Правотворческая форма осуществления функций государства. Формы осуществления функций государства

Понятие и классификация функций государства

Научное исследование государства любого типа и формы предполагает безусловное рассмотрение государственных функций, которые представляют собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только самого государства, но и общества в целом.

Вообще, государственные функции - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущности и социальное назначение. Исходя из данного определения функций государства, можно выделить следующие их основные признаки:

1. Функции государства являются отражением степени развитости общечеловеческого и классового начал в содержании государства. Уровень развития того и другого показывает степень учета классовых, групповых, национальных и частных интересов членов общества.

2. В государственных функциях воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису. Кроме того, через функции государства реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на мировом уровне.

3. Функции государства, как правило, соответствуют историческим задачам и целям, стоящим перед государством. Государство выполняет свое социальное назначение путем осуществления соответствующих функций.

4. Функции государства, наряду с иными факторами, являются отличительной особенностью того или иного исторического типа и формы государственности.

Многообразие функций, которые выполняет государство, является вполне объяснимым, и для удобства их рассмотрения целесообразно привести следующую классификацию государственных функций.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни осуществляются конкретные государственные функции, решению каких задач они служат, все функции государства разделяются на две группы:

Внешние функции - служат решению внешнеполитических задач государства. Примером таких функций являются: обеспечение мира и безопасности, поддержка мирового порядка, поддержание обороны страны, внешнеэкономическое сотрудничество и т. п.

Внутренние функции - служат решению внутриполитических задач. Примером таких функций могут служить: повышение культурного уровня внутри страны, восстановление экологического равновесия, развитие науки и образования и т. п.

Как правило, все внутренние и внешние функции в зависимости от содержания конкретной группы функций, от степени важности регулируемой области отношений подразделяются также на две группы:

Основные функции - это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению основных стратегических задач и целей, которые поставлены перед государством в определенный исторический период;


Неосновные функции - являются составными, структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни.

Группы основных и неосновных функций государства выделены отдельно в силу наличия ряда специфических признаков, присущих данным категориям государственных функций. К таким признакам, в частности, относятся:

1. В основных функциях наиболее ярко и четко проявляются классовое и общечеловеческое начала в сущности государства, его социальное назначение. В неосновных же функциях данные категории не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения неосновных функций в связи с содержанием той или иной основной функции.

2. В отличие от многочисленных неосновных государственных функций, которые, как правило, осуществляются специально созданными для этого государственными органами (например, финансовая деятельность, наука, образование, дипломатия и др.), основные государственные функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются целыми звеньями государственных органов.

Следует отметить, что, помимо группы основных и группы неосновных государственных функций, существует также группа функций органов государства. Иными словами, функции государственных органов - это реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

Взаимосвязь трех групп государственных функций - основных, неосновных и функций государственных органов - проявляется в том, что осуществление основных функций государства по своей сути есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов. Указанные выше три категории соотносятся соответственно как общее, особенное и единичное (специальное).

От функций государства необходимо отличать его задачи, а также принципы осуществления государственной деятельности. В задачах государства определяются его социальное назначение, в свою очередь функции государства - это средство реализации, выполнения государственных задач. Задачи же государства воплощаются на практике посредством осуществления его функций. Принципы государственной деятельности - это основные начала, конституционные основы, исходные установки, в соответствии с которыми осуществляется государственная деятельность.


Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государства - это деятельность основных звеньев государственного механизма, специфические виды государственной деятельности, отличающиеся от деятельности негосударственных организаций и объединений. В соответствии с иным определением форма осуществления государственных функций - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются государственные функции.

И то, и другое определения являются верными, и в рамках теории государства и права наиболее целесообразно использовать оба определения понятия «форма осуществления функций государства».

Согласно первому определению выделяют следующие формы осуществления функций государства:

1. Законодательная деятельность - это издание представительными и законодательными государственными органами законов и иных нормативных актов, которые являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями.

При этом в рамках федеративных государств правом принимать и издавать федеральное законодательство может быть наделен только федеральный орган законодательной (представительной) власти.

2. Исполнительная деятельность - это оперативная повседневная реализация органами исполнительной власти (государственного управления) государственных функций в различных сферах общественной жизни - развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.

3. Судебная деятельность - это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

4. Контрольно-надзорная деятельность - это деятельность всех разновидностей органов государственного надзора и контроля за законностью на территории страны. Особое место в данной группе занимает система прокурорского надзора.

Как видно, приведенная выше классификация тесно соотносится с принципом разделения государственной власти на три ветви - законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Согласно второму определению понятия «форма осуществления государственных функций» выделяются следующие две основные формы осуществления функций государства:

1. Правовая форма - это однородная по характеру и юридическим последствиям деятельность государственных органов, связанная с изданием имеющих юридическую силу законодательных и подзаконных актов. В свою очередь, в рамках данной формы выделяются еще две более конкретные формы осуществления функций государства:

Правотворческая деятельность - издание, санкционирование, изменение либо отмена нормативных актов, отдельных правовых норм;

Правоприменительная деятельность - это реализация, исполнение законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В рамках правоприменительной деятельности выделяются следующие виды государственной деятельности:

а) оперативно-исполнительная деятельность - связана с разрешением повседневных вопросов властвования, это творческая исполнительно-распорядительная работа государственных органов по изданию актов применения права;

б) правоохранительная деятельность - это властная оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, по защите предоставленных гражданам прав и по обеспечению выполнения возложенных на граждан и на государственные органы обязанностей.

2. Организационная форма - подразделяется на следующие виды осуществления государственных функций:

Организационно-регламентирующая деятельность -направлена на решение тех или иных конкретных политических задач, на технико-организационное обеспечение функционирования различных звеньев государственного механизма;

Организационно-хозяйственная деятельность - это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций;

Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства.

При выполнении своих функций, государство использует особые свойственные ему методы и делает это в присущих ему формах.

В настоящее время, принято деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные (неправовые). Такая классификация помогает понять, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

При этом все правовые формы являются организационными, но далеко не все организационные являются правовыми.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. К правовым формам реализации относятся следующие виды деятельности.

Правотворческая деятельность, т.е. форма осуществления функций государства путём подготовки и издания нормативно-правовых актов. Без данных актов реализация других функций государства практически невозможна.

Правоисполнительская деятельность, т.е. деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов. Основное бремя по выполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых правительством страны. Для этого издаются соответствующие акты, ведётся контроль за выполнением обязанностей исполнителями и т.д.

Правоохранительная деятельность подразумевает собой охрану порядка, прав и свобод граждан и т.д. Это оперативная, правоприменительная деятельность, которая включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

От правовых форм функционирования государства отличают организационные формы, которые подразумевают однородную по своим признакам деятельность государства, не влекущую за собой юридических последствий. Организационные формы деятельности подразделяются на:

Организационно-регламентирующую деятельность. Это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственную деятельность. Сюда относится оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций. Например, организация снабжения, сбыта, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт и др.

Организационно-идеологическую деятельность. Подразумевается повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства. Например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, работа средств массовой информации, формирование общественного мнения и т.д.



Наряду с изложенной классификацией в науке получила распространение и другая, согласно которой, под формой осуществления функций государства понимается деятельность основных звеньев механизма государства. Здесь выделяют следующие формы: законодательную, исполнительную (управленческую), судебную и контрольно-надзорную.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Согласно Конституции РФ правом издавать федеральные законы обладает федеральное собрание.

Исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путём осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны (глава 7 Конституции РФ).

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчинёнными ему прокурорами.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения полномочий между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Говоря о методах осуществления функций государства, надо сказать, что они достаточно многообразны. Например, при выполнении охранительной функции, государство использует методы убеждения и принуждения, а для реализации экономической функции требуется уже целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, защита потребителей, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект- определённая сфера общественных отношений (экономика, культура, международные отношения, политика, социальная сфера), на которую направлено государственное воздействие.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет целую цепь последующих негативных явлений в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению. В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. В любом случае, задачи, на которые направлены функции, несут объективный характер, в то время как выбор формы разрешения, способа разрешения и метода разрешения проблемы субъективен. Сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причём всё это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.

Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство является не только аппаратом подавления, представителем интересов господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего общества.

ункции государства - это основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.
Признаки государственных функций:
- сложившаяся устойчивая предметная деятельность в важнейших сферах общественной жизни;
- властно-принудительные методы осуществления. При осуществлении своих функций государство использует методы поощрения, убеждения и принуждения;
- функции государства исчерпывающе определены в законе;
- выполнение основных задач и целей государства на данном этапе,
- различные многоплановые стороны деятельности государства, объединенные общим основанием, которое и порождает функцию государства.
Разнообразные способы воздействия государства на субъектов в процессе решения стоящих перед ним задач (методы поощрения, убеждения и принуждения) реализуются в специальных организационно-правовых формах: законодательной (разработка и принятие юридических норм), правоприменительной (властная деятельность компетентных государственных органов по изданию правоприменительных актов), правоисполнительной (принятие мер по исполнению норм права), правоохранительной (применение принудительных мер к нарушителям норм права), контрольно-надзорной (надзор и контроль за исполнением норм права).
Функции государства осуществляются в особых правовых формах - т.е. однородных по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) видам деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией юридических актов (правотворческая и правоприменительная деятельность).
Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства, реализуемая посредством издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.
Правоприменительная деятельность (оперативно-исполнительная и охранительная) - это деятельность государственных органов по исполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.
В свою очередь правоприменительная деятельность государства складывается из:
- оперативно-исполнительной деятельности - властной, творческой исполнительно-распорядительной работы государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений; деятельности, связанной с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества;
- правоохранительной деятельности - властной деятельности государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
К функциям государства чрезвычайно тесно примыкают некоторые родственные явления, однако, их ни в коем случае не следует отождествлять. Это:
- функции государственных органов - функции государства намного шире, как шире полномочия всего государства и отдельных государственных органов, не говоря уже о государственных учреждениях и организациях;
- виды государственной деятельности, которые являются составными компонентами отдельных государственных функций (например, видами государственной деятельности выступает расследование уголовных дел, а функцией государства является охрана правопорядка; и если подобным расследованием занимается строго ограниченное число только государственных органов, то функция охраны правопорядка по своей направленности несоизмеримо шире и выполняется также многими негосударственными организациями и предприятиями);
- цели и задачи государства - цель - это то, к чему стремится государство, а задачи - цель и средства се достижения, а функции - это лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Таким образом, цели и задачи государства по своей природе шире и именно они определяют его функции.

  • 10. Правовое государство
  • 11.Формационный подход к типологии государства
  • 12. Цивилизационный подход к типологии государства
  • 13.Понятие и признаки функций государства
  • 14.Основные внутренние функции Российского государства
  • 15. Основные внешние функции Российского государства
  • 16. Формы осуществления функций государства
  • 17. Понятие формы государства, ее элементы
  • 18.Форма правления: понятие и виды
  • 19. Монархия. Виды монархий
  • 20. Республика. Виды республик
  • 21.Форма государственного устройства: понятие и виды
  • 22. Политический (государственный) режим: понятие и виды
  • 22. Авторитарный политический режим
  • 24.Тоталитарный политический режим
  • 25. Демократический политический режим
  • 26.Унитарное государство
  • 27.Федеративное государство
  • 28.Понятие конфедерации
  • 29.Форма правления в Российской Федерации
  • 30. Механизм государства
  • 31.Принцип разделения властей
  • 32.Орган государственной власти: признаки и виды
  • 34.Законодательная власть в рф
  • 35.Исполнительная власть
  • 36. Судебная власть
  • 37. Нетипичные ветви власти
  • 38.Правоохранительные органы в механизме государства
  • 39.Понятие и структура политической системы общества
  • 40.Место и роль государства в политической системе общества
  • 41.Понятие и признаки права
  • 42.Объективное и субъективное право
  • 43. Основные типы правопонимания
  • 44.Принципы права, их классификация
  • 45. Функции права
  • 46. Система социальных норм, их классификация
  • 47.Соотношение права и морали
  • 48. Понятие нормы права и ее признаки
  • 49. Структура правовой нормы и ее элементы
  • 50. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
  • 51. Классификация правовых норм
  • 52.Понятие форма права
  • 53. Основные формы права
  • 54.Формы права в Российской Федерации
  • 55. Закон: понятие, признаки, виды
  • 56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды
  • 57.Действие права
  • 58.Понятие и принципы правотворчества
  • 59.Законодательный процесс
  • 60. Систематизация нормативно-правовых актов
  • 61. Юридическая техника
  • 62.Система права: понятие и элементы
  • 63.Критерии выделения отраслей права
  • 64. Право частное и публичное, материальное и процессуальное
  • 65.Общая характеристика отраслей права
  • 66.Система права и система законодательства: их соотношение и взаимосвязь
  • 67. Понятие правовой системы, ее соотношение с системой права и правовой семьей
  • 68. Романо-германская правовая семья
  • 69. Семья общего права
  • 70.Мусульманская правовая семья
  • 71.Особенности российской правовой системы
  • 72. Правоотношения: понятие, признаки, структура
  • 73. Субъекты правоотношений: понятие и виды
  • 74. Классификация правоотношений
  • 75. Юридические факты, их классификация. Фактический состав
  • 76. Реализация норм права: понятие и формы
  • 77.Применение норма права
  • 78. Акты применения норм права: понятие и виды
  • 79. Пробелы в праве и пути их преодоления
  • 80. Толкование норм права: понятие и виды
  • 81. Толкование норм права по субъекту
  • 82. Толкование норм права по объему
  • 83. Способы толкования норм права
  • 84. Акты толкования норм права: понятие и виды
  • 85.Юридическая практика
  • 86. Понятие, принципы и требования законности
  • 87.Гарантии законности: понятие и виды
  • 88. Правопорядок и его соотношение с законностью и общественным порядком
  • 89.Правосознание: понятие, функции, структура, виды
  • 90.Функции правовой культуры
  • 91.Правовая культура: понятие и типологизация
  • 92. Правомерное поведение
  • 93. Понятие, признаки и виды правонарушений
  • 94.Юридический состав правонарушений
  • 95. Причины, условия и поводы правонарушений в российском обществе
  • 96.Юридическая ответственность: понятие и признаки
  • 97. Виды юридической ответственности
  • 98.Референдум понятие и виды
  • 99.Исторические типы демократии
  • 100. Представительная и плебисцитарная демократия
  • 101.Социологический подход к праву
  • 102.Логический позитивизм
  • 103. «Генеральная» функция государства
  • 104.Школа естественного права
  • 105.Постклассические теории права
  • 16. Формы осуществления функций государства

    Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

    В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

    Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

    Основными правовыми формами осуществления функций государства по первому критерию являются:

    1. законодательная;

    2. управленческая (исполнительная);

    3. судебная;

    4. контрольно-надзорная.

    Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

    Согласно Конституции РФ, правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание - парламент России.

    Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т. д.

    Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

    Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью, а также в применение принудительных мер к ее нарушителям. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.

    Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

    Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций (см. приложение схема № 4).. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть - организационная.

    Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы - правовые.

    Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на:

    Оперативно-исполнительную деятельность;

    Правоохранительную деятельность.

    Правотворческоя деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

    Правоприменителъная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.

    Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

    Правооохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

    В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

    От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации его функций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.

    Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства; а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

    Организационно-регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

    Организационно-хозяйственная деятельность - это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

    Организационно-идеологическая деятельность - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т. д.)

    Правовые формы осуществления функций.

    1. Правотворческая деятельность – эта форма осуществления функций государства путём создания правовых норм, их изменению и отмене. Особое место в правотворчестве занимает законодательная деятельность высших органов государственной власти. На базе и во исполнение издаваемых ими нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, - законов – складывается как правотворческая, так и правоисполнительная деятельность всœех остальных органов государства.

    2. Правоисполнительная деятельность – эта деятельность представляет собой связанную с повсœедневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений (к примеру, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждение орденом).

    3. Правоохранительная деятельность – это деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений. Это деятельность по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей. В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (протесты и представления прокуроров, приговоры, решения судов и т.д.), которые вызывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Специфика этих правоприменительных актов состоит по сути в том, что они служат целью восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а, следовательно, во всœех случаях – защите прав и интересов личности.

    Правовые формы не исчерпывают всœех форм осуществления функций государства. Наряду с ними широко используется различного рода не правовые формы, которые часто называют организационной деятельностью государства. Эта деятельность, которая не требует полного и строгого юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий. Сказанное не означает, что организационная деятельность никак не регулируется правом. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной. Она осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа. Правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всœего управленческой деятельности. В тоже время как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий могут фиксироваться и юридически.

    Организационные формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечёт за собой юридических последствий.

    1. Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа определённых структур по обеспечению функционирования органов государства (подготовка проектов документов, организация выборов и т.д.).

    2. Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учёт, статистика, организация снабжения и т.д.).

    3. Организационно-идеологическая деятельность – это повсœедневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (к примеру, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения, работа средств массовой информации и т.д.).

    Методы осуществления функций государства – это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют функции государства.

    Правовые формы осуществления функций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовые формы осуществления функций." 2017, 2018.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: