данной патологией. Лечение включает в себя:

  • психотерапию;
  • психолого-педагогическую корректировку;
  • медикаментозную терапию;
  • немедикаментозные способы.
  • щадящее обучение (небольшой класс, дозированные задания, сокращенные уроки);
  • полноценный сон;
  • правильное питание;
  • нормальная физическая активность;
  • длительные прогулки.

Предпочтение отдается немедикаментозным способам лечения. Однако, что делать, если предпринятые методы оказались неэффективны? В этом случае выбор останавливается на медикаментозном лечении.

Двигательная активность

Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.

Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.

Психологическая помощь

Разработаны разнообразные методики, демонстрирующие, как вылечить патологию.

Они направлены на уменьшение тревожности, повышение коммуникабельности.

Психолог подскажет, как снизить агрессивность ребенка.

Путем моделирования различных ситуаций успеха, он поможет подобрать определенную сферу деятельности, в которой малыш ощутит себя достаточно уверенно.

Под руководством психотерапевта, психолога проводятся специальные аутогенные тренировки, индивидуальная, семейная, поведенческая психотерапия.

В коррекционной работе необходимо задействовать практически все окружение малыша – родителей, воспитателей, педагогов. Индивидуально разрабатываются специальные упражнения для развития памяти, речи, внимания.

Как лечить серьезные нарушения речи – способен подсказать логопед.

Медикаментозная терапия

Препараты назначаются как вспомогательные методы коррекции.

Для эффективного лечения может назначаться стимулятор. Это лекарство от патологии рекомендуется при сложных формах болезни. Оно помогает пациенту игнорировать отвлекающие моменты и улучшить концентрацию внимания. Популярными препаратами являются:

  • Аддерал;
  • Декседрин;
  • Концерта;
  • Фокалин;
  • Риталин;
  • Метилин;
  • Виванс.
  • Кортексин;
  • Глиатилин;
  • Энцефабол;
  • Фенибут;
  • Пантогам.

Использование народных средств

Борьба с патологией народными средствами может принести дополнительный положительный эффект. Однако помните, что так же легко она способна и навредить крохе. Поэтому перед применением обязательно посоветуйтесь с врачом.

Особенности общения с гиперактивным ребенком

Родителям следует настроиться на длительное лечение, которое потребует соблюдения определенных правил:

  1. Кроху следует часто хвалить, когда он заслуживает. Поощряйте и незначительные успехи, будьте к нему внимательны.
  2. Обязательно придумайте малышу ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их.
  3. Заведите блокнот, в который записываете вместе с малышом каждый день его успехи.
  4. Ставьте перед малышом соответствующие способностям задачи, за выполнение которых обязательно хвалите. Не занижайте и не завышайте требования.
  5. Определите четкие границы – что нельзя, что можно. Малыш должен научиться справляться с трудностями, не создавайте тепличные условия.
  6. Не приказывайте малышу, старайтесь всегда просить.
  7. Вызывающее поведение крохи – это желание привлечь внимание. Проведите больше времени с ним.
  8. Поддерживайте дома строгий распорядок дня, который должны соблюдать все члены семьи.
  9. Старайтесь избегать чрезмерно людных мест – рынок, торговый центр – чтобы не спровоцировать перевозбуждения крохи.
  10. Оберегайте малыша от переутомления. Такое состояние вызывает повышенную двигательную активность и занижает самоконтроль.
  11. Не позволяйте малышу долго смотреть телевизор. Введите определенный режим просмотра и четко ему следуйте.
  12. Все ваши правила и ограничения должны обязательно быть выполнимыми. Поэтому перед введением их проанализируйте, сможете ли он выполнить их.
  13. Ребенок нуждается в налаженном режиме сна. Он должен просыпаться и ложиться спать в одно время. Малыш обязательно должен высыпаться.
  14. Учите ребенка думать о последствиях его действий и обучайте самоконтролю.
  15. Старайтесь сохранять спокойствие. Вы – пример для крохи.
  16. Малыш должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Это очень важно для него. Так же как и для ребят, страдающих от ожирения. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой малыш сможет раскрыть способности.

Профилактические меры

Профилактика начинается до появления младенца на свет. Она предусматривает обеспечение нормальных условий для протекания беременности, родов.

Комплексная и своевременная коррекционная работа позволит малышу научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Обязательным условием для полноценного развития гиперактивного ребенка является благоприятный микроклимат в детском коллективе и семье.

Доктор обращает внимание

Никогда не ставьте самостоятельно диагноз. Не вешайте ярлыков на малыша даже при наличии многих характерных признаков СДВГ. Наличие патологии может подтвердить только опытный специалист-психоневролог на основании тщательных обследований и ряда тестов. Ранняя диагностика позволяет значительно раньше предпринять необходимое лечение. При соблюдении адекватной терапии и рекомендуемых правил поведения кроха получает все шансы на выздоровление.

Гиперактивный малыш – это ребенок, который отличается поведенческими и неврологическими нарушениями. Крохе свойственны: неусидчивость, трудности с концентрацией внимания, импульсивность, отвлекаемость, высокая двигательная активность. Такому ребенку требуется неврологическое, нейропсихологическое обследование. А помощь предполагает психолого-педагогическое индивидуальное сопровождение, проведение необходимой психотерапии, лекарственной и немедикаментозной терапии.

Гиперактивность у ребенка: нужно ли лечить непоседу?

Ответ редакции

​Слово - нашему эксперту, детскому врачу-неврологу, кандидату медицинских наук Игорю Воронову .

Норма или болезнь?

Мой четырехлетний сынишка слывет хулиганом. Воспитательница группы детского сада, в которую он ходит, считает, что у него гиперактивность, и настаивает, чтобы я показала сына невропатологу. Стоит ли мне это делать?

Светлана, Калининград

Мне часто приходится сталкиваться с подобными жалобами. Как правило, на детей 3-5 лет, хотя нередко объектом жалоб становятся даже младенцы, начиная с 4-5‑месячного возраста. Родители сетуют, что их ребенок не сидит спокойно, постоянно крутится и вертится, везде лезет и не слушается, плохо реагирует на замечания взрослых. Чаще всего опасения родителей оказываются необоснованными. Ведь ребенок раннего возраста и должен быть активным. Такое поведение для них - норма.

При СДВГ у ребенка присутствует не только гиперактивность, но и неусидчивость, невнимательность, импульсивность, невозможность сконцентрировать внимание, которое у них быстро переключается на что-то другое. Особенно если дело, которым они занимаются, не представляет для них интереса. Однако СДВГ, который сейчас сплошь и рядом неоправданно ставят маленьким детям, правомочен как диагноз лишь с 5‑летнего возраста ребенка.

Почему он хулиганит?

У сына диагностировали СДВГ. Но у меня этот диагноз вызывает сомнение. Скажите, как проявляется синдром гиперактивности и откуда он берется у ребенка?

Антонина, Кост​рома

Для этого синдрома характерны три составляющие: нарушение внимания (неусидчивость), импульсивность и двигательная активность. Дети с СДВГ - настоящая головная боль для родителей: они могут полезть в яму на стройплощадке, забраться на дерево, выбежать на дорогу, не боясь получить травму. Они часто встревают в разговоры взрослых, начинают дурачиться, в более редких случаях дерутся с детьми, но проявления агрессивности у них бывают крайне редко. А еще гиперактивные дети зачастую рассеянны, забывают и теряют элементарные вещи: варежки и другую одежду, спортивную форму в школе, ручки, пеналы и даже свои портфели.

Определенные элементы гиперактивности у многих таких детей сохраняются и в зрелом возрасте. Взрослые с СДВГ жизнедеятельны, энергичны, много работают и мало спят. Однако имеют некоторые негативные черты личности: они импульсивны, несдержанны, им сложно заниматься монотонным трудом.

У маленьких обладателей этого диагноза отмечаются и поведенческие нарушения. В то же время уровень интеллекта у них хороший. Проблемы с обучением в школе у таких детей возникают из-за невнимательности и нарушения дисциплины.

С возрастом гиперактивные дети становятся более усидчивыми. Причем девочки раньше мальчиков - к 7 годам, а мальчики - к 10 (но эти показатели могут колебаться).

По поводу причин возникновения СДВГ выдвигаются разные гипотезы. И все же в большей степени это заболевание имеет наследственную предрасположенность. При беседе с родителями таких детей нередко выясняется, что кто-то из них в детстве тоже имел характерное для СДВГ поведение. Хотя иногда такой взаимосвязи нет.

Лекарства - не панацея

Моему гиперактивному ребенку-дошкольнику врач не прописал ни одного лекарственного препарата. Говорит, главное - воспитание и режим. Неужели нет средств, которые могут эффективно и быстро избавить от этой проблемы?

Тамара, Ярославская обл.

В назначении медикаментов в большей степени нуждаются дети школьного возраста из-за проблем с обучением.

Но здесь все не так просто. Дело в том, что единого подхода к принципам лечения СДВГ нет во всем мире. Есть единичные препараты, которые могут быть эффективными, но на некоторых детей они могут не действовать. А назначение успокоительных средств на основе трав или гомеопатические препараты, как правило, не оказывают должного воздействия, а в некоторых случаях могут дать обратный эффект - возбуждение ребенка.

Поэтому наиболее важным в коррекции СДВГ является соблюдение режима, воспитательные меры, психолого-педагогическая коррекция.

При этом в подходе к воспитанию таких детей родителям важно не допускать ни жестокости, ни вседозволенности.

Для выработки внимательности у гиперактивного малыша хорошо развешивать по квартире специальные листки-памятки - в его комнате или, например, на холодильнике. На листках-памятках лучше давать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел. Например: «заправь постель», «почисть зубы», «собери игрушки» и т. д.

Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.

Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.

Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:

  • Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
  • Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
  • С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
  • Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
  • Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
  • Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
  • Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
  • Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
  • Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
  • СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
  • Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
  • Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.

Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».

Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.

Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.

Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.

Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.

Как растить ребенка с гиперактивностью

Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.

Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:

  • Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
  • Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
  • Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
  • Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
  • Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.

Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.

Правила для родителей

Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.

В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.

Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.

Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.

Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.

Медикаментозная терапия для лечения сдвг

Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.

Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.

Диета при лечении гиперактивности

Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.

Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: