Выявление и пресечение незаконной миграции. Нелегальная миграция в россии. О мерах по противодействию незаконной миграции, проведении профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности иностранных граждан и лиц без гра

Миграционная ситуация в Кемеровской области характеризуется увеличением на 32% или на 27,6 тыс. прибывающих мигрантов. Всего прибыло более 113,7 тыс. (2013г. - 86,1 тыс.) иностранных граждан и лиц без гражданства. Проживает в области по разрешению на временное проживание и виду на жительство свыше 15,8 тыс. (2013г. - 13 тыс.) иностранных граждан.

Наибольшее количество поставленных на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства прибыло на территорию Кемеровской области из стран СНГ: Узбекистана (27 тыс. или 24%), Таджикистана (21,7 тыс. или 19%), Кыргызстана (18,4 тыс. или 16%), Украины (14,1 тыс. или 12,4%), Казахстана (10,5 тыс. или 9,3%), Армении (10,5 тыс. или 9,2%). Из стран дальнего зарубежья основную часть составляют граждане-выходцы из Китая (3,5 тыс. или 3,1%), Германии (2,5 тыс. или 2,3%), Турции (1449) и Кореи (429).

На миграционный учет поставлено 14144 гражданина Украины. Обратилось с заявлением о предоставлении временного убежища - 2638 человек (временное убежище предоставлено - 2632), статуса беженца - 1 (статус предоставлен - 0). В центрах временного размещения проживает 82 гражданина Украины, покинувших территорию государства в результате военных действий, из них несовершеннолетних - 24.

Заявили целью прибытия в область «осуществление трудовой деятельности» 45% иностранных граждан, «частный визит» - 32,1%.

Иностранным гражданам, прибывшим в Кузбасс, оформлено 6,3 тыс. (2013г. - 10 тыс.) разрешений на работу и 22,7 тыс. (2013г. - 23,8 тыс.) патентов для работы на физических лиц, фактически выдано - 22,5 тыс. (2013г. - 23,8 тыс.).

В целях профилактики преступных посягательств, выявления и пресечения правонарушений и преступлений в сфере незаконной миграции в полном объеме реализованы мероприятия Плана межведомственного взаимодействия с УФМС, УФСБ, УФСКН, УФССП России по Кемеровской области, Кузбасским ЛУ МВД России, Департаментом труда и занятости населения Кемеровской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области на 2014 год, а также Плана информационного взаимодействия Совета руководителей территориальных органов МВД России и командующего войсками регионального командования внутренних войск МВД России в Сибирском федеральном округе с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе на 2 полугодие 2014 года.

Заключено Соглашение о взаимодействии УФМС России по Кемеровской области и ГУ МВД России по Кемеровской области от 28.11.2014 №1/8сог. В соответствии с приказом УФМС России по Кемеровской области от 16.01.2014 №4 заместитель начальника Главного управления И.В. Коршунов включен в состав членов коллегии УФМС России по Кемеровской области.

Обеспечено участие руководства Главного управления в работе координационного совещания по обеспечению правопорядка в Кемеровской области по вопросу: «Организация работы по пресечению правонарушений и преступных проявлений в сфере незаконной миграции, а также по приему, оформлению и трудоустройству граждан Украины на территории Кемеровской области».

В территориальные органы внутренних дел направлены указание по совершенствованию работы в сфере противодействия незаконной миграции, «Сборник методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений, совершенных иностранными гражданами и в отношении них», подготовленный Главным следственным управлением, Методические рекомендации «Установление личности иностранного гражданина при производстве предварительного расследования», а также Алгоритм действий сотрудников органов внутренних дел по выявлению и документированию преступлений, предусмотренных статьями 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ.

На базе УФМС России по Кемеровской области с участием представителей прокуратуры Кемеровской области проведены семинары-совещания по вопросам организации взаимодействия при выявлении, документировании преступлений, предусмотренных ст.ст.322.1-322.3 УК РФ, а также устранения нарушений законодательства при выявлении, пресечении, расследовании и профилактике преступлений, связанных с незаконной миграцией.

Приняты меры для качественного улучшения оперативной работы, прежде всего в части получения упреждающей информации для выработки правильных управленческих решений, а также исполнения алгоритма действий сотрудников по реагированию на нарушения закона вне зависимости от гражданской принадлежности правонарушителей и потерпевших. Обеспечено оперативное прикрытие иностранных граждан, проживающих на территории области и представляющих оперативный интерес.

В целях мониторинга эффективности деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди иностранных граждан и лиц без гражданства, штабом Главного управления проведено два проблемных анализа: «О состоянии оперативной обстановки по линии предупреждения и раскрытия преступлений среди иностранных граждан и лиц без гражданства», «О работе органов внутренних дел по противодействию незаконной миграции».

Для оперативного отслеживания изменений оперативной обстановки в органах внутренних дел области успешно используется Единая система учета происшествий «Регион».

Улучшению качества оперативно-служебной деятельности способствует оборудование дежурных частей органов внутренних дел системами доступа к информационным ресурсам Федеральной миграционной службы Российской Федерации.

Организовано проведение межведомственных операций «Нелегал - 2014», «Регион-Магистраль», «Рынок-антитеррор», «Нелегальный мигрант», «Гастарбайтер», «Трасса», в рамках которых реализовано 18,3 тыс. (2013г. - 18,7 тыс.) мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства.

Только в ходе двух этапов ОПМ «Нелегальный мигрант» вскрыто 2140 нарушений миграционного законодательства, из них режима пребывания - 1113, правил привлечения и использования иностранных работников - 552. Наложено штрафов на сумму 6465,4 тыс. рублей, взыскано - 4855,4 тыс. рублей.

В целом в Кузбассе выявлено свыше 9 тыс. правонарушений, предусмотренных ст.18.8 КРФобАП (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации), 2,6 тыс. - ст.18.9 КРФобАП (нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства), 2,6 тыс. - ст.18.10 КРФобАП (незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации), 2,5 - ст.18.15 КРФобАП (незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства).

Возбуждено 42 (2013г. - 47) уголовных дела по ст.322.1 УК РФ (организация незаконной миграции), 43 (2013г. - 0) - ст.322.2 УК РФ (фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации), 139 (2013г. - 0) - ст.322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации). Расследованы и направлены
в суд уголовные дела по 85 (2013г. - 5) преступным деяниям данной категории.

Мировым судом Центрального района г. Новокузнецка двум гражданам, которые за денежное вознаграждение произвели временные регистрации иностранных граждан без намерения предоставить им свое жилое помещение для пребывания (ст.322.3 УК РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. и 3 тыс. рублей соответственно.

По материалам, подготовленным сотрудниками миграционной службы, начальником территориального органа вынесено 41 (2013г. - 32) решение о депортации незаконно находящихся на территории области иностранных граждан, депортировано 36 (2013г. - 24) иностранцев.

Выдворено в административном порядке за пределы Российской Федерации 550 (2013г. - 405) незаконно находившихся на территории области иностранных граждан. За неоднократные нарушения миграционного законодательства и нарушение сроков пребывания 2150 (2013г. - 2074) иностранным гражданам закрыт въезд на территорию Российской Федерации сроком на 3 года.

Благодаря принятым мерам миграционная обстановка в области сохраняется устойчивой, тенденции к ее ухудшению отсутствуют. Количество преступных посягательств со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства сократилось на 1,7% (с 303 до 298). Удельный вес совершенных данной категорией лиц преступлений составляет менее одного процента (0,8%) от общего числа преступных посягательств и не оказывает существенного влияния на криминогенную ситуацию в регионе.

И.А. Ларионов

Рассматриваются общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения организации незаконной миграции. Среди мер общесоциального характера особое внимание уделено проблемам осуществления дифференцированной иммиграционной политики, вырабатываемой на основе учета показателей социально-демографического развития регионов. Показана необходимость разработки нормативного акта, регламентирующего вопросы предупреждения и пресечения незаконной миграции. Представлен перечень основных мер специально-криминологического характера по предупреждению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

Предупреждение организации незаконной миграции означает недопущение разрастания ее масштабов.

В юридической литературе нет единства мнений относительно понятия «предупреждение преступлений». В одних случаях предупреждение преступности понимается как явление, охватываемое более широким понятием - «борьба с преступностью», в систему которого структурно входят предотвращение, пресечение и профилактика преступлений , а в других - как понятия тождественные и взаимозаменяемые .

Предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности . Предупреждение преступности дает возможность решать задачи борьбы с нею наиболее гуманными способами, с наименьшими издержками для общества, в частности, без включения на полную мощность сложного механизма уголовной юстиции и без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание .

В криминологии выделяются три уровня предупреждения преступности: общий, специальный и индивидуальный.

Общее предупреждение - это система мер по устранению причин и условий, воздействующих на все население или его группы, выделяемые по экономическим, социальным и иным критериям, создающих вероятность преступного поведения практически всех представителей этих социальных групп.

Специальное предупреждение представляет собой систему воздействия на такие обстоятельства, детерминирующие преступность, которые касаются отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступления.

И, наконец, индивидуальное предупреждение - это устранение причин и условий преступного поведения на индивидуальном уровне применительно к отдельным людям.

В индивидуально-профилактической деятельности конкретизируются общесоциальные и специальнокриминологические меры, она является наиболее оперативной, не требующей непосредственного решения крупных социально-экономических и иных проблем жизни общества.

Исходя из анализа криминологической характеристики организации незаконной миграции и факторов, влияющих на их совершение, предупредительные меры борьбы с данным преступлением целесообразно разделить на две основные группы: общесоциальные и специально-криминологические. Такое деление является общепризнанным в российской криминологии .

Меры общесоциального характера не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Они имеют важное криминологическое значение, так как являются основой специально-криминологической профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности, противодействует криминогенным факторам, ее продуцирующим .

Такие меры преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, они предполагают решение масштабных экономических, социальных, политических и других задач, они отражают политику государства по вопросам миграции.

За последние годы совместными усилиями органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации удалось достичь заметных результатов в вопросах государственного регулирования миграционных процессов и в первую очередь в сфере противодействия незаконной миграции. Так, например, активизировалась деятельность по заключению со странами СНГ международных договоров по регулированию миграционных потоков.

Одним из приоритетных направлений деятельности по противодействию незаконной миграции стало совершенствование миграционного законодательства в плане максимально возможного упрощения процесса приобретения иностранными гражданами правового статуса пребывания на территории РФ, упрощения механизма их трудоустройства.

Иностранные граждане, прибывшие в Россию в безвизовом порядке, имеют возможность самостоятельно получать разрешение на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право прибегать к услугам таких иностранных работников без получения разрешения на их привлечение и использование.

Результатом либерализации миграционного законодательства явилось заметное снижение количества незаконных мигрантов на территории Российской Федерации.

Вместе с тем миграционная политика в Российской Федерации требует серьезной корректировки.

По существующим прогнозам (и отечественным, и зарубежным), в России в первой половине XXI в. будет наблюдаться естественная убыль населения, «усугубленная» общим старением нации.

В среде ученых и политиков распространена точка зрения о том, что экономическое развитие России в XXI в. во многом зависит от того, в какой мере и российской власти, и российскому обществу удастся выработать эффективную иммиграционную политику.

По их мнению, которое уже можно назвать консолидированным, значительный приток легальных иммигрантов позволит ускорить экономический рост, увеличить поступающие в распоряжение государства финансовые ресурсы, повысить устойчивость пенсионной системы.

Для сохранения численности населения на нынешнем уровне страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Данная работа, по нашему мнению, должна проводиться дифференцированно, с анализом особенностей социально-демографического развития регионов.

Прием и обустройство иммигрантов необходимо проводить с учетом недопустимости новых территориально-этнических образований в пределах Российской Федерации.

В целях эффективного регулирования потоков необходимой для России рабочей силы следует ввести дополнительно для иммигрантов квоты по профессиональному, медицинскому, языковому, образовательному цензу, принимать только тех лиц, которые действительно смогут благотворно повлиять на экономику страны.

Совершенствования требует и правовое обеспечение по предупреждению и противодействию незаконной миграции, серьезным недостатком которого является разрозненность и несогласованность правовых норм.

В настоящее время назрела необходимость в разработке правового акта, определяющего задачи и направления деятельности по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

В этом документе необходимо системно предусмотреть механизмы предупреждения и пресечения незаконной миграции, перечислить основания осуществления этой деятельности, средства и меры предупредительного воздействия, выявления и пресечения правонарушений указанной категории, определить компетенцию субъектов по предупреждению и пресечению незаконной миграции и установить контроль за их деятельностью.

Эффективность предупреждения организации незаконной миграции повышается при сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, которые призваны оказывать непосредственное воздействие на совершение анализируемого преступления.

Учитывая сложность и многообразие проблем криминологической профилактики организации незаконной миграции, предлагаемые нами меры не могут носить исчерпывающего характера, выделим лишь наиболее важные из них.

В связи с тем что организация незаконной миграции принимает все более транснациональный характер, связанный с проявлениями терроризма, экстремизма, сепаратизма, что создает угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ, предлагаем данное преступление отнести к разряду тяжких.

Это обстоятельство позволит сотрудникам оперативных подразделений организовывать и проводить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий по документированию преступной деятельности групп, специализирующихся на организации незаконной миграции.

Практика показывает, что в настоящее время такой подход к организации и методике выявления, пресечения, раскрытия и расследования применяется только в случаях, когда организация незаконной миграции рассматривается как способ совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, как дополнительное, сопутствующее противоправное деяние.

Эффективность профилактического воздействия на преступность во многом зависит от совместной согласованной деятельности субъектов профилактики.

Решение задач в области миграции требует задействования ряда правоохранительных органов (МВД, ФСБ, ФМС, МИД, органов пограничного контроля ФСБ России и др.), что обусловливает необходимость выстраивания целостной системы взаимодействия по данному направлению деятельности.

Такое взаимодействие должно предусматривать:

обмен оперативной информацией по данному направлению деятельности;

создание общих консультационно-методических и информационных служб, способствующих интегрированию всех субъектов деятельности в единую систему;

осуществление практики совместного тематического планирования мероприятий, согласования программ и графиков работ с последующим подведением итогов проделанной работы;

разработку и проведение в пределах своей компетенции совместных мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений в сфере миграции;

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года противодействие организации каналов незаконной миграции является одним из основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации.

В целях противодействия незаконной миграции Управление активизирует работу по проведению оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций, направленных на выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства Российской Федерации.

Вопросы реализации государственной миграционной политики являются одним из важнейших вопросов в рамках организации межведомственного взаимодействия.

В ходе реализации контрольно-надзорных полномочий, Управление особое внимание уделяет борьбе с незаконной миграцией, ужесточению контроля и надзора за миграционной обстановкой на территории Чувашской Республики, пресечению нарушений правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использованию их труда.

Работа в данном направлении строится в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, территориальными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти в Чувашской Республике.

В рамках реализации комплекса мер по обеспечению безопасности в период проведения XXII зимних Олимпийских играх в г. Сочи и будет оказана практическая помощь территориальному органу ФМС России по их исполнению.

Для реализации задачи по противодействию незаконной миграции Управлением в 2014 – 2016 годах планируется основные усилия сосредоточить на следующих приоритетных направлениях деятельности:

выявление и пресечение каналов незаконной миграции;

выявление, сбор и сопровождение материалов, содержащих признаки состава преступления, предусмотренного статьями 322.1, 327 УК РФ;

выявление и привлечение к административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации;



исполнение международных договоров Российской Федерации о реадмиссии;

Усиление государственного контроля за трудовой деятельностью иностранных работников, привлечение к административной ответственности работодателей иностранных граждан, допустивших нарушения законодательства Российской Федерации в сфере миграции.

Продолжая деятельность, направленную на противодействие незаконной миграции, Управление в 2014-2016 годах планирует ежегодно проводить рабочие встречи с представителями и лидерами национальных сообществ (диаспор) по следующим вопросам: разъяснение требований и вносимых изменений в миграционное законодательство Российской Федерации, проведение разъяснительной работы с иностранными гражданами в целях пресечения и недопущения административных и уголовных правонарушений, обсуждение проблемных вопросов, возникающих при оформлении иностранными гражданами разрешений на работу и патентов на занятие трудовой деятельностью. Также продолжить выступления в печатных, электронных средствах информации с целью доведения до иностранных граждан и работодателей новелл миграционного законодательства, информации о необходимости оформления разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. С целью исключения фактов незаконного получения разрешений на работу повысить качество проверок документов поданных для оформления разрешений на работу и патентов по имеющимся базам. При выявлении в ходе проверок оснований для отказа в выдачи разрешительных документов привлекать виновных к ответственности. Организационно-аналитическое обеспечение реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года»

В 2014-2016 годах в рамках выполнения Концепции деятельность Управления будет направлена на:

а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);

б) совершенствование способов получения, формирования, хранения и использования дактилоскопической информации об иностранных гражданах с последующим использованием полученной информации компетентными органами, в том числе в правоохранительных целях;

в) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе:

Развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;

- совершенствование механизмов сбора, хранения, обработки и распространения информации в сфере миграции;

- информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности;

Заключение

Из вышесказанного следует, что цель ФМС как органа исполнительной власти заключается в реализации государственной политики в сфере миграции и осуществление правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг.

В рамках этой цели УФМС осуществляет оформление и выдачу основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (паспорт для внутреннего пользования и для выезда за пределы России), осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ФМС осуществляет оформление и выдачу документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также их регистрационный учет по месту пребывания и по месту жительства на территории Российской Федерации и контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иммиграционный контроль - осуществляемый уполномоченными органами государства контроль, направленный на обеспечение государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию РФ и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Система И.к. является составной частью государственной миграционной политики. В соответствии с законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ контроль за соблюдением иностранными гражданами правил въезда в РФ, транзитного проезда через территорию РФ, постоянного проживания или временного пребывания в РФ и выезда из РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, органы исполнительной власти субъектов РФ по внутренним делам, а также иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. В случае, если имеются достаточные основания полагать, что иностранный гражданин, въезжающий в РФ, страдает заболеваниями, вследствие которых он в соответствии с законодательством РФ не имеет права на въезд в РФ, или установлено, что он прибыл из района неблагоприятной эпидемиологической обстановки, в пункте пропуска через Государственную границу РФ такой гражданин может быть подвергнут медицинскому и санитарно-эпидемиологическому контролю. Перечень заболеваний, вследствие которых иностранный гражданин не имеет права на въезд в РФ, устанавливается Правительством РФ..

ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О мерах по противодействию незаконной миграции, проведении профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства. Организация взаимодействия при проведении мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере миграции

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 года N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" , Постановлением губернатора Тульской области от 15 декабря 2010 года N 62-пг "О постоянно действующем координационном совещании по обеспечению правопорядка в Тульской области" , решением постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Тульской области от 19 декабря 2017 года, на основании статьи 33 Устава (Основного Закона) Тульской области :

1. Рекомендовать Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области, Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области, Управлению Росгвардии по Тульской области продолжить проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере миграции.

а) совместно с Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тульской области принять дополнительные меры, направленные на пресечение криминальных механизмов в процессе реализации миграционной политики;

б) во взаимодействии с Управлением Росгвардии по Тульской области проработать вопрос о соответствии требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации, помещений, расположенных по адресу: г. Тула, ул. Комарская, д. 1-а, для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

в) принять дополнительные меры по усилению контроля за регистрацией иностранных граждан и лиц без гражданства;

г) обеспечить проведение мониторинга в сфере трудовой миграции иностранных граждан;

д) принять дополнительные меры по организации разъяснения правил пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и норм миграционного законодательства;

е) организовать проведение мероприятий по выявлению каналов незаконной миграции и пресечению осуществления незаконной трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Срок: 1 полугодие 2018 года;

ж) провести проверки общежитий, жилых и нежилых помещений, приспособленных для проживания, с целью выявления иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории Российской Федерации.

Срок: 1 полугодие 2018 года;

з) реализовать комплекс дополнительных мер, направленных на выявление и пресечение фактов фиктивной постановки на миграционный учет иностранных граждан.

Срок: 1 полугодие 2018 года.

3. Рекомендовать Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Тульской области в целях неукоснительного обеспечения исполнения решений судов об административном выдворении, недопущении превышения лимита наполняемости Центра временного содержания иностранных граждан Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области в максимально короткие сроки обеспечить проведение мероприятий по выдворению иностранных граждан, имеющих документы, удостоверяющие личность, действительные для пересечения государственной границы Российской Федерации.

4. Министерству труда и социальной защиты Тульской области продолжить работу по взаимодействию с правоохранительными органами Тульской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти и местного самоуправления Тульской области в сфере миграционной политики по следующим направлениям деятельности:

определение потребности организаций Тульской области в привлечении иностранных работников;

выдача заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников работодателями на территории Тульской области;

подготовка предложений по установлению объема квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Тульской области;

оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

осуществление мероприятий, направленных на социальную и культурную адаптацию соотечественников.

совместно с территориальными отделами МВД России по Тульской области организовать проведение профилактической работы с населением и руководителями муниципальных учреждений по разъяснению порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных работников, в том числе в виде публикаций в СМИ, размещения телевизионных роликов о соблюдении миграционного законодательства на информационных экранах, проведения рабочих встреч;

в целях пресечения незаконной миграции иностранных граждан, в том числе при осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в случае получения информации о местах компактного проживания иностранных граждан и незаконной трудовой деятельности, незамедлительно информировать органы полиции.

6. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.

7. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Губернатор Тульской области
А.Г.ДЮМИН

О мерах по противодействию незаконной миграции, проведении профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению противоправной деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства. Организация взаимодействия при проведении мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в сфере миграции

Название документа:
Номер документа: 41-рг
Вид документа: Распоряжение Губернатора Тульской области
Принявший орган: Губернатор Тульской области
Статус: Действующий
Опубликован: "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru, 31.01.2018
Дата принятия: 31 января 2018

Четверткова М.Ю.

Аспирант, Хабаровская государственная академия экономики и права

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ – АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

В статье представлены основные направления государственной миграционной политики Российской Федерации в области борьбы с незаконной миграцией. Автором рассмотрены меры противодействия незаконной миграции и предложены рекомендации для эффективной работы Федеральной миграционной службы в области борьбы с незаконной миграцией.

Ключевые слова : незаконная миграция, противодействие незаконной миграции, миграционная политика.

Chetvertkova M.

Postgraduate student, Khabarovsk state academy of economics and law

COUNTERACTION ILLEGAL MIGRATION IS A ACTUAL TASK IN THE STATE MIGRATION POLICY

Abstract

The article presents the main directions of state migration policy of Russian Federation in the field of combating illegal migration. The author focuses on the measures to сounteract illegal migration and suggests ways how to make Federal migration service more effective in combating illegal migration.

Keywords: illegal migration, counteraction illegal migration, migration policy

В последнее время важное и приоритетное значение в области государственной миграционной политики приобретают вопросы противодействия незаконной миграции.

Незаконная миграция как часть международных миграционных процессов существовала во все исторические времена. Однако в настоящее время под влиянием процесса глобализации, который затрагивает самые разные стороны общественной жизни, незаконная миграция приобрела ряд новых качеств, которые поставили её, в центр внимания не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Об этом свидетельствует активная деятельность большого числа государств по выработке соответствующих мер в рамках их национальной политики, а также договорная и иная правотворческая деятельность государств и международных организаций.

Рассматривая вопрос о незаконной миграции, необходимо отметить, что это понятие в законодательстве не определено, а в юридической литературе ввиду своей многоаспектности имеет различные толкования.

Так, в статье 1 Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией от 06 марта 1998 г. к незаконным мигрантам отнесены граждане третьих государств и лица без гражданства, нарушившие правила въезда, выезда, пребывания или транзитного проезда через территории сторон Соглашения, а также граждане Сторон, нарушившие правила пребывания на территории одной из Сторон, установленные её национальным законодательством.

Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху , дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. , в статье 3 определяет незаконный ввоз мигрантов как обеспечение, с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство – участника любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории. Под незаконным въездом для целей Протокола понимается пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство.

В соответствии со статьёй 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации.

Если незаконную миграцию рассматривать, как незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, то незаконная миграция – это въезд в Россию, транзитный проезд через её территорию, пребывание в России и выезд с её территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства России, регулирующего порядок въезда и пребывания иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации .

Таким образом, следствием незаконной миграции, отраженной во всех определениях является нарушение действующего законодательства Российской Федерации, в частности административное правонарушение.

Эффективное противодействие тому или иному правонарушению осуществимо лишь в том случае, если известно, что оно собой представляет, т.е. определено его понятие. Как верно отмечает Э.Е. Гензюк, вряд ли возможно всерьез вести речь о какой-либо предупредительной или прогнозной деятельности, не принимая во внимание изучение административно-правовых категорий, рассматривающих содержание административного проступка, его правовых признаков и свойств.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) содержит понятия общего порядка – «административное правонарушение», «производство по делам об административных правонарушениях» и не формулирует понятия административно-правового противодействия незаконной миграции, раскрывающего его сущность и содержание, способствующего правильному понимаю его юридической природы.

Прежде чем перейти к раскрытию понятия административно-правового противодействия незаконной миграции, необходимо отметить, что термин «противодействие» используется в юридической литературе и законодательстве для обозначения системы или комплекса мер, направленных на предупреждение и борьбу с правонарушениями определенной категории.

По мнению составителей Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, понятие «противодействие» означает действие, препятствующее другому действию .

Попов И.А., Попова О.И. под противодействием незаконной миграции понимают принятие должностными лицами компетентных правоохранительных органов мер по предупреждению, выявлению, пресечению правонарушений, связанных с нарушением иностранными гражданами (или лицами без гражданства) правил въезда в Российскую Федерацию (РФ) либо режима пребывания (проживания) в ней, а также с организацией незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через ее территорию, а также привлечению к установленной действующим законодательством Российской Федерации ответственности совершивших их лиц . Имеются и другие похожие определения термина противодействия незаконной миграции, в которых не отражен комплексный характер деятельности государственных органов по борьбе с незаконной миграцией .

На наш взгляд можно сформулировать следующее определение: административно-правовое противодействие незаконной миграции – это комплекс упорядоченных действий государственных органов по выявлению, пресечению, устранению нарушений миграционного законодательства совершаемых иностранными гражданами, лицами без гражданства и применению к ним мер воздействия с целью ликвидации негативных последствий вызванных незаконной миграцией.

Комплекс упорядоченных действий по противодействию незаконной миграции в Российской Федерации осуществляется во взаимодействии следующих федеральных органов исполнительной власти: Федеральной миграционной службы, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности (органов пограничного контроля), Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по труду и занятости населения.

Организованное взаимодействие между данными государственными органами способствуют обмену информацией, проведению совместных контрольно-проверочных и оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления, пресечения и предотвращения противоправных действий в области незаконной миграции со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства пребывающих на территории Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы государственных органов в данном направлении предлагаем принять меры:

– по внедрению современных информационных технологий в сфере миграции в рамках международных организаций;

– по улучшению материально-технического обеспечения территориальных подразделений ФМС России;

– по увеличению штатной численности сотрудников подразделений ФМС России деятельность, которых направлена на выявление незаконных мигрантов;

– по совершенствованию межведомственного взаимодействия с органами исполнительной власти по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

– провести «амнистию мигрантов», то есть легализовать незаконных трудовых мигрантов, не совершавших преступлений и имеющих стабильную работу;

– создать консультационные центры для поддержки мигрантов по вопросам миграционного законодательства;

– проводить информационную работу с гражданами и работодателями по вопросам нарушения миграционного законодательства;

– организовать работу по набору рабочей силы в странах происхождения трудовых мигрантов;

– подписать международные соглашения между странами СНГ об организованном привлечении на работу иностранных граждан и лиц без гражданства.

Наличие незаконных мигрантов пребывающих в Российскую Федерацию с нарушением норм миграционного законодательства представляет собой актуальную проблему, так как это явление связано с нарушением трудового, налогового, административного, уголовного законодательства. В ряде случае отсутствие у иностранных граждан и лиц без гражданства законного статуса для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации, а также отсутствие документов, подтверждающих право заниматься трудовой деятельностью, обостряет социальную напряженность в обществе.

Анализ миграционной обстановки в нашей стране позволят прийти к выводу о необходимости принятия мер административно-правового противодействия незаконной миграции. С учетом того, что факты нарушения миграционного законодательства в приграничных районах Российской Федерации носят массовый характер, решение проблемы лежит в плоскости международного взаимодействия Российской Федерации и иностранных государств. Отдельные рейды и мероприятия по выявлению незаконных мигрантов, проводимые органами исполнительной власти не приносят должного результата, так как требуется постоянное правовое воздействие и контроль со стороны государства.

В заключение хотелось бы отметить, что сегодня административно-правовое противодействие незаконной миграции является одним из основных средств государственного регулирования данной сферы общественных отношений и одной из задач миграционной политики. Полагаем, что меры административно-правового противодействия незаконной миграции в настоящий момент требуют совершенствования. Эффективность противодействия незаконной миграции зависит не только от целенаправленной работы органов исполнительной власти, общественных объединений прямо или косвенно занимающихся решением вопросов по противодействию незаконной миграции, но и необходим всеобъемлющий международный подход, включающий сотрудничество, обмен информацией и другие надлежащие меры на национальном, региональном и международном уровнях.

Литература

  1. Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 81-86.
  2. Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 46-55.
  3. Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3-33.
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. С. 4029.
  5. Гусев В.А., Никитенко И.В., Худина Т.Ф. «Уголовно-правовые и криминалистические аспекты противодействия преступлениям в сфере незаконной миграции: учебно-практическое пособие. – Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД России, 2011. С.11.
  6. Гензюк Э.Е. Административная деликтология: автореф. дис. …док-ра юрид. наук. – М., 2002. С.22.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: изд-во ИТИ «Технологии», 2008. С. 543.
  8. Попов И.А., Попова О.И. Миграционное право Издательской группы «ЮРИСТ». 2013. № 2. С. 12-18.
  9. Орешина Н.И. Административно правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах. диссер. канд. юрид. наук. – М., 2010. С.11.

References

  1. Informacionnyj vestnik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav pravitel’stv SNG. 1998. № 1. S. 81-86.
  2. Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2. S. 46-55.
  3. Bjulleten’ mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2. S. 3-33.
  4. Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 34. S. 4029.
  5. Gusev V.A., Nikitenko I.V., Hudina T.F. «Ugolovno-pravovye i kriminalisticheskie aspekty protivodejstvija prestuplenijam v sfere nezakonnoj migracii: uchebno-prakticheskoe posobie.- Habarovsk: Dal’nevostochnyj juridicheskij institute MVD Rossii, 2011. S. 11.
  6. Genzjuk Je.E. Administrativnaja deliktologija: avtoref. dis. dok-ra jurid. nauk. – M., 2002. S. 22.
  7. Ozhegov S.I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar’ russkogo jazyka. 4-e izd., dop. M.: izd-vo ITI «Tehnologii», 2008. S. 543.
  8. Popov I.A., Popova O.I. Migracionnoe pravo Izdatel’skoj gruppy «JURIST». 2013. №2. S. 12-18.
  9. Oreshina N.I. Administrativno pravovoe regulirovanie protivodejstvija nezakonnoj migracii v zarubezhnyh stranah. disser. kand. jurid. nauk. – M., 2010. S.11.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: