Законодательная база российской федерации. Федеральный закон о естественных монополиях

транспортировка газа по трубопроводам;

Абзац исключен. - Федеральный закон от 26.03.2003 N 39-ФЗ;

Железнодорожные перевозки;

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

Захоронение радиоактивных отходов;

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.


Судебная практика по статье 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ

    Постановление от 9 октября 2018 г. по делу № А33-10315/2018

    Закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из пунктов 1, 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №331, статей 23, 39, 44 Закона о защите конкуренции, пунктов 3.42, 3....

    Постановление от 8 октября 2018 г. по делу № А33-1323/2018

    Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)

    Дома по адресу ул. Пушкина, 32 в г. Красноярске, многоэтажного жилого дома по адресу ул. Бограда, 109 в г. Красноярске, жилых домов № 1, 2, 3, 4 комплекса многоэтажных жилых домов жилого района «Мичуринский», расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Кутузова, 1. По результатам рассмотрения заявления ООО «Новый Город» приказом управления от 01.06....

    Постановление от 3 октября 2018 г. по делу № А50-34094/2017

    Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО)

    Ответственности (приложение к договору) электрические сети объекта общества «Дедал» – нежилое здание по ул. Пушкарская, 138Б, присоединены к фидеру общества «Дедал» в ТП-822 Ру – 0, 4 кВ. Общество «ЕДИНСТВО» в свою очередь приобретало в спорный период электрическую энергию у общества «КЭС-Мультиэнергетика» по договорам энергоснабжения от 23.01.2013, от 01.01.2016 ...

    Решение от 3 октября 2018 г. по делу № А53-14995/2018

    Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)

    Постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня № 35/12. В силу статьи 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и статей 4 и 6 Федерального закона «О естественных монополиях» железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, ...

    Решение от 3 октября 2018 г. по делу № А20-1649/2018

    Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)

    Присоединение) объекта капитального строительства. АО «Газпром газораспределение Нальчик» является юридическим лицом, одним из видов деятельности которого, является транспортировка и распределение газообразного топлива. Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В силу пункта 3 ...

    Решение от 3 октября 2018 г. по делу № А33-19677/2018

    Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)

    Либо задолженности за 2015 год не имеется, что подтверждается подписанным между сторонами актом сверки взаимных расчетов. Таким образом, ответчик полагал, что в соответствии с пунктами 4 . 2. и 4 . 4 договора, конечная стоимость выполненных работ и оказанных услуг была определена и указана в счете, выставленном исполнителем, а конечный расчет произведен заказчиком в течение...

    Постановление от 2 октября 2018 г. по делу № А05-2317/2018

    Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)

    Части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также принять меры по устранению последствий такого нарушения (том 1, листы 49-52). В частности, пунктом 4 названного предупреждения предложено совершить действия по возврату муниципального имущества и, в случае необходимости, определить лицо, в пользование которого оно может быть передано с учетом требований действующего законодательства. ...

Естественная монополия - подвид монополии, которая занимает преимущественное положение на рынке в силу технологичных особенностей производства. Занимается регулированием трудоемких инфраструктур, дублирующее создание которых другими учреждениями экономически невыгодно или технически невозможно. Главным нормативно-правовом актом, регламентирующим цели, нормы, требования, порядок, функции, права и обязанности в соответствующей области является закон о субъектах естественных монополий.

Настоящий Федеральный закон о монополии от 17.08.95 г. был принят участниками Государственной Думы 17 августа 1995 года. Данное постановление регламентирует законодательные основы общефедеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Основные цели закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, которые гарантируют доступность реализуемого ими продукта для потребителей, а также эффективность их функционирования.

Структура ФЗ 147 о естественных монополиях разделена на 6 глав:

Глава 1 (статья 1-5). Основные положения закона. Рассматривает:

  • цели настоящего Федерального закона;
  • сферу применения;
  • определения общих понятий;
  • сферу деятельности;
  • службы, которые занимаются регулированием деятельности соответствующих субъектов.

Глава 2 (ст 6-8.1). Национальное регулирование и государственный надзор. В данном разделе представлены:

  • методы управления деятельности;
  • подробное описание государственного надзора;
  • обязанности субъектов;
  • стандарты раскрытия сведений.

Глава 3 (ст 9-14). Права и функции органов регулирования. Раздел регламентирует:

  • перечень служб регулирования естественных прав;
  • права и функции соответствующих органов;
  • причины для принятия службами стабилизации естественных монополий решений об использовании определенных методик;
  • осведомленность служб стабилизации о принятых ими решениях.

Глава 4 (ст 15-20). Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона. В данном разделе представлены основные последствия нарушений, а также порядок возмещения убытков. Статьи 16, 18,19 утратили свою правовую силу.

Глава 5 (ст 21-25). Порядок утверждения предписаний и порядок их обжалования. Рассматривает:

  • процедуру утверждения о введении, изменении или полного прекращения стабилизации деятельности соответствующих субъектов;
  • причины рассмотрения нарушений относительно закона №147;
  • процедура осуществления предписаний;
  • порядок обжалования решений.

Глава 6 (ст 26-27). Заключительные положения законодательства.

Последние изменения, внесенные в ФЗ «О естественных монополиях»

В начале 2008 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение внести существенные изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Нововведения - совокупность мер, способствующих развитию конкуренции на рынках РФ.

Основные изменения и дополнения:

  • был введен понятийный аппарат;
  • были закреплены дополнительные сферы деятельности рассматриваемого закона, такие как: служба централизованного водоснабжения и водоотведения; служба по аэронавигационному обслуживанию;
  • разграничили рынки сетевых и конечных услуг, а также были утверждены рынки по оказанию услуг и рынки доступа. В последней редакции данного нормативно-правового акта регламентируются тарифообразования конечных услуг;
  • установление тарифов. ФАС ввел целый ряд методик, которые направлены на повышение эффективности национального ценового тарифного регулирования;
  • ответственность конкурсных процедур при исполнении сделок на право пользования главными средствами субъектов, которые находятся в общегосударственной или муниципальной собственности, с учетом как общих требований антимонопольных актов, так и специального положения;
  • субъекты естественных монополий обязаны утверждать инвестиционные программы с федеральными субъектами РФ муниципального образования;
  • установлены правила и принципы гарантирования недискриминационного доступа покупателей к производимым продуктам;
  • отказ от процесса контроля сделок, которые утверждены законом о естественных монополиях №147;
  • были разграничены права и обязанности между службой по тарифному регламентированию естественных монополий, антимонопольной службой и отраслевыми федеральными службами исполнительного правления.

Каждая служба правления, имеющая полномочия относительно регулирования и контроля естественной монопольной области деятельности, обязательно должна иметь определенные права и обязанности, а также обязана нести ответственность за принимаемые решения.

Перечень организаций

Деятельность данных субъектов устанавливается в соответствии со специальными законодательными актами, которые включаются в реестр. Его ведением занимается Федеральный орган по тарифам. В перечень входят только те субъекты, в отношении которых устанавливается общегосударственное регулирование и надзор с целью определения цен тарифов.

Выделяется 3 вида организаций:

  • реестр по субъектам в ТЭК;
  • реестр по субъектам на транспорте;
  • реестр по субъектам в сфере связи.

Скачать закон о субъектах естественных монополий

В области общественного потребления присутствует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, которые могут негативно сказываться на уровне жизни всего населения. Во-первых, это касается повышения тарифов и цен организациями-монополистами, которые приводят к росту издержек производства в иных отраслях, то есть и к росту цен на другие товары. Именно поэтому существует необходимость общегосударственного регулирования таких учреждений со стороны специальных административных служб.

Скачать Федеральный закон №147 «О естественных монополиях» .

Не действует Редакция от 17.08.1995

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.95 N 147-ФЗ "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"

Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.95 N 147-ФЗ "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.95 N 147-ФЗ "О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

Действующий

Кроме того, если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию или воду и т.п.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с РФ "О защите прав потребителей".

Как было показано выше, помимо обеспечения доступности реализуемого субъектами естественных монополий товара для потребителей второй составляющей такой цели комментируемого , как достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий является эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Этими законодательными положениями преследуется цель безубыточного функционирования субъектов естественных монополий. Кроме того, законодателем также преследуется цель развития субъектов естественных монополий: строительство новых мощностей, модернизация производства, улучшение качества производимых ими товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции, эксплуатируемых основных средств и т.п.

1. Комментируемая определяет сферу применения настоящего Федерального закона, то есть круга общественных отношений, на которые распространяется действие его норм. Круг отношений, на которые распространяется действие Закона, определен исходя из следующих признаков: субъектного состава (участников отношений) и территориальной принадлежности. Прежде всего, нормы Закона применимы к товарным рынкам Российской Федерации, то есть действуют только на внутреннем рынке России.

Под товарным рынком в соответствии со Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Отношения, регулируемые настоящим могут возникать между субъектами естественных монополий и потребителями, субъектами естественных монополий и органами исполнительной власти (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления.

Понятие субъекта естественной монополии и потребителя раскрывается в комментируемого Закона. И будут подробнее рассмотрены к комментарии к данным статьям. Здесь же отметим, что под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребителем является физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Система органов власти в Российской Федерации, прежде всего, определяется ее федеративной структурой, а также системой разделения властей, закрепленной в Конституции РФ. В соответствии с указанной нормой государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Россия - федеративное государство, имеющее два уровня государственной власти: федеральный (осуществляемый на уровне Российской Федерации в целом) и уровень власти субъектов Российской Федерации (субъект Российской Федерации - это территориально и организационно самостоятельная часть Российской Федерации, обладающая своими властными полномочиями и предметами ведения, в соответствии с РФ. Среди видов субъектов Российской Федерации, указанных в Конституции РФ названы: республики, края, автономные округа, автономная область, области, а также города федерального значения). Особенностью федеративного государства является наличие двух уровней власти и соответственно органов власти (федерального и субъектов федерации), а также наличие двух уровней законодательства (федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации). Система разделения властей в России реализована посредством создания трех видов государственных органов: органов законодательной власти, органов исполнительной власти и судебных органов. Система федеральных органов исполнительной власти определена Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Федеральные органы исполнительной власти создаются в форме федеральных министерств, федеральные служб и федеральных агентств. Возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации. Среди федеральных органов исполнительной власти полномочиями по контролю и надзору за субъектами естественной монополии, а также по осуществлению государственного регулирования в отношении субъектов естественной монополии обладают два органа: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и Федеральная служба по тарифам.

В соответствии с Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Кроме того, федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. По общему правилу не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Такое исключение в частности сделано для Федеральной службы по тарифам, которая осуществляет нормативное правовое регулирование на своем уровне по вопросам установления тарифов, посредством издания нормативных правовых актов (приказов).

Под органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль за деятельностью субъектов естественной монополии, понимаются органы, созданные по решению губернатора субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Название данных органов различное и в каждом субъекте свое. Необходимо отличать данные органы от территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти на уровне регионов. Так Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС РФ) имеет территориальные управления в каждом субъекте Российской Федерации. Территориальные управления ФАС России являются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета и вертикально подчинены ФАС РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свои функции по государственному регулированию и контролю деятельности естественных монополий на основании постановления Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий".

Указанным постановлением Правительства РФ утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля. Данное Положение определило, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).

Органы регулирования субъектов РФ осуществляют государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий во всех сферах, указанных в



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: