Общее образование и профессиональное образование и обучение осужденных к лишению свободы. Раздел IV. Психологическая характеристика основных средств исправления и ресоциализации осужденных Образование осужденных в условиях отбывания наказания

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы , не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию.

Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, являются членами советов воспитателей отрядов.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы , к общему образованию не привлекаются, им создаются условия для самообразования.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и профессионального высшего образования.

Для предоставления отпуска на время экзаменов можно использовать право осужденного на трудовой отпуск.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, осужденных, не имеющих профессии, специальности, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Осужденные инвалиды II и III группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут получать соответствующую профессиональную подготовку по их желанию.

Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.

В исправительных учреждениях существует два вида получения профессионального образования:

  • обучение в ПТУ (профессионально-техническом училище) и филиалах системы профессионально-технического образования;
  • обучение непосредственно на производстве в исправительных учреждениях.

Осужденные, отбывающие пожизненно лишение свободы, получают профессиональную подготовку непосредственно на производстве.

Осужденные обучаются без отрыва от производства.

Срок обучения в училищах – от 6 месяцев до 1 года, а по наиболее сложным специальностям – до 1,5 лет.

Теоретическое обучение в профессионально-техническом училище ведется в кабинетах, оснащенных наглядными пособиями и оборудованием.

Практическое обучение осуществляется в мастерских предприятий исправительного учреждения под руководством мастеров или преподавателей.

Обучение в профессионально-технических училищах завершается экзаменами. Для их сдачи учащиеся освобождаются от работы на срок, предусмотренный законодательством о труде.

Заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Таким образом, окончившим профессионально-техническое училище присваивается квалификация и выдается аттестат установленного образца.

В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» в России общее образование является обязательным. Порядок организации получения осужденными общего образования регламентируется Положением об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденным совместным Приказом Министерства юстиции России и Минобрнауки России от 27 марта 2006 г., а также Положением «Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы», утвержденным Приказом Минюста РФ от 21 ноября 2005 г.

В ИУ создаются вечерние общеобразовательные школы и консультационные пункты. Для большинства осужденных характерны длительные перерывы в учебе, в их знаниях имеются существенные пробелы. Значительная разница в уровнях знаний учащихся осужденных создает серьезные проблемы в комплектовании классов в вечерних общеобразовательных школах ИУ. Организация общеобразовательного обучения осужденных основывается на общих принципах государственного образования (всеобщность, обязательность, доступность, светскость и т.д.), но с определенной корректировкой. Так, получение общего образования является обязательным только для осужденных в возрасте до тридцати лет. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию (ч. 1, 2 ст. 112 УИК РФ). Это соответствует рекомендациям п. 77 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, что обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным. Обязательность получения общего образования для лиц, не достигших возраста 30 лет, означает, что уклонение от получения образования может рассматриваться как нарушение требований режима.

Обучение осужденных не на государственном языке РФ (русском), а на родном языке практически осуществимо только в том случае, если ИУ находится на территории соответствующего субъекта. Также принцип совместного обучения лиц разного пола неосуществим потому, что он противоречит УИ принципу раздельного содержания осужденных мужчин и женщин. Для сдачи необходимых экзаменов работающие осужденные освобождаются от работы (получают учебный отпуск) с сохранением среднемесячной заработной платы.

Стремление осужденных к получению образования может расцениваться как стремление к исправлению, как намерение изменить свой образ жизни после освобождения. Поэтому добросовестное отношение осужденных к обучению является одним из оснований применения мер поощрения (ч. 1 ст. 113 УИК РФ) и учитывается при определении степени их исправления.


Согласно ч. 5 ст. 112 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений оказывают помощь администрации ИУ воспитательной работе с осужденными, так как педагоги, наряду с начальниками отрядов (воспитателями отделений в воспитательных колониях) являются основными субъектами воспитательной работы с осужденными. Эта помощь проявляется не только в непосредственном обучении осужденных, но и в методическом обеспечении воспитательной работы, индивидуальном шефстве над отдельными осужденными, организации и проведении групповых и массовых мероприятий и т.д.

Для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, общее образование не организуется. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания (ч. 6 ст. 112 УИК РФ). Они могут использовать возможности библиотеки колонии, приобретать необходимые учебники, получать консультации и т.д.

Учащиеся осужденные, переведенные в строгие условия отбывания наказания, а также водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, или ОК, на занятия не выводятся. Им разрешается иметь при себе учебники и предоставляется возможность самостоятельной учебы и консультаций с преподавателями (ст. 156 Правил).


Организация работы отряда колонии регулируется Положением «Об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН», утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г.

Например, предусматривается количество мест в зрительном зале в ИК не более 50% вместимости колонии, в ВК – на полную вместимость колонии.

Д.И. Ивашин предлагает включить в УИК РФ норму, обязывающую администрацию ИУ при наличии финансовых и организационных возможностей обеспечить осужденным по их желанию получение религиозного образования, право на которое вытекает из ст. 5 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях». В ИУ достаточно широко распространена практика привлечения представителей религиозных организаций к участию в работе по нравственному воспитанию осужденных. На территории ИУ создаются и функционируют специально оборудованные комнаты для отправления религиозных обрядов.

Значение правового воспитания в исправительных учреждениях возрастает в связи с тем, что значительная масса осужденных рассматривает свое пребывание в ИУ односторонне, оценивает его только как кару за содеянное. Ранее проведенными исследованиями было установлено, что законопослушные граждане превосходят осужденных в знании и понимании исходных правовых положений общего характера. Осужденные же имеют более точные представления о тех преступлениях, за которые они привлекались к уголовной ответственности.

Следует согласиться с замечанием В.И. Зубковой, что с точки зрения обеспечения безопасности как самих осужденных, так и сотрудников ИУ нецелесообразно проводить спортивные занятия, например по борьбе (всех видов), боксу. Отметим, что также вряд ли обосновано проводить спортивные мероприятия, которые существуют в практике ИУ, между командами осужденных и персонала воспитательной колонии. Дух соперничества, присущий рассматриваемым мероприятиям, вкус победы над представителями ИУ, очевидно, может быть перенесен осужденными на другие сферы деятельности колонии и спровоцировать в дальнейшем различные акты неповиновения законным требованиям администрации.

Реализация указанного предложения особенно актуальна, учитывая высокий процент ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних осужденных (28,8%) и воспитанников с различными венерическими заболеваниями (15,9%).

1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.

4. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

5. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

6. Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

8. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.

В исправительных учреждениях профессиональное обучение осужденных является одним из основных средств их исправления.

На основании ст. 104 УИК РК в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное, образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии по специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения. В исправительных учреждениях существуют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных:

1) обучение в профессионально-технических училищах,

2) обучение на производстве исправительных учреждений.

Необходимость одного из видов профессионального обучения обусловлена сроками лишения свободы, производственной необходимостью и рядом других обстоятельств. К примеру, осужденные, отбывающие пожизненное наказание, не привлекаются к среднему образованию, им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания. Инвалиды I и II групп, мужчины старше 60-ти лет и женщины старше 55-ти лет, изъявившие желание работать, могут привлекаться к профессиональной подготовке.

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде в Республике Казахстан. Администрация исправительного учреждения всемерно поощряет стремление осужденных получить среднее образование и учитывает это при определении степени их исправления – ст.108 ч.2,3 УИК РК. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и высшего профессионального образования.

Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается заочное профессиональное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего образования. Последние должны быть расположены в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Общеобразовательные программы обучения осужденных направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие. На основе государственных образовательных стандартов педагогическим коллективом учебных заведений разрабатываются образовательные стандарты исправления осужденных с учетом личностных особенностей, их образовательного, профессионального и культурного уровня.

Лекция № 9 Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и ст.116 УИК РК в обычных условиях в исправительных колониях общего режима отбывают наказание осужденные, прибывшие в данное исправительное учреждение, а также осужденные, переведенные со строгих и облегченных условий отбывания наказания. При отсутствии взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношения к труду, по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях, осужденные могут быть переведены в облегченные условия.


Осужденные впервые к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой, средней тяжести и тяжких преступлений, или осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше семи лет, а также все осужденные женщины, кроме женщин, отбывающих наказание за особо опасный рецидив преступлений. Кроме того, в этих колониях содержатся:

Осужденные к исправительным работам или ограничению свободы, если эти наказания за злостное уклонение от их отбывания заменены судом на лишение свободы;

Совершившие преступления по неосторожности и отбывавшие наказание в колониях-поселениях, но за злостные нарушения порядка отбывания наказания направленные судом в колонии общего режима;

Ранее переведенные в колонии-поселения, из колоний общего режима в колонии-поселения, но за злостные нарушения режима возвращенные в колонии общего режима. Осужденные могут содержаться на обычных, облегченных, льготных и строгих условиях. Обычный и облегченный режим предусматривает проживание в общежитиях.

Осужденным, отбывающим наказание на обычных условиях в колониях общего режима, разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на лицевых счетах, в размере 4 месячных расчетных показателей;

Иметь четыре краткосрочных и четыре длительных свидания, получать шесть посылок или передач и шесть бандеролей в течение года.

При облегченном режиме нормативы удваиваются; количество свиданий увеличивается до шести раз.

Отбывающим наказание на льготных условиях в целях успешной адаптации к жизни на свободе разрешается проживать в специальных общежитиях за пределами исправительной колонии под надзором. Они могут свободно передвигаться в пределах района ИУ, не ограничиваются в правах на свидания с родственниками.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях. Им разрешается расходовать только средства, заработанные в период отбывания наказания, два краткосрочных и два длительных свидания, получать три посылки и три бандероли, пользоваться ежедневной прогулкой по 1,5 часа (ст.117 УИК РК).

Общее образование осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия. Это абсолютно оправданно, так как под образованием в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Порядок получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27.03.2006 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы". Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237).

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России.

Администрация исправительного учреждения и педагогический коллектив школы работают в тесном контакте. На администрацию учреждения возлагается ведение учета осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень, оказание помощи работникам школы в изучении документов, регламентирующих деятельность учреждения. Она обеспечивает условия для проведения образовательного процесса (безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями, организует их падежное храпение и правильное использование обучающимися); выделяет для школы обслуживающий персонал и содержит его за счет учреждения в пределах лимита штатной численности работников учреждения; организует в дни учебы внеочередное бытовое обслуживание обучающихся, приобретение ими продуктов питания и предметов первой необходимости.

Сотрудники исправительного учреждения осуществляют контроль за соблюдением режимных требований работниками школы, а также обеспечивают их безопасность во время нахождения их па территории учреждения.

Представители администрации учреждения могут по согласованию с администрацией школы присутствовать на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организуемых и проводимых школой.

Администрация школы и педагогический коллектив проводят совместно с администрацией учреждения необходимую работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, организует образовательный процесс и оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования. Педагогические работники оказывают помощь администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации. Для этого директор школы и педагогические работники входят в состав советов воспитателей отрядов, участвуют совместно с администрацией учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных - по их личному заявлению.

Зачисление оформляется приказом директора школы по согласованию с начальником учреждения.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.

В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников IX, XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного тина, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Свои особенности имеет организация и деятельность общеобразовательных учреждений в воспитательных колониях. В соответствии с приказом Минюста России от 21.11.2005 Л" 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" учредителем школы воспитательной колонии является ФСИН России. Школа является юридическим лицом, содержится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УИС. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право воспитанников на получение образования.

Обязательному обучению в школе подлежат все воспитанники, не имеющие основного общего образования.

Количество классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не более 16 человек.

Воспитанники обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными принадлежностями за счет средств воспитательной колонии.

Учебный процесс в школе организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении. Отвлекать воспитанников от уроков категорически запрещается.

Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. Документы об образовании хранятся в личных делах воспитанников, а при их освобождении вручаются под расписку.

Педагоги школы принимают активное участие в воспитании воспитанников. Они организуют и проводят кружковую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: