Административная ответственность экологические правонарушения наступает с. Административные экологические правонарушения. Классификация административных экологических правонарушений

Административная ответственность за экологические правонарушения - это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Часть 1 ст.2.1 КоАП РФ прямо устанавливает, что "Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность". Таким образом, составы экологических проступков и санкции за их совершение должны быть чётко определены в законодательных актах: на федеральном уровне - в КоАП РФ, на уровне субъектов РФ - в действующих на их территории законах об административных правонарушениях.

По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому Кодекс об административных правонарушениях в качестве одного из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления. Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это - повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.

Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст.2.3), а юридического - если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования". Часть из них помещена в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", часть - в главе 10 "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель".

Глава 7 КоАП РФ включает 28 статей, 15 из которых содержат составы административных правонарушений против охраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являются экологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использования природных ресурсов. Глава 10 включает 14 статей, из которых две (10.4 и 10.5) не имеют отношения к сельскому хозяйству, ветеринарии и мелиорации земель, а касаются наркосодержащих растений, т.е. содержат составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения.

В главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, его осмотра и т.п. (ч.2 ст. 19.4).

В ст.7.2, устанавливающая ответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части говорит о межевых знаках границ земельных участков, во второй - наблюдательных режимных скважинах на подземные воды, иных водоохранных информационных знаках, лесоустроительных и т.п. знаках, в третьей - о пунктах государственных геодезических сетей и т.п.

В КоАП РФ существуют составы становления в опасность, чего не было в КоАПе РСФСР. Например, ст.8.3 устанавливает ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде; ст.8.13 - ответственность: за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (по ч.1), за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч.4).

3). Статья 8.1 вводит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных её этапах путём формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Цель статьи - обеспечение охраны технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи чрезвычайно широка и затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц.

Статья 8.2 - повреждение (загрязнение) отдельных компонентов окружающей среды вредными веществами, отходами. Целью статьи выступает обеспечение административно-правовыми средствами установленного нормативно-правового порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера действия статьи очень обширна и охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих, коммерческих и иных предприятий и объектов.

Признаки объективной стороны статьи 8.3: транспортировка (перевозка), применение и хранение. Нарушение может быть совершено на таких этапах обращения с пестицидами и агрохимикатами, как их испытание, производство и так далее. Цель нормы - обеспечение порядка и безопасности при обращении с относящимися к опасным химическим веществам средствами защиты растений и иного обращения. Сфера действия нормы - деятельность предприятий и организаций, осуществляющих хранение, транспортировку и применение пестицидов, т.е. связанных с сельскохозяйственным производством, ведением лесного хозяйства.

Статья 8.4 состоит из трех частей, содержащих четыре формальных состава проступков. Цель статьи состоит в усилении профилактических начал охраны окружающей среды, обеспечении надлежащего поведения лиц, связанных с реализацией проектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Сфера её поэтому очень широка и распространяется не только на субъектов, непосредственно участвующих в процедуре государственной экологической экспертизы (заказчики, эксперты, работники органов, уполномоченных на организацию проведения экспертизы, финансовых и кредитных учреждений, тех граждан, чьи интересы затрагиваются или могут быть затронуты реализацией проектов, особенно опасных).

В ст.8.5 "Сокрытие или искажение экологической информации" предмет посягательства - это полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке и других объектах окружающей среды. Данная статья КоАПа РФ аналогична статье 237 УК "Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей". Цель статьи - обеспечение социального контроля (от государственного до неформального, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Сфера действия статьи - промышленная, научно-техническая и иная, включая военную, деятельность должностных и недолжностных лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом или отдельных её элементов.

За использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв возможно привлечение к административной ответственности по ст.8.8 КоАП РФ.

Cт.7.9 предусматривает ответственность за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; ч.2 ст.8.14 - за нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений.

Ответственность за порчу земель установлена ст.8.6 КоАП РФ. Однако само понятие "порча земли" не раскрыто законодателем. Единственное объяснение того, какое именно деяние следует квалифицировать как "порчу земли", можно найти только в п.8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. № 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был. В соответствии с данным определением, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Система субъектов применения административных взысканий отражает сложность построения контрольно-надзорных органов. Такие ведомства, как Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство природных ресурсов РФ, обладают полномочиями по применению административных санкций по целому ряду направлений. Так, МПР выступает как орган экологического контроля, охраны вод, использования, охраны и защиты лесного фонда, животного мира и проч., где его функции по выявлению и рассмотрению дел об административных правонарушениях пересекаются, возможно, дублируются с полномочиями ФПС России, МСХ РФ и др.

Важное положение содержится в ст.4.5, регулирующей давность привлечения к административной ответственности. По общему порядку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Но за экологические проступки, видимо, учитывая их опасность и сложность установления виновных лиц, доказывания вины и других обстоятельств, этот срок составляет один год.

Санкции установлены в основном в виде штрафа, хотя в ряде случаев указана и конфискация (ст. ст.8.17 "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии"; 8.18 "Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации";

8.19 "Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации" и др.). Здесь предусмотрена конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения. По ст.8.37, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, могут быть конфискованы орудия охоты, лова, а по ст.8.39 - продукция незаконного природопользования и орудия административного правонарушения, совершенного на особо охраняемой природной территории. Законодатель, к сожалению, не счёл нужным широко использовать в статьях главы 8 иные виды административных взысканий, например лишение специального права, предоставленного физическому лицу, которое предусмотрено только в ст.8.37 в виде лишения права охоты на срок до 2 лет; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию (ст.3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний").

В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл.23), и подведомственность таких дел. Дела об экологических правонарушениях рассматриваются преимущественно судами (судьями), органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами РФ.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер налагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф. Закон "Об охране окружающей природной среды" подчеркивает: привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Решение о наложении штрафа (как и любое другое решение об административном взыскании) может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

Размеры штрафа определяются двумя способами (см. ст.3.5) и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже они определяются исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения такового, например, в ст.8.20 - из стоимости незаконно переданных минеральных или живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию. Важная роль в этом принадлежит экологическому информированию и образованию, т.к. мероприятия, которые применяются для улучшения экологической ситуации, не будут эффективными без активной поддержки населения.

Ответственность за различные экологического типа предусмотрена законом. К этим нарушениям относится не только вред окружающей среде, но и нерациональное использование природных ресурсов.

Вне зависимости от гражданства, правонарушителями могут быть как физические, так и юридические лица. За экологические правонарушения законодательством предусмотрены различные виды ответственности, одним из которых и является административная .

За экологические правонарушения несется административная ответственность

За экологическое правонарушение принимают любое действие, равно как и бездействие, не соответствующее существующим эколого-правовым нормам. В действительности такие действия являются небезопасными или вредными и нарушают установленные порядки экологической безопасности.

Предусмотренные правила регулируют использование ресурсов природы и созданы с целью защиты окружающей среды. За все действия или бездействия, по причине которых отмечается изменение состояния природной среды, предусмотрены определенные наказания.

Различают четыре вида ответственности за экологические правонарушения, каждый из которых установлен законом:

  • дисциплинарная ответственность
  • гражданско-правовая ответственность

В зависимости от объекта, по отношению к которому было произведено неправомерное действие, экологические правонарушения делят на земельные, водные, лесные и горные. Состояние природного объекта, которое подверглось изменению в результате экологического преступления, является одним из критериев, используемым для определения тяжести противоправного действия. Таких состояний три:

  1. порча
  2. нанесение ущерба
  3. уничтожение

В зависимости от того, какое отношение имеет правонарушитель к природным ресурсам, можно выделить три вида экологических нарушений:

  • произведенные владельцем природных ресурсов
  • произведенные пользователем этих ресурсов
  • произведенные лицом, которое не относится к ранее выделенным подгруппам

Для установления правонарушения используют специальную экологическую . Ее целью является предупреждение и определение различных негативных влияний на безопасность окружающей среды. Результаты экспертизы определяют юридическую ответственность правонарушителя за то или иное экологическое нарушение.

На государственном уровне такая экспертиза может быть проведена исключительно представителями федеральной исполнительной власти. В частности, экологической подлежат все проекты градостроительной документации. Если в ходе проверки будет обнаружено какое-либо несоответствие с установленными законодательством нормами, на нарушителя будет наложена правовая ответственность.

Экологические правонарушения — это различные действия или бездействия, предпринятые лицом-нарушителем, в результате которых состояние некоторого природного объекта нарушается. Для определения наличия и тяжести экологических нарушений используют специальную экспертизу.

Классификация административных экологических правонарушений

За экологические правонарушения несут и юридическую ответственность!

Юридическая ответственность за каждое произведенное правонарушение подразумевает некоторое наказание. Таким образом, юридическая ответственность несет в себе четыре основополагающих цели:

  • превентивную — помогает избежать повторного нанесения вреда экологии
  • стимулирующую — склоняет нарушителя и других лиц к должному соблюдении законов в будущем
  • компенсационную — восстанавливает нанесенный природе
  • карательную — определенным образом наказывает лицо, которое совершило правонарушение

В число административных правонарушений, по причине которых наносится вред экологии, входит до сорока видов экологических правонарушений. На практике их разбивают на три группы:

  1. несоблюдение требований экологии
  2. несоблюдение правил и процедуры эксплуатации природных объектов и ресурсов
  3. нанесение вреда или полное разрушение объектов и ресурсов природы

Каждая из этих групп включает характерные экологические правонарушения. Среди преступлений первой группы можно увидеть:

  • нарушение эколого-правовых норм в процессе планирования проектов; при техническом и экономическом обосновании проектов; при проектировании и возведении строений и других объектов, а также введении их в эксплуатацию
  • нарушение санитарных и экологических норм в процессе работы с различными отходами или другими небезопасными веществами
  • несоблюдение методики использования пестицидов и агрохимикатов
  • препятствование государственному проведению экологических проверок

Вторая группа нарушений включает:

  1. несоблюдение правил по сохранению недр и и гидроминеральных ресурсов
  2. несоответствующее установленным нормам использование недр
  3. нерациональное осуществление геологических исследований недр
  4. несоответствующее закону предоставление в пользование и порядок эксплуатации участков земли на территории, которая относится к водоохранной зоне

Третья группа состоит из таких нарушений:

  • порча земельных ресурсов
  • незаконная вырубка леса или другое нанесение ущерба деревьям и кустарникам
  • ликвидация мест обитания животных

За все эти нарушения могут применяться различные меры наказания. В некоторых случаях, если нарушение относительно легкое, нарушитель может обойтись одним лишь предупреждением, но с ростом тяжести, меняется и величина наказания.

За любое нарушение регулируемых законом норм и правил, нарушителя ждет соответствующее наказание.

Административная ответственность

За экологические правонарушения — штраф!

Административная ответственность за экологические правонарушения назначается в тех ситуациях, когда нарушение законных норм происходит без состава преступления. Ее применяют по отношению к физическим лицам-предпринимателям, а также юридическим лицам. Административная ответственность заключается в следующем:

  • изъятие средств, с помощью которых было совершено правонарушение
  • изъятие лицензии на использование ресурсов природы и предпринимательство, которое связано с использованием экологии
  • возмещение нанесенного природе ущерба

Регулирование административной ответственности проводится при помощи нескольких рычагов. Одним из них является Кодекс об административных правонарушениях, а другим — специальное законодательство субъектов РФ. Это законодательство состоит из различных установленных правовых актов, включающих в себя описание возможных экологических правонарушений и возможные способы привлечения этих лиц к ответственности.

Для того, чтобы можно было применить административную ответственность, экологическое правонарушение должно содержать определенные признаки, должна быть доказана правонарушителя, а также должна существовать установленная законом норма, в зависимости от которой определяется состав нарушения и то, как следует наказать нарушителя.

Следует обратить внимание, что административная ответственность за экологические правонарушения отличается некоторой специфичностью:

  1. она наступает исключительно за те нарушения, которые отмечены в законодательстве как административные
  2. в качестве нарушителей могут выступать любые лица
  3. применение ответственности возлагается на уполномоченный орган или должностное лицо
  4. использоваться она должна в порядке, установленном процессуальным законодательством
  5. в качестве наказания применяются исключительно предусмотренные нормы, если нарушение незначительно, то возможно освобождение от нарушения
  6. ответственность отличается в зависимости от правонарушителя

Административная ответственность определена законодательством и применяется исключительно в установленном порядке.

Административная ответственность за экологические правонарушения — один из типов ответственности, который применяется по отношению к лицу, которое каким-либо образом нарушило установленные законом нормы по защите окружающей среды. В зависимости от состава правонарушения применяются различные варианты наказания .

Мнение юриста-эксперта:

Забота об экологии, это забота о нашем будущем и будущем наших детей. Видимо поэтому, законодатель предусмотрел ответственность за экологические правонарушения, вплоть до уголовной ответственности. Уголовный кодекс РФ содержит такую статью. Называется она «Незаконная рубка лесных насаждений» (ст.260). Это как раз о том, что будет, если перед новым годом, сходить в лес, и принести елочку домой.

А будет вот что. Если елочку оценят, и стоимость ее окажется более 5000 рублей, то можно в суде заполучить штраф от 500 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 2-х лет. Очень даже немало получается. В нашей статье изложен более полный перечень различных видов ответственности. Но с конкретными правонарушениями, предусматривающими административную и уголовную ответственность, можно ознакомиться, изучив содержание статей кодексов.

Предприятия за нарушение экологических норм платят огромные штрафы, миллионы рублей. Но экологическая обстановка меняется медленно. Одних наказаний, видимо недостаточно.

Обоснование: глава 26 УК РФ (18 статей), глава 8 КоАП РФ (46 статей).

Об юридической ответственности за нарушение экологического законодательства — в видеоматериале:

В науке классификация видов юридической ответственности произ­водится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д. Традицион­но выделяют четыре вида ответственности: имущественную, дисципли­нарную, административную и уголовную ответственность.

К дисциплинарной ответственности может привлекаться работник за нару­шение норм трудового права, и, следовательно, за ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Такие трудовые нормы и правила содержатся в федеральных законах и подзаконных актах, нормативно-правовых актах субъектов РФ, правилах внутреннего трудового распорядка в организации и т.д. В случае нарушения таких трудовых норм и правил, к работнику и применяются меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

Административным экологическим правонарушением (проступком) . признается противоправное, виновное действие или бездействие физи­ческого или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность.

Вступление в силу нового КоАП РФ ознаменовало собой победу сторонников теории необходимости кодификации законодательства об административной ответственности. Разбросанные ранее по десяткам федеральных законов и подзаконных актов нормы об административ­ной ответственности за экологические правонарушения собраны теперь в одном документе, что облегчает работу правоприменителей.

Новый закон уделяет куда большее, чем прежний КоАП РФ, внимание вопросам охраны окружающей среды, выделяя данную деятельность как одну из задач законодательства об административных правонарушени­ях (ст. 1.2 КоАП РФ). При этом субъекты РФ вправе принимать законы об административных правонарушениях, не вступающие в противоре­чия с КоАП РФ. Такими законами субъектов РФ должны быть созданы и органы (инспекции, комиссии, палаты и др.), уполномоченные рас­сматривать дела об административных правонарушениях в соответс­твии с законодательством субъектов Российской Федерации. При этом законом субъекта РФ можно предусматривать только две разновиднос­ти административных наказаний: предупреждение и штраф. В числе федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях, КоАП РФ выде­ляет (кроме судей) органы внутренних дел, органы и войска погранич­ной службы, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области защиты растений, органы, осуществляющие государственный контроль за химизацией и использованием химических средств в сель­ском хозяйстве, органы охраны территорий государственных природ­ных заповедников и национальных парков, органы, осуществляющие государственный экологический контроль и ряд других.



Все составы экологических правонарушений, за которые может насту­пить административная ответственность, могут быть классифицирова­ны в четыре группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих (базовых) эколого-правовых требований, распростра­няющихся на все институты экологического права. К их числу относят­ся нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5) и т.д.

Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных ресурсов. В их числе порча земель (ст. 8.6), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13), нарушение требований к охране лесов (ст. 8.31) и т.д.

В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым ста­тусом. К таким составам относятся: нарушение правил охраны и использо­вания природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39), а также нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12). При этом надо иметь в виду, что КоАП РФ не содержит норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических проступков в зоне экологического бедствия.

Наконец, в четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в про­мышленности, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.). В их числе несоб­людение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опас­ными веществами (ст. 8.2), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3), выпуск в эксплуатацию механических транс­портных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23) и т.д.

Рассмотрение всех видов административных наказаний позволяет сделать следующие выводы: во-первых, административные наказания являются относительно определенными санкциями. При наложении наказания законодатель предоставляет природоохранным органам, в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, сте­пени вины и иных обстоятельств определенную свободу в выборе вида и размера наказания

(ст. 4.1 КоАП РФ). Во-вторых, лицо, совершившее административно наказуемый проступок, может быть освобождено от административного наказания в связи с его малозначительностью (ст. 2.9 КоАП РФ). В-третьих, четко определены сроки наложения административных наказаний. Согласно ст. 4.5 КоАП РФ, постановле­ние по делу об административной ответственности за нарушение зако­нодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня его совершения. При длящемся админис­тративном экологическом правонарушении (а таких достаточно много), названный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения. В-четвертых, административные наказания характе­ризуются определенным единством и дифференциацией, что позволяет их рассматривать как самостоятельную систему.

Отдельно необходимо отметить проблему разграничения администра­тивной и уголовной ответственности в сфере охраны окружающей среды.

Конструкции составов уголовных и административных экологичес­ких правонарушений имеют много схожего, а четких критериев отличия в составах административных деликтов нет. Они есть в уголовно-право­вых нормах, например, в ряде составов указан такой квалифицирующий признак, как смерть людей либо массовые случаи их заболевания вследс­твие загрязнения природной среды (ст. 251 УК РФ). В других составах упоминаются «тяжкие последствия» (ст. 246 УК), «существенный вред» (ч. 1 ст. 250 УК РФ); «значительный» и «крупный» ущерб (ст. 255 и 256 УК). В примечании к ст. 260 УК РФ, устанавливающей уголов­ную ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников, раскрывается содержание понятий значительного и крупного разме­ров вреда: о первом свидетельствует исчисленный по установленным таксам ущерб, в 20 раз превышающий МРОТ, установленный на день совершения преступления. Крупным считается ущерб, превышающий минимальный размер оплаты труда в 200 раз. Конкретное содержание других оценочных критериев в УК РФ не раскрывается.

Их толкование дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». Так, признаки сущес­твенного экологического вреда сформулированы в п.5 постановления. К их числу относятся: массовая гибель животных и птиц на определенной территории (когда уровень смертности выше среднестатистического в три и более раз), экологическая ценность поврежденной территории или утра­ченного природного объекта, высокий уровень деградации земель.

Кроме повышенной степени общественной опасности основанием квалификации правонарушения в качестве преступления может слу­жить наличие таких признаков состава, как специфика предмета, место, способ правонарушения, его субъект, форма вины и т.д. Например, в ст. 258 УК предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту. Там выделяются звери и птицы, на которых охота полностью запрещена (специфика предмета), территория заповедника, заказника, зона чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедс­твия (место), применение механического транспортного средства либо воздушного судна, применение взрывчатых веществ или иных способов массового уничтожения зверей и птиц (способ), совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения (субъект) и т.д. Эти признаки выступают в роли критериев разграничения преступного поведения и административного проступка.

Таким образом, составы административных и уголовных правонаруше­ний находятся между собой в соотношении общей и специальной норм. Первые содержат абстрактные формулировки, вторые как бы конкретизи­руют их. Следовательно, административно-правовая норма будет приме­няться только в той части, которая не охватывается признаками сходного по конструкции состава экологического преступления, т.е. выходит за пре­делы, границы признаков, установленных уголовно-правовой нормой.

3 . Уголовная ответственность за экологические преступления

Экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружаю­щую среду и причиняющие вред природной среде (содержащие реаль­ную угрозу его причинения).

Существует основная классификация экологических преступлений по критерию непосредственного объекта посягательства. В первую группу входят составы преступлений, посягающих на состояние отдельных природных ресурсов. В их числе - загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), порча земли (ст. 254), незаконная охота (ст. 258) и т.д. Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружаю­щей среды, подлежащих соблюдению при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. В эту группу входят: нарушение правил охраны, окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение пра­вил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247) и т.д. В третью группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природ­ных объектов (ст. 262).

Среди диспозиций экологических преступлений, сгруппированных в главе 26 УК РФ, имеются как материальные, так и формальные соста­вы;. Однако преступлений с материальными составами, т.е. таких, для которых наличие оконченного состава преступления закон связывает лишь с наступлением определенных, указанных в законе последствий, значительно больше: это ст. 246, 247 (ч. 2-3), ст. 248, ст. 249-252, ст. 254-257, ст. 259-262. Они относятся к деликтам экологического результата. Для формальных составов закон считает преступление оконченным после (в момент) совершения общественно опасного деяния независи­мо от наступления определенных общественно опасных последствий. К таковым относятся ст. 252 (ч. 1), 253, 256 (ч. 2) - формальные эколо­гические деликты. Кроме того, в главе 26 присутствуют специфические диспозиции со следующими составами:

- «состав угрозы» - в ст. 247 (ч. 1) - «нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» (он как бы лежит посредине

Между чисто материальными и чисто формальными составами).

Комбинированные формально-материальные - в ст. 256 (ч. 3) -«незаконная добыча водных животных и растений», и в ст. 258 - «неза­конная охота». 1

Новый УК РФ ввел и совершенно новый состав «экоцид» (ст. 358), поместив его в раздел «Преступления против мира и безопасности чело­вечества», что определило его основной объект. Об экоциде впервые заговорили в 60-70-е годы XX века в разгар «экологической войны», которую вели США во Вьетнаме. Практиковавшаяся США тактика «выжженной земли» (включая не только бомбардировки, но и распыле­ние химических веществ) привела к уничтожению огромных массивов мангового леса, а также массовой гибели объектов животного мира, выведении тысяч гектаров земли из хозяйственного использования. Однако расположение данного состава, на наш взгляд, в главе 26 УК РФ, являлось бы более обоснованным.

Административным экологическим правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное действие (бездействие) гражданина, должностного или юридического лица, посягающее на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, в том числе причиняющее вред окружающей среде (содержащее реальную угрозу такого причинения), за которое предусмотрена административная ответственность.

Действующий КоАП куда большее, чем прежний, уделяет внимание вопросам охраны окружающей среды, выделяя в ст. 1.2 КоАП данную деятельность как одну из задач законодательства об административных правонарушениях.

Субъекты РФ вправе принимать свои законы об административных правонарушениях, не вступающие в противоречия с КоАП. Такими законами субъектов РФ должны быть созданы и органы (инспекции, комиссии, палаты и др.), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством субъектов РФ. При этом законом субъекта РФ можно предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф.

Примером такого законотворчества субъектов РФ может служить Кодекс Волгоградской области от 11.06.2008 № 1693-ОД "Об административной ответственности", предусматривающий административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений на территориях общего пользования в населенных пунктах (ст. 6.1); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 6.2); нарушение установленного режима использования земель (ст. 7.2); загрязнение территорий поселений, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств (ст. 8.10); нарушение порядка обращения с бытовыми отходами на территории поселений (ст. 8.14) и т.д.

В числе федеральных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных экологических правонарушениях, КоАП выделяет (кроме судей) органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения; органы, осуществляющие функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, органы, осуществляющие государственный экологический надзор, и ряд других.

Все составы экологических правонарушений, за которые может наступить административная ответственность, классифицируются в четыре группы.

В первую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение общих (базовых) эколого- правовых требований, распространяющихся на все институты экологического права. К их числу относятся нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП) и т.д.

Во вторую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение правил по охране отдельных природных объектов. В их числе порча земель (ст. 8.6 КоАП), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21 КоАП), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП), нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП) и т.д.

В третью группу входит состав правонарушения, устанавливающий ответственность за нарушение правового режима территорий с особым эколого-правовым статусом, а именно – нарушение правил охраны и использования природных ресурсов па особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП). При этом следует иметь в виду, что КоАП (в отличие от УК) не содержит норм, устанавливающих ответственность за совершение экологических проступков в зоне экологического бедствия.

Наконец, в четвертую группу входят составы, устанавливающие ответственность за нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности (в промышленности, транспорте и т.д.). В их числе – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22 КоАП) и т.д.

Рассмотрение всех видов административных наказаний позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, административные наказания являются относительно определенными санкциями. При наложении наказания законодатель предоставляет природоохранным органам (или суду), в зависимости от характера правонарушения, личности нарушителя, степени вины и иных обстоятельств определенную свободу в выборе вида и размера наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП.

Во-вторых, лицо, совершившее административно наказуемый проступок, в соответствии со ст. 2.9 КоАП может быть освобождено от административного наказания в связи с его малозначительностью.

В-третьих, четко определены сроки наложения административных наказаний. Согласно ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. При длящемся административном экологическом правонарушении (а таких достаточно много), названный срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Отдельно следует остановиться на проблеме разграничения административной и уголовной ответственности в сфере охраны окружающей среды.

Конструкции составов уголовных и административных экологических правонарушений имеют много схожего, а четких критериев их отличия друг от друга в составах административных правонарушений нет.

Они есть в уголовно-правовых нормах, например, в ряде составов указан такой квалифицирующий признак, как причинение вреда здоровью или смерть человека вследствие загрязнения атмосферы (например, ст. 251 УК). В других составах упоминаются "тяжкие последствия" (ст. 246 УК), "существенный вред" (ч. 1 ст. 250 УК); "значительный" и "крупный" ущерб (ст. 255 и 256 УК). В примечании к ст. 260 УК, устанавливающей уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, раскрывается содержание понятий значительного и крупного размеров вреда: "значительным" признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий пять тыс. руб., крупным размером – 50 тыс. руб., особо крупным размером – 150 тыс. руб. Конкретное содержание многих других оценочных критериев в УК не раскрывается.

Их толкование дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения".

Их толкование дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования".

Так, Пленум разъяснил, что под "иными тяжкими последствиями" применительно к ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ) следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза.

Применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов) существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде – в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п.

Ответственность за незаконную охоту, предусмотренную п. "а" ч. 1 ст. 258 УК РФ, наступает лишь при наличии крупного ущерба. Причиненный незаконной охотой ущерб относится к крупному исходя не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного, в частности экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных. Крупным является ущерб, причиненный, например, отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя.

Следовательно, кроме повышенной степени общественной опасности основанием квалификации правонарушения в качестве преступления может служить наличие таких признаков состава, как специфика предмета, место, способ правонарушения, его субъект, форма вины и т.д.

Можно сделать вывод, что составы административных и уголовных правонарушений находятся между собой в соотношении общей и специальной норм. Первые содержат абстрактные формулировки, вторые как бы конкретизируют их. Следовательно, административно-правовая норма будет применяться только в той части, которая не охватывается признаками сходного по конструкции состава экологического преступления, т.е. выходит за пределы, границы признаков, установленных уголовно-правовой нормой.

Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Закон "Об охране окружающей природной среды" тоже раскрыл понятие административного правонарушения - виновное противоправное действие или бездействие, нарушающее установленный правопорядок в сфере охраны окружающей природной среды, за которые законом предусмотрена административная ответственность (ст. 84 Закона).

О.Л. Дубовик раскрывает понятие административного правонарушения в следующем виде: "Административным правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан" право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользователем и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Дубовик О.Л. Формирование уголовно-экологического законодательства Европейского союза: цели, тенденции, перспективы и реализация // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 4. С. 13 - 16.

Существенным нововведением Кодекса об административных правонарушениях является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц, возможно, было привлечь к административной ответственности только рядом законодательных актов субъектов РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1.КоАПРФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначенное административное показание юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Помимо главы 8 КоАП РФ об за совершение экологических правонарушений предусмотрена ФЗ РФ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (ст. 75), ФЗ РФ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. (ст. НО), Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. (ст. 130), законом РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах" (ст. 49) и другими. В указанных статьях Федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат бланкетные нормы права. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 12. - С. 1024.

К примеру, ФЗ РФ от 15 февраля 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливается административная ответственность для граждан и должностных лиц в виде штрафа за различные нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды на особо охраняемых природных территориях (ст. 36).

В Законе РФ от 02 апреля 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об атмосферном воздухе. Но в данном нормативном акте не устанавливается ни субъективный состав, ни размеры ответственности за такие правонарушения. Перечисленные же в законе составы фактически совпадают с составами Кодекса об административных правонарушениях. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 12. - С. 1024.

Несмотря на такое большое количество нормативных актов, из года в год растет число экологических правонарушений. С 1996 г. по 2006 г. этот рост составил примерно 100% в абсолютных цифрах. По отдельным видам природных ресурсов число правонарушений выросло (в %): земля - 15; недра -100.

В то же время рост числа лиц, привлеченных к административной ответственности за тот же период, составил только 70% (по данным ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды). Та же картина и по различным видам природных ресурсов.

Так, в октябре 2005 года Мелеузовским районным судом РБ были рассмотрены дела по заявлению Мелеузовского межрайонного прокурора к Салаватской межрайонной инспекции по охране животного мира о признании незаконными постановлений об административных правонарушениях в отношении граждан.

Суть дела состояла в том, что Государственными инспекторами инспекции по охране животного мира по Мелеузовскому району были вынесены 12 постановлений по делам об административных правонарушениях в виде нарушения правил пользования животным миром в отношении граждан и наложены административные взыскания в виде штрафа. Основывались при этом они на пункты 4.4, 5.4.4 Положения об "Управлении по охране животного мира и контролю за ведением охотничьего хозяйства". Хотя в 2001 году Верховный суд РБ признал данный акт недействительным.

В результате, Мелеузовский районный суд данные постановления отменил.

Кроме этого, не преодолена существующая традиция, когда природоохранным проблемам отводилось одно из последних мест. На протяжении многих лет должным образом не отвечали главные виновники ухудшения экологической ситуации - промышленные предприятия. И сейчас, когда существенно ужесточаются меры ответственности, это не только не находит должного понимания, но и зачастую встречает сопротивление руководства этих предприятий и представителей власти.

Вступивший в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ группирует экологические правонарушения в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования".

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. "К") Конституции Российской Федерации и ст. 2 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъекта Российской Федерации.

Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды. Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. - С. 320.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ): предупреждение; административный штраф; возмездие изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.); административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов - ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - ст. 8.35; судна и других орудий лова - ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

Как уже отмечалось ранее, в соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологическое правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должность лиц - от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов. Боголюбов С.А., Хлуденева Н.И. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 года №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009. С. 340.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: